Бомбардировщик Ил-28 конструкция, технические характеристики, модификации

Военная техника

История самолета Ил-28

В инициативном порядке Ил-28 создавался в конкурентных отношениях с ОКБ Туполева. В июне 48-го вышло постановление правительства о проектировании бомбардировщика с ТРД. Опытный полет образца был осуществлен в начале июля 48 г с двигателями «Нин» английского производства фирмы «Роллс-Ройс».

В феврале 1949 года Ил-28 вышел на государственные испытания с отечественными двигателями ВК-1 (РД-45Ф). В НИИ ВВС за все время было проведено 84 полета, обнаружено 80 конструктивных недостатков. Исправили за четыре месяца.

Фронтовой бомбардировщик Ил-28

В мае 1949 г на совещании у И. Сталина было принято решение о принятии на вооружение ВВС бомбардировщика Ил-28. Ровно через год самолет был показан публике. И началось его серийное строительство. Развернута была в Москве, Омске и Воронеже на заводах № 30, № 166 и № 64 соответственно.

Немногим позже началось строительство на заводах № 18 и № 1. В те же 50 лет появился учебный вариант было построено Ил-28У. В 1951 году был разработан бомбардировщик-торпедоносец Ил-28Т. А через три года разведывательная модификация Ил-28Р была принята на вооружение ВВС страны. За всю историю самолета было выпущено около 6000 экземпляров.

Описание конструкции Ил-28

Моноплан Ил-28 с цельнометаллической конструкцией оснащался корпусом круглого сечения, который делился на 4 секции. Позже 2 кормовые секции объединили в общую конструкцию. Носовая часть самолета с кабинами летчика и штурмана, а также хвостовая кабина стрелка герметизированы и покрыты слоем теплоизоляционного материала. В распоряжении штурмана было катапультное кресло, где он находился во время полета. Во время работы над навигационным оборудованием он пересел на откидное сиденье.

Сиденье пилота также оборудовано катапультой. Экипаж катапультируется вверх и назад, обеспечивая защиту от контакта с хвостовым оперением. Наводчик покидает самолет через пневматический люк.

За кабиной Ил-28 располагались топливные баки и бортовые радиолокационные блоки вместе с антенной, прикрытой радиопрозрачным кожухом.

На ходу

Далее расположено отделение вооружения, прикрытое двумя створками с дублированным пневматическим управлением. За отсеком находится группа кормовых топливных баков для самолета и отдельная кабина стрелка. Особенностью конструкции кабины является использование боковых и торцевых бронированных стекол.

Все баки самолета Ил-28 имеют мягкую конструкцию с металлическим контейнером и изнутри покрыты специальным защитным составом. Суммарная мощность достигла 7908 литров, для снижения пожароопасности была введена система давления инертного газа, которым был углекислый газ. Запас газа хранился в 8-литровом баллоне.

Крыло самолета Ил-28 с прямой передней кромкой имеет несущий каркас из 2-х балок, состоит из средней секции и консольного пространства. По торцу крыла была проложена система управления обледенением, впервые появившаяся на советском фронтовом бомбардировщике. Благодаря этой системе машина могла летать на малых высотах в условиях мокрого снега. Именно этот полет продемонстрировали летчики в день похорон И.В. Сталина, когда над Красной площадью пролетел одиночный самолет Ил-28.

Механизация крыла включала закрылки и элероны, расположенные по задней кромке. Изменение угла установки элементов осуществлялось гидравликой.

Стреловидное оперение самолета Ил-28 имеет цельнометаллическую конструкцию; На рулях высоты и рулях используются дистанционно регулируемые триммеры. По краям установлены камеры противообледенительной системы.

Турбореактивные двигатели самолета размещены в индивидуальных мотогондолах с легкосъемными колпаками.

Перед воздуховодом подачи воздуха к компрессору имеется защитная сетка, предохраняющая двигатель от попадания посторонних предметов. На бомбардировщиках Ил-28 использовались турбины ВК-1 и ВА-1А, отличавшиеся установкой центробежного компрессора. Тяга двигателей составляла 2700 кг, запуск осуществлялся с помощью электростартера.

Для выхода газов использовался удлинительный канал с воздушным охлаждением. Регулировка тяги осуществлялась тросовыми приводами, выведенными на газовые сектора в кабине. Это был опытный вариант самолета Ил-28РМ, оснащенный двигателями ВК-5 тягой 3100 кг. Машина показала улучшенные характеристики, но серийно не строилась.

Для сокращения стартовой дистанции на Ил-28 использовались пороховые ускорители ПСР-1500-15, расположенные под крыльями машины. Агрегаты располагались таким образом, чтобы создаваемый вектор тяги проходил через центр тяжести самолета. Отработанные корпуса выпускались с помощью пиропатронов. Для взлета и посадки использовалось трехколесное шасси с носовыми стойками. Стойки гидропневматической подвески заполнялись незамерзающей смесью спирта и глицерина.

На стоянке

Двойное колесо на носовой стойке не имеет тормозов; механизмы основных стоек используются для упора. Для управления положением опор используется сжатый воздух, тормоза снабжены гидравлическим приводом. Насосные станции расположены на распределительных коробках ТРД.

Герметизированные кабины самолетов Ил-28 обеспечивали давление на высоте 12 000 м на уровне, эквивалентном высоте 4 250 м. Все члены экипажа имеют индивидуальные кислородные маски. Кресла летчика и штурмана оснащены стальными спинками и чашками из 10-мм брони.

В кабине штурмана установлена ​​алюминиевая броня толщиной до 32 мм, за сиденьями летчика и штурмана расположены переборки из броневой стали толщиной 10 мм.

Кабина наводчика защищена стальными и алюминиевыми пластинами, толщина бронестекла 68…106 мм.

По бокам передней части фюзеляжа Ил-28 установлены 2 пушки НР-23 калибра 23 мм с боезапасом по 100 выстрелов на ствол. В кормовой башне установлена ​​пара аналогичных орудий с боекомплектом 450 патронов. На самолете использовались 3 модификации установок, которые отличались оснащением и массой.

Бомбоотсек позволял разместить фугасную бомбу массой до 3000 кг, для подъема и выгрузки использовались обычные лебедки. Прицеливание производилось с помощью панорамного радиолокационного и оптического прицелов.

Летно-технические характеристики бомбардировщика Ил-28

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 17,6 м
  • Размах крыла: 21,5 м
  • Высота: 6,70 м
  • Площадь крыла: 60,8 м²
  • Пустой вес: 12 890 кг
  • Вес нетто: 18 400 кг
  • Максимальный стартовый вес: 23 200 кг
  • Двигатели: 2 × ТРД ВК-1А
  • Тяга: 2×26,5 кН (2700 кгс)
  • Максимальная скорость: 906 км/ч
  • Крейсерская скорость: 700 км/ч
  • Практическая дальность: 2370 км
  • Перегоночная дальность: 2460 км
  • Практический потолок: 12 500 м
  • Скорость подъема: 15 м/с
  • Стартовый разбег: 965 м
  • Длина трассы: 1700 м
  • Нагрузка на крыло: 291 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,31
  • Вооружение:
    • 2 × 23-мм пушки НР-23 по бортам в нижней части носовой части, по 100 выстрелов на орудие
    • 2 × 23-мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной башне Ил-К6, 225 выстрелов на орудие
    • Нормальная нагрузка на стрелу: 1000 кг
    • Максимальная нагрузка на стрелу: 3000 кг

Ил-28 в строю

Практически сразу с момента принятия на вооружение самолет Ил-28 отлично зарекомендовал себя и получил заслуженную любовь летчиков. Итак, одним из главных достоинств Ил-28 было то, что машина была проста в управлении, а ошибка пилота не оказывала критического влияния на полет. Проще говоря, Ил-28 «прощал» многие ошибки пилота, что позволило избежать катастрофы.

Параллельно с эксплуатацией в СССР фронтовые бомбардировщики Ил-28 поставлялись и в Народно-освободительную армию Китая. Через несколько лет Китай освоил производство Ил-28 на заводе в Харбине. Китайская модель имела обозначение H-5. Несколько H-5 были закуплены Румынией в Китае. Еще одной страной, освоившей производство копии Ил-28, стала Чехословакия. Там экземпляры Ил-28 выпускались фирмой «Авиа» под обозначением В-228.

Ил 28

Стоит отметить, что самолет широко использовался странами, входившими в Варшавский договор, а также странами, имевшими дружественный политический курс по отношению к Советскому Союзу. В 1955 г. СССР поставил партию из 30 тактических бомбардировщиков Ил-28 в Египет, где неоднократно использовался в ходе боевых действий (например, во время войны на истощение с Израилем в 1967-1970 гг).

Также партия Ил-28 была поставлена ​​в Афганистан, где ими был поставлен на вооружение 335-й смешанный авиаполк. В период существования Демократической Республики Афганистан с 1978 по 1992 год самолет также участвовал в боях с повстанцами. В ходе этих боев Ил-28 показал себя как удачная и надежная машина. В качестве буксиров-мишеней в СССР Финляндией также были закуплены четыре Ил-28.

И если в некоторых странах Ил-28 эксплуатировался до 90-х годов 20 века, то в Советском Союзе машину уже в середине 50-х в основном начали заменять более современным многоцелевым сверхзвуковым самолетом Як-28. В то же время некоторые полки, имевшие на вооружении Ил-28, были «переведены» на тяжелые многоцелевые Ту-16. В конце 1950-х реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 был снят с вооружения Советской Армии. После этого Ил-28 в основном встречались в армиях стран социалистического лагеря.

Однако списание вовсе не означает, что Ил-28 перестали эксплуатироваться в Советском Союзе. Так машина использовалась и в гражданских целях, например, для переучивания пилотов Аэрофлота, а также в составе почтовой авиации.

Модификации

СССР:

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-28 Фронтовой бомбардировщик.
Ил-28А Бомбардировщик тактической ядерной бомбы РДС-4 «Татьяна» мощностью 30 кт.
Ил-28ЗА Атмосферный сонар.
Ил-28ЛЛ Летающая лаборатория для доводки РЛС «Сокол».
Ил-28М Радиоуправляемая беспилотная мишень. Он использовался на полигонах для обучения зенитным ракетам.
Ил-28П Преобразование в почтовый самолет. Широко применялся для переподготовки (перехода) на реактивную технику в Гражданском воздушном флоте.
Ил-28ПЛ Противолодочный самолет.
Ил-28Р Фронтовой разведчик.
Ил-28РТР Самолет электронной разведки.
Ил-28РЭБ Самолет радиоэлектронной борьбы.
Ил-28С Опытный, с двигателями ВК-5 и стреловидным крылом.
Ил-28Т Торпедоносцы. В связи со снятием типа с вооружения модификация на вооружение не принималась, на вооружение не принималась.
Ил-28У Учебные бомбардировщики.
Ил-28Ш Опытный штурмовик.
Ил-28 на гусеничном шасси Экспериментальный самолет для исследования эксплуатационных усовершенствований.
Ил-28 — буксировщик мишеней Кормовую стрелковую установку демонтировали, вместо нее установили тросовую лебедку с конусом прицеливания 2800 метров. Вместо бомб он нес свободнопадающие мишени.
Ил-28 (БПЛА) В 1956 году советское правительство поручило ОКБ-240 разместить на Ил-28М аппаратуру радиоуправляемой воздушной разведки целей и дополнительное оборудование, необходимое для автономного полета при разведке линии фронта и объектов из оперативного тыла противника. Однако в 1958 году эта тема была закрыта, и завершить работы по созданию разведывательного БПЛА на базе Ил-28 не удалось.

Китай:

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Н-5 Нелицензионная копия Ил-28.
Н-5А Бомбардировщик, модифицированный для использования ядерного оружия.
HD-5 Самолет радиоэлектронной борьбы.
ГЦ-5 Фронтовой разведчик.
ХДЖ-5 Нелицензионная копия Ил-28У.
Б-5 Экспортное обозначение H-5

Чехословакия:

В Чехословакии Ил-28 строился по лицензии компанией «Авиа». Всего было построено более двухсот самолетов.

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Б-228 Копия Ил-28.
КБ-228 Копия Ил-28У.

Технические характеристики и аналоги

Аналогами Ил-28 являются советский бомбардировщик Ту-14, а также британский «Канберра», созданный английской электрической корпорацией. На британских самолетах при сбросе бомб использовалась только оптическая прицельная система, что значительно снижало боевую ценность машины. Но настоящим долгожителем стала английская машина, которая также шла на экспорт — боевые вылеты самолеты совершали до 2006 года.

Изображение Ил-28

Самолет Туполева был близок по своим характеристикам к Ил-28, с увеличенным бомбовым отсеком и более вместительными топливными баками, что давало увеличение дальности полета.

Длина и т д 17600 21950 19960 20 000
Размах крыльев и т.д. 21500 21670 19510 19500
Высота и т.д. 6700 5690 4770 4520
Экипаж, ребята 3 3 3 2
Скорость, км/ч 906 845 933 960
Дальность, км 2460 2930 5440 4380
Стартовая масса, кг 23200 25930 25000 24365

Американский самолет Martin B-57 представляет собой лицензионную версию Canberra, отличающуюся вооружением и некоторыми элементами конструкции. Машины строились во многих модификациях, включая высотный стратегический разведчик.

Памятник Ил-28

Такие машины комплектовались дополнительными ТРД, использовались для полетов, в том числе над СССР. Перегоночная дальность зарубежных образцов заметно больше за счет использования дополнительных топливных баков.

Самолет Ил-28, созданный в инициативном порядке, зарекомендовал себя как надежный и комфортабельный самолет.

Пилоты, переселившиеся с поршневых самолетов, оценили новую машину за просторный салон с системой микроклимата. Непритязательный дизайн позволял проводить обслуживание на полевых аэродромах, а система управления прощала многие ошибки пилотов.

При разработке самолета учитывался опыт войны, что позволило избежать многих ошибок. Бомбардировщик Ил-28 вошел в историю советских ВВС как один из самых безотказных самолетов — всего несколько самолетов было потеряно в авиакатастрофах и катастрофах. Надежность конструкции позволила машинам находиться на вооружении до начала 80-х годов, а китайские копии Н-5 продолжают состоять на вооружении ВВС КНДР.

Читайте также: Боинг 787 Дримлайнер: технические характеристики, схема салона, вместимость, история, фото и видео самолета

Эксплуатация и боевое применение

Первая демонстрация самолетов Ил-28 широкой публике состоялась в 1950 году во время демонстрации, посвященной 1 мая. После этого машина получила код НАТО «Мясник», который позже был изменен на «Гончая». В тот момент состояние фронтовой авиации, оснащенной машинами с поршневыми двигателями, было близко к аварийному из-за материального износа. Массовые поставки реактивных Ил-28 позволили в кратчайшие сроки укомплектовать части, одновременно новые самолеты поступали и в летные школы.

Дебют Ил-28 в боевых действиях состоялся во время восстания в Венгрии, которое произошло в 1956 году. Машины использовались для аэрофотосъемки, в ходе полетов был сбит 1 самолет. Во время Суэцкого кризиса 1956 года машины ВВС Египта нанесли серию ударов по войскам противника, сосредоточенным в районе Синайского полуострова.

Эксплуатация самолетов

Ответными ударами по авиабазам было уничтожено несколько десятков Ил-28, находившихся на земле. Часть машин египтянам удалось перебросить на базы в тылу, что позволило избежать уничтожения. Позднее эти самолеты применялись во время разведывательных полетов в районе израильского порта Эйлат.

В 1962 году на Кубе дислоцировались самолеты Ил-28, приспособленные для перевозки ядерного оружия, что стало одной из причин Карибского кризиса.

В том же году ВВС Египта участвовали в гражданской войне, развернувшейся в Йемене. Ил-28, находящиеся на вооружении, атаковали военизированные формирования, поддерживающие монархию. Рейды проводились над территорией Йемена и Саудовской Аравии. В ходе боев несколько машин было сбито или разбито, а осенью 1967 года Йемен получил партию Ил-28.

В то же время Ил-28 использовались в боях в Нигерии, где также шла гражданская война. Шестидневная война, начавшаяся в 1967 году, привела к почти полному уничтожению парка Ил-28, принадлежавшего арабским государствам. Машины подверглись бомбардировке последовательными ударами израильской авиации по аэродромам противника. Уцелевшие фронтовые бомбардировщики использовались для ударов. Зафиксирован один случай уничтожения Ил-28 в результате авиаудара израильского истребителя «Мираж.

Спустя два года разведчики Ил-28 участвовали в войне на истощение, где их использовали для определения мест пусков израильских зенитных ракет. Официальных потерь во время этих рейдов зафиксировано не было. Позже бомбардировщики стали использоваться во время ударов по гражданским и военным объектам израильтян. В одном из таких боевых вылетов в воздушном бою с истребителями «Мираж» и «Фантом II» было сбито 2 египетских Ил-28.

Самолет Ильюшина активно применялся в ходе ряда военных конфликтов в Юго-Восточной Азии. Китайские машины использовались для разведки и бомбардировок Тайваня, отмечены случаи применения вьетнамских Ил-28 в небе Лаоса. Такие полеты были совершены в 1971 году, в состав экипажей входили граждане Вьетнама и СССР. В конце 1970-х Китай поставил партию Ил-28 войскам генерала Полпота, действовавшим в Кампучии.

Последним боевым эпизодом для самолетов Ил-28 стала война в Афганистане, машины использовались для борьбы с моджахедами до начала 1985 года. Тогда весь парк на территории Афганистана был уничтожен в результате диверсий.

Боевое применение

Помимо перечисленных выше эксплуатантов, бомбардировщики Ил-28 состояли на вооружении ряда стран Восточной Европы и Ближнего Востока. Одним из крупнейших операторов была Польша, где было более сотни автомобилей. Последние Ил-28 были списаны в 1977 году. Финляндия также приобрела несколько самолетов-разведчиков, которые позже использовали их в качестве буксиров-мишеней.

В СССР вытеснение Ил-28 началось уже в конце 50-х, когда на вооружение были приняты Як-28 и Ту-16.

Сокращение численности ВВС, которое проводилось при Н.С. Хрущеве. Многие списанные самолеты просто отправили на свалки бульдозеров. Уцелевшие бомбардировщики были переданы в учебные центры и летные школы, где они летали еще в начале 80-х. В середине 50-х несколько Ил-28 с демонтированной военной техникой были переданы на нужды «Аэрофлота.

Самолеты использовались для обучения экипажей гражданских пассажирских самолетов Ту-104, а также для перевозки различных грузов. Машины окрашивались по схеме Аэрофлота, по документации проходили как Ил-20. Оборудование эксплуатировалось как минимум до середины 1979 года.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector