Bell P-39 Airacobra — обзор и технические характеристики самолета

Военная техника

История создания

Компания «Белл Эйркрафт», разработавшая истребитель и наладившая его производство, была основана в 1935 году в Буффало тремя ведущими специалистами, ранее работавшими в компании «Консолидейтед». Уже в июне 1936 года специалисты фирмы «Белл Эйркрафт» приступили к разработке нового истребителя, в конструкции которого использовались целых две инновации.

Первое нововведение, как было сказано выше, заключалось в размещении двигателя за кабиной пилота, соединенного валом с воздушным винтом. Это новшество позволило значительно улучшить маневренность самолета, а также несколько повысить защиту его двигателя, так как ранее считалось, что повреждение носовой части истребителя также гарантировало серьезное повреждение двигателя.

Еще одним положительным моментом такого решения был улучшенный обзор для летчика, который в боевых условиях, а также при взлете или посадке иногда мог стоить и ему жизни, и самолету. Ранее обзор серьезно затрудняла сильно выступающая носовая часть, имевшая немалые габариты из-за расположенного в ней двигателя. Покатая и небольшая носовая часть истребителя «Аэрокобра» очень успешно решила эту проблему.

Еще одним ноу-хау, использованным в конструкции самолета, стало так называемое «носовое» шасси. Такое конструктивное решение явилось источником достаточно большого количества преимуществ, таких как: более удобное управление самолетом при взлете или посадке, а также значительно сниженный риск опрокидывания (опрокидывания самолета).

Белл P-39 Аэрокобра

В 1936 году в связи с ростом напряженности на мировой политической арене ВВС США объявили конкурс на разработку проекта нового истребителя. Уже в мае 1937 года проект фирмы «Белл Эйркрафт» (тогда он назывался «Белл Модель») был рассмотрен и одобрен комиссией, а в октябре того же года с фирмой был заключен контракт на изготовление прототипа будущего истребитель под названием «ХР-39».

Первый полет самолет совершил в начале апреля 1939 года. Пилоту Джиму Тейлору удалось развить скорость 628 км/ч при массе 2,5 тонны. Правда, следует отметить, что этот полет выполнялся без брони и вооружения. Через неделю, 13 апреля 1939 года, ВВС США и компания «Белл Эйркрафт» подписали контракт на изготовление и поставку в армию первых 13 истребителей.

В сентябре 1939 г самолет прошел комплексные испытания в NACA. В результате этих испытаний в конструкцию самолета было внесено большое количество изменений, позволивших изменить его название с «XP-39» на «Bell Model 12».

Краткий обзор и характеристики

«Аэрокобра» представляет собой моноплан с шасси с тремя стойками. Корпус цельнометаллический одноместный. Крыло правильно низко; вінт – трохлопастной, с меняющимся шагом.

Защита пилота и двигателя достигается за счет 6,5-миллиметровой стальной брони, а также бронированных спинок за кабиной. Спереди фонарь защищен бронированным стеклом толщиной 37 мм, сзади — бронированным стеклом толщиной 63 мм.

Вооружение истребителя представлено 37-мм пушкой М4 с боекомплектом 30 патронов, либо 20-мм пушкой ГС-404 с боезапасом 60 патронов, а также двумя или четырьмя «Браунингами» М2 калибра 12,7 мм пушки.

К достоинствам этого самолета можно отнести его исключительную маневренность, а также улучшенную аэродинамическую форму носовой части, обеспечившую лучший обдув самолета. Еще одно немаловажное преимущество — мощная 37-миллиметровая пушка, установленная в носовой части «Аэрокобры» вместо двигателя. Мощность этого орудия значительно превосходила все авиационные пулеметы того времени.

Также нельзя не упомянуть о том, что расположение двигателя за кабиной пилота серьезно повышало ее безопасность, что в сочетании с бронированным хребтом существенно снижало вероятность ранения или гибели пилота от удара сзади.

Но, как и у всех самолетов, у «Аэрокобры» были свои недостатки. Главным и практически единственным серьезным недостатком было то, что при выполнении фигур топ-летчика истребитель часто попадал в штопор, нередко с трагическими последствиями. Маневренность была пуплена такой дорогой «ценой», если, конечно, можно так говорить о жизни пилотов.

Белл P-39 Аэрокобра

Тактико-технические и летные характеристики «Белл Р-39 Аэрокобра»:

  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 9,16 м
  • с пушкой: 9,58 м
  • Размах крыла: 10,36 м
  • Высота: 3,78 м
  • Площадь крыла: 19,86 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,35

Профиль крыла: NACA-0015 — корень крыла, NACA-23009 — законцовки

  • Базовое шасси: 3,04 м
  • Колея шасси: 3454 м
  • Пустой вес: 2642 кг
  • Нормальная взлетная масса: 3556 кг
  • Объем топливного бака: 455 л
  • Силовая установка: 1 × жидкостное охлаждение Allison V-1710-35
  • Мощность двигателя: 1×1150 л с. (1 × 846 кВт)
  • Воздушный винт: трехлопастной «Кертисс»
  • Диаметр шнека: 3,16 м
  • Максимальная скорость на земле: 493 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте: 585 на высоте 4200 м
  • Крейсерская скорость: 528 км/ч
  • Посадочная скорость: 145 км/ч
  • Практическая дистанция: 993 км (на 550 м)
  • Продолжительность полета: 3,65 часа
  • Практический потолок: 9600 м
  • Длина разбега: 300 м
  • Длина пробега: 350 м
  • Время виража: 19 с
  • Радиус виража: 253 м
  • Стрелково-пушечное вооружение:
  • 1 × 37-мм пушка M4 с 30 патронами или
  • 1 × 20-мм пушка М1 с 60 патронами (Д-1, Д-2)
  • 2 × 12,7-мм пулемётов М2 по 270 патр. (на Д-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа
  • 4 × 7,62-мм пулемётов по 1000 патронов каджий в крыле
  • Бомбы: 1 × до 272 кг
  • Подвесные топливные баки: 1 × 283 л или 566 л под фузеляжем

Модификации истребителя-перехватчика P-39 «Аэрокобра»

  • ХР-39 — прототип. Отличался двигателем V-1710-17 пачистю 1150 л.с с турбокомпрессором В-5. Вооружение отсутствовало. Первый полёт 6 апреля 1938 года.
  • ХР-39Б — прототип, доработанный по результатам продувок в аэродинамической трубе форма фонаря, штяворок ниш шасси, водозозаборники водо-и маслорадиаторы в корне крила, разменным Отличительным раз крила и длиннённым фузеляжем, двигатель V-1710-39 пачистю 1090 л.с., обзузнем турбокомпрессора. Первый полет 25 ноября 1939 г.
  • ХР-39Э («модель 23», ХР-76) — опытный для продажи двигатель Континентал В-1430-1. Из-за неготовности двигатель установлен В-1710-47 пачистю 1325 л.с. Отличался крылом ламинарного профиля увеличенного размаха. Первый полет 21 февраля 1942 г. Сделал 3 самолета Р-63 разрабатывался самостоятельно.
  • ЯП-39 («модель 12») — предсерийный. Отличался от двигателя В-1710-39 более крупным килем. Вооружение состояло из 37-мм орудий, 2-х 12,7-мм орудий, 2-х 7,62-мм орудий. Изготовлено 13 платьёв.
  • YP-39A — высотный (проект). Отличался двигатель V-1710-31 пачистию 1150 л.с.
  • P-39C («модель 13», P-45) — первый серийный вариант. Отличался двигателем V-1710-35 пачистю 1150 л.с. Вооружение состояло из 4 фюзеляжных 7,62-мм пулеметов. Первый полет в январе 1939 года. В 1939 году было выпущено 20 самолетов.
  • Р-39Д («модель 14») — модифицированный. Отличался болевым бронестеклом, уженичной бронезащитой, защитой бами, междунарным паксом фильпа, можно подвески ПТБ на 330 л. Вооружение состояло из 2 синхронных 12,7-мм пулеметов, 4 крыльевых 7,62-мм пулеметов, 37-мм пушек М4 (или 20-мм М1). Освобожден с февраля 1941 года. Изготовлено 404 частова.
  • P-39D-1 («модель 14А») — истребитель для СССР. Отличался чехом гализом киля. Вооружение состояло из 20-мм орудий, 2-х 12,7-мм орудий, 4-х 7,62-мм орудий. Изготовлено 336 платьёв.
  • Р-39Д-2 («модель 14А») — с двигателем В-1710-63 мощностью 1325 л.с с коробкой передач 2:1. Отличался 37-мм пушкой. Для СССР было выпущено 158 самолетов.
  • Р-39Д-3, Д-4 — штурмовики. Их отличали двигатель В-1710-35, бронированные водяной и масляный радиаторы, 2 камеры в хвостовой части.
  • Р-39Ф («модель 15Б») — вариант Р-39Д с воздушным винтом «Аэропроп» фирмы «Аэропродукт». Он отличался индивидуальными выхлопными патрубками двигателя вместо спаренных. Изготовлено 229 платьёв.
    • Р-39Ф-2 — штурмовик. Отличался бронированными водяным и масляным радиаторами, 2 камерами в хвостовой части.
    • ТП-39Ф — учебный. Отличался второй кабиной вереди, двойным управлением, отсутствием оружия. Сделал 1 самолет.
  • P-39G («модель 26») — вариант P-39D-2 с винтом «Аэропроп» (проект). Разработан в 1941 году.
  • P-39J — с двигателем В-1710-59 мощностью 1100 л.с. Переоборудовано 33 П-39Д.
  • Р-39К-1БЭ («модель 26А») — с двигателем В-1710-63 и вентом «Аэровинт». Было выпущено 210 самолетов.
  • Р-39Л («модель 26Б») — с винтом фирмы «Куртисс». Отличался новым носовым колесом, возможностью установки пусковых балок для ракет. Изготовлено 250 платьёв.
    • P-39L-2 — фоторазведчик. Переоборудовано 11 рабочих.

Боевое применение истребителя P-39 «Аэрокобра»

Истребитель Р-39 «Аэрокобра» начал поступать в вооруженные силы США в 1940 году. В 1941 году «Аэрокобры» стали прибывать в Великобританию, но там не задержались, т.к они имели небольшую высоту, при этом английским летчикам приходилось вести бои на высоте около 5000 м. Часть части напраили в колонии, часть — в Советском Союзе. «Свободная Франция» приняла 165 рейсов. После подписания перемирия в 1943 году Р-39 стала получать и Италия.

В Советском Союзе «аэрокобра» сохранилась неплохо — бои на фронте велись в основном на малых высотах, а самой частой задачей истребителей было сопровождение фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков, тем более что сам Р-39 оказался довольно неплохой легкий штурмовик.

Известно, что из-за очень необычного баланса «Аэрокоброй» было трудно управлять новичкам, но для опытных пилотов это был хороший выбор — советский ас, трехкратный Герой Советского Союза А. И. Покрышкин выиграл 48 из 59 на П-39Н победа

Превращение самолета ХР-39 в боевой истребитель Bell P 39 Airacobra

Поднявшийся в небо самолет предстал перед покупателями во всей красе. Это была стредительная бавая машина обдекаемой формы, вскачающая металлической обшивкой. Сердцем самолета стал 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Allison, установленный в центре фюзеляжа, непосредственно за кабиной пилота. Мощность мотора по тем временам была огромной – 1150 л/с.

В такой конфигурации двигатель не только уравновешивал машину, но и выполнял защитную функцию, оберегая летчика от огня противника из задней полусферы. Такую мощность удалось получить в результате применения на машине турбокомпрессора, также расположенного за кабиной пилота. Возле него только с правой стороны стоял воздухозаборник водяного радиатора. Иными словами, вся передняя носовая часть машины была свободна от основных узлов силового блока.

Тестовый экземпляр понравился. Ни один из существующих американских истребителей не мог похвастаться таким обзором из кабины пилота. Просторная кабина обеспечивала практически круговой обзор, кроме положения самолета во время стоянки. Меня удивил предложенный способ посадки в салон. С обеих сторон кабина была оборудована просторными дверями автомобильного типа.

Десантная группа, шасси самолета имели электропривод, облегчавший управление самолетом при взлетно-посадочных маневрах.

Главным коньком истребителя ХР-39 стали его взлетно-посадочные характеристики. В облегченном варианте без вооружения машина весила 2,5 тонны. Двигатель, оснащенный турбокомпрессором, разгонял экспериментальную машину до скорости 625 км/ч. Иными словами, на высоте 6000 метров новинка могла за считанные секунды догнать любой самолет того времени, набирая расчетную высоту всего за 5 секунд.

Через год после первого испытательного полета американская армия заказала производство 12 машин. В отчете НАКА, единственного в то время совещательного органа по самолетостроению, указывалось на 60 недостатков конструкции самолета, которые необходимо было устранить в ходе последующих испытаний.

Аэрокобра США

Аэрокобра США

Главное требование — нужно было снять турбокомпрессор с машины. Предполагалось, что американской авиации не придется бороться с высотными бомбардировщиками. Основные функции, которые должны были решать «Аэрокобры», заключались в завоевании господства в воздухе и прикрытии наземных боевых действий. В результате этих нововведений окончательный вариант ХР-39 остался без турбокомпрессора. Машины были оснащены другим двигателем, рассчитанным на полеты на малых и средних высотах (до 4500 м.).

Воздухозаборник водяного радиатора собрали в оборудование крыльев. Машина получила уменьшенный размах крыла. Поэтому длина фюзеляжа немного увеличилась. Изменилась и кабина пилота, получившая фонарь уменьшенной высоты и вытянутой формы.

Следует отметить, что удаление турбокомпрессора привело к некоторому ухудшению летных характеристик нового истребителя. Машина сохранила высокую маневренность, но стала менее маневренной на больших высотах. Доработанный и улучшенный вариант истребителя получил индекс ХР-39В и поднялся в воздух в сентябре 1940 года, когда в Европе уже бушевала большая война, Англия вела отчаянный бой с люфтваффе.

Пистолет

Пистолет

Новая машина получила более простой и надежный 1100-сильный двигатель. На ней доставлено бронирование кабин. Истребитель получил мощнейшее пулеметно-пушечное вооружение, в состав которого входили:

  • авиационная пушка Т-9, с боезапасом 15 снарядов;
  • два крупнокалиберных пулемета Browning M3 калибром 12,7 мм с обезапасом в 200 партронов;
  • два пулемета винтовочного калибра 7,62 мм.

Опытные машины истребителя ХР-39В «Аэрокобра» в вооруженном состоянии имели полетную массу 3280 кг. Без турбонаддува и с двигателем в 1100 л/с самолет разгонялся до скорости 590 км/ч. Таким образом компания Bell Aircraft выпустила первые 80 машин, получивших армейский индекс Р-39С, тем самым продолжив линейку американских истребителей.

Конвейеры

Конвейеры

Самолеты первой серии успели пройти боевое крещение в ходе воздушных боев в Европе, где немецким асам Люфтваффе противостояли английские и американские летчики-добровольцы. Уже тогда стало ясно, что истребитель недостаточно защищен от огня противника. Серию машин Р-39С быстро свернули, в дальнейшем уже был выпущен модернизированный самолет Р-39Д.

Эта модификация уже имела усиленное бронирование пилотской кабины, орудие имело боекомплект из 60 снарядов. К ним добавили два малокалиберных пулемета, к которым все они были сняты с фюзеляжа и установлены в крыльях. В таком виде машина была принята на вооружение Армией УСАЦА в часе 1941 года. Всего было выпущено 369 машин модификации Р-39D, которые стали использоваться для оснащения американских Войск ПВО на Тихом океане.

Истребители других модификаций P-39D-1, P-39D-2 и P-39F поступали на вооружение Королевских ВВС в небольших количествах. Англичане внесли в разработку изменения, улучшившие летно-технические характеристики базовых моделей. Однако по сравнению с английским истребителем Spitfire Mk.IX американский воздушный змей проигрывал. Машина была тяжелой в полевых условиях и сложной в эксплуатации.

Эксплуатация

Еще до внедрения «Аэрокобров» в американскую авиацию они стали получать заказы от воюющих стран. Британцы, впечатленные летными качествами прототипа, заказали 675 самолетов. Экспортный Р-39 по требованию заказчика первым получил бронезащиту и защищенные спинки. Изменилось вооружение — 37-мм пушка была заменена на стандартную для Королевских ВВС 20-мм пушку.

Результаты обкатки истребителя были удручающими.

Более тяжелый самолет, лишенный турбокомпрессора, летал значительно хуже прототипа, а особенности необычной конструкции затрудняли пилотирование и обслуживание. Единственная эскадрилья, укомплектованная американскими истребителями, участвовала в бою всего один раз.

Франция, которая также заказала Р-39, не успела их получить до капитуляции, но с 1943 года «Аэрокобры» получили французские войска в Северной Африке. Уже в 1944 году их по возможности заменили на Р-47.

Истребитель р 39 Аэрокобра

В американской авиации освоение «Аэрокобров» тоже проходило непросто. Шасси с тремя стойками было непривычно, задний центр требовал определенного опыта управления самолетом, а пушку на ранних самолетах часто заклинивало.

Кроме того, тактическая роль Р-39 в конечном итоге определялась как «истребитель-бомбардировщик», и реальная потребность в таком самолете была тогда невелика. Они ограниченно использовались на Тихом океане до середины войны. Хотя работоспособность летчиков была достаточно высокой, главную роль в этом театре играла палубная авиация.

Еще в 1941 году Великобритания по собственной инициативе передала Советскому Союзу остатки партии «Аэрокобр.

В результате англичане «сожгли» нелюбимый и почти ненужный самолет, а советские летчики получили одну из самых эффективных боевых машин. Обкатав P-39, советская строна пежила УСША продажа поставки. Американцы не собирались держать бюджетный самолет «для себя», и с этого момента «Аэрокобры», как правило, шли на экспорт.

Действуя в прикрытии наземных войск, летчики вели воздушные бои на малых высотах — там лучше всего проявлялась маневренность «Аэрокобров». Огневая мощь Р-39 ценилась очень высоко и истребитель противника мог уничтожить даже одним попаданием из 37-мм орудия. Многие советские асы, в том числе самые успешные и знаменитые — Покрышкина, Речкалова, Гулаева — летали именно на «Аэрокобре».

Р-39Н Григория Дольникова
P-39 Григория Дольникова

После войны модифицированные «Аэрокобры» участвовали и добились успехов в воздушных гонках.

Читайте также: Тигр 2 правда ли что он был лучшим танком Второй мировой войны

Лётно-технические характеристики

Сравним характеристики более позднего «Аэрокобру» с одним из лучших советских истребителей середины войны — Ла-5ФН и одним из самых массовых серийных «Мессершмиттов»-109.

Размах крыла, м 10.36 9,80 9,90
Максимальная взлетная масса, кг 3750 3168 3400
Максимальная скорость, км/ч 605 648 618
Скороподёмность 762 1064 690
Расстояние, км 845 1000 560
Практический потолок, м 10620 11200 11500
Вооружение 37мм пушка М4, 4х12,7мм пулемёта «Браунинг 2х20мм пушки ШВАК 20мм пушка MG151/20, 2×13мм пулемёта MG131

Стоит сказать, что превосходство «Аэрокобры» над ранними Bf.109 в маневренности было замечено еще при испытаниях истребителя в Британии. А «Густавы», а особенно поздние, вообще принято считать моделью «Мессеры», не отличавшейся маневренностью. Ла-5, превосходивший Р-39 по скорости, отличался еще и простотой конструкции, освоения и обслуживания. Это свидетельствует о том, что позднее орудие немецкого самолета было заменено на 30-мм MK108, аналогичное по баллистике и специфике применения М4.

P-39 Аэрокобра

«Аэрокобра» оказалась вполне удачным и эффективным самолетом, а если считать Р-63 еще одной модификацией базовой конструкции — то и чрезвычайно, для военного времени, живучей. Но успех его применения зависел от нескольких конкретных факторов.

Во-первых, истребители должны были действовать на малых высотах. Во-вторых, для пилотирования сложноуправляемого самолета требовались хорошо подготовленные летчики. В-третьих, летчики должны были хорошо стрелять, чтобы поражать самолеты прицельными выстрелами из пушки с небольшой скорострельностью. Только «Аэрокобра» летала с максимальными характеристиками, которых добились в СССР.

В небе Второй мировой

Первоначально (с осени 1940 г.) «Аэрокобра» состояла исключительно на вооружении ВВС США. Все изменилось в 1941 году, когда первые «Аэрокобры» стали сдаваться в аренду Великобритании. Однако следует отметить, что здесь самолет решительно не имел возможности продемонстрировать свои высокие боевые качества: битва за Британию фактически закончилась нападением Германии на СССР, хотя бои в воздухе над метрополией и английской Канал продолжился. В основном воздушные бои велись не на малых высотах, где потенциал «Аэрокобров» мог раскрыться в полной мере.

Белл P-39 Аэрокобра

Всего через пять месяцев пребывания на вооружении Королевских ВВС в метрополии истребители были переброшены на Ближний Восток, для борьбы с Африканским корпусом Роммеля, и в Юго-Западную Азию, для участия в борьбе против Японской империи. Также часть «Аэрокобр» была предложена Советскому Союзу.

Мощь, маневренность и дверь.

Разместив двигатель за кабиной, конструкторы «сдвинули» его ближе к носу, что сделало обзор «Аэрокобре» лучше, чем у советских истребителей начала войны. Благодаря особенностям конструкции истребитель также превосходил советских «одноклассников» по ​​скорости и маневренности.

Особенно порадовала советских мастеров воздушного боя 37-миллиметровая пушка «Кобры». Генерал-майор авиации Николай Голодников вспоминал: «Снаряды очень энергичны. Обычно одно попадание во вражеский истребитель и… все!»

d03c44813e.jpg

Наши летчики возлагали на орудие большие надежды, при этом 2 из 4-х 7-миллиметровых пушек Браунинга на «Кобре» часто отстреливались для облегчения самолета. В отличие от советских истребителей, летчики входили в кабину Р-39 через дверь, а не через выдвижной фонарик.

Лично сбивший 56 фашистских самолетов на «Аэрообрезе» дважды Герой Григорий Речалов отмечал хороший радиопередатчик, позволявший летчикам поддерживать связь в бою. Истребители проявили удивительную живучесть. Нередко «Беллочки» прибывали на аэродром более похожими на раствор после многочисленных обстрелов из вражеских пулеметов.

Конструкция

«Аэрокобра» представляла собой одноместный цельнометаллический низкоплан, содержащий в своей конструкции ряд нестандартных решений. Главной конструктивной особенностью истребителя Р-39 было размещение двигателя.

Поскольку самолет был «построен вокруг пушки», думали, прежде всего, о том, как лучше разместить небывало мощное вооружение.

Проще всего было бы установить пистолет в головку блока цилиндров мотора — но мешало отсутствие подходящего двигателя. Так силовой агрегат «ездил» за кабиной пилота, а винт приводился в движение удлиненным валом. Кроме того, размещение двигателя у центра тяжести попустало моневность.

Впервые на истребителе применили трехстоечное шасси с передней стойкой. На практике обнаружилась обратная сторона таких решений. Самолет стал очень чувствителен к малейшим нарушениям центровки, легко срываясь в штопор. Долго «доводилась» конструкция шасси.

Белл P-39 дизайн

На все «Аэрокобры» устанавливался 12-цилиндровый V-образный двигатель «Эллисон»-V1710. Прототип летал с высотным двигателем, оснащенным турбокомпрессором, но серийные самолеты получили мотор, оснащенный одноступенчатым приводным нагнетателем, и на высоте он «дышал». Однако во время войны конструкция двигателя была усовершенствована, мощность и высота увеличились в несколько раз.

Сам двигатель был оценен как очень удачный — с ним летало много американских самолетов.

Главным калибром «Аэрокобры» была автоматическая пушка М4 в 37 мм. Разработку этого оружия также начал Джон Браунинг. По характеристикам пушка в целом уступала другим системам того же калибра, но следует помнить о двух фактах.

Во-первых, М4 был разработан задолго до того, как пушечное вооружение истребителей стало нормой. Во-вторых, орудия советского типа НС-37 в первую очередь предназначались для борьбы с бронетехникой. А для применения бойца М4 ввели подходили, правда, применение дошла до того, чтобы сопозировать тактику. В Советском Союзе, где было принято вести огонь с малых дистанций, возможности орудия раскрылись в полной мере.

Эллисон V-1710

Вспомогательное вооружение менялось в зависимости от серии. На его ранних самолетах ставили два крупнокалиберных пулемета «Браунинг», и два — калибра 7,62 мм. Позже количество стволов нормального калибра довели их до четырех. Поздние серии получи четири пулемёта калибра 12.7мм.

В рядах Красной Армии

В составе ВВС РККА на полях сражений Великой Отечественной войны «Аэрокобра» получили боевое крещение 16 мая 1942 года на Карельском фронте в Заполярье (19-й гвардейский истребительный авиаполк).

Учитывались трудности, с которыми ранее сталкивались советские летчики и технический персонал при использовании других самолетов союзников (например, «Харрикейн»), поставляемых по лизингу. Именно поэтому было решено не ставить «Аэрокобры» непосредственно на вооружение действующей армии. Это решение содержало две причины. Первая причина заключалась в необходимости лучше изучить самолет и подготовить его к конкретным условиям этого театра военных действий.

Ведь в первые месяцы после начала поставок самолетов в Советский Союз над «Аэрокобрами» работали многие крупные авиационные институты. Второй, не менее важной причиной было достаточно «капризное» поведение истребителя на виражах или при выполнении фигур топ-пилота. Именно поэтому подготовке пилотов Р-39 следовало уделять исключительное внимание.

Белл P-39 Аэрокобра

Первым полком, полностью укомплектованным только истребителями «Аэрокобра», