БПЛА на вооружении России — беспилотники в российской армии

Военная техника

Гром

«Гром» — относительно крупный беспилотник. Длина 13,8 м, размах крыла 10 м, стартовая масса 7 тонн. БПЛА «Гром» имеет крейсерскую скорость 800 км/ч, но может развивать скорость до 1000 км/ч. Этот агрегат способен пролететь на одной заправке до 800 км, при этом перевозя 1,3 тонны боеприпасов. Максимальная высота полета 12 км.

Основное предназначение «Грома» — лететь впереди авиагруппы, наводя на себя зенитный огонь. При обнаружении грома противником дрон указывает цели десяти БПЛА Lightning».

Молния

«Лин» предназначен для групповой работы. Это небольшие дроны, длина которых составляет 1,5 м. Они способны летать со скоростью 700-800 км/ч. Полезная нагрузка — до 7 кг.

БПЛА «Молния» имеет складывающиеся крылья. Эти блоки транспортируются к месту удара внутри других самолетов, например, внутри истребителей Су-57.

«Лин» имеет простую программу управления. Беспилотники получают информацию о целях из Грома или других центров. Если БПЛА сбит, команда на нанесение удара автоматически передается другим членам группы.

Орион / Иноходец

«Орион» — это общее название типа дронов. Установки на экспорт получили название «Орион-Э». Название варианта для российской армии — «Иноходец».

Установка может находиться в воздухе до 24 часов и действует в радиусе 300 км от командного пункта. Размах крыла 16,3 м, взлетная масса 1 т, полезная нагрузка 200 кг. Максимальная высота, на которой может летать Орион, составляет 7,5 км. Маршевая скорость – 120 км/ч.

Орион способен нести управляемые ракеты и авиабомбы. В конце 2021 года во время военных учений в Крыму было показано, как «Орион» сбил еще один беспилотник. Целью был БПЛА вертолетного типа. Он находился на предельно малой высоте и на границе между морем и сушей (то есть цель была очень сложной). Но Орион сбил ее без проблем.

Орион также может использоваться в качестве разведывательного дрона. В ближайшее время производитель планирует сертифицировать его для гражданского использования.

Як-133

Подразделение может вести разведку и при необходимости может поражать цели противника. Однако он остается невидимым для радаров. БПЛА разработан по оригинальной аэродинамической схеме. По внешнему виду он сильно отличается от обычных самолетов.

В дальнейшем Як-133 планируется оснастить не только бомбами и ракетами класса «воздух-земля», но и радиолокационными, комплексами радиотехнической разведки и оптико-электронными комплексами.

«Ультиматум»

Этим летом ЦКБ завершило разработку очередного FPV-дрона под названием «Ультиматум». Основное его преимущество – использование в любых погодных условиях. Во время урагана, сильного дождя или сильного снегопада обычный квадрокоптер использовать нельзя. Это часто используется противником и начинает выходить из укрытия. Вот тут-то и пригодится Ультиматум. На испытаниях, по словам конструкторов, аппарат взлетал и оставался свободным в воздухе даже под струей воды из мойки высокого давления.

Кроме того, Ultimatum может свободно маневрировать с 3 кг полезной нагрузки на борту, развивая при этом скорость до 200 км/ч. Но даже без оружия на борту дрон FPV может серьезно повредить противника. Один из самых простых, но очень эффективных сценариев работы FPV-дронов называется «суета», когда аппарат подлетает к месту расположения противника и начинает буквально шуметь, отвлекая противника от выполнения задач. Таким образом, дрон способен открывать позиции и делать их легкой мишенью для минометчиков или снайперов.

Если «Ультиматум» используется в режиме камикадзе, на него устанавливается специальный контроллер, защищающий экипаж от случайных взрывов на земле, которые, к сожалению, нередки и спереди.

Сильнейшие боевые беспилотники планеты

США лидируют в производстве боевых беспилотников. Прогнозируется, что к 2028 году американские военные будут иметь больше разведывательных беспилотников, чем весь остальной мир вместе взятый. Армии других стран не могут похвастаться таким количеством беспилотников «в погонах», но способны поставить на боевое дежурство самые мощные боевые беспилотники на планете.

GAAS Avenger

Это беспилотник-авианосец, модификация Predator, который был выведен на пенсию ВВС США в 2020 году. Крылья складываются, благодаря чему аппарат занимает меньше места и помещается на корабле.

Хищник, Жнец и Мститель на заводе дронов

Хищник, Жнец и Мститель на заводе по производству дронов

Хотя опасен он, конечно, не этим. Грузовой отсек GAAS Avenger способен нести две бомбы с лазерным прицелом, общим весом 440 кг. Помимо них беспилотник легко перевезет еще полтонны вооружения и снаряжения. «Мститель» необычайно быстр — он разгоняется до 740 км/ч. Потолок 18 км.

Heron TP

Израильский Heron, вероятно, является одним из самых продаваемых военных дронов в мире. Heron TP — средневысотный многоцелевой беспилотник большой дальности. Размах крыла — 26 м. Потолок — 13,7 км. Продолжительность полета — 36 часов. Может нести аппаратуру управления огнем и ударные системы. Цапля ТП видит в оптическом и инфракрасном диапазоне. Крейсерская скорость составляет 296 км/ч, способен разогнаться до 460 км/ч.

Израильский многоцелевой беспилотник Heron TP на средней высоте

Израильский многоцелевой беспилотник Heron TP на средней высоте

MQ-9 Reaper

И снова американец. Один из самых мощных и известных БПЛА в мире. Это основной беспилотный летательный аппарат армии США. Он может взлетать на высоту до 14 км и находиться в воздухе до 30 часов. Крейсерская скорость — 280-310 км/ч, максимальная — до 480 км/ч.Беспилотник способен поднимать в небо груз массой до 4,7 т. Волоконно-оптическая система AN/AAS-52 распознает и сопровождает цель, камеры считывают номерной знак даже на расстоянии 3 км от машины. Время реакции на команду, полученную от оператора, составляет 1,5 с.

Студент-пилот и оператор сенсора, управляющий MQ-9 Reaper в наземной кабине

Студент-пилот и оператор сенсора, управляющий MQ-9 Reaper в наземной кабине

Reaper вооружен противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет «Хеллфайр» класса «воздух-земля».

Жнец специально ликвидировал третьего человека в руководстве «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, известного как Шейх аль-Масри, Мохаммеда Эмвази (он же «Джихадист Джон»), генерала Касема Сулеймани, заместителя командующего иранскими мобилизационными силами.

Bayraktar TB2

Турецкий аппарат относится к классу дальнобойных тактических средневысотных БПЛА. Программное обеспечение несколько превосходит некоторых конкурентов, включая израильский беспилотник Heron.

Ударный турецкий беспилотник Bayraktar TB2

Ударный турецкий беспилотник Bayraktar TB2

Крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная — 250 км/ч.Практический потолок — 7,3 км. Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м. Беспилотник весит 630 кг, способен поднимать до 55 кг боеприпасов. Максимальное время нахождения в воздухе – одни сутки.

Он может нести две противотанковые управляемые ракеты и управляемые бомбы MAM-C (8 кг) и MAM-L (23 кг) с лазерным наведением, опасные для техники и легкой бронетехники.

СH-5 (Rainbow-5)

Новый средневысотный разведывательно-ударный беспилотник из Китая. «Радуга-5» может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Размах крыла — 21 м, максимальная скорость — 400 км/ч. Без дозаправки продержится в воздухе 60 часов.

CH-5 — самый мощный беспилотник китайской армии

CH-5 — самый мощный беспилотник Китая

Taranis

Британские разведывательно-штурмовые самолеты пятого поколения названы в честь кельтского бога грома. До недавнего времени подробности разработки держались в секрете. Точно известна только масса — 3 тонны, длина — 11 м, размах крыльев — 10 м, и то, что беспилотник оснащен технологией «Стелс», что делает аппарат практически невидимым для ПВО противника. Максимальная скорость сверхзвуковая, предназначена для межконтинентальных перелетов.

Taranis был разработан учеными и системными инженерами из 250 британских компаний

Taranis был разработан исследователями и системными инженерами из 250 британских компаний

Yabhon United 40

Разработанный в ОАЭ средневысотный разведывательно-ударный БПЛА может находиться в воздухе до пяти суток (120 часов). Может нести 1030 кг боеприпасов. Крыша — 7 км.

БПЛА ADCOM United 40 block 5 на одной из авиавыставок

БПЛА ADCOM United 40 block 5 на одной из авиавыставок

С-70 «Охотник»

Пока подробные характеристики российского «Охотника» засекречены. Однако известно, что вес составляет около 22 тонн. Разработчики уверяют, что несколько «Охотников», оснащенных зенитными ракетами Х-58, Х-35, Х-74М2 и корректируемыми бомбами КАБ-25, могут нанести инфраструктуре противника страшный урон.

Максимальная скорость аппарата составляет 920 км/ч. Боевая нагрузка — 6 т, максимальная высота полета — 18 км.

Первый полет новейшего беспилотного летательного аппарата «Охотник»

Примерная стоимость «Охотника» составляет около 1 млрд рублей. Однако военные эксперты считают, что цена будет снижена на 40-50% после запуска БПЛА в серию. Глава ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Юрий Слюсарь заявил, что серийные БПЛА начнут поступать в войска с 2024 года.

Иркут-200

«Иркут-200» — беспилотный летательный аппарат дистанционного зондирования Земли. Используется для получения фотографий в реальном времени, тепловых изображений территории. Он также может использоваться для перевозки грузов весом до 50 кг. Дальность полета 200 кг, максимальное время плавания 12 часов.

Разработчик: НПК «Иркут».

Как ВСУ пытаются защититься от «Ланцетов»

Националисты ищут способы противодействия российским «Ланцетам», с которыми не справляется украинская система ПВО. Например, американский М777 прикрыли металлической сеткой. По идее, такая конструкция должна защитить от удара дронов-камикадзе — заряд сдетонирует раньше, не нанеся особого ущерба технике. Но это в случае с металлической решеткой. Маскировочная сетка не спасет.

«Возможно, сеть сможет остановить вертолет с четырьмя винтами, он там винтами запутается. А если речь идет о барражирующих боеприпасах, типа «Ланцета» или «Куба», то эта сеть малоэффективна. Взрыв все равно будет». — говорит Бутырин.

Тахион

Tachyon — это небольшой дрон, предназначенный для наблюдения, оценки ущерба противника, целеуказания и корректировки огня. Он также используется для видео и фотосъемки местности. Его также можно использовать в качестве ретранслятора связи.

БПЛА «Тахион» впервые был представлен в 2012 году, а уже в 2015 году начались испытания модификации, работающей не от аккумуляторов, а от топливных элементов.

В 2015 году беспилотник был принят на вооружение разведывательных подразделений Центрального военного округа. В 2016 году поступил на вооружение российской базы в Армении.

БПЛА «Тахион» создан по схеме «летающее крыло». Он включает в себя автоматический планер, блоки управления и силовые установки, систему парашютного десантирования, систему питания и съемные блоки полезной нагрузки. Запуск осуществляется с помощью катапульты.

Разработчик: ООО «Ижмаш — Беспилотные системы».

Встреча с неведомым

10 марта 2022 года в одной из лесопосадок в зоне специальной военной операции произошел инцидент, слухи об этом вместе с короткими видеороликами, снятыми на мобильный телефон, быстро распространились в рядах ВСУ. Позиции украинцев атаковали необычные дроны, которые издавали страшный рев, двигались с огромной скоростью и одновременно наносили удары по огневым позициям.

В то время, как говорит Дмитрий Кузякин, генеральный директор Центра комплексных беспилотных решений (ЦКБР), использование на фронте обычных квадрокоптеров никого не удивляло, а вот эти маленькие самолеты, ревущие мощными двигателями и свистящие над головами националистов, наделали много шума. Попытки сбить их из обычного стрелкового оружия не увенчались успехом. Противнику оставалось только смотреть, как они методично громят его позиции в клочья.

В результате этой атаки за считанные минуты было уничтожено несколько огневых позиций, а опорный пункт взят под контроль. Так, по словам Дмитрия Кузякина, была совершена первая в истории спецоперации атака дронов FPV, и осуществлена ​​она, подчеркивает разработчик, российской стороной.

 

Следующий яркий эпизод применения вооруженными силами России новых боевых беспилотников произошел при освобождении мариупольского завода «Азовсталь». FPV-устройства помогли военным контролировать территорию, определять маршруты передвижения украинских военных, расположение военной техники и позиций снайперов.

«Сверху обычный квадрокоптер почти ничего не видел. А дрон FPV мог проникнуть на объект и пролететь прямо над территорией. И вот однажды наш летчик обнаружил ангар с открытой дверью, через щель, через которую пролетел береговой ракетный комплекс «Бастион» найдено.»Самое мощное оружие, которое могли бы использовать вооруженные силы Украины для уничтожения российских кораблей в Азовском море. Летчик тут же передал артиллеристам координаты комплекса, и они тут же уничтожили его бетонобойными снарядами», — рассказал в интервью ТАСС гендиректор ЦКБ Минобороны.

На сегодняшний день подготовленные на этом предприятии дроны и пилоты провели уже несколько тысяч успешных операций, проведенных как военнослужащими в зоне НВО, так и сотрудниками различных российских силовых структур.

Камикадзе «Ланцеты»

Коптеры FPV не смогут справиться с тяжелой бронетехникой. Для таких сложных целей российские истребители используют беспилотники-камикадзе «Ланцет», ставшие головной болью ВСУ. Беспилотник разгоняется до 110 километров в час и поражает цель в радиусе до 40 километров.

«Ланцет» незаметно выводит из строя чешскую реактивную систему залпового огня RM-70, американскую гаубицу M777, британский зенитно-ракетный комплекс Stormer, украинский танк Т-84 и бронетранспортер «Новатор».

Сейчас заводы увеличили производство Ланцетов. Кроме того, беспилотник был доработан с учетом опыта его использования в спецоперации. Модернизированная версия получила новую электронную систему наведения и управления. Усилили конструкторы и боевую часть.

«Ланцет» может использовать боевые части трех типов: кумулятивную, осколочно-фугасную и термобарическую. В зависимости от поставленной перед ним задачи и цели поражения применяется та или иная боевая единица», — отметил военный эксперт.

Орлан

«Орлан» разрабатывался для решения разведывательных задач в интересах сухопутных войск. Еще на этапе разработки считалось, что этот БПЛА должен входить в состав «Единой тактической системы управления». Это очень сложный программно-технический комплекс, который предназначен для координации действий различной боевой техники.

«Орлан» осуществляет разведку, а также осуществляет целеуказание зенитно-ракетным комплексам, артиллерийским установкам, танкам и другой боевой технике. Для поиска целей у дрона есть тепловизионная камера и различные оптические приборы. На БПЛА также имеется аппаратура радиотехнической разведки, способная определять координаты источника электромагнитных волн.

Дрон может взлетать с небольших площадей, при сильном боковом ветре и при температуре от -30 до +40 градусов.

Длина «Орлана» — 1,8 м, размах крыла — 3,1 м. Максимальная стартовая масса — 18 кг, максимальная скорость — 170 км/ч. Дальность полета – 1000 км, продолжительность полета – 10 часов, максимальная высота полета – 5 км.

Разработчик: «Специальный технологический центр».

Корсар

Разработка БПЛА «Корсар» была начата в 2012 году в рыбинском АО «КБ «Луч». При массе 200 кг аппарат может развивать скорость 150 км/ч, а крейсерская скорость 120 км/ч. Высота полета достигает 5 км. Благодаря этому Корсар недоступен для стрелкового оружия, как и для большинства ПЗРК.

Дальность полета «Корсара» варьируется от 120 до 180 км. Конструкторы предполагают увеличение дальности полета до 250 км. Продолжительность полета — до 8 часов.

Беспилотник Corsair имеет довольно большие габариты: длина — 4,2 м, размах крыла — 605 м. Для взлета требуется оборудованная взлетно-посадочная полоса. Хотя этот БПЛА тоже способен взлетать с ровных дорог.

Основное назначение дрона — разведка. Но на него можно установить ракетный комплекс «Атака», который поражает наземные цели на расстоянии до 6 км.

Разработчик: Конструкторское бюро «Луч» холдинга «Росэлектроника”.

Сделано в России

Сегодня Россия может похвастаться практически всеми типами БПЛА собственного производства: мы делаем разведывательные, ударные, тактические и оперативно-тактические беспилотники. Все они принимают активное участие в спецоперации в Украине.

По словам бывшего вице-премьера Юрия Борисова, российские беспилотники неплохо зарекомендовали себя в Украине — в частности, они дали много преимуществ для разведки и наведения артиллерии. По словам чиновника, отечественные БПЛА по своим качествам не уступают ни западным, ни турецким.

owl_wide_1200_3b647ccc7bb25467ca514d59e03c81d2.jpg

Одним из наиболее общепризнанных успешных российских беспилотников является «Форпост». В Украине российские войска используют его, в том числе, для уничтожения боевых позиций противника. Этот БПЛА базируется на проекте израильского беспилотника Searcher MkII, контракт на сборку в России с израильской компанией IAI был подписан в 2011 году. В 2019 году Минобороны представило модернизированный «Форпост-Р», имеющий стартовую массу 500 кг и высотой полета до шести километров. Самолет может находиться в воздухе до 18 часов.

«Форпост-Р» отличается широким использованием российских комплектующих — в частности, отечественного силового двигателя АПД-85. Однако главной особенностью этого беспилотника было наличие ударного вооружения — двух авиабомб или пары управляемых ракет. Такой арсенал позволяет использовать его для нанесения точных и сокрушительных ударов по военной инфраструктуре противника.

В том же 2011 году началось создание еще одного российского беспилотника «Орион». Новый БПЛА оказался в два раза тяжелее и крупнее израильского Searcher MkII. «Орион» совершил свой первый полет в 2016 году, а спустя три года его начали использовать в Сирии. Солидная масса дрона означает, что он может нести значительно больше вооружения, чем «Форпост-Р». Орион может быть вооружен корректируемыми бомбами, управляемыми планирующими бомбами, бомбами свободного падения и управляемыми ракетами.

«Орион» оснащен оптико-электронной системой, цифровой аэрофотосъемочной аппаратурой высокого разрешения, многофункциональным радиолокационным комплексом и средствами радиотехнической разведки. Известно, что с высоты от четырех до пяти километров этот БПЛА способен корректируемыми снарядами уничтожать цели с отклонением не более одного метра. Его зарубежными аналогами считаются турецкий Bayraktar TB2 и американский MQ-1C Grey Eagle.

Еще один известный российский беспилотник — «Орлан-10». Его стартовая масса составляет всего 14 кг, включая полезную нагрузку 5 кг. Характерными особенностями «Орлана-10» являются длительный полет — 16 часов — и низкая цена. Обычно этот беспилотник используется для сопровождения транспортных средств для обнаружения засад, целеуказания артиллерии и воздушной разведки. Всего было выпущено более тысячи единиц «Орлан-10», что делает его одним из самых массовых БПЛА в Вооруженных Силах России.

Одним из перспективных направлений развития боевой беспилотной авиации является разработка барражирующих боеприпасов, известных как дроны-камикадзе. Такие подразделения способны длительное время находиться в воздухе и выжидать цель и условия, подходящие для ее поражения.

Последнее слово в военной беспилотной авиации — разработка дронов-камикадзе

По сути, такие БПЛА являются барражирующими боеприпасами — далекими потомками «летающих бомб», придуманных инженерами Второй мировой войны. Они были бы весьма удивлены, узнав, что современные дроны-камикадзе могут подолгу зависать в воздухе, пока цель не войдет в зону их действия, и условия для ее поражения не станут оптимальными.

Наиболее известным российским БПЛА этого типа является «Куб-БПЛА», который впервые был представлен публике в 2019 году на Международной оборонной выставке (IDEX) в Абу-Даби. Небольшой дрон запускается с помощью катапульты и развивает скорость до 130 километров в час. После этого он может находиться в воздухе до получаса и нести груз массой до трех килограммов. По данным Ростеха, эти дроны-камикадзе уже успешно зарекомендовали себя в ходе спецоперации в Украине: они достаточно быстры, бесшумны, просты в использовании, способны преодолевать десятки километров и обладают высокой точностью.

owl_wide_1200_a7a3a88ebdc7eec3b3d8a0b4e4b6fc41.jpg

Помимо малых и средних БПЛА, в российской армии есть и тяжелые боевые беспилотники. Один из первых, дальний разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат «Альтиус», начал разрабатываться в 2011 году, впервые поднялся в воздух в 2016 году, а спустя пять лет прошел государственные испытания. В то же время Минобороны заказало первую партию этих беспилотников.

Внешне Альтиус напоминает Орион, но тяжелее его в пять раз. Планер установки почти полностью выполнен из композитных материалов, что снижает заметность для радиолокационных станций вероятного противника. Большие габариты позволили оснастить БПЛА сложной аппаратурой на борту — прежде всего станцией оптического контроля с оптико-электронной системой и РЛС бокового обзора с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

48 часов в воздухе может находиться БПЛА «Альтиус»

Крейсерская скорость «Альтиуса» составляет 150–250 км/ч, максимальная высота полета — 12 км, полезная нагрузка — 1000 кг, дальность полета — до 10 000 км. По словам Юрия Борисова, в будущем «Альтиус» будет оснащен противокорабельными ракетами. Это позволит вести боевые действия в прибрежной зоне без привлечения флота.

«Они способны поджидать свою добычу в определенном районе. Это не спасатель, а инструмент, который может вести разведку и выполнять боевые задачи в своей зоне, точно и эффективно уничтожать цели. Естественно, дроны получат наведение Вот преимущества этого оружия», — описывает оружие Сергей Хатылев, бывший начальник зенитно-ракетных войск Командования спецназа ВВС России.

Читайте также: Танк Т-90 конструкция, технические характеристики, модификации

Как российская армия противостоит западным дронам

Пентагон отправил в Украину партию шальных боеприпасов Switchblade 600. Боевая часть была позаимствована у противотанкового комплекса Javelin. Беспилотник способен пробить до 800 мм брони. Но российская армия способна противостоять таким беспилотникам-камикадзе.

«Это средства РЭБ, средства борьбы с беспилотниками. Зарубежные беспилотные летательные аппараты часто используют защищенный канал наведения GPS, но его можно заглушить до такой степени, что беспилотник просто упадет на землю», — рассказал военный эксперт Михаил Семин.

С-70 Охотник

С-70 «Охотник» — перспективная российская разработка тяжелого ударного беспилотника. Точные характеристики засекречены, но некоторая информация имеется. Минобороны России начнет получать С-70 «Охотник» в 2023 году.

Аэродинамическая схема — «летающее крыло». Из-за своей треугольной формы БПЛА не может обнаружить большинство радаров. Габариты дрона позволяют загружать оружие массой до 2,5 тонн.

Если связь с устройством потеряна, оно самостоятельно приземлится в заранее отмеченной точке. Кроме того, С-70 «Охотник» может работать совместно с истребителями Су-57 и совместно поражать цели.

Разработчик: Компания «Сухой“».

Дозор-600

«Дозор-600» относится к дальним тяжелым беспилотным летательным аппаратам. Для упрощения конструкции и улучшения летных характеристик хвостовое оперение имеет V-образную форму. Максимальный стартовый вес дрона составляет 720 кг. Аппарат может развивать скорость до 210 км/ч (в зависимости от веса).

«Дозор-600» способен летать непрерывно в течение 24 часов. При этом дальность полета составляет 3700 км, а максимальная высота — 7,5 км.

В носовой части находится все необходимое оборудование. Например, на выставках демонстрировалась гиростабилизированная платформа, где были установлены видеокамера, тепловизор, камера высокого разрешения и радиолокационная станция. В зависимости от поставленной задачи «Дозор-600» может комплектоваться разным оборудованием.

БПЛА может нести неуправляемое и управляемое вооружение общей массой до 120 кг. Это могут быть ракеты класса «воздух-воздух», небольшие авиабомбы и другое оружие.

Разработчик: Компания «Транзас».

Альтаир / Альтиус

Альтаир, также известный как Альтиус, представляет собой дальний разведывательно-ударный дрон. Стартовая масса 5 тонн. Развивает скорость до 250 км/ч. Грузоподъемность — 1 тонна. Длина 11,6 м, размах крыла 28,5 м.

Дальность полета может достигать 10 000 км, а максимальная высота — 12 км.

БПЛА «Альтаир» может нести различное вооружение, например авиабомбы, ракеты класса «воздух-земля».

Разработчик: Казанское ПКБ им. Симонов.

Герань-2

Этот беспилотник является основным ньюсмейкером спецоперации в Украине осенью 2022 года. Считается, что Герань-2 — это вторичное название иранского БПЛА Shahed 136. Но есть и мнение, что это переработанный вариант того же Shahed 136. Дело в том, что появлением Герани-2 мы обязаны Ирану.

Ключевая специализация этого беспилотного летательного аппарата — дрон-камикадзе.

Крыло в форме треугольника сочетается с цилиндрическим фюзеляжем. В носовой части Герани-2 размещен взрывной элемент. Длина БЛА 3,5 м, размах крыла 2,5 м. При массе 200 кг он может нести нагрузку до 50 кг. В сочетании со встроенной боевой частью «Геран-2» становится серьезным оружием, тем более что дальность полета заявлена ​​до 2000 км. При высоте полета 7,5 км и скорости 150-180 км/ч БПЛА становится проблемой для систем ПВО.

Грач

Примечательной особенностью этой модели дрона является вертолетная база. Основной функционал — грузовые перевозки и разведывательная деятельность.

Классический вертолет с несущим и хвостовым винтами создан на базе другого дрона-вертолета Raven 120 и весит 100 кг. Он способен перевозить грузы массой до 40 кг на расстояние до 400 км и двигаться со скоростью 150 км/ч.

Разработчик: ОАО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина”.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Точно известны только те БПЛА, которые прошли официальные испытания. Информация о других засекречена. Как на самом деле появляются секретные машины в воздухе, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

Например, Китай в настоящее время не ведет низкоуровневых или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой области, но в будущем способен серьезно изменить характер ведения боевых действий. Пока об истинном успехе большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере немногочисленных моделей, экспортируемых. По опубликованным параметрам китайские беспилотники — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они создавались «по мотивам» западных разработок.

В частности, на экспорт идут дешевые аналоги американского MQ-1 Predator MQ-9 Reaper, разведывательно-ударного СН-4. За половину стоимости американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия.

Беспилотники или истребители?

В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, и находится за десятки, сотни и даже тысячи километров от самого БПЛА. В этом главное преимущество БПЛА перед самолетом с пилотом.

Основные преимущества беспилотников

  • Пилот не рискует своей жизнью, он не хочет умирать и не хочет попасть в плен. Государство не будет спасать своего гражданина из плена, что по политическим причинам может быть затруднительно и не всегда реально;
  • потерять дроны не так жалко, как истребители. Они почти в 20 раз дешевле настоящего истребителя: 5-6 миллионов долларов против 100 миллионов долларов за навороченный американский F-35. Это также должно увеличить стоимость обучения пилота высокого класса. В России подготовка летчика военного самолета стоит 3,4–7,8 млн долларов и занимает 7–12 лет. За навыки оператора дрона государство платит 200 тысяч долларов, и он учится год;
  • Экономия энергии и топлива. БПЛА средней высоты может находиться в воздухе очень долго — более суток. Дроны с турбореактивными двигателями потребляют относительно мало топлива на скорости ниже 200 км/ч. Им требуется больше времени, чтобы добраться до нужного места, чем бойцу, но они разведывают все тщательнее, чем он.

Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил, и БПЛА эффективны только против стран, у которых практически нет ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.

Основные недостатки беспилотников

  • БПЛА не могут принимать решения самостоятельно, они полностью зависят от человека. Более того, оператор может просто не увидеть опасности, которая грозит дрону. Он получает изображение с камеры на носу аппарата или под фюзеляжем, что ограничивает дальность обзора. С другой стороны, живой пилот лично оценивает опасность и мгновенно реагирует;
  • БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, способные поглощать лучи радаров, чтобы беспилотник был максимально незаметен для систем ПВО;
  • Не каждый дрон может поднять тяжелый груз. На большинство моделей, например, нельзя повесить мощные бомбы;
  • К недостаткам дронов также можно отнести слабую автоматизацию, неавтономность и малую скорость. Медленную цель поразить гораздо легче, чем быструю. Даже плохая погода может стать препятствием для полета.

В начале был «Джокер»

Изначально технологии FPV использовались исключительно в мирных целях. Многие наверняка видели головокружительный размах камеры сквозь дома, густые леса, между машинами в плотных пробках в кинотеатре. Кроме того, для пилотов дронов FPV созданы специальные соревнования Drone Racing, где многие участники совершают повороты, вызывающие у зрителей головокружение.

Управление этими небольшими, но очень быстрыми самолетами основано на виде от первого лица. Пилот надевает очки виртуальной реальности и видит цифровым глазом все, что видит установленная на дроне камера. Взлет, посадка и маневры осуществляются с помощью пульта управления, который пилот FPV держит в руках.

Технология FPV существует в мире более 10 лет, но в последние годы предпринимаются активные попытки внедрить ее в войска. К этой теме давно присматривались и выпускники Московского физико-технического института во главе с Дмитрием Кузякиным. Но чтобы из спортивно-развлекательного дрона сделать боевой, пришлось серьезно доработать аппаратуру.

Российские FPV-дроны, которые используются с первых дней спецоперации, относятся к семейству Joker. По сути, «Джокеры» — это обычные спортивные дроны, глубоко переработанные под боевые задачи, с дополнительным специальным оборудованием и программным обеспечением. Именно с них разработчики из ЦКБ начали путь к созданию нового высокотехнологичного оружия. Так появился первый в истории отечественного оружия экипаж FPV, который состоит из двух человек — летчика и штурмана, работающих в тесной связи, как в боевом вертолете.

Первое боевое применение «Джокеров» состоялось еще до СВО на подмосковном полигоне совместно с сотрудниками одного из спецотделов. Главной целью тогда было изучение реакции людей на атаку дронов FPV. В результате стало ясно, что даже при самом высоком уровне подготовки отразить атаку FPV расчетов обычными средствами невозможно. После этого было принято решение представить «Джокеров» Министерству обороны.

«Решено было показать наши наработки офицерам, которые работают «на земле», командуют подразделениями, имеют боевой опыт. И как оказалось, такое подразделение им было нужно, — говорит гендиректор ЦКБ.

В начале СВО «Шутники» уже могли участвовать в наступательных операциях, работать в городской среде и зданиях, вести разведку по пути движения колонн, сопровождать бронетехнику, охранять протяженные объекты и даже минировать территории.

По словам разработчиков, боевой дрон FPV не является традиционным БПЛА. У него нет системы распознавания образов, и он не может лететь за целью в автоматическом режиме. Чтобы не раскрывать свое местоположение, дрон даже не был оснащен GPS-модулем. Производители жертвуют всем этим ради мощности и удельной мощности. Таким образом, дрон FPV может перемещать грузы, вес которых в 10 раз превышает его собственный. Без нагрузки он взлетает с большим ускорением, чем падает. Официальный рекорд высоты для такого аппарата, установленный российскими летчиками, составляет 12 км.

Сириус

Sirius — это новое поколение дронов Orion. Соответственно по функционалу он значительно продвинулся по техническим характеристикам. Крейсерская скорость возросла до 180 км/ч на той же высоте 7000 м. Время полета достигает 20 часов.

Беспилотник массой 300 кг способен нести ракеты класса «воздух-поверхность» массой до 100 кг и авиабомбы массой от 50 до 250 кг.

Разработчик: ОАО «Кронштадт”.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector