- История создания
- Модификации
- Оснащение
- Строительство советских эсминцев 3-го поколения
- Основные особенности новых советских эсминцев проекта 956
- Описание конструкции
- Обитаемость
- ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ЭСМИНЦЕВ ПРОЕКТА 956
- Вооружение
- ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ 956М ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ЭСМИНЦА ПРОЕКТА 956
- Оригинальный проект эсминца проекта 956
- Перевооружение, часть 1
- Корабли проекта 956 «Сарыч»
- Тактико-технические характеристики (ТТХ)
- Характеристики
- Живучесть
История создания
Эсминец (эсминец) — класс многофункциональных быстроходных маневренных кораблей, способных решать большое количество боевых задач: вести борьбу с подводными лодками, уничтожать летательные аппараты противника (в том числе ракеты), работать по надводным кораблям противника, прикрывать соединения кораблей и эскортировать конвои. Эсминцы также могут использоваться в десантных операциях, выполняя патрульно-разведывательные услуги и постановку минных заграждений.
Первые эсминцы появились в конце 19 века. В то время их основной задачей было уничтожение эсминцев противника с применением мощного артиллерийского вооружения. Приставка «эскадрилья» означала, что эти корабли могли действовать в составе корабельного соединения в морской или океанской зоне.
Эсминцы активно использовались во время Первой и Второй мировых войн. Широкий круг задач, которые могли решать эти корабли, значительно повышал их значение во флоте. Водоизмещение современных эсминцев примерно такое же, как у крейсеров Второй мировой войны, но гораздо мощнее их. Роль эсминцев еще более возросла после появления ракетного оружия.
В начале 1960-х годов в СССР началось активное развитие надводного флота. В 50-е годы было утилизировано большое количество крупных надводных кораблей, основной упор делался на подводный флот и ракеты. Это была явная ошибка.
В 1960-е годы флот СССР стал океанским, и на него возложили ряд новых задач: охрана районов патрулирования советских ракетных катеров, слежение за стратегическими подводными лодками противника, обнаружение и разведка вражеских авианосных группировок, наблюдение за морскими коммуникациями и ведение внешнеполитических действия.
Лучше всего для выполнения таких задач подходили авианосцы, но их строительство было очень дорогим. Советской альтернативой авианосцам стали большие противолодочные корабли (БПК), но их приходилось прикрывать кораблями охранения, которых катастрофически не хватало. Кроме того, эсминцы, находившиеся тогда на вооружении ВМФ СССР, уже считались устаревшими. Корабли проектов 3-бис, 56, 68-К и 68-бис не имели ракетного вооружения и не могли на равных конкурировать с зарубежными аналогами. Особенно ярко все вышеперечисленное показали большие морские маневры «Океан», проведенные в 1970 г.
Советскому флоту требовался современный эсминец с мощным артиллерийским и ракетным вооружением, способный действовать как в составе корабельных групп, так и самостоятельно.
Создание такого корабля было заложено в кораблестроительной программе на 1971-1980 годы, которая была принята в 1969 году. Военные хотели, чтобы новый эсминец мог участвовать в десантных операциях, уничтожать малоразмерные цели на берегу, подавлять противотанковые средства противника. -десантная оборона и обеспечение ПВО в зоне высадки. Будущий эсминец получил название «десантный корабль огневой поддержки». В качестве прототипа был выбран эсминец проекта 56, поэтому новому проекту был присвоен номер 956.
Работы по созданию нового эсминца стартовали в 1971 году и шли довольно медленно.
Дело в том, что заказчики несколько раз меняли назначение корабля прямо в процессе проектирования. Сильное влияние на советских военных оказала программа создания американских эсминцев Spruance — первых настоящих многоцелевых кораблей ВМС США. Именно появление такой программы у американцев способствовало превращению «десантного корабля огневой поддержки» в многоцелевой эсминец.
Кроме того, эсминцы проекта 956 планировалось использовать совместно с БПК проекта 1155. Советские стратеги считали, что вместе они будут более эффективны, чем пара американских эсминцев Spruance.
Эскизный проект нового корабля был разработан ленинградским ЦКБ-53 (Северное ПКБ). В ходе работ перед конструкторами ставились все новые и новые задачи, постоянно менялись варианты вооружения корабля и тип силовой установки. Разработчики были ограничены возможностями судостроительного предприятия. Жданова, где планировали строить новые эсминцы: длина не должна была превышать 146 метров, а ширина — 17 метров.
Всего было создано тринадцать вариантов предэскизного проекта, все тщательно проработанные на предмет боевой эффективности и стоимости.
В результате к будущему эсминцу были выдвинуты следующие требования:
- паротурбинная электростанция (ЭС);
- наличие ПКР «Москит» на вооружении»;
- ЗРК «Ураган»;
- размещение на палубе корабля вертолетной площадки для Ка-252;
- наличие артустановки АК-130.
Эскизный проект был утвержден адмиралом Горшковым в конце 1972 года. Но и после этого в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинная силовая установка была заменена котловой турбиной, что признано многими специалистами довольно неудачным решением.
В качестве основного гидроакустического комплекса будущего эсминца было выбрано ГАК «Платинум». Установить на Сарычи более совершенный полиномиальный комплекс не представлялось возможным из-за значительных массогабаритных характеристик последнего.
По этой причине корабли проекта 956 так и не смогли приблизиться к возможностям ПЛО американского эсминца Spruance, но советский корабль значительно превосходил противника по мощи артиллерийского вооружения.
Результатом всех доработок и изменений стало увеличение водоизмещения корабля на тысячу тонн. Разработка эсминца проекта 956 обошлась советскому бюджету в 165,6 тыс руб.
1 ноября 1973 года началось проектирование нового корабля, в следующем году — судостроительного завода. Жданова был заключен официальный контракт на постройку кораблей. Стоимость рабочего проекта составила 2,22 млн рублей.
В июне 1975 года началось строительство первого корабля проекта 956 — эсминца «Современный». Проект «Сарыч» был завершен в 1993 году, когда последний корабль этой серии был принят представителями ВМФ России.
Первоначально в 1976 году планировалось построить от 32 до 50 эсминцев «Сарыч», то есть проект 956 должен был стать одним из самых массовых в истории советского флота. В 1988 году количество кораблей сократилось до двадцати единиц. Однако всего советскому и российскому флоту было передано 17 эсминцев этого проекта. В среднем на постройку каждого эсминца проекта 956 уходило четыре года.
Была попытка наладить производство на судостроительном заводе имени 61 мещанина Николаева. Начали даже строить новый эллинг и получили документацию от Северного ПКБ, но в 1986 году от этой идеи отказались, а два уже списанных корпуса эсминцев законсервировали.
До распада Советского Союза ВМФ было передано 14 эсминцев проекта 956, еще три корабля были достроены для ВМФ России («Беспокойный», «Настойчивый» и «Неустрашимый»).
Строительство кораблей проекта 956 «Сарыч» велось секционным методом сборки корпуса. Стоимость эсминца (на момент постройки головного и двух последующих кораблей) составляла более 90 миллионов рублей. Цена постройки последующих кораблей снизилась до 71 млн рублей.
Эсминец проекта 956 создавался исключительно для нужд ВМФ СССР. Это был новейший корабль, и продавать его за границу никто не собирался. Но после распада СССР ситуация изменилась: недостаточное финансирование вынуждало искать заказчиков на стороне. Кроме того, в начале 90-х годов оружие Сарыча несколько устарело.
В середине 90-х годов была создана экспортная модификация эсминца — 956Э. В 1999 году первый «Сарыч» вошел в состав ВМС Китая. На вооружении ПКР с несколько большей дальностью (до 200 км), вместо четырех АК-630 на нем установлены два ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан», кормовой артустановки нет, а полноценная оборудован вертолетный ангар. Водоизмещение корабля несколько увеличено. До 2006 года для Китая было построено четыре эсминца проектов 956Э и 956ЭМ.
Модификации
Проект 956Э
|
Первый пример российско-китайского сотрудничества в военно-морской сфере. Два недостроенных корпуса достроены для ВМС Китая с минимальными изменениями |
Проект 956ЭМ
|
Еще одна пара 956EM была построена специально для Китая. Добавлен полноценный вертолетный ангар. ГАЗ был заменен на более современный. Ракеты «Москито» увеличили дальность до 200 км. |
Оснащение
Энергетическая установка первых модификаций кораблей проекта 956 включает две котлотурбинные установки марки ГТЗА-674. Их суммарная мощность составляет 100 тысяч лошадиных сил. Агрегаты расположены в носовом и кормовом машинном отделении. В каждом из машинных отделений имеется по два котла и паровая турбина. Скорость вращения на различных режимах работы установки регулируется турборедукторным блоком.
Важно отметить, что «Сарычи» стали единственными в мире линкорами третьего поколения с котлотурбинной энергетической установкой. Начиная с седьмой модели (эсминец «Стойкий») корабли стали оснащать более надежными котлами КВГ-3. Тем не менее котлы оставались слабым местом кораблей, так как предъявляли большие требования к чистоте подаваемой воды. Помимо основных котлов, на электростанции имеется аварийный котел, вырабатывающий 14 000 кг пара.
Эсминец имеет пару бесшумных винтов. Рулевой агрегат включает гидроавтомат и полубалансирное рулевое колесо. Корабль может развивать скорость 33,4 узла. Благодаря запасу топлива в 1,7 тыс тонн максимальная дальность хода судна составляет 3900 морских миль.
Эсминцы проекта 956 снабжаются электроэнергией от двух парогенераторов (суммарная мощность 2500 кВт) и двух дизель-генераторов (суммарная мощность 1200 кВт).
Строительство советских эсминцев 3-го поколения
В июне 1975 года на ССЗ им. Жданова, в торжественной обстановке состоялась закладка флагмана проекта — эсминца «Современный». По чертежам и масштабу постройки можно было судить о внушительных размерах нового корабля. Проектное водоизмещение эсминца составляло 6500 тонн при длине корпуса 156 метров и ширине 17,2 метра.
Новый корабль представлял собой крупную боевую единицу, которая при вводе в строй могла значительно усилить любой флот. Но через год после закладки головного корабля проект 956 был пересмотрен, серию было решено ограничить постройкой 32 единиц. Уже в конце 80-х серийная постройка советских эсминцев 3-го поколения ограничивалась 20 единицами. Новые линкоры строились для нужд советского флота. Только после распада Советского Союза часть недостроенных кораблей была достроена на российских верфях.
Уже в процессе строительства для ускорения ввода в строй флота новых эсминцев была предпринята попытка начать строительство кораблей в Николаеве (Украина). После передачи технической и конструкторской документации Николаевскому заводу им. 61 Коммунары заложили два корабля, но с началом перестройки дальнейшее строительство было приостановлено.
Законсервированные корпуса эсминцев «Внушительный» и «Вечный» в разной степени готовности после раздела военно-морского хозяйства СССР были куплены на Украине китайской стороной. На сегодняшний день это действующие корабли ВМС Китая, эсминцы «Тайчжоу» и «Нинбо».
Три корабля усовершенствованного проекта 956-А «Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный» впоследствии были заказаны Балтийским и Северным флотами и продолжают находиться в составе действующего флота. Вместе с ними продолжает нести боевое дежурство эсминец «Быстрый», 11-й корабль серии. Еще четыре корабля, корпуса которых были заложены еще в советский период, были проданы Китаю и достроены в составе экспортного варианта для нужд ВМС КНР.
Все остальные корабли проекта постройки 1980-91 гг в настоящее время выведены из действующего флота. Большинство кораблей, в том числе флагман серии «Современный», уже отправлены на слом или ждут своей участи.
Основные особенности новых советских эсминцев проекта 956
Новые боевые корабли, начавшие поступать в состав флота в 1978 году, представляли собой достаточно внушительные боевые единицы. До этого времени в составе советского флота не было кораблей этого класса. Даже беглый осмотр корабля производил впечатление и говорил о его высоких боевых возможностях и тактико-технических характеристиках. Корабль имел:
- вертолетная площадка для вертолета Ка-27;
- универсальный зенитно-ракетный комплекс «Ураган»;
- пКР «Москит» (2 ПУ);
- башенные артиллерийские установки 130-мм орудий (2х2).
Корабли оснастили новыми газотурбинными силовыми установками, что придало кораблю высокую скорость и довольно внушительную дальность хода. Максимальная скорость эсминца составляла 33,4 узла. Дальность плавания на экономичном 18-узловом ходу составляла почти 4000 миль.
По их данным, новый эсминец проекта 956 должен был выполнять следующие функции:
- уничтожение кораблей противника в открытом море и в районе действий десантных сил флота;
- огневая поддержка десантных операций, подавление сопротивления противника в оперативной глубине;
- обеспечивать устойчивую ПВО и ПВО десантного ордера при морских переходах, при проведении десантных операций.
Помимо эффективного и мощного боевого вооружения, корабль имел современное радиолокационное оборудование, позволявшее не только вовремя обнаруживать морские и воздушные цели, но и вести активную радиоэлектронную борьбу. Вся эта масса была укомплектована экипажем из 300 человек, из которых треть составляли офицеры и мичманы.
Для строительства эсминцев типа «Сарыч» использовалась новаторская по тем временам технология сборки. Корпуса формовали секциями, начиная от киля и заканчивая установкой фрагментов машинного и котельного отделения. Это позволяло в кратчайшие сроки получать корпуса кораблей с высокой степенью готовности. Корпуса строились на открытом стапеле, а последующая сборка и подгонка начинки корабля производилась на закрытом стапеле.
Корпус корабля был изготовлен из низколегированной стали, а верхние надстройки в основном из алюминиевого сплава.
Несмотря на седловидный корпус, корабль имел 6 прямых палуб, параллельных ватерлинии. Внутреннее пространство эсминца было разделено на 16 отсеков. Такие обводы корпуса позволили значительно повысить мореходные качества судна. Верхняя часть корпуса и конструкция надстроек были выполнены с учетом практичного расположения основного вооружения на борту корабля и уменьшили заметность силуэта корабля в поле РЛС.
Силовая установка советских эсминцев 3 поколения была представлена газотурбинными установками ГТЗА-674. Суммарная мощность двух агрегатов составляла 100 000 л/с. Винтовая группа имела установку переменной скорости вращения на гребных винтах. Силовая установка не только обеспечивала движение корабля, но и снабжала энергией все основные системы корабля.
Описание конструкции
Отечественные и зарубежные исследователи истории флота отмечают, что практически все боевые корабли, созданные в «Северном ПКБ», имеют характерный «эффектный» внешний вид. Проект 956 не исключение. В описаниях внешности эсминцев этого проекта часто используются термины «агрессивный», «устрашающий», «выразительный». И это вряд ли можно считать случайностью.
Боевые корабли — это не только инструмент ведения боевых действий на море, это еще и серьезный геополитический инструмент, символ могущества страны, чей флаг они представляют. Военно-морской флот — средство политического убеждения и влияния, демонстрация достижений научно-технического развития страны и мощи экономики.
Естественно, что «выразительность» внешнего облика корабля не должна снижать его боеспособность. Впрочем, с этим у кораблей проекта 956 все в порядке: большинство специалистов считают, что эсминцы этой серии являются образцом прекрасного сочетания высоких функциональных качеств и эстетического совершенства.
эсминцы «Сарыч» имеют длинную палубную конструкцию с чистой носовой частью. Форма корпуса надежно обеспечивает незатопление палубы и оптимальные углы обстрела артиллерийского вооружения корабля. Обводы корпуса обеспечивают незатопление при волнении до 6-7 баллов. Коэффициент удлинения шины составляет 8,7. Корпус корабля выполнен с учетом требований по снижению радиолокационной заметности корабля, хотя следует отметить, что эсминцы «Сарыч» не относятся к «кораблям-невидимкам».
В носовой части корпуса, в подкильном бульбе, установлена антенна ГАК «Платинум».
Площадь бортовых парусов эсминца составляет 1700 м2. Палубы размещены параллельно ватерлинии, что упростило монтаж оборудования при постройке и сделало эсминцы проекта 956 более технологичными.
Пятнадцать основных переборок делят корпус корабля на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Корабли проекта 956 имеют шесть палуб: вторую, третью и верхнюю палубы, носовую палубу, две платформы, одна из которых плавно переходит в другой нижний этаж. Важнейшие конструкции корпуса, подкрепления и фундаменты выполнены из низколегированной стали. От кормы до машинного отделения имеются две продольные переборки, они придают корме дополнительную жесткость. Шпангоуты эсминца имеют значительную выпуклость, что повышает остойчивость корабля.
Эсминцы проекта 956 обладают высокой мореходностью (неограниченной мореходностью). Моряки могут применять бортовые комплексы вооружения при волнении моря до пяти баллов. Суда оборудованы стабилизаторами. При волнении моря в шести баллах эсминцы способны развивать скорость до 24 узлов.
Надстройки кораблей проекта 956 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, они соединены с корпусом и палубами заклепками.
Надстройку корабля можно разделить на два крупных блока: носовой и кормовой. Носовая часть заканчивается фок-мачтой, а корма состоит из блока с дымовой трубой и выдвижного ангара, на котором размещена грот-мачта.
Стандартное водоизмещение эсминца — 6500 тонн, полное — 7940 тонн, с перегрузкой — 8480 тонн.
Энергетическая установка эсминцев проекта 956 состоит из двух котлотурбинных установок ГТЗА-674 (суммарная мощность 100 000 л.с.), расположенных в двух машинных отделениях — носовом и кормовом. Следует отметить, что «Сарычи» — единственные в мире боевые корабли третьего поколения с котлотурбинной энергетической установкой.
Турборедукторный агрегат имеет систему управления, способную регулировать скорость вращения в различных режимах работы агрегата. В каждом из машинных отделений имеется по два котла и паровая турбина. На всех эсминцах, начиная с седьмого («Конюшенного»), устанавливались более надежные котлы КВГ-3. Несмотря на это, котлы называют самым слабым местом кораблей этой серии. Они очень требовательны к добавляемой воде, довольно часто выходят из строя.
Система водоподготовки, установленная на кораблях по проекту, не обеспечивает достаточного качества воды, что привело к быстрому износу котлов. В отличие от атомных подводных ракетоносцев он открытый, то есть сообщается с атмосферным воздухом.
Опыт применения котлов высокого давления показал, что отечественный флот (как советский, так и российский) еще не готов к переходу на такие силовые установки.
Помимо основных, в состав корабельной энергетической установки входит дополнительный аварийный котел, который может вырабатывать 14 000 кг пара. Эсминец имеет два вала и два малошумных гребных винта. Максимальная скорость кораблей этого проекта составляет 33,4 узла. Запас топлива составляет 1,7 тысячи тонн, что дает дальность полета 3900 морских миль.
Рулевое управление состоит из гидромашины и полубалансирного рулевого колеса.
Эсминцы проекта 956 оснащены двумя парогенераторами (суммарная мощность 2500 кВт) и двумя дизель-генераторами (по 600 кВт каждый), которые обеспечивают корабли электроэнергией.
В штатных условиях численность экипажа составляет 296 человек, в том числе 25 офицеров и 48 мичманов. В военное время экипаж корабля увеличивается до 358 человек. На эсминцах «Сарыч» созданы комфортные условия проживания экипажа: для офицеров оборудованы одноместные и двухместные каюты, для мичманов — двух- и четырехместные каюты. Моряки размещаются в шестнадцати кокпитах по 10-25 человек в каждом. Это более трех квадратных метров жилплощади на человека.
На борту есть отдельная столовая для питания офицеров, еще одна предназначена для питания мичманов и несколько столовых, где принимают пищу матросы. На борту есть несколько душевых и сауна. У экипажа есть библиотека, кинозал, кабельное телевидение и даже сборный бассейн.
Все жилые и рабочие помещения эсминца оборудованы системой кондиционирования воздуха, которая обеспечивает комфортные условия для работы экипажа в диапазоне температур от -25°С до +34°С. Следует отметить, что эсминцы проекта 956 выгодно отличаются от других кораблей советской и российской постройки условиями проживания экипажа.
Автономность эсминцев «Сарыч» по провианту 30 суток.
Читайте также: Крейсер Адмирал Лазарев, атомный ракетный корабль России, модернизация и последние новости, ТТХ и вооружение, история и перспективы
Обитаемость
В мирное время экипаж эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 матросов. Офицеры проживают в одноместных и двухместных каютах, мичманы в двухместных или четырехместных каютах, матросы в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м2 жилой площади.
На борту есть две столовые для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, где питаются матросы. Для купания на корабле есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа есть библиотека, кинотеатр и даже бассейн.
Жилые и рабочие помещения судна оборудованы кондиционерами. Что касается условий жизни экипажа, то эсминцы этой модели выгодно отличаются от других советских кораблей.
Стандартного запаса провизии достаточно для автономного существования корабля в течение 30 дней.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ЭСМИНЦЕВ ПРОЕКТА 956
На сегодняшний день эсминцы проекта 956 можно отнести к устаревшим первоклассным ракетно-артиллерийским кораблям, боевая ценность которых в 2020 году в основном сводится к возможности осуществлять эффективный артиллерийский обстрел береговых объектов и к противовоздушной обороне небольшой группы кораблей. Наличие всего восьми ПКР для корабля такого водоизмещения представляется совершенно недостаточным.
При этом сегодня в строю ВМФ России состоит только два современных ракетно-артиллерийских корабля первого ранга: это фрегаты проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Касатонов». Если известные общественности планы по запуску новых кораблей будут реализованы, то количество современных ракетно-артиллерийских кораблей первого ранга в составе ВМФ России значительно возрастет к 2028..2029 годам и, вероятно, достигнет десяти фрегатов проекта 22350.
В связи с этим, в условиях острой нехватки в строю кораблей первого ранга утилизация находящихся в строю двух эсминцев проекта 956 («Адмирал Ушаков» и «Быстрый») до 2030 года маловероятна, а вскоре после 2030 года практически неизбежна. Таким образом, жизненный цикл оставшихся эсминцев проекта 956 предположительно можно определить как «утилизация в 2030 году».
Поэтому, учитывая нахождение эсминцев проекта 956 в эксплуатации в течение ближайших 10 лет, представляет интерес их модернизация с перевооружением, проводимая под девизом «максимальный эффект как можно быстрее за наименьшие деньги».
Учитывая 10-летний жизненный цикл эсминцев проекта 956, продолжительность такого этапа жизненного цикла, как «модернизация и перевооружение», следует ограничить одним-двумя годами, для чего необходимо:
- во-первых, ограничить модернизацию и перевооружение минимальным количеством изменений;
- во-вторых, сосредоточиться исключительно на ударных средствах, способствующих выполнению целевой функции корабля, оставив вспомогательные функции (противовоздушная и противолодочная оборона корабля) «как есть»;
- в-третьих, использовать исключительно серийные образцы вооружения и военной техники (например, избегать применения гипотетически возможных наклонных пусковых установок УКСК «Калибр»).
Вооружение
Зенитно-ракетное вооружение эсминца «Сарыч» состоит из зенитного комплекса М-22 «Ураган», являющегося корабельной модификацией комплекса «Бук». На кораблях более поздней постройки устанавливались зенитные комплексы «Ураган-Торнадо». Две пусковые установки зенитных ракет расположены на носу (форкастовая надстройка) и корме (за взлетно-посадочной полосой) корабля. Масса каждого ЗРК составляет 96 тонн, общий боекомплект составляет 48 управляемых ракет, которые размещаются в погребах на специальных барабанах.
Характеристики зенитного комплекса «Ураган» позволяют вести огонь одновременно по 4-6 целям на высотах от 10 до 1 тыс метров и на дальности до 25 км. Возможности ЗРК «Ураган-Торнадо» еще более впечатляют: максимальная дальность поражения — 70 км. Скорострельность — один пуск ракеты каждые 6-12 секунд. Вероятность поражения самолета залпом из двух ракет колеблется в пределах 0,81-0,96, для крылатой ракеты — 0,43-0,86.
Эсминцы проекта «Сарыч» имеют мощное артиллерийское вооружение, состоящее из двух спаренных артиллерийских установок АК-130 (калибра 130 мм) и скорострельной зенитной артиллерии, являющейся последней линией ПВО кораблей. В артиллерийское вооружение эсминцев также входит многоканальная система управления огнем МР-184, состоящая из радара, лазерного дальномера, телевизора и баллистического вычислителя.
Каждая артустановка имеет механизированную подачу боеприпасов, позволяющую вести огонь со скорострельностью от 30 до 90 выстрелов в минуту на дальность свыше 24 км. Боекомплект на каждый ствол составляет 500 снарядов, из которых 180 всегда готовы к применению.
Автоматизация процессов заряжания и подачи боеприпасов позволяет вести стрельбу до полного израсходования боезапаса.
Вес одной артустановки составляет 98 тонн.
Скорострельная зенитная артиллерия эсминцев проекта 956 состоит из двух батарей автоматических систем АК-630М. Батареи расположены по бокам корабля и предназначены для поражения крылатых ракет на малых высотах. Каждая из батарей включает в себя две шестиствольные артустановки с вращающимся блоком стволов и систему управления «Вымпел». Дальность стрельбы АК-630М — 4 км, скорострельность — 4 тыс выстрелов в минуту.
Основное противокорабельное средство эсминца «Сарыч» — противокорабельные ракеты «Москит». Модернизированный комплекс «Москит-М» устанавливался на «Беспокойный» и все последующие корабли проекта. Эсминцы проекта 956 имеют две стационарные пусковые установки, каждая из которых несет по четыре противокорабельных ракеты «Москит».
Дальность поражения цели у «Москита» составляет 140 км, а у «Москита-М» — 170 км. Ракеты имеют боевую массу 300 кг и развивают в полете скорость до М=2,5-3. Корабль может запустить все восемь ракет всего за 30 секунд.
На верхней палубе эсминцев установлены два торпедных аппарата калибра 533 мм. Минное вооружение представлено двумя реактивными установками РБУ-1000, которые могут вести огонь на расстоянии 1 тыс метров. Бомбометы расположены на корме корабля. Их основная задача — уничтожение подводных лодок противника на малых глубинах в непосредственной близости от корабля. Боевая часть каждой из реактивных бомб составляет 98 кг. Эсминцы проекта 956 могут устанавливать заградительные мины (на борт принимается до 22 мин).
Эсминцы проекта 956 не имеют постоянной вертолетной площадки, но предусмотрена временная, мобильная. В нем может базироваться вертолет Ка-27. Вертодром расположен почти посередине корабля, поэтому на него меньше влияет качка.
Вертолет может использоваться для борьбы с подводными лодками, он также может вести разведку и выдавать целеуказание для противокорабельных ракет.
На эсминцах «Сарыч» установлено несколько типов радиолокационных станций: «Фрегат», «Фрегат-М» и «Фрегат-МА». Для загоризонтного обнаружения целей противника и целеуказания используется система «Мост», она может вести поиск на дальности до 200 км. Целеуказание для ПКР выдает система «Минерал», имеющая как активный, так и пассивный радиолокационный канал. Корабль может получать целеуказание с самолетов или вертолетов.
Эсминцы проекта 9566 не имеют на борту информационно-управляющей системы; функции планшета выполняет среда «Сапфир-У».
Корабли проекта 956 оснащены комплексом средств радиоэлектронной борьбы, в который входят средства радиотехнической разведки и системы постановки помех, а также средств пассивного и активного противодействия.
Эсминцы проекта 956 имеют продуманную систему живучести. Вокруг потенциально опасных помещений корабля (подвал, машинное отделение) была создана противопожарная служба путем усиления корпуса стальными конструкциями.
Имеется главная пожарная магистраль с несколькими насосами, системами объемного пожаротушения, пенного пожаротушения, поливочными выходами и переборками. Также на корабле есть системы быстрого полива и затопления погребов.
Для устранения водной угрозы на кораблях в проекте предусмотрены: системы осушения, осушения и балансировки цистерн. Имеется система внешней промывки на случай загрязнения внешних поверхностей.
Броневую защиту (противоосколочную) обеспечивают только артиллерийские установки и ПУ ПКР «Москит».
ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ 956М ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ЭСМИНЦА ПРОЕКТА 956
Оригинальный проект эсминца проекта 956
В состав вооружения эсминца проекта 956 входят: две спаренные 130-мм универсальные корабельные артиллерийские установки АК-130, четыре шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплекса АК-630; две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет П-270 «Москит»; два зенитно-ракетных комплекса «Ураган» (общий боекомплект 48 ракет); две шестиствольные реактивные установки РБУ-1000; два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. В состав морской авиагруппы может входить один вертолет Ка-27 в мобильном ангаре.
Перевооружение, часть 1
Основу боевой мощи современных боевых кораблей составляют ракетные комплексы. В связи с этим представляется практически бесспорной необходимость вооружения эсминца проекта 956 некоторым количеством ячеек вертикального пуска из состава УКСК «Калибр» без существенной реорганизации пространства нижней палубы.
Анализ продольного разреза показывает возможность размещения трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» в 8 ячейках при условии демонтажа кормовой или носовой артустановки АК-130 с новой кормовой или носовой надстройкой ок. 2 метра высотой.
Однако ограничения по ширине корпуса в пределах 2 и 17 шпангоутов соответственно определяют, что кормовая артустановка АК-130 является единственным местом для установки трех ВПУ УКСК 3С14″Калибр:
Масса артиллерийской установки АК-130 вместе с механизированным основанием составляет около 130 тонн, что позволяет без увеличения массы вооружения разместить три ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» с 8 пусковыми ячейками, боекомплект 24 ракеты (3×14 тонн + 24×2 тонны = 90 тонн) и стальная надстройка.
Так, первая часть модернизации эсминца проекта 956 может включать в себя демонтаж кормовой артиллерийской установки АК-130 (9), кормовых погребов 130-мм выстрелов (11), модульной кормовой АК-130 (8) и установка трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек каждая с новой стальной кормовой надстройкой с конструктивной защитой. При этом часть подпалубных объемов освобождается для других целей по их целевому назначению:
Корабли проекта 956 «Сарыч»
Название корабля | Дата запуска | Дата амортизации | Примечания |
«Современный» | 18.11.1978 | 30.09.1998 | |
«Отчаянный» | 29.03.1980 | 30.09.1998 | |
«Большой» | 21.03.1981 | 30.09.1998 | |
«Благоразумный» | 24.04.1982 | 30.09.1998 | |
«Безупречный» | 25.06.1983 | 20.07.2001 | |
«Соответствовать» | 08.04.1984 | в 2010 | |
«Настойчивый» | 27.07.1985 | 30.09.1998 | |
«Крылатый» | 31.05.1986 | 30.09.1998 | |
«Буря» | 30.12.1986 | В ремонте | |
«Гремящий» | 30.05.1987 | 18.12.2006 | |
«Быстрый» | 28.11.1987 | В составе КТОФ | Корабль «Быстрый» — старейший из кораблей проекта, который находится в эксплуатации |
«Быстрый» | 04.06.1988 | Выведен из эксплуатации | На переработку |
«Бесстрашный» | 18.02.1989 | В резерве | |
«Гремящий» | 30.09.1989 | Выведен из эксплуатации | |
«Беспокойный» | 09.06.1990 | В резерве ДКБФ | |
«Настойчивый» | 19.01.1991 | В составе ДКБФ | Флагман Балтийского флота |
«Адмирал Ушаков» | 28.12.1991 | В составе КСФ | |
«Впечатляющий» | 17.10.1987 | Раздавленный в металл | |
«Ханчжоу» «Важный» |
27.05.1994 | Часть ВМС Китая | |
Фучжоу «Заботливый» |
16.04.1999 | Часть ВМС Китая | |
«Фантастика» | — | Строительство остановлено | |
«Тайчжоу»
«Впечатляющий» |
27.04.2004 | Часть ВМС Китая | |
«Нинбо»
«Вечный» |
23.06.2004 | Часть ВМС Китая |
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Осадка, м | 6 метров |
Водоизмещение первых 11 кораблей, т | 6500 — 7904 тонн |
Водоизмещение после доработки, т | 6600 — 8000 |
Длина, м | 145,2 — 156,6 |
Ширина, м | 17.2 |
Пропеллер, количество пропеллеров | 2 |
Двигатель | 2 котлотурбинных ГТЗА-674 |
Мощность двигателя, л.с | 100 000 |
Максимальная скорость, узлы | 32 |
Крейсерская скорость, узлы | 18,4 |
Экипаж мирного времени, ребята | 296 (25 офицеров) |
Экипаж во время войны, ребята | До 350 (31 офицер) |
Средства радиоэлектронной борьбы | К ним добавились две спаренные установки пассивных помех ПК2М, с девятого корпуса от 4 до 8 (в зависимости от модификации) 122 мм помех ПК10 |
Артиллерия | 2 спаренные 130-мм артиллерийские установки |
ПВО | 4 АК-630 |
Противолодочное вооружение | ГАС «Платина-С», 2 бомбардировщика РБУ-1000 |
Противокорабельные ракеты | 2 счетверенные установки ракет «Москит» |
Зенитные ракеты | ЗРК «Ураган» |
Торпеды | 2 двойных ствола калибра 533 мм |
Авиация | Вертолет Ка-27 |
Российский эсминец «Модерн»
Эсминцы проекта 956 «Сарыч» имеют шесть палуб, разделенных переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Излом в носовой части снижает радиозаметность, хотя сам эсминец выполнен не по технологии стелс. Для изготовления надстроек использовался алюминиевый сплав.
Корабль «Сарыч» оснащен кондиционером, кинозалами и даже разборным бассейном. Это один из лучших кораблей ВМФ России по комфорту экипажа. Разумное использование внутренних объемов позволило получить более 3 м2 жилой площади на одного человека.
Характеристики
Водоизмещение, т: | |
Стандарт | 6500 |
Полный | 7940 |
Габариты, м: | |
Длина | 156,5 |
Ширина | 17.19 |
Черновик | 5,96 |
Максимальная скорость, узлов | 33,4 |
Дальность плавания, миль: | |
на скорости 32,7 узла | 1345 |
на 18 узлах | 3920 |
Автономность, сутки | 30 |
Экипаж, чел. | |
мирного времени | 296 |
военное время | 358 |
Главная энергетическая установка | 2хГТЗА-674 |
Суммарная мощность, л Мед. | 100000 (2х50000) |
Вооружение | |
Ударная ракета | ПКР «Москит» |
Зенитная ракета | М-22 «Ураган» |
Артиллерийское вооружение | АК-130 |
Артиллерийское зенитное орудие | АК-630М |
Противолодочный | 2хДТА-53, 2хРБУ-1000 |
Живучесть
Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему выживания. Потенциально опасные участки судна (машинные отделения и погреба) огорожены противопожарными отсеками с усиленными стальными стенками.
Корабль оборудован главной пожарной магистралью, системой объемного пожаротушения, системой пенного пожаротушения, а также системой орошения переборок и трапов. Кроме того, есть отдельные системы орошения и затопления для защиты подвалов.
Дренаж, балансировка цистерн и дренажные системы могут спасти корабль от водной угрозы. Для защиты внешней поверхности сосуда от загрязнения предусмотрена система промывки.
Бронированной противоосколочной защитой оснащены только артиллерийские установки и пусковые установки противокорабельных ракет «Москит».