- История разработки
- Sikorsky CH-53E Super Stallion
- Оснащение
- Особенности и преимущества
- Ми-6
- «Боинг MH-47E Chinook» и Bell AH-1 «Супер Кобра»
- 9. Bell AH-1 Super Cobra
- Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов
- «Сикорский CH-54 Tarhe»
- Описание конструкции CH-47
- Конструкция
- Боевое применение «Чинука»
- Технические характеристики
- Кабина CH-47 Чинук
- Рекордсмен
- Ми-24
- Boeing CH-47 Chinook
- В-12 (Ми-12)
- Модификации вертолета
- AgustaWestland AW101
- Вооружение «Чинука»
- Модификации вертолёта CH-47
- 8. Sikorsky CH-54 Tarhe
- Параметры технического плана Ми-26
- Грузовой вертолет Hughes XH-17
- 4. Ми-10
- Перспективы
История разработки
Боинг СН-47 «Чинук» создан на базе «Модели 114», представляющей собой двухроторный вертолет. Менялось не только оборудование, но и отдельные элементы конструкции. Над разработкой проекта работала компания «Вертол». Работы по его созданию велись в 1958 году.
В 1960 году компания Boeing купила Vertol и объявила об их слиянии. Все права на разработку Chinook теперь принадлежали новой организации. Первое название самолета было YCH-1B. После летных испытаний военный самолет был переименован в YCH-47A.
В 1965 году первые вертолеты этой модификации поступили на вооружение ВВС США. С их помощью осуществлялась перевозка военных.
Интересные факты! Во время войны во Вьетнаме такими вертолетами было вывезено с полей сражений около 10 000 сбитых самолетов различных модификаций.
Доставка такого груза осуществлялась с помощью внешних подвесок.
За весь период производства было выпущено более 1200 экземпляров этой боевой единицы. Выпуск моделей осуществлялся не только в США. Италия и Япония получили разрешение на производство. Первое государство произвело более 200 вертолетов Chinook, Япония — 54 модели.
Sikorsky CH-53E Super Stallion
Почему-то штатам, в отличие от Советского Союза, винтокрылые сверхгиганты были не нужны. Поэтому Америка ограничилась разработкой и созданием более скромной машины. Требовалось военное ведомство — Корпус морской пехоты, поскольку предыдущий вертолет Sea Stallion не подходил по грузоподъемности и грузоподъемности.
Поэтому и был создан «Супер Жеребец» — так переводится название вертолета Сикорского (кстати, выходца из России). Неудивительно, что преемник имеет половину узлов своего предшественника. Но в отличие от него там третий двигатель, другие винты. В новинке использованы композиты, легкие сплавы. Также установили систему дозаправки в воздухе. Общие технические данные:
- ? диаметр главного винта — 22,02 м
- ? длина, высота — 20,47 и 5,22 м
- ? масса — 14,68 тн (пустой) и 19,051 тн (стартовый)
- ? грузоподъемность — 14 515 тонн внутри или 16 329 тонн снаружи
- ? количество пассажиров — 38 десантников
- ? максимальная скорость — 307 км/ч
- ? дальность полета — до 1000 км
- ? потолок — 5105 м
Sikorsky CH-53E Super Stallion — один из первых винтокрылов, способных выполнять фигуры высшего пилотажа — петлю Нестерова и бочку».
В брюхо «супержеребца» загружается десант. Фото: YouTube.com
Полет прототипа состоялся 1 марта 1974 года. Но он оказался неудачным — произошла катастрофа. Дальнейшие испытания отложили, возобновили их только через год. Серийное производство было налажено в 1980 году, а в 1981 году вертолет поступил на вооружение ВВС США.
Вертолет участвовал во Вьетнамской войне, где было потеряно 36 единиц техники. Более того, «супержеребец» использовался в боевых действиях в Ираке и Афганистане. На сегодняшний день Sikorsky CH-53E Super Stallion является самым тяжелым вертолетом США.
Оснащение
При разработке военно-транспортного вертолета Ми-26 конструкторы учли недостатки и проблемные места предыдущих моделей. В основном изменения коснулись воздухозаборников. Перед этими элементами была установлена пылезащита, позволившая очистить ток на семьдесят процентов. Такое решение позволяло взлетать с запыленных участков без снижения мощности двигателя.
Кроме того, преобразованы ремонтные участки, не требующие дополнительного оборудования при обслуживании машины механиками. Удобство погрузочно-разгрузочных работ обеспечивает пара лебедок грузоподъемностью 5000 килограмм. Также возможна регулировка погрузочной рампы с помощью гидравлического привода, которым можно управлять из кабины, грузового отсека или снаружи вертолета. Разработчики оснастили самолет рядом устройств, облегчающих погрузку с автомобилей или непосредственно с земли.
Оборудование Ми-26 произведено с использованием новейших технологий и технических достижений. Вертолет оснащен метеорологическим радаром, позволяющим совершать полеты вне зависимости от погодных условий и времени суток. Это устройство очень точное, и его настройка занимает всего несколько минут. Также в кабине есть трехканальный автопилот, модернизированная система записи сообщений и полетных данных.
Особенности и преимущества
Вертолет был оснащен новой электропроводкой. Он был разработан специально для его нужд. По сравнению с базовой моделью Chinook была улучшена несущая система, оснащенная эластомерными вкладышами.
Силовая установка также претерпела значительные изменения. Представлен двигателями марки Т55-ГА-714А. При этом полезная нагрузка была увеличена на 226 кг. Выбор этих двигателей основан на их надежности. В условиях работы при высоких или низких температурах они способны развивать мощность на 25% больше. Это позволяет самолету быстро преодолевать неблагоприятные климатические условия.
Интересный. В условиях повышенной производительности эти двигатели потребляют на 5% меньше топлива, чем при нормальной работе.
На вертолет «Чинук» установили три дополнительных топливных бака. Их общая мощность составляет 3028 литров. В оснащении также использовалась новая система глобального управления судном. В него входят различные авиационные приборы и устройства, которыми можно управлять одной кнопкой. Эта система работает совместно с инерциальной и спутниковой навигационными системами.
Приборная панель и оборудование самолета выполнены по принципу «стеклянной кабины». Панель кабины оснащена различными электронными дисплеями. Чтобы оборудование было легко контролировать, предусмотрены специальные механические индикаторы. Они отображают всю необходимую информацию. Такое конструктивное оборудование позволяет пилотам во время выполнения боевого задания сосредоточить свое внимание на более важной информации.
Примечание. «Стеклянная кабина» значительно упрощает управление самолетом и устраняет необходимость в бортинженере.
Ми-6
Этот самолет имеет более скромные характеристики, чем Ми-10, и предназначен для использования в гражданских и военных целях. Летом 1957 года состоялся испытательный полет вертолета. До 1972 года было выпущено более пятисот экземпляров. Максимальная грузоподъемность составляет 12 тонн. В то время он считался одним из самых прочных и быстрых винтокрылов, развивая максимальную скорость 300 километров в час. Максимальная стартовая масса составляет 42,5 тонны, а масса пустого — 27,2 тонны.
«Боинг MH-47E Chinook» и Bell AH-1 «Супер Кобра»
Модель MH — один из вариантов американского военно-транспортного вертолета на базе CH-47C. Он находится в эксплуатации с 1991 года. Он весит более 10 тонн, развивает максимальную скорость более 310 км/ч и считается одним из самых быстрых вертолетов в мире. В настоящее время он продолжает использоваться в некоторых странах.
«Супер Кобра» — тип двухмоторных американских боевых вертолетов, основой которых стал предшественник серии AH-1W. Рассматриваемая модификация является основной ударной силой морской пехоты США. Скоростной порог автомобиля составляет 350 километров в час, а вес почти 5 тонн в пустом состоянии и на треть больше в полном снаряжении.
9. Bell AH-1 Super Cobra
Bell AH-1 Super Cobra был разработан в 1969 году известной компанией Bell Helicopter. Он был создан по заказу ВВС США.
До этого одни и те же модели не подходили для работы. Пилоты часто жаловались, что вертолет издает слишком много шума. Это означает, что корабль может легко атаковать противника.
Тестировал эту модель во Вьетнаме. Но много вертолетов было уничтожено. Только в 1970 году этот проект был запущен в производство. Броня была значительно улучшена по сравнению с предыдущей. Оснащен авиацией, ракетами.
На борту могут находиться пилот и стрелок. Поэтому модель считается боевой. Перевозка грузов вертолетом невозможна. Но создавался он совсем для других целей.
Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов
В таблице приведены основные данные «Чинука» в сравнении с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Не учитываются малосерийные и опытные вертолеты.
Длина фюзеляжа, мм | 1554 | 20470 | 33160 | 19400 |
Высота и т.д. | 5770 | 5220 | 9160 | 6660 |
Диаметр основного винта, мм | 18590 | 22020 | 35000 | 18900 |
Длина грузового отсека, мм | 9200 | 9140 | 12000 | 7000 |
Ширина грузового отсека, мм | 2290 | 1980 г | 2500 | 1830 г |
Высота грузового отсека, мм | 1980 г | 2290 | 2650 | 1900 г |
Максимальная скорость, км/ч | 298 | 307 | 340 | 249 |
Масса груза в кабине, кг | 8164 | 13608 | 12000 | 6700 |
Масса груза на подвесе, кг | 10341 | 9072 | 8000 | 5000 |
Дальность полета, км | 2026 | 1641 | 1450 | 1020 |
Крыша, м | 3215 | 2195 | 2250 | 2170 |
Пассажировместимость | до 55 | до 55 | до 90 | до 37 |
Вооружение | 3 х 7,62-мм пулемета | 2 х 12,7-мм пулемета | 1 х 12,7-мм пулемет | 1 х 20-мм пушка |
Основным конкурентом «Чинука» был его соотечественник — вертолет Sikorsky CH-53. Когда корпус морской пехоты почувствовал потребность в тяжелых вертолетах, именно CH-53 стал победителем объявленного конкурса. А флот использовал эти вертолеты как противолодочные.
Военный вертолет СН-53
Французский вертолет SuperFrelon (Супер-Рог), не уступавший CH-47, оказался мало востребованным, в основном он использовался флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор «Хорнета» вооруженными силами ЮАР в целом объясняется просто. Франция не была членом НАТО и поэтому могла продавать военную технику южноафриканцам.
В Советском Союзе строились прямые аналоги «Чинуков» (продольные вертолеты), но они не получили широкого распространения.
Единственный представитель — Як-28, установил два мировых рекорда, за все время эксплуатации не было ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным — пятьдесят) — мелочь на фоне более чем тысячи СН-47.
А вот тяжелый одновинтовой Ми-6 стал массовым. Он имел впечатляющие характеристики, установив 16 мировых рекордов, но уступил CH-47 по долговечности и не получил широкого распространения. А в боевых действиях «Крюк» (обозначение НАТО Ми-6) применялся ограниченно.
Вертолет МИ-6 на постаменте
Само по себе это ничего не значит, но, учитывая впечатляющий послужной список Chinook, это не кажется преимуществом. Потомок «Крюка» — гигантский Ми-26, настолько превосходил СН-47 по грузоподъемности и грузоподъемности, что его даже можно считать представителем другого класса.
«Сикорский CH-54 Tarhe»
Тяжелый транспортный вертолет этой серии разработан специально для армии США. Он выполнил ряд операций во время вьетнамской кампании. Всего было выпущено 105 автомобилей этой модификации. Подразделение является рекордсменом по максимальной высоте в горизонтальном движении (11 километров) и по самому быстрому подъему до трех и девяти километров. Масса 9 тонн, максимальная скорость 240 км/ч. Критическая стартовая масса составляет 21 тонну. Активно используется армиями различных государств.
Описание конструкции CH-47
Вертолет CH-47 Chinook построен по традиционной схеме Пясецкого с двумя продольными несущими винтами. Компоновка отлично подходит для транспортников – можно получить вместительное купе и максимально использовать объем. Правда, из-за сложности конструкции и худшей маневренности.
Вертолеты первой серии СН-47 летали с турбовальными двигателями Lycoming T-55L-5 мощностью 2200 л.с.
Позже их заменили двигатели Т55-Л-7 (2650 л.с.), а вариант 47Б сменил Т55-Л-7С (мощность достигла 2850 л.с.). Силовая установка последних моделей «Чинуков» была увеличена до 6500 л.с., и эти двигатели относились к одному семейству Т-55.
Во всех вариантах турбины установлены в хвостовой части вертолета, по обе стороны от несущего винта. Крутящий момент гребных винтов СН-47 передается через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и гребные редукторы. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки вертолета дублирована, допускается 330 минут работы без масла.
Трехлопастные винты диаметром 18,3 м (у вертолета СН-47 Ф) вращаются в противоположные стороны. Лопасти прямоугольной формы изготовлены из стекловолокна, носок скреплен титановым сплавом. Возможна установка противообледенительной системы.
Конструкция вертолета Ч-47 «Чинук
Цельнометаллический полумонококовый фюзеляж СН-47 прямоугольный в сечении, углы закруглены. Двухместная каюта экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в трюм ведет проход. Внутри «Чинука» 33 места по бокам, дополнительный ряд из 11 мест расположен посередине, вдоль прохода.
Вертолеты скорой помощи могли вместить до 24 носилок с ранеными и двух сопровождающих сотрудников силовых структур. Сдвижная дверь находится на правом борту СН-47, сзади находится грузовой люк с откидной аппарелью. Кабина пилотов имеет круглые иллюминаторы, некоторые из которых являются частью люков аварийной эвакуации. Для перевозки грузов на внешней подвеске Chinook оборудован тремя крюками. Центральный крюк может принять массу до 11970 кг, передний и задний — по 7140 кг.
Пилоны несущего винта СН-47 — сверху фюзеляжа.
Шесть герметичных топливных баков расположены вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости в трюме размещаются дополнительные баки (до трех) с топливом.
Вместимость основных баков «Чинука» — 3900 литров, каждого дополнительного — 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолета неубирающиеся, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колеса на передних стойках двойные, неуправляемые. Задние колеса управляемые, простые.
Система управления Chinook оснащена гидравлическими сервоприводами.
Военные США в кабине вертолета Ch-47 Chinook
Два генератора приводятся в действие от главного редуктора, питая две автономные цепи в системе электроснабжения. Предусмотрена вспомогательная силовая установка — газотурбинная Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью 80, а на CH-47B/C Chinook — 90 л.с.
Конструкция
Вертолет Boeing CH-47 имеет цельнометаллическую полумонококовую конструкцию. Имеет прямоугольное сечение с закругленными углами. В фюзеляже находится кабина пилота. Он рассчитан на 2 человек. Аварийные двери установлены с каждой стороны этой кабины. Их сбрасывают при необходимости.
За этой комнатой находится грузовое помещение. Объем 41,7 куб.м. В нем 44 стула. Из них 33 основных, 11 дополнительных. Последний находится возле прохода.
В хвостовой части имеется грузовой люк. Он оборудован погрузочной рампой, состоящей из трех разборных секций. Здесь же находятся пилоны для несущих винтов. Размер грузового отсека: 9,19×2,29×1,98 м. Общая площадь — 21 кв.м.
Интересный. Дополнительные аварийные люки можно найти в грузовом отсеке.
При необходимости грузовой отсек переоборудуется. В нем могут разместиться до 24 тяжелораненых. Только 2 мэра могут следовать за ними. При необходимости перевозки пассажиров в салоне устанавливаются 44 места по схеме 2+2 с центральным проходом.
Военный вертолет может перевозить крупногабаритный груз. Для этого в конструкции предусмотрены специальные крюки и внешние подвесы. Центральные выдерживают нагрузку до 11 970 кг, передние и задние — до 7 140 кг каждая.
Боевое применение «Чинука»
Когда началась война во Вьетнаме, «Чинуки» сразу прибыли туда в составе 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии. Вертолеты перевозили солдат, вывозили поврежденную технику, перебрасывали БТР и легкие танки, доставляли артиллерийские орудия на недоступные другими способами позиции.
Другими словами, они перевозили все, что могли поднять. CH-47 использовался как импровизированный бомбардировщик, сбрасывавший слезоточивые или зажигательные бомбы из хвостового люка.
В 1970-х годах США поставили Ирану двухвинтовые вертолеты.
После свержения шаха поставки «Чинуков» прекратились, и американским СН-47 пришлось участвовать в ирано-иракской войне. В 1982 году иранские «Чинуки» сыграли ключевую роль в операции «Фатхол-Мобин», высадив солдат в тылу Ирака.
Ливия купила в 1976 году 24 Chinook итальянской сборки. Они ограниченно использовались во время войны с Чадом, и к 2002 году большинство ливийских CH-47 было продано из-за невозможности их обслуживания.
Запуск боевых вертолетов CH-47 Chinook с палубы авианосца
На Фолклендских островах чавычам пришлось воевать с обеих сторон. Аргентинцы использовали четыре вертолета — один англичане уничтожили на земле, а другой был захвачен. Три британских CH-47 были потеряны вместе с контейнеровозом Atlantic Conveyor, а прославился четвертый, перевозивший в общей сложности 1500 бойцов, 95 раненых, 650 военнопленных и 550 тонн груза.
Чинуки использовались и до сих пор используются в Ираке и Афганистане.
В задачи маститого вертолета по-прежнему входит переброска войск, эвакуация поврежденной легкой техники и снабжение внешних блокпостов.
Технические характеристики
Вместимость вертолета Chinook: 2 пилота и бортпроводник (или командир). Длина фюзеляжа 15,87 м. Высота 5,59 м. Масса пустого самолета достигает 12210 кг. Вертолет взлетает с массой 24494 кг.
Максимальная скорость — 285 км/ч, запас хода по приборам — 259 км/ч.Боевой радиус достигает 935 км. В оснащение самолета входит стрелково-пушечное вооружение: 2 пулемета, расположенных в дверях, 1 на рампе.
Кабина CH-47 Чинук
Кабина CH-47F Чинук
Кабина CH-47D Чинук
Рекордсмен
Самый крупный грузовой вертолет, запущенный в серийное производство, — Ми-26. Рассмотрим его характеристики и функции более подробно. Машина была спроектирована еще в семидесятых годах прошлого века. Первый полет был осуществлен в 1977 году. Основное предназначение этого аппарата – возможность боевого применения и использования в гражданских целях.
Современные Ми-26 в первую очередь предназначены для военной промышленности, они могут перевозить большое количество пассажиров и тяжелых грузов. Следует отметить, что дальность полета относительно невелика. Без дозаправки и с полными топливными баками вертолет может преодолеть около восьмисот километров. Размеры свидетельствуют о том, насколько впечатляет этот автомобиль. Длина самолета составляет 40 метров, диаметр воздушного винта — 32 метра, ширина грузового отсека — 3,2 метра.
Ми-24
Российские грузовые вертолеты этой модификации предназначены для поддержки сухопутных войск с возможностью перевозки тяжелых грузов. На борт он может взять до восьми пассажиров, не считая пары пилотов. Машина считается первой в Европе и второй в мире, относящейся к специализированным боевым винтокрылым машинам. Вертолет Ми-24 стоит на вооружении почти тридцати стран.
Свои неофициальные названия («Галя», «Крокодил», «Стакан») подразделение получило во время Афганской кампании. Последнее прозвище он получил благодаря плоским стеклянным вставкам, которые установлены на внешней части салона. Максимальная масса самолета — 11,1 тонны, порог скорости — 335 километров в час. Вес пустой установки составляет 7,5 тонн.
Boeing CH-47 Chinook
Модель является самой популярной как у США, так и у союзников по НАТО. Машину начали проектировать еще в 1956 году, причем изначально использовали схему с продольным расположением двух винтов, которая в то время не получила широкого распространения. У такой конструкции есть свои преимущества, среди которых главный плюс – вместительный и удобный грузовой отсек. Характеристики модификации MH-47E:
- ? габариты гребных винтов — по 18,29 м
- ? длина, высота — 15,87 и 5,59 м
- ? вес — 12,21 (пустой) и 24,494 (стартовый)
- ? двигатели — по 4168 «лошадей» каждый
- ? количество пассажиров — до 55 военнослужащих
- ? грузоподъемность — 12 284 т
- ? максимальная скорость — 285 км/ч
- ? потолок — 3090 м
- ? дальность полета — до 2333 км (перегонная) и 935 (боевая)
Машина начала использоваться в ПВО США с 1962 года и вскоре оказалась во Вьетнаме. Там вертолет показал себя с лучшей стороны и получил высокую оценку военных. Хотя почти половина машин была сбита или потеряна во время аварийных ситуаций. Boeing CH-47 Chinook прошел большое количество модернизаций и до сих пор производится как в США, так и в других странах по лицензии (Италия, Япония).
Чинук готовится к бою.
В настоящее время вертолет эксплуатируется более чем в 20 странах мира, всего произведено более 900 единиц техники.
Недавно глава компании Boeing по развитию вертолетной программы Рэнди Ротт заявил, что модернизация этого вертолета будет продолжена, и он останется в строю после… 2060 года. Директор добавил, что этого требуют военные.
В-12 (Ми-12)
Экспериментальный двухвинтовой вертолет является самой крупной машиной среди аналогов в мире. Предполагалось, что он перевозит груз весом не менее 30 тонн, в том числе компоненты для межконтинентальных стратегических баллистических ракет. Всего было построено две таких машины, одна из которых подняла груз массой 44,2 тонны на высоту 2,2 тысячи метров. Вес пустого аппарата 69 т, максимальная взлетная масса 105 т, скоростной порог 260 км/ч. Один экземпляр сейчас стал музейным экспонатом, а другой функционирует как выставочный комплекс на тему ВВС.
Модификации вертолета
На базе СН-47 были разработаны следующие модели боевых самолетов:
- АСН-47А — оснащен бронированным фюзеляжем и современным вооружением.
- CH-47B — на вертолете установлены усовершенствованные двигатели, оснащенные лопастями.
- CH-47C — самолет с новыми силовыми установками.
- CH-47D — вертолет с улучшенными летно-техническими характеристиками.
- CH-47J — это модель, разработанная и построенная специально для сил самообороны Японии.
- Ч-47Ф — новые двигатели, планер и авионика.
- CH-47SD — у вертолета увеличенные топливные баки и модернизированное цифровое управление.
- C/MH-47E — многоцелевой вертолет. Он имеет увеличенную дальность полета, а также позволяет проводить дозаправку. Он оснащен новым оружием.
- MH-47G — вертолет предназначен для проведения специальных операций. У него новая авионика.
- HH-47G — самолет предназначен для спасательных операций.
- MH-47D — вертолет может дозаправляться прямо в полете. Он предназначен для выполнения специальных операций. В него конструкторы установили системы посадки.
- HC.Mk.1 и Mk.1B — оба вертолета разрабатывались для ВВС Великобритании.
Помимо этих моделей, на базе «Чинука» есть и другие самолеты. Они предназначены для эксплуатации на гражданских авиалиниях.
Читайте также: Чистильщик неба от «Байрактаров»: В Крыму испытан противовоздушный «Орион»
AgustaWestland AW101
Вертолетостроение европейских стран не создавало техники, подобной американской или советской. Самая мощная машина AgustaWestland AW101 была разработана английскими и итальянскими конструкторами в 1981 году. Ей удалось подняться в небо в 1987 году, но из-за сбоя финансирования и неуверенности в количестве требуемых экземпляров серийное производство пошло только в 2000 году. Получается что «тормозят» не только советские и российские чиновники — их и в Европе полно. Движущей силой для запуска серийного производства стал интерес к проекту со стороны других стран. Характеристики:
- ? габариты винта — 18,59 м
- ? длина, высота — 19,53 и 6,62 м
- ? масса — 10,5 тн (пустой) и 14,6 тн (стартовый)
- ? количество пассажиров — 38 человек или 45 стоящих солдат
- ? грузоподъемность — 3,05 т внутри или 5,52 т на подвеске
- ? двигатели — по 2100 «лошадей» каждый
- ? максимальная скорость — 309 км/ч
- ? дальность — 1130 км
- ? потолок — 4575 м
Вертолет, как говорится, «вытащил». Его даже начали выпускать по лицензии в США.
К большому неудовольствию американских вертолетостроителей, AgustaWestland AW101 используется в качестве служебной машины главы государства. Это связано с признанием трехдвигательного вертолета самым надежным в мире.
Европейский тяжеловес, на котором летает президент США. Фото: YouTube.com
Вертолет экспортируется в пять стран и, кроме США, производится в Японии. Иногда встречается под именем Мерлин.
Вооружение «Чинука»
Первоначально оснащать транспортные «Чинуки» не планировалось, но переходная модификация СН-47 Б уже оснащалась тремя пулеметными установками. В дверных проемах и на погрузочной рампе устанавливались пулеметы М60Д калибра 7,62 мм. Впоследствии вооружение было заменено на пулеметы М240 аналогичного калибра.
Штурмовик АСН-47 (Armed CH-47) имел внушительный арсенал).
Он нес до пяти 7,62-мм (или 12,7-мм) пулеметов, две 20-мм автоматические пушки, две 70-мм неуправляемые ракеты и 40-мм гранатомет. Пулеметы разместили в дверных проемах и окнах, гранатомет — в подвижной носовой турели, пушки и блоки с НАР (неуправляемые авиационные ракеты) — вперед.
Модификации вертолёта CH-47
Грузовые варианты Chinook, от CH-47 A до F, отличались друг от друга установкой более мощных двигателей, увеличением грузоподъемности и улучшением электроники. Вертолеты серии F также имеют фюзеляж новой конструкции, упрощающий техническое обслуживание.
Модификация вертолета Chinook
Модификация MH-47D должна обеспечивать действия спецподразделений. 12 штук получил 160-й авиаполк особого назначения. Они были оборудованы системой дозаправки топливом в полете и устройством для спуска десанта на тросах.
Следующая серия, Е, имела увеличенную дальность полета, новую авионику. Построено 26 единиц. В середине 90-х Королевские ВВС заказали собственную версию «Чинука» для специальных операций — «Чинук НС3». Было собрано восемь таких вертолетов, но из-за проблем с авионикой их переоборудовали в транспортные.
Новейший «рекордсмен» спецподразделений — MH-47G, имеет улучшенное электронное оборудование и конструктивные элементы CH-47 F.
Для удовлетворения потребностей Сил самообороны Японии модель CH-47J выпускалась по лицензии с другими двигателями и авионикой.
Гражданские «Чинуки» обозначались индексом «модель 234». Вариантов было три: пассажирский, транспортный, грузопассажирский. Пассажирские СН-47 могли перевозить 44 пассажира, сиденья внутри устанавливались в четыре ряда.
«Гражданская» версия «Чинуков» серии D была известна как «Модель 414”.
Перевозка гаубиц M777 вертолетом CH-47 Chinook
В 1965 году четыре Chinook были переоборудованы в тяжелые ударные вертолеты ACH-47. Три таких штурмовика, хорошо вооруженных и защищенных броней, были отправлены во Вьетнам для прохождения войсковых испытаний, но логистические трудности остановили программу. Воевавшие вертолеты были потеряны в боях, а единственные уцелевшие до наших дней используются как учебные.
8. Sikorsky CH-54 Tarhe
Модель вертолета Sikorsky CH-54 Tarhe была изготовлена в 1962 году специально для армии США. Использовался во время войны во Вьетнаме.
Первоначально был построен вертолет с поршневыми двигателями. Но мы решили сделать модель еще мощнее и лучше.
Первый такой вертолет был изготовлен в 1962 году. Оснащен довольно высоким шасси. Благодаря этому модель можно было подвешивать на ряд платформ. Он также имеет возможность перевозить даже большие грузы. Свойства очень понравились покупателям и армии.
Стоит отметить, что некоторые модели были закуплены частными компаниями. В большинстве случаев их используют для перевозки, а также траления леса. А вот в противопожарном варианте есть дополнительный бак для воды.
Параметры технического плана Ми-26
Ниже приведены основные технические характеристики этого вертолета:
- размер несущего/рулевого винта – 32/7,6 метра в диаметре;
- количество лопастей на главном винте – восемь штук;
- длина машины – 40 метров;
- шасси (гусеница/база) – 8,95/5 метров;
- масса (минимальная/максимальная/рекомендуемая) – 28/49,5/56 тонн;
- показатель грузоподъемности (в кабине/на внешней подвеске) – 20/20 тонн;
- длина/ширина/высота грузового отсека – 12/3,2/3,1 м;
- экипаж — два или шесть человек (при управлении внешней подвеской);
- максимальная пассажировместимость – 80 человек;
- силовая установка – пара газотурбинных двигателей мощностью по 11 400 лошадиных сил каждый;
- скорость (предельная/крейсерская) – 300/265 километров в час;
- расход топлива — 3,1 т/ч;
- запас хода при максимальной нагрузке 475 км.
Практический потолок этого вертолета колеблется в пределах 4,6 километра при средней взлетной массе 49,6 тонны.
Грузовой вертолет Hughes XH-17
Этот агрегат был построен еще в 1952 году. На тот момент он считался колоссально тяжелым (19,7 тонны). Этот летающий кран использовался для подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов с использованием внешней подвески. Аппарат был выпущен в единственном экземпляре, испытательный полет проходил в городе Калвер (Калифорния). Максимальная скорость составляет 145 километров в час. До сих пор эта машина является рекордсменом по размеру несущего винта, диаметр которого составляет 36,9 метра.
4. Ми-10
Ми-10 часто называли «летающим журавлем». Создан в 1961 году. Начал производиться на вертолетном заводе в Ростове.
Изначально конструкция вертолета велась для подъема груза массой 15 тонн. Многие другие факторы были добавлены во время проектирования. Например, фюзеляж сделали уже и ниже.
Первые модели сгорели из-за технических неисправностей. Зато последующие смогли справиться даже с самыми сложными задачами.
Перспективы
По прогнозам «Прогноза», с 2016 по 2025 год в мире сойдет с конвейера около 5 тысяч тяжелых вертолетов. Такие данные обусловлены ростом количества автомобилей этого класса с 2004 по 2013 год в 4 раза. Основными заказчиками являются военные ведомства. В дальнейшем, по мнению аналитиков, Россия останется лидером по количеству произведенных единиц, Sikorsky будет на втором месте, а Boeing на третьем.