- В водяной шубе
- Технические характеристики
- Силовая установка
- РЛС
- Максимальная скорость
- Экипаж
- Габариты и водоизмещение
- Движители
- Основные цели и задания
- Вооружение и транспортные характеристики
- Десант
- Танки, БТР, БМП
- МС-227 «Огонь»
- Две автоматические 30-мм пушки
- Достоинства и недостатки
- Описание конструкции
- Корпус корабля
- Внутренние помещения
- Надстройка
- Командир и рулевой
В водяной шубе
Спрятавшись в угол рубки (чтобы никому не мешать), наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты объявляют о готовности, и, наконец, дается команда запустить двигатели и выпустить табун в 50 000 лошадей. В бронированной пилотской рубке рев двигателей довольно приглушен, и я могу только догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. При этом я понимаю, что ехать с ветром не получится: во время движения доступ к шине запрещен, так как при работающих двигателях человека может просто сдуть.
«Взбираться!» — капитан корабля, лично находящийся у штурвала, включает один из тумблерных переключателей на брелке. С каждой стороны установлены по два воздуходувных агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху вращающимися лопастями. Щелчок кулисного переключателя поворачивает лопасти, и вентиляторы начинают подавать воздух на площадку. Пыль поднимается над Мордовией, корабль, сотрясаемый сильным толчком, поднимается над поверхностью.
Сергей Конов крутит руль из стороны в сторону и поворачивает тяжело нагруженный «Зубр», медленно скользя по бетонной горке в воду. Когда корабль полностью на воде, из рубки открывается чудесное зрелище — куда ни глянь, сверкает множество радуг — этот свет преломляется на поднятом воздушной подушкой облаке водяной пыли.
На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль почти не виден — из облака водяной пыли торчит только нос и стекло рубки. Что, по словам офицеров, также действует как маскирующий фактор: водяная пыль мешает сигналам радаров противника, затрудняя обнаружение и наведение на цель. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитен, а учитывая высоту самолета (около полуметра) «Зубр» не боится ни магнитных, ни контактных мин.
Технические характеристики
«Зубр» со спущенной подушкой сзади
Корабль проекта 12322 считается самым большим кораблем на воздушной подушке в мире. При рассмотрении его технических характеристик учитываются габариты, грузоподъемность, ходовые качества – аспекты, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
Силовая установка
В качестве двигателей используются 5 ГГТА общей мощностью 50 тыс л. С. Подушка безопасности и пропеллеры нагнетаются от двигательной установки M35. Для этого процесса используются четыре инжекторных агрегата НО-10, осевое рабочее колесо каждого достигает 2,5 метра.
РЛС
Радиолокационное оборудование кораблей «Зубр» представлено следующими системами:
- РЛС «Лазурь», вместо нее на головном корабле установлена РЛС «Позитив»;
- РЛС радиоэлектронной борьбы МР-411;
- навигационная РЛС «Экран-1»;
- аппаратура связи Р-782 «Буран-6Э», ориентированная на различные серии.
Также имеется комплекс управления оборудованием и движением КСУ ТДЦ «Флора-32». Ожидается, что с возобновлением производства на новые корабли будут устанавливаться современные радары и средства радиоэлектронной борьбы.
Максимальная скорость
Скорость катера на воздушной подушке «Зубр» составляет 60 узлов (111 км/ч). Дальность хода — 300 миль при скорости 55 узлов, автономность плавания — 5 суток.
Экипаж
Экипаж на «Зубре» — 27 человек. Для десанта предусмотрено 4 зала на 140 мест. При отсутствии оборудования корабль может перевозить до 500 человек.
Габариты и водоизмещение
По габаритам катер на воздушной подушке «Зубр» имеет следующие показатели:
- длина — 57,3 м;
- ширина — 25,6 м;
- высота по верхней палубе – 21,9 м;
- осадка — 1,6 м.
Вес судна равен его водоизмещению. Зубр имеет массу 555 тонн.
Движители
Движитель, обеспечивающий движение судна, создается тремя четырехлопастными реверсивными гребными винтами с принудительным регулированием шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композитов.
Основные цели и задания
Основное назначение кораблей проекта 12322 – высадка пехоты вместе с техникой. Для этого корабль «Зубр» способен принимать на борт подразделения с необорудованного берега, перевозить их в море и преодолевать участки суши, в том числе небольшие препятствия. Высадка морского десанта может осуществляться как на береговую линию, так и дальше в тыл противника.
С учетом технических характеристик «Зубр» способен высадить десант на 70% побережий всех морей и океанов мира. Кроме того, корабль способен ставить минные заграждения, а также прикрывать высадку десанта имеющейся артиллерией.
Вооружение и транспортные характеристики
Шасси с пехотой
Учитывая назначение корабля «Зубр», внимание уделяется не только ходовым качествам, но и десантной вместимости. Учитывается также вероятность поддержки десанта собственным вооружением, а также необходимость самообороны от возможных атак.
Десант
Количество перевозимых войск зависит от загружаемой техники. Полная грузоподъемность корабля составляет 150 тонн. При отсутствии боевых машин и танков корабль способен принять на борт до 500 человек. В остальных случаях все зависит от нагрузки.
Танки, БТР, БМП
Посадка техники осуществляется несколькими способами:
- три основных бака общей массой до 150 тонн;
- 10 БТР массой до 131 тонны и 140 человек личного состава;
- 8 боевых машин пехоты массой до 115 тонн с сопровождением;
- 8 плавающих танков.
Погрузка и высадка осуществляются через аппарель в носовой части судна. Для танков есть специальные полосы.
МС-227 «Огонь»
Артиллерийское вооружение «Зубра» представлено двумя пусковыми установками А-22 (МС-227) «Огонь». Эти комплексы предназначены для поражения целей 140-мм неуправляемыми ракетами. Это система управления огнем. Боекомплект каждой установки – 66 снарядов.
Две автоматические 30-мм пушки
В качестве зенитной артиллерии используются две установки АК-630. В каждом по 6 стволов калибра 30 мм. Боекомплект – 3000 снарядов. Они могут вести огонь по воздушным и наземным или надводным целям. Система управления — МП-123-02. Кроме того, на борту имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» или «Стингер.
Достоинства и недостатки
Существенным недостатком судов на воздушной подушке является высокий уровень шума и заметности
К преимуществам судов на воздушной подушке можно отнести их маневренность. Завоевание участков суши позволяет выйти на акваторию рек и высадить войска в глубокий тыл врага. «Зубр» также может плавать в северных морях во время ледовой операции.
Подчеркнута десантная способность корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с упором на технику и десант. Однако имеется ряд недостатков, связанных с общими характеристиками судов на воздушной подушке:
- высокий уровень шума, что делает скрытность операции минимальной;
- уязвимость для большинства видов оружия, включая пистолеты;
- зависимость скорости и дальности полета от погодных условий и ветра.
Эти факторы в определенной степени ограничивают использование судов «Зубр». Оптимальной считается быстрая переброска войск в сектор, контролируемый кораблями союзников. Также подходит для локальных операций. Однако по-прежнему остаются вопросы об участии таких судов в крупномасштабных действиях.
Описание конструкции
Макет корабля проекта 12322
В конструкцию корабля входят три основных элемента: воздушная подушка, понтон (корпус) и надстройка. Отдельно выделяют и силовую установку, обеспечивающую нагнетание воздуха и движение судна. Характерной чертой этого типа судов являются кормовые гребные винты, возвышающиеся над основной частью корабля.
Десантный катер на воздушной подушке «Зубр» оснащен двумя силовыми установками на базе газотурбинных генераторов мощностью по 100 кВт. Управление кораблем осуществляется с командного пункта, центрального поста управления или пультов дистанционного управления централизованно, дистанционно и с помощью систем автоматики.
Читайте также: Советский Танк Т-35 — характеристики, вооружение, броня, фото, видео
Корпус корабля
В основе корабля на воздушной подушке лежит прямоугольный понтон, обеспечивающий прочность и непотопляемость корабля. Для этого он имеет цельносварной корпус на основе высокопрочного алюминиево-магниевого сплава с повышенной устойчивостью к коррозии.
Подушка безопасности размещена под кузовом; для его удержания используется гибкий забор. Он же обеспечивает необходимый подъем судна над опорной поверхностью. Забор двухслойный, с гибким ресивером и навесами. Из-за этого воздушная подушка поперечно разделена на секции с поперечными и продольными килями.
Внутренние помещения
Интерьер ориентирован на комфортные условия для экипажа и десанта. Для этого реализована система вентиляции, кондиционирования и отопления. Имеется тепло- и звукоизоляция, последняя из которых особенно актуальна, учитывая уровень производимого шума. Внутренние конструкции изготовлены из вибропоглощающих материалов. Предусмотрено комфортное питание и отдых экипажа.
Надстройка
Надстройка размещена на понтоне и разделена двумя переборками на три отдельных помещения. Средний предназначен для перевозки техники и оборудован подходящими пандусами и проездами для танков.
К боковым помещениям относятся жилые, служебные и технические помещения. В нем размещаются главные и вспомогательные энергетические установки, системы обеспечения жизнедеятельности корабля и его защиты от оружия массового поражения. Здесь же экипаж корабля и десантные группы.
Командир и рулевой
Суда на воздушной подушке — единственные, где командир не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие корабли и корабли, сидящие глубоко в воде, гораздо более инерционны и предсказуемы. Зубр же парит над водой, не касаясь ее, и буквально реагирует на порывы ветра: «Главная проблема, которая затрудняет управление судном на воздушной подушке, — это ветер», — поясняет Сергей Конов.
— Площадь бортовой проекции более 500 м2, так что даже умеренный ветер вносит свои коррективы, не говоря уже о порывах, сбивающих корабль с курса. Поэтому в управлении «Зубром» больше от авиации, чем от навигации, мгновенных реакций и поправки на ветер».
Самым грозным вооружением «Зубра» являются две пусковые установки для 140-мм неуправляемых ракет, которые используются для огневой поддержки десанта. Но вы не увидите этих пусковых установок в навигационном положении корабля. Дело в том, что они сделаны выдвижными, и выдвигаются только для пуска СУРС, а после окончания стрельбы опускаются обратно под палубу.