- В США считают, что новые возможности русского «Жнеца» будут востребованы на мировых рынках оружия
- Платформа «Орион»
- Бортовое оборудование
- История «Ориона»
- Военное применение
- Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО)
- Сравнение с иностранными аналогами
- Конструкция аппарата и силовая установка
- Конструкция БПЛА
- История разработки
- Тактико-технические характеристики
- Варианты полезной нагрузки
- Полезная нагрузка
В США считают, что новые возможности русского «Жнеца» будут востребованы на мировых рынках оружия
На фото: на одном из крымских полигонов проведены испытания новейшего российского ударного беспилотника «Орион» (Фото: цитата из видео Минобороны России)
Минобороны России опубликовало видео, которое сразу же стало вирусным. Был продемонстрирован новейший российский ударный беспилотник «Орион», который, по данным «Звезды», применялся «в борьбе с воздушной целью». Издание напоминает, что бывший глава беспилотной авиации РФ генерал-майор Александр Новиков уже заявлял, что «Орионы» (называемые в России «Пэйсерами») в случае необходимости смогут противостоять турецким беспилотникам.
Можно даже не сомневаться, что речь идет об ответе на шумиху в украинских СМИ о чудо-юдене «Байрактар», с помощью которого вооруженные силы Украины надеются решить «донбасский вопрос». Напомним, что пару месяцев назад в «квадратных» соцсетях и прессе турецкий БПЛА атаковал батарею якобы российских гаубиц Д-30, которая из-за москвичей злонамеренно обстреляла позиции украинской 93-й механизированной бригады вблизи село Гранитное, много обсуждалось.
Вот украинская версия, без купюр, которая с подачи желто-синих генералов до сих пор гуляет в интернете: «Байрактарский» бой, уничтожение управляемой бомбой российской гаубицы… ПВО и РЭБ России в этом районе была переброшена техника, но русские не смогли поставить заграждения, не смогли сбить и даже не смогли обнаружить «Байрактар». После этого боя расчеты русских орудий разошлись по кустам, и эта батарея больше не стреляла».
При этом в Киеве много говорили о победе азербайджанцев в Карабахе над пророссийскими, оказывается, армянами. Скажем, трассу охранял точно такой же Bayraktar TB2, который даже Алиев называл своим любимым «вундерваффе».
Совпадение это или нет, но в любом случае символично, что «Орион» разработки АО «Кронштадт» прошел испытания в составе ПВО именно в Крыму, что можно считать явным сигналом бандеровской Украине. В какой-то степени это и ответ туркам, которые рекламируют свой беспилотник как отличную платформу для бедных стран, которые не могут позволить себе ударную авиацию.
Да, видео от Минобороны РФ имеет все признаки рекламы, но кадры впечатляют. В качестве боеприпасов использовался легендарный «Корнет» с лазерным наведением, а целью была настоящая летающая мишень, которую уже сравнивали с Camcopter S-100 австрийского производства. В сети кто-то уже предположил, что русские купили его у фирмы Schiebel. Возможно, в этих слухах есть доля правды. Так или иначе, то, что «Орион» уничтожил в Крыму во время испытаний, очень похоже на беспилотник Horizon Air S-100, собранный в Ростове-на-Дону.
Западные специалисты считают, что перехват осуществлялся исключительно в ручном режиме, что практиковалось в США еще в 2004 году. В целом испытание нельзя назвать близким к реальности, так как оператор якобы заранее знал о цели маневра, и в принципе атака была преднамеренной. С другой стороны, все ведущие оборонные производители, как американские, так и израильские, одинаково испытывают свои ракеты-перехватчики.
Между тем проверенный временем «Корнет» вот уже десять лет работает в режиме «выстрелил-забыл». И хотя изначально он разрабатывался как противотанковое средство, его удачный зенитный вариант 9М133ФМ-3 уже имеется.
Поэтому вполне естественно, что появился вариант «Корнета» класса «воздух-воздух», получивший индекс X-UAV. Кстати, скорость 320 м/с, что точно позволяет перехватить разрекламированную турецкую воздушную черепаху, которая «ползет» по небу со скоростью 36 м/с.
