БТР-60, ТТХ, схема и эксплуатация, двигатель и самоблокирующийся дифференциал, устройство раздатки и мостов, редуктор и лебедка, расход топлива

Военная техника

История создания БТР-60

Бронетранспортер в бою

После Великой Отечественной войны БТР-152 был основным бронетранспортером Советской Армии. Эта машина была создана в 1947 году и выпускалась до 1962 года. Этот БТР был создан в короткие сроки, так как основой стал грузовик ЗИС-151. Хотя БТР-152 имел приемлемые характеристики для машины на базе трехосного грузовика, военные тем не менее неоднократно выражали недовольство невозможностью машины двигаться рядом с танками и преодолевать окопы.

Для повышения проходимости конструкторам пришлось разработать новую колесную формулу с равномерным расположением мостов. Уже первый прототип БТР-Э152В, имеющий колесную формулу 8х8, доказал, что эта концепция работает. Но управляемость новой модели оказалась слишком низкой, что вынудило конструкторов сделать две передние пары колес управляемыми.

Новую боевую машину, разработку которой поручили Горьковскому автозаводу, начали разрабатывать в 1956 году. Ответственным за разработку новой машины был назначен Дедков. Первый прототип был готов через два года. Первая версия БТР-60 имела ту же компоновку, что и серийная модель, но отличалась от нее двигателем.

Первоначально было решено установить на опытный образец карбюраторный двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л.с. Эксплуатация первого БТР-60 показала, что этот двигатель слишком слаб для десятитонного БТР. Сначала было решено установить на БТР мощный дизельный двигатель ЯАЗ-206Б, развивавший 205 л.с. Эта попытка не увенчалась успехом, так как тяжелый дизель не позволял бронетранспортеру плавать. Других вариантов не было, и конструкторы решили установить на БТР-60 два двигателя ГАЗ-40П.

Теперь бронетранспортер получил достаточную энерговооруженность, а раздаточная коробка БТР-60 с понижающей ступенью и самоблокирующиеся дифференциалы боевой машины обеспечили отличную проходимость.

“Кентавры” не прижились

Пять лет назад Минобороны прорабатывало вопрос оснащения вооруженных сил РФ итальянским колесным танком «Кентавр» (Centauro), но дальше испытаний дело не пошло.

Испытания двух машин начались в 2012 году и проводились в подмосковной Кубинке на полигоне НИИ МО РФ. Один из этих колесных лафетов был оснащен 105-мм пушкой, другой — 120-мм пушкой. В январе 2013 года покупка была отменена, а действие контракта приостановлено. Как отмечал тогдашний главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Чиркин, «эти боевые машины имеют определенные преимущества, но есть и много недостатков: их разрекламировали — не все сходится”.

Согласно открытым источникам, «Кентавр» массой 25 тонн, оснащенный пушкой калибра 105 мм, может развивать скорость до 100 км/ч. Запас хода — 800 км. В экипаже три человека. Специалисты отмечают высокую маневренность и хорошую управляемость этих машин, однако их броня защищает лишь от огня крупнокалиберных пулеметов. Со своей стороны разработчики Centauro отмечают, что пушка колесного танка обеспечивает ту же огневую мощь, что и большинство устаревших основных танков.

На Международной выставке вооружения и военной техники Сухопутных войск Eurosatory 2016 была представлена ​​бронемашина Centauro II MGS 120/105 — улучшенная версия предыдущей версии с бронированными колесами. Обновление коснулось замены основного типа вооружения со 105-мм орудия на 120-мм орудие.

Танки производятся консорциумом Iveco-Oto Melara. Машины находятся на вооружении Италии, Испании и Омана. Centauro применялись, особенно в Югославии, Сомали и Ираке, использовались в составе военного контингента ООН в Ливане. При этом машины, участвующие в миротворческих операциях на Балканах, были оснащены дополнительным бронированием.

По мнению специалистов, эта техника особенно интересна тем, что в российской армии нет машин такого класса, хотя разработка таких платформ велась еще в советское время.

В сравнении с зарубежными аналогами

Советский бронетранспортер БТР-60 значительно крупнее и менее бронирован, чем зарубежные аналоги. Однако если броню БТР-60 сделать толще, то защитные характеристики машины, естественно, повысятся, как и масса машины. Но плавать она уже не сможет, а мощности водометного движителя недостаточно для перемещения БТР по воде. В мире в то время плавать умело только американское судно LVTP-5, но оно развивало на воде скорость, вдвое меньшую, чем у БТР-60.

На всех зарубежных бронемашинах того времени десантирование осуществлялось под защитой брони бронетранспортера.

Произошло это из-за специальных аппарелей и люков в задней части машины. Советские пехотинцы выбегали из БТР-60П из состава десантного отделения через специальные двери, расположенные на борту корпуса, и им приходилось выпрямляться в полный рост. Что с тактической точки зрения, мягко говоря, невыгодно.

БТР 60 без крыши

Хуже обстояло дело с разборкой пехоты только в модификации БТР-60ПА, где десантирование происходило только через верхние люки. Здесь солдаты, выходящие из еще движущегося броневика, больше походили на танкистов, спасающихся от подбитого танка, чем на воинов, готовящихся к атаке.

БТР «Панар» МЗ


Механизм заряжания для БТР разрабатывался в инициативном порядке, первая партия была выпущена в 1972 году. Машина имеет 95% общих компонентов бронеавтомобиля Panar AM L, выпущенных в количестве ок. 4000 или южноафриканский Sandok-Austral по лицензии. Это означает, что страна-покупатель может иметь парк бронетранспортеров и боевых разведывательных машин с одними и теми же комплектующими, что дает большую экономию на обучении личного состава и поставках запасных частей. Более 25 стран купили автомобиль как …

Компоновка десантного отделения

Мощность силовой установки в первую очередь интересует водителя, ему необходимо знать, какую крутизну может преодолеть автомобиль, как быстро он движется по шоссе или пересеченной местности. Пехотинца волнует другое: насколько удобно ему будет стрелять через амбразуры и сколько времени ему понадобится, чтобы выбраться из БТР-70.

В техническом описании сказано, что внутри десантного отделения есть два посадочных места, но расположены они не по бокам, а посередине. Такая компоновка предполагает большее удобство за счет ведения огня через боковые колодцы, обращенные лицом к бойцам. Всего люков семь, они герметично закрыты крышками.

Десантные люки расположены в нижней части бронекорпуса, что повышает безопасность при высадке из машины.

БТР АСМАТ

Более 25 лет ASMAT выпускает внедорожные грузовики с колесной формулой 4х4 и 6х6, отличающиеся большим выбором и надежностью. Они продаются более чем в 30 странах Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Компания также поняла, что существует рынок для бронетранспортеров на том же шасси, и создала ТРК 4.20 VSC, которая сейчас принята на вооружение во многих странах. Конструкция ТРК 4.20 VSC такая же, как у грузовика: двигатель спереди, начальник и водитель в центре, десант сидит на скамьях, расположенных …

Серийное производство БТР-60

БТР-60 без башни

Производство БТР-60 было поставлено на конвейер в 1960 году. Хотя изначально военную технику этой модели планировалось выпускать на нескольких предприятиях, в итоге единственным производителем в СССР остался только Горьковский автомобильный завод. Через некоторое время бронетранспортер прошел модернизацию:

  • Установлены приборы ночного видения;
  • Командир экипажа получил панорамный смотровой прибор;
  • Боевая машина получила бронированную крышу, полностью закрывавшую бронетранспортер.

Изначально создание полностью закрытых боевых машин не планировалось, но войсковая операция в Венгрии 1956 года показала, что БТР без крыши в уличных боях несут большие потери от гранат и коктейлей Молотова, которые бросали повстанцы с верхних этажей домов здания.

Второй причиной появления полностью закрытых БТР стало развитие ядерных технологий. Поскольку ядерная война в то время казалась вполне вероятной, мотострелки не могли действовать в условиях радиоактивного заражения, поэтому могли вести огонь из-под своей брони. Хотя это и ограничивало возможности пехоты, преимущества защиты закрытых машин все же были очевидны, поэтому было принято решение полностью перейти на производство закрытых машин.

Ходовая часть и водомёт БТР-60

При создании бронетранспортера использовалась колесная формула 8х8. Поскольку управляемость прототипа с традиционным рулевым управлением была недостаточной, было решено сделать две передние оси управляемыми. Односкатная конструкция шины позволяет выдержать попадание пули. Два компрессора способны накачивать шины снаружи. Это помогает не только передвигаться с лопнувшей шиной, но и менять давление в зависимости от типа местности.

Колеса расположены на двух рычагах, соединенных с корпусом шарнирами. Каждое плечо, кроме третьей оси, имеет по два гидравлических амортизатора. Подвеска БТР-60 независимая торсионная. БТР может продолжать движение при полной потере двух колес.

Водометная установка бронетранспортера оснащена двигателями ГАЗ-40П. Он расположен под двигателем и имеет воздушный винт. Для предотвращения повреждения винта его с одной стороны прикрывали решеткой, а с другой — броневой заслонкой.

БТР-60 и его модификации участвовали в большинстве боевых конфликтов ХХ века. Поскольку Советский Союз помогал развивающимся странам, эти бронетранспортеры сейчас можно встретить в армиях развивающихся стран по всему миру.

Patria предлага да прави модерни БТР-и в България

Машина Boinata на Patria e является хорошим вариантом для модернизации болгарской армии благодаря уникальным эксплуатационным и тактическим характеристикам машины, потенциальной производственной кооперации и переходу на технологии, предлагаемые компанией.

Това завиха от финской компании Patria. Вот представители для участия в итоговой международной конференции «Развитие и модернизация сухопутных войск в Болгарии», которая проходила в Военной академии им. Г.С. Раковского”.

БТР-80, вооружение, ТТХ, фото
БТР-60 — «отец» бронетранспортеров нового поколения
БТР-60 — frwiki.wiki
Технические характеристики БТР-80: масса и габариты
БТР-60, ТТХ, система и работа, двигатель и самоблокирующийся дифференциал, раздаточная коробка и мосты, коробка передач и лебедка, расход топлива
БТР-80: характеристики, масса и габариты, вооружение
БТР-60, ТТХ, система и работа, двигатель и самоблокирующийся дифференциал, раздаточная коробка и мосты, коробка передач и лебедка, расход топлива
Бронетранспортер БТР-70: история создания, описание и характеристики
Вооружение отечественных бронетранспортеров | армейский посыльный
Все газовые модели

Автомобиль Бойнаты в Patria — это не прототип, а проверенная машина 8×8. На него рассчитаны миссии в экстремальных условиях эксплуатации — от точки замерзания в студиях до Полярного круга до исключительно высоких температур в суровом климате дикой природы.

Это убойная машина, разработанная по проработке финских войск, но ее можно использовать и в мирное время. Лесното и барзо осваиваются в бою и поддерживаются машиной, в основном из изскваней, на короткое время, в некоторых войнах служат в армии. Эти свойства были продемонстрированы в условиях убоя в Афганистане и Чаде, и они использовались машинами.

Компания ima golam имеет опыт передачи технологий и местного производства. Patria успешно реализовала проекты местного производства в Польше, Словении, Хорватии и Южной Африке. Patria предлагает промышленное участие и местное производство в Болгарии, поэтому более 50% инвестиций остаются в стране

Развитие местного производства также добавило Болгарии важность и независимость поставок и поддержки машин. Вместе с уникальной технологией Болгарии вы также получите новые рабочие места и новые возможности для экспорта.

До декабря 2020 г и июня 2020 г компания Patria организовала две практические демонстрации в Болгарии по забою автомобилей Patria AMV 8×8 в кормуване и стрельбе. Частная демонстрация показа стрельбы из российской системы вооружения калибром 30 мм, а в демонстрации преза июнь 2017 года машина больше оснащена 30 мм пушкой для НАТО. Продемонстрируйте все возможности платформы Patria AMV и используйте различные инструменты системы, аналогично клиенту.

Последняя демонстрация и показ возможности машины и плавания, с баллистической и противоминной защитой от храма — 4 уровня. Бронированная модульная машина Patria и сочетание амфибийных возможностей с высоким уровнем защиты и огневой мощью.

Выбор Patria, выбирающей отрасль, получает передачу высоких технологий, возможности для местного производства и значительные прямые инвестиции в модернизированную производственную инфраструктуру. Новые цены на производство современных убойных машин для пехоты могут быть эффективно использованы для оснащения современным оборудованием и ноу-хау существующей российской техники, предназначенной для вторжения.

Всичко, товарищ, привёз в стоты новые работы — преки и непрямые, оформленные в болгарских цепях для поставок. Болгария также может изнашивать местные автомобили на треть быстрее, что в долгосрочной перспективе поддерживает самые высокие стандарты качества в Patria

Концепция Patria для местного производства синхронизирована с намерениями болгарского правительства и включением местной промышленности в программу модернизации болгарской энергетики.

Osventova Patria — надежный поставщик технологических решений и услуг по оперативной поддержке селекции, безопасности и авиации.

Освен в Финляндии, группа развивает деятельность в Швеции, Норвегии, Эстонии, Польше, Объединенных Арабских Эмиратах, Северной Америке и Южной Африке. В Patria работает 2800 специалистов. Patria принадлежит d’rzhavata Finland (50,1%) и норвежской «Kongsberg Selected & Aerospace» AS (49,9%).

Технические характеристики БТР-60

Длина и т д 7500
Ширина и т д 2800
Высота и т.д. 2300
Масса, т 10,0
Посадка, чел. 8-12
Толщина брони и т.д. 5-9
Двигатели 2* ГАЗ 40П
Скорость по шоссе/по воде, км/ч 80/15
Запас хода, км 500

БТР, БМП, БРМ, БРДМ, БМД

БТР-60П. БТР. (СССР)

БТР-60П — советский бронетранспортер. БТР-60П начали разрабатывать в 1957 году как принципиально новый тип боевой бронированной машины, не уступающий по проходимости танкам. 13 декабря 1959 года БТР-60П был принят на вооружение Советской Армии. Эта машина в своих модификациях выпускалась до 1976 года. БТР-60П поставлялся более чем в 30 стран мира.

БТР-60П — колесная машина с колесной формулой 8х8 и задним расположением двигателя. В передней части корпуса находится пост управления с местом водителя, а всю среднюю секцию занимает десантное отделение, вмещающее 14 пехотинцев.

Корпус машины сварной, герметичный из катаной броневой стали толщиной 6-10 мм, открытый сверху. По бокам корпуса бронетранспортера имеются три бойницы для ведения огня по пехотинцам из личного оружия. Комната отделения, открытая сверху, накрыта брезентовым тентом.

БТР-60П. БТР. (СССР)

В моторном отсеке два 6-цилиндровых бензиновых двигателя ГАЗ-40П суммарной мощностью 180 л.с. (132 кВт). Правый двигатель приводит в движение первую и третью оси, левый — вторую и четвертую. Две передние оси можно отключить. Оба двигателя приводили в действие водомет, а правый — лебедку. При одном работающем двигателе БТР-60П может двигаться со скоростью до 60 км/ч. БТР также не теряет подвижности при повреждении двух колес. Колеса на двух передних осях управляемые. Топливные баки в количестве двух штук устанавливались в моторном отсеке в изолированных помещениях.

На колеса БТР-60П установлены пуленепробиваемые одинарные шины размером 13,00-18. Машина имеет центральную систему регулировки давления воздуха в шинах, изменяя его, в том числе и на лету, в диапазоне от 0,5 до 2,5 кгс/см2. Подвеска всех колес — независимая, торсионная.

Смотрите также: Противопехотная мина ПОМЗ-2 (советские и российские мины)

БТР-60П. БТР. (СССР)

БТР-60П может преодолевать водные преграды вплавь с использованием водомета со скоростью до 10 км/ч. Водомет представляет собой линию, проходящую от дна моторного отсека к нижней кормовой части палубы. Он содержит четырехлопастной воздушный винт диаметром 600 мм, приводимый в движение двумя двигателями. Вход в канал закрыт решеткой, выход — двухстворчатым бронезаслоном с гидравлическим приводом. В канале установлены два руля, сблокированные с управляемыми колесами. Включение воды осуществляется с помощью этих рулей.

Плавающий реверс осуществляется за счет перенаправления потока воды в движителе. Кормовой выход линии перекрыт, а поток воды отведен к боковым линиям, выходящим в бортовые плиты. БТР-60П может сохранять подвижность на плаву в случае отказа водомета за счет вращения колес. При таком движении скорость до 4 км/ч.

Штатным вооружением бронетранспортера является 7,62-мм пулемет СГМБ, установленный на станке, крепящийся кронштейнами.

БТР-60П. БТР. (СССР)

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 9,9;
  • Экипаж, чел: 2;
  • Десантники, чел: 14;
  • Длина корпуса, мм: 7560;
  • Ширина корпуса, мм: 2830;
  • Высота, мм: 2235;
  • База, мм: 4400;
  • Колея, мм: 2380;
  • Клиренс, мм: 475;
  • Тип брони: катаная сталь. Панорамирование по корпусу (вверху), мм/град. 9. Панели корпуса (средняя), мм/град. 7. Панорамирование по корпусу (снизу), мм/град. 9. Борт корпуса (верхний), мм/град. 7. Борт корпуса (дно), мм/град. 7. Корма корпуса (верхняя), мм/град. 5. Корма корпуса (снизу), мм/град. 7. Днище, мм 5. Крыша корпуса, мм открытая.
  • Пулеметы: 1×14,5 мм КПВТ, 1×7,62 мм СГМБ, на модификациях вместо СГМБ — ПКБ или ПКТ;
  • Тип двигателя: двухрядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАЗ-40П;
  • Мощность двигателя, л.с.: 2×90;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 80;
  • Скорость по пересеченной местности, км/ч: 10 плавающая;
  • Запас хода по трассе, км: 500;
  • Колесная формула: 8×8/4;
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами;
  • Скороподъемность, град: 30;
  • Проходимая стенка, м: 0,5;
  • Преодолимый ров, м: 2,0;
  • Преодолимый брод, м: плавучий.

Какой можно сделать вывод?

БТР-60 — легендарный бронетранспортер, нашедший спрос на всех континентах. За весь период серийного производства с конвейера сошло от 10 до 25 тысяч экземпляров (точных сведений с документацией нет). На базе заводского оборудования инженеры разных стран сделали ряд модификаций. Они предназначены для выполнения различных задач и эксплуатируются по сей день.

Технология самоблокирующегося дифференциала теперь используется не только в военных целях, но и в гражданских. Модель 60 стала основой для будущих поколений.

Если у вас остались вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители будем рады ответить на них

Для 10-тонной машины этого оказалось недостаточно. Попытка замены ГАЗ-40 на дизель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. Мед тоже не подвел — двигатель оказался слишком тяжелым и создавал серьезный перевес машины в кормовой части, особенно заметное плавание. Конструкторы хотели компенсировать превосходство усилением лобовой брони, но ватерлиния поднималась до самих амбразур.

Ввиду отсутствия других подходящих силовых установок было решено установить на БТР пару из двух двигателей ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста. При этом правый двигатель по ходу движения автомобиля приводил в движение колеса первой и третьей осей, а левый двигатель – колеса второй и четвертой осей.

Обе коробки передач имели коробки отбора мощности. С их помощью и при помощи карданных передач мощность двух двигателей суммировалась в редукторе водометного движителя. Отбор мощности на лебедку, установленную в передней части корпуса, осуществлялся от правой раздаточной коробки. Лебедка имела трос длиной 50 метров и развивала тяговое усилие 4500 кг.

1 и 11 — перевернутые трубы; 2 — приемный коллектор; 3 — трубка цилиндра привода заслонок водометного движителя; 4 и 5 — карданы; 6 — редукция; 7 — корпус водометного движителя; в — цилиндр гидропривода заслонок водометного движителя; 9 — выключить контрольную лампу открытия створок водометного движителя; 10 — привод заслонок водометного движителя; 12 — демпферы водометных движителей; 13 — масса гасителей водометного движителя; 14 — водяной руль.

бТР-6013.jpg

1 — кнопки отсоса и ручного управления газом; 2 — ручка открывания жалюзи; 3 — блок питания ПНВ механика-водителя; 4 — рукоятка крана управления заслонками водомета; 5 — передний разъем переносной лампы (24 В); 6 — блок с палубными кранами; 7 — сигнальная кнопка; 8 — руль; 9 — ручка бронекрышки смотрового люка механика-водителя; 10 — переключатель стеклоочистителя; 11 – рычаг управления стеклоочистителем; 12 — рычаг переключения передач; 13 – ручка привода волнового отражателя; 14 — педаль управления газом; 15 – рычаг стояночного тормоза; 16 – рычаг включения переднего (первого и второго) моста; 17 — рычаг управления раздаточной коробкой; 18 – рычаг управления лебедкой; 19 – рычаг управления водометами; 20 — люк для доступа к предохранительному клапану и к ресиверному крану; 21 – педаль тормоза; 22 — педаль сцепления; 23 — передний отопитель.

бТР-6016.jpg

Для преодоления плавающих водных преград в кормовой части корпуса был установлен водометный движитель с 4-лопастным колесом левого вращения диаметром 600 мм. За крыльчаткой устанавливались два небольших водяных руля, приводной механизм которых блокировался вместе с рулевым приводом управляемых колес машины. Плавно изменение направления движения осуществлялось их одновременным раскачиванием.

При максимальных углах отклонения колес и рулей задавался радиус обращения в пределах 8–10 миль в обе стороны от направления движения. Такое рулевое устройство упрощало управление машиной при движении по воде, за исключением выхода на берег на реках с сильным течением. В этом случае более предпочтительным было бы раздельное вращение штурвала и водяного руля. Для того чтобы машина могла двигаться по воде задним ходом, выходное окно водомета было перекрыто двухстворчатым бронезаслоном с гидравлическим приводом.

При этом вода из движителя направлялась в боковые каналы реверса и выбрасывалась в сторону носовой части машины по бортам. Входная часть провода, вваренная в дно корпуса, была экранирована защитной сеткой и соединена с литым корпусом провода с помощью болтов. В нижней части входного участка магистрали выполнен концевой патрубок с обратным клапаном системы эжекции для отвода воды из корпуса и входы для подключения водяных теплообменников к системам охлаждения и смазки двигателей машины. К фланцу дейдвудной трубы ватерлинии крепился редуктор водомета.

Доработанный таким образом прототип, названный в Горьком ГАЗ-49, был готов осенью 1959 года, а 19 ноября 1959 года ГАЗ-49 был принят на вооружение под обозначением БТР-60П. А с 20 февраля 1960 года шестидесятая заменила сороковую на ГАЗ-транспортере

БТР-60П имел несущий сварной бронекорпус с плоским днищем, передним расположением поста управления и кормовым расположением силовой установки, четырьмя ведущими мостами с независимой подвеской всех колес. Каждое колесо имело встроенный редуктор, который использовался для увеличения дорожного просвета. На воде машина двигалась как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и с помощью специального водометного движителя реактивного типа.

В средней части корпуса имелось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, причем стрелки были обращены в сторону борта машины. Для ведения огня из пулеметов по бортам машины имелось 6 стрелков. Агрегаты трансмиссии устанавливались между полом десантного отделения и днищем машины. Открытый сверху корпус был несущим, имел обтекаемую форму в нижней части и днище, изготавливался из катаных бронелистов. Лоб корпуса имел броню 11 мм, нос – 9 мм, толщина бортовых листов – 7 мм, днище – 5 мм.

При колесной базе 4240 мм бронетранспортер имел длину 7220 мм, ширину 2906 мм и высоту 2105 мм. Дорожный просвет составлял 475 миллиметров.

Колеса на первой и второй оси были управляемыми. В подвеске использовались восемь торсионных осей и 12 телескопических гидравлических амортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались два гидравлических амортизатора. Пуленепробиваемые шины имели центральную систему контроля давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси позволяли преодолевать рвы шириной два метра.

Первоначально штатное вооружение состояло всего из одного 7,62-мм пулемета СГМБ, установленного на одном из трех кронштейнов в носовой части корпуса или на одном из бортов. Боекомплект пулемета составлял 1250 патронов, распределенных по пяти лентам.

В целом военные остались довольны машиной, но одно обстоятельство их не давало покоя. Дело в том, что городской опыт боев в Венгрии показал уязвимость БТР и их экипажей от воздействия противника с крыш зданий и верхних этажей домов. Так что венгры нанесли нам большой урон, бросая с балконов коктейли Молотова. Поэтому они не переставали настаивать на оснащении БТР бронированной крышей.

бТР-6017.jpg

В 1963 году был создан модернизированный вариант бронетранспортера (ГАЗ-49А), который вместо съемного брезентового тента имел бронированную крышу. Тело было полностью запечатано. Для доступа к бронетранспортеру имелось четыре верхних люка с бронированными крышками. Толщина крыши составила 5 миллиметров, а чтобы немного компенсировать возросшую массу, толщину днища уменьшили на один миллиметр.

Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек, но значительно повысилась степень защищенности, особенно в условиях применения оружия массового поражения (что считалось весьма вероятным в начале 1960-х гг.). Вооружение машины осталось прежним, но позже на некоторых машинах пулемет СГМБ был заменен на ПКБ. Но для стрельбы из этого пулемета пулемет все равно должен был высовываться из люка, что тоже было не очень практично и очень небезопасно.

бТР-6018.jpg

Поэтому, когда на том же ГАЗе под руководством того же Дедкова разрабатывалась БРДМ-2, вооруженная пулеметом КПВТ во вращающейся башне, возникла идея перенести эту башню на БТР.

Так и было сделано. Перевозимый десант снова был сокращен, на этот раз до 8 человек, шесть из которых находились в десантном отделении, а еще двое находились в передней части машины под башней, один из них также выполнял функции наводчика башни.

Кроме того, бронетранспортер получил новые приборы наблюдения и два дополнительных люка в верхних бортовых листах в районе десантного отделения, что облегчило посадку и высадку из носителя. Также была немного усилена передняя броня корпуса и улучшена противоатомная защита. Модернизированная версия получила обозначение и пошла в производство в 1966 году.

бТР-6019.jpg

Интерьер БТР-60ПБ. Подвесное сиденье наводчика башни перевернуто.

Читайте также: Тигр бронеавтомобиль: российский броневик, армейская и гражданская версия, технические характеристики, салон

Описание

Модернизация бронетранспортера БТР-60ПБ до типа БТР-60М заключается в замене двух бензиновых двигателей ГАЗ-40П советского производства на многотопливный дизельный двигатель УТД-20 украинского производства [1] (двигатель производства ОАО «Юждизельмаш» [5]).

ХМДБМ также предложил установить двигатель УТД-20С1С на модернизированный БТР-60[3].

Кроме того, ХКБМ предлагает устанавливать на модернизированные БТР-60М боевые модули БАУ-23 и «Гром» производства ХКБМ (в этом случае высота БТР увеличивается до 2900 мм)[1].

БТР-60 в иностранных армиях

После распада Советского Союза большое количество БТР-60 перешло в руки новообразованных государств и использовалось ими во многих региональных конфликтах. Так, в Молдове находилось не менее нескольких десятков БТР-60ПБ, которые применяли их во время Приднестровского конфликта. Несколько БТР-60 использовались грузинской армией в абхазской войне.

В России БТР-60 ограниченно применялись во время Первой чеченской войны, но в середине 1990-х годов они были сняты с вооружения российской армии и остались только в пограничных войсках. По состоянию на 2007 год не менее нескольких сотен БТР-60 все еще находятся на вооружении ряда стран бывшего Советского Союза, хотя их постепенно заменяют более современной техникой.

В значительных количествах в СССР также экспортировались БТР-60, причем почти все экспортированные БТР относились к модификации БТР-60ПБ. Ближний Восток стал самым массовым театром. В ходе восстановления бронетанковых войск Египта и Сирии, понесших большие потери в войне 1967 года, в Египет было поставлено 750 БТР-50 и БТР-60, и примерно столько же в Сирию. Они активно использовались этими странами в войне Судного дня 1973 года. Позже сирийские БТР-60 использовались Сирией в Ливанской войне 1982 года.

Иран и Ирак также получили сотни БТР-60, которые впоследствии активно использовались в ирано-иракской войне 1980-1988 годов. Позже они также использовались Ираком в войне в Персидском заливе 1991 г., а часть из них осталась на вооружении и использовалась в войне в Ираке в 2003 г. В значительных количествах СССР поставлял БТР в Африку, не менее 20 стран на этом континент имел на вооружении БТР-60. 370 бронетранспортеров различных типов, в основном БТР-60, были поставлены в Анголу и широко применялись войсками МПЛА в гражданской войне, длившейся с 1974 по 2002 год.

Несколько сотен БТР-60 также было передано в Эфиопию и Сомали, что позже применяли их в эфиопско-сомалийской войне 1977-1978 гг. В 1983 году БТР-60 также использовались гренадскими войсками во время американского вторжения. Последний был вывезен американцами в США и сейчас используется в учебном центре в Сан-Диего.
бТР-6024.jpg

Модификация БТР-60ПБ

БТР-60ПБ

В 1966 году была проведена серьезная модернизация боевой машины. Усовершенствованная модель получила индекс БТР-60ПБ и следующие конструктивные изменения:

  • В башню от БДРМ-2 установили крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм пулемет ПКТ. Это серьезно повысило боевую мощь БТР, переведя его в более эффективный класс боевой техники;
  • Численность перевозимого десанта сократилась до 8 человек, один из которых должен был служить наводчиком в башне;
  • Появились дополнительные приборы наблюдения;
  • В десантном отсеке появились люки, удобные для быстрой посадки или высадки;
  • Передняя защита немного усилена;
  • Улучшенная противоядерная защита.

Новая модификация БТР-60ПБ оказалась наиболее удачной версией бронетранспортера БТР-60. Их выпускали без изменений до 1976 года. Блокировка дифференциала БТР-60 хорошо зарекомендовала себя на вооружении, поэтому осталась неизменной. Имеются сведения, что БТР-60ПБ производился на других заводах, кроме ГАЗа, до 1987 года. Западные источники утверждают, что всего в СССР было выпущено около 25 000 БТР-60 и БТР-60ПБ. Эти бронетранспортеры до сих пор используются во многих армиях мира.

Конструкция и оснащение советской боевой машины

Защита корпуса БТР-60 довольно слабая. Он может защитить от осколков гранаты и пуль автомата, но крупнокалиберный пулемет пробивает его с легкостью. Стальные пластины имеют толщину всего 5-9 мм. Во время войны в Афганистане солдаты быстро поняли, что прятаться внутри корпуса БТР-60 не стоит. Если машина подорвалась на мине, шансов выжить было немного.

Сам корпус был выполнен обтекаемой формы, что облегчало передвижение бронетранспортера в воде. Модификация БТР-60ПБ получила полностью закрытый корпус с радиационной защитой. Для защиты от попадания грязного воздуха использовалась специальная фильтровальная установка. Впереди расположены капитан и механик, в середине – десантники, сзади – двигатели и коробка передач.

БРР-60ПБ получил конусообразную башню. У нее была такая же слабая броня, как и у корпуса. Наводчик располагался в башне, которая вращалась с помощью специального винтового механизма.

Что касается вооружения бронетранспортера, то базовая модификация имела всего три пулемета СГБМ. После нескольких незначительных доработок было принято решение заменить эти пулеметы на более совершенные КБ. Модификация БТР-60ПБ получила более серьезное вооружение — крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ. С таким вооружением БТР-60 мог легко расправиться с легкобронированной техникой противника. Помимо пулеметов, в качестве дополнительного оружия использовались гранаты, которых имелся внушительный запас.

Для наведения на цель использовались винтовые механизмы, а для наведения оптический прицел перископического типа. Если для легкобронированной техники применялся крупнокалиберный пулемет, то, как правило, из ПКБ вели огонь по живым целям в радиусе до 1500 метров.

Для наблюдения за местностью в БТР-60 использовались следующие приборы:

  • Б-1 в количестве 6 штук устанавливался на экземпляры первых выпусков;
  • Через некоторое время командир БТР получил блок ТПКУ-2Б;
  • ТВН-1 и ТВН-2 предназначались для наблюдения за местностью в условиях ограниченной видимости.

Кроме того, для осмотра местности в спокойной обстановке использовались два смотровых люка, расположенных в передней части машины.

Мотор и трансмиссия БТР-60

Двигатель БТР-60

Интересная схема установки двигателя использовалась на БТР-60. Так как с одним двигателем ГАЗ-40П тяжелая машина не могла быстро передвигаться, было решено установить два. Суммарно эти два двигателя способны развивать мощность 180 л.с. Правый двигатель отвечает за работу первого и третьего мостов, а левый — за работу второго и четвертого. Выключить один из двигателей и двигаться можно только за счет работы другого. Каждый двигатель имеет отдельный топливный бак. К дополнительным функциям двигателей относится работа от них водомета и лебедки.

На БТР-60 установлено «сухое» однодисковое сцепление. Для облегчения работы на нем было решено использовать гидравлическую станцию. Коробка передач четырехступенчатая. За счет карданного вала переключается на водомет. В блок двух главных передач БТР-60 входят самоблокирующиеся дифференциалы.

В настоящее время блокировку дифференциала БТР-60 часто устанавливают на УАЗ любители экстремального тюнинга. Самоблокирующаяся БТР-60 обеспечивает равномерную скорость вращения колес на всех осях боевой машины. Бронетранспортер способен двигаться даже при полном отказе одного из двигателей.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector