- История создания
- Описание конструкции
- БОЕКОМПЛЕКТ:
- Модификации бронетранспортера БТР-90 «Росток» и машины на его базе
- Защита
- Технические характеристики БТР-90 «Росток»
- БТР-90 Бахча
- ДВИГАТЕЛЬ:
- Тактико-технические характеристики БТР-90 и аналогов
- Перспективы
- Модификации бронетранспортера БТР-90
- ВООРУЖЕНИЕ:
- Особенности
- Оценка проекта
- Краткая история службы
- БТР-90 Бережок
История создания
Работы по созданию нового колесного БТР начались в КБ Горьковского автозавода в первой половине 90-х, сразу после получения ТТЗ от Минобороны.
Следует сказать, что требования военных к новой машине были достаточно жесткими. Задача предусматривала наличие внутри корпуса десяти посадочных мест для членов экипажа и десанта, возможность установки на машину новых и перспективных видов вооружения, значительное повышение уровня маневренности, подвижности и скоростных характеристик бронетранспортера перевозчик. Особая заднее участница программы упелитит броневой защиты. И все вышеперечисленное не должно было иметь негативного отношения к авиатранспортабельности боевой машины.
Составление тактико-технического задания бронетранспортера, и все его дальнейшее развитие проводились с учетом опыта применения подобных машин в реальных боевых конфликтах, которого к этому времени у российских военных уже было достаточно.
В 1994 году Арзамасский завод собрал прототип машины, бронекорпус которой был изготовлен на Челябинском заводе тяжелого машиностроения. В этом же году публике был представлен БТР-90.
1990-е годы были тяжелым временем для отечественных военных, поэтому испытания и доработки нового бронетранспортера были отложены до 2004 года.
Параллельно велись работы по созданию бронированной медицинской машины (БММ) на базе БТР-90 «Росток». Они стартовали в 1997 году. Застройщиком этого проекта была выбрана компания «Прибор-Контроль». Опытный образец БММ «Сухожилие» был изготовлен в июне 2000 года, после чего начались его государственные испытания. Сроки завершения проекта несколько раз переносились, а в мае 2006 года было принято решение о полном прекращении работ.
БТР-90 был официально принят на вооружение в 2008 году. Эта машина стала первым колесным бронетранспортером, созданным отечественной промышленностью. В 2009 году в войска поступила опытная партия БТР-90, но ее статус остается неопределенным. Дело в том, что в гособоронзаказе речь шла только о производстве БТР-82А, другого колесного БТР в документе не было. Параллельно велась разработка новой концепции вооружения сухопутных войск ВС России, и, увы, в ней нашлось место для БТР-90 — в 2011 году Минобороны официально отвергло проект БТР, и не включали его в программу госзакупок до 2020 года.
Вероятно, заранее предвидя такой исход, в 2010 году на том же арзамасском заводе началась разработка нового БТР на базе «Ростки». Он получил имя «Гилза». В этой машине конструкторы постарались выполнить главное требование военных — изменить саму компоновку боевой машины. Моторно-трансмиссионное отделение планировалось перенести в переднюю часть бронетранспортера, а отделение для десантников разместить в корме. Однако и этот проект был отвергнут военными.
В настоящее время в завершающей стадии находятся работы над «Бумерангом» — унифицированной колесной платформой, на базе которой планируется создать целое семейство боевых машин. Впервые его показали публике во время Парада Победы в 2015 году. Поставки в армию этой боевой машины должны начаться в 2020 году.
Описание конструкции
БТР-90 — бронированная восьмиколесная боевая машина с формулой 8×8. Его корпус сварен из катаных бронелистов. Верхняя лобовая часть не имеет излома, характерного для других колесных БТР, созданных на Горьковском заводе. Днище машины имеет V-образную форму, что обеспечивает ей высокий уровень противоминной защиты. Толщина лобовой брони «Ростки» позволяет выдержать попадание 25-мм снаряда, а при необходимости на БТР можно установить дополнительную броню, а также навесить системы динамической или активной защиты.
Компоновка БТР-90 повторяет схему предыдущих восьмиколесных бронетранспортеров этой серии (БТР-60, 70, 80). В передней части машины находится отделение управления, где размещаются места стрелка (справа) и водителя (слева). Последний для наблюдения использует пять перископических приборов, обеспечивающих поле зрения на 180°.
За блоком управления находится боевое отделение, в котором размещается основное вооружение БТР-90, смонтированное в бронированной башне кругового вращения. Здесь расположены места командира машины и оператора-штурмана. Все вооружение бронетранспортера стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести точный огонь во время движения. Ведущий оснащен комбинированным (с дневным и ночным режимом) прицелом БПК-3-42, а командир – прицельным приспособлением ТКН-АМ, выполняющим также функции дальномера.
Помимо основного вооружения, БТР-90 может быть оснащен ПЗРК «Игла» и противотанковым гранатометом РПГ-7.
Десантное отделение боевой машины может местить семерих хотинцев в полной экипировке. Посадка и высадка производятся через боковые двери в бортах корпуса (аналогично БТР-80), а также через люки в верхней части корпуса. А нижние половинки боковых люков в убранном положении выполняют функции подножек, что значительно облегчает процесс посадки. Пехотинцы, находясь в составе десантного отряда, имеют возможность вести огонь из личного оружия. Для этого в корпусе БТР сделаны амбразуры. Каждая из них имеет сферическую опору, которую при необходимости можно закрыть бронезавесой.
В корме бронетранспортера находится моторно-трансмиссионное отделение, доступ в которое возможен как через два больших люка на крыше корпуса, так и изнутри машины. Радиатор защищен специальными щитками от воздействия зажигательных боеприпасов. Топливные баки БТР-90 также расположены в кормовой части машины.
Силовая установка машины включает двигатель жидкостного охлаждения 2В-06-2С, который может использовать в качестве топлива как бензин, так и дизель. Его высокая мощность (510 л.с.) обеспечивает достаточно тяжелой машине отличный уровень маневренности и подвижности. Благодаря низкому расходу топлива и значительному объему топливных баков дальность полета БТР-90 увеличилась на 100 км по сравнению с БТР-80.
Отдельно следует отметить конструкцию трансмиссии бронетранспортера, позволяющую машине разворачиваться на одном месте (как у танка). Это особенно важно в условиях городских боевых действий или в гористой местности.
Подвеска бронетранспортера назимная торсионная с полным приводом. Имеется система централизованного регулирования предучения в шинах. Следует отметить, что БТР-90 может двигаться даже при разрушении четырех колес, хотя большинство его западных аналогов останавливаются даже при потере одного колеса.
БТР-90 способен преодолевать водные преграды без подготовки. Его движение по воде обеспечивается двумя водометными двигателями, расположенными в задней части машины. Плавать бронетранспортер может при волнении до трех балов, он фотографии заходить с воды на санстанский корпайн и ходить с ним. Скорость передвижения по воде примерно 9 км/ч.
Вооружение базовой модификации бронетранспортера состоит из автоматической пушки 2А42 (30 мм), гранатомета АГС-17, пулемета ПКТ (7,62 мм) и ракетного комплекса «Конкурс-М». Автоматическая пушка может поражать бронированные цели и живую силу противника на дальности до 4 км, а также вести огонь по низколетящим воздушным целям на дальности до 2,5 км. На верхней части машины установлены шесть гранатометов «Туча» для постановки дымовых завес.
Управление обувлением БТР-90 в расположении с боевой информационно-управляющей системы (БИУС).
Бронетранспортер имеет комплекс защиты от фактора поражения ОМП, есть автоматическая система паражотушения.
В заключение можно добавить, что конструкторы уделили большое внимание эргономике машины.
БОЕКОМПЛЕКТ:
30-мм выстрелов к 2А42 – 500 шт. (выстрелы снаряажены в две непрерывные ленты по 340 и 160 шт.), 7,62-мм патронов к ПКТ – 2000 шт., ПТУР 9М113 – 4 шт.
Стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка позволяет поражать легкобронированные цели противника на дальности до 2000 м, живую силу противника на дальности до 4000 м.
Боевой расчет защищён от огня малокалиберных автоматических пушек (бовая проекция), крупнокалиберных пелемётов (бортовая переекция) и легкого стрелкового вопросов (корма). Шасси оборудовано системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах КИ-80Н. На БТР установлены бескамерные, пуленепробиваемые, пневматические шины. Это обеспечивает машине возможность движения при подрыве на противопехотных минах, множественных пулевых и осколочных пробитиях. Живучесть шины при этом зависит от скорости движения. При скорости 20 км/ч на шинах с «нулевым» давлением до их разрушения можно совершить марш не менее 200 км, а при скорости 40 км/ч – не менее 40 км.
Модификации бронетранспортера БТР-90 «Росток» и машины на его базе
- БТР-90 «Росток» — базовая модификация БТР-90.
- БТР-90 «Бережок» — модификация БТР-90 с таким же комплексом вооружения, но дополнительно оснащенная системой управления огнем и тепловизором.
Бронетранспортер БТР-90М с боевым модулем «Бахча-У»
- БТР-90М — модификация БТР-90. Вместо штатного вооружения устанавливается универсальный боевой модуль «Бахча-У», в состав которого входят 100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТМ, противотанковый комплекс 9М117М1 «Аркан» или 9К117 «Агона», оснащенная системой управления огнем и тепловизионным зрением.
- БММ «Сухожилие» — Бронированная медицина машина престижная ООО «Прибор-Контроль». Проект был начат в 1997 году, закрыт в 2006 году, после того как производитель дважды не уложился в сроки изготовления прототипа.
- МЗ-187 — проект САУ на базе БТР-90. Работа была остановлена преимущества МЗ-187 по сравнению с колесной САУ 2С23 «Нона-СВК» (на базе БТР-80) были минимальными.
Справочник линкоров
Защита
Сварной закрытый корпус БТР-90 выполнен из катаных бронелистов повышенной толщины, что в сочетании с рациональными углами их наклона гарантирует надежную защиту от осколков артиллерийских снарядов и крупнокалиберных пуль. Существенно усилена и противоминная защита БТР-90, модернизированная с учетом боевого опыта применения бронетехники в Афганской войне. Так, днищу машины придали V-образную форму, более устойчивую к воздействию ударной волны, чем обычная плоская.
БТР-90. Вид сзади
Новый БТР-90 оснащен высокоэффективной системой коллективной защиты боевого расчета от воздействия ударной волны ядерного взрыва, а также от радиоактивной пыли, проникающей радиации, бактериологического оружия и различных отравляющих веществ. Для усиления защиты БТР90 может быть установлена дополнительная броня, а также системы динамической и активной защиты.
При использовании в регионах с жарким климатом БТР-90 может комплектоваться кондиционером.
Технические характеристики БТР-90 «Росток»
Масса, т | 22 |
Длина, мм | 8300 |
Ширина, мм | 3125 |
Высота, мм | 3025 |
Клиренс, мм | 525 |
Мощность двигателя, л с. | 510 |
Расход топлива, г/л с.·ч | 155 |
Макс скорость, км/ч: | |
на дороге | 100 |
на плаву | 9 |
Запас хода, км | 700 |
Екипаж, чел | 3 |
Десант, чел | 7 |
БТР-90 Бахча
При разработке этой модификации перед инженерами была поставлена задача увеличить огневую мощь в несколько раз. Для выполнения задачи конструкторы оснастили технику 100-миллиметровой пушкой 2А70, 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и 7,62-миллиметровым пулеметом.
Систему СУО перенесли с Бережка. Автоматизированный механизм с раздельными прицелами для командира и наводчика вместе с автоматическим сопровождением движущихся целей обеспечивают высокую боевую эффективность. Технологии позволяют вести огонь осколочно-фугасными снарядами из укрытия. Механизмы прицеливания, эффективно работающие днем и ночью, обеспечивают стабильное поражение целей на дальности не менее 3500 метров.
Управляемое ракетное вооружение «Аркан» выбивает современные танки противника с первого попадания, даже если их конструкция дополнена динамической броней. Максимальная дальность поражения — 5500 метров (с места и с ходу). Система управления ПТУР защищает ракеты от помех противника. Также при стрельбе по вражеским танкам не работает датчик лазерного излучения, что позволяет нанести неожиданный для противника удар. ПТУР обеспечивает автоматическую зарядку оружия, что экономит время экипажа.
По желанию заказчика техника может быть укомплектована дополнительным оборудованием. Шасси выдерживает нагрузку 7,5 тонн, поэтому возможна установка модулей как российского, так и зарубежного производства.
ДВИГАТЕЛЬ:
Движение БТР-90 обеспечивается дизельным двигателем 2В-06-2М мощностью 450 л.с., гидромеханической трансмиссией с гидрообъемным механизмом поворота, полноприводным шасси, независимой подвеской с улучшенными амортизаторами и подвеской характеристики. На БТР-90 применена бортовая схема распределения мощности на колеса.
Отличительной чертой конструкции БТР-90 является возможность включения бортового режима («по-танковому.
БТР-90 способен преодолевать водные преграды на воде без предварительной подготовки со скоростью 11 км/ч. На машине установлены два водометных двигателя с управляемой тягой, что обеспечивает машине хорошую маневренность на воде.
БТР приспособлен для перевозки морским, железнодорожным и воздушным транспортом.
Машина оборудована средствами связи, автоматическими системами пожаротушения и защиты от ОМП, средствами маскировки, средствами водоотведения.
Технические характеристики БТР-90 предусматривают создание семейства машин различного назначения за счет возможности размещения на этом шасси специального вооружения и оборудования массой до 6 тонн
Дизельный двигатель 2В-06-2М
Тактико-технические характеристики БТР-90 и аналогов
Сравним основные параметры «Ростока», пришедшего ему на смену БТР-82, достаточно популярных финских БТР Patria и М1126 Stryker, используемых в войсках США.
Масса, тонна | 22 | 15,4 | До 27 числа | 18,5 |
Длина, метр | 8.2 | 7.6 | 7.7 | 7.2 |
Мощность двигателя, л.с. | 510 | 300 | 543 | 350 |
Вооружение | 30мм пушка, 30мм гранатомёт, 7,62мм пулемёт, ПТРК «Конкурс | 300 14,5-мм пулемет, 7,62-мм пулемет |
Доставка от комплектации | 12,7-мм пулемет или 40-мм гранатомет. |
Екипаж (десант), человек | 3 (+7) | 3 (+7) | 3 (+8) | 2 (+9) |
Максимальная скорость, км/ч | 100 | 100 | 100 | 101 |
Запас хода, км | 800 | 600 | 600-850 | 500 |
Необходимо помнить, что модульная конструкция финского БТР может быть оснащена самыми разнообразными вариантами вооружения. Как правило, это 30-мм автоматические орудия, но есть варианты с орудиями калибра 105 мм и даже спаренными 120-мм минометами. По весу и габаритам БТР-90 вплотную приблизился к «Патрии», и если бы разработка тяжеловооружённых моделей была завершена, то стал бы достойным конкурентом.
А вот БТР-82 намного ближе к американской машине, а по огневой мощи даже превосходит ее — простая открытая башня «Удара» не имеет стабилизации.
Перспективы
При всех своих нововведениях и изменениях в конструкции и вооружении БТР-90 вызвал нарекания со стороны Министерства Российской Федерации, которое отказалось закупать модель БТР и экспортировать ее. Основная претензия — оскуденция у десанта можности выходит с кормы. Расположение сантенных ховов на бортах, обусловленное купленной плавающей машиной, делало мотострелков уязвимыми при высадке.
Кроме этого, МО России решило максимально использовать все программы, обивные и технические машины, поощряя промышленников строить их на одном шасси. БТР нового поколения будет, судя по всему, машиной системы «Бумеранг», работы над которой сейчас находятся в стадии опытного проектирования.
Модификации бронетранспортера БТР-90
На базе БТР-90 «Росток» были разработаны две модификации, основным отличием которых является комплекс вооружения:
- БТР-90 «Бережок». Этот бронетранспортер вооружен 30-мм пушкой 2А42, гранатометом АГС-30, пулеметами ПКТМ и ПТРК «Корнет». В отличие от базовой модификации «Березка» имеет водонагреватель и ТЭН;
- БТР-90М. Этот бронетранспортер имеет боевой модуль «Бахча», в состав которого входят 100-мм пушка, автоматическая пушка 2А72, ПТРК и пулемет ПКТМ. Есть бойлер и водонагреватель.
ВООРУЖЕНИЕ:
Огневая мощь БТР-90 обеспечивается унификацией с комплексом вооружения БМП-2.
В состав вооружения БТР входят: 30-мм автоматическая пушка 2А42 и спаренные пулеметы ПКТ, комплекс пуска противотанковых управляемых ракет 9М113 («Конкурс»). Внутри корпуса имеется отсек для двух зенитных управляемых ракет типа «Стрела».
Читайте также: ЗиЛ-135 — история создания, характеристики ТТХ и особенности конструкции модификаций ЗиЛ-135
Особенности
БТР-90 первым из российских бронетранспортеров был оснащен бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей эффективное автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также диагностику и контроль жизненно важных систем машины.
Несмотря на то, что БТР-90 крупнее и тяжелее БТР-80, он значительно маневреннее. Новый бронетранспортер оснащен автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, а также независимой подвеской всех восьми колес с полным приводом.
Силовая установка БТР-90 представляет собой многотопливный дизель Челябинского завода с турбонаддувом и жидкостным охлаждением мощностью 510 л с. Доступ к двигателю осуществляется как изнутри машины, так и через два больших люка, расположенных на крыше моторно-трансмиссионного отделения.
Радиатор, расположенный в задней части броневого листа, защищен от поражения зажигательными боеприпасами. Топливные баки также расположены в корме машины, а их заправочные горловины расположены в кормовом листе. Два водометных двигателя предназначены для плавания. БТР-90, несмотря на свой внушительный вес, может без подготовки преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов, а также выезжать из воды на десантный корабль и спускаться с него прямо в воду.
Коробка передач новой машины — автоматическая гидромеханическая версия. Мощность двигателя распределяется на два параллельных потока вдоль бортов машины. Гидросъемная передача обеспечивает разность скоростей поворота по бортам, что дает возможность, помимо поворота четырех передних колес, поворачиваться на месте, «по-танковому». Значительно улучшилась маневренность благодаря возможности двигаться БТР-90 с одинаковой скоростью как вперед, так и назад благодаря реверсивной коробке передач.
Независимая торсионная подвеска всех восьми колес на поперечных рычагах за счет энергоемких телескопических гидравлических амортизаторов и пулестойких широкопрофильных шин с системой централизованного регулирования давления позволяет передвигаться по пересеченной местности со скоростью более 50 км. /час.
Немаловажен и тот факт, что машина сохраняет способность двигаться даже при выходе из строя четырех колес из восьми.
Оценка проекта
БТР-90 «Росток» смело называют «венцом развития» линейки советских восьмиколесных бронетранспортеров. По сравнению с предшественниками имеет лучшую бронезащиту, более высокие маневренные и скоростные характеристики, мощный комплекс вооружения. Но есть несколько важных «но»…
Конструкторы значительно увеличили массу машины. Если БТР-80 имел вес 13,6 т, то «Росток» «подрос» до 22 т. Кроме того, БТР-90 был оснащен тяжелым — возможно, даже слишком тяжелым — вооружением. В итоге получилась странная «химера» — уже не обычный армейский БТР, но еще и не тяжелая БМП.
Назавать БТР-90 современным как-то не поварикается язык, ведь проектирование этой машины началось еще в первой половине 90-х годов. Однако главной претензией военных к бронетранспортеру была его компоновка, унаследованная от БТР-90 из серии его предшественников времен холодной войны. От советских бронетранспортеров требовалась плавучесть, поэтому посадочные люки были выполнены по бортам машин. Это делает пехотинцев уязвимыми для вражеского огня. БТР-90 унастевлид такой шекма.
Современные бронетранспортеры обычно имеют компоновку с расположением МТО в передней части машины, а десантного отделения — в корме. При этом общая защита БТР повышается, а условия для десантирования улучшаются.
Впрочем, это даже не главная проблема БТР-90. Изменилась сама концепция использования мотострелкового вооружения. Требуется максимальная унификация всех боевых, специальных и транспортных машин, которые используются в войсках. Кроме того, такой подход значительно снижает затраты на производство и обслуживание оборудования.
Его реализацию можно увидеть на примере создания нескольких отечественных универсальных платформ. Это всем известная «Армата», легкий гусеничный «Курганец» и линейка колесных БТР «Бумеранг». Именно последний в будущем заменит линейку советских БТР.
Краткая история службы
Бронемашина была представлена публике на выставке еще в 1994 году. Спустя десять лет, в 2004 году, официально завершились испытания БТР-90. В 2008 году министр обороны издал приказ о принятии бронетранспортеров на вооружение.
В 2011 году Горьковский автозавод должен был начать крупносерийное производство новой бронемашины.
Казалось, мотострелковые войска тут и там получат современную технику, а иностранные производители встретят серьезного соперника в борьбе за экспортные рынки.
Вместо этого в 2011 году производство БТР-90 не только не началось — Минобороны вообще отказалось от закупки «Ростки». И от экспортных продаж БТР-90 тоже решили отказаться. Вместо него в конечном итоге оружием стал БТР-82.
Это достаточно глубокая модернизация «восьмидесятки», оснащенная, в частности, стабилизатором вооружения, зенитным орудием и кондиционером. А вот само использование останова прежним – Пулемёт КПВ или автоматическая пушка (на БТР-82А). Ни автоматических гранатометов, ни противотанковых ракет не предусмотрено.
Как и БТР-90, «воземдесят второй» оснащён амортизированными сидениями, повешенными на бортах. Но с учетом того, что конструкция днища осталась прежней, это вкупить полумерой.
Почему не приняли на вооружение БТР-90? Считается, что за время его введения кардинально изменилась концепция оружия, возникли новые требования. И опыт, полученный при создании бронетранспортера, не пропадет даром. Еще в 2009 году на заводе в Арзамасе началась работа по теме «Гильза».
БТР-90 должен быть перекомпонован, унифицирован с другими боевыми машинами. Бронезащиту шупудается успилить. Однако в то же время Горьковский автозавод уже занимался глубокой модернизацией своего БТР-82. Хотя будущая машина в основном предназначена для экспорта, весьма вероятно, что отечественным конкурентом «Гильзы» может стать БТР-87».
А в 2015 году на параде 9 мая была представлена платформа боевой машины «Бумеранг». Предполагается, что на этой базе будут созданы БТР и колесные БМП. Это делает перспективы проекта «Гилза» весьма сомнительными.
БТР-90 доказал, что российские конструкторы способны создать колесный бронетранспортер, не уступающий лучшим зарубежным образцам и превосходящий своих предшественников.
К моему огромному сожалению, его карьера закончилась, в прямом смысле так и не начавшись. Даже если машина требовала серьезной доработки – в итоге она пошла в серию, причем с опозданием, уступив место «Ростку» БТР-82.
Но он страдает тем же недостатком и его тоже пытаются модернизировать, перемещая моторный отсек в нос. Оставалось надеяться, что работы по теме «Гилза» будут успешно завершены, и российские войска получат достойный бронетранспортер. Но, скорее всего, они станут «Бумерангами», а «Росток» так и останется мертворожденным.
БТР-90 Бережок
Оснащен ПТРК «Корнет-Э» и 30-миллиметровым автоматическим гранатометом. Огневая мощь превосходит показатели базовой версии Росток в 3.2 раз. Вооружение дополнительный Автоматизированный СУО с инновационным прицельным комплексом. Используется комбинированный цел для новодчика, работающий в диноми ночном редимих.
Для командира оборудован панорамный комбинированный прицел, который состоит из оптического, тепловизионного, телевизионного и лазерного каналов. Благодаря этому повышается общая точность бронемашины. Стабильное поражение целей на расстоянии до 3,5 километров.
Стабилизатор вооружения построили на новой платформе, что позволило улучшить условия работы. СУО оборудована цифровым баллистическим вычислителем, который оснащен системой датчиков условий стрельбы. Автоматическое сопровождение захваченных сумм увеличено трелбы по движущимся объектам.
«Корнет-Э» поражает все современные танки на расстоянии до 5,5 километров. Пусковая установка многозарядная, поэтому экипажу не нужно проводить постоянную перезарядку во время боевых действий. Благодаря новому вооружению БТР-90 «Бережок» увеличилась скорострельность.
Задняя часть башни оснащена 30-миллиметровым автоматическим гранатометом АГ-30М. Оружие вертикально стабилизировано, магазин защищает броню и рассчитан на 300 патронов. АГ-30М применять для отражения пехоты рага, нандущейся в укрытии.