- История создания БМП-2
- Другие варианты модернизации
- Обеспечение маскировки БМП-2
- Тактические и технические параметры
- БМП-2 с модернизированным «Бережком»
- Автоматический гранатомет для БМП-2
- Конструкция БМП-2
- Машины на базе
- Бронирование БМП-2
- Двигатель, ходовая часть БМП-2
- Участие БМП-2 в военных конфликтах
- Устройство
- БМП-2 на вооружении зарубежных стран
- Боевое применение
- Модернизация БМП-2 с модулем «Бахча-2»
- Тактико-технические характеристики БМП-2
- Новое оборудование
- Модификации
- Описание конструкции
- Броневой корпус и башня
- Вооружение
- Средства наблюдения и связи
- Двигатель и трансмиссия
- Ходовая часть
- Вооружен и очень опасен
- Защита экипажа БМП-2 от радиации
- Фото БМП-2
- Как создавалась и разрабатывалась
История создания БМП-2
Первые попытки создать бронемашину, которая бы перевозила пехоту после танков, были предприняты еще в конце Первой мировой войны. В то время автомобильная техника была несовершенной и медленной, поэтому от этой идеи на время отказались. Военными она снова заинтересовалась перед началом Великой Отечественной войны. Всем было ясно, что грядущий конфликт будет войной механизированных соединений, требующих обязательной поддержки пехоты.
Разработка таких машин велась как в Германии, так и в СССР. Немцы создали полугусеничный открытый БТР, который доставлял пехоту к месту боя и мог оказывать ей огневую поддержку. Однако наиболее активные работы над боевой машиной пехоты начались после Второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов.
Тактика того времени предусматривала активное применение ядерного оружия в боевых действиях. Военным требовалась машина, способная защитить свой экипаж и пехотинцев от поражающих факторов ядерного взрыва.
В 1966 году на вооружение Советской Армии была принята БМП-1 — первая в мире машина такого класса. БМП-1 оказалась подвижной и маневренной, броня надежно защищала экипаж от осколков и огня стрелкового оружия. Экипаж был защищен от воздействия оружия массового поражения. Этот автомобиль имел отличные технические характеристики; на него был установлен очень удачный дизельный двигатель.
Машина была вооружена 73-мм гладкоствольной пушкой «Гром», пулеметом и управляемыми противотанковыми ракетами «Малютка».
Главной проблемой машины был недостаточный уровень безопасности. Подкалиберные снаряды, принятые на вооружение странами НАТО, пробивали лобовую броню БМП-1 с дистанции 1000 метров. Пушка Bushmaster, которая устанавливалась на основную американскую БМП Bradley, могла поражать БМП-1 с дистанции 2000 метров. Бортовую броню машины пробивали даже пули калибра 12,7 мм.
Вооружение БМП-1 также вызывало много вопросов. Гладкоствольное ружье Грома было создано на базе гранатомета СПГ-9 и имело ярко выраженный противотанковый характер. Она вызывала нарекания: малая дальность стрельбы, невысокая точность и малые углы вертикальной наводки. В первый период эксплуатации в боекомплект БМП-1 входили только снаряды с кумулятивной боевой частью, позже добавились осколочные боеприпасы. Для поддержки огнем пехоты у БМП-1 был всего один пулемет, чего было явно недостаточно.
Во время создания БМП-1 в Советском Союзе просто не было малокалиберного скорострельного оружия, которое можно было бы установить на эту машину. Автоматическая 30-мм пушка, которую можно было использовать на этой машине, появилась лишь в середине 70-х годов. В 1974 году начались работы по модернизации машины на Курганском заводе, где выпускалась БМП-1.
Военные без особого энтузиазма смотрели на возможное уменьшение калибра орудия. Были проведены испытания, где по танку стреляла 30-мм пушка. Она не смогла пробить броню, но танк потерял боеспособность: заклинило башню, все навесное оборудование было уничтожено, загорелись подвесные топливные баки.
Мы решили создать новую машину, которая будет вооружена новым оружием. В 1980 году на вооружение поступила новая боевая машина пехоты БМП-2. Первоначально объем производства должен был составить 10% от объема производства БМП-1. Но вскоре началась война в Афганистане, решившая судьбу этой бронемашины. Еще до официального принятия на вооружение БМП-2 в Афганистан было отправлено несколько десятков этих машин.
Лучше всего для условий той войны подходила автоматическая пушка БМП-2, имеющая большие углы возвышения. Она могла вести эффективный огонь по противнику, занимавшему господствующие позиции. Практически сразу в армейских мастерских на машину установили дополнительные экраны для повышения защиты от тяжелого стрелкового оружия. Чуть позже эту работу стали проводить на заводе. Так появилась модификация машины — БМП-2Д. Самые большие потери БМП-2 в Афганистане были от ручных противотанковых гранатометов.
Позже БМП-2 участвовала еще во многих конфликтах: в Ираке, на Северном Кавказе, в Карабахе. Машина почти всегда показывала свои высокие технические характеристики, надежность и простоту в эксплуатации. На его базе были созданы многочисленные модификации, отличающиеся, как правило, системой вооружения и дополнительным бронированием. БМП-2 в настоящее время используется во многих армиях мира.
Другие варианты модернизации
Кроме того, известно несколько модификаций базовой модели. БМП-2К считается командирской машиной, оснащенной сверхсовременными средствами связи. Доступен в небольших количествах.
Для боевых действий в Афганистане больше подходила БМП-2Д, более известная как «афганский вариант». Модернизированный вариант был предложен конструкторами в 1981 году. Базовая модель имела дополнительное бронирование, что увеличивало вес и машина перестала всплывать.
Обеспечение маскировки БМП-2
Машина оснащена камуфляжем. Это 6 гранатометов 902В «Туча», которые оснащены специальными дымовыми снарядами калибра 81 мм. С помощью таких гранат обеспечивается маскировка на площади 200-300 кв. Первые машины объекта 675 не имели гранатометов для создания дымовой завесы.
Кроме того, БМП-2 имеет устройство ТДА, которое можно использовать многократно. С помощью такой теплодымозащиты можно обеспечить радиус маскировки 100-150 м. Запуск устройства осуществляется с помощью кулисного выключателя, расположенного на рабочем месте механика-водителя. ТДА работает по принципу распыления дизеля. Поэтому именно от того, насколько горячий двигатель будет зависеть плотность дымовой завесы БМП.
Тактические и технические параметры
В таблице приведены сравнительные данные БМП-2 с характеристиками американского (M2-Bradley) и шведского (Strf-90) прототипов:
Общие тактико-технические характеристики боевых машин пехоты | ТТХ БМП-2 | M2-Брэдли | Пенальти-90 |
Состояние | Советский Союз/РФ | США | Швеция |
Экипаж и боевая комната | 3 и 7 | 3 и 6 | 3 и 8 |
Д х Ш, мм | 6735×3150 | 6452×3200 | 6550×3170 |
Базовая пушка | Пушка 2А42 с автоматическим боем (калибр 30 мм) | Оружие «Бушмастер» боевое автоматическое (калибр 25 мм) | Пушка «Бофорс» Л-70 с автоматическим боем (калибр 40 мм) |
Ракеты | ПТРК «Фагот»/«Конкурс« | ПТРК TOW/BGM-71 | нет |
Броня и т.д. | 6-23 | 14-25 | до 30 |
Масса, т | 14 | с 22 | 23-35 |
Скорость по трассе, км | 14 | с 22 | 23-35 |
Запас хода, км | 600 | 480 | 320 |
Преодоление препятствия/стены, м | 2.5/07 | 2,5/0,9 | 2,5/0,5 |
В начале 70-х годов в Америке началась разработка боевой машины Bradley, и уже в 1981 году завод покинул первый образец. Анализируя тактико-технические параметры американского прототипа и советского агрегата, можно сделать вывод, что они фактически идентичны. Поэтому, если эти машины столкнутся в бою, первостепенное значение для исхода боя будут иметь опыт и квалификация командира и личного состава.
Через несколько лет после того, как «Брэдли» сошла с конвейера, американские конструкторы провели несколько этапов модернизации, поэтому отечественная БМП-2 (фото) стала отставать по ряду характеристик.
В России боевая модель обновилась, и теперь у нее снова есть конкурентное преимущество.
БМП-2 с модернизированным «Бережком»
В 90-е годы был предложен еще один вариант модернизации боевой машины пехоты. Разработчики предложили Б05Я01 «Бережок». Одна такая модернизированная версия была известна как БМП-2М. После того, как он был представлен на выставке военной техники, его начали продавать в различные страны мира.
Башня новой БМП-2 была аналогична базовой модели. Машина оснащена автоматической пушкой 2А42, пулеметом ПКТМ и гранатометом АГ. Были установлены управляемые ракеты из состава комплекса «Корнет». Кроме того, увеличен боевой комплекс БМП-2М.
В результате БМП-2 способна уничтожить цель на расстоянии 8-10 км. Усовершенствованы прицельные приспособления для прицелов командира, наводчика-оператора.
Важно, что БО5Я01 «Бережок» весит не более 3250 тонн, то есть башня существенно не увеличила вес исходной модели. Таким образом, БМП-2М по плавучести и ходовым качествам не уступает БМП-2.
Автоматический гранатомет для БМП-2
В 80-х годах 20 века возникла необходимость в повышении огневой мощи БМП-2. Необходимо было увеличить количество поражаемой живой силы противника. Для этих целей предлагается установить на БМП-2 гранатомет АГ-17 «Пламя». Важно, что не пришлось переделывать базовую модель. Поэтому установить новый гранатомет можно на любую БМП.
В начале 90-х годов в армию нашей страны поступили модернизированные варианты БМП-2. Курганский машиностроительный завод выпустил несколько десятков модернизированных моделей. В дальнейшем эти автомобили больше не производились.
Конструкция БМП-2
БМП-2 — боевая машина пехоты, имеющая идентичную компоновку с БМП-1. Основное отличие между ними заключается в наличии разного оружия. Экипаж состоит из трех человек. Кроме того, в машине могут разместиться до семи военнослужащих, которые могут вести огонь через бойницы.
Корпус и башня машины сварены из катаных стальных листов, толщина которых составляет от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до 23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.
На БМП-2 установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель УТД-20С1 с жидкостным охлаждением, масса двигателя 700 кг.
Мощность двигателя 300 л.с. Используется двухдисковое сцепление сухого типа с механическим управлением. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на четыре высшие передачи. Для поворота машины используются планетарные редукторы.
Ходовая часть имеет шесть опорных катков, являющихся подвижной опорой кузова на гусенице. Максимальная скорость, которую способен развить автомобиль, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы и развивать скорость на плаву до 7 км/ч.Передвижение по воде осуществляется за счет вращения гусениц. Из-за этого возникают трудности при движении машины вверх по течению.
Управление БМП-2 осуществляется с помощью штурвала с рисунком штурвала. Благодаря свободному вращению руля для управления не требуется значительных усилий. При повороте руля происходит плавное изменение тягового усилия на ремнях, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. Когда маховик отпускается, управление автоматически возвращается к прямолинейному движению.
На БМП-2 используется следующее оборудование связи и наблюдения:
- домофон внутренний модель А-3;
- радиостанции Р-123М, Р-173 или Р-126;
- аппаратура контроля ТНП-165А или ТНПО-170А;
- блок для наблюдения в ночное время.
В состав вооружения входят:
- 30-мм пушка 2А42;
- пулемет ПКТ (танковый пулемет Калашникова);
- ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».
Машины на базе
- БРЭМ-4 — эвакуатор
- БМО-1 — огнеметная боевая машина
- ПРП-4 — подвижный разведывательный пункт (искусственная разведка)
Бронирование БМП-2
Корпус машины сварной; для производства используются специальные прокатные листы из броневой стали. Броня корпуса имеет разную толщину, что защищает машину, делая ее прочной и жесткой. Кузов БМП первой и второй моделей мало чем отличается. Основные отличия в башне. БМП-2 имеет большую башню, в которой могут разместиться 2 человека.
На сегодняшний день технические характеристики БМП-2 считаются недостаточными, особенно в плане защиты, поскольку на вооружении стран НАТО имеется оружие, способное пробить броню этой машины. Ее броня не выдерживает прямого попадания из 12,7-мм пулемета.
Лобовая броня БМП-2 имеет толщину 19 мм. Попадание 122-мм снарядов может привести к гибели машины и экипажа. Огнемет «Шмель» способен сжечь БМП-2. Если будет взрыв на мине, фугасе, большая часть экипажа погибнет.
Двигатель, ходовая часть БМП-2
БМП-2 имеет ходовую часть, аналогичную БМП-1. Машина способна развивать скорость 65 км/ч по асфальту, 40-45 км/ч по грунтовке или другому неровному покрытию.
БМП-2 преодолевает водные преграды со скоростью не более 7 км/ч.При ведении боевых действий это необходимо учитывать, особенно если предстоит преодоление водной преграды с сильным течением. БМП-2 может подниматься до 35°.
На БМП-2 установлен шестицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель УТД-20С1.
Участие БМП-2 в военных конфликтах
Боевая машина пехоты регулярно участвовала в военных конфликтах на Ближнем Востоке, в Африке и на территории бывшего Советского Союза.
Во время войны в Афганистане, проходившей в 1979-1989 годах, были проверены технические характеристики БМП-2, которые прошли проверку в реальных боевых условиях. Так в 1982 году машины поступили на вооружение советских войск в Афганистане. К этому времени относится наибольшее количество потерь БМП данного типа.
БМП-2 участвовала во многих военных конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Это войны в Абхазии, Таджикистане, Южной Осетии. В период 2014-2016 годов в восточной части Украины происходили вооруженные конфликты. Технические характеристики БМП-2 позволяли использовать машину в разных условиях и местности. Во время первой и второй чеченских войн эти машины активно использовались. Потери боевой техники в этих боевых столкновениях очень значительны.
В Африке и на Ближнем Востоке БМП-2 использовались армиями разных стран. Машина принимала участие в войнах в Персидском заливе, в Анголе, в Сирии, Йемене, в Иракской войне и других серьезных конфликтах.
Так, БМП-2 применялась в 16 крупнейших боевых столкновениях, произошедших в конце 20-начале 21 века.
Устройство
БМП-2 — это фактически глубоко модернизированная БМП-1. Обе эти боевые машины идентичны на 80%. БМП-2 имеет ту же компоновку, что и ее предшественница. Моторно-силовое отделение находится спереди, там же находится пост управления, а боевое отделение находится в самом центре машины. Сзади находится посадочное помещение, в котором могут разместиться шесть десантников. Всю кормовую часть машины занимают двери, предназначенные для десанта пехотинцев.
Броня автомобиля катаная, сварная. Броня защищает экипаж и десантников от осколков, стрелкового оружия и оружия массового поражения. В помещении отделения сделаны специальные бойницы, оборудованные креплениями для пуль, что позволяет вести огонь из личного оружия. Десантный отсек разделен на две части топливным баком.
Основное отличие БМП-2 от БМП-1 — система вооружения. Новая машина оснащена автоматической 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом 500 патронов. Благодаря этой пушке, имеющей большой угол возвышения, БМП-2 может вести огонь по низколетящим воздушным целям. Скорострельность 2А42 — до 550 выстрелов в минуту. На БМП-2 также устанавливался пулемет, а для поражения бронетехники можно было использовать ПТРК «Фагот» или «Корнет».
Для установки нового вооружения на БМП-2 оборудовали новую, более просторную башню. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, такое устройство позволяет вести огонь на лету. Башня оборудована местами для наводчика и командира. Благодаря новым, более совершенным приборам прицеливания и наблюдения теперь стрелять может и командир, и наводчик.
По сравнению с предыдущей машиной изменилось количество десантников и их расположение. В десантном отделении может находиться шесть бойцов, сзади водителя есть еще одно место для пехотинца.
На БМП-2 установлен более совершенный двигатель с системой турбонаддува. Единство шасси и коробки передач осталось прежним. Добавлена более совершенная система установки дымовых завес, состоящая из термодымовой аппаратуры и шести пусковых установок дымовых гранат «Туча». Машина оборудована системой пожаротушения.
Установка новой, более крупной башни увеличила массу машины, но БМП-2, как и БМП-1, может плавать. Скорость движения по воде 7 км/ч, движение происходит за счет перемотки гусениц.
БМП-2 на вооружении зарубежных стран
С самого начала производства БМП-2 интерес к этому виду оружия проявили многие страны. Сейчас автомобиль эксплуатируется в 35 странах мира. Базовая модель производилась в Чехословакии, Индии, Финляндии.
БМП-2 имеется практически во всех странах постсоветского пространства, таких как: Украина, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Грузия, Беларусь, Армения, Азербайджан, Абхазия, Осетия.
Больше всего БМП различных модификаций состоит на вооружении армий Сирии (около 2450 единиц), Индии (980 единиц), Ирана (400 единиц).
От 100 до 300 машин состоят на вооружении армий Алжира, Вьетнама, Анголы, Йемена, Чехии и Финляндии.
Менее 100 единиц имеется в армиях Шри-Ланки, Уганды, Судана, Кувейта, Иордании, Индонезии, Словакии, Македонии.
Специалисты считают БМП-2 лучшей машиной среди аналогов. Достоинствами являются простота, надежность, неприхотливость и высокие боевые характеристики.
Боевое применение
БМП-2 принимали самое активное участие в Афганской войне. В Афганистане боевые машины понесли большие потери (тысяча триста единиц, в том числе БМП-1, БМП-2, БТР, БРДМ). Принимал участие в войне между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями в борьбе за Нагорный Карабах (1988-1994 гг.).
Позже в конфликтах принимали участие автомобили:
- в первую (1994-1996 гг.) и вторую чеченскую войну (1999-2009 гг.);
- во время гражданской войны на территории Таджикистана (1992-1997 гг.);
- на территории Южной Осетии (2008 г);
- в боях на юго-востоке Украины (с 2014 г);
- принимал участие в боевых действиях в Анголе.
Применялись они и в войне в Ираке, где, по некоторым данным, от выстрелов автоматической пушки БМП-2 были выведены из строя три танка «Абрамс». Используется сирийскими войсками в борьбе с боевиками.
На сегодняшний день БМП-2 состоит на вооружении многих стран мира.
В отличие от зарубежных аналогов, он имеет широкий спектр применения в различных боевых ситуациях и прост в эксплуатации. Уникальная конструкция машины дает возможность быстро ее модернизировать. БМП представляет особый интерес на международном рынке вооружений. Несмотря на слабость бронирования и некоторые другие недостатки, эта машина имеет большой потенциал для дальнейшего развития.
Читайте также: САУ 2С35 «Коалиция-СВ» описание, особенности, ттх
Модернизация БМП-2 с модулем «Бахча-2»
В период серийного производства БМП-2 прошла модернизацию. До сих пор машина состоит на вооружении российской армии, поэтому есть необходимость в доработках.
В 90-х годах 20 века возникла необходимость модернизации ТТХ БМП-2. Необходимо было увеличить огневую мощь, необходимую для проведения атаки в современных боевых условиях. Конструкторское бюро города Тулы предложило снять с БМП-2 штатную башню и поставить на ее место модуль «Бахча-У».
«Бахма-У» имеет ствольное, ракетное вооружение. Все элементы вооружения соединены в единый блок. Он включает в себя 10-мм крепление 2А70. Кроме того, добавлен пулемет ПКТ. «Бахча-У» имеет 30-мм автоматическую пушку, которая снаряжается 34 гранатами, 4 ракетами комплекса 9К116 «Кастет».
Модернизированная башня сделана полностью поворотной. Улучшено прицеливание для босса и наводчика. Управлять системой вооружения стало проще, используется автоматизированная система.
В результате тактико-технические характеристики БМП-2 позволяют атаковать объекты с расстояния до 4 км. Зона стрельбы увеличена до 5 км. Благодаря осколочно-фугасным снарядам появилась возможность поражать больше живой силы и других объектов противника.
Модернизация привела к другим изменениям. Новая башня «Бахча-У» имеет массу до 3,98 т. При этом машина становится настолько тяжелой, что теряет плавучесть. Кроме того, экипаж пришлось сократить на 2 десантника.
Модернизированная версия БМП-2М участвовала в выставке военной техники, но большого количества заказов получено не было. В российской армии более широко используется базовая модель БМП-2.
Тактико-технические характеристики БМП-2
В таблице приведены тактико-технические характеристики советской боевой машины пехоты в сравнении с зарубежными аналогами, такими как американская БМП M2 Bradley и шведская Strf 90.
Альтернативы | БМП-2 | М2 «Брэдли» | Пенальти 90 |
Страна | СССР/Россия | США | Швеция |
Экипаж/десант, чел | 3/7 | 3/6 | 3/8 |
Длина/ширина и т.д. | 6735/3150 | 6452/3200 | 6550/3170 |
Основное вооружение | 30-мм автоматическая пушка 2А42 | 25-мм автоматическая пушка «Бушмастер» | 40мм авто.
пистолет Бофорс Л-70 |
Ракетное оружие | ПТРК «Фагот» / «Конкурс» | ПТРК TOW/BGM-71 | — |
Бронирование и т.д. | 6-23 | 14-25 | до 30 |
Масса, т | 14 | с 22 | 23-35 |
Скорость движения
по автомагистрали |
65 | 66 | 70 |
Запас хода, км | 600 км | 480 км | 320 км |
Управляемый
препятствия ров/стена, м |
2.5/07 | 2,5/0,9 | 2,5/0,5 |
В 70-е годы в США была разработана пехотная Бредли, которая начала сходить с конвейера в 1981 году. Если сравнивать боевые качества БМП-2 и М2 Бредли, то они равны. В боевом противостоянии этих машин большое значение имеет опыт экипажа.
Американская модель проходит не одну модернизацию, из-за чего БМП-2 стала по многим параметрам отставать. После в России усовершенствовали боевую машину, которая снова стала конкурентоспособной с американской.
Новое оборудование
На форуме «Армия-2020» была выставлена БМП-2М с «Бережком» с установленным комплектом дополнительной защиты. На него были установлены решетчатые экраны и навесная броня, разработанные в НИИ Стали. Они защищают кузов автомобиля от пуль крупнокалиберных пулеметов и позволяют отражать попадание гранат из РПГ-7. Вес этого комплекта около тонны. Его может собирать и разбирать экипаж.
Новый турбированный дизель УТД-23 на треть мощнее того, что устанавливался на версию до модернизации. Мощность достигает 400 л.с. Гидравлические амортизаторы с повышенной энергоемкостью и усиленные опорные катки позволяют справиться с возросшей массой более защищенной БМП-2М. Резинометаллические рельсы служат дольше и наносят меньший ущерб дорогам.
Обновилось и оборудование связи. Машины получат современную цифровую радиостанцию Р-168 «Акведук» с увеличенным радиусом действия и улучшенным качеством связи
Важной особенностью станет возможность подключения БМП к современным автоматизированным системам боевого управления
Контракт на БМП-2М с БМ «Бережок» — лишь часть масштабной работы по модернизации сухопутных войск. В декабре прошлого года она объявила о намерении поставить в 2021 году сухопутным войскам, воздушно-десантным войскам и береговым войскам 565 единиц бронетехники. Среди них более трехсот танков, БМП и БТР. В ближайшее время планируется довести количество современной и модернизированной техники в сухопутных войсках до 70%. По данным военного ведомства в 2021 году этот показатель составлял 50%.
Модификации
БМП-2 после поступления на вооружение стала одним из лучших образцов боевых машин пехоты в мире, но со временем вся техника устаревает, поэтому необходима модернизация.
В ходе модернизации машины были улучшены ее характеристики, что приблизило машину к мировым стандартам.
Один из вариантов — БМП-2М «Бережок». В ходе модернизации машины были усовершенствованы основные узлы управления огнем, установлены новый противотанковый комплекс «Корнет» и автоматический 30-мм гранатомет АГС-17 «Пламя», позволяющие поражать пехоту в укрытиях. В боекомплект орудия вошел новый подкалиберный снаряд «Трезубец».
Наводчик получил современный прицел, позволяющий повысить точность стрельбы. Командир теперь имеет панорамный прицел, обеспечивающий разностороннее наблюдение и наведение оружия на цель.
Версия БМП-2Д (модифицированная) создавалась специально для условий во время войны в Афганистане. Увеличение бронирования означало, что машина не могла плавать.
Попыткой улучшить характеристики БМП-2 до уровня БМП-3 стала машина с боевым модулем «Бахча-У». Из-за большого количества техники количество десантников (под транспортом) было сокращено с семи до пяти.
Также существовал вариант БМП-2 с установкой автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя».
Специально для мотострелковых войск был изготовлен вариант БМП-2К, оснащенный дополнительной радиостанцией. Для дальней связи имеется мачтовая антенна.
Описание конструкции
Экипаж машины состоит из трех человек — водителя, наводчика и командира. В машине также перевозится десант из 7 человек, которые могут стрелять через специальные амбразуры из личного оружия.
Броневой корпус и башня
Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных бронелистов толщиной от 5 до 19 мм. Поддон башни имеет толщину 23 мм.
В левой передней части машины находится пост управления, где находится место водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средствами связи. За водителем находится место наводчика, оборудованное бойницами для стрельбы из личного оружия, а также средствами наблюдения и средствами связи.
Машинное отделение расположено в правой передней части машины, по длине машины совмещено с постом управления и отделено от него теплозвукоизоляционной перегородкой. В перегородке имеются люки для доступа к агрегатам МТО.
В средней части машины находится боевое отделение, занимающее башню и турель в корпусе. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном отделении находится вращающийся пол, на котором установлены ящики с пулеметными патронами, а также система ленточного питания орудия бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. С правой стороны корпуса расположены три штабеля выстрелов ПТУР, еще один находится в подбашенном отделении.
Боевое отделение расположено в средней части машины. Занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещаются основное и вспомогательное вооружение и их системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу установлены магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание орудия бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Стеки ПТУР установлены в подбашенном отделении (одна) и по правому борту корпуса (три).
В отделении отделения, расположенном в задней части машины, есть 6 рабочих мест для стрелков. У каждого есть лазейка для стрельбы из личного оружия. В корме есть две двери для десанта. В левой двери есть бойница для стрельбы из пулеметов. Также для спешивания десанта при передислокации или экстренной эвакуации над сиденьями в крыше фюзеляжа имеются два люка. Десантное отделение разделяет центральный топливный бак и отсек электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, обогреватель и другие электроприборы.
Вооружение
Основное отличие БМП-2 от БМП-1 — новая система вооружения. Причиной замены стал опыт применения вооружения БМП-1, которая с трудом справлялась с задачей поражения типовых пехотных целей, особенно с лежащим или укрытым экипажем противника. Проблемой была борьба с низколетящими воздушными целями, легкими БТР, а из-за малой мощности боекомплекта, малой точности и малой дальности стрельбы пушки 2А28 борьба с танковыми целями не была эффективной.
Основное вооружение БМП-2 — 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боезапасом 500 выстрелов. Пушка спарена с пулеметом ПКТ калибра 7,62 с боезапасом 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками у БМП-2 есть ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.
Также на машину были установлены 6 гранатометов системы дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.
Средства наблюдения и связи
Место механика-водителя оборудовано приборами наблюдения и переговорным устройством танка А-3. Место наводчика позади него оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.
Ночью водителя досматривает блок ТВН-2 (для машиниста), который устанавливается непосредственно перед выездом вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не велики (в полной темноте), поэтому водителю не видно, что находится по бокам машины, это уже обязанность командира и наводчика с донесением по внутренней связи. Оборудование поставляется вместе с оборудованием, но обычно хранится отдельно от машины.
На рабочих местах командира и оператора установлены приборы наблюдения и прицеливания. Пост командира оборудован радиостанцией Р-123М и прибором ТПУ А-1. У оператора есть блок ТПУ А-2 для внутренней связи.
Рабочие места наводчика в десантном отделении и кормовые разборные двери оборудованы приборами наблюдения за местностью ТНПО-170А. Для внутренней связи в отделении используются блоки ТПУ А-3 и А-4. В правой двери радиостанция Р-126.
Для прицеливания стрелок использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днем и 5-кратным увеличением ночью. Для работы в активном режиме на машине установлена подсветка ОУ-5. Кроме прицела наводчик имеет 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 задний прибор наблюдения ТНПТ-1. Командиру машины были установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.
Двигатель и трансмиссия
В машине два блока. Первый блок является силовым и объединяет двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Другой — блок охлаждения и очистки, он объединяет в себе радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и систему трансмиссионного масла.
Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой агрегат, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, маслосистемы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистителя. Последний крепится к балкам крыши корпуса.
Двигатель 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность 210…221 кВт. Полная масса сухого двигателя примерно 700 кг.
Силовой агрегат условно расположен в первом блоке (он же отсек), в самой передней части машины под «ребрами». В его состав входит коробка передач, в состав которой входят редуктор, блоки управления, сцепление. Все это в какой-то мере можно отремонтировать в полевых условиях, благо есть прямой доступ. Двигатель, условно расположенный во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя, полностью закрыт и доступ к нему без специального оборудования практически невозможен.
Единственный путь к двигателю перекрыт бронелист вместе с эжектором, прямо над ним и без серьезного подъемного механизма его даже пытаться ремонтировать не стоит. Однако эта ситуация явно была продумана конструкторами, если что-то случится с двигателем, машина не готова к бою и поэтому требует капитального ремонта, а правильно провести его можно только в специализированном месте.
Ремонт двигателя через люки переборки в принципе невозможен, а доступ предоставляется только для планового обслуживания. Но применяются они особенно в холодное время года, когда двигатель уже прогрет, а температура в салоне еще не выше, чем на улице, даже если подается команда «на машины!» уже вошел.
Тут экономят, первую часть тепла получает механик-водитель и сидящий за ним человек, затем сидящие в башне и только потом десантное отделение, с условием, что они ездят долго и кормовые двери не часто открыты. Следует отметить, что этот отсек вообще не успевает прогреться, так как люки закрываются при достижении комфортной для водителя температуры. После этого происходит обогрев за счет перегородок и нагнетаемого в салон нагретого воздуха.
Ходовая часть
В качестве основы используется шасси с шестью несущими ходовыми частями, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.
Несмотря на гусеничный ход, машина достаточно быстрая и скорость 65 км/ч по трассе явно занижена исходя из стабильного управления, а на максимальной скорости машина становится просто неуправляемой, гусеницы и асфальт в этот момент становятся как коньки и лед.
По пересеченной местности или грунтовой дороге (если она не похожа на асфальт) невозможно разогнаться более 40 км/ч, только из-за конструктивных особенностей автомобиля весь вес двигателя и коробки приходится на нос, поэтому при ударе машину начинает колоть, что само по себе замедляет движение. Едя на змее, единственный способ не потерять набранную скорость — это когда только одна гусеница наезжает на кочку, а другая еще нет, как бы минуя ее.
В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между штурвалом в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал» (в экипажах его называют штурвалом), состоящий только из две горизонтальные ручки. При той же свободе вращения, что и рулевое колесо, это позволяет управлять машиной, как колесной машиной, с той лишь разницей, что угол отклонения имеет свои ограничения.
При повороте в сторону происходит равномерное равномерное перераспределение тягового усилия гусениц, именно это позволяет не тянуть машину при повороте, что обычно бывает у гусеничных машин, что в конечном итоге влияет на катки и негативно влияет на них. После ее отпускания «баранка» сама возвращается в исходное состояние. Поэтому усилие нужно прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент свидетельствует о том, что машина движется прямолинейно. Благодаря такой конструкции управление машиной значительно упрощается, а такие маневры, как змейка в движении, более плавные.
Вооружен и очень опасен
По словам разработчиков, модернизированная БМП-2М в два раза эффективнее американской «Брэдли», а базовая версия БМП-2 в четыре раза эффективнее.
Такое усовершенствование стало возможным благодаря боевому модулю «Бережок», разработанному на базе обычной башни от БМП-2. Помимо 30-мм пушки и танкового пулемета теперь устанавливаются четыре ракеты новейшего противотанкового комплекса «Корнет-Э». Кроме того, добавлен автоматический гранатомет, способный вести огонь по навесным переулкам.
Камчатский часовой: новые БМП прикроют стратегические подводные лодки
Боевые машины способны поражать технику, экипаж и даже катера противника
Управляемые «Корнеты» в зависимости от модификации могут поражать наземные и воздушные цели на расстоянии от 5 до 10 км. Их бронепробиваемости в 1200 мм брони достаточно, чтобы уничтожить любой современный танк даже «в лоб», где защита самая сильная. Также возможно преодоление новейших систем активной защиты, сбивающих боеприпасы на дороге. Для этого «Бережок» способен стрелять двумя ракетами по одной цели с интервалом в секунду. Даже если первый будет перехвачен, второй попадет в цель.
В отличие от штатного для БМП-2 противотанкового ракетного комплекса «Конкурс», новые ракеты могут стрелять с ходу. Они больше не ограничены проводами и управляются лазерным лучом. При необходимости «Корнеты» также способны поражать малоскоростные воздушные цели на малых высотах — вертолеты и беспилотники, а также здания. Для этого в арсенале есть не только бронебойные, но и мощные термобарические боеприпасы.
30мм автоматический гранатомет гораздо эффективнее БМП для обстрела пехоты, прячущейся в окопах или за укрытиями. С новыми гранатами его максимальная дальность достигает 2 км.
Командир и наводчик имеют отдельные прицелы с каналами наблюдения для ночного и тепловизионного наблюдения. Оружие и средства наблюдения стабилизированы и могут автоматически удерживать цель в поле зрения днем и ночью, а также в движении. Современный лазерный дальномер определяет расстояние до него на расстоянии 10 км.
Истребители утверждают: ВКС получат новейшие ракеты по рекордному контракту
Высокоточная Р-77-1 для воздушного боя средней дальности будет стоить 65 млрд рублей
Защита экипажа БМП-2 от радиации
Для защиты людей, находящихся в БМП-2, используется несколько методов. На крыше корпуса в десантном отделении, на крышках люков, с внутренней стороны установлен вкладыш.
Все помещения, где находится экипаж, оборудованы герметичной системой защиты. Это спасает от радиоактивной пыли, бактериальных агентов, отравляющих веществ. При необходимости сюда будет подаваться очищенный воздух, для чего поставляется фильтровентиляционная установка. Машина оснащена средствами химической и радиационной разведки. Система защиты может запускаться автоматически или вручную.
БМП-2 оснащена противопожарным оборудованием, которое рассчитано на два применения. Это 2 баллона с составом «Фреон» 114V2. В машине 4 датчика. Кроме того, существует и ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Фото БМП-2
Как создавалась и разрабатывалась
БПМ-2 появилась благодаря усовершенствованию БМП-1. В ходе войны в Афганистане стало ясно, что БМП-1 не отвечает требованиям современного боя. Курганский машиностроительный завод стартовал в 1974 году и начал работы по совершенствованию базовой модели. БМП надо было перевооружать, делать более безопасным, в том числе и от ядерного удара. Над модификацией работал и Челябинский тракторный завод, модель получила название объект 675.
В результате машина получила более крупную башню, заменено и добавлено более современное вооружение. За основу взят вариант ОАО «Курганмашзавод». БМП-2 стала весить с 13,8 т до 14 т, что на целую тонну больше, чем у БМП-1.
На параде в Москве в 1982 году публике была представлена БМП-2. Он прошел на Красной площади в столице в ноябре.