- БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
- История создания
- БМД-1 — видео
- Устройство
- История обслуживания
- Война в Огадене
- советско-афганской войне
- Бывшая Югославия
- Грузино-российская война 2008 г.
- История разработки боевой машины десанта БМД-4М
- Технические характеристики БМД-1 первых годов выпуска
- Модификации БМД-4М
- Конструкционные особенности БМД-2
- Чем стреляют?
- Сделано в Кургане
- Конструкция
- Объект 916К
- Описание
- Обзор
- Экипаж
- Турель
- Вооружение
- Мобильность
- Маневренность
- Фото БМД-1
- Какое вооружение несет на себе техника?
- Служба и боевое применение
- Служба
- Боевое применение
- Достоинства и недостатки
БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМД-1 (Боевая машина десанта) создавалась специально для использования в Воздушно-десантных войсках. Он был принят на вооружение в 1969 году и мог десантироваться или десантироваться с самолетов Ан-12. Конструкция машины разрабатывалась с учетом более эффективного размещения в ней стрелков. Корпус можно разделить на три части: пост управления, центральное и моторно-трансмиссионное отделение, расположенное в корме. Над МТО надгусеничные ниши образуют тоннель, ведущий к кормовому люку.
История создания
Создателем БМД-1 был генерал В. Ф. Маргелов. В 1964 году задание с описанием необходимых характеристик новой техники было выдано конструкторскими бюро ряда машиностроительных заводов СССР.
По своим характеристикам машина должна:
- защитить экипаж от стрелкового оружия и осколков гранат;
- плавать;
- иметь возможность воздушного транспорта.
В ходе рассмотрения комиссии проект Волгоградского тракторного завода под названием «объект 915» был признан лучшим. И в 1965 году команда дизайнерского агентства приступила к его реализации. Менее чем через год первые образцы БМД-1 были представлены на испытания. После ряда доработок в 1969 году техника поступила на вооружение ВДВ.
БМД-1 — видео
Для сварки корпуса использовался броневой алюминиевый сплав, башня выполнена из стальной брони. Лобовые листы выдерживали попадание 12,7-мм пуль. В носовой части наблюдалось сужение, в связи с чем поперечное сечение имело Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами. Машины оснащались системой коллективной защиты от оружия массового поражения, состоящей из прочной и герметичной конструкции корпуса и башни, прибора радиационной и химической разведки ГО-27, фильтрационной установки, механизма остановки двигателя и системы вытяжной вентиляции.
Кроме того, на БМД-1 было установлено противопожарное оборудование, в том числе автоматическая установка средств противопожарной защиты с системой термодатчиков, расположенных в МТО, и ручной огнетушитель ОУ-2.
БМД-1 ведет огонь из пулемета ПКТ
Устройство
БМД-1 оснащена V-образным шестицилиндровым четырехтактным дизельным двигателем 5Д-20 жидкостного охлаждения. Система подачи воздуха отличается воздухозаборным устройством, в состав которого входят два кинематически связанных клапана, попеременно перекрывающих забор воздуха снаружи БМД-1 и из боевого отделения. Эта мера значительно повышает безопасность движения жидкости. Кроме того, в холодное время года нагревается воздухозаборник двигателя.
Выхлопная система охлаждения обеспечивает пылеудаление из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. Также имеется автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды, не допускающий попадания жидкости в цилиндры дизеля при его остановке при преодолении водной преграды или мойке.
Ходовая часть включает механическую коробку передач, состоящую из однодискового сухого фрикционного сцепления, одинарного редуктора (4 переднего и 1 заднего хода), а также 5 опорных и 4 опорных катка с каждого борта. Индивидуальная гидропневматическая подвеска состоит из 10 пневматических рессор. Ведущие колеса расположены сзади, а направляющие – спереди.
Стальные мелкозвенчатые гусеницы натягиваются при помощи кривошипно-шатунного механизма натяжения с электрогидравлическим приводом. Движение машины по воде осуществляется с помощью водометного движителя, состоящего из двух водометных движителей с демпферами. Откачка воды осуществляется двумя насосами с электродвигателями.
Основное вооружение БМД-1 такое же, как и у БМП-1 — 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 с концентрически расположенными противооткатными устройствами, размещенная в единой сварной вращающейся башне. Боекомплект орудия составляет 40 выстрелов, размещенных на поворотном конвейере и подаваемых на линию заряжания с помощью электропривода.
При этом используются электрические и ручные направляющие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Боекомплект пулемета составляет 4000 патронов. На башне установлена пусковая установка для ПТРК 9М14М «Малютка», управление которой осуществляется изнутри машины.
БМД-1 оснащена комбинированным прицелом 1ПН22М1, шестью перископическими блоками ТНПО-170, двумя обогреваемыми перископическими блоками наблюдения ТНПП-220, перископическим бинокулярным беспроводным блоком ТВНЭ-4 и перископическим блоком МК-4С. Также машина оборудована радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124 на пять абонентов.
На базе БМД-1 разработан плавающий бронетранспортер БТР-Д, транспортируемый парашютным и парашютно-реактивным способами и предназначенный для перевозки личного состава, особенно раненых, а также вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и т д.
История обслуживания
БМД-1 поступила в производство в 1968 году. Ее производил Волгоградский тракторный завод. Два воздушно-десантных полка каждой дивизии были оснащены БМП-1. Всего в каждой дивизии было по 220 БМП-1. Впервые он был показан публично в СССР в 1970 году во время учений «Двина». Второй раз БМП-1 показали в ноябре 1973 года на параде на Красной площади в Москве. Западные власти сначала классифицировали БМД-1 как легкий танк еще до того, как стала известна ее истинная природа.
Внедрение БМД привело к сокращению численности военнослужащих в десантном батальоне с 610 до 316 человек из-за малочисленности экипажа. Огневая мощь БМД также означала, что встроенную огневую поддержку батальона можно было обойти. В 1973 году БМП-1 полностью заменила амфибийное вооружение советских воздушно-десантных войск АСУ-57, повысив их огневую мощь и маневренность. С 1977 года некоторые советские БМП-1 были модернизированы до стандарта БМД-1П.
Солдаты садятся в БМП-1 в Кабуле, Афганистан, 25 марта 1986 года.
Война в Огадене
В 1978 году группа из 70 кубинских БМП-1 и АСУ-57, воевавших на стороне правительства Эфиопии, была переброшена на вертолетах Ми-6 в тыл сомалийским силам, удерживающим город. В ходе этой атаки было сформировано бронетанковое соединение обычных кубинских боевых машин пехоты, которое нанесло поражение сомалийским силам в районе Огадена.
советско-афганской войне
. Широко применялся воздушно-десантными частями в советско-афганской войне. Во время первого советского вторжения в Афганистан в 1979 году БМД-1 советской 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и 345-го парашютно-десантного полка были доставлены самолетами Ил-76 в аэропорты Кабула и Баграма, что позволило быстро захватить ключевые города и объекты по всему Афганистану.
Аналогичный захват Кундуза осуществила 56-я десантно-штурмовая бригада. В течение оставшейся части советской оккупации Афганистана до 1989 года воздушно-десантные войска 40-й армии использовали бронетранспортеры БМД-1 для перевозки и огневой поддержки в операциях против моджахедов.
БМП-1 не подходили для боевых действий в жарких горных районах Афганистана, так как изначально предназначались для оснащения БМП ВДВ для поражения бронетехники противника и действия в условиях ядерно-биохимической войны. В Афганистане основными противниками были не БМП, а мины и засады, подготовленные опытными афганскими моджахедами с легкими противотанковыми средствами, так что огневая мощь БМД-1 была бесполезна против танков.
Многие БМД-1 стали жертвами атак моджахедов, особенно противотанковых мин, в том числе несколько отправленных туда легких советских БМД. За девять лет войны в Афганистане Советская армия потеряла 1317 бронетранспортеров и боевых машин пехоты всех типов.
В 1990 году БМП-1 использовались иракской армией в первой войне в Персидском заливе. Второй раз они применялись во время вторжения в Ирак в 2003 году.
Бывшая Югославия
БМП-1 и БМД-1ПК используются российскими воздушно-десантными подразделениями в составе КФОР.
Грузино-российская война 2008 г.
Во время российско-грузинской войны БМП-1 из состава 104-го штурмового авиационного полка 76-й гвардейской штурмовой авиадивизии продвинулись в Южную Осетию и вступили в бой с грузинскими войсками и техникой. Однако визуальное оборудование КМД оказалось неисправным.
Кроме того, у командира и наводчика есть мониторы и пульты управления. Все это оборудование работает в тесном взаимодействии, что достигается за счет использования интегрированной информационной системы, дополненной датчиками для сбора данных о внешней среде.
История разработки боевой машины десанта БМД-4М
В 80-х годах прошлого века в Советской армии произошла смена поколений легкой бронетехники: мотострелковые войска получили БМП-2, а воздушно-десантные – БМД-2. Эти машины отличались друг от друга конструкцией и общей массой, но были едины по вооружению, основным элементом которого была автоматическая тридцатимиллиметровая пушка 2А42.
Судя по всему, и военные заказчики, и конструкторы бронетехники планировали и дальше обеспечивать «боевой паритет» обычной пехоты и десантников. Тем временем еще в 1977 году начались работы по созданию БМП-3, вооружение которой было кардинально усилено новой пушкой 2А70 калибром 100 мм. Попытка установить такое же орудие на БМД грозила неприемлемым увеличением массы.
Несмотря на эти опасения, уже при проектировании будущей БМД-3 прорабатывалась возможность применения на ней тех же видов вооружения, что и на БМП-3. Расчеты показали, что вес такой машины превысит 18 тонн. Это означало, что основной военно-транспортный самолет Ил-76 сможет взять на борт только две БМД, что не устраивало командование воздушно-десантных войск.
БМД-3 — машина, на базе которой была создана первая модификация БМД-4
В результате БМД-3 осталась с той же пушкой 2А42, что и БМД-2, отличаясь от последней системой управления вооружением и несколько усиленным бронированием. В качестве «полумеры» для повышения уровня вооружения новую машину оснастили автоматическим гранатометом. В 1990 году БМД 3 была принята на вооружение, но весь объем последующего серийного производства составил всего 137 единиц.
В результате в начале двадцать первого века в ВДВ России появились устаревшие БМД-1 и БМД-2. Обе эти машины уже не могли оказывать полноценную огневую поддержку на поле боя. Предвидя такую ситуацию, конструкторы Волгоградского тракторного завода еще в 1997 году решили вернуться к старой идее и попытаться модернизировать БМД-3, установив на нее боевое отделение «Бахча-У», как на БМП 3.
В последний день 2004 года обновленная боевая машина десанта получила наименование БМД-4. Через несколько месяцев первые образцы поступили в воздушно-десантные войска. Следует отметить, что еще в период разработки конструкторам удалось добиться определенного смягчения требований к массе машины со стороны заказчиков.
Сначала военные хотели, чтобы масса БМД-4 была такой же, как у БМД-3, но после долгих и мучительных переговоров стороны сошлись на пределе в 13 200 килограммов. Остальные технические характеристики, полученные заказчиками на БМД 4, оказались вполне удовлетворительными.
Реально вес составил 13,6 тонны, что сразу же вызвало массу нареканий, хотя уже было понятно, что установить стомиллиметровую пушку с боекомплектом и не утяжелить машину физически невозможно.
Десантирование бронетехники с Ил-76 — именно для обеспечения такой возможности от конструкторов требовалось уменьшить вес БМД
В попытке уменьшить массу конструкторы сняли с БМД автоматический гранатомет и несколько уменьшили боекомплект тридцатимиллиметровой пушки, но полной «компенсации» добиться не удалось.
Несмотря на ряд положительных отзывов, Минобороны не спешило размещать заказы на БМД-4. Причины этого вскрылись чуть позже, но Волгоградскому тракторному заводу это не помогло – в 2005 году предприятие обанкротилось и было фактически упразднено. Поскольку воздушно-десантным войскам по-прежнему требовалось обновить свой парк бронетехники, проект БМД-4 был передан Курганмашзаводу, производителю БМП-3.
Уже в 2008 году был продемонстрирован переделанный вариант боевой машины десанта, получивший обозначение БМД-4М. Конструкторы Курганмашзавода существенно изменили геометрию бронекорпуса, приблизив его к БМП-3, и установили более мощный двигатель, что позволило несколько повысить скорость и маневренность. При этом набор вооружения остался прежним. Казалось, что проект наконец-то сдвинулся с мертвой точки, но тут-то и всплыли остававшиеся «под ковер» противоречия в военном руководстве.
В апреле 2010 года первый заместитель министра обороны России Поповкин заявил от имени агентства, что закупка БМД-4М не планируется. Новую машину тут же начали жестко критиковать — на этот раз достаточно публично. Особое возмущение выражалось по поводу низкого уровня защиты экипажа и высокой закупочной цены (примерно на 10% больше, чем у танка Т-90А). Делались заявления о необходимости закупки иностранной военной техники для ВДВ.
Боевая машина пехоты БМД-4 на улицах Москвы в 2008 г
В 2012 году БМД-4М в очередной раз «похоронила» начальника Генерального штаба ВС России Н.Е.Макарова, который попутно проклинал и БМП-3. Между тем у новой машины тоже нашлись сторонники. При этом нетрудно было заметить, что против БМД-4М выступали генералы из «регулярных» сухопутных войск, а их противниками были представители ВДВ. Самым авторитетным «защитником» новой машины был В. А. Шаманов.
Следует учесть, что с 2007 по 2012 год Министерство обороны возглавлял А.Е. Сердюков, который относился к воздушно-десантным войскам с откровенной неприязнью, так как они явно «не вписывались» в проводимую им реформу. Некоторое время даже стоял вопрос о полной ликвидации ВДВ. Разумеется, десантники не могли смириться с таким отношением, что привело к длительной и бессмысленной «войне», одной из жертв которой вполне могла стать БМД-4М.
Лишь в 2021 году было принято решение о принятии на вооружение новой боевой машины десанта. Объем серийного производства БМД-4М составил более 180 единиц, производство продолжается. Кроме того, на шасси этой машины планируется выпуск новых типов амфибийной бронетехники. Осуществятся ли эти планы, сказать сложно, потому что финансовое положение Курганмашзавода достаточно тяжелое – уже много лет предприятие буквально балансирует на краю пропасти, и другого производителя в России сейчас просто нет.
Технические характеристики БМД-1 первых годов выпуска
- Экипаж – 2 человека, десант – 5 человек.
- Боевая масса – 7,2 тонны.
- Длина — 5,4 м, ширина — 2,63 м, высота — 1,97 м, дорожный просвет — 100—450 мм.
- Вооружение: 73-мм гладкоствольная пушка, боезапас 40 снарядов. Три 7,62-мм пулемета, боекомплект — 4000 патронов. ПТРК «Малютка» — 3 шт.
- Толщина брони: 10-13 мм.
- Дизельный двигатель, мощность — 240 л.с
- Максимальная скорость по шоссе — 60 км/ч, по плаву — 10 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 500 км.
- Преодолеваемые препятствия: стена — 0,7 м, траншея — 2,5 м.
Советская боевая машина десанта (БМД-1) долгое время состояла на вооружении ВДВ СССР. Небольшое количество машин различных модификаций продолжает находиться на вооружении ВДВ РФ и стран СНГ. Опыт боевого применения БМД-1 — боевые действия советских частей ВДВ в составе Ограниченного контингента СА в Республике Афганистан (1979-1989 гг.). Машина поставлялась ограниченным тиражом за границу. Некоторое количество БМД-1 участвовало в различных вооруженных конфликтах ХХ века.
Модификации БМД-4М
Пока существует только два варианта БМД-4М — базовая модель и модернизированная до ее уровня «командирская» БМД-4К, получившая обозначение БМД-4КМ.
Возможный облик бортового ЗРК «Птицелов»
В ближайшее время должно появиться целое семейство новых модификаций:
- Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ1». Прототипами этой машины являются боевое отделение уже существующей авиадесантной самоходки «Спрут-СД», переставленное на доработанное и удлиненное шасси БМД-4М;
- Самоходка для ВДВ 2С42 «Лотос». Шасси такое же, как у «Спрут-СДМ1», вооружение — длинноствольная универсальная пушка калибром 120 мм. Эта машина заменит известную «Нет-С»;
- «Корнет-Д1», индекс 9П162М. Установка для противотанковых управляемых ракет «Корнет» на шасси БМД-4М;
- «Бёрдмэн». Зенитный ракетный комплекс малой дальности для Воздушно-десантных войск. Информации о нем немного, но известно, что он также будет производиться на базе БМД-4М.
Кроме того, в печати появились сообщения об использовании БМД-4М для создания ремонтно-спасательного тягача и разведывательной машины.
Все эти новые технологии, скорее всего, появятся в течение следующего десятилетия.
Конструкционные особенности БМД-2
Конструкция амфибии считается уникальной. Впереди по центру механик-водитель, за ним справа командир, слева наводчик. Сзади есть место для десанта. В нем могут разместиться 5 десантников.
Корпус БМД-2 условно разделен на 4 отсека:
- департамент управления;
- боеголовка;
- войсковое отделение;
- двигатель-коробка.
Боевая часть и пост управления совмещены и расположены в передней и центральной частях бронемашины. Задняя половина разделена на боевой и моторный отсеки.
Бронекорпус сварен из алюминиевых листов, закрывающих экипаж БМД-2. Свойства этого металла позволяют добиться эффективной защиты при небольшом весе. Броня способна защитить экипаж от пуль, мелких осколков мин и снарядов. Толщина обшивки кузова спереди 15 мм, по бокам — 10 мм. Башня имеет броню толщиной 7 мм.
Днище БМД усилено подкосами, что позволяет успешно выполнять посадку в воздухе. Минимальная высота посадки 500 метров, максимальная высота 1500 метров. При этом используются многокупольные парашюты с реактивной системой ПРСМ 916 (925).
После модернизации ПМ-2 получил новую круглую башню. Он имеет меньший размер. Кроме того, ей дали возможность стрелять по вертолетам и низколетящим самолетам. Угол вертикального наведения был увеличен до 75 градусов.
Корпус БМД-2 герметичен. Это сделало «будку» плавающей бронемашиной. Для перемещения через водную преграду используется водометная установка, работа которой основана на принципе водометного движителя. Перед началом движения через водную преграду необходимо поднять перед собой волнозащитный щит. Благодаря характеристикам амфибии десантирование может осуществляться с транспортных кораблей.
Чем стреляют?
Оценивать вооружение БМД-2, не обращая внимания на используемые боеприпасы, — значит идти очень поверхностно. Пушка может использовать осколочно-фугасные зажигательные и бронебойно-трассирующие гранаты. Его боекомплект предназначен для поражения легкобронированных целей, таких как бронетранспортеры или боевые машины пехоты. Также может применяться для подавления огневых точек на расстоянии до 2000 метров. Кроме того, орудие эффективно для борьбы с небронированными наземными целями и борьбы с экипажем.
И, наконец, он может уничтожать низколетящие воздушные цели, движущиеся с дозвуковой скоростью. Подача боеприпасов двухдиапазонная. Они формируются из отдельных звеньев и предполагают укладку в журналы. Есть две комнаты. В передней части имеется лента, рассчитанная на 100 бронебойно-трассирующих снарядов. Задний отсек вмещает 200 осколочно-фугасно-зажигательных выстрелов. Теперь о ПКТ. Всего их два. Один из пулеметов спарен с пушкой. Другой расположен в курсовой установке по правому борту. Оба пулемета рассчитаны на использование патрона 7,62х54.
Сделано в Кургане
И, наконец, перед нами БМД-4М — спроектированная и изготовленная уже не в Волгограде, а в Кургане. Внешних отличий от предыдущей БМД-4 всего два: это выхлоп (не в корме, а справа) и катки (с проточкой, как у БМД-2). Но начинка»…
Поскольку Курганмашзавод традиционно выпускает БМП, новая «бимдаш» на 60% едина с БМП-3: это шасси, башня с орудиями, водометы и электрооборудование.
А «силовой агрегат» с двигателем — 500-сильный многотопливный УТД-29 завода «Барнаултрансмаш». Кстати, на БМД-2 тоже стоит дизель из Барнаула, но мощностью 240 л.с. Так мощность увеличилась более чем в два раза! При этом масса в 1,75 раза.
В моторном отсеке БМД-2 — 240-сильный дизель 5Д20-240
На БМД-4М установлен многотопливный двигатель УТД-29 мощностью 500 л.с
А вооружение даже не спаренное, а тройное: 100-мм пушка, 30-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет. Правда, конструкторам пришлось идти на компромиссы: поскольку «вертолетная» пушка сюда не подходила, ее заменили на «самолетную», менее скорострельную. А вот точность стрельбы, наоборот, выросла: поскольку 30-мм ствол жестко закреплен на толстой «трубе» 100-мм орудия, при движении он не качается. И если раньше для поражения цели в движении требовалось использовать десяток-два снаряда калибра 30 мм, то теперь для этого достаточно нескольких выстрелов.
А противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) запускаются прямо через 100-мм ствол, по нажатию кнопки, а БМД-2 для этого приходится выбираться из машины.
Рядом с компактной БМД-2 (она слева) новая БМД-4М выглядит настоящим танком. Хорошо видна разница в вооружении: если у БМД-2 пушка 30 мм, то у БМД-4М пушка этого калибра вместе со 100 мм пушкой
Наконец, теперь БМД приземляется не только с водителем и командиром, но и со всем экипажем и десантом. Это значит, что после приземления истребителям больше не нужно искать свои машины, которые зачастую приземляются за несколько километров…
Конечно, за все нужно платить — например, за функции посадки.
Если БМД-2 может «прыгать» с разных самолетов, от АН-26 до Антея, то на более крупную и тяжелую БМД-4М подходит только Ил-76, и его сейчас модернизируют, чтобы можно было десантировать не два, но три машины.
А расход топлива увеличился почти вдвое: у БМД-2 он равен, судя по емкости баков и запасу хода, 56 л/100 км, а у новой машины — 92 л/100 км. А вот сам запас хода остался прежним – 500 км.
Ну а теперь пора почувствовать себя водителем и стрелком! Для начала — на заслуженную БМД-2.
Конструкция
Машина БМД-1 разработана по стандартной компоновке танка: боевое отделение расположено в средней части, а двигатель с коробкой передач — в задней. Для снижения веса корпус машины сварен из алюминиевых бронелистов. Недостатком такого решения было снижение безопасности экипажа, так как броня выдерживала только огонь из стрелкового оружия и осколки маломощных снарядов.
Наклон верхнего лобового листа составляет 780, нижнего — 500, что позволило увеличить объем внутреннего пространства и улучшить мореходные качества техники. Конфигурация передней части кузова образует букву Т, по краям которой расположены надгусеничные ниши. Башня БМД-1 аналогична башне БМП-1 и обеспечивает защиту только от пуль калибра 12,7 мм.
В средней части носовой части машины оборудовано рабочее место механика-водителя. Для обзора дороги во время движения используются приборы ТНПО-170, рабочий сектор которых составляет примерно 600 м. Если движение происходит ночью, вместо ТНПО-170 используется прибор ночного наблюдения ТВНЭ-4.
Сиденье командира БМД находится слева от механика-водителя. Контроль местности командир осуществляет с помощью блока ТНПП-220 (или ТВНЭ-4 ночью), который обеспечивает несколько больший угол обзора, чем ТНПО-170.
Наводчик располагается справа от механика-водителя и имеет прибор наблюдения, аналогичный оборудованию командира.
Стрелки-десантники располагаются у кормовой стены МТО, где расположены 3 огневые позиции (одна за башней, две другие по бортам машины) с бронированными ставнями и оборудованием для установки автоматов АКМС.
Башня БМД-1 расположена в средней части корпуса. В нем размещено место для управления полуавтоматической пушкой 2А28 «Гром» (калибра 73 мм) и спаренным с ней пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Дальность стрельбы из «Грома» составляет до 1300 м, при средней скорострельности 7 выстрелов в минуту. Боекомплект — 40 противотанковых гранат ПГ-15В, уложенных в конвейерную укладку внутри башни на подвижной платформе, боекомплект пулемета — 2 ленточных магазина по 1000 патронов в двух ящиках.
Основное вооружение боевой машины не имеет автоматической стабилизации. Управление осуществляется системой электроприводов с переходом на ручное управление при необходимости.
На башне БМД-1 установлена ПТРК «Малютка», для перезарядки наводчику необходимо открыть специальный люк. Боекомплект «Малютки» составляет 3 ракеты.
По краям лобового броневого листа машины расположены две бойницы с установленными пулеметами ПКТ, из которых могут вести огонь командир и наводчик. Эффективная дальность стрельбы — 900 метров, боекомплект — 5 ленточных магазинов по 200 патронов на каждый ПКТ.
Силовой агрегат БМД-1 представляет собой 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 250 л.с., массой 660 кг и рабочим объемом 16 литров.
Емкость баков составляет 280 литров дизельного топлива. Ходовая часть состоит из пяти катков с каждого борта с системой гидропневматических рессор, где передача мощности осуществляется сжатым азотом. Регулировать натяжение мелких гусениц можно с самой машины с помощью кривошипно-шатунного механизма.
Подвеска БМД-1 имеет более сложную конструкцию по сравнению со штатной торсионной схемой, но обладает лучшими параметрами упругости при различных нагрузках машины. Гидропневматика в подвеске позволяет изменять клиренс в диапазоне от 10 до 45 см, фиксировать катки в верхнем положении и уменьшать общую высоту корпуса машины.
За перемещение техники по воде отвечают водометные движители, расположенные в туннелях по бортам БМД-1. Их входные отверстия, закрытые подвижными заслонками, расположены в днище машины, выпускные — в корме. Направление плавания меняется регулировкой заслонок. Для предотвращения заполнения носовой части боевой техники предусмотрен специальный щиток.
Читайте также: БТР-90 Росток, модификации Бережок и Бахча, ТТХ бронетранспортера, толщина брони и вооружение, расход топлива и емкость бака
Объект 916К
Также известна как БМД-2К босса. Эта техника была введена в эксплуатацию в 1986 году. В первую очередь эта машина создавалась для обеспечения надежного и оперативного управления устройствами. БМД-2 была изменена внутри и снаружи. Так планировалось иметь вторую радиостанцию Р-173. В качестве радиоприемника использовалась Р-173П. Также имеется второй антенный вход, который должен поддерживать передачу информации. Также было продублировано переговорное устройство BB36.
Командирская машина также имеет обогреватель, курсоуказатель ГПК-59, бензоэлектрическую установку АБ-0,5-П/30, блок химико-радиационной разведки ПРХР ГО-27 (заменил гамма-датчик ГД-1М) и вытяжной вентилятор для центрального отсека. Добавлены два подвижных стола. Для улучшения условий работы командира с машины сняли комплекс управляемого ракетного вооружения. В связи с желанием разместить заряжающий модуль для полевых работ центральное заднее сиденье пулемета было удалено.
Описание
Тройная схема БМД-1.
Обзор
БМД-1 можно считать боевой машиной пехоты воздушно-десантных войск. Поэтому машина должна быть легче и меньше, чтобы соответствовать требованиям по массе сбрасываемого груза (БМД-1 устанавливается на поддон и сбрасывается на парашютах с грузового самолета).
БМД-1 имеет нетипичный для боевой машины пехоты корпус: Передний и задний отсеки расположены следующим образом: отделение управления, боевое, боевое и моторное отделения. Это связано с тем, что БМД-1 создавалась на базе «Объекта 914», который в свою очередь создавался на базе легкого плавающего танка ПТ-76 (подробнее см в разделе «Прототипы» в статья «БМП-1»). Это означало, что транспортабельные войска должны были входить и выходить из машины через люки в крыше, что делало ее легкой мишенью на поле боя.
Экипаж
Экипаж состоял из четырех солдат: водителя, командира, наводчика и пулеметчика, из которых двое (командир и наводчик) входили в число перевозимых солдат. Сиденье водителя расположено по центру в передней части автомобиля и имеет откидную створку, которую можно открыть, подняв ее вверх и повернув вправо. Водитель оборудован тремя оптическими перископами, которые позволяют ему видеть окружающую обстановку при закрытом люке. Среду можно заменить на прицел ночного видения для использования ночью и в условиях плохой видимости или удлиненный перископ для плавания с установленным триммером.
Командный пункт расположен слева от механика-водителя. Имеет люк, перископический блок наблюдения, блок наблюдения за окружающей средой, радиостанцию Р-123 для связи. Он также стреляет из носового пулемета слева. Пулемет справа управляется пулеметом, который сидит справа от механика-водителя. Место наводчика расположено с левой стороны башни, как и в БМП-1, и имеет такое же оборудование (см статью о месте наводчика в БМП-1).
Турель
БМД-1 имеет ту же башню, что и БМП-1.
Вооружение
Машина вооружена 73-мм пушкой 2А28 «Гром» и 7,62-мм спаренным танковым пулеметом ПКТ. На мачте установлена пусковая установка 9С428, способная вести огонь из противотанковых пушек 9М14 «Малютка» (НАТО: AT-3A Sagger A) и 9М14М «Малютка-М» (НАТО: AT-3B Sagger B) (как два противотанковых орудия). Также стационарно установлены два 7,62-мм пулемета ПКТ, по одному в каждом углу носового обтекателя.
Мобильность
Маневренность
Автомобиль оснащен 15,9-литровым 6-цилиндровым 4-тактным дизельным двигателем жидкостного охлаждения типа 5Д-20 мощностью 270 л.с. (201 кВт) при 2600 об/мин. Двигатель приводит в движение механическую коробку передач с пятью передачами переднего хода и одной задней.
Максимальная скорость БМД-1 составляет 80 км/ч, скорость по пересеченной местности снижена до 45 км/ч, а маршевая — до 10 км/ч.
БМД-1 может преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,8 м, траншеи шириной 1,6 м и уклоны 30 %. Он может пересекать 60% склонов. Давление на грунт БМД-1 составляет 0,57 кг/см².
Гусеница шириной 230 мм приводится в движение сзади и работает на пяти небольших, равномерно расположенных роликах, подвешенных в независимых корзинах. По бокам спереди находится промежуточное колесо, зубчатое ведущее колесо сзади и четыре ведущих колеса. Независимая подвеска сочетает в себе гидравлический подъемник и пневматические тормоза для изменения дорожного просвета от 100 мм до 450 мм. Изменяемый дорожный просвет позволяет легко перевозить в самолете.
Фото БМД-1
БМД-1 ведет огонь из 73-мм орудий
Опытная РСЗО на базе БМД-1. На башне установлена 12-тонная пусковая установка БКП-Б812 для авиационных 82-мм неуправляемых реактивных снарядов С-8.
Появление БМД-1П с системой бесплатформенного десантирования ПБС-915 в грузовую кабину Ил-76. Ткань, оборачивающая гусеницу, и застежки предотвращают прикрепление звеньев или строп парашюта к ходовой части после того, как транспортное средство было выпущено.
БМД-1 внутри грузового отсека Ил-76
БМД-1 перед погрузкой в самолет
Погрузка БМД-1 в самолет Ан-22
БМД-1 выпуска до 1977 г
Установка ПТРК «Конкурс» на БМД-1 первой серии. Подготовка БМД-1 для замены комплекса «Малютка» на «Конкурс» началась в первой половине 1979 года.
На учениях 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в 1978 году при десантировании БМД-1 не сработала многокупольная парашютно-реактивная система, и башня БМД-1 провалилась на пятнадцать сантиметров внутрь, но корпус устоял.
Секция БМД-1 выпуска начала 1970-х годов.
БМД-1П форсирует водную преграду.
Какое вооружение несет на себе техника?
В башне установлена 30-мм автоматическая пушка 2А42. Она может стрелять как одиночными, так и выдавать два автомата. Скорострельность варьируется от 200-300 выстрелов в минуту, или от 550 за шестьдесят секунд — все зависит от выбранного режима. Перезарядка производится вручную или благодаря пиропатронам PPL.
Кроме того, имеется еще и стабилизатор вооружения 2Э36. Собственно, он и разрабатывался для боевой машины пехоты БМП-2. Но в силу своих привлекательных особенностей ее также адаптировали под БМД-2. Для наведения на цель используются комбинированные прицелы БПК-1-42 и БПК-2-42. Имеется также дневной зенитный комплекс ПЗУ-8. В дополнение к ним также поставляются ручные направляющие.
Служба и боевое применение
Служба
- Война в Абхазии (1992-1993) — служил в составе российских миротворцев
- После войны в Боснии они использовались российскими войсками в составе миротворческой миссии
- Они приняли участие во внеплановых учениях Минобороны РФ, которые проходили с 17 по 21 февраля 2013 г. Начальник Генерального штаба РФ Валерий Герасимов отметил состояние парка БМД-2 в РФ Армия:
Боевое применение
- Афганская война (1979-1989).
- Первая чеченская война.
- Вторая чеченская война.
- Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008 г.) — используется ВС России.
- Вооруженный конфликт на востоке Украины — используется на стороне повстанцев
Достоинства и недостатки
Главное преимущество БМД-4М перед всеми предыдущими моделями боевых машин десанта — очень мощное вооружение, позволяющее поражать все цели на значительных дистанциях.
У этого образца легкой бронетехники есть и другие достоинства:
- Высокий уровень совместимости с БМП-3 обеспечивает повышенную ремонтопригодность, простоту эксплуатации и обслуживания, а также улучшает снабжение комплектующими;
- Отличная проходимость по любой местности;
- БМД-4М отличается отличной управляемостью, которая уверенно проходит крутые повороты и преодолевает крутые подъемы. Машина больше не раскачивается и не «входит в резонанс», что было с БМД-1 и БМД-2;
- Улучшить безопасность можно с помощью комплекта накладной брони. Правда, его использование на посадке невозможно;
- БМД-4М имеет определенный модернизационный задел — на ее базе могут быть созданы многие другие виды боевой техники.
БМД-4М при движении по рыхлому снегу
Недостатки нового автомата во многом традиционные для всего этого класса оружия:
- Слабая бронезащита экипажа. БМД-4М относительно легко поражают автоматические пушки малого калибра, а ее борта также уязвимы для крупнокалиберных пулеметов;
- Боекомплект основного орудия расположен в центре машины и не имеет дополнительных средств защиты. Таким образом, при детонации 100-мм снарядов гарантированно погибает весь экипаж;
- Противоминная защита никак не улучшена по сравнению с предыдущими моделями;
- Внутри БМД-4М очень тесно, особенно если бойцы в полной боевой выкладке.
К тому же сама конструкция машины вызывает нарекания. Неоднократно высказывалось мнение, что машинное отделение должно располагаться впереди, что будет дополнительной защитой экипажа. Именно такое решение несовместимо с посадкой из-за переноса центра тяжести.