- История разработки боевой машины десанта БМД-4М
- Цели и задачи
- БМД-4М: ставка на вооружение
- ЗАЩИЩЕННОСТЬ:
- БТР-МДМ Ракушка: больше десантников, больше груза
- Описание конструкции
- Корпус и башня
- Система управления огнем (СУО)
- Силовая установка и трансмиссия
- Ходовая часть
- Вооружение
- ДВИГАТЕЛЬ:
- Тактико-технические характеристики
- Прицельный комплекс
- Фото БМД-4М
- Внутри БМД-4М
- Компоновка
- БОЕКОМПЛЕКТ:
- Достоинства и недостатки
- Нона-СМ: одна на смену трем
- Модификации БМД-4М
История разработки боевой машины десанта БМД-4М
В 80-х годах прошлого века в Советской армии произошла смена поколений легкой бронетехники: мотострелковые войска получили БМП-2, а воздушно-десантные – БМД-2. Эти машины отличались друг от друга конструкцией и общей массой, но были едины по вооружению, основным элементом которого была автоматическая тридцатимиллиметровая пушка 2А42.
Судя по всему, и военные заказчики, и конструкторы бронетехники планировали и дальше обеспечивать «боевой паритет» обычной пехоты и десантников. Тем временем еще в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, вооружение которой было кардинально усилено новой пушкой 2А70 калибром 100 мм. Попытка установить такое же орудие на БМД грозила неприемлемым увеличением массы.
Несмотря на эти опасения, уже при проектировании будущей БМД-3 прорабатывалась возможность применения на ней тех же видов вооружения, что и на БМП-3. Расчеты показали, что вес такой машины превысит 18 тонн. Это означало, что основной военно-транспортный самолет Ил-76 сможет взять на борт только две БМД, что не устраивало командование воздушно-десантных войск.
БМД-3 — машина, на базе которой была создана первая модификация БМД-4
В результате БМД-3 осталась с той же пушкой 2А42, что и БМД-2, отличаясь от последней системой управления вооружением и несколько усиленным бронированием. В качестве «полумеры» для повышения уровня вооружения новую машину оснастили автоматическим гранатометом. В 1990 году БМД 3 была принята на вооружение, но весь объем последующего серийного производства составил всего 137 единиц.
В результате в начале двадцать первого века в ВДВ России появились устаревшие БМД-1 и БМД-2. Обе эти машины уже не могли оказывать полноценную огневую поддержку на поле боя. Предвидя такую ситуацию, конструкторы Волгоградского тракторного завода еще в 1997 году решили вернуться к старой идее и попытаться модернизировать БМД-3, установив на нее боевое отделение «Бахча-У», как на БМП 3.
В последний день 2004 года обновленная боевая машина десанта получила наименование БМД-4. Через несколько месяцев первые образцы поступили в воздушно-десантные войска. Следует отметить, что еще в период разработки конструкторам удалось добиться определенного смягчения требований к массе машины со стороны заказчиков. Сначала военные хотели, чтобы масса БМД-4 была такой же, как у БМД-3, но после долгих и мучительных переговоров стороны сошлись на пределе в 13 200 килограммов. Остальные технические характеристики, полученные заказчиками на БМД 4, оказались вполне удовлетворительными.
Реально вес составил 13,6 тонны, что сразу же вызвало массу нареканий, хотя уже было понятно, что установить стомиллиметровую пушку с боекомплектом и не утяжелить машину физически невозможно.
Десантирование бронетехники с Ил-76 — именно для обеспечения такой возможности от конструкторов требовалось уменьшить вес БМД
В попытке уменьшить массу конструкторы сняли с БМД автоматический гранатомет и несколько уменьшили боекомплект тридцатимиллиметровой пушки, но полной «компенсации» добиться не удалось.
Несмотря на ряд положительных отзывов, Минобороны не спешило размещать заказы на БМД-4. Причины этого вскрылись чуть позже, но Волгоградскому тракторному заводу это не помогло – в 2005 году предприятие обанкротилось и было фактически упразднено. Поскольку воздушно-десантным войскам по-прежнему требовалось обновить свой парк бронетехники, проект БМД-4 был передан Курганмашзаводу, производителю БМП-3.
Уже в 2008 году был продемонстрирован переделанный вариант боевой машины десанта, получивший обозначение БМД-4М. Конструкторы Курганмашзавода существенно изменили геометрию бронекорпуса, приблизив его к БМП-3, и установили более мощный двигатель, что позволило несколько повысить скорость и маневренность. При этом набор вооружения остался прежним. Казалось, что проект наконец-то сдвинулся с мертвой точки, но тут-то и всплыли остававшиеся «под ковер» противоречия в военном руководстве.
В апреле 2010 года первый заместитель министра обороны России Поповкин заявил от имени агентства, что закупка БМД-4М не планируется. Новую машину тут же начали жестко критиковать — на этот раз достаточно публично. Особое возмущение выражалось по поводу низкого уровня защиты экипажа и высокой закупочной цены (примерно на 10% больше, чем у танка Т-90А). Делались заявления о необходимости закупки иностранной военной техники для ВДВ.
Боевая машина пехоты БМД-4 на улицах Москвы в 2008 г
В 2012 году БМД-4М в очередной раз «похоронила» начальника Генерального штаба ВС России Н.Е.Макарова, который попутно проклинал и БМП-3. Между тем у новой машины тоже нашлись сторонники. При этом нетрудно было заметить, что против БМД-4М выступали генералы из «регулярных» сухопутных войск, а их противниками были представители ВДВ. Самым авторитетным «защитником» новой машины был В. А. Шаманов.
Следует учесть, что с 2007 по 2012 год Министерство обороны возглавлял А.Е. Сердюков, который относился к воздушно-десантным войскам с откровенной неприязнью, так как они явно «не вписывались» в проводимую им реформу. Некоторое время даже стоял вопрос о полной ликвидации ВДВ. Разумеется, десантники не могли смириться с таким отношением, что привело к длительной и бессмысленной «войне», одной из жертв которой вполне могла стать БМД-4М.
Лишь в 2016 году было принято решение об использовании новой боевой машины десанта. Объем серийного производства БМД-4М составил более 180 единиц, производство продолжается. Кроме того, на шасси этой машины планируется выпуск новых типов амфибийной бронетехники. Осуществятся ли эти планы, сказать сложно, потому что финансовое положение Курганмашзавода достаточно тяжелое – уже много лет предприятие буквально балансирует на краю пропасти, и другого производителя в России сейчас просто нет.
Цели и задачи
Боевая машина десанта БМД-4М создавалась для решения следующих основных задач:
- Транспортировка ВДВ в ближнем и оперативном тылу;
- уничтожение огневых точек, бронетехники, укреплений и расчетов противника;
- Обеспечить защиту десантников на поле боя от огня стрелкового оружия и осколков наиболее распространенных типов снарядов и мин.
БМД-4М на марше во время учений
Главное качество, отличающее БМД от обычной БМП, это то, что она может десантироваться и десантироваться, причем вместе с экипажем.
БМД-4М: ставка на вооружение
Боевая машина десанта для крылатой пехоты — аналог боевой машины пехоты наземного базирования. Его производит Курганмашзавод. В использовании с 2016 года.
Максимально унифицирована с БМП-3М, но облегчена, укорочена (на шасси пять катков вместо шести). И приспособлен для решения задач Воздушно-десантных войск, важнейшей из которых является воздушное десантирование парашютным, парашютно-реактивным или десантным способом.
БМД-4М легко отличить от БМП-3М по пяти каткам в ходовой части.
Корпуса БМП-3М и БМД-4М аналогичны, но пулемета в передней части боевой машины десанта нет.
Место для трех членов экипажа и пяти десантников (против семи у БМП-3М).
Силовая установка — дизельный двигатель УТД-29 мощностью 500 л.с и полуавтоматическая коробка передач.
Машина оснащена гидропневматической подвеской с регулируемым дорожным просветом. Рабочий дорожный просвет составляет 450 мм, но его можно увеличить до 530 или уменьшить до 130 мм.
Десантный аппарат получился подвижным, быстрым, маневренным, с дальностью полета 500 км и возможностью плавания с использованием водометной тяги (10 км/ч при волнении до 3-4 баллов).
БМД-4М может плавать со скоростью 10 км/ч.
В воде боевая машина десанта передвигается с помощью водометов винтового типа.
Но главное преимущество БМД-4М — мощное вооружение. В обитаемом турельном модуле Б8Я01 «Бахча-У» разработки тульского Конструкторского бюро приборостроения размещается автоматическая 100-мм пушка — пусковая установка 2А70, скорострельная пушка 2А72 калибра 30 мм и 7,62-мм пулемет ПКТМ.
В едином заряжающем главного калибра — 34 снаряда с дальностью до 7 км и 4 противотанковые управляемые ракеты «Аркан» с тандемной кумулятивной боевой частью (пробивает броню до 750 мм) и дальностью до 5,5 км. Малокалиберная 2А72 с подвижным стволом поражает наземные цели на расстоянии до 4 км.
В боекомплект входят осколочно-фугасно-зажигательные, осколочно-трассирующие, бронебойно-трассирующие и бронебойно-подкалиберные снаряды с повышенной пробиваемостью. Пистолет оснащен двухсторонней ленточной подачей с переключением автоматической и ручной подачи.
БМД-4М оснащена эффективной системой управления огнем.
Как саперы строят переправы через водные преграды: методика СВО
Позволяет поражать наземные и воздушные цели 24/7 с места и в движении.
В состав комплекса входят баллистический вычислитель, лазерный дальномер, тепловизионный прицел, машина сопровождения цели и панорамный тепловизионный прицел командира.
Предусмотрено полное дублирование отстрела босса всеми видами оружия.
ЗАЩИЩЕННОСТЬ:
Корпус БМД-4 выполнен из алюминиевого сплава, противопульная защита. Для повышения противоминной стойкости места боевого расчета крепятся к потолку боевого отделения. Защита от оружия массового поражения обеспечивается герметизацией обитаемого пространства с образованием избыточного давления с помощью ФВУ.
БТР-МДМ Ракушка: больше десантников, больше груза
Назначение этой машины — плавающий бронетранспортер десанта.
По ходовой части и силовой установке она унифицирована с БМД-4М. Отличие: минус башня с орудиями, плюс количество мест.
Панцирь — режущий тип пуленепробиваемой алюминиевой брони. Двигатель — многотопливный дизель УТД-29.
В ходовой части с изменяемым дорожным просветом установлено по пять опорных катков на пневмогидравлических рессорах с каждой стороны.
БТР-МДМ демонстрирует возможность изменения дорожного просвета.
В десантном отделении по бокам расположены три двухместных сиденья. Их можно объединить и получить вместительный грузовой отсек.
Помимо сидений для десантников, у Shell есть два кресла для посадки экипажа в машине. В них садятся капитан и водитель, затем пересаживаются на обычные места.
Ящики с боеприпасами, бочки с горючим и прочий багаж крепятся ремнями. Вдоль бортов имеются приспособления для крепления носилок с ранеными.
Растяжитель можно расположить в 3 слоя. В отделении управления есть место для водителя, командира и еще одного десантника.
Всего Shell берет на борт двух членов экипажа и тринадцать десантников, или две тонны груза.
Для десантников БТР-МДМ это транспорт, грузовик и скорая помощь.
Машина оборудована системой очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой. Имеются (но не такие мощные, как у БМД-4М) средства огневой поддержки — два 7,62-мм пулемета. Один курс, другой — круговая атака. Последний расположен на крыше возле командирского люка.
Рабочее место механика-водителя Панциря аналогично БМД-4М. Вместо руля — баранка. Рядом с рычагом четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач.
Панцирь и БМД-4М дополняют друг друга. Для одной машины — вместительность, для другой — огневая мощь.
Описание конструкции
Что касается внутреннего устройства, то БМД-4М во многом схожа с предыдущими гусеничными машинами ВДВ, прежде всего с БМД-3, однако инженеры Курганмашзавода внесли в конструкцию ряд изменений, направленных на достижение максимального уровня унификация с БМП-3. Такой подход упрощает серийное производство, ремонт и обслуживание.
Корпус и башня
Конфигурация БМД-4М такая же, как и у других советских/российских боевых машин десанта. Перед корпусом находится диспетчерская. Вмещает двух десантников и водителя (посередине). Средняя часть машины — боевое отделение. Прямо над ним находится вращающаяся башня. Здесь, наряду с важнейшими системами вооружения, расположены командир и наводчик.
Затем следует десантное отделение, где есть место еще для трех человек, а в задней части машины находится МТО — моторно-трансмиссионное отделение.
Башня, в отличие от алюминиевого корпуса, выполнена из стальной брони. Он входит в состав единого боевого модуля «Бахча-У», который также устанавливается на другие типы российской легкой бронетехники. Вы можете вращать башню в горизонтальной плоскости на 360 градусов.
БМД-4, вид спереди и сверху. Хорошо видны три передних люка (два десантных по краям и люк механика-водителя посередине)
Система управления огнем (СУО)
В комплект снаряжения, предназначенного для ведения точной стрельбы по различным целям, входят следующие основные элементы:
- Взгляд командира. С помощью этого агрегата командир может самостоятельно вести огонь по разным целям из пушек и пулеметов или давать целеуказание наводчику. Используются дальномер, дневной и ночной каналы;
- Взгляд стрелка. В отличие от командира, этот член экипажа БМД-4М может применять противотанковые управляемые ракеты, для чего в его прицеле имеется отдельный информационный канал. При необходимости можно использовать двенадцатикратный оптический зум. Кроме того, к прицелу прикреплена тепловизионная камера;
- Стабилизатор оружия. Регулировка осуществляется в двух плоскостях;
- Устройство автоматического сопровождения целей, интегрированное с прицелами;
- Баллистический компьютер.
Кроме того, у командира и наводчика есть мониторы и пульты управления. Все эти блоки работают в тесном взаимодействии, что достигается за счет использования единой информационной системы, дополненной датчиками для получения внешних данных об окружающей среде.
Характеристики бортовой системы управления огнем обеспечивают точное поражение целей как с места, так и с ходу, в том числе на плаву. Также возможно вести навесную стрельбу осколочно-фугасными гранатами с закрытых позиций.
Силовая установка и трансмиссия
Двигатель УТД-29, устанавливаемый на БМД-4М и БМП-3
На БМД-4М установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-29 с жидкостным охлаждением, такой же, как на БМП-3. Этот десятицилиндровый двигатель достигает максимальной мощности в 500 лошадиных сил при частоте вращения главного вала 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент составляет 1460 Нм. Двигатель имеет собственный вес 910 килограммов. Он способен работать в высокогорных условиях, и сохраняет все свои тактико-технические характеристики даже на высоте 4500 метров.
Трансмиссия боевой машины десанта также унифицирована с БМП-3 и собрана в одном агрегате с двигателем. Коробка передач – автоматическая, четырехступенчатая, с гидродинамическим трансформатором. При движении задним ходом автомобиль способен развивать скорость до 20 км/ч.
Ходовая часть
Представители Курганмашзавода неоднократно заявляли, что им удалось добиться унификации БМД-4М с БМП-3 и ходовой частью, но если это и произошло, то изменения, видимо, в основном коснулись скрытых от глаз конструктивных деталей. Внешне на БМД 4М отчетливо видны предыдущие пять опорных катков с каждой стороны машины. Ничего нового в конструкции гусениц не заметно.
Боевая машина десанта БМД-4М оснащена гидропневматической подвеской, позволяющей изменять клиренс от 190 до 590 мм за счет подъема и опускания корпуса.
Вооружение
Боевой модуль «Бахча-У» со снарядами для 100-мм орудия в карусели автомата заряжания.
В состав универсального боевого модуля «Бахча-У», устанавливаемого на БМД-4М, входят следующие виды вооружения:
- Пистолет 2А70 с автоматом заряжания. Калибр — 100 мм, дальность стрельбы — до 7 км, масса выстрела — от 15,8 до 18,2 кг, скорострельность — до 10 выстрелов в минуту;
- Автоматическая пушка 2А72. Калибр — 30 мм, эффективная дальность — до 4 км (по живой силе). Питание — селективное, осколочно-фугасное или бронебойное патроны 30х165 мм;
- Пулемет ПКТМ. Калибр — 7,62 мм, эффективная дальность — до 1,5 км;
- Противотанковые управляемые ракеты «Аркан» 9М117М3. Стреляли через ствол основного орудия. Прицельная дальность — до 5,5 км, бронепробиваемость — 750 мм (средняя). Боевая часть — тандемная.
Боекомплект основного орудия включает 34 выстрела, из них 4 ПТРК «Аркан», а 30 обычных выстрелов размещаются в карусели автомата заряжания.
Боекомплект орудия 2А72 состоит из 350 снарядов. Если требуется посадка, число должно быть уменьшено до 254 для уменьшения веса. По сравнению с пушкой 2А42, которая устанавливалась на БМД-2, новое орудие имеет значительно меньшую отдачу, но это преимущество достигается за счет снижения скорострельности, что ставит под сомнение эффективность поражения воздушных целей. Впрочем, для БМД 4М характеристики «зенитного огня» не столь важны.
Пулемет ПКТМ снаряжается двумя тысячами патронов.
Внутреннее устройство выстрела от ПТРК к основному орудию БМД-4М
Кроме того, по бокам башни установлены шесть минометов для пуска дымовых гранат 3Д6М.
ДВИГАТЕЛЬ:
Максимальная скорость БМД-4 по шоссе 70 км/ч, средняя скорость по сухой грунтовой дороге 40-45 км/ч. Это достигается применением шестицилиндрового многотопливного двигателя 2В-06-2 мощностью 450 л.с., оснащенного турбокомпрессором и гидромеханической коробкой передач с гидрообъемным механизмом управления. Гидропневматическая подвеска обеспечивает высокий комфорт вождения и изменение дорожного просвета от 130 до 530 мм с места водителя.
Для обеспечения плавного движения со скоростью 10 км/ч в корме машины установлены два водометных движителя.
Машина может комплектоваться самоокапывающим оборудованием, снегоболотоходами и асфальтовыми башмаками.
БМД-4 на марше
Боевая комната «Бахча-У»
Тактико-технические характеристики
Основные параметры приведены как для БМД-4М, так и для исходного варианта боевой машины.
БМД-4М | БМД-4 | |
Масса | 13 500 кг | 13 600 кг |
Длина тела | 6,1 м | 6,1 м |
Ширина | 3,11 м | 3114 м |
Высота | 2,45 м | 2,4 м |
Распродажа | 19-59 см | 19-59 см |
Максимальная скорость | 70 км/ч | 67,5 км/ч |
Скорость воды | 10 км/ч | 10 км/ч |
Запас хода | 500 км | 500 км |
Мощность двигателя | 500 л.с | 450 л.с |
Емкость | Экипаж — 3 человека, десант — 5 человек | Экипаж – 3 человека, десант – 5 человек. |
Благодаря замене двигателя боевая машина десанта БМД 4М имеет более высокую удельную мощность – 37 л.с на тонну (у БМД-4 было 33 л.с на тонну.).
Прицельный комплекс
Прицел наводчика Б8К1, комбинированный дневной и ночной прицел с независимой 2-плоскостной стабилизацией поля зрения, встроенными каналами теплового измерения дальности и каналом управления ПТУР и автоматическим сопровождением цели. Обеспечивает эффективную фотосъемку днем и тепловизором ночью, в сложных погодных условиях, в задымленных и запыленных условиях, а также при воздействии организованных оптических помех;тприцел командирский Б8К2 — панорамный, с независимой двухплоскостной стабилизацией поля зрения, с дневным, ночным, телевизионным и дальномерным каналами.
Обеспечивает поиск и идентификацию целей днем и ночью, стабилизацию поля зрения в двух плоскостях, стрельбу всеми типами боеприпасов, за исключением управляемых ракет, измерение дальности, совмещение прицела с оружием, целеуказание наводчику , передача линии визирования, а также отображение служебной информации с прицела наводчика (тепловизор) на экран блока видеоотображения.
Фото БМД-4М
Внутри БМД-4М
Читайте также: Т-95 «Черный орел» технические характеристики, конструкция, вооружение
Компоновка
В передней части корпуса находится пост управления, в котором находится рабочее место механика-водителя, а также обычные места для двух десантников (правый и левый вдоль борта). Рабочее место десантника, расположенное справа от механика-водителя, оборудовано универсальной курсовой системой для стрельбы из личного оружия (РПКС-74, АКС-74, АСМ).
В средней части корпуса расположено боевое отделение, разработанное в рамках ОКР «Бахча-У». В боевом отделении размещаются командир и наводчик.
За боевым отделением, по бортам, имеются рабочие места для двух пулеметов и имеется большой люк, обеспечивающий выход десантников на крышу моторно-трансмиссионной установки.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины.
БОЕКОМПЛЕКТ:
- 34 выстрела к 100-мм ОПУ 2А70, размещенным в держателе механизма заряжания;
- 4 противотанковые управляемые ракеты 9М117 (9М117М);
- 500 выстрелов к 30-мм ББ 2А42 (245 со снарядом ОТ и 255 со снарядом ОФС);
- 2000 выстрелов для 7,62-мм ПКТ.
- Общее количество поражаемых целей боекомплектом увеличено в 5-6 раз по сравнению с БМД-3, что достигается за счет:
- повысить эффективность стрельбы из 30-мм автоматической пушки 2А72;
- повышение эффективности применения управляемого оружия;
- при использовании 100-мм осколочно-фугасных снарядов;
- установка новой системы управления огнем.
Достоинства и недостатки
Главное преимущество БМД-4М перед всеми предыдущими моделями боевых машин десанта — очень мощное вооружение, позволяющее поражать все цели на значительных дистанциях.
У этого образца легкой бронетехники есть и другие достоинства:
- Высокий уровень совместимости с БМП-3 обеспечивает повышенную ремонтопригодность, простоту эксплуатации и обслуживания, а также улучшает снабжение комплектующими;
- Отличная проходимость по любой местности;
- БМД-4М отличается отличной управляемостью, которая уверенно проходит крутые повороты и преодолевает крутые подъемы. Машина больше не раскачивается и не «входит в резонанс», что было с БМД-1 и БМД-2;
- Улучшить безопасность можно с помощью комплекта накладной брони. Правда, его использование на посадке невозможно;
- БМД-4М имеет определенный модернизационный задел — на ее базе могут быть созданы многие другие виды боевой техники.
БМД-4М при движении по рыхлому снегу
Недостатки нового автомата во многом традиционные для всего этого класса оружия:
- Слабая бронезащита экипажа. БМД-4М относительно легко поражают автоматические пушки малого калибра, а ее борта также уязвимы для крупнокалиберных пулеметов;
- Боекомплект основного орудия расположен в центре машины и не имеет дополнительных средств защиты. Таким образом, при детонации 100-мм снарядов гарантированно погибает весь экипаж;
- Противоминная защита никак не улучшена по сравнению с предыдущими моделями;
- Внутри БМД-4М очень тесно, особенно если бойцы в полной боевой выкладке.
К тому же сама конструкция машины вызывает нарекания. Неоднократно высказывалось мнение, что машинное отделение должно располагаться впереди, что будет дополнительной защитой экипажа. Именно такое решение несовместимо с посадкой из-за переноса центра тяжести.
Читайте также: ЗРПК Панцирь-С1 зенитный ракетно-пушечный комплекс, технические характеристики ТТХ и описание системы Панцирь-С2 с фото
Нона-СМ: одна на смену трем
Что делают самоходные гаубицы в зоне СВО (+видео)
Машина 2С9-1М «Нона-СМ» — блестящее воплощение идеи замены десантников самоходкой, буксируемой гаубицей и минометом с одной самоходной артиллерийской установкой.
Самоходка базируется на шасси гусеничного бронетранспортера БТР-Д (на базе БМП-1) советской разработки.
Автомобиль имеет алюминиевый корпус, гидропневматическую подвеску, ходовой движитель.
Силовая установка — шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20, работающий в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач.
Мощное универсальное орудие, боекомплект и шасси САУ «Нона» весят 8,8 тонны, что является отличным показателем для машины десанта.
Но самое интересное в башне — нарезная 120-мм полуавтоматическая пушка 2А51М.
По сути, это артиллерийская система, сочетающая в себе функции орудия, гаубицы и миномета. То есть универсальное средство огневой поддержки десантников на поле боя.
Пушка оснащена пневматическим механизмом досылания зарядов, что особенно востребовано при больших углах возвышения ствола. Скорострельность 2А51М — до 10 выстрелов в минуту.
Дальность зависит от типа боеприпаса. И очень многие из них были сделаны именно под это оружие.
Самоходка «Нона» способна не только вести огонь из орудия, но и преодолевать водные преграды.
Осколочно-фугасные и зажигательные мины способны поражать цели на дистанциях от 450 м до 7,1 км. Дальность действия осколочно-фугасных и термобарических снарядов — до 8,8 км, активно-реактивных снарядов — до 12,8 км, управляемых снарядов и мин — до 12 км, кумулятивных — до километра, кассетных — до 8 км.
Кроме того, орудие может вести огонь не только отечественными боеприпасами, но и снарядами и минами зарубежного производства, что позволяет десантникам в тылу использовать склады противника.
Модификации БМД-4М
- БМД-4МК — командирский вариант, имеет дополнительную радиостанцию и специально оборудованные сиденья.
- БМД-4М — вариант с узловым соединением с БМП-3.