Им будут оснащать не только беспилотники «Орион» и «Форпост», но и модернизированные ударные вертолеты Ка-52М «Аллигатор», кстати, всепогодные винтокрылы, способные атаковать ночью. Об этом буквально накануне испытания в Крыму «беспилотников-убийц» сообщил РИА Новости источник в Минобороны РФ.
Собственно, ничего нового и сверхъестественного в этом нет — это такой опыт российской оборонки. Так, ПТРК «Вихрь-М» был адаптирован для штурмовиков Су-25, вертолетов Ка-50, Ка-52, а также катеров и малых сторожевых кораблей.
Даже янки пишут, что у Ориона большое будущее. Правда, считают, что русские содрали концепцию со своего «мужского» (сильного) беспилотника MQ-1 Predator, на что якобы указывает даже внешнее сходство и габариты. Однако правильнее было бы сравнить детище АО «Кронштадт» с MQ-9 Reaper («Жнец»), разработанным компанией General Atomics Aeronautical Systems (подразделение корпорации General Dynamics) для ВВС США. Дело в том, что Хищник был списан.
Да, наш «Пейсер» меньше «Жнеца», имеющего в ВВС США прозвище Grim Reaper, что переводится как «Смерть с косой», синоним слова «смерть». Но если говорить о точных ударах, то «Орион» хорошо справляется с поставленными перед MQ-9 задачами. Опять же, это оценка ряда американских экспертов, утверждающих, что Reaper слишком велик для этой цели.
Грубо говоря, до 90% целей поражаются одним попаданием где-то на расстоянии 300 км. Шесть точек подвески MQ-9 хороши только для штурмовика, но избыточны для воздушных черепах вроде дронов. Возможно для уничтожения мирного населения или стаи вооруженных «хозяев» — самое подходящее, но даже «бородатые» группы с боевым опытом найдут возможность либо ответить, либо рассеяться после первой же атаки ракетой или бомбой.
И даже если Мрачный Жнец отправится в дальний путь за 1000 км, все равно рядом с целями для разведки или атаки должен быть ретранслятор, пусть и небольшой. Конечно, спутники смогут обеспечить необходимый видеопоток, но только при гарантированной поддержке из космоса, что невозможно даже сейчас. Иными словами, однако, при схожих концепциях MQ-9 — отличный «самец» БПЛА для мирного времени, а «Пейсер» — машина, разрабатываемая для войны.
По большому счету ударные дроны сегодня уже не новость. Даже Турция, которая в США считается небольшой страной в технологическом плане, по крайней мере научилась собирать дроны из того, что есть на рынке. Как шутят эксперты, 90% того, что есть в Bayraktar TB2, можно купить на AliExpress. А вот с ракетами класса «воздух-воздух», вроде X-UAV, дело обстоит намного сложнее. Существует огромная разница между уничтожением медленно движущихся или неподвижных целей на земле и воздушных целей.
Сейчас в мире создается спрос на эффективные «убийцы дронов». А это значит, что ударные дроны, способные уничтожать себе подобных, будут востребованы на рынках вооружений. Однако здесь важны вопросы надежности. Янки считают, что только они одни могут делать неубиваемые БПЛА, а у китайцев, русских и турок проблемы с качеством. Например, известен как минимум один случай крушения беспилотника «Орион» возле жилых домов в Рязанской области в ноябре 2019 года.
Похоже, специалисты в нашей стране плотно работают над этим вопросом, тем более что опыт создания надежной военной техники в российском оборонном комплексе есть. Если говорить о текущих задачах, то сейчас крайне важно обезопасить защитников Донбасса от турецких Байрактаров. Хочется надеяться, что в скором времени начнется удар беспилотников ВСУ по востоку Украины.
Платформа «Орион»
Как было сказано выше, БПЛА «Орион» является летательным аппаратом большой продолжительности полета (МАЛ). Он характеризуется достаточно высокими летными характеристиками и имеет большую для таких самолетов грузоподъемность. Такая площадка отлично подходит для размещения бомбового или ракетного вооружения. Время нахождения в воздухе зависит от полезной нагрузки. При полезной нагрузке 60 кг «Орион» может оставаться на плаву 24 часа.
Электронные схемы, которыми оснащена платформа «Орион», выполняют различные функции. В крышке под днищем находится важнейший элемент — оптоэлектронный привод. Обеспечивает сопровождение целей и разведку. Станция работает совместно с системой радиотехнической разведки и радиолокационной станцией.
При использовании беспилотника в качестве носителя вооружения на него монтируются съемные пилоны. Пилон с каждой стороны установлен под крыльями и еще один под фюзеляжем. Системы подвески, которые демонстрировались на форуме «Армия-2020» и на фото в календаре, отличаются, что говорит о возможности применения нескольких типов вооружения.
Бортовое оборудование
Оптоэлектронная станция наблюдения и прицеливания установлена в носовом отсеке БПЛА «Орион».
БПЛА «Орион» имеет очень высокий уровень автоматизации управления. Тем более при взлете и посадке вмешательство оператора в подавляющем большинстве случаев не требуется, хотя сама эта возможность все же сохраняется. В целом оборудование, обеспечивающее полет БПЛА, состоит из следующих элементов:
- Навигационная система. Текущее местоположение самолета определяется с помощью акселерометров и гироскопических блоков, а также с использованием данных, получаемых через спутниковую антенну модулем GPS/ГЛОНАСС.
- Оборудование для связи с наземным пунктом управления.
- Система диагностики и контроля оборудования
- Автоматическая система управления.
При посадке «Орион» может использовать не только модуль спутниковой навигации, но и специальный двухдиапазонный радар. При наличии интенсивных помех вместо нее можно использовать лазерную систему. В Сирии, по ряду сообщений, успешно прошли испытания все три варианта автоматической посадки.
Поскольку примерно с 2015 года «Орион» стал рассматриваться не только как разведывательный, но и как ударный беспилотник, на его борту появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая применение высокоточного оружия.
История «Ориона»
Работы над беспилотником начались в конце 2011 года, когда АО «Кронштадт» совместно с ОКБ Симонова, фирмой «Сухой» и фирмой «Камов» приступило к созданию последних образцов беспилотных комплексов для Минобороны России. Технический проект беспилотника был защищен в октябре 2012 года. Опытно-конструкторская разработка получила название «Иноходец-БПЛА».
В 2019 году «Кронштадт» первым в России обратился в Росавиацию за сертификацией беспилотного авиационного комплекса массой более одной тонны. В начале 2020 года был подписан первый в истории страны акт с предварительным заключением о возможности серийного производства большого беспилотника. Первый комплекс БЛА «Орион» поступил в Минобороны РФ в апреле 2020 года.
Аэродинамика планера позволяет достичь рекордно высоких характеристик по дальности и продолжительности полета. Дрон может находиться в воздухе более суток. Первоначально его задачами было ведение воздушной разведки днем и ночью в широком диапазоне климатических условий, сегодня «Орион» используется не только в разведывательных, но и в ударных целях. Один пульт управления дроном позволяет управлять несколькими такими БПЛА одновременно.
В «Кронштадте» подчеркивают, что при производстве комплекса используются материалы, узлы и агрегаты исключительно российского производства. Для создания этого беспилотника компания разработала и внедрила в опытное производство технологию создания протяженных композитных конструкций из полимерных материалов на основе углеродного волокна. Длина этих конструкций достигает 10 м. «Орион» собирается по технологии детального компьютерного моделирования.
«БЛА «Орион» является одним из самых надежных беспилотных комплексов в мире в своем классе. Он способен работать в диапазоне температур от -50 до +50, а также летать в условиях кратковременного обледенения благодаря уникальным противообледенительной системы разработки ОАО «Кронштадт», — «Комплекс имеет трехкратное резервирование всех основных систем. Все это в совокупности означает, что комплекс можно использовать в самых суровых климатических условиях, от сухих и жарких пустынь, влажных джунглей, до Арктики и Антарктики. Эти характеристики нашего комплекса во многом определяются тем интересом, который сейчас проявляют заказчики со всех регионов мира».
Мощности нашего предприятия в Дубне позволят нам выпускать десятки дронов ежегодно. Там будет производиться вся наша линейка дронов — Орионы, Сириусы, Гелиосы, Тандеры и беспилотные вертолеты
Военное применение
По словам Богатикова, «Орион» и «Орион-Э» (экспортный вариант) изготавливаются в разведывательном, разведывательно-ударном вариантах и с системой спутниковой связи, позволяющей увеличить дальность полета.
«У нас индивидуальный подход к каждому заказчику. Для Минобороны России мы делаем то, что указано в техническом задании под их задачи. При этом, по желанию инозаказчика, можем установить на «Орион» — E полезной нагрузки и авиационного вооружения, которые они хотят «Наш БЛА имеет открытую архитектуру, которая позволяет ему адаптироваться к пожеланиям потребителя. Например, на выставке MILEX 2021 в Минске мы демонстрировали «Орион-Э» с полезной нагрузкой производства Республики Беларусь», — рассказал генеральный директор.
По желанию заказчика на данный БПЛА возможна установка спутникового терминала, что позволяет управлять аппаратом и получать от него информацию из любой точки мира. Теперь беспилотником «Орион-Э» можно управлять по радио на расстоянии до 250 км. По данным «Рособоронэкспорта», в настоящее время беспилотник предлагается на экспорт в разведывательно-ударном варианте и с системой спутниковой связи (SATCOM). При этом комплекс поступает в вооруженные силы России в ударном варианте.
До конца текущего года в Кронштадте планируют испытать ударную версию беспилотника с противотанковой ракетой комплекса «Вихрь-М». В феврале Богатиков доложил министру обороны России Сергею Шойгу, что компания поставит в войска в 2021 году не менее шести комплексов ударных беспилотников «Иноходет».
Поставки в вооруженные силы Российской Федерации будут осуществляться в первую очередь, но велик и интерес зарубежных заказчиков. На прошедшем в августе форуме «Армия-2021» министры и заместители министров обороны более чем из 20 стран провели переговоры с АО «Кронштадт» и «Рособоронэкспортом». «Среди стейкхолдеров также появились новые потенциальные клиенты», — сказал Богатиков.
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО)
Радиоэлектронное оборудование, обеспечивающее связь и навигацию, представлено продукцией нескольких компаний-производителей, среди которых наиболее известна «КТ-Беспилотные комплексы». Комплекс авионики состоит из следующих модулей:
- система управления информацией;
- оборудование сопряжения с общезаводским оборудованием;
- системы автоматического управления;
- системы мониторинга и диагностики бортового оборудования;
- инерциальная спутниковая навигационная система.
Сравнение с иностранными аналогами
Сразу после появления информации о принятии на вооружение первых трех БПЛА «Орион» в прессе появились статьи, в которых этот беспилотник явно отставал от американского MQ-9 Reaper.
Китайский БПЛА CH-5. Как американский Жнец, гораздо больше Ориона».
Между тем такое сравнение явно неуместно — машина производства США имеет гораздо большие размеры и массу. Поэтому «Жнец» оснащен более мощным двигателем и способен летать на высоте до 15 000 метров, то есть в два раза выше «Ориона».
Наиболее близким к новому российскому беспилотнику является турецкий БПЛА Bayraktar TB2. Он незначительно (на 50 кг) проигрывает «Ориону» по массе полезной нагрузки, имея несколько меньшие геометрические размеры. Российский БПЛА заметно превосходит Байрактар только по одному параметру типа боевого радиуса — 250 км против 150 км.
Израильские беспилотники Heron и Hermes 900 мало отличаются от Orion своим стартовым весом. При этом Hermes способен брать на борт до 300 килограммов полезной нагрузки, а Heron — до 250. Кроме того, эти дроны способны находиться в воздухе гораздо дольше, чем американские горки. В частности, максимальная продолжительность полета Hermes 900 составляет 46 часов. Рабочий потолок обоих израильских БПЛА превышает 9000 метров, что также дает им определенное преимущество.
Конструкция аппарата и силовая установка
Сам планер БПЛА относится к серии планеров с нормальной аэродинамической компоновкой. У них V-образное хвостовое оперение и прямое крыло. Фюзеляж выполнен с небольшим удлинением, в поперечном сечении прослеживается асимметрия. Для облегчения конструкции разработчики решили использовать для создания фюзеляжа композитные материалы. Крыло на планере имеет небольшое сужение. Средства механизации управляются элементами системы дистанционного управления.
Полезная нагрузка размещается внутри короба в районе передней стойки. Его выступающие части покрыты шубками. На предсерийных образцах использовались двигатели Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.). Беспилотники поступили в серию с ответственной силовой установкой АПД-110/120, разработанной совместно ЦИАМ и компанией «Агат».
Двухлопастной винт достигает 1,9 м в диаметре. Воздушный винт АВ-115 был специально разработан компанией «Аэросила» для установок серии «Орион». Комплекс «Орион» — это не один самолет. В состав комплекса входят 3-6 беспилотников, модуль управления взлетом и посадкой, модуль радиооборудования и модуль размещения оператора.
Читайте также: Военные самолеты России: виды, фото, технические характеристики
Конструкция БПЛА
По словам создателя «Ориона» компании «Кронштадт», самолет практически полностью изготовлен из углепластика российского производства. Использование этого материала позволяет значительно снизить вес дрона и его заметность на экранах радаров.
БПЛА «Орион» построен по нормальной аэродинамической схеме. Прямое крыло большого удлинения расположено примерно посередине удлиненного узкого фюзеляжа асимметричного сечения. Задняя подвеска состоит из двух угловых стабилизаторов поперечной устойчивости, образующих V-образную форму.
Сразу за оперением расположен упорный двухлопастный винт изменяемого шага АВ-115. Управляется электроприводом. Шаг винта регулируется встроенной электроникой.
Шасси БПЛА «Орион» трехопорное, с поворотной стойкой впереди. Кроме того, в хвостовой части имеется выдвижной упор, предназначенный для защиты винта от контакта с поверхностью взлетно-посадочной полосы.
В качестве силовой установки на первые прототипы «Орионов» устанавливался австрийский двигатель Rotax 914 мощностью 115 лошадиных сил. Таким же двигателем когда-то оснащались американские ударно-разведывательные беспилотники MQ-1 Predator. Штатным двигателем российского беспилотника станет АПД-115Т (первоначальное обозначение — АПД-110/120), разработанный в ООО «Инженерный центр «Итлан» (Рыбинск) на базе того же Rotax. Проблемы, возникающие при создании, описаны выше.
АПД-115Т — поршневой коробчатый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания объемом 1,7 л. Система охлаждения комбинированная (головки цилиндров охлаждаются набегающим потоком воздуха, а головки охлаждаются специальной жидкостью). Максимальная мощность двигателя составляет 120 лошадиных сил, но в режиме установившегося полета он выдает от 70 до 90 л.с.
История разработки
Разработка беспилотника началась в 2011 году по прямому заказу Минобороны РФ. На этапе разработки проект назывался «Иноходец», а сам девелопер, АФК «Система» или «Кронштадт», в то время носил название «Транзас». Эта компания уже имела солидный опыт создания беспилотных летательных аппаратов, поэтому заказ для оборонной промышленности был отдан инженерам из Санкт-Петербурга.
Работы по созданию прибора были связаны с необходимостью разработки оптико-электронной станции, что и было выполнено в 2014 году Научно-производственной корпорацией «Системы точного приборостроения» (АО «НПК «СПП») серийное производство таких станций в 2017 году начнется с 30 единиц в год.Прототип «Орион» был подготовлен к летным испытаниям к 2015 году.Реально беспилотник был замечен на аэродроме в Протасово в том же году.В 2016 году полет НИИ было присвоено имя А.И. Громова. А в 2017 году на авиасалоне МАКС-2017 Россия представила экспортную версию «Ориона».
Следующий этап испытаний связан с применением блока вооружения. Группа «Кронштадт» продемонстрировала публике вооружение беспилотника на форуме «Армия-2018». После успешных испытаний авиабомб беспилотник «Орион» был отправлен в Сирию, но там он выполнял исключительно разведывательную функцию.
На очередном авиасалоне МАКС-2019 было официально объявлено, что до конца текущего года Минобороны получит боевой образец «Ориона». Фактически предсерийные образцы поступили в опытную войсковую эксплуатацию. К сожалению, один из них разбился 16 ноября.
В декабре 2019 года СК Шойгу сообщил, что БПЛА в боевой конфигурации прошел испытания в Сирии. 20 апреля 2020 года Кронштадтская группировка и Минобороны РФ подписали приемо-сдаточный комплекс комплекса «Орион». Это знаменательное событие свидетельствует о том, что российская дальнобойная установка прошла все испытания и теперь будет серийно поставляться на вооружение воинские части космических войск.
Тактико-технические характеристики
В технических характеристиках комплекса БПЛА «Орион» имеется некоторая противоречивая информация, которая со временем будет уточнена. Сначала Минобороны опубликовало ТТХ «Ориона-Э», то есть для экспортного варианта аппарата. Во-вторых, некоторые параметры усреднены и требуют более детальных измерений. В настоящее время таблица ТТХ «Орион-Э» выглядит так:
- Длина — 8 м;
- Размах крыла – 16,3 м;
- Высота — 3,2 м;
- Стартовая масса – 1000 кг;
- Масса полезной нагрузки – 200 кг;
- Зона применения с БПЛА-ретранслятором: 300 км;
- Продолжительность полета с полезной нагрузкой 60 кг – 24 часа;
- Мощность двигателя (Rotax 914): 86 кВт (115 л.с.);
- Высота полета – 7,5 км;
- Маршевая скорость – 120 км/ч.
Противоречия можно найти даже на официальном сайте Минобороны. В разных таблицах указаны разные массы полезной нагрузки. Она варьируется от 200 кг до 250 кг и крейсерская скорость от 120 км/ч до 200 км/ч. Скорее всего, приведены средние и максимальные значения для указанных параметров. Прогнозируется, что показатели моделей, поставленных в Вооруженные силы Норвегии, будут выше.
Варианты полезной нагрузки
Внутри наземного центра управления БПЛА. В «экипаж» беспилотника входят два оператора и командир.
Для ведения разведки и наблюдения за местностью на борту БПЛА «Орион» установлено следующее оборудование:
- Оптико-электронная система наблюдения и прицеливания. Установлен на гиростабилизированной платформе, расположенной в носовой части фюзеляжа. В состав этой системы входят две тепловизионные камеры, широкоугольная телекамера и лазерный дальномер-целеуказатель.
- Радиолокационная станция наблюдения. Он установлен в центральном внутреннем пространстве фюзеляжа и закрыт снизу радиопрозрачным куполом.
- Система аэрофотосъемки высокого разрешения. Он устанавливается вместо обзорной РЛС и состоит из набора цифровых фото- и видеокамер, размещенных на гиростабилизированной платформе.
- Система сбора информации о зенитных радарах противника. Принимает радиоволны и находит их источники. Установлен в центральном внутреннем пространстве фюзеляжа.
- Средства радиоэлектронной борьбы.
Кроме того, предполагается возможность использования релейной аппаратуры с возможностью обеспечения устойчивой связи на расстояниях до 150-200 км. Обзорно-прицельная оптико-электронная система способна автоматически сопровождать обнаруженные цели и передавать их координаты на пункт управления.
Полезная нагрузка
Полезная нагрузка означает не только оружие. Самолет может иметь другие устройства, необходимые для разведки или сбора данных. Груз размещается внутри фюзеляжа, но может крепиться и снаружи фюзеляжа. Выступающие части оборудования закрыты кожухами. К элементам полезной нагрузки относятся:
- Цифровая камера высокого разрешения;
- Радиолокационная система;
- Система электронной разведки;
- Оптоэлектронная система.
С помощью этих модулей БПЛА осуществляет воздушную разведку, а также оказывает информационную поддержку наземным войскам. Выполняет роль корректировщика огня или целеуказателя, может использоваться при проведении топографической съемки местности.
Оптико-электронная система (ОЭС) представляет собой отдельно разработанный модуль, масса которого составляет 55,5 кг. Он выполнен в виде цилиндра диаметром 410 мм и высотой 550 мм. Эта система позволяет дрону сканировать пространство на предмет видимого и инфракрасного излучения. Система может различать неподвижные цели и транспортные средства, а также надводные цели. Расстояние до цели измеряется отдельным вычислительным центром, а сама цель подсвечивается лазером. Связь с центром управления поддерживается по пяти информационным каналам, в том числе:
- Канал данных от тепловизионной камеры;
- Подача данных с телекамеры;
- Канал данных с широкоугольной телекамеры;
- Два канала для лазерного дальномера и целеуказателя.
Радиолокационная станция разработана АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» Бортовая станция оснащена фазированной антенной решеткой, которая используется только на космических кораблях «Орион». Радиолокационная станция включает в себя следующие модули:
- Информационно-управляющая система;
- Спутниковая навигационная система;
- Система диагностики оборудования;
- Автоматическая система управления.