- Состав комплекса БПЛА «Орлан-10»
- Система дистанционного контроля БПЛА
- Описание
- Основные тактико-технические характеристики БПЛА
- Как работает беспилотник
- Технические характеристики «Орлан 10»
- Атмосфера и другие параметры планет
- Назначение
- Конструктивные особенности «Орлан-10»
- Система взлета и посадки БПЛА
- Перспективы: БПЛА«Орлан 30»
- Летно-технические характеристики «Орлан–10»
- Конструкция
- 20. Пожар в районе цели
- Какие комплектующие содержит беспиотник “Орлан”
- Для чего в настоящий момент используется
- Отличительные свойства аппарата
- Малоизвестная история
- Боинг 787 – самолёт мечты
- Полет «Орлана»
- “Орлан” беспилотник и его возможности
- О ТТХ БПЛА «Орлан-10»
- Немного из истории беспилотников
- Целевое оборудование
- Сферы применения беспилотников
- Об особенностях эксплуатации
Состав комплекса БПЛА «Орлан-10»
Конфликт между Россией и Грузией в 2008 году наглядно продемонстрировал необходимость развития индустрии беспилотных летательных аппаратов в нашей стране. Так в 2010 году в ходе серии масштабных учений «Орлан-10» получил высокую оценку специалистов, а уже в конце 2012 года этот комплекс был принят на вооружение российской армии. На сегодняшний день выпущено более 1000 систем.
БПЛА «Орлан-10» участвовала в поисково-спасательных работах после крушения самолета Ту-154 в Сочи в декабре 2016 года, активно используется в военной операции России в Сирии с 2015 года по настоящее время.
Состав комплекса БПЛА «Орлан-10» представлен:
- Рабочими местами для операции.
- Оборудование для контроля и передачи данных.
- Оборудование для обслуживания и запуска.
- Бензогенератором 1кВт для осуществления автомноной работы беспилотника.
Система дистанционного контроля БПЛА
Несмотря на достаточно высокий уровень автоматизации «Орлана-10», чаще всего его полетом полностью управляет оператор, находящийся на наземной станции. Он расположен на мобильном шасси. Для комплекса РЭБ «Леер-3» это КамАЗ-5350, но противопожарная группа и другие автомобили.
Наземная станция дистанционного управления оборудована рабочими местами операторов, приемно-передающей радиостанцией, оборудованием, предназначенным для ремонта и обслуживания беспилотников, а также стартовой катапультой. Для того, что обсуждение отнономности работы оборудования, в сообщении о выполнении электрогенератора привода от безониевого дигителя онлайн сгорания.
Военнослужащие из состава БПЛА «Орлан-10» возле мобильного наземного пункта дистанционного управления.
С одной точки можно управлять четырьмя дронами одновременно. Кроме того, радиооборудование позволяет установить устойчивые каналы связи с другими наземными станциями для создания сети, состоящей из тридцати рабочих мест операторов. Благодаря этому обеспечивается возможность постоянного обзора обширного пространства с одновременным обнаружением и идентификацией сотен различных целей.
Описание
В состав БПЛА «Орлан-10» входят следующие элементы:
- Рабочими местами для операции.
- Специальное административное оборудование.
- Радиоканалами, исполнительными при переводе данных о цели.
- Оборудование, осуществляющее техническое обслуживание и обеспечивающее запуск дрона.
- Генератор на 1 кВт, работающий на бензине. Обеспечивает автономную работу БПЛА «Орлан-10». Фото самолета представлено в статье.
Основные тактико-технические характеристики БПЛА
«Орлан-10» способен взлетать с небольших площадок, при сильном боковом ветре и в самых неблагоприятных климатических условиях — от -30 до +40 градусов по шкале Цельсия. Наиболее важными характеристиками этого дрона являются:
Длина БПЛА | 1,8 м |
Размах крыльев | 3,1 м |
Масса пустого БПЛА | 12,5 кг |
Максимальный взлетный вес | 18 кг |
Крейсерская скорость | 100-150 км/ч |
Максимальная скорость | 170 км/ч (оценка) |
Скорость сваливания | 75 км/ч |
Максимальная дальность полета | 1000 км |
Максимальная продолжительность полета | 10 часов (по другим данным – до 18 часов) |
Рабочий потолок | 5000 м |
Следует отметить, что максимальная дальность полета в 1000 км хотя и была подтверждена в ходе испытательных полетов, но не была достигнута при практической эксплуатации. Поэтому в некоторых источниках указывается, что этот параметр составляет либо 600, либо 300 километров (последнее — для экспортного варианта «Орлан-10Э»).
Практический радиус действия аппарата при выполнении полета в режиме полного дистанционного управления составляет от 50 до 120 км. Этот параметр определяется возможностями радиооборудования, установленного на наземном пункте управления.
Модель БПЛА «Орлан-10» на выставке.
Используя один дрон в качестве ретранслятора, можно заметно увеличить радиус действия других. Кроме того, «Орлан-10» способен значительную часть полета выполнять самостоятельно, без контакта с землей, что также увеличивает максимально допустимую дальность его налета.
Как работает беспилотник
Запуск БПЛА осуществляется с подвижной наземной установки в виде катапульты. Набрав скорость, аппарат осуществляет управляемое планирование над поверхностью земли за счет двигателя внутреннего сгорания. Рекомендуемое рабочее топливо для двигателя – АИ-95.
Рекордная зафиксированная скорость дрона 169 км/ч. Чтобы сигнал от видеоаппаратуры дошел до центра управления, дальность полета ограничена 200 км при высоте полета 5 км. Максимальное время полета без дозаправки – 18 часов.
Посадка БПЛА производится оператором с помощью парашюта-автомата. Для дополнительной безопасности предусмотрены две страховочные системы, обеспечивающие безопасность самолета при жесткой посадке. При перегрузке конструктивные части самолета отсоединяются друг от друга, сводя тяжелые повреждения к минимуму.
БПЛА «Орлан-10» ведет наблюдение за объектами с помощью фото- и видеорегистрирующей аппаратуры, установленной внутри консолей крыльев.
Полезная загрузка дрона:
- тепловизоры (Flir Photon 320, 640);
- плановые фотокамеры (Canon EOS 500D, 50D, 5D);
- видеокамеры (плоскостные, гиростабилизированные, курсовые, поворотные).
Технические характеристики «Орлан 10»
Конструкция БПЛА смешанная, детали выполнены из пластика и металла. Двигатель и тянущий винт на передней части коропа парата.
Смотрим основные летние технические характеристики и сравниваем их с отечественными и зарубежными аналогами.
Модель | Орлан-10 | Орлан-30 | I-Вид MK150 |
Режиссер | Россия | Россия | Израиль |
Кончик | самолет | самолет | самолет |
Размах крыла, м | 3.10 | 3 | 5.7 |
Взлетная масса, кг | 18 | 30 | 160 |
Масса полезной нагрузки, кг | 5 | 8 | 20 |
Мощность, л.с | 1 | 1 | нд |
Максимальная скорость, км/ч | 100-150 | 150-170 | нд |
Дальность полета, км | 600 | 300 | нд |
Время полета, час | 10 | 18 | 7 |
Радиус действия, км | 50-120 | 200 | 100 |
Дальность связи, км | 100 | 120 | 80 |
Продолжительность полета, ч | 10-18 | 10 | 7 |
Потолок над волоном моря, м | 6000 | 5000 | 5200 |
Темперация у земли, при коллиции возможна работа | — 30 + 40С0 | — 30 + 40С0 | нд |
Запуск беспилотного аппарата производится с помощью разборной катапульты. После завершения разгона полет происходит с помощью бензинового двигателя. Парашютный способ посадки. Дрон направляется оператором точно в указанную зону, где в определенном месте раскрывается купол парашюта.
Атмосфера и другие параметры планет
Американский ударный бпла mq-9 reaper: история состояния, конструкция, ттх, дингистация и нестастатки
Атмосферы этих планет кардинально отличаются по составу. Азот и кислород являются ключевыми элементами земного воздуха. На Венере преобладает углекислый газ. Его объем составляет более 96% от общей массы. Кроме того, обнаружены незначительные примеси азота.
Если на Земле воздушная масса относительно спокойна, то на Венере отмечаются сильные циркуляции и вращения. Это приводит к тому, что полный оборот вокруг планеты атмосфера совершает за 96 земных часов, тогда как самому небесному светилу для совершения этого путешествия требуется 243 земных дня.
Самое главное различие между двумя атмосферами заключается в создаваемом ими давлении. На Венере оно выше в 93 раз
Это приводит к еще одному ключевому отличию свойств планеты — температуре поверхности. Венера нагревается в среднем до 462°С. Это значение совпадает с измеренным на стороне Меркурия, обращенной к Солнцу. Достигается такой жар из-за парникового эффекта.
Назначение
Основная задача «Орлана» — мониторинг объектов на труднодоступной территории. Кроме того, этот дрон помогает в проведении разведывательных, поисковых и ремонтных работ.
Поскольку «Орлан-10» входит в состав ЕСУ ТЗ (единая система управления тактической единицы), предназначенной для комплексного управления войсками с использованием навигационных систем, он поддерживает связь с боевыми машинами, входящими в ЕСУ (танки, БМП машины, самоходные артиллерийские установки, со средствами противодушной защиты) для передачи им кородинды цели для нихниния.
Конструктивные особенности «Орлан-10»
В основу конструкции БПЛА «Орлан-10» была положена высоколетная схема, где двигатель и воздушный винт находились в переднем положении. Для уменьшения воздействия бокового ветра на беспилотник киль сделали более развитым, чем стабилизатор. Узкий стабилизатор не мешает нормальной аэродинамике.
Специально разработанная схема беспилотного летательного аппарата со сборно-разборным корпусом дает возможность хранения и транспортировки оборудования. Это увеличивает грузоподъемность, а также дополнительный объем внутри крыла, что важно для размещения, например, фото- и видеоаппаратуры. Материал конструкции самолета – металл и пластик.
При разработке «Орлана» используется модульная система, позволяющая быстро менять состав необходимого оборудования на борту, а также быстро демонтировать комплекс и транспортировать его по частям. Благодаря модульной конструкции беспилотного летательного аппарата возможна установка фотокамеры в плане, видеокамеры с возможностью планового, курсового, поворотного, гидростабилизированного выстрелов, радиоэлектронного оборудования, тепловизионных камер.
Транспортируется беспилотник на автомобильных УАЗ-469. БПЛА «Орлан-10» очень неприхотлив и надежен.
Система взлета и посадки БПЛА
Для запуска «Орлана-10» используется небольшая специальная катапульта. Импульс, необходимый для быстрого разгона, дрону придает предварительно натянутый резиновый амортизатор. Как и саму БПЛА, катапульту можно быстро разобрать для последующей перевозки на автомобиле.
Шасси у этого дрона отсутствует, так как для его мягкой посадки используется парашют. Вес дрона даже с полной загрузкой относительно невелик, поэтому взлетно-посадочная полоса просто не требуется. Раскрытие парашюта предусмотрено начиная с минимально допустимой высоты 30 метров. При этом для дополнительного смягчения удара о грунт «Орлан-10» дополнительно оборудован надувным посадочным буфером. Наполняется сжатым воздухом автоматически, сразу после раскрытия парашюта.
В том случае, если вертикальная скорость не может быть погашена этими штатными средствами, сохранность радиоэлектронного оборудования будет обеспечена за счет схемы аварийного разрушения планера — он будет разделен на отдельные элементы, так что вероятность случайное повреждение полезной нагрузки минимально.
Запуск БПЛА «Орлан-10» с катапульты.
Схема штатного абордажа предусматривает развертывание дрона в указанный район по команде оператора, остановку двигателя и выпуск парашюта. В случае потери связи с наземным пунктом управления предусмотрена возможность автоматического возврата дрона и выполнения автономной посадки.
Перспективы: БПЛА«Орлан 30»
Специалисты ООО «Центр специальных технологий» продолжают работу по совершенствованию отечественной авиации ВР. Так, уже создан прибор БПЛА «Орлан-30», предназначенный для решения задач профессиональной видео- и аэрофотосъемки, а также аналогичных задач. Поэтому он оснащен современными фото- и видеокамерами, а также мощными тепловизионными камерами.
По сравнению с «Орланом-10» эта модель более герметична за счет использования композиционных материалов и имеет значительно больший срок эксплуатации.
В заключение можно сказать, что отечественная беспилотная авиация здесь неуместна.
В ближайшем будущем беспилотные летательные аппараты будут выполнять такие задачи, как доставка почты, патрулирование городских улиц, мониторинг погоды и многое другое.
Оснащенные аналогичной техникой российские военные и гражданские специалисты могут с уверенностью смотреть в завтрашний день.
Летно-технические характеристики «Орлан–10»
Старт самолета первоначально осуществляется с помощью специально разработанной разборной простой катапульты, затем полет продолжается за счет двигателя, работающего на топливе АИ-95. В момент старта допускается скорость ветра до 10 м/с. «Орлан-10» может находиться в воздухе до 16-18 часов в зависимости от нагрузки и выполняемой задачи. Расстояние от пульта управления не должно превышать 200 км, иначе будет нарушен прием сигнала от видеоаппаратуры.
При массе пустого аппарата 12,5 кг, длине беспилотника 1,8 м, размахе крыла 3,1 м «Орлан» может действовать на высоте до 5 км и развивает скорость до 70-90 км/ч. 150-170 км/ч. Комплекс используется в диапазоне температур от -30°С до +40°С. Максимальная взлетная масса 18 кг, поэтому масса полезной нагрузки 5 кг.
Посадка самолета осуществляется с помощью парашюта, оператор задает координаты, на которые наводится пилот после выполнения задания, скорость снижается и после получения команды с пульта парашют раскрывается.
Кроме того, вертолет «Орлан-10» имеет дополнительные системы на случай жесткой посадки. Этот пневмобаллон представляет собой амортизатор, который наполняется газом в момент контакта с землей, а в случае, если оператор замечает, что произошла значительная перегрузка устройства, подключается вторая система — возможность отдельных конструкций быть отсоединенными друг от друга для уменьшения повреждений при посадке.
На земле можно одновременно управлять четырьмя самолетами. Каждый из них, являясь ретранслятором, способен передавать на наземный пункт управления сигнал от других машин, находящихся в это время на достаточно большом расстоянии. Военные специалисты говорят о возможности соединения нескольких наземных пунктов управления с целью создания единой сети из 30 летательных аппаратов «Орлан-10».
Особенности комплекса:
- Высокая прочность конструкции и хорошая управляемость аппарата позволяют эксплуатировать БПЛА «Орлан» в сложных погодных условиях и на ограниченной территории.
- Одно устройство служит повторителем для других.
- Наличие бортового генератора дает возможность прикладывать активную нагрузку в течение всего времени работы.
- Ему не нужна взлетно-посадочная полоса, как некоторым аналогам, взлет с простой разборной катапульты.
- Возможность размещения контрольно-измерительной аппаратуры внутри крыла.
- Возможность оперативной замены бортового оборудования благодаря модульной конструкции дрона.
- Съемка в реальном времени с регистрацией и передачей всех параметров (координаты, высота, ракурс съемки, номер кадра и т.д.)
- Передача данных фото и видеофиксация передача передача данных фото и видеофиксация передача передача.
- Для надежной передачи информации используется двухступенчатое помехоустойчивое кодирование. Что это значит? В процессе передачи информации от источника существует вероятность ошибки, например, при поломке оборудования или помехах. Для ношения и возникновения таких экранов примениют помехоустойчивое кодирование, то есть принимающая сторона имеет возможность увидеть, произошла ошибка или нет, и при необходимости своевременно ее исправить.
- Видеокодеки были разработаны специально для «Орлана». Проще говоря, это специальная программа, которая конвертирует (кодирует) записанные данные для более удобной передачи и хранения, а затем их декодирует.
- Продолжительность полета. Он равен 16 часам, что дает возможность наблюдать весь световой день и своевременно переносить всю съемку на наблюдательный пункт. Этот двигатель обеспечивает внутреннее сгорание. В помощь двигателю установлен электрогенератор, от которого заряжаются аккумуляторы дрона в периоды повышенной нагрузки.
- Дальность полета. Испытания показали, что «Орлан» способен пролететь до 1000 км в автономном режиме, что является отличным результатом в этой весовой категории. Помимо этого факта ЭПР (эффективная площадь рассеяния) у «Орлана» очень мала и обнаружение его средствами РЛС (радиолокационных систем обнаружения) затруднено, что в свою очередь позволяет, например, вести разведку за линии противника и остаются практически незамеченными.
- Раньше «Орланы» могли нести только функцию наблюдения и передачи данных. В настоящее время эти приборы входят в число средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), входящих в состав комплекса «Леер-3». Другими словами, функция «Орлана» — устанавливать передатчики, создавать помехи, отключать сотовую связь. Беспилотник способен работать с сетями 3G и 4G, способен распознавать средства передачи противника.
- После некоторых доработок петербургскими инженерами «Орлан-10» получил возможность работать не только с наземными объектами, но и с военными кораблями. Решена проблема размещения аппарата на палубе корабля. На специальных опорах на палубе натягивается сетка, прибор проваливается в нее и отключается. Технология проста, но сложность заключалась в том, что корабль в это время движется, дует ветер, воздушные массы циркулируют вокруг судна, а сам «Орлан» при посадке должен иметь минимальную скорость.
Конструкция
Конструкция самолета смешанная: детали для него выполнены из металла и пластика. При проектировании «Орлана-10» конструкторы позаимствовали схему высокого полета: переднее расположение двигателя и воздушного винта. Для устройства хвостового оперения дрона также характерна классическая схема. Однако, в отличие от высоколетящего самолета, киль у «Орлана» более развит, чем стабилизатор.
В результате во время полета уменьшается влияние бокового ветра на пилота. Узкий стабилизатор не нарушает его нормальную аэродинамику. Специально для запуска «Орлана» была разработана разборная катапульта.
20. Пожар в районе цели
Какие комплектующие содержит беспиотник “Орлан”
Беспилотники «Орлан» активно используются во время боевых действий. В частности, они применялись в Сирии и на Украине. Разумеется, при таком массовом использовании их несколько раз опрокидывали, в результате чего в сети можно найти множество фотографий затонувших кораблей. На них легко увидеть микросхемы и другие детали китайского, французского, американского и японского производства.
«Орлан 10» содержит гражданскую зарубежную электронику разных производителей
На самом деле никакой сенсации в этом нет. При создании «Орлана-10» ставка была сделана на гражданские комплектующие, которые в последнее время дешевеют. Поэтому двигатель и электроника действительно импортные. И нет привязки к какому-то одному поставщику. Любую деталь можно заменить аналогом. Поэтому каждый раз при расследовании разбившегося «Орлана-10» демонстрируются новые подробности.
Что же отечественного у «Орлана-10»? Во-первых, сложное программное обеспечение. Кроме того, в России изготавливается корпус из компистойных материалов в России, обеспечивающий беспилотнику радиопрозрачность. А технология борьбы с обледенением крыльев — российская разработка. Поверхность покрыта специальной полимерной пленкой, и когда на ней скапливается лед, пленка просто отделяется.
Корпус БПЛА «Орлан» изготовлен в России из композитных материалов
Читайте также: Самолеты вертикального взлета и посадки в России и мире: видео МиГ-29, Су-35
Для чего в настоящий момент используется
«Орлан-10» используется для ведения военно-стратегической разведки, фото- и видеосъемки дислокации вооруженных сил противника, корректировки огня в районах боевых действий или управления протяженными объектами, расположенными в труднодоступных районах.
Наземный пункт управления комплексом обслуживает до 4-х дронов одновременно. Связываясь с единой системой координации боевых действий, БПЛА передает данные для поражения объектов противника на самоходно-артиллерийские установки, танки и средства противовоздушной обороны.
В мирных целях «Орлан-10» используется для проведения ремонтно-восстановительных и поисково-спасательных работ в зонах экологических или техногенных катастроф. А также для геодезической съемки в труднодоступных местах.
Плохие погодные условия не представляют проблемы для использования комплекса благодаря устойчивости самолета к боковому ветру и хорошей аэродинамике.
Отличительные свойства аппарата
Отличительными осногалистами 10-й модели «Орланов» признаны:
- Наличие криптозащищенного командно-телеметрического канала передачи фото и видеоизображения. Для канала предусмотрена псевдослучайная перестройка рабочей частоты.
- Использование двухступенчатого помехоустойчивого кодирования каналов при передаче информации.
- Устройство оснащено видеокодеками, разработанными в Центре специальных технологий.
Малоизвестная история
Говоря о бурном развитии беспилотной авиации в наши дни, мы практически ничего или очень мало знаем о ее истории. И она достаточно богата событиями и достижениями. Волею судьбы ей было оготовано до поры до времени в тенях строите в тенях свое имя ольшесть эсстры — пилотируемой авиации.
Считается, что первый беспилотный летательный аппарат создал гений Никола Тесла на пороге 20 века. Затем его детище превратилось в крошечный радиоуправляемый сосуд.
Беспилотник Кеттеринга
Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, подхватил идею своего великого соотечественника, предложившего (тоже нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.
Собственные проекты были в Великобритании и Германии. Последняя в годы ВОВ отличилась созданием управляемых авиабомб и серийным выпуском КР «Фау-1» и «Фау-2». Советской инвестицией в историю беспилотной авиации стала разработка авиаконструктора В. В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотный летающий торпедоносец.
Немецкая крылатая ракета Фау-1
Боинг 787 – самолёт мечты
Полет «Орлана»
Бпла израилая
К сожалению, для 90-х и «нулевых» российская беспилотная авиация была отодвинута далеко назад. Сегодня можно говорить только о начале преодоления этого огромного отставания. Однако процесс пошел, и уже есть хорошие результаты. Пример тому — беспилотник «Орлан-10».
Подробнее к влету Полное «название» аппарата — многофункциональный беспилотный комплекс, которому, кстати, в этом году исполнилось 50 лет. Альма-матер «Орлана-10» — Санкт-Петербургское предприятие «Специальный технологический центр». Основных элементов комплекса три — сам дрон, пункт управления и стартовый комплекс.
Его летние технические параметры полностью соответствуют объему поставленных перед ним задач. Он легкий — всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важный для авторов раведчика параметр – продолжительность полета. А с ним все в порядке. За 16 часов БПЛА «Орлан-10», управляемая с пульта оператора, поднимается на высоту до 5 и пролетает 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.
Характеристики | |
Масса на взлете | 14 кг |
Грузы грузов | до 5 кг |
Двигатель | внутреннего сгорания (бензин А-95) |
Метод запущен | с катапультами |
Метод посадки | на парашюте |
Скорость | 90-150 км/ч |
Продолжительность полета | 4 часа дня |
Дальность полета | до 120 км с дистанционным управлением (до 600 км в автономном режиме) |
Высота полета | до 5000 м |
Рабочая Температура | от −30 до +40 °С |
«Орлан-10» очень неприхотлив и оптимистичен благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» представляет собой простую разборную катапульту. Завершив свой полет, пилот возвращается на землю в определенном месте с помощью парашюта.
Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка составляет звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». При необходимости в мощной беспилотной группировке возможно создание разветвленной локальной сети управления в составе 30 операторов.
Приземление Орлана на парашюте
«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. В функции оператора входит корректировка полетного задания или маршрута, контроль аэрофотосъемки или полезной нагрузки. Для этого задействуется специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн-режиме.
“Орлан” беспилотник и его возможности
«Орлан-10» может вести наблюдение в инфракрасном и оптическом диапазонах. Интересная особенность — возможность определять положение GSM-телефонов, радаров, работающих в x-диапазоне, а также станций УФ-связи, после чего их можно поразить другим оружием. Беспилотники со средствами РЭБ на борту также способны прослушивать GSM-связь и приемники GPS.
Одна из последних модификаций позволяет использовать «Орлан-10» в качестве ударного беспилотника. Однако из-за небольшой грузоподъемности от него не следует ожидать чрезмерной огневой мощи. К дрону прикреплены четыре миниатюрных снаряда, которые могут поражать небронированную технику противника, минометы и, конечно же, живую силу. Напоминаем, что осколочно-фугасные снаряды поражают ударной волной и разлетающимися осколками.
После обнаружения цели оператор может запускать снаряды с высоты до 2 км. Как заявили военные, ударный беспилотник «Орлан-10» обладает достаточно высокой точностью. Отклонение снарядов от цели не более двух метров.
«Орлан-10» может нести на борту 4 малых осколочно-фугасных снаряда
Стоит сказать, что несмотря на возраст дрона, он имеет ряд интересных современных опций. Например, может работать полностью в автономном режиме без оператора в режиме. Маршрут может включать до 100 точек. В условиях отсутствия спутниковой связи БПЛА для ориентирования в пространстве распознает местность по фотографиям.
Подрона позволяет накладывать снимки на карты OpenStreetMap, GoogleMap, а также сравнивает съёмку с дрона со спутниковыми снимками от Google Satellite.
О ТТХ БПЛА «Орлан-10»
- Показатель взлетной массы не превышает 14 кг.
- Дрон рассчитан на полезную нагрузку до 5 кг.
- Аппарат оснащен дизельным двигателем. Работает он А-95.
- Беспилотник способен развивать скорость от 90 до 150 км/ч.
- Расчетная продолжительность полета 16-18 часов.
- БПЛА «Орлан-10» способна выполнять полеты на дальность не более 200 км.
- При старте допустимой скоростью ветра считается 10 м/с.
- Аппарат поднимается на максимальную высоту 5 тысяч метр.
- Эксплуатируется в диапазоне температур от –30 до +40 градусов.
- Во время старта дрона используется разборная катапульта.
- Посадка парашута при промуживании прошюта.
Немного из истории беспилотников
Первые прототипы беспилотников были задокументированы еще в 1849 году, когда австрийская армия бомбила Венецию. Научно-технические разработки с открытием электричества и радио соподствовал быстрому другому в области радио-провравливаемых машин.
Считается, что первый дрон был создан в 1899 году инженером-изобретателем Николой Теслой. Это было радиоуправляемое судно очень маленького размера. Сам конструктор вложил в свое изобретение широкий спектр применения, в основном для оказания помощи человеку, и был получен уникальный прототип современного робота, при этом общественность заинтересовалась возможностью использования изобретения в военных целях.
Первые разработки в области беспилотных летательных аппаратов проводились в США, Великобритании и Германии. С 50-х годов прошлого века СССР даже стал лидером в этой гонке. Большой вклад в разработку того времени внес авиаконструктор В. В. Никитиным (беспилотный летающий ракетоносец и планер-торпедоносец).
В послевоенные годы в КБ А. Н. Туполев разработал сверхзвуковую крылатую ракету Ту-121, на базе которой впоследствии построили целую линейку разведывательных аппаратов «Ястреб», «Стриж», «Рейс». В период с 1960 по 1990 год советские конструкторы разработали более десяти моделей беспилотных летательных аппаратов.
Целевое оборудование
Благодаря разъемному фюзеляжу и наличию дополнительного свободного пространства внутри консолей крыла «Орлан-10» может быть оснащен несколькими различными вариантами радиоэлектронного оборудования. Общий вес полезной нагрузки достигает пяти килограммов, что позволяет разместить на борту следующие виды целевого оборудования:
- Фотокамеры для программы плановой аэрофотосъемки (ось объектива направлена вниз, строго перпендикулярно поверхности земли). Для этого в базовой комплектации используются камеры Canon EOS в модификациях 5D, 50D и 500D.
- Видеокамеры для проведения плановой динамической аэрофотосъемки.
- Видеокамеры направлены вперед для ведения динамической съемки непосредственно по ходу движения беспилотного летательного аппарата.
- Поворотные видеокамеры.
- Гиростабилизированные видеокамеры Controp (модели D-STAMP и U-STAMP).
- Тепловизоры. Их устанавливают вместо видеокамер.
- Приемопередающие модули. Используются для подавления сотовой связи терминалы и постановки помех. Устройство позволяет прослушивать сигналы всех используемых сегодня форматов.
- Релейные модули.
Приборы типа BHV-558 EX и Flir Photon в модификациях 320 и 640 использовались в качестве глиссирующих, разворотных и курсовых камер на первых серийных БПЛА «Орлан-10.
Подготовка к пуску группы БПЛА «Орлан-10».
Кроме того, на борту беспилотного летательного аппарата установлена автоматизированная система управления, включающая приемную спутниковую антенну и модуль GPS/ГЛОНАСС. В оперативную память автопилота можно занести координаты шестидесяти контрольных точек, формирующих маршрут полета. Для каждого из них задается желаемая высота и «поведение» дрона — от обычного полета над целью до долговременного барражирования. Оператор заранее, еще на земле, задает координаты точек, при достижении которых включается бортовая аппаратура.
Отдельно запрограммированные варианты реакций на возникновение различных проблем. Благодаря этому при потере связи с наземной станцией, пропадании сигнала спутника или аварийном отключении силовой установки дрон попытается самостоятельно добраться до конечной точки маршрута, вернуться к месту своего запустить, совершить вынужденную посадку или самоуничтожиться.
Сферы применения беспилотников
Со временем приходит понимание, что беспилотник можно с успехом использовать не только в военных, но и в мирных целях.
Современные разработки сделали дроны дешевле, легче, компактнее, значительно повысив их технические характеристики.
Последние несколько десятилетий беспилотные аппараты активно используются в поисково-спасательных и ремонтных работах, участвуют в охранно-мониторинговых мероприятиях, например, осуществляют экологический мониторинг, наблюдение за паводковыми ситуациями и лесными пожарами, управляют различными системами жизнеобеспечения в населенные пункты.
Активно используется в нефтяной промышленности, в охотничьем хозяйстве, картографии, контроле морского судоходства, патрулировании линий электропередач, мониторинге состояния памятников архитектуры, природных заповедников. С помощью дронов они оперируют облаками, проводят рекламную аэрофотосъемку, исследуют территории строительства.
Не за горами время, когда беспилотные летательные аппараты будут задействованы в патрулировании улиц, доставке почты и выполнении многих других работ, облегчающих человеческий труд.
Уникальные функциональные возможности «Орлана» и небольшой вес делают этот прибор практически уникальным изобретением.
Об особенностях эксплуатации
- Запуск беспилотника возможен при ограниченном пространстве. Кроме того, суровые метеорологические условия не являются препятствием для его эксплуатации.
- При необходимости возможна оперативная замена бортового оборудования дрона и оборудования полезной нагрузки.
- В «Орлане-10» используются гиростабилизированные телекамера и фотоаппарат. Фото и видеосъемка осуществляется в режиме реального времени. Регистрируются высота, ракурс и другие параметры съемки. С наземной точки возможно управление четырьмя беспилотными летательными аппаратами одновременно. Каждый из них может быть ретранслятором и передавать сигнал на наземный пункт управления от устройств, расположенных на расстоянии. По мнению военных специалистов, объединив несколько наземных пультов друг с другом, можно создать локальную сеть и управлять 30 «Орланами» одновременно».
- Измерительно-контролируемая апартамура установлена внутри крылых консолей.
- В устройство включен бортовой генератор.
- Транспорт беспилотники автомобили УАЗ-469.