Бомбардировщик СУ-24, летные технические характеристики ТТХ, вес бомбового вооружения, обзор кабины, взлет и посадка

Военная техника

Оружие СУ-24

Используя восемь точек подвески, бомбардировщик Су-24 способен иметь в своем арсенале 7,5 тонн различного вооружения. От пулеметов и неуправляемых ракет до полутонных самонаводящихся бомб. Которые, к слову, управляют добычей потребляемого контейнера Фантасмагория.

Автомат предназначен как для поражения наземно-воздушных подразделений, так и для ликвидации различных статичных целей. Примером могут служить различные взлетно-посадочные полосы, мосты, укрепления и другие цели.

Но на этом его функциональное применение не заканчивается. Часто используется для разведки и аэрофотосъемки. Они также используются для добычи полезных ископаемых с воздуха.

СУ-24 фото

Запуск в серию

Первый полет Су-24 совершил 17 января 1970 года. В ближайшее время серийное производство новой машины было запущено на новосибирском заводе имени Чкалова. Первый серийный самолет подняли в воздух в Новосибирске уже 31 декабря 1971 г., а в 1973 г начались поставки в ВВС.

В июне 1979 года с аэродрома Новосибирского авиационного завода впервые поднялся в воздух модернизированный вариант самолета — Су-24М. Она получила усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр» с лазерно-телевизионным прицельным комплексом «Кайра-24» и станцией обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория».

Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное вооружение. Су-24М имеет встроенную шестиствольную 23-мм пушку ГШ-6-23 с боекомплектом 500 выстрелов, расположенную на левом воздухозаборнике.

Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с телевизионным наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением. В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58. В качестве оружия самообороны самолет может использовать УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения Р-60 (Р-60М). Самолет также может нести ядерное оружие.

Секретность

Су-24 создавался в условиях повышенной секретности. Первое официальное заявление о наличии в СССР нового ударного самолета сделал председатель комитета начальников вооруженных сил США адмирал Томас Мур лишь в начале 1974 года. Первые публикации о Су-24 в зарубежной печати появились в 1976 году, но это были догадки и теоретические рассуждения о возможностях самолета, которому было присвоено кодовое обозначение НАТО «Фехтовальщик» (fencer), основанное на информации о западных аналогах. (Ф-111 и «Торнадо»). До середины 80-х годов ни одна фотография Су-24 не попала на страницы открытой печати. Рассекречивание самолета связано с участием машины в Афганской войне.

Модификации

  • Су-24М, установлена ​​новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», первый полет в 1976 г. Способен в автоматическом и полуавтоматическом режимах совершать полет с огибанием препятствий на высоте 50м
  • Су-24МП, первый полет декабрь 1979 г. (постановщик помех) выпущено 10 самолетов.
  • Су-24МР, первый полет сентябрь 1980 г. (самолёт-разведчик). Выпушенно 130 самолетов.
  • Су-24МК, первый полет 1987 г., экспортный Су-24М.
  • Су-24М2, первый полет в 2001 г. Установлена ​​новая навигационная система, которая за счет интеграции данных из различных источников позволяет осуществлять длительные полеты на высотах 30–50 м (краткосрочные — 10–30 м).

Огибание рельефа местности

Еще одним нововведением «сушки» стал режим полета с автоматическим оконтуриванием рельефа местности на малых высотах. Бомбардировщик летит над землей на большой скорости, а бортовая система по данным специальной РЛС «Рельеф» дает команды на набор высоты перед препятствием или снижение на ровном участке. Такой режим полета был под силу не каждому, поэтому на Су-24 служили и служат только летчики с крепкими нервами.

Всепогодность на новой машине тогда удалось реализовать за счет комплексной целеуказательно-навигационной системы (ПНС) «Пума». В его состав входят 13 подсистем: импульсно-доплеровская РЛС переднего обзора «Орион-А», радиолокационная линия управления «Дельта ВМТ-6» для управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н» и другие. «Пума» по тем временам обеспечивала просто фантастический функционал, позволяя летать и наносить удары с минимальной заметностью.

Впервые в отечественной авиации летчика и штурмана фронтового ударного самолета разместили в кабине бок о бок, плечом к плечу. Пилоты теперь могли общаться не только по «радио», но и жестами, взглядами, что очень важно в боевой обстановке, где каждая секунда на счету.

Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек — пилота и штурмана. Длина самолета — 22,67 метра, высота — 5,92 метра, размах крыла — 17,64 метра. Максимальная взлетная масса — 39,7 тонны. Максимальная скорость полета — 1,7 тысячи километров в час. Практический потолок — 11 тысяч метров. Перегонная дальность — 3 тысячи километров, боевой радиус для доставки — 600 километров. Боевая нагрузка — до 7 тонн.

Су-24 стал первым советским самолетом, на котором была применена система катапультирования кресла К-36Д, обеспечивавшая спасение экипажа практически на всех режимах полета и на любой высоте, включая нулевую.

В 1975 году в одном из бомбардировочных авиаполков готовился к полету экипаж Су-24. Поступила команда запустить двигатель. Так и получилось, что штурманская ручка управления зацепилась за чеку катапультирующей системы и выдернула ее. Ничего не подозревающий летчик был подброшен катапультным креслом с земли в воздух. На государственной высоте раскрылся парашют, и он благополучно приземлился неподалеку.

Экипаж самолета, помимо воли испытавший систему спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора КБ Павла Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультных кресел Гая Северина.

Безопасность

Высокая аварийность Су-24 предполагала создание новых систем безопасности, опять же новаторских. Так, впервые в отечественной практике для двухместных самолетов этого класса на Су-24 применена «рядная» схема расположения экипажа и новые унифицированные катапультные кресла типа К-36Д, обеспечивающие безопасность на всех высотах и ​​скоростях полета дальности, включая режимы взлета и посадки.

Аварии

Создание защищенной машины не может быть безаварийным. В случае с Су-24 аварии следовали за проектом одна за другой. Это произошло благодаря применению новых материалов и технологий. Так, при сдаче одного из первых серийных самолетов произошло возгорание титана из-за того, что лопатки компрессора под действием нагрузок вытянулись и застучали по корпусу. В месте контакта моментально подскочила температура и в условиях избытка кислорода металл лопнул.

При горении титана температура достигает 3000 градусов Цельсия, что привело к быстрому разрушению самолета. Экипаж покинул машину, но штурман погиб. Су-24 считается сложной машиной для пилотирования. 14 Су-24 и Су-24М были потеряны уже в ходе летных испытаний. После принятия самолета на вооружение ежегодно происходило 5-6 аварий и катастроф. По словам заместителя главнокомандующего ВВС России Виктора Кота, в 1998 году Су-24 был самым аварийным самолетом в боевой авиации России

Малозаметность СУ-24

Несмотря на всю боевую мощь СУ-24, ее основным назначением является доставка в тыл противника одной тактической ядерной бомбы мощностью 150-300 килотонн. Благодаря способности летать со сверхзвуковой скоростью на сверхмалых высотах, с легкостью облетая все препятствия на местности и оставаясь невидимым для средств противовоздушной обороны противника, СУ-24 способна доставить своему противнику немало хлопот.

Более того, именно на СУ-24 впервые были размещены бок о бок оба члена экипажа. С одной стороны, это несомненный плюс — навигатор всегда может использовать жесты. И с еще одним минусом, потому что они будут мешать друг другу для полного обзора местности.Су-24 в воздухе

Защита СУ-24

Никаких технических особенностей в защите автомата СУ-24 нет. Все спроектировано по советским стандартам, качественно и надежно. Да и со временем технологии существенно не изменились.

Хотя можно отметить стулья. Кабина истребителя оборудована катапультными креслами К-36. Это, пожалуй, одни из самых надежных кресел, койтов не раз успешно спасали жизнь своим владельцам.Кабина СУ-24

Операторы

Первый прототип бомбардировщика Т6-1

  • Россия
    Россия 335 Су-24М,30 Су-24М2, 100 Су-24МР на 2010 год
  • Украина
    Украина 36 Су-24М в войсках (всего около 80), 23 Су-24МР на 2010 год
  • Алжир
    Алжир 38 на 2010 год
  • Беларусь
    Беларусь 35 на 2010 год
  • Узбекистан
    Узбекистан 34 на 2010 год
  • Иран
    Иран 30 на 2010 год
  • Сирия
    Сирия 20 на 2010 год
  • Ангола
    Ангола 12 на 2010 год
  • Казахстан
    Казахстан 12 на 2010 год
  • Азербайджан
    Азербайджан 5 на 2010 год

Зимой 1992 года, практически сразу после распада СССР, с авиабазы ​​на Украине взлетели 6 самолетов и вместе с флаговой частью улетели в Россию, но наградить их за этот поступок летчики так и не успели.

Боевое применение

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Танковой операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Пострадавших нет.

Во время войны в Персидском заливе иракские Су-24 боевых вылетов не совершали и были переданы Ирану (который передал эти самолеты после окончания войны).

Прибывшие в Азербайджан самолеты ограниченное время использовались в карабахской войне.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение российская авиация имела в ходе обеих чеченских войн. Всего на Северном Кавказе по разным причинам было потеряно три машины.

Су-24 ВВС Белоруссии на авиашоу в Радоме

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008 г.). Потери Су-24 в официальных российских сводках не упоминаются, но некоторые эксперты указывают на потерю двух самолетов этого типа

Один ливийский Су-24 был сбит огнем повстанцев во время гражданской войны в Ливии в 2011 году.

 

Технические характеристики СУ-24

  • Экипаж самолета: 2 человека.
  • Длина самолета: 24 594 м.
  • Размах крыла: 10 366–17 638 м.
  • Высота самолета: 6 193 м.
  • Масса пустого самолета: 22300 кг.
  • Масса снаряженного самолета: 23700 кг.
  • Объем топливного бака самолета: 11860 л.
  • Силовая установка самолета: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
  • Бесфорсажная тяга записана: 2 × 7800 кгс (76,5 кН).
  • Тяга самолета: 2 × 11200 кгс (110 кН).

ТТХ военно-воздушной техники

Основным отличием рассматриваемой модели от других военных самолетов является конструкция крыла. Дело в том, что, собирая Су-24, инженеры пошли совсем по другому пути, что помогло создать необычное крыло, способное менять амплитуду движения. Именно поэтому анализируемая модель может эксплуатироваться в самых сложных погодных условиях, на наиболее подходящей высоте и даже в условиях ограниченной видимости. Произведение условного деления ТХ Су-24 можно разделить на 3 основные категории:

  1. Вооружение.
  2. Практически полная невидимость.
  3. Надежная защита.

Инженеры, разрабатывавшие фронтовой бомбардировщик, ответственно подошли к каждой из вышеперечисленных категорий, что в итоге помогло создать практически универсальную и востребованную военную технику. Ведь если проанализировать все категории по отдельности, то можно с уверенностью сказать: каждая из них особенно важна и выполняет возложенное на нее особое назначение. Если все категории будут функционировать сбалансировано, то боевая техника сможет выполнять достаточно широкий круг задач, с чем хорошо справляется Су-24.

Конечно, в настоящее время инженеры вносят современные изменения в конструкцию самолета, например, оснащают самолеты радиоэлектронными средствами. Такое оснащение, безусловно, помогает сделать технику еще более опасной для оккупантов противника.

технические характеристики Су-24

Вооружение

В конструкции бомбардировщика предусмотрено 8 специальных подвесок, что значительно увеличивает вооружение Су-24, примерно до 7,5 тонн. Бомбардировщик может быть использован для уничтожения вражеской атаки:

  • Шестиствольное встроенное орудие, калибр которого может быть как 30 мм, так и 23 мм, с максимальным боезапасом 450 патронов. Пушка расположена на левом воздухозаборнике.
  • Неуправляемые типы ракет, калибр которых может варьироваться от 57 мм до 370 мм.
  • Наводящиеся полуторатонные бомы весом до 1500 кг.

Боевая авиационная машина может применяться как для поражения статичных целей, так и для ликвидации наземных целей. Также рассматриваемая техника широко применяется для аэрофотосъемки, постановки мин сверху, разведки территории противника.

Навигационно-прицельная система ПНС-24, устанавливаемая на Су-24, состоит из нескольких подсистем:

  • радиолокатор «Рельеф» помогает пилотам производить разведку местности;
  • лазерный прицельный комплекс, используемый для точного наведения ракетного удара;
  • бортовой оборонный комплекс под названием «Карпаты» время пилотирования об мроге радиолокационного излучения;
  • система «Фантасмогория» помогает определить местонахождение источника радиолокационного излучения.

Помимо вышеперечисленных систем, военная техника оснащена системой определения активных помех СПС-161, теплогенератором класса ЛО-82, устройством слежения за термоловушками и диполями, а также современной системой управления. Такие технологии не могут быть использованы рандудушными ценителями самолетовостроения.

кабина Су-24

Читайте также: Ю 71 — сверхзвуковой глайдер-беспилотник, результаты проектных испытаний, характеристики летательного аппарата, скорость и оружие самолета

Незаметность боевой машины

У Су-24, конечно, отличная боевая мощь. Однако стоит отметить, что при создании этой модели инженеры стремились достичь главной цели – воплотить в жизнь боевую технику, способную доставить в тыл врага ядерную бомбу мощностью до 300 килотонн.

Гениальные ученые успешно справились со своей задачей, ведь фронтовой бомбардировщик может не только совершать полеты со сверхзвуковой скоростью, находясь при этом на очень малой высоте, но и без проблем обходить практически любые препятствия, оставаясь практически незаметным для противника. Благодаря уникальному бомбардировщику ТТХ Су-24 без особых проблем может нанести существенный урон противнику, при этом будучи практически незаметным в тылу противника.

стоимость Су-24
Кабина самолета Су-24

Боевое крещение

Весной 1984 года Су-24 принял боевое крещение в Афганистане. «Чистые» Су-24 из состава 149-го Гвардейского Краснознаменного и Су-24М из состава 149-го бомбардировочного авиационного полка приняли участие в апрельской атаке на «бревно» Панжшера Льва Ахмад-Шаха Масуда. Су-24 оказался единственной машиной фронтовой бомбардировочной авиации, способной нести особо мощные «фугасные бомбы» калибром 1500 кг. Афганская операция 1984 г подтвердила очевидные преимущества сухого бомбардировщика — возможность работы по удаленным целям с тыловых баз и высокую всепогодность.

Аварии и катастрофы

Су-24 считается достаточно сложной машиной для пилотирования и имеет высокий аварийный уровень. В ходе летных испытаний было потеряно всего 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолета на вооружение ежегодно происходило 5-6 аварий и катастроф. По словам заместителя главнокомандующего ВВС России Виктора Кота, в 1998 году самолет Су-24 был самым аварийным самолетом в боевой авиации России.

В 2000—2008 гг в России разбилось 11 Су-24/24М.

В 2006 году в России разбились три Су-24 — в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором — из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем — из-за потери экипажем ориентации в пространстве в условиях плохой погоды видимость.

23 августа 2007 года в Хабаровском крае разбился Су-24. Пилоты успешно катапультировались. Сразу же после аварии главком БВС России временно приостановил все плоёты файнов дванганти типа до американской экономики.

19 декабря 2008 г в Воронежской области, в 38 км восточнее Воронежа, разбился Су-24. Пилотам удалось катапультироваться.

В июне 2009 года разбились сразу два самолета. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетно-посадочную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. Жертв и разрушений на земле не было. Начальник Службы авиационной безопасности Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота.

19 июня в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился еще один Су-24. Оба пилота были катапультированы. Причиной падения самолета стал отказ системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего пилоты не смогли выполнить посадку.

17 февраля 2010 года в 13 часов на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Пожар произошел во время пробега по взлетно-посадочной полосе. Самолет должен был совершить рейс по расписанию. Как сообщает агентство «БалтИнфо» со ссылкой на свой источник в военных кругах, самолет загорелся уже после полета.

Во время посадки самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине загорелся. Летчики пытались спасти машину до конца, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, на момент аварии в самолете не было боеприпасов. Расследование аварии было завершено в конце 2010 года, слушание по делу о происшествии было назначено на 18 января.

20 октября 2011 года в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украина в Амурской области у бомбадировщика подломилась предвечерняя стракаси, вынесло «на брюхе» взносло в пределах ВПП, он сгорел и перевернулся. Экипаж самолета — пилот, гв майор Олег Носков и штурман, гв капитан Виталий Новосельский, погибли сразу.

Лётные характеристики СУ-24

  • Максимальная скорость самолета: 1700 км/ч.
  • Взлетная скорость: 400 км/ч.
  • Посадочная скорость: 310 км/ч.
  • Боевой радиус: 560 км.
  • Пробег: 2850 км.
  • Практическая высота потолка: 11500 м.
  • Длина разбега при взлете: 1250 м.
  • Максимальная загрузка: +6,5G

Уникальность

Су-24МР не имеет аналогов среди зарубежных фронтовых разведчиков по сложности разведывательной информации. Например, на самолетах RF-4C, составляющих основу тактической разведывательной авиации ВВС США, используется ИК-станция AN/AAS-18, РЛС бокового обзора AN/APQ-102 и несколько АФА для плановой и перспективной съемки с больших и малых высот.

Для радиотехнической разведки используются подвесные комплексы AIL AN/ALQ-61 или Litton AN/ALQ-125, но отсутствуют средства лазерной и радиационной разведки. Американский разведчик, более легкий и с неподвижным крылом, значительно уступает Су-24МР по дальности полета и скорости на малых высотах.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector