Eurofighter Typhoon: истребитель, самолёт, ввс, история создания, конструкция, технические характеристики

Военная техника

История создания

Большая часть «ядер» истребителя «Тайфун» (Eurofighter Typhoon, не путать с Hawker Typhoon) досталась Британии. Искать замененным ударным рафонам «Ягуар» (совместно с Францией) и «Фантом» (американская разработка) в Европе начали еще в 70-х годах. Уже тогда пытались разделить затраты на разработку с Германией и Францией, но требования к перспективным истребителям не совпадали.

Самолет Еврофайтер Тайфун

Если Королевские ВВС хотели получить штурмовик, способный еще и служить истребителем ПВО, то Люфтваффе нужен был «чистый» истребитель, и французы собирались просто заменить «Ягуар».

В 1979 г вновь стартовала исследовательская программа «Европейский боевой самолет», в рамках которой британская фирма «Бритиш Аэроспейс» представила проект Р.106 — одномоторный самолет с треугольным крылом, выполненный по схеме «утка» схема».

В 1983 году к программе разработки перспективного истребителя присоединились Италия и Испания. К этому времени англичане построили демонстратор технологии EAP, внешне напоминающий будущий «Тайфун».

Хотя исследования середины 80-х годов окончательно определили комплекс требований к самолету и его назначению, между разработчиками вновь возникли разногласия. Французы, у которых есть авианосцы, хотели использовать перспективный самолет в качестве палубного.

Британские истребители Тайфун

Англичанам (переделавшим палубную авиацию в самолеты вертикального взлета) и другим участникам проекта (у которых нет авианосцев) такое усложнение конструкции было ни к чему. Франция вышла из проекта, а в консорциум Eurofighter вошли четыре страны. Строительство опытных образцов истребителя началось в 1989 году.

Планы скорректировали развал Организации Варшавского договора и развал Советского Союза.

Сократилось финансирование вооруженных сил. Европейские страны, не имевшие авиационной промышленности, потеряли интерес к проекту. К разработке охладела и Германия, получившая «в наследство» от ННА ГДР парк истребителей МиГ-29. Программе «Еврофайтер» также мешали попытки разработать уцененные варианты.

В итоге немцы просто урезали планы закупок. Ужесточили требования к летным характеристикам самолета, упростили радиоэлектронное оборудование и отказались от оснащения самолета защитой от электромагнитных импульсов. Сама программа получила обновленное название — «Еврофайтер 2000». Из индекса следовало, что истребитель должен поступить в вооруженные силы в 2000 году.

В 1994 году два прототипа «Еврофайтера» (один построен в Германии, второй — в Великобритании), оснащенные моторами RB199, совершили первые полеты. Третий самолет итальянской постройки получил запланированные для проекта двигатели EJ2000 и поднялся в воздух в 1995 году. О начале серийного производства истребителя было объявлено в 1998 году, и тогда же самолет получил свое окончательное название — «Еврофайтер Тайфун», первоначально применявшееся для экспортных истребителей.

Tranche 3 Eurofighter production

Контракт на 9 миллиардов евро на производство третьего транша был подписан в июле 2009 года в мюнхенском офисе Eurofighter. Уже заключены два экспортных контракта с Австрией (в 2003 г.) и Саудовской Аравией (в 2007 г.). Кампании компаний-партнеров Eurofighter проводились в Швейцарии, Индии, Японии, Румынии, Греции, Турции, Болгарии и Хорватии.

В мае 2009 года Великобритания подтвердила свой окончательный проект контракта на участие вместе с тремя другими странами консорциума Eurofighter в производстве третьего транша.

Описание самолета

Eurofighter Typhoon — многоцелевой истребитель, который должен стать основной европейской авиацией в первой четверти XXI века.

Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «ветка», переднее горизонтальное крыло — цельноворотное. Крыло треугольной формы, низкорасположенное, угол стреловидности передней кромки спасибо 53 градуса. Для снижения заметности истребителя он выполнен из радиопоглощающего материала.

Закрылки и предкрылки – двухсекционные. Еврофайтер Тайфун имеет однокилевое вертикальное крыло.

Тип фюзеляжа – полумонокок. Пилот защищен броневой броней от огня стрелкового оружия. Кабина пилота закрыта цельнолитым бескаркасным фонарем, обеспечивающим пилоту отличный обзор. В кабине установлено кресло-катапульта, позволяющее пилоту покидать самолет на любой скорости и режиме полета.

Корпус EF2000 состоит на 40% из углепластика, на 40% из различных алюминиевых сплавов и на 12% из титановых сплавов. Композитные материалы составляют большую часть поверхности самолета (около 70%), что обеспечивает его низкую ЭПР.

