- Крылатые поколения
- Вооружение
- История создания F-22 Raptor
- Боевое применение
- В массовой культуре
- Технические проблемы и инциденты
- Описание конструкции
- Сильные стороны F-22 Raptor
- Опытные образцы YF-22
- Ни себе, ни людям
- Проблемы при эксплуатации
- Тактико-технические характеристики (ТТХ) в сравнении с аналогами
- Летно-технические характеристики
- Радиолокационная станция
- Дальность обнаружения целей типа
- Остальные характеристики
- Трудное решение
- Запоздалая экономия
- Перспективы
- Тактико-технические характеристики F-22A Раптор
- Вооружение F-22 Раптор
- Статические образцы для прочностных и ресурсных испытаний
- Запас топлива
- Авионика
- Передача данных
Крылатые поколения
Прежде чем говорить о самолетах пятого поколения, необходимо сказать несколько слов о требованиях, которые предъявляют к этим машинам. Какие особенности и характеристики дают основание отнести тот или иной автомобиль к данному поколению.
К первому поколению истребителей относятся машины, изготовленные в 40-50-х годах прошлого века. Они имели прямое крыло и дозвуковую скорость полета. К таким машинам относятся Messerschmitt Me.262, F-80 Shooting Star, МиГ-9.
Ко второму поколению истребителей относились самолеты производства 50-х и 60-х годов. Эти машины имели околозвуковую скорость, стреловидное крыло, двигатель с форсажной камерой, на самолете была установлена РЛС. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и F-86 Sabre».
Истребители третьего поколения выпускались в период с 60-х по 80-е годы прошлого века. Эти машины могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Маха), имели более совершенный реактивный двигатель и были вооружены ракетами класса «воздух-воздух». В эту группу входят МиГ-21, МиГ-23, F-4 «Фантом».
Четвертое поколение истребителей появилось в начале 80-х годов прошлого века, к этому поколению относится большая часть самолетов, находящихся на вооружении разных стран мира. Они производятся и развиваются по сей день. К этому поколению относятся: МиГ-29, Су-27, F-15, F-16 и многие другие. Основные отличия этих самолетов от предыдущего поколения: наличие более совершенной авионики, двухконтурного авиационного двигателя и управляемого вооружения.
В конце 70-х годов прошлого века, когда истребители четвертого поколения только «вставали на крыло», в США и СССР уже были начаты подготовительные работы по созданию истребителя пятого поколения, что привело к созданию F-22 Раптор.
В чем основные отличия самолетов пятого поколения? Вот список критериев, которым должны соответствовать бойцы, чтобы попасть в эту группу:
- низкий уровень заметности для радаров противника;
- возможность летать на сверхзвуковой скорости без форсажа;
- высокая маневренность;
- многофункциональность;
- возможность поражения круговых целей;
- круговая информационная система;
- более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, в состав которого входит РЛС с активной ФАР.
Вооружение
Основная задача, возложенная на «Раптор», — завоевание господства в воздухе. Однако современные методы ведения войны требуют, чтобы машина могла нести и бомбы. Всего в корпусе три отсека: центральный для бомб и тяжелых боеприпасов и два малых для зенитных ракет. Раскрытие и выпуск лопасти осуществляется менее чем за секунду — иначе значение ЭПР резко возрастет.
В качестве стрелково-пушечного вооружения служит 20-мм многоствольная пушка M61A2 Vulcan с боекомплектом 420 выстрелов. Скорострельность орудия составляет 4000 выстрелов в минуту. Стволы имеют воздушное охлаждение, в результате чего длительность очереди ограничена 1,4 секундами. Во время воздушного боя система управления огнем рассчитывает оптимальное направление и проецирует огневую точку на лобовой индикатор.
Кроме того, в ассортимент оружия входят:
- Ракета класса «воздух-воздух» AIM-9M «Sidewinder» с боевой частью теплового наведения. Самая распространенная модель, имеющая около 20 модификаций, в том числе антилокационная и противотанковая версии. Максимальная дальность полета составляет 18 км.
- AIM-120 AMRAAM — ракета класса «воздух-воздух» с радиолокационной ГСН. Имеет встроенный компьютер, который выбирает оптимальную траекторию полета. На начальном этапе полета AIM-120 летает по команде с РЛС авианосца. На середине пути включается собственная РЛС, и ракета продолжает полет самостоятельно. Дальность полета стандартной модели составляет 60 км, а модифицированной — 120 км.:
- GBU-32 JDAM — корректируемая авиабомба свободного падения. Обстрел ведется по заранее известным координатам. Вероятное отклонение составляет 11 метров. В отличие от лазерных систем наведения, сигнал GPS нечувствителен к плохой погоде.
- GBU-39/B — свободнопадающая бомба с развитым оперением. Разработаны с использованием стелс-технологии. При ЭПР 0,015 м2 бомба предназначена для преодоления плотных зенитных комплексов. Боевая часть способна пробить 90 см железобетона, что активно использовали войска НАТО при разрушении иракских укрытий. GBU-39/B способна поражать подвижную цель на расстоянии до 110 км.
Изделие в зависимости от модификации оснащается тепловой или радиолокационной головкой.
Вооружение F-22 имеет несколько большую дальность действия из-за его сверхзвуковой крейсерской скорости. Например, при испытательном пуске бомбы с высоты 15 000 метров JDAM поразил подвижную цель на 38 км, а при аналогичном испытании по F-15 — на 28 км.
На крыле 4 точки подвески. Они предназначены для нескрытого монтажа вооружения или для подвески дополнительных топливных баков. Одна точка подвески рассчитана на две зенитные ракеты или бак объемом 2300 л.
История создания F-22 Raptor
В 1981 году американские военные составили техническое задание на разработку нового истребителя. Работу над новой машиной нужно было вести с учетом последних технических достижений того времени: военные требовали оснастить истребитель усовершенствованной авионикой, сделать его невидимым для радаров противника и установить на него принципиально новые двигатели.
Главной задачей нового самолета было завоевание господства в воздухе.
В 1986 году стартовал конкурс, в котором участвовали крупнейшие американские компании. В финальную секцию вошли две группы компаний: Northrop/McDonnell Douglas и Lockheed/Boeing/General Dynamics. Именно они в 1990 году представили два прототипа самолета. В следующем году группа Lockheed/Boeing/General Dynamics была объявлена победителем конкурса на создание американского истребителя пятого поколения.
На постройку предсерийной машины ушло шесть лет, первый самолет F-22 Raptor поднялся в воздух в 1997 году, серийное производство началось в 2001 году, а с 2005 года этот самолет начал официально эксплуатироваться.
Первая эскадрилья, полностью укомплектованная этими машинами, появилась в 2006 году.
Следует отметить, что количество машин, которые военное ведомство США планировало закупить у производителя, постоянно уменьшалось. В 2006 году военные хотели закупить 384 самолета, но через два года их количество сократилось более чем вдвое до 188 самолетов. Основной причиной стала высокая стоимость истребителя, а также начавшийся мировой кризис, вынудивший военных США несколько умерить свои аппетиты.
В 2009 году министр обороны США объявил о планах прекращения производства самолетов. В 2011 году с конвейера сошел последний F-22 Raptor. В том же году Конгресс США принял решение активировать программу еще одного истребителя пятого поколения — F-35 Lightning, имевшего меньшую стоимость.
На сегодняшний день F-22 — единственный истребитель пятого поколения, прошедший испытания и принятый на вооружение. Кроме того, этот самолет является самым дорогим истребителем в истории авиации. Стоимость одной машины без учета средств, затраченных на разработку, составляет 146 миллионов долларов.
Обслуживание этого самолета тоже довольно дорогое. Основная проблема – уязвимость радиопоглощающего покрытия, требующего особого ухода.
F-22 Raptor не использовался в реальных боевых действиях против истребителей противника. Единственный случай его применения был в 2014 году, когда был нанесен ракетный удар по исламским террористам в Сирии. Но вряд ли этот случай можно назвать полноценным применением истребителя.
Боевое применение
Первое боевое крещение F-22 получил в Сирии в январе 2014 года. Нанеся пару точечных ударов по базам исламистов в Ракке, самолет благополучно вернулся на базу. По состоянию на июнь 2015 года количество выполненных задач превысило 120.
В ходе одного из 11-часовых полетов летчики провели разведку местности, выполнили ударную задачу, произвели целеуказание и на практике сопроводили бомбардировщики, продемонстрировав универсальность самолета.
В массовой культуре
Несмотря на свой юный возраст, F-22 стал популярным. В частности, он появляется в:
- Халк. (2003)
- Трансформеры. (2007) Один из антагонистов превращается в F-22
- Трансформеры 2. (2009)
- Олимп пал. (2013) Самолеты атакуют AC-130, бомбивший Белый дом
- Серия игр Command and Conquer Generals. Это многофункциональное устройство.
- В Ace Combat: Assault Horizon и многих других авиасимуляторах
Образ самолета в кино ассоциируется с технологическим совершенством, а в компьютерных играх на нем можно летать только после достижения высокого ранга.
Технические проблемы и инциденты
Обязательным элементом современных самолетов стала кислородная генераторная станция, заменяющая кислородный баллон. Такие станции есть и на Рапторах и называются ОБОГС.
В 2012 году Пентагон ввел ограничение на полеты автомобилей с этой системой.
В распоряжении было запрещено летать далеко от баз, на Аляске и на высотах выше 7600 метров. По словам специалистов, это максимальная высота, с которой можно вернуться на землю, если пилот испытает удушье.
Ситуация осложнялась тем, что два пилота публично отказались летать на F-22 из-за проблем с воздухом. Дефект унес жизни людей. При расследовании крушения одного из агрегатов в 2010 году на Аляске выяснилось, что причиной катастрофы стала потеря сознания после удушья. Также было известно, что скафандры летчиков при перегрузке сильно раздувались, не давая летчикам нормально дышать.
Конструкторы решили проблему, установив в костюме клапан, сбрасывающий избыточное давление, и сняв фильтр очистки, чтобы увеличить пропускную способность воздушного канала, исключив при этом возможность его засорения.
Среди других необычных событий также известны:
- 10.04.2006. Некорректное включение блокировки салона. После многочасовых попыток вскрыть фонарь, при участии сотрудников производителя, он был демонтирован с помощью инструмента. Стоимость замены фонаря составила 200 000 долларов.
- 11.02.2007. Программа «Навигатор» падает при полете в Японию. Связан с изменением даты и времени посреди Тихого океана. В программе не был предусмотрен алгоритм смены, поэтому GPS-приемники давали неверную информацию. Вся эскадрилья вернулась на базу, после чего Lockheed быстро обновила прошивку.
- 16.11.2010. Перегрев двигателя и аварийное отключение системы кондиционирования и ОБОГС. Пилот не успел среагировать, задохнулся и разбился. После этого случая в кабине стали устанавливать аварийные кислородные баллоны.
Описание конструкции
Самолет выполнен по интегральной схеме, имеет высокорасположенное трапециевидное крыло. Стреловидность по передней кромке крыла составляет 42 градуса. В конструкции планера широко используются титановые сплавы, алюминиевые сплавы, композиционные и радиопоглощающие материалы. Композитные материалы не только позволили снизить уровень радиолокационной заметности самолета, но и значительно уменьшили его массу.
Вертикальное оперение двухконтурное. Кили широко расставлены и наклонены наружу (28 градусов). Горизонтальное оперение полностью подвижное.
Все стыки, образующиеся в местах пересечения различных деталей и частей самолета, имеют пилообразную форму, что снижает отражение электромагнитных волн.
Большое внимание уделено живучести машины, учитывалась живучесть самолета после поражения осколочно-фугасными боеприпасами, аналогичными имеющимся на вооружении ВВС России.
Кабина пилота имеет двустворчатый фонарь из поликарбоната. Он имеет специальное покрытие, которое распространяет радиоволны.
По отзывам пилотов, кабина F-22 Raptor — одна из самых удобных среди всех американских истребителей. Фонарь обеспечивает пилоту отличный обзор. Катапультное кресло ACES II позволяет эвакуировать пилота на всех скоростях и в любых диапазонах высот.
Трехколесное шасси.
Силовая установка F-22 Raptor состоит из двух двухконтурных ТРД Pratt & Whitney F119-PW-100, они позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, что является одним из основных требований к самолетам пятого поколения.
Кроме того, эти двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что значительно повышает маневренность истребителя. Сопла имеют неподвижные боковые стенки и отклоняющиеся днище и поверхности, что позволяет машине изменять отклонения вектора тяги и регулировать сечение сопла. Кроме того, плоские сопла снижают заметность самолета в инфракрасном диапазоне.
Воздухозаборники нерегулируемые, ромбовидные, имеют S-образный канал для защиты компрессоров двигателя от излучения.
Самолет оснащен бортовым комплексом авионики разработки TRW, включающим систему обработки данных, систему связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой радиоэлектронный комплекс, в том числе: систему радиоэлектронной борьбы Sanders/General Electric AN/ALR-944 и АН/АПГ-77.
О радаре, установленном на истребителе, стоит сказать отдельно. Это активная фазированная антенная решетка, которая состоит из 2 тысяч элементов, излучающих и принимающих сигнал. Эта РЛС может обнаруживать цели с ЭПР 1 м² на дальности 225 км в штатном режиме и на 193 км в режиме LPI, крылатые ракеты с ЭПР 0,1 м² на дальности 125 км.
Режим низкой вероятности перехвата (LPI) позволяет F-22 Raptor обнаруживать цели, оставаясь незамеченным.
Raptor вооружен 20-мм пушкой M61A2 Vulcan, а также ракетами класса «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и AIM-9M Sidewinder.
Сильные стороны F-22 Raptor
Концепцию использования самолета можно описать следующим девизом: «Чем раньше он был обнаружен, тем раньше он был уничтожен».
Отличный набор радиоэлектронного оборудования, в частности мощный и совершенный радар, дает истребителю возможность обнаруживать противника на дальних дистанциях и оставаться незамеченным.
Низкая радиолокационная дальность истребителя позволяет F-22 Raptor первым обнаруживать самолет противника и уничтожать его. Дополнительно современные самолеты четвертого поколения включают форсаж перед пуском ракеты для набора скорости, Раптору это делать не нужно.
F-22 Raptor имеет значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.
По маневренности F-22 превосходит все самолеты четвертого поколения. Отличные аэродинамические характеристики самолета, двигатели с управляемым вектором тяги придают истребителю отличную маневренность и управляемость на всех режимах полета.
Многофункциональность. F-22 Raptor изначально разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе. Поэтому он не очень хорошо приспособлен для поражения наземных целей. Большинство стандартных американских средств поражения класса «воздух-земля» просто не помещаются в их внутренние отсеки. Возможна установка оружия на внешней подвеске, но в этом случае боец теряет самое главное преимущество: малозаметность.
Опытные образцы YF-22
YF-22 (ATF Dem/Val, серийный номер 3999, регистрационный номер N22YF, регистрационный номер ВВС 87-700) 1 экспериментальный тактический истребитель.
Самолет был построен на опытном заводе компании в Мариетте, но окончательная сборка производилась на авиабазе Доббинс (Мариетта, Джорджия). Boeing участвовал в производстве планера».
Самолет построен в частичной комплектации (без вооружения и боевых систем) с двигателями YF120-GE.
Главный пилот Lockheed Д. Фергюсон (Dave Ferguson) совершил первый полет на этом самолете 29.09.90 (самолет YF-23 совершил первый полет 27.08.90). 25 октября 1990 года самолет впервые превысил скорость звука. В начале ноября 1990 года самолет достиг М=1,58 на форсажном режиме и М=2 на форсажном режиме. За первые 3 месяца оба прототипа совершили 74 полета.
В ноябре 1990 года были испытаны маневренные характеристики, в том числе выполнялись полные развороты при углах атаки до 60 градусов.
В декабре 1990 года из центрального и боковых отсеков были запущены пусковые установки ракет AIM-9 и AIM-120 (с инертными боевыми частями.
Фаза испытаний Дем/Вал закончилась 28.12.90. Самолет выиграл (объявленный в апреле 1991 г.) конкурс на YF-23, потому что.:
- первым начал летать на больших углах атаки;
- первым начнёт стрелять;
- имел более высокий уровень авионики;
- имел лучшую компоновку кабины.
Кроме того, сыграл роль факт успешного применения самолетов F-117A в войне в Ираке.
В ходе дальнейших испытаний, проведенных фирмой, на самолет были установлены двигатели F119-PW. После завершения испытаний самолет некоторое время использовался для наземных испытаний.
В 1997 г самолет передан в музей ВВС США, г. Дейтон, шт. Огайо.
Первый опытный тактический истребитель V-поколения Lockheed Martin YF-22A
Фото: nara.getarchive.net
YF-22 (ATF Dem/Val, серийный номер 4000, регистрационный номер N22YX, регистрационный номер ВВС AF86-022, затем 87-701) 2 экспериментальных тактических истребителя.
Самолет был построен на опытном заводе компании в Мариетте, но окончательная сборка производилась на авиабазе Доббинс (Мариетта, Джорджия). Boeing участвовал в производстве планера».
Самолет построен в частичной комплектации (без вооружения и боевых систем) с двигателями YF119-PW-100.
30 октября 1990 года летчик-испытатель компании Lockheed-Martin Томас Моргенфельд совершил первый полет на первом опытном истребителе YF-22.
В апреле 1992 года самолет был достроен и передан в стадию ЭМД. Однако в мае 1992 г., выполняя упражнение «конвейер» (touch-and-go) при движении по ВПП АВБ, Эдвардс попал в раскачку (по другим данным, раскачка началась, когда она еще находилась в воздух), покинул взлетно-посадочную полосу самолета и загорелся. Самолет был отремонтирован, но больше не использовался для полетов, а служил для испытаний РЛС и антенных систем на наземном стенде в Rome Air Development Center, авиабаза Гриффисс, шт. НОВЫЙ.
После завершения этой программы он ненадолго использовался для наземных дисплеев в рекламных целях.
Читайте также: РСЗО «Смерч» технические характеристики, установка, дальность стрельбы
Ни себе, ни людям
Есть потенциальные покупатели, хотя и немногочисленные, на самый дорогой истребитель в мире. Но если законодатели США будут затягивать с этим решением, Lockheed Martin и ее товарищи рискуют потерять их, как и сам Predator».
Наиболее вероятным претендентом на покупку F-22 остается Япония, которая годами пытается получить разрешение руководства США на их продажу. Правда, судя по последним сообщениям СМИ, в Токио по-прежнему сомневаются в перспективах этой сделки.
Затем, в конце декабря 2008 года, японское издание Daily Yomiuri сообщило со ссылкой на официального представителя военного ведомства страны, что Япония готова отказаться от закупки F-22 и сейчас рассматривает другие варианты, в том числе F. -35. Это решение было мотивировано тем, что администрация Обамы полностью ограничит или даже полностью приостановит производство F-22, поэтому дальнейшие переговоры о закупке этих истребителей не имеют смысла.
Правда, спустя несколько дней Минобороны Японии опровергло эту информацию, о чем сообщило военное издание Jane’s. Официальный представитель военного ведомства страны заявил, что ситуация не изменилась, но намерения японских военных остались прежними.
До недавнего времени еще одним вероятным покупателем «Хищников» оставалась Австралия. В 2004 году главнокомандующий ВВС США Ангус Хьюстон заявил, что «F-22 станет самым выдающимся истребителем из когда-либо построенных». Некоторые австралийские политики и военные аналитики настаивали на том, чтобы Канберра покупала не F-35, а F-22, поскольку это, в отличие от перспективного Joint Strike Fighter, уже отработанный, испытанный и зарекомендовавший себя самолет.
В 2006 году правительство Австралии поддержало эту инициативу, но позже отказалось от этих намерений. Среди причин были не только цена и отказ американцев снять запрет на продажу, но и некоторые боевые характеристики истребителей, которые не устраивали австралийцев.
Сообщается, что обсуждение этого вопроса в Австралии окончательно еще не завершено. Однако в начале декабря 2008 года главком ВВС страны объявил о своем решении остановить свой выбор на F-35, который, по его мнению, превосходит истребители производства российской компании «Сухой», находящиеся на вооружении соседних стран.
Он также подчеркнул, что в будущем F-35 «станет лучшим многоцелевым истребителем в мире, у него самая современная защита и радиолокационное оборудование». А учитывая, что австралийцы намерены закупить не менее 100 истребителей Joint Strike, потребность в F-22 просто отпадет сама собой.
Намерение купить F-22 высказал и один из ближайших союзников Америки – Израиль. Хотя законодатели США, продлившие запрет на экспорт истребителей в 2006 году, пока не сделали исключения для этой страны. Но даже если израильтянам удастся получить разрешение на продажу «Предаторов», это вряд ли позволит проекту долго продержаться на плаву: 24 истребителя — слишком маленькая партия по сравнению с той, которую изначально планировал приобрести Пентагон.
Поиск потенциальных покупателей среди других штатов американского производителя сейчас тоже проблематичен. Большинство заказчиков уже выбрали F-35 как перспективный истребитель. Кроме того, F-22 может составить достойную конкуренцию истребителям европейских и российских производителей, которые, возможно, по некоторым параметрам уступают «Хищнику», но и стоят гораздо меньше.
Проблемы при эксплуатации
Основной проблемой, возникшей при эксплуатации этого самолета, была неисправность системы подачи кислорода для дыхания пилота. Пилоты жаловались на удушье и необычные запахи в кабине.
В 2012 году по этой причине были введены жесткие ограничения на полеты: пилоты не могли удаляться от взлетно-посадочных полос на значительное расстояние, а также не могли подниматься выше 7,6 тыс метров.
Была проведена проверка, которая позволила найти причину проблемы. Ею оказался жилет, который летчики используют, чтобы облегчить дыхание. В конструкцию были внесены изменения и проблема была решена.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) в сравнении с аналогами
Пустой вес | 19700 | 18500 | 14650 | 19000 | 11000 |
Боевой радиус км | 760 | 1400 | 865 | 1350 | 1390 |
Практичная крыша м | 20 000 | 20 000 | 18000 | 20 000 | 20 000 |
Форсажная тяга | 2 х 16785 | 2×15000 | 19500 | 2×14500 | 2×9000 |
Боевая нагрузка кг | 10370 | 10 000 | 9100 | 8000 | 7500 |
Максимальная скорость | 2410 | 2600 | 1930 г | 1400 | 2400 |
Наличие оптико-электронной станции | — | + | + | + | — |
РЛС с АФАР | + | + | + | + | + |
Таким образом, основными недостатками F-22 Raptor перед соперниками являются малая дальность полета и отсутствие оптико-электронной станции наведения.
Летно-технические характеристики
Модификация | Ф/А-22А |
Размах крыла, м | 13.56 |
Длина полета, м | 18,9 |
Высота полета, м | 5.08 |
Площадь крыла, м | 78.04 |
Вес (кг | |
пустой | 19700 |
нормальный старт | 29300 |
максимальный старт | 38000 |
топливо | 8200 |
Тип двигателя | 2 ТРДД Pratt Whitney F119-PW-100 |
Статическая вынужденная тяга, кН | 2 х 156,0+ |
Максимальная скорость, км/ч | 2410 (М=2,25) |
Крейсерская скорость, км/ч | 1963 г. (М=1,82) |
Расстояние переправы, км | 3219 |
Практическая дальность с ПТБ, км | 2960 |
Боевой радиус, км | 759 |
Практичная крыша, м | 19812 |
Максимальная рабочая перегрузка | 9 |
Экипаж, ребята | 1 |
Радиолокационная станция
Для истребителя была создана совершенно новая РЛС с электронной разверткой луча. Бортовая РЛС представлена моделью AN/APG-77. Функция находится в режиме псевдослучайного изменения частоты. Он основан на идее многократного случайного изменения частоты. Станциям противника будет сложнее зафиксировать такой сигнал.
Вторая функция – это 2 тысячи элементов, каждый из которых является приемо-передающей ячейкой.
Качественно улучшена разрешающая способность такой станции – количество сопровождаемых целей увеличилось до 100, а также появилась возможность передавать команды на выпущенную ракету с помощью луча.
Дальность обнаружения целей типа
- Истребительная авиация с ЭПР>3 м² до 250-310 км (Су-27, МиГ 29, Еврофайтер Тайфун).
- Крылатые ракеты (0,1-0,5 м²) — до 150 км.
- Танки и катера — до 70 км.
Остальные характеристики
- Угол обзора по горизонтали и вертикали составляет 120 градусов.
- Количество одновременно обстреливаемых целей — 20 ед.
- Время обновления изображения составляет 14 секунд.
- Максимальная средняя мощность составляет 18500 Вт.
При таких параметрах F-22 «Раптор» представляет собой полноценный самолет ДРЛО, являющийся его компактной версией.
Трудное решение
По сообщениям американских СМИ, судьба одного из самых неоднозначных и амбициозных проектов американского авиастроения решится в ближайшие месяцы. И новый президент США должен положить конец этой долгой истории.
Решение действительно будет трудным. Бараку Обаме, как говорится, придется выбирать из двух зол меньшее: полностью закрыть проект, лишив работы тысячи американцев в разгар финансового кризиса и оставив крупнейшие компании без прибыли, или продолжать тратить огромные суммы денег на покупку для далеко не лучших времен для экономики США.
Конечно, Сенат может разрешить экспорт истребителей даже в том случае, если Пентагон откажется от их дальнейшей закупки. Но ситуация окажется парадоксальной: истребитель разрабатывался для армии США, которая в итоге ограничилась относительно небольшой партией по экономическим соображениям, и теперь производителям предложат оснастить самолетами F-22 другие страны. И как раз в тот момент, когда возместить затраты становится практически невозможно: некоторые потенциальные покупатели уже потеряли к ним интерес, а найти новых будет непросто из-за усиления конкуренции на рынке.
В результате даже в этом случае «Хищник» может оказаться невостребованным как своими, так и чужими.
Запоздалая экономия
F-22 Raptor — один из немногих оборонных проектов, созданных в США, как говорится, «только для себя». Конечно, можно предположить, что покупать такие дорогие самолеты могли позволить себе только самые богатые штаты, но экспорт истребителей запрещен федеральными законами США совсем по другой причине — из-за опасения утечки уникальных технологий, используемых в его производство.
Экспортной альтернативой «Хищнику» в будущем должен стать еще один новый истребитель пятого поколения — Joint Strike Fighter, или F-35 Lightning II, который также разрабатывается компанией Lockheed Martin. Проект Joint Strike Fighter финансируется многими государствами, хотя США также являются основным спонсором.
Этот самолет унаследовал многие технологии, использовавшиеся при разработке F-22, но стоимость одной машины почти вдвое меньше. И в сегодняшней непростой экономической ситуации в глазах потенциальных покупателей это делает F-35 весьма привлекательной альтернативой по сравнению с предшественником.
На сегодняшний день, по данным СМИ, на вооружении ВВС США находится 127 истребителей F-22 Raptor, еще около 60 должны быть поставлены армии США в ближайшие годы. В мае 2008 г. Сенат США утвердил оборонный бюджет на 2009 г., который включал финансирование 20 дополнительных F-22. Но в ноябре 2008 года Пентагон решил сэкономить, уменьшив запланированную партию с 20 до 4 единиц.
Решение о покупке 16 и более самолетов отложено до прихода в Белый дом новой администрации. Она также должна решить дальнейшую судьбу самолета. Причем сенаторы, утвердившие военный бюджет, заранее позаботились о самом радикальном варианте, присвоив средства, которые потребуются для закрытия производства F-22.
Однако действующий и будущий глава Пентагона Роберт Гейтс, уже заявивший о намерении пересмотреть политику закупки и разработки вооружений для армии США, в феврале 2008 г заявил, что не возражает против снятия запрета на продажа Ф — 22. Но для этого конгрессменам США придется внести изменения в законодательство.
Перспективы
Эксперты высказывают разные мнения о будущем Raptor, но становится ясно, что добавление F-35 Lightning II все больше привлекает внимание военных.
Наличие электронно-оптической станции с нашлемным целеуказанием, станции постановки помех, современного интерфейса обмена данными, совместимость с широким спектром вооружения, вплоть до тактических ядерных бомб, делает F-35 отличной машиной поддержки войск . В странах третьего мира эту задачу уже давно взяли на себя дроны.
У F-22 другая задача. Самолету суждено господствовать в небе безраздельно. Он должен уводить перехватчики противника от бомбардировщиков, вести разведку местности резким энергичным полетом и осуществлять целеуказание, наносить точные удары по укреплениям, в общем все, чтобы обеспечить армии верную победу.
Вскоре Россия ответит запуском Су-57 в серийное производство, а значит, вполне вероятна их встреча в третьих странах.
Это обнажит их слабые стороны и даст мощный толчок развитию авиации. Обе машины будут неоднократно модифицированы и отвечают возросшим требованиям времени. Поэтому «Раптор» будет охранять небо страны не одно десятилетие, пока его не сменит новая машина шестого поколения.
