- История создания
- Производство
- Конструкция
- Верхний ярус
- Нижний ярус
- Модификации, вместимость пассажиров, схемы салонов
- 747-100
- 747SP
- 747-200
- 747-300
- 747-400
- Салон
- Безопасность полетов
- Летные характеристики Boeing 747
- Схема салона и расположение мест
- Салон бизнес-класса
- Салон эконом-класса
- Летно-технические характеристики в сравнение с конкурентами
- Основные модели Boeing 747
- Boeing 747-100
- Boeing 747-100SR
- Boeing 747-100SP
- Boeing 747-200
- Boeing 747-300
- Boeing 747-400
- Планировка
- Верхний ярус
- Нижний ярус
- Серия -100, -200 и -300
- Преимущества и недостатки Боинга
- Наиболее успешные версии 747-400 и новая 747-8
- Описание и техническая характеристика
- Модификации
- Интересные факты
История создания
Необходимость в разработке Boeing 747 возникла во время бума авиаперевозок в 1960-х годах. Boeing 707, доминировавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом успевал за растущим пассажиропотоком. До этого Boeing уже разрабатывал большой транспортный самолет для армии США, но затем компания проиграла проекту Lockheed и их самолету C-5 Galaxy.
В 1965 году инженер-конструктор Джо Саттер, который в то время работал над Boeing 737, был назначен главным конструктором Boeing 747.
Он начал работу по определению потребностей авиакомпаний. В то время считалось, что огромные самолеты вскоре будут заменены сверхзвуковыми самолетами. Поэтому Боинг-747 изначально проектировался как грузопассажирский самолет. Со временем планировалось даже полностью переоборудовать все самолеты под грузовые. Кабину пилотов разместили на верхней палубе специально для того, чтобы носовую часть самолета можно было превратить в погрузочную рампу.
В 1966 году корпорация «Боинг» завершила проектирование и представила конфигурацию нового самолета, получившего обозначение 747. Первоначальный проект представлял собой полноценный двухпалубный самолет, но с этой конфигурацией возникли некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горбатый» вариант. Первым заказчиком стала компания Pan Am, заказавшая 25 самолетов Boeing 747-100.
Более того, благодаря рекомендациям Pan Am в конструкцию самолета были внесены важные изменения, в частности: увеличен размах крыла, изменено расположение стоек шасси, увеличена максимальная взлетная масса с 272155 кг до 308443 кг.
Неудивительно, что первые пресс-релизы, которые последовали за официальным заявлением Boeing, были перегружены прилагательными, обозначающими смысл. Все в Боинге 747 было в гигантских масштабах, и очень скоро его стали называть громоздким самолетом («джамбо-сайз»), что привело к прозвищу «Джамбо Джет» (громоздкий реактивный лайнер).
Считалось, что рынку не нужно более 400 самолетов этого типа, но, несмотря на критику и жесткую конкуренцию, в 1993 году был построен тысячный самолет. Только в первом десятилетии 21 века продажи 747 начали снижаться.
Производство
Завод корпорации Boeing не был предназначен для сборки таких гигантских авиалайнеров, поэтому пришлось быстро построить новый завод. Параллельно с новым лайнером проходила подготовка пилотов, которая проходила на специальном тренажере, предназначенном для обучения пилотов управлению и рулению из достаточно высокой кабины.
Специально для Boeing 747 компания Pratt & Whitney разработала огромный ТРД с большой степенью двухконтурности — JT9D.
Для повышения уровня безопасности и летно-технических характеристик самолета на 747 были установлены 4 резервные гидросистемы и щелевые закрылки, что позволило использовать самолет на относительно коротких взлетно-посадочных полосах.
Конструкция
Важнейшей характеристикой Боинга 747 является характерный горб в носовой части. Как уже было сказано, изначально самолет предполагался полностью двухпалубным. Но от этой идеи отказались и верхний этаж уменьшили. Сегодня она составляет 35% длины всего фюзеляжа.
Топливные баки предусмотрены в крыле, кроме того они есть и в хвостовой части для сохранения весовой балансировки самолета.
Конфигурация крыла — низкорасположенное крыло, само крыло стреловидное. Оперение однохохлое. Первые версии Boeing получили усовершенствованную механизацию крыла. В моделях используются закрылки Фаулера с тремя прорезями.
Их основное назначение — снижение скорости при посадке на короткие взлетно-посадочные полосы. Это было сделано из-за неразвитости инфраструктуры аэропорта в прошлом. Сегодня большинство аэропортов без проблем могут принимать самолеты серии Боинг 747.
Верхний ярус
передняя верхняя палуба имеет кокпит и задние пассажирские сиденья. Количество пассажиров, перевозимых на втором уровне, может достигать 50 человек. Есть модели (менее просторные), где за кабиной размещаются только кресла бизнес-класса.
Самый распространенный в России вариант — 3 ряда для бизнес-пассажиров и еще 9 рядов сидений — повышенной комфортности.
В самых вместительных Боингах 747 (до 660 человек) второй уровень предусмотрен полностью для мест эконом-класса. Между сиденьями спроектирован проход, сиденья расположены по схеме «2-2».
Нижний ярус
Нижняя палуба полностью отведена под пассажирский салон. Сиденья расположены по схеме 3-4-3. Между рядами сидений есть два прохода. Вообще два прохода, это отличительная черта широкофюзеляжных самолетов.
Уровень ниже характеризуется либо размещением пассажиров эконом-класса, либо частичным заполнением местами с повышенным уровнем «комфорта».
Модификации, вместимость пассажиров, схемы салонов
Первый Боинг 747 сошел с конвейера 2 сентября 1968 года.
По состоянию на 2019 год на заводе в Сиэтле разработано и произведено несколько модификаций самолета:
- Боинг 747-100;
- Боинг 747С;
- Боинг 747-200;
- Боинг 747-300;
- Боинг 747-400;
- Боинг 747-8;
- Боинг 747 LCF «Дримлифтер»;
- Военно-транспортные модификации.
Производство каждой новой модели самолета было связано с необходимостью технической модернизации для соответствия обновленным мировым стандартам.
747-100
Первая модификация самолета имеет индекс 747-100. Jumbo Jet изначально проектировался как двухэтажный самолет. Однако у первых моделей не было сидений на верхнем уровне.
Это была зона отдыха с 3 окнами. Конструкция нижнего слоя имела стандартную компоновку широкофюзеляжного магистрального судна. Вместимость салона «747-100» — 452 человека во 2-м классе и 366 — в третьем.
747SP
Эта модель Боинга была сделана как уменьшенная модель Боинга 747-100. Первые автомобили Special Performance были выпущены заводом в 1976 году. Самолет предназначался для перевозки пассажиров на маршрутах с легким грузом. Для повышения экономичности СП инженеры укоротили длину кабины, изменили геометрию киля, переработали механизм управления крылом.
В результате грузоподъемность 747SP сократилась до 220 человек. А максимальная дальность полета составляла 10 500 км на одном баке топлива. Крейсерская скорость Special Performance составляет 980 км/ч. Салон не претерпел существенных изменений.
747-200
Эта модификация Боинга 747-200 отличается от своего предшественника только более мощными силовыми установками.
Благодаря этому удалось увеличить максимальную дальность полета в исправном состоянии до 10 800 км.
747-300
Когда проектировался 747-300, он планировался как трехмоторный Boeing средней дальности. Но спрос на такие машины в то время был крайне мал. Поэтому техническое задание было пересмотрено и в 1980 году был выпущен новый магистральный широкофюзеляжный самолет.
Основным отличием от «747-200» было 10 иллюминаторов на верхней палубе и прямая лестница. Вместимость этой модели Боинга достигала 435 пассажиров 2-го класса.
747-400
Этот тип Boeing 747 является самым популярным в мире. Он первым реализовал концепцию вертикальных законцовок крыла, благодаря которой самолеты марки стали широко узнаваемы.
Салон
В зависимости от модели и компоновки пассажирский салон Боинга 747 может вместить от 366 до 581 пассажира. На данный момент самым распространенным вариантом оформления салона является лайнер, предусматривающий наличие двух классов (бизнес и эконом), именно поэтому есть смысл его рассмотреть.
0 Салон бизнес-класса в самолете Боинг 747 расположен на верхней палубе (ряды 72-80) и в передней части нижней палубы (ряды 1-4). По компоновке пассажирского салона бизнес-класс лайнера имеет 44 посадочных места, есть только проход, места расставлены по схеме «2-2». Сиденья в этом классе удобные и мягкие кресла, которые можно раскладывать (в некоторых вариантах Боинга 747) на 180 градусов, превращая таким образом в удобные и уютные кровати.
Кроме того, в зависимости от самолета места бизнес-класса могут выглядеть как полузакрытые комнаты и располагаться елочкой, что дает больше места для ног. Пассажирам бизнес-класса предлагается изысканное меню с широким выбором блюд и напитков, а также набор свежей прессы. Некоторые модели (в основном выпущенные в течение последних 10 лет) имеют встроенную мультимедийную развлекательную систему, способную скрасить время полета.
За креслами бизнес-класса на нижней палубе находится салон эконом-класса. Эконом-класс представлен креслами, которые занимают ряды с 9 по 69 и имеют два прохода. Сиденья в этом классе обычно располагаются по схеме «3-4-3». Кресла эконом-класса мягкие, удобные, а расстояние между ними составляет около 80 сантиметров, что соответствует требуемым нормам.
Складные столы для обеда и видео/аудио развлекательная система для каждого стула обычно монтируются за предыдущим. Исключение составляют только места, перед которыми нет других мест (например, как показано на схеме, это места 9, 21, 35 и 51 ряда). Для них все необходимые системы смонтированы в подлокотниках.
Безопасность полетов
Статистика включает 63 самолета, погибших в авариях и катастрофах. Общее число погибших — 3746 человек. Но рекорд как в истории 747, так и во всей авиации принадлежит катастрофе, произошедшей на курорте Тенерифе в 1977 году. В этом страшном происшествии из-за недопонимания между пилотами и диспетчерами сошлись два Боинга 747 на взлетно-посадочной полосе. Число пострадавших составило 583 человека.
Летные характеристики Boeing 747
Характеристика | 747-100 (исходная версия) | 747-400ЭР | 747-8 |
Максимальный стартовый вес | 340,2 т | 412,8 ч | 442,2 т |
Максимальная скорость | М=0,84 | М=0,855 | М=0,855 |
Крейсерская скорость | 955 км/ч | 988 км/ч | 988 км/ч |
Досягаемость при максимальной нагрузке | 9800 км | 14 205 км | 14 815 км |
Подача топлива | 183 380 л | 241 140 л | 242 470 л |
Ширина салона | 6,1 м |
Схема салона и расположение мест
Схема салона Боинг 747-300
Салон бизнес-класса
Если вы хотите испытать невиданное и прокатиться на верхней палубе Боинга 747, вам обязательно стоит взять бизнес-класс. Он будет в носовой части «горба» (верхняя палуба). В нашей стране только авиакомпания «Россия» перевозит пассажиров на самолетах Боинг 747-400. Рассмотрим конфигурацию пассажирских кресел на примере этой авиакомпании. Первые три ряда на верхней палубе занимают места бизнес-класса. Это лучшие места. Удобные кресла, почти раскладывающиеся в кровать, большие экраны развлекательной системы, пассажирские наборы, вкусная еда – все к услугам обладателей билетов бизнес-класса.
Салон эконом-класса
Остальная часть верхней палубы и вся нижняя палуба — это царство эконом-класса. Лучшими местами в экономе считаются места в первом ряду после салона бизнес-класса, так как между салонами есть лишь тонкая перегородка и места для ног гораздо больше, чем в средних рядах.
Очень хорошие места в первых рядах на нижней палубе. Рядом две, а не три локации, что тоже гораздо удобнее. Авиакомпания также рекомендует места в передних рядах салона. Это 20, 31, 44, 55 ряды. Они позиционируются как места с увеличенным пространством для ног.
Традиционно плохими местами считаются места возле туалетов, где мимо вас постоянно будут проходить пассажиры. Часто в этих рядах спинки сидений не откидываются. Это необходимо учитывать при выборе мест для перелета.
Летно-технические характеристики в сравнение с конкурентами
Boeing 747 считается самым длинным гражданским самолетом в мире. Последняя модель — 747-8 — достигает 76 метров (предыдущие версии выпускались на 70,5 метра).
Высота киля остается одинаковой для всех модификаций 747-й серии и не превышает 19,5 метров. Ширина самолета составляет 68,5 метра, а площадь крыла – 554 квадратных метра.
Отличием «Боингов» является стартовая масса, которая достигает 442 тонн.
Это и понятно: самолет изначально планировался как грузовой, и эта тенденция сохраняется инженерами по сей день.
При взлете самолет разгоняется до 270 километров в час, прежде чем оторваться от земли. Потолок самолета составляет 13 750 метров. По крейсерской скорости Boeing-747 также опережает своих конкурентов в дозвуковой нише (913–918 км/ч, максимальная — 988 км/ч). Для справки: скорость звука в воздухе 1224 км/ч.
Высокая надежность самолета достигается установкой на крыле 4-х двигателей.
боинг 747 экономичный. По сравнению с конкурентами расход топлива до 3,5% ниже при высокой дальности более 14 000 километров без посадки. Boeing 747 считается дальнемагистральным самолетом.
Основные модели Boeing 747
За время производства Boeing Group разработала множество моделей самолетов этого типа.
Boeing 747-100
Первым типом Боинга 747 стала модификация 747-100. Всего было изготовлено и передано заказчикам 250 самолетов этого типа с учетом вариаций SP, SR и B. Последний самолет 747-100 поступил в эксплуатацию в 1986 г. Впервые самолет испытал летное счастье в феврале 1969 г и уже 1 января 1970 года первые пассажиры поднялись в небо на новом самолете. После окончания службы в качестве пассажирского некоторые самолеты были переоборудованы в грузовые 747-100(SF).
Боинг 747-400F авиакомпании Airbridgecargo
Boeing 747-100SR
Boeing 747-100SR (Short Range) был разработан для ближнемагистральных маршрутов. Почти все корабли ушли в Японию. Всего было выпущено 29 бортов этой модификации. За счет уменьшения объема топливных баков и, следовательно, массы самолета удалось увеличить количество людей, перевозимых в полете. Всего эта модификация может одновременно принимать до 550 человек. Как ни странно, основным заказчиком самолета стала Япония. Суда часто использовались на внутренних рейсах.
Boeing 747-100SP
Самолеты этой модели (англ. Special Performance — лучшие характеристики) начали выпускать в 1976 году на волне конкуренции со стороны McDonnel Douglas и Lockheed Corporation. Всего было выпущено 45 самолетов. Самолет имел измененный (укороченный) фюзеляж, увеличенный киль, измененные крылья. Самолет мог перевозить до 220 человек на расстояние до 10 500 км. При плане на 200 самолетов компания получила заказы только на 45 самолетов.
Boeing 747-200
Поставки начались в 1971 году. Были модернизированы двигатели, развивавшие большую мощность, что увеличило дальность полета. Модификация оказалась настолько удачной, что на ее базе были созданы три ВКП (воздушных командных пункта) армии США и две «пажи №1» для полетов президентов США.
Самолет поставлялся в трех вариантах:
- 200В — пассажирский вариант;
- 200С — мог перевозить как пассажиров, так и грузы;
- 200F (Frightener) — заряд;
- Самолет 747-200М «Комби» позволял одновременно принимать груз и пассажиров за счет установки в кабине быстросъемных переборок.
Boeing 747-300
После неудачной попытки разработки трехмоторной модели 747 индекс 300 перешел к новой модификации модели 1980 года. За счет увеличения верхней палубы появилась возможность перевозить повышенное количество пассажиров. Как и в случае с 747-200, у модели 300 были варианты 747-300M (грузовой) и 747-300SR (ближнемагистральный). Дальность полета самолета составляла 12 400 км.
Читайте также:Сколько танков производит Россия в год?
Boeing 747-400
Самая покупаемая авиалиниями модель — 747-400. В этой модели добавлены Winglets — вертикальные законцовки крыла, повышающие эффективность самолета. При проектировании этой модификации была изменена кабина пилотов, что позволило управлять самолетом с помощью двух членов экипажа вместо ранее трех пилотов. Также выпущены серии 747-400M (грузовой), 747-400F и 747-400SF (грузовой).
Был создан вариант 747-400ER — самолет с увеличенной дальностью полета.
Планировка
Боинг 747, пассажировместимость которого может достигать 1100 человек, имеет 2 палубы для перевозки людей на дальние расстояния. Наиболее распространенными модификациями самолетов являются Jumbo Jets на 522 места. Такие плановые самолеты относятся к 400-й серии. Поэтому на примере этого самолета целесообразно рассмотреть конструкцию самолета.
Салон на Боинге 747 делится на 3 класса по уровню комфорта и условиям во время полета. Наиболее комфортная атмосфера создается в первом или бизнес-классе. Такие места располагаются на верхнем уровне самолета перед ним. Места стандартного соотношения или эконом-класса расположены на 2-х палубах. На 1 уровне расположена туристическая зона.
Верхний ярус
На верхней палубе с 1-го по 3-й ряды расположены места для пассажиров бизнес-класса. Кресла в этой части самолета расставлены по 2 вдоль каждого борта самолета. Всего предусмотрено 6 мест повышенной комфортности. Расстояние между рядами 1,5 м. Сиденье оборудовано раскладным стулом, столом и экраном диагональю 15,4 дюйма.
Места эконом-класса расположены с 5-го по 9-й ряд. Внутренняя планировка состоит из 2-х параллельных колонн с сиденьями по 3 места в каждой. Расстояние между рядами сидений — 0,86 м. Каждое сиденье оборудовано 8,9-дюймовым экраном и подлокотником. Пассажир на среднем сиденье делит подлокотник с теми, кто сидит рядом с ним.
На верхней палубе 30 мест эконом-класса. Пассажиры двух категорий комфорта отделены друг от друга гибким непрозрачным экраном. Также на уровне находится 1 туалет. Он расположен в задней части салона с правой стороны по ходу движения самолета. Слева находится лестница, ведущая на нижнюю палубу.
Туалеты бизнес-класса расположены в передней части салона. Также есть 2 аварийных выхода с каждой стороны самолета. Нумерация мест осуществляется по международным стандартам слева направо в направлении «747-й». Маркировка осуществляется с помощью буквенно-цифрового кода. Цифра обозначает номер ряда, а латинская буква – соответствующее место.
Нижний ярус
Боинг 747, пассажировместимость которого формируется за счет нижней палубы, имеет на этом уровне 470 мест. Ряды с 10 по 19 находятся на носу самолета. В рядах 10, 11 и 12 установлено по 2 сиденья с каждой стороны. В рядах 14-16 по 6 пассажиров. С каждой стороны по 3 стула.
С 17-го по 19-й ряд кресел нижний уровень планового самолета будет 3-рядным. Три сиденья установлены вдоль фюзеляжа, а 2 — посередине. Перед 10 рядом есть места для крепления детских колясок. Рядом с домом 19 есть 2 запасных выхода. По одному с каждой стороны фюзеляжа. За ними туалеты. Между туалетами 3 ряда сидений по 3 стула в каждом.
С 22-й по 29-ю взлетно-посадочные полосы салон самолета имеет 3-рядную структуру с сиденьями по формуле 3-4-3. Эта часть заканчивается двумя ванными комнатами в середине комнаты. Сразу после 29 поблизости есть 2 запасных выхода.
Участок с 31 по 43 ряд расположен над крылом самолета. С 36-го каждый ряд сидений оборудован 10 сиденьями по формуле 3-4-3. Вдоль левого борта Боинга расположены от 31 до 36 рядов сидений, по 3 в каждом. С правой стороны есть места для крепления детских колясок. Посередине находится лестница, ведущая на верхний уровень.
С 44 по 54 ряд салон имеет классическую для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов компоновку. Кресла расставлены по 10 штук в каждом ряду в соответствии с модификацией 3-4-3. В первом ряду вместо сидений место для крепления детских колясок. В 54 ряду находится кухня.
Аварийные выходы расположены между 54 и 55 рядами с обеих сторон. С 55 по 58 — салон оборудован двумя рядами сидений по бокам. Посередине 3 кухни. Первые 2 сдвоены, а 3 находится через проход от них.
С 58-го ряда интерьер судна имеет традиционную компоновку – 10 мест расположены в 3 ряда по 3, 4 и 3 места соответственно. С 67 по 71 ряды количество боковых мест уменьшается на 1 с каждой стороны. Формула рассадки выглядит как 2-4-2.
Расстояние между рядами в нижней части самолета составляет 0,78 м. Каждое кресло оборудовано 8,9-дюймовым ЖК-экраном, подлокотником и откидным столиком для приема пищи. Нумерация мест в салоне осуществляется спереди слева по ходу движения самолета.
Серия -100, -200 и -300
Первая модификация, 747-100, имеет длину около 70 метров и высоту 20 метров при размахе крыла 60 метров. Вес составлял 162 тонны. Чтобы преодолеть расстояние полета около десяти тысяч километров, для него Праттом и Уитни были разработаны специальные двигатели. Позже стали использовать двигатели General Electric и Rolls Royce. В состав версии «Сотня» входит усовершенствованная модель 747-100В, а также ближнемагистральный вариант вместимостью до 550 человек — 747-100SR (Short Range), разработанный специально для коротких перелетов между Японскими островами.
0 Боинг 747-200 был представлен в 1971 году и имел более мощные двигатели и увеличенный взлетный вес, что позволило увеличить дальность полета. У первых 747-200 на верхней палубе было всего по 3 иллюминатора с каждой стороны, но позже Боинг отказался от такой компоновки и новые авиалайнеры уже имели по десять иллюминаторов с обеих сторон. Последняя модификация 747-200Б, выпускавшаяся с 1980-х годов, была увеличена до 10 800 км. На базе планера Боинга 747-200 строились модификации для ВВС США: Е-4А — военный командный пункт, VC-25А — лайнер для перевозки президента США.
Boeing 747-200B — это модернизированная версия 747-200 с более мощными двигателями и большим количеством топлива.
Boeing 747-200C и 747-200F предназначались для перевозки грузов. 747-200F — чисто грузовой самолет, а 747-200C — конвертируемая версия, самолет можно легко преобразовать из пассажирского в грузовой.
Модификация 747-200М Combi может одновременно перевозить пассажиров и грузы. Соотношение меняется перестановкой шотландцев.
Как и 747-100, многие пассажирские 747-200 позже были переоборудованы в грузовые.
В 1983 году в небо поднялся Боинг 747-300. Основные характеристики Эго были увеличены. Дальность полета теперь составляла 12 300 километров. Верхняя палуба расширена. В результате увеличилось количество пассажирских мест. В серию также входят грузопассажирские варианты — 747-300М и 747-300SR, разработанные как -200SR для внутренних рейсов в Японии.
Преимущества и недостатки Боинга
Boeing 747 — один из лучших дальнемагистральных самолетов в мире. Хотя сейчас он активно наступает на пятки, даже обгоняя Airbus, 747 уверенно держит планку. Например, грузовые борта имеют очень хорошую несущую способность. Недаром многие самолеты используются в грузовом варианте. В грузовом варианте очень удобно перевозить негабаритный груз за счет широкого фюзеляжа.
В целом Боинг 747 очень выносливый и неприхотливый автомобиль, поэтому он пользуется заслуженной любовью у многих авиакомпаний мира. Некоторые эксперты называют Боинг 747 самым безопасным типом летательного аппарата (самолета) исходя из количества авиационных происшествий.
Наиболее успешные версии 747-400 и новая 747-8
Модель 747-400 – самая популярная модификация. У этого самолета добавлены вертикальные законцовки крыла (крылышки). Кабину доработали новой авионикой, поэтому необходимость в бортинженере отпала. Были установлены: дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели. Кроме того, самолет отличается повышенным уровнем комфорта. Внешне он отличается от других самолетов семейства тем, что имеет вертикальные законцовки крыла.
Boeing 747-400 на 25% эффективнее 747-300 и вдвое тише.
Существуют следующие варианты этой модификации: 747-400М (грузовой), 747-400Ф и 747-400СФ (грузовой). Самолет 747-400D, специально разработанный для внутренних рейсов Японии, до 2005 года удерживал мировой рекорд по вместимости, вмещая до 594 человек. Впоследствии его заменил Airbus A380, который в одноклассной конфигурации вмещает 853 пассажира.
Модификация 747-400ЭР — самолет с увеличенной дальностью полета.
0 747-8 Intercontinental или просто 747-8I начал постройку 14 ноября 2005 года. Самолет способен перевозить до 467 пассажиров в трехклассной компоновке, на дальность до 15 000 км, со скоростью 0,855 М. По сравнению с 747-400, 747-8I вмещает на 51 пассажира и 2 грузовых поддона больше, а грузовое пространство увеличилось на 26 %.
Несмотря на первоначальные планы сделать пассажирский вариант короче грузового, обе модификации имеют одинаковую длину, что позволяет легко преобразовать 747-8I в грузовую версию (конвертируемый вариант, позволяющий переходить из одного варианта в другой и наоборот). Верхняя палуба 747-8I расширена. Boeing заявил, что 747-8I на 30% тише, на 16% экономичнее и на 13% дешевле, чем 747-400 по сравнению с 747-400.
В 747-8 есть некоторые изменения в шинах. Наиболее примечательной является изогнутая лестница, соединяющая палубы и большой главный вход для пассажиров. Интерьер основного салона 747-8 аналогичен усовершенствованному интерьеру Боинга 787. Верхние багажные полки изогнуты, а средний ряд кажется прикрепленным к изогнутой крыше, а не интегрированным в изгиб крыши как на Боинге 777.
Окна имеют такой же размер, как у 777, т.е на 8% больше, чем у 747-400. Боинг 747-8 оборудован светодиодной системой освещения, способной создать психологически приятное пребывание на борту самолета. Светодиодная система также обеспечивает большую надежность и более низкие эксплуатационные расходы.
Описание и техническая характеристика
Самолет представляет собой четырехмоторный ТРДД низкоплан со стреловидным крылом и одним килем (рулем направления).
Технические характеристики приведены в таблице:
Характеристика | 747-100 (исходная версия) | 747-400ЭР | 747-8 |
Длина | 70,6 м | 70,6 м | 76,3 м |
Размах крыльев | 59,6 м | 64,4 м | 68,5 м |
Ширина фюзеляжа | 6,5 м | ||
Высота | 19,3 м | 19,4 м | 19,4 м |
Площадь крыла | 511 м² | 541 м² | 554 м² |
Пустой вес | 162,4 т | 180,8 т | 214,5 т |
Грузоподъемность | 170,6 м³ (5 поддонов + 14 LD1) | 158,6 м³ (4 поддона + 14 LD1) | 275,6 м³ (8 поддонов + 16 LD1) |
Емкость
(количество пассажиров) |
366 (3 класса)
452 (2 класса) |
416 (3 класса)
524 (2 класса) |
467 (3 класса)
581 (2 класса) |
Силовая установка | 4 × Пратт и Уитни JT9D | 4 × Дженерал Электрик CF6-80 | 4 × Дженерал Электрик GEnx-2B67 |
Мощность двигателя (4x) | 222,4 кН (22,6 т) | 281,1 кН (28,68 т) | 296,0 кН (30,2 т) |
Экипаж | 3 | 2 | 2 |
Самое интересное в этом самолете то, что на него можно поставить пятый двигатель. Это используется для доставки запасного двигателя в удаленный аэропорт. Пятый двигатель подвешен в корне, то есть ближе к фюзеляжу левого крыла. Во время полета двигатель выключен.
Бизнес-класс КЛМ
Модификации
- Боинг 747-100 – с этой модели началась жизнь двухэтажных Боингов. На борту могли разместиться от 366 до 452 пассажиров (в зависимости от оснащения: чем меньше максимальная вместимость, тем роскошнее места). Дальность полета достигала 9500 километров, а выпускалась модель с 1968 по 1976 год, когда начался нефтяной кризис.
- Boeing 747-100SP представляет собой оптимизированную версию предыдущей модели. Основные отличия — увеличенная дальность беспосадочных перелетов, более экономичные двигатели, уменьшение длины фюзеляжа и, как следствие, вместимость не более 220 человек.
- Боинг 747-200 — удачная разработка компании Боинг, известная своей универсальностью. Модели 200 выпускались как исключительно для пассажирского транспорта, для перевозки грузов, так и в комбинированном исполнении (747-200М Combi). Модельный ряд получил еще более мощные двигатели, максимально разрешенную взлетную массу (до 380 тонн) и большую дальность полета (до 12 690 километров).
- Boeing 747-300 изначально выпускались с тремя двигателями, но из-за низкого спроса от них отказались и в 1980 году была выпущена классическая 4-х моторная версия. Основное отличие — увеличенная площадь верхней палубы, что позволило брать на борт больше пассажиров (до 624 при полной установке только мест эконом-класса на всем маршруте).
- Боинг 747-400 – пожалуй, самая популярная модификация Боинга 747. Их внешнее отличие – вертикальные крылышки на крыле для уменьшения индуктивного сопротивления крыла, что снижает расход топлива. Кстати, на японских островах до сих пор есть версии, где этой характерной особенности нет из-за небольших расстояний при перелетах. Экипаж 747-400 сокращен до двух человек (удаление бортинженера), а на борту установлена самая современная авионика.
- Boeing 747-8 — последняя модификация знаменитого биплана. Инженерам удалось увеличить массу на старте, а также увеличить вместительность. Последние испытания завершились в 2010 году, а с 2011 года модели поставляются авиакомпаниям мира.
Интересные факты
- На момент своего выпуска Боинг 747 стал первым гражданским широкофюзеляжным самолетом и фактически открыл новую страницу в пассажирской авиации. Долгих 36 лет (до появления Airbus A-380) американский авиалайнер удерживал пальму первенства по максимальному количеству мест для пассажиров.
- Поскольку сроки выпуска лайнера были крайне сжатыми, первый представитель модельного ряда 747 собирали под открытым небом. Лишь позже было построено самое большое по объему здание в мире для производственной линии (объем крытых площадей — 13,3 млн кубометров). Да и площадь тоже немалая — более 50 га (70 футбольных полей). Boeing взял кредит в размере 2 миллиардов долларов, чтобы начать производство, беспрецедентную сумму в то время.
- На сегодняшний день известно большое количество модификаций Боинга 747. Они используются как для перевозки пассажиров, так и для транспортных целей, специальных задач. Так модель Evergreen 747 Supertanker известна как самый большой пожарный самолет на планете. Он берет на борт почти 76 тысяч литров химических смесей для тушения пожара.
- Еще одной особенностью является строение крыла. Модели 747 имеют стреловидность 37,5 градусов, что больше, чем у других конкурирующих авиакомпаний. Чтобы избавиться от опасных вибраций крыла во время полета, в качестве груза в конструкции используется обедненный уран.
- Президент США летает на усовершенствованном Боинге 747, названном в прессе «Самолетом Апокалипсиса». Первая доска в стране способна развивать скорость до 1000 километров в час.