БТР 82А: описание и ТТХ, калибр пушки и толщина брони, история создания новейшего бронетранспортера, боевые задачи

Военная техника
Содержание
  1. Место и роль бронетранспортеров в Советской Армии
  2. Технические характеристики БТР-82А: мощь и мобильность
  3. Двигатель и ходовая часть
  4. Системы коммуникации и навигации
  5. Бронирование БТР-82А: надежная защита экипажа
  6. Броня корпуса
  7. Броня башни
  8. О силовой установке
  9. Описание конструкции
  10. Эксплуатация
  11. О производстве
  12. Оценка проекта
  13. Убойная сила БТР-82А: мощное вооружение на борту
  14. 30-мм автоматическая пушка 2А72
  15. 7,62-мм пулемет ПКТМ
  16. Пусковая установка для гранатомета
  17. Ходовая, мотор и динамические показатели
  18. История создания
  19. Операторы
  20. Преимущества и особенности БТР 82А
  21. Как создавался новейший российский бронетранспортер
  22. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
  23. Что нового?
  24. Противодействие огню
  25. Дополнительное оборудование
  26. Боеспособность
  27. Боевые и огневые возможности машины
  28. Комфорт экипажа
  29. Основные технические особенности российского БТР 82А
  30. Как все начиналось?

Место и роль бронетранспортеров в Советской Армии

После окончания Второй мировой войны по всему миру начали строить колесные и полугусеничные легкие бронемашины, способные защитить пехоту в боевой обстановке. Пришло время бронетранспортеров — особого класса боевой техники, промежуточного звена между бронеавтомобилем и танком. В Советском Союзе хорошо знали, в каких условиях приходится сражаться пехоте, если у нее нет ни надежных средств защиты, ни огневой поддержки на поле боя.

В годы Великой Отечественной войны основные потери советских войск пришлись на время развертывания боевых порядков. Это относилось в равной степени и к наступательным операциям, и к тактическому отходу на новые рубежи.

Американский

Имевшиеся в Красной Армии перед войной бронеавтомобили семейства БА не могли в полной мере стать надежной машиной для пехоты. Конструкция этих бронемашин не подходила для перевозки бойцов в условиях огневого контакта с противником. Ситуация стала меняться только с поступлением на вооружение Красной Армии бронетранспортеров по ленд-лизу.

Из-за океана в Советский Союз поступали полугусеничные М2 и М3, но самым массовым бронетранспортером Красной Армии с американской пропиской стал колесный M3A1 Scout Car. За годы войны американцы поставили в СССР по ленд-лизу 3340 таких машин.

Сказать, что американские машины были полноценными бронетранспортерами, было бы натяжкой, но в сложных условиях военного времени появление этих машин сыграло немалую роль в повышении боевых возможностей советских стрелковых частей. Помимо реальной военно-технической помощи, поставки иностранных бронетранспортеров давали Советскому Союзу полезную инженерно-техническую информацию.

Первая разработка советских инженеров после войны была как две капли воды похожа на американские модели. Во-первых, в конце 40-х годов появился первый отечественный бронеавтомобиль БТР-40. Кроме того, уже начата разработка бронетранспортеров на основе собственных разработок.

БТР-60 и БТР-82А

В результате в начале 60-х годов советским конструкторам удалось создать свой образ легкого бронетранспортера, отличный от западных аналогов. В 60-х годах Советская армия начала получать бронетранспортеры на колесах 60. Затем пришла очередь более новых и совершенных машин, спроектированных по той же схеме.

После самой массовой машины Советской армии БТР 60 появился БТР 70. Логическим завершением модельного ряда стали современные машины БТР 80 и БТР 82А. Первый, принятый на вооружение еще в 1984 году, стал основным бронетранспортером сначала советской, а затем и российской армии. Второй — это уже концептуальная новая боевая машина, рожденная в новом тысячелетии.

Технические характеристики БТР-82А: мощь и мобильность

БТР-82А отличается от своих предшественников повышенными техническими характеристиками, что делает его еще более эффективным на поле боя.

Двигатель и ходовая часть

БТР-82А оснащен дизельным двигателем КамАЗ-740.14-300 мощностью 300 л.с. Двигатель дает автомобилю максимальную скорость до 100 км/ч по шоссе и до 10 км/ч по воде. Благодаря восьми колесам с независимой подвеской БТР-82А способен преодолевать различные препятствия и обладает высокой проходимостью.

Системы коммуникации и навигации

БТР-82А оснащен современными системами связи и навигации. На борту установлены радиостанция Р-168-25У-2, навигационная система Т-230-1РТР, а также комплекс связи и управления «Акведук-РТМ».

Бронирование БТР-82А: надежная защита экипажа

Бронетранспортер БТР-82А имеет многослойную броню корпуса, обеспечивающую защиту от осколочно-фугасных гранат, стрелкового оружия и кумулятивных боеприпасов.

Броня корпуса

Основной материал корпуса БТР-82А — сплав алюминия и стали. Сплав обеспечивает высокий уровень защиты и снижает вес машины. Внутри корпуса установлены специальные противоосколочные экраны, защищающие экипаж от осколков, возникающих при повреждении брони.

Броня башни

Башня БТР-82А имеет комбинированную броню, состоящую из стальных и керамических пластин. Такое сочетание обеспечивает надежную защиту от пуль и снижает вероятность пробития брони.

О силовой установке

По мнению специалистов, характеристики БТР-82А значительно отличаются от советской модели. Из-за того, что новая техника оснащена более мощным вооружением, существовала вероятность того, что это отрицательно скажется на маневренности. Однако бронетранспортер оснастили новым многотопливным дизельным двигателем КамАЗ-740, мощность которого составляет 300 лошадиных сил. БТР-82А работает на дизельном топливе и обладает высокой мобильностью.

бтр 82а фото

Описание конструкции

БТР-82 (и БТР-82А) представляет собой глубокую модернизацию советского бронетранспортера БТР-80, форма, габариты и конструкция корпуса полностью соответствуют советской боевой машине. Пункт управления расположен в носовой части бронетранспортера, боевая рубка, в которой размещаются десантники, — в средней части, а машинное отделение — в задней части машины.

БТР-82А

Экипаж БТР-82 и БТР-82А состоит из трех человек: водителя, наводчика и командира машины. Десантное отделение рассчитано на семь бойцов в полной экипировке с вооружением.

Посадка бойцов происходит через двухстворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперед по ходу движения, а нижняя выполняет роль подножки. Это позволяет десантникам покидать БТР на ходу. Кроме того, на крыше корпуса расположены еще два десантных люка. Водитель и командир машины имеют собственные аварийные люки, расположенные прямо над сиденьями. В корпусе также расположены многочисленные люки для удобного доступа к коробке передач, двигателю и лебедке. В машине есть кондиционер.

Масса бронетранспортера увеличилась за счет установки на него более мощного вооружения, однако это не привело к снижению подвижности машины. Он был оснащен новым, более мощным дизельным двигателем КАМАЗ-740.14-300 (300 л.с.). Двигатель многотопливный, при необходимости его можно заправить даже дизельным топливом.

Разработчикам удалось немного повысить безопасность машины, обшив внутреннюю поверхность корпуса кевларовой тканью. Это не только позволяет защитить экипаж и десантников от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Хотя уровень защиты нового бронетранспортера остался прежним — противопульным.

Противоминная защита БТР-82 и БТР-82А была несколько повышена по сравнению со старым БТР-80 за счет применения внутри корпуса специальных энергопоглощающих матов, задачей которых является поглощение части энергии взрыва. Однако такая защита может помочь только при подрыве малого заряда (противопехотная мина), БТР-80 и БТР-82А не имеют уровня защиты от мин и фугасов MRAP.

В некоторых источниках утверждается, что сиденья членов экипажа и десанта оборудованы так называемыми антикомпрессионными креслами. Они не крепятся к полу, а подвешиваются внутри короба. Это стандартный способ повысить защиту военнослужащих внутри боевых машин от взрывной волны.

Однако установка таких сидений требует значительной высоты корпуса машины. Именно поэтому современные бронемашины, выполненные по стандартам MRAP, имеют высокий силуэт. Корпус БРТ-82А, спроектированный 35 лет назад, просто не имеет места для установки. Сиденья в БТР-82 были современные, но не антикомпрессионные.

БТР-82 и БТР-82А оснащены современной системой пожаротушения, что значительно снизило риск взрыва.

По оценкам специалистов, выполненный комплекс работ позволил повысить общую безопасность новых машин примерно на 20%.БТР-82А

На БТР-82А была установлена ​​новая боевая модель, позволившая значительно повысить боевую мощь машины. В его состав входят автоматическая 30-мм пушка 2А72 и пулемет ПКТМ. Обычное расположение наводчика перенесено из башни в корпус машины. Модуль оснащен двухплоскостным стабилизатором, позволяющим наводчику вести огонь во время движения машины, и электроприводами.

Кроме того, БТР-82 и БТР-82А оснащены комбинированным 24-часовым стабилизированным прицелом ТКН-4ГА, что позволяет использовать вооружение боевого модуля как днем, так и ночью. Прицел оснащен каналом для дистанционного подрыва боеприпасов. Боекомплект пушки составляет 300 патронов.

Из-за увеличения массы бронетранспортера разработчикам пришлось серьезно изменить ходовую часть машины. БТР-82 оснащался новыми колесными редукторами, современными карданными валами. На бронетранспортер были установлены амортизаторы с повышенной энергоемкостью. БТР-82 оснащен карданными валами с принудительно заблокированным зубчатым дифференциалом.

БТР-82 оснащен дополнительной силовой установкой мощностью 5 кВт, обеспечивающей энергией все системы машины во время стоянки.

Пробег бронетранспортера до первого капитального ремонта составляет 50 тыс км.БТР-82А

Эксплуатация

Еще до официального принятия на вооружение в России в 2010 году БТР-82А был заказан вооруженными силами Казахстана. Туда было доставлено 70 бронемашин. А с 2011 года российские войска также начали переходить на новые бронетранспортеры. В 2017 году количество БТР-82А на вооружении превысило 1400 единиц. Стоит отметить, что это не просто «новые» машины. Старые БТР-80 модернизируются до стандарта БТР-82 во время капитального ремонта. Такие бронетранспортеры получают индекс БТР-82АМ.

Интересно, что хотя базовым вариантом считался «пулемет» БТР-82, информации о том, что такие БТР куда-либо поставлялись, нет.

Кроме того, его даже нет в списках продукции на сайте Арзамасского машиностроения. Очевидно, что в настоящее время он не производится, и основной моделью все же следует считать БТР-82А с «пушечным» вооружением.

Бронетранспортер БТР-82А

Уже в 2015 году появилась модификация БТР-87. Следуя современным требованиям, конструкторы перенесли моторный отсек в носовую часть корпуса. Однако машина пока экспериментальная. С 2015 года также известно об использовании БТР-82А в Сирии. Считается, что машины прибыли в зону боевых действий с российскими войсками, а затем были переданы сирийской армии (хотя официально на вооружении не состоят). Подробности о результатах операции и боеспособности бронетранспортеров пока не сообщаются.

После принятия на вооружение БТР-82А некоторые издания поспешили провозгласить его «лучшим в мире» (хотя до этого БТР-90 был аналогичным образом сертифицирован).

И при ближайшем рассмотрении «девяностый» больше подходил под такое определение, чем «восемьдесят второй». Конечно, принятие на вооружение БТР-82А позволило не списывать старые БТР, а повысить их характеристики при капитальном ремонте. С другой стороны, «девяностые» все же имели более мощное вооружение и лучшую защиту.

Возможным объяснением отказа от более современной машины в пользу модернизации старой могло быть появление перспективного семейства бронетранспортеров «Бумеранг». Действительно, не стоит распределять производство новой техники, если уже «на подходе» еще более совершенная. Но если «Бумеранги» после танка «Армата» считать слишком дорогими, то в российской армии еще долго могут оставаться усовершенствованные, но никак не новые БТР-82А.

О производстве

БТР-82А начали разрабатывать в 2009 году. Проектирование заняло один год. С 2010 года после успешных испытаний бронемашина стоит на вооружении российской армии. Местом серийного производства БТР-82А стал Арзамасский машиностроительный завод.

производство бронетранспортеров

В вооруженных силах России имеется 1200 бронетранспортеров этой модели. Предусматривается также серийное производство бронетехники на экспорт. В Республику Казахстан поставлено 190 единиц. С 2016 года ведутся переговоры о поставке БТР-82А в Беларусь. Также известно, что ряд российских бронетранспортеров успешно используется в Сирии.

Оценка проекта

Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А — это, безусловно, большой шаг вперед по сравнению со своим предшественником БТР-80. Новые машины имеют более высокую огневую мощь, несколько улучшилась безопасность и подвижность машины. Впрочем, назвать БТР-82А «прорывом» язык не поворачивается. По сути, это старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переработанным шасси.

Бронетранспортер сохранил старую конструкцию советской машины, что можно смело отнести к одному из основных недостатков.

Из-за расположения моторного отсека сзади выход для десантников должен был быть сбоку. Кроме того, он довольно узкий и неудобный. Большинство современных машин этого класса имеют просторный выход сзади.

Сиденья экипажа не особенно удобны. Если водитель погибнет или получит травму, достать его с рабочего места будет очень проблематично. Не менее сомнительно качество обзора с места водителя (особенно сзади). Посадочное пространство бронетранспортера узкое, отсутствуют энергопоглощающие сиденья, которые на сегодняшний день являются практически незаменимой особенностью бронетранспортеров.

Безопасность машины также недостаточна, особенно из-за воздействия взрывной волны.

В настоящее время Арзамасский машиностроительный завод работает над созданием нескольких модификаций БТР-82. Однако следует отметить, что линейка советских бронеавтомобилей БТР-60/70/80 устарела и никакая модернизация не может изменить этот факт. Чтобы дать армии действительно современную машину, ее надо разрабатывать с нуля.

БТР-82А

Убойная сила БТР-82А: мощное вооружение на борту

БТР-82А оснащен очень мощным вооружением, а значит, может эффективно противостоять различным целям на поле боя.

30-мм автоматическая пушка 2А72

Основное вооружение БТР-82А представлено 30-мм автоматической пушкой 2А72. Это орудие способно поражать наземные и воздушные цели на дистанциях до 4000 метров.

7,62-мм пулемет ПКТМ

В качестве дополнительного вооружения на борту имеется **7,62-мм пулемет ПКТМ**, который предназначен для стрельбы по наземным целям, а также может использоваться для подавления огня противника.

Пусковая установка для гранатомета

БТР-82А также оснащен пусковой установкой для автоматического гранатомета АГС-17 или 30-мм гранатомета АГ-30. Это дополнительное вооружение позволяет эффективно поражать экипажи и легкобронированную технику противника.

Ходовая, мотор и динамические показатели

За счет усиления брони вес новой машины несколько увеличился. Впрочем, на динамических характеристиках это никак не отразилось. Кроме того, повысилась подвижность машины. Произошло это за счет установки дизельного двигателя КамАЗ 740 мощностью 300 «лошадок». Собраны колесные редукторы. Машина оснащена амортизаторами с повышенной энергоемкостью и карданными валами со специальными концевыми шлицами. Также были подготовлены ведущие мосты.

На новом БТР 82А дали возможность 100% принудительной блокировки. Это значительно повысило способность автомобиля преодолевать бездорожье. Помимо прочего, на транспортер была установлена ​​раздаточная коробка с постоянным зацеплением. Это усовершенствование позволяет увеличить износостойкий ресурс зубчатых колес и предотвращает преждевременный выход из строя.

История создания

БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортера БТР-70 с учетом всех выявленных недостатков в сложных условиях Афганистана. Серийное производство машины стартовало в 1984 году. БТР-80 — одна из самых известных и заслуженных советских бронемашин, и ее также можно назвать одной из самых удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень бронезащиты, хорошую маневренность и приличную огневую мощь.

БТР-80 активно применялись в Афганской войне, в дальнейшем эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время состоит на вооружении 26 армий мира.

Однако с момента появления бронетранспортера прошло более тридцати лет, за это время требования к машинам этого класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, значительно повысился уровень их безопасности. Особое внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов.

Исходя из вышеизложенного, неудивительно, что у руководства ВС России были планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, давно ставшей одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск России.

Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, для проведения работ также было выбрано ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

В начале 2009 года начались конструкторские работы, в июле того же года проект новой машины был одобрен Научно-конструкторским советом, и завод-изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82.

Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 году БТР-82А был принят на вооружение вооруженных сил Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.

Операторы

Около 9000 БТР-80 распределены по разным армиям мира:

  • Афганистан — 10
  • Ангола — 10
  • Водоросли — 800
  • Армения — 50
  • Азербайджан — 70
  • Бангладеш — 700
  • Беларусь — 195
  • Камерун — 27 БТР-80/80А
  • Колумбия — 6
  • Северная Корея — 10 БТР-80А
  • Кот-д’Ивуар — 06 БТР-80
  • Джибути
  • Эстония — 32
  • Финляндия — 2 по разным тестам
  • Грузия — 83 место
  • Нагорный Карабах
  • Венгрия — 513 БТР-80 и 178 БТР-80А
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран — 850
  • Ирак — 50 БТР-94, 98 БТР-80УП.
  • Кения — 8 БРДМ-3 получены в конце 2011 г., общий потенциальный заказ — 88 шт
  • Казахстан — 100 БТР-80, 30 БТР-80А
  • Кыргызстан — 454
  • Таджикистан — 40
  • Македония — 60
  • Монголия — 450
  • Молдова — 11
  • Узбекистан — 290
  • Румыния – 70 TAB Зимбру
  • Россия — 3500-4000 БТР-80/80А
  • Судан — 30 БТР-80А
  • Шри-Ланка — 33 БТР-80/80А
  • Таджикистан — 26
  • Туркменистан — 728
  • Турция — 240
  • Украина — 444

Преимущества и особенности БТР 82А

  • Дизайн. Бронетранспортер конфигурации 82А, массой 15 тонн — легкий, с повышенной проходимостью. Простой и надежный, для массовых армий — аналогичен предшественнику БТР 80. Габаритные размеры: 7700 мм — длина, 2900 — ширина, 3000 высота. Основное отличие от предшественника — комплекс стабилизации турельного орудия при стрельбе.
  • Двигатель. Замена старого двигателя КамАЗ на более мощный 740.14-300: V-образный, дизельный, 8-цилиндровый, четырехтактный, 300 л.с. Что на 60 с лишним л.с больше, чем у предшественника, за счет 2-х турбонагнетателей. Возможности для разгона увеличились до 120 км/ч. Скорость по шоссе — 90 км/ч, по пересеченной местности — 60 км/ч Скорость на плаву 14 км/ч. Запас хода 600 км по суше, 120 км по воде (или 12 часов).
  • На борту БТР 82. Вместимость такая же, как у предшественника. Экипаж 3 человека: командир, водитель и стрелок. На борту есть место для 6 человек в полной экипировке. Для надежной работы автоматики и хорошего самочувствия военнослужащих в жарком климате установлен кондиционер. Сиденья десантников амортизированы, снижено воздействие энергии от взрыва. Улучшены: тепло- и шумоизоляция, система пожаротушения. Изменена система связи: 2 радиостанции Р 168/25 У2, вторая дублирует работу в случае выхода из строя первой; переговорное устройство позволяет общаться с начальником экипажа без крика, что увеличивает скорость выполнения команды.
  • Инновации в беговом оборудовании. Конструктивные изменения шасси и ходовой части, доставшиеся от модели 80, связаны с увеличением массы бронетранспортера на 1,5 тонны. Установлена ​​электропневматическая блокировка дифференциала между колесами. На каждую полуось установили блокировку дифференциала, что повысило проходимость. Когда все дифференциалы заблокированы, застрявшая машина легко выбирается со своего места. При отсутствии контакта с поверхностью одиночного колеса или колес крутящий момент равномерно распределяется между полуосями, что увеличивает проходимость колесных машин. Установлены новые колеса большего диаметра и ширины. Бездорожье и угол наклона 45 0 преодолевались легко.
  • Ориентация на земле. Установлена ​​навигационная система — программный комплекс. Система топографической ориентации для получения навигационных координат: автономно и со спутниковым каналом связи.
  • Автономность электроприборов. Преимуществом новой модели является дополнительная силовая установка мощностью 5 кВт, рассчитанная на автономность электрооборудования. Система питается от дизель-генератора (не аккумулятора) или от внешнего источника. Для работы электрооборудования не требуется включать двигатель, который в стационарном положении маскирует БТР 82А, что позволяет использовать наблюдение, связь и внезапные атаки на противника. Экономит топливо и увеличивает срок службы двигателя. Это дает хорошие возможности использовать БТР для диверсионных действий.

Как создавался новейший российский бронетранспортер

Идея создания новой, более эффективной бронемашины для собственных вооруженных сил давно витала в кабинетах Генштаба и Минобороны РФ. Имевшиеся на вооружении частей и подразделений Вооруженных Сил РФ в большом количестве бронетранспортеры БТР-70 и БТР-80 не отвечали новым оперативно-тактическим требованиям.

Исходя из опыта использования легкой бронетехники в Афганистане и в ходе первой чеченской войны, стало ясно, что бронетранспортеры советского образца не способны решать возложенные на них задачи. Технологии не имеют необходимого запаса для выживания. Машины не в состоянии надежно защитить экипаж и перевозимую стрелковую часть.

Предшественники БТР-82А

Только последний советский вариант — БТР 80 еще мог считаться вполне современной боевой машиной, но и его ресурс был существенно ограничен. В таких условиях было принято решение заняться модернизацией машины. Основой для нового бронетранспортера стал БТР 80, конструкция которого позволила начать масштабные работы по модернизации. Свою роль здесь сыграл богатый конструкторский опыт и слаженная работа инженеров Горьковского автозавода и Арзамасского машиностроительного завода.

Вся техническая документация на БТР-80 была передана в конструкторское бюро в Арзамасе, который и был выбран площадкой для последующего строительства нового бронетранспортера. Несмотря на внешнее сходство, которое характеризует новую разработку, новая машина унаследовала от своего предшественника БТР 80 лишь известную 8-колесную компоновку. Все остальное, начиная с корпуса и моторной базы, и заканчивая системой управления и комплексом вооружения, являются совершенно новыми разработками.

БТР-82А на заводе

Несмотря на то, что серийное производство БТР 80 не прерывалось ни на один день, работы по созданию нового бронетранспортера велись интенсивными темпами. Уже в 2009 году были готовы первые два прототипа — машины с индексами 82 и 82А. В следующем году опытные образцы начинают заводские испытания, закончившиеся решением о начале серийного производства. В 2011 году первые серийные машины получили армейские части Российской армии.

Военные, оценив бронетранспортер в полевых условиях, ознакомившись с его реальными тактико-техническими характеристиками и огромной огневой мощью, в 2013 году сразу же поспешили принять новую технику на вооружение.

Интересным фактом из истории бронетранспортера БТР 82А является следующий. Первый новый бронетранспортер принят на вооружение Вооруженных Сил Республики Казахстан (2010 г.). С 2012 года, после запуска основного производственного цикла, начались поставки станка в Казахстан в рамках международного заказа. Вооруженные силы России, включая армию, флот и части Росгвардии, начали получать новую машину только в 2013 году.

Большую роль в стремительном развитии производства нового бронетранспортера сыграло то, что серийное производство базовой машины БТР 80 продолжается. За годы серийного производства накоплен большой практический опыт разработки и создания систем жизнеобеспечения и живучести корабля. Технические данные базовой модели были использованы при создании корпуса нового бронетранспортера.

Форма БТР-82А

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

На тренировочной площадке за дело берется фотограф. Дубль за дублем бронетранспортер преодолевает препятствия. Сленг между условными воронками от взрывов — легко! Проехать яму, имитирующую кювет, не проблема.

В условиях пересеченной местности полный привод конечно включается. Рулевое управление управляет двумя передними мостами. Вращение сразу четырех колес — необычное зрелище. Какая она маневренная, эта шестнадцатитонная машина! Вот траншея для брони. Проходим его, на первый взгляд, без проблем. Так всегда кажется, когда за рулем машины находится опытный экипаж, но оказывается, что есть много тонкостей.

Также необходимо набрать скорость, чтобы на спуске не удариться передней частью о землю. А на выходе не спешить слишком быстро, чтобы не было прыжка, но и не слишком медленно — иначе прогресса не хватит. А уж если БТР остановился на крутом склоне в кювете, правильно стартовать — целая наука. Так же надо сцепление не спалить, а на передаче не допускать отката, чтобы двигатель не запускался в обратную сторону.

Читайте также: КамАЗ-5320, ЗиЛ-170

Что нового?

Раз уж речь зашла о модернизации, то необходимо помнить о достоинствах и недостатках предшественника. Ведь не обязательно менять лучшие характеристики машины, отвечающей современным условиям. Только так можно рассчитывать на возможности боевой машины в реальном бою, а также на способность промышленности выпускать БТР в достаточном количестве для обороны страны.

Корпуса всех модификаций бронетранспортера сварные, из катаного стального листа, полностью герметичные. Вертикальные углы наклона служат для защиты от пистолетов калибра 7,62 мм. Передняя часть защищает от пуль калибром 12,7 мм. А вот БТР 80 с такими характеристиками легко простреливался перечисленными калибрами в боевой кампании в Чечне.

Геометрия и размеры коробки сохранены. В качестве защитных ящиков военнослужащие использовали щебень от пуль стрелкового оружия, от гранат и РПГ, на корпусе на расстоянии 50 см от брони устанавливались стальные прутья (противокумулятивные экраны). Заказа не хватило. Бронетранспортер 82-й серии выпускается с достаточной защитой от взрыва осколочно-фугасных снарядов, мин, гранат и пуль калибром до 14,5 мм.

С 1986 года, когда БТР 80 поступил на вооружение, пожарная безопасность улучшилась, впервые советские машины типа БТР были оснащены дизельными V-образными двигателями с турбонаддувом, вместо бензиновых двигателей. Это повышает живучесть машины при попадании снарядов. На БТР 82А устанавливаются более мощные дизельные двигатели.

Еще во время Второй мировой войны на советские танки впервые в мире устанавливали V-образные дизеля, и сжигали они гораздо меньше, чем немецкие танки, работавшие на бензиновых двигателях. Это разработка 30-х годов 20 века для танков БТ7М, Т-34, КВ1, КВ2.

Удачно поставили на БТР 80 двустворчатые двери для десанта. В отличие от первой модели дверей, открывание верхней происходит вперед, закрывая человека. Нижняя дверь выполняет роль ступеньки, высадка/посадка происходит во время движения автомобиля. БТР-82А имеет 6 бойниц для стрельбы из личного оружия, по 3 с каждой стороны. Десантники сидят на сиденьях лицом к рулю. Структура осталась прежней.

Первые «восьмидесятки» были вооружены 14,5-мм пулеметом КПТВ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. На модели 82А основная огневая мощь была увеличена за счет 30-мм пушки 2А72 (такая же на БТР 80А), для внутренних войск на модели БТР 82 был установлен 14,5-мм пулемет ПКТМ. На конической башне 80-й модели стоят дымовые гранаты ЗД6, такие же, как и на 82-й. Последним модификациям достались пуленепробиваемые шины с отличными характеристиками; после поломки проходят сотни километров.

Башни с круговым вращением на отечественных БТР до середины 90-х были однотипной конической формы. Но с появлением БТР 82А комплекс вооружения разместили на турельном лафете. Увеличилось пространство, уменьшился шум от выстрелов, исчезла загазованность внутри машины. Теперь вместо башни установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой. Это главное преимущество 82A.

В БТР 82А значительно усовершенствована ходовая часть более раннего бронетранспортера БТР 80, которая привнесла новшества в ряд боевых машин и машин обеспечения. Средняя скорость по шоссе с 80 км/ч увеличилась до 90 км/ч, а скорость движения по воде значительно увеличилась с 10 км/ч до 14 км/ч.

БТР 80 отличная боевая единица для своего времени. Достойная замена БТР 82А возвращает Российскую Армию в ряды самых боеспособных вооруженных сил планеты.

Противодействие огню

Система пожаротушения также была значительно улучшена. Внешняя броня надежно противостоит противопехотным снарядам, а многослойная защита помимо своей прямой функции еще и повышает комфорт членов экипажа, улучшает теплоизоляцию внутри корпуса. Весь комплекс мероприятий по повышению огнестойкости позволил повысить живучесть носителя в бою дополнительно на 20 % по сравнению с прототипом.

Дополнительное оборудование

Машина оборудована радиостанцией, а за навигацию отвечает система ориентации «ТРОНА-1», оснащенная автономными и спутниковыми каналами приема информации. Эта система определяет текущие координаты автомобиля, рассчитывает дальность до объектов и записывает маршрут движения.

Боеспособность

Бронетранспортер 82А оснащен унифицированным боевым модулем, оснащенным электростанцией и двухплоскостным стабилизатором вооружения. Основным вооружением боевого модуля является 30-мм пушка 2А72, дополнительно имеется пулемет КПВТ калибра 14,5 мм и пулемет ПКТМ (калибра 7,62 мм). КПВТ комплектуется единой лентой на пятьсот патронов, а для ПКТМ лента поставляется на 2000 патронов. Конструкторы предусмотрели возможность установки на борт бронетранспортера другого вооружения.

бтр 82а свойства

БТР 82А оснащался комбинированным прицелом, одинаково эффективным в любое время суток. Этот прицел имеет множество возможностей, благодаря стрелковому ТКН-4ГА со стабилизатором прицела. Это позволяет повысить эффективность стрельбы по сравнению с прототипом в 2,5 раза. С новым вооружением БТР 82А, технические характеристики которого подходят для ведения разведывательно-диверсионных мероприятий, еще больше расширил свои возможности в ближнем бою.

бТР 82А технические характеристики

Боевые и огневые возможности машины

По мнению специалистов, выпущенные модификации машин 82 и 82А существенно отличаются по боевым возможностям от зарубежных аналогов. В российской разработке установлены системы фильтрации воздуха, благодаря которым и экипаж, и наводчик защищены от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и других средств массового поражения.

Новая машина имеет улучшенную противоминную защиту, которая за счет использования специальных поглощающих матов снижает вероятность поражения личного состава при подрыве машины на осколочных противопехотных минах. Стойкость к фугасным зарядам у машин этого класса традиционно довольно слабая. Корпус бронетранспортера оборудован боковыми входными дверями, состоящими из двух створок. Такая конструкция позволяет выполнять посадку и высадку боевой части во время движения машины.

Помимо двери, в верхней части бронетранспортера имеются два десантных люка. Напротив каждого сиденья в транспортном отсеке расположены люки, дающие бойцам транспортируемого подразделения возможность вести огонь из стрелкового оружия.

Вооружение, которым оснащен БТР 82А, — это отдельная тема, заслуживающая более пристального изучения.

Вкратце можно сказать, что огневая мощь нового российского бронетранспортера выросла на порядок и является мощнее зарубежных аналогов. Выпускаемые в то же время сегодня модификации оснащаются традиционным стрелковым вооружением — крупнокалиберным пулеметом Владимирова (КПВТ) и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТМ, либо имеют артиллерийское вооружение.

Боевые машины

На модификации БРТ 82А и БТР 82А1 установлена ​​скорострельная 30-мм пушка. Его снаряды способны поражать легкобронированные, низколетящие воздушные цели и живую силу на расстоянии до 2-4 км. Основное отличие от машины БТР 80 заключается в том, что у БТР нет башни в том виде, в каком мы привыкли видеть ее на бронетехнике. Комплекс вооружения размещен в дистанционно-управляемом блоке. Огнестрельное оружие управляется изнутри основного корпуса. Вся информация об окружающей обстановке и целеуказание выводится на монитор, являющийся важнейшим рабочим инструментом наводчика и командира.

По огневым характеристикам и другим ТТХ российский бронетранспортер выгодно отличается от зарубежных машин. Его коммерческая ценность также привлекательна. В планах завода и «Рособоронэкспорта» продажа новой техники за границу. Сегодня интерес к новой российской разработке проявляют в Индонезии и Таиланде, Пакистане и Вьетнаме.

Комфорт экипажа

На случай необходимости выключения двигателя во время стоянки, когда нет возможности использовать электроэнергию аккумуляторной батареи, разработана вспомогательная установка мощностью пять киловатт, способная питать все системы бронетранспортера. Ресурс маршевого двигателя в это время не расходуется. Для комфорта экипажа предусмотрен мощный кондиционер, обеспечивающий правильный уровень микроклимата внутри машины.

Основные технические особенности российского БТР 82А

Новая машина отличается высокими динамическими характеристиками. Конструкторы попытались реализовать идею высокомобильной, хорошо защищенной и вооруженной бронемашины. Насколько им это удалось, покажет время. На сегодняшний день технические и огневые параметры новой техники впечатляют. Основные конструктивные особенности новой машины заключаются в следующем:

  • усиленный блок двигателя и усовершенствованная коробка передач;
  • совершенная ходовая часть, оснащенная амортизаторами и новыми колесными редукторами;
  • усиленная броня автомобиля за счет установки внутренней обшивки из кевлара;
  • комплекс вооружения сосредоточен в беспилотном боевом командном модуле;
  • наличие в автомобиле совершенной системы обнаружения и пожаротушения.

Все вышеперечисленные нововведения, использованные в новой машине, фактически представляют собой целый комплекс новых устройств и механизмов, ранее не применявшихся в военной технике.

Моторного отсека

Отдельного внимания заслуживают моторный отсек и ходовая часть бронетранспортера. В отличие от своих предшественников, БТР 82А имеет новые колесные редукторы. На более ранних машинах использовались коробки передач советского образца, имевшие ряд технологических недостатков. Высокая проходимость машины обусловлена ​​двумя факторами. Основным двигателем является надежный и проверенный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14-300. По сравнению с предыдущей версией этот двигатель имеет мощность 300 л/с.

Помимо мощного двигателя, способного обеспечить 15-тонной машине высокую скорость и маневренность, шасси нового бронетранспортера имеет коробку передач на каждую ведущую ось. Конструкция трансмиссии основана на том же принципе, что и в современных легковых внедорожниках. Раздаточная коробка имеет повышенный ресурс, что обеспечивает длительный марш без капитального ремонта.

В отличие от шасси и моторной группы общая конструкция новой машины сохранила основные черты БТР 80. Экипаж и органы управления сосредоточены в носовой части бронетранспортера. Средняя часть бронекорпуса представляет собой транспортное отделение — салон, в котором с комфортом могут разместиться 7 стрелков в полном боевом снаряжении. Боевой машиной традиционно будет управлять экипаж, состоящий из 3 человек: командира-наводчика и водителя.

Важным элементом внутреннего оснащения бронетранспортера является наличие кевларовой защиты. Общая схема бронирования осталась прежней — противопульной, но с помощью кевларовой оболочки на внутренней поверхности личный состав и экипаж защищены от поражения осколками. Кроме того, дополнительная внутренняя обшивка улучшает тепло- и звукоизоляцию. Этот аспект очень важен при использовании бронетехники в регионах с кардинально противоположными климатическими условиями.

Транспортное помещение БТР-82А

Моторный отсек и редуктор традиционно расположены в корме.

Как все начиналось?

Несмотря на высокие характеристики бронемашины 80, благодаря тому, что сегодня она состоит на вооружении армий 26 государств, сложные афганские условия позволили выявить ее недостатки. Единственный, по мнению экспертов, минус бронетранспортера — его слабая защищенность. В связи с этим российские конструкторы сделали все возможное, чтобы мины и фугасы не представляли угрозы для экипажа БТР-82А (фото военно-транспортной единицы представлено в статье). Повысив уровень безопасности, огневой мощи и подвижности, разработчики постарались увеличить срок службы бронемашины.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector