История разработки
О необходимости оснащения войск тяжелым ударным беспилотником впервые было официально заявлено в августе 2009 года на авиасалоне МАКС в Жуковском. Конструкторы РСК «МиГ» в это время уже работали над созданием ударного БПЛА под названием «Скат», а в ОКБ Сухого прорабатывали возможность создания такой машины массой до 20 тонн.
Уже в 2011 году военное ведомство сообщило о заключении госконтракта с ОКБ Сухого на выполнение научно-исследовательских работ по запатентованному фирмой изобретению. А следующей осенью 2012 года к работе официально подключилась компания «МиГ».
Весной 2012 года Минобороны составило задание, в котором указано, что самолет должен иметь возможность оснащения модульным вооружением для выполнения таких боевых задач, как:
- боевое патрулирование;
- воздушная разведка;
- преодолевать ПВО противника и наносить удары.
Также требовалось, чтобы дроном можно было управлять дистанционно, при этом он также должен был иметь возможность работать автономно с возможностью настройки оператором. Тогда же было объявлено название будущего аппарата — С-70 «Охотник».
Технические характеристики и конструкция
Поскольку все данные о проекте засекречены, необходимо иметь только информацию, полученную от Минобороны, а также информацию о характеристиках, которые можно определить визуально:
- аэродинамическая форма — летающее крыло;
- длина — 13,6 м;
- размах крыла — 18 м;
- масса устройства — 20000 кг;
- масса полезной нагрузки – 2800 кг;
- максимальная скорость – 920 км/ч (по некоторым данным более 1000 км/ч);
- максимальная высота полета – 10500 м;
- дальность полета — от 3000 км до 6000 км;
- силовая установка — 1 реактивный двигатель.
«Охотник» выполнен по технологии «стелс» и малозаметен для радаров.
АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» поставляет авионику для С-70, в том числе:
- компоненты системы управления информацией;
- системы автоматического управления;
- оборудование сопряжения с общезаводским оборудованием;
- системы мониторинга и диагностики бортового оборудования;
- инерциальная спутниковая навигационная система.
Заявлялось, что по элементной базе С-70 совместим с истребителем 5-го поколения Су-57. И некоторые эксперты предполагают, что беспилотник будет работать вместе с истребителем.
В зависимости от поставленных задач дрон сможет вести фото- и видеосъемку или использовать средства радиоэлектронной борьбы.
Для возможности нанесения ракетного удара на борту планируется размещение скрытого и подвесного вооружения:
- ракета класса «воздух-земля» Х-58 (дальность около 260 километров);
- дозвуковая маловысотная ракета Х-35, предназначенная для морских целей;
- сверхзвуковая ракета Х-74М2;
- до 8 корректируемых авиабомб КАБ-250.
Основные этапы работы над БПЛА «Охотник»
Сообщения о том, что первый образец С-70 будет создан в 2018 г., появились в октябре 2013 г. Уже в следующем, 2014 г был готов макет крылатой машины, а в мае представители ВПК объявили сроки проведения первый полет, который должен был состояться в конце 2018 года. На все необходимые работы государство выделило 1,6 млрд рублей.
В 2017 году в СМИ появилась информация, что на Новосибирском авиационном заводе им. Чкалова, который входит в состав Сухого, был первым изготовленным образцом «Охотника». Так была опубликована фотография самолета с подписью «НИОКР «Охотник-Б». Военные чиновники заявили, что к 2020 году на вооружение будет принято 55 таких крылатых машин.
В июне 2018 года состоялось первое базирование самолета на аэродроме того же новосибирского НАПО имени Чкалова. С-70 вырулил и разогнался до 200 км/ч, после чего затормозил по программе наземной отработки систем управления. Все действия дрон выполнял автономно. Но запланированные летные испытания до конца года не состоялись.
В мае 2019 года «Охотник» был продемонстрирован Президенту России В.В. Путину на аэродроме в Ахтубинске. А в августе беспилотник совершил первый испытательный полет, видео которого предоставило Минобороны России. Время полета составило около 20 минут.
Отставание в разработке БЛА
Нет смысла опровергать или комментировать эти мнения. Понятно, что они были вызваны некоторой ревностью к России, у которой не было тяжелых ударных беспилотников, и вот они — раз есть. Кроме того, что тут обсуждать? «Охотник» только что впервые поднялся в небо. Для него не определены ни задачи, ни оружие для него не показано, и неизвестно где и как оно будет применяться. В одиночку или в стае одинаковых машин под управлением оператора на земле или в воздухе. Как он будет меняться внешне от самолета к самолету. Интересен еще вопрос — его мне задал коллега из интернет-издания.
«Объясните, пожалуйста, — попросила она, — почему мы так сильно отстали от передовых стран мира, в первую очередь от США, в создании тяжелых ударных беспилотников, и зачем нам это нужно сейчас?
Я попытался объяснить отставание несколькими аргументами. Он вспомнил, что в 70-х и 80-х годах прошлого века мы были впереди планеты всей в разработке таких машин. Но дальше — известный развал Союза, нехватка средств на оборонку и нежелание их выделять: мол, рынок сам все отрегулирует. Промышленность пришла в упадок.
Доходило до того, что для оперативно-тактического комплекса «Искандер-М», который ведет огонь на 480 км, определить цель на этом расстоянии не представлялось возможным, особенно если она двигалась. Спутник и самолет ДРЛО А-50 для этого не подходили. А потом была война 8 августа 2008 года, когда в разведывательные подразделения грузинских атакующих пришлось отправить дальний бомбардировщик-разведчик Ту-22М3Р, который был сбит украинскими зенитчиками над Южной Осетией.
Мы догнали, но догнать было не так-то просто. Мы сосредоточились на создании в первую очередь разведывательных БПЛА, которые во взаимодействии с ракетно-артиллерийскими частями и ЦОД создавали разведывательно-ударные или разведывательно-огневые комплексы. А по поводу тяжелых беспилотников ситуация была спорной.
Читайте также: Як-3 — истребитель: самолёт времен великой отечественной войны, чертежи, технические характеристики (ТТХ)
Испытания летательного аппарата
Еще до создания демонстрационного образца бортовая авионика для БПЛА «Охотник» была испытана на опытных образцах ПАК ФА (Т-50), а чуть позже на готовых Су-57. Полученные результаты помогли скорректировать и настроить аппаратуру в работе над С-70.
В ходе предполетных и летных испытаний самого «Охотника» стало ясно, что выбранная концепция соответствует эталонным военным условиям и хорошо работает.
Специалисты предполагают, что силовая установка (АЛ-41Ф) готовой машины будет отличаться от установленной на тестовых образцах. Такие выводы были сделаны на основе анализа фото и видео, которые показывают, что хвостовая часть беспилотника больше подходит для другого типа двигателя. Кроме того, АЛ-41Ф не позволяет говорить о принадлежности С-70 даже к пятому поколению.
Что может тяжелый беспилотник “Охотник”
Как мы уже говорили, одной из особенностей «Охотника» является его незаметность для средств обнаружения. Для этого в нем задействован ряд современных технологий. Один из них — двигатель с плоским соплом, изготовленный на 3D-принтере. Благодаря этому соплу будет снижена заметность дрона для ракет с тепловым наведением.
Также известно, что беспилотник сможет летать вместе с истребителями Су-57. Беспилотник будет поражать наземные и воздушные цели. Ранее мы говорили, что БПЛА, способных поражать воздушные цели, на данный момент практически не существует. Такой возможностью обладают только некоторые дроны-камикадзе.
БПЛА «Охотник» во время летных испытаний
Пилот Су-57 сможет одновременно координировать действия четырех боевых беспилотников «Охотник». Скорее всего, эта возможность будет реализована в новой версии Су-57 с двухместной кабиной. Также известно, что БПЛА «Охотник», как и другие беспилотники «Альтиус», будут оснащены современными высокоточными ракетами Х-35У и Х-59МК2. Эти ракеты изначально разрабатывались для пилотируемых самолетов.
В целом БПЛА «Охотник» по своим возможностям практически не уступит современным пилотируемым самолетам. В частности, он сможет использовать весь спектр противокорабельных и оперативно-тактических ракет, а также будет иметь средства для ведения воздушного боя. В настоящее время не так много БПЛА, которые могут похвастаться характеристиками истребителя. Хотя, по словам Илона Маска, дроны уже в ближайшем будущем смогут полностью заменить самолеты.
Надо сказать, что в 2021 году должны пройти испытания дроны Илона Маска, а точнее ударные дроны SpaceX с искусственным интеллектом. О результатах пока не сообщается, но это отдельная тема для обсуждения.
С какой целью создавался и какую работу выполняет сейчас
Приоритетной задачей военных ведомств является сохранение личного состава. Современные доктрины ведения боевых действий предполагают активное использование дистанционно управляемой боевой техники на суше, воде и в воздухе.
Парк беспилотных летательных аппаратов ВКС России количественно и качественно отстает от парка беспилотников стран вероятного противника. Но сейчас войска начинают интенсивно оснащаться малыми и средними беспилотниками, и разрыв постепенно сокращается. А создание мощной ударной машины последнего поколения поможет вывести нашу страну на лидирующие позиции в этой области.
Российский «Охотник» еще не поступил на вооружение, но в процессе работы над ним авиаконструкторы изучают новые концепции, используют новейшие материалы и работают над созданием полимеров и сплавов с нужными свойствами.
Разработчики бортового оборудования и программного обеспечения тестируют свои разработки. Опыт показывает, что разработки, не использованные в проектах такого масштаба, используются в смежных проектах и даже в других областях науки и производства.
Цена и критика
После первого полета в Интернете появилось много новых публикаций об «Охотнике». Есть хвалебные публикации, и это понятно: у России наконец-то появился тяжёлый ударный БПЛА, не в макете, не в проекте, а в реальности почти такой же, как американский X-47B от Northrop Grumman, а может даже и лучше . Он уже перестал летать, хотя и умел дозаправляться в воздухе, сел на палубу авианосца, взлетел с него. Но Пентагон закрыл проект — он оказался слишком дорогим даже для него. Наш наверняка будет намного дешевле, как и все аналоги, которые мы делаем, по сравнению с зарубежными образцами.
Однако о цене «Охотника» говорить пока рано. Некоторые интернет-ресурсы сообщали, что на разработку было выделено 1,6 млрд рублей, но пока рано судить о том, что будет дальше. Все зависит от задач, которые ему будут решать, оборудования и вооружения, которые будут размещены на борту, от системы управления, которая будет работать на земле или в воздухе, а на другом самолете — например, на Су- 57 многоцелевых истребителей или на самолете дальней радиолокационной разведки и наведения А-100. Это все вопросы, требующие разъяснения. Хотя в зарубежной прессе, не дождавшись официальной и более подробной информации об «Охотнике», уже прошлись по нему с изрядной долей критики.
В первую очередь указывают на открытые сопла двигателей, антенны и отверстия на борту. Якобы все эти детали полностью сводят на нет возможность незаметности аппарата для радиолокационных станций противника. Мол, слишком мало оснований для перспективы постройки самолета шестого поколения на базе «Охотника», такие БПЛА легко перехватить средствами РЭБ, как это, например, сделали иранцы, когда форсировали американский хэви-топ. -секретный дрон RQ приземлился на их территории несколько лет назад -170 Sentinels.