Топливные баки расположены в фюзеляже и в кессонах консолей крыла. В узлах внешней подвески может быть размещено несколько подвесных баков. Имеется система дозаправки топливом в воздухе.

Eurofighter Typhoon имеет трехопорное шасси с односкатными стойками. Основные стойки убраны в сторону фюзеляжа, а передняя стойка — вперед. Конструкция шасси позволяет EF2000 садиться и взлетать с некачественным покрытием взлетно-посадочной полосы. Для экстренного торможения самолет оснащен тормозным парашютом.

При создании истребителя EF2000 используются технологии «стелс». Самолет нельзя назвать полностью невидимым, но ЭПР значительно снижена. При разработке самолета перед конструкторами была поставлена ​​задача снизить уровень ЭПР по сравнению с самолетом «Торнадо» в четыре раза.

Для достижения подобных характеристик в конструкции самолета активно использовались композиционные материалы, передние части двигателей маскируются особой конструкцией воздухозаборников, а внешние подвески вооружения выполнены полуохлаждаемыми начала с 2020 года, Eurofighter Typhoon оснащается бортовой РЛС, изображение на основе фазированного райти, от отнове на основе фазированного райти, часть может иметь меньший уровень радиосвязи.

Силовая установка Eurofighter Typhoon состоит из двух ТРДДФ Eurojet EJ 200, каждый из которых развивает тягу 9,18 тс. При производстве EJ 200 используются самые современные технологии: диски из порошковых материалов, цифровая система управления, способная работать в любом режиме, монокристаллические лопатки турбины, встроенная система диагностики. Камера сгорания имеет специальное керамическое покрытие, значительно увеличивающее срок ее службы. Одной из главных особенностей двигателей самолета является их модульная конструкция, на демонтаж которой уходит всего 45 минут.

«Еврофайтеры» можно назвать одними из самых живучих боевых самолетов. В первую очередь это касается его двигателя, его ресурс конструкторы довели до 10 тысяч часов работы.

Нерегулируемый воздухозаборник EF2000 расположен под фюзеляжем, он имеет изогнутую нижнюю кромку, что также снижает заметность самолета на экранах радаров. Воздухозаборник разделен вертикальной перегородкой на два независимых канала, каждый из которых питает один из двигателей.

Eurofighter Typhoon оснащен электрической системой дистанционного управления (ЭДСУ) без запасной механической гондолы. Во многом она обеспечивает высокую маневренность самолета, его устойчивость и безопасность пилотирования на предельных режимах.

Система управления вооружением состоит из инфракрасной мушки PIRATE и многорежимной когерентной импульсно-доплеровской РЛС ECR90. Система PIRATE устанавливается на узле внешней подвески и предназначена для поиска и определения воздушных и наземных целей.

Навигационная система истребителя инерциальная, в ее состав входят кольцевые лазерные гироскопы, нашлемный прицел-индикатор, система анализа, распознавания и приоритизации внешних угроз и другие компоненты.

Самым дорогим компонентом электроники самолета является его защитная система DASS. Он собирает и анализирует информацию от множества датчиков, способных воспринимать лазерное или радиолокационное излучение. Также DASS контролирует целый комплекс элементов защиты (как пассивных, так и активных), среди которых передатчики помех, отстрел тепловых ловушек и дипольных отражателей, буксируемые ложные цели. Контейнеры с системой РЭБ расположены на концах консолей крыла.

Истребитель имеет тридцать узлов входеры подвески. Его обычное вооружение состоит из четырех управляемых ракет средней дальности, расположенных под фюзеляжем, и двух УР малой дальности, которые обычно размещаются на крайних узлах внешней подвески. Всего Eurofighter Typhoon может взять на борт до десяти ракет класса «воздух-воздух». Возможно размещение трех подвесных резервуаров.

Пушечное вооружение «Еврофайтера» состоит из 27-мм автоматической пушки Маузера, она расположена в корневой части правого крыла.

Также самолет может взять на борт до 6,5 тысяч человек кг различных бомб.

Общая оценка проекта

Оценки истребителя Eurofighter Typhoon очень контактривы. Производители самолета не скупятся (это естественно) на самые похвальные эпитеты по отношению к своему детищу. По их данным, EF2000 имеет 82-процентный шанс победить в борьбе с российскими Су-35, а его боевая эффективность равна пяти самолетам МиГ-29. Также разработчики считают, что «Еврофайтер» превосходит Су-35, F-16C, МиГ-29 и французский истребитель «Рафаль» по скорости виража (М<1 и М>1».

Впрочем, есть и другие оценки EF2000. Несколько немецких авиационных экспертов пришли к выводу, что европейский истребитель уступает МиГ-29М как по возможностям БРЭО, так и по своим летным характеристикам.

Существует мнение, что истребитель Eurofighter Typhoon концептуально устарел еще до начала его серийного производства. Такая точка зрения выглядит вполне обоснованной. В США и СССР работы по созданию истребителей четвертого поколения начались в середине 1960-х, а в 1980-х эти машины пошли в серийное производство. В это время веропейцы только проступили к голосовым машинам.

В 1990 году первый полет совершил истребитель пятого поколения — американский F-22 Raptor. Сегодня эта машина выпускается серийно и по многим параметрам превосходит любой самолет предыдущего поколения.

Практически по всем характеристикам Eurofighter Typhoon проигрывает российскому истребителю Су-35, относящемуся к поколению 4++. В 2014 году этот самолет был введен в эксплуатацию и выпускается серийно.

Сегодня авиастроители начинают задумываться над обликом истребителя шестого поколения, хотя его время еще не пришло.

Несмотря на это, европейский «Тайфун», несомненно, является одним из лучших истребителей современности. Возможно, он уступает по каким-то параметрам новейшим российским и американским машинам, но все же «Еврофайтер Тайфун» — очень грозный противник.

На этом самолете впервые применена система ЭДСУ, рациональное использование технологии «стелс» значительно снизило его радиолокационную заметность, но не сделало его чрезмерно дорогим, Еврофайтер Тайфун имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость, что приближает его к пятой машины поколения.

Все это свидетельствует об очень высоком уровне европейской авиации. Если когда-нибудь европейцы решат построить истребитель пятого голенка, то их компентарии (США, России и Чиниу) придется нелегко.

Кабина и органы управления

«Еврофайтер Тайфун» управляется одним пилотом, который находится в кабине.

Общий вид кабины
Общий вид кабины «Еврофатер Тайфун”

Индикатор на лобовом стекле (ILС, Head-up-Display) доминирует над рабочим местом пилота. Под ним размещена базовая панель управления каналом передачи (Панель управления каналом передачи данных, DLCP), а ниже три многофункциональных проекционных дисплея (MHDD). С левой стороны находится еще одна консоль для ввода и изменения данных, с правой стороны — дисплей для организации связи.

Полетная информация, данные датчиков, тактические данные и системная информация выводятся пилоту на три многофункциональных экрана AMLCD размером 159х159 мм и разрешением 1024х1024 пикселей. Экраны автоматически подстраиваются под преобладающие условия освещения в салоне с помощью фотоэлемента. Экраны управляются 17 кнопками, прямым голосовым вводом (DVI) или курсором. Контроллер XY служит для перемещения курсора? который расположен на рычаге газа и регулируется указательным пальцем левой руки. Кнопки экрана не имеют постоянной надписи, но могут быть любым символом по необходимости.

Обычно перед стартом определяются стандартные настройки для каждого монитора. Далее «Тайфун» автоматически выбирает соответствующий дисплей в зависимости от ситуации и статуса миссии. Обычно в центре на карту выводятся тактические данные (Pilot Awareness Format, РА). Слева отображается формат атаки, где отображаются только актуальные тактические данные. «Картинка» правого дисплея выбирается в зависимости от ситуации: дальновысотный индикатор (RHI-Scope), сопровождение цели, информация от системы самообороны (Defense Aids Sub System, DASS), вооружение, топливо и т.д.общая картина ситуации.

Формат РА (карта) на среднем мониторе кабины
Формат РА (карта) на среднем мониторе кабины

В верхней части кабины, справа от ДЛКП, расположен авиагоризонт, слева от которого расположены дополнительные кнопки. Возле правого колена находится панель предупреждающих сообщений. Поворотные переключатели на кронштейнах консоли слева и справа не используются для подъема и опускания систем самолета в аварийных ситуациях и в обычном полете.

Снаряжение пилота

Пилот «Еврофайтер Тайфун» сидит в катапультном кресле Martin-Baker Mk-16-EF с нулевым потенциалом. Для дыхания пилота воздух от воздухозаборников двигателей пропускается через молекулярное сито из цеолитов и обогащается кислородом до 95.

В экипировку пилота входят противоперегрузочный костюм и специально разработанный шлем «Страйкер» (Striker). В современном виде шлем имеется в войсках с 2011 года. Он весит 1,9 кг и стоит 400 100 долларов США за штуку. Шлем был снабжен защитным покрытием от лазерного и других видов излучения. Он также обеспечивает установленный уровень баллистической защиты от осколков.

Дисплей шлема состоит из бинокулярных экранов с электронной лучевой трубкой и подключен к системе слежения за головой (Head Tracking System, HTS). Система символов шлема (Helmet Mounted Symbology System, HMSS) отображает положение самолетов, управляемых ракет и других особенностей окружающей среды на щите шлема на основе комбинированной картины обстановки. Таким образом, летчик может видеть цели «сквозь» свой самолет, соединять их, а затем с помощью голосового ввода назначать им приоритеты и наводить на них управляемое оружие. Принцип работы обозначен производителем, как «укажи и щелкни».

Летчик управляет самолетом, воздействуя на рукоятку управления, расположенную в центре кабины, и рычаг газа с левой стороны. Оба элемента имеют по 12 переключателей.

Шлем Страйкер
Шлем Страйкер

Конструкция

«Еврофайтер Тайфун» — двухмоторный низколетящий самолет с треугольным крылом, горизонтальные крылья расположены по схеме «крыло», что позволяет получить лучшую маневренность и грузоподъемность. Фюзеляж – полумонокок и крыло с развитым механизмом (отклоняющие носовые части, элевоны, флапероны) выполнены из большого количества углепластика и литиевых сплавов.

Технологии «стелс» при разработке и постройке истребителя не использовались, но было подтверждено, что малая заметность «Тайфуна» все же была достигнута.

Вертикально оперение «Еврофайтера» однокилевое, хочу опытный файон EAP было два киля. В основании киля «Тайфуна» находится воздухозаборник теплообменника системы охлаждения авионики.

Истребитель оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Eurojet EJ2000, разработанными специально для самолета на базе демонстратора технологий Rolls-Royce XG-40. Двигатели «Тайфуна» имеют трехступенчатый компрессор низкого давления, пятиступенчатый компрессор высокого давления, монокристаллические турбины и регулируемое (но не отклоняемое) сопло. Управление моторами – цифровое, есть система самодиагностики. Подача воздуха осуществляется через подфюзеляжный воздухозаборник, состоящий из двух отдельных каналов.

Четыре защищенных топливных бака расположены в фюзеляже «Еврофайтера», за кабиной пилота. По два – в передней и задней части каждого крыла. Дополнительные баки можно подвешивать под крыльями (емкостью 1000 литров) и под фюзеляжем (1500 литров). В воздухе «Тайфун» дозаправляется с помощью выдвижной штанги.

Чертежи самолета Тайфун

Система управления «Тайфуна» электрическо-дистанционная, с четырехкратным дублированием, но не имеет дублирующей механической системы. Он обеспечивает «устойчивость» аэродинамически неустойчивому самолету, блокирует выход на критические режимы и автоматически переводит самолет в безопасный режим полета при нажатии «тревожной кнопки». Голосовые команды, подаваемые пилотом «Тайфуна», могут использоваться для управления некритическими функциями истребителя».

В кабине «Еврофайтера» установлены три многофункциональных дисплея, традиционные приборы отсутствуют. На широкоугольный индикатор на лобовом стекле «Тайфуна» может выводиться «картинка» с инфракрасной системой обзора. Предусмотрена и система нашейлемной индикации, исполнительная, в печати, для прицеливания. При этом на «Еврофайтере», в отличие от многих современных аналогов, рукоятка управления размещена традиционно — по центру кабины.

Аварийная эвакуация лётчика «Еврофайтера» обеспечивается креслом-катапультой Мк-16А.

Интересно, что от стула с большим, чем традиционный, углом наклона спинки отказались, в частности, потому, что для этого нужно было установить боковую ручку управления.

«Еврофатер» имеет и инерциальную навигационную систему, и GPS. «Тайфун» оснащен инфракрасной системой досмотра PIRATE Уникальный глаз «пирата» расположен с левой стороны перед лобовым стеклом «Тайфуна», и позволяет обнаруживать и сопровождать до 500 как наземных, так и воздушных целей. Дальность обнаружения не разглашается, но ходят слухи, что она составляет более 90 км.

В носовой части самолета установлена ​​доплеровская РЛС модульной конструкции CAPTOR. Предположительно, он может сопровождать до 20 целей и атаковать 6. Ранние проекты «Еврофайтера» предусматривали возможность атаки десяти целей, но возможности пришлось уменьшить в угоду удешевлению.

Еврофайтер Тайфун кабина

Система DASS (позже названная Praetorian) служит для сбора и оценки данных бортовых систем наблюдения, предупреждает пилота «Тайфуна» об угрозах, а также автоматически активирует средства активной защиты. Устройства для отстрела инфракрасных ловушек размещены в крыльях истребителя. В контейнерах, расположенных на концах крыльев Еврофайтера, размещаются воздушные средства радиоэлектронной борьбы и выпускаются ложные буксируемые цели.

Стоит отметить, что только британские «Тайфуны» получили датчики, сигнализирующие о лазерном облучении. Также для пилотов «Еврофайтера» разработали противоперегрузочный костюм — огнеупорный, со встроенным спасательным жилетом и обеспечивающий защиту от оружия массового поражения.

Sensors

Самолет оснащен многорежимным импульсным доплеровским радаром X-диапазона CAPTOR (ECR 90), разработанным консорциумом Euroradar. Многорежимный радар имеет три канала обработки. Третий канал используется для классификации источников помех, подавления помех и обнуления боковых лепестков. Euroradar возглавляет Selex Sensors and Airborne Systems, Indra из Испании, FIAR из Италии и EADS Defense Electronics из Германии.

В мае 2007 года версия CAPTOR с активной электронной сканирующей решеткой (AESA), разработанная Euroradar, была успешно испытана на Eurofighter. Радар называется CAESAR (CAPTOR AESA).

PIRATE (пассивное инфракрасное бортовое гусеничное оборудование) установлено по левому борту фюзеляжа, перед лобовым стеклом. PIRATE был разработан консорциумом EUROFIRST, в который входят Galileo Avionica (FIAR) из Италии (ведущий подрядчик), Thales Optronics из Великобритании (системный технический орган) и Tecnobit из Испании.

PIRATE работает в спектральных диапазонах 3-5 и 8-11 микрон. При использовании с радаром в роли «воздух-воздух» он функционирует как инфракрасная система поиска и сопровождения (IRST), обеспечивая пассивное обнаружение и сопровождение целей.

В роли «воздух-поверхность» он выполняет обнаружение и идентификацию нескольких целей, а также обеспечивает навигацию и помощь при посадке. PIRATE выводит управляемое изображение на нашлемный дисплей пилота.

В сентябре 2005 года компания Ultra Electronics заключила контракт на поставку модуля лазерного наведения Rafael Litening EF для RAF Typhoon. Немецкие самолеты ВВС также оснащаются блоком Litening.

Countermeasures

Подсистема средств защиты самолета (DASS) размещена внутри конструкции самолета и интегрирована с системой авионики.

DASS был разработан консорциумом EuroDASS — Selex Sensors and Airborne Systems (ранее BAE Systems Avionics) из Великобритании (генеральный подрядчик), Elettronica из Италии и Indra из Испании. В октябре 2001 года к консорциуму присоединилась компания EADS после того, как Федеральное министерство обороны Германии заключило контракт на повторное участие в программе.

DASS обеспечивает всестороннюю приоритетную оценку угроз с полностью автоматическим реагированием на одну или несколько угроз.

DASS включает в себя систему радиоэлектронного противодействия / мер поддержки (ECM / ESM), предупреждения о приближении ракет спереди и сзади, сверхзвуковые буксируемые системы-ловушки, приемники предупреждения о лазерном облучении и систему подачи мякины и сигнальных ракет SaabTech Electronics BOL. Система авионики основана на стандартной шине данных НАТО с оптоволоконными магистралями.

В сентябре 2010 года Selex Galileo получила контракт на поставку Praetorian DASS для транша 3A стоимостью 400 миллионов фунтов стерлингов (616 миллионов долларов США). Система включает в себя элементы ECM/ESM и предупреждения о приближении ракеты (MAW.

Eurofighter и Euroradar начали совместную разработку усовершенствованного радара с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) в июле 2010 года. Он направлен на удовлетворение потребностей стран-партнеров Eurofighter и экспортных клиентов. Увеличена дальность обнаружения и сопровождения радара.

В сентябре 2020 года была подписана сделка на сумму 317 миллионов фунтов стерлингов (420 миллионов долларов США) между Министерством обороны и промышленным многофункциональным радаром AESA для британских боевых самолетов Typhoon. BAE Systems и Leonardo поставят радар European Common Radar System Mark 2 для флота RAF Typhoon.

Читайте также: Истребитель МиГ-17 конструкция, технические характеристики, применение

Модификации

Истребителя «Еврофайтер Тайфун» изобрели серийно именовавшиеся «траншами» и отличающиеся по описанию. Самолеты каждого «транша» делились, в свою очередь, на несколько производственных «блоков».

«Тайфуны» первого «блока» не имели систем ДАСС, вооружение можно было использовать лишь ограниченно, и использовали его в основном для обучения пилотов.

Второй «блок» «Еврофайтеров» получил более совершенную авионику и базовую версию системы DASS. Эти «Тайфуны» уже считались ограниченными по боеспособности. Блок под номером 5 (3 и 4 не получил) получил возможность применять вооружение класса «воздух-поверхность» — это были первые полностью боеспособные «Еврофайтеры».

Истребители второго «транша» отличаются более мощными бортовыми компьютерами и возможностью применения перспективного вооружения. «Блок» 10, например, может использовать бомбы, управляемые системой GPS. «Еврофайтер» 15 «блока» получил новые ракеты класса «воздух-воздух» «Метеор» и «Бримстоун» класса «воздух-поверхность».

Еврофайтер Тайфун фото

«Тайфун» третьего «транша» имеет радар нового поколения, оптоволоконную проводку и улучшенную подвеску топливных баков. Двухместная модификация «Еврофайтера» в составе начального отряда, как бевой файон, но описание программы только учебно-тренировочных гучелов.

Series production of Eurofighter Typhoon

Серийное производство самолета ведется на предприятиях EADS Military Aircraft (Германия), BAE Systems, Alenia Aeronautica и EADS CASA (Испания). Первые четыре серийных самолета для четырех стран-участниц совершили первые полеты в феврале 2003 года, а Eurofighter Typhoon получил типовую приемку 30 июня 2003 года.

Первые серийные двухместные самолеты были поставлены ВВС Германии в августе 2003 г., ВВС Испании в сентябре 2003 г., Королевских ВВС Великобритании (RAF) в декабре 2003 г и ВВС Италии в феврале 2004 г. Самолеты второй партии были доставлены четырем странам-участницам в начале 2005 года. Поставки всех 148 самолетов Транша 1 (включая один планер для испытаний на усталость) четырем странам-партнерам завершились в июне 2008 года.

К октябрю 2013 года все истребители Eurofighter австрийских вооруженных сил были модернизированы до стандарта Транша 1.

В июле 2009 года ВВС Великобритании подписали контракт на 3 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 40 стандартных самолетов Typhoon. Контракт включал 24 замены самолетов, заказанных в 2004 году.

В июле 2016 года между Leonardo-Finmeccanica, BAE и RAF был подписан десятилетний контракт на сумму 2,1 млрд фунтов стерлингов на решение по поддержке Typhoon Total Availability eNterprise (TyTAN) для предоставления совместного решения в области авионики (JAS) для поддержки британского флота Typhoon до 2026 года.

По состоянию на 2019 год более 550 самолетов Typhoon были проданы в Великобританию, Италию, Испанию, Германию, Австрию, Оман и Саудовскую Аравию.

Германия разместила заказ на 38 самолетов Eurofighter Typhoon в ноябре 2020 года.

Вооружение

Истребитель «Тайфун» оснащён револьверной пушкой БК-27 калибра 27 мм, установленной в корне правого крыла. Ранее это оружие применялось, в частности, на самолете «Торнадо» совместной разработки и на шведском истребителе «Грипен». Скорострельность орудия достигает 1700 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда — 1100 м/с.

Для ожидания разработано большое количество боеприпасов различного назначения — от осколочно-фугасных до бронебойно-разрывных зарядов.

В Швеции создаются многоцелевые «полубронебойные» снаряды, а в Германии — «осколочные», которые разбиваются на осколки за счет деформации корпуса, но не имеют заряда взрывчатого вещества.

Беокомплект пушки «Тайфуна» – 150 выстрелов. Британская сторона сочла орудие ненужным и предполагала, что истребители первого «транша» его не будут использовать, а из последующих серий «Еврофайтеров» вообще убрали. В результате отказались.

В целом пушка «Еврофайтер» по своим характеристикам ближе к отечественной ГШ 30-1, чем, например, к американской 20-мм «Вулкан». Дополнительная боевая нагрузка «Тайфуна» подвешивается на 13 точках крепления — восьми под крыльями и пяти под фюзеляжем.

Вооружение Еврофайтер Тайфун

Ракетное вооружение для поражения воздушных целей на «Еврофайтере» изначально было представлено копиями американских ракет — «Сайдуиндер» для ближнего боя и AMRAAM для средней дистанции. В Британии на смену первой пришла ракета ASRAAM — с инфракрасным наведением, с дальностью до 25 км. Боевая часть осколочная, взрыватель – лазерный.

Германия, которая также участвовала в создании ракеты ASRAAM, вышла из программы и разработала собственную ракету IRIS-T. По характеристикам она аналогична британской ракете, но отличается конструкцией. Используется радиолокационный вззыратель. Для замены ракеты AMRAAM разработали ракету большой дальности (свыше 100 км) «Метеор». Отличается от аналога прямоточным воздушно-реактивным двигателем, наведение осуществляется с помощью радиолокационной головки самонаведения.

Первым ударным оружием «Тайфуна» стали корректируемые бомбы «Пейвуэй» калибра 454 и 907 кг.

Для таргетинга использовался целевой контейнер «Litening». Более поздние модификации позволили использовать бомбы с GPS-наведением, в том числе бомбы серии JDAM. Планируется применение авиабомб GBU-39 SDM.

В число управляемых ракет класса «воздух-воздух», которые могут использовать «Еврофайтеры», входят AGM-65 Maverick, противорадиолокационные ракеты HARM. Для Королевских ВВС была разработана малогабаритная ракета «Бримстоун» с тандемной боевой частью и радиолокационной ГСН, способная поражать даже быстродвижущиеся цели.

Немецкие «Еврофайтеры» могут нести крылатые ракеты KEPD-350, предназначенные для поражения укрепленных объектов, с дальностью пуска до 500 км. Британские «Тайфуны» используют для решения подобных задач ракеты SCALP, разработанные совместно с Францией. Общая масса боевой нагрузки истребителя может достигать 9 тонн.

Еврофайтер Тайфун фото вооружение

Типичный вариант загрузки «Еврофайтера» для борьбы за господство в воздухе — 6 ракет дальнего действия, две ракеты малой дальности и три подвесных бака. Для поддержки наземных войск «Тайфун» может нести до 18 ракет Brimstone и шесть ракет класса «воздух-воздух» для самообороны.

Фото Еврофайтер Тайфун

Истребитель Еврофайтер Taifun

Истребитель Еврофайтер Taifun

Эксплуатация

В 2003 году первые истребители Eurofighter Typhoon (EF-2000) начали поступать в ВВС Германии и Испании. Итальянские «Еврофайтеры» заступили на боевое дежурство в 2005 году, а в 2011 году приняли участие в операции против режима Муаммара Каддафи в Ливии. В Британии «Тайфуны» достигли боеготовности в 2007 году, когда ими начали оснащать 11-ю эскадрилью, ранее эксплуатировавшуюся «Торнадо». В 2009 году «Тайфуны» дислоцировались на авиабазе Фолкленд, что вызвало протест правительства Аргентины.

В 2011 году британские истребители также принимали участие в нанесении ударов по правительственным войскам в Ливии, несмотря на то, что подготовленных пилотов для «Тайфуна» не хватало, а самолеты «Торнадо» приходилось наводить на цель».

Участие «Тайфунов» в операциях против организации ИГИЛ пришлось отложить из-за задержек с перевооружением «Еврофайтеров» ракетами «Бримстоун», но в конце 2015 года самолеты появились на Кипре. С базы в Акротири истребители вылетели на бомбардировку объектов в Сирии.

В 2007 году Австрия приняла решение закупить 15 «Еврофайтеров». Через десять лет австрийское министерство обороны подало на производителя в суд — якобы те предоставили австрийцам ложные сведения о стоимости эксплуатации самолета. Снятие австрийского вооружения EF-2000 планируется до 2020 года.

С 2008 года «Тайфуны» закапает саудовская Аравия. Арабские боевики участвовали во вторжении в Йемен, а в 2015 году — и в бомбардировках Сирии. В Аравии стоимость эксплуатации самолетов претензий не вызывала, и в 2018 году саудовцы изъявили желание закупить еще 48 истребителей. 12 единиц «Еврофайтеров» закупили и в Омане. Кувейт и Катар также договорились о поставках, причем Катар отдает предпочтение самолетам не британской, а итальянской сборки.

Еврофайтер Тайфун взлетел

Среди потенциальных покупателей «Тайфуна» также Бельгия, Болгария, Польша, Сербия и Финляндия, которые решили обновить парк истребителей, но не определились с выбором. Проявили интерес к файону «Еврофайтер» азиатские страны — такие как Малайзия, Индонезия и Вьетнам.

В Южной Америке желание приобрести подержанные «Еврофайтеры» изъявили Перу и Колумбия.

Собственно говоря, список стран, которым удалось отказаться от «Тайфуна», довольно широк — в Европе странами оказались Швейцария, Норвегия, Греция и Дания. Азиатские «неприемлемые» – Япония, Индия и Сингапур. Продать «Тайфун» Турции и ОАЭ не удалось.

Лётно-технические характеристики

По основным параметрам «Еврофайтер Тайфун» близок к таким истребителям, как французский «Рафаль», американский F-35 и более поздние модификации МиГа-29, это МиГ-35. Обычно он соревнуется с ними.

Максимальная масса, т 23,5 24,5 29 29,7
Длина, метр 15,9 15,3 15, 5 17, 3
Размах крыла, м 10, 9 10, 9 10,6 12
Максимальная скорость, М 2.3 1,8 1,6 2.0
Практический потолок, км 19,8 15.2 18.2 17,5
Боевой радиус, км 1389 1800 1080 1000
Боевая нагрузка, т 9 9 9.1 6

Сравнение цифр может показать, что F-35, например, уступает конкурентам по скорости, МиГ-35 может нести наименьшее количество бомб и ракет, а «Тайфун» в целом выглядит не хуже, чем конкуренты. Да и его конкретная популярность может служить добрым знаком (если не рассматривать австрийский опыт как нечто, обусловленное точными качествами самолета).

Еврофайтеры

Что еще интересно, МиГ-35 — это истребитель, характеристики которого близки к тому, что принято называть «пятым поколением», но по сути это глубоко модернизированный самолет, разработанный в 1970-х годах.