Тактико-технические характеристики F-22A Раптор
- Экипаж F-22 Raptor- 1 человек
Размеры F-22 Раптор
- — Размах крыла: 13,56 м
- — Длина полета: 18,90 м
- — Высота полета: 5,09 м
- — Площадь крыла: 78,04 м²
- — Площадь ВО: 16,54 м²
- — Площадь ГО: 12,63 м²
Вес F-22 Раптор
- — Масса пустого: 19700 кг
- — Нормальная взлетная масса: 29200 кг (100% топлива)
- — Максимальный вес: 38 000 кг
- — Нормальная нагрузка: 1116 кг (6 + 2 УР)
- — Максимальная нагрузка: 10370 кг
- — Топливо: 8200 кг
- — Масса с двумя ПТБ: 11900 кг
Двигатель F-22 Раптор
- — Тип двигателя: 2 турбовентиляторных Pratt & Whitney F119-PW-100
- — Статическая форсированная тяга: 15876 кгс
- — Тяговооружённость при нормальной стартовой массе: 1,087
- — Тяговооружённость при максимальной стартовой массе: 0,83
Скорость F-22 Раптор
- — Максимальная скорость: 2410 км/ч — максимальная (М=2,25) (в мирное время максимальная скорость ограничена М=2, т.е. 2124 км/ч)
- — Максимальная скорость без форсажа: 1826 км/ч (М=1,72)
- — Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
- — Максимальная скорость у земли: 1490 км/ч (М=1,22)
Диапазон F-22 Раптор
- — Дальность с двумя ПТБ: 2960 км
- — Перегоночная дальность: 3220 км
- — Боевой радиус: 760 км (из них 185,2 км на бесфорсажном сверхзвуковом крейсерском режиме)
- Практичная крыша F-22 Raptor- 20 000 м
- Максимальная перегрузка F-22 Raptor 9,5G (8G в мирное время)
Вооружение F-22 Раптор
- — 20-мм пушка M61A2 Vulcan, 480 выстрелов
- — Ракеты класса «воздух-воздух»: шесть AIM-120C AMRAAM и две AIM-9M Sidewinder.
- — Регулируемые бомбы JDAM.
- — Совместимость с управляемыми высокоточными бомбами SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39 и SDB-53/B
Статические образцы для прочностных и ресурсных испытаний
F-22 № 91-3999 Экспериментальный Статик № 1, Тактический истребитель. Статический образец для испытаний на прочность при статической нагрузке. Построен фирмой «Локхид-Мартин» в частичной комплектации.
Прочность планера оказалась недостаточной. По результатам испытаний в конструкцию самолета пришлось внести существенные доработки.
F-22 № 91-4000 Экспериментальный Статик № 2, Тактический истребитель. Статические испытания на частоту и прочностные испытания на пожизненную нагрузку. Построен фирмой «Локхид-Мартин» в частичной комплектации.
Ресурс прочности планера был недостаточным. По результатам испытаний в конструкцию самолета пришлось внести существенные доработки.
Запас топлива
Полный объем внутренних баков вмещает всего 8 тонн топлива. Этого достаточно, чтобы пролететь 1400 километров. Это на 30% меньше, чем у F-15, и ограничивает его возможности по патрулированию.
При использовании подвесных баков дальность увеличивается до 2500 километров. Однако PTB используется только для дальнемагистральных рейсов.
Нецелесообразно использовать танки при выполнении боевых задач — отряд будет засвечен радаром противника на начальном этапе и потеряет свое преимущество.
Использовать Раптор для длительных патрулей будет сложно. Танкисты — единственный выход в этой ситуации. Однако здесь возникают аналогии со Второй мировой войной, когда немецкие подводные лодки уничтожались, только во время дозаправки.
Авионика
Системы самолета управляются сдвоенными компьютерами с высокой степенью надежности на базе RISC-процессоров. Полетная информация отображается на индикаторе на лобовом стекле и на шести многофункциональных цветных экранах.
Ввод маршрута автопилота и параметров связи осуществляется через ICP, который расположен над центральным дисплеем. Внедрение голосового управления, запланированное изначально, было отменено. Низкая надежность распознавания и длительное время реакции были основными причинами отказа от этой идеи.
Модернизация авионики стоит дорого.
Это связано с тем, что процессорный блок, индикаторы, панель ввода и многие другие элементы управления тесно интегрированы и замена одного из компонентов невозможна без полной модернизации всей электроники.
Передача данных
TRW была поручена разработка важнейших компонентов, а именно средств связи и распознавания. В состав комплекса входят система идентификации дружественных объектов, шины IFDL и Link-16 JTIDS. На канале IDFL передача работает в обе стороны, тогда как Link16 JTIDS настроен только на прием данных, так как велика вероятность перехвата.
В рамках программы Increment 3.2 ставилась задача довести интерфейс связи до уровня MADL, который уже был установлен в бомбардировщике B-2 и перехватчике F-35 Lightning 2. Однако было принято решение свернуть проект из-за надвигающегося финансового кризиса.