F-35 — это машина, которая создавалась уже в 90-е годы, и имеет, по крайней мере теоретически, большой потенциал для будущих модернизаций. «Тайфун» же (как, кстати, и «Рафаль») — самолёт, созданный в рамках актуальных в 70-е годы концепций (напомним, что опытный ЭАП летал уже в начале 80-х). Да, истребитель адаптировался к новым условиям, применил ряд передовых решений. Но при этом возможность усовершенствования «Тайфуна» сводится к установке новой электроники и обеспечению совместимости с другим ракетно-бомбовым вооружением.

Двигатели «Еврофайтера» были моднизированной реализацией программы программы Вектор тяги, но, насколько известно, речь о таких других не велас. А потому – по маневренности «Тайфун» уступает всем конкурентам, имеющим отклоняемые сопла. По радиолокационной незаметности «Еврофайтеры», в свою очередь, уступают машинам, построенным с широким применением стелс-технологий.

Были сообщения, что в начале 2000-х «Тайфуну» удалось «победить» два американских истребителя в ходе тренировочного поединка.

Но это были F-15, которые сложно назвать суперсовременными. Обстрел позиций, не имеющих адекватной ПВО, не позволяет собрать достаточно информации о боевых качествах «Еврофайтера».

Самолет оказался вполне адекватным поставленным перед ним задачам, и его экспортный успех вполне заслужен, разработчики «Еврофайтера» явно просчитались с перспективой на будущее. А сравнительно небольшие возможности модернизации «Тайфуна» могут привести к тому, что некоторые конкуренты не выживут.

«Еврофатер» так и не стал истинно общеевропейским истребителем. А выход Великобритании из Евросоюза и начало масштабных закупок американских F-35 ставят под сомнение возможность дальнейших совместных разработок. Есть мнение, что плохую шутку сыграла «община», и «Тайфун» мог бы подешеветь, если бы все участники консорциума не считались полностью квалифицированными. Символом ассоциации этот боец ​​не стал и точно не станет.

Технологии малой заметности (“стелс”)

«Еврофайтер Тайфун» не является самолетом-невидимкой, но оптимизирован в этом направлении за счет ряда конструктивных особенностей. Одной из целей конструкторов было четырехкратное уменьшение радиолокационной поверхности (Radarquerschnitt, RCS) самолета спереди по сравнению с истребителем «Торнадо”.

Истребитель
Истребитель «Торнадо”

Согласно изданиям, в связи с этим инженеры прибегли к ряду мер. Таким образом, воздухозаборники самолета подняты вверх, а также имеют S-образный вход, препятствующий прямой видимости передних лопаток компрессора двигателя. Ракеты класса «воздух-воздух» наполовину погружены в среднюю часть корпуса машины. Все видимые спереди сферы распространения радиоглощающего материала (radarabsorbierendem Material, РАМ). Это коснулось передних кромок ПГО, несущего крыла и вертикального стабилизатора, воздухозаборников и передней кромки закрылков.

Обтекатель РЛС специально разработан компанией BAE Systems и имеет частотно-избирательную поверхность (Frequency Selective Surface, FSS). Поверхность гарантирует свою прозрачность для собственного радара и отражение или поглощение излучений других радаров. Остекление кабины покрыто тонким слоем, непроницаемым для электромагнитных волн, а также способствует радиолокационной маскировке самолета.

См ниже. Затонувшие ракеты посреди фюзеляжа
См ниже. Затонувшие ракеты посреди фюзеляжа

По данным ВВС Великобритании фактическое значение лобовой ЭПР засекречено, но считается, что оно лучше целевых показателей. В частности, по данным японского авиационного журнала «J-WINGS» от августа 2010 г поперечное сечение участка радиолокации «Еврофайтер Тайфун» составляет 0,05–0,1 кв.м. В другом издании, журнале «Журнал радиоэлектронной защиты» от 2005 г., сообщалось, что сравнительная величина РКС «Тайфуна» составила 0,13 % от радиолокационного сечения Су-27/30/35 и около 0,2 % от аналогичного параметра у МиГ-29.

Eurofighter Typhoon design

Самолет изготовлен из углепластика, стеклопластика, литого алюминия, титана и алюминиевого литья. Особенности технологии Stealth включают низкое лобовое радиолокационное поперечное сечение, пассивные датчики и способность к суперкруизу.

Конфигурация носовой части / треугольника намеренно аэродинамически нестабильна, что обеспечивает высокий уровень маневренности (особенно на сверхзвуковых скоростях), низкое сопротивление и повышенную подъемную силу. Пилот управляет самолетом с помощью компьютеризированной цифровой системы дистанционного управления, которая обеспечивает искусственную стабилизацию и возвышение порыва ветра, чтобы обеспечить хорошие характеристики управления во всем диапазоне полета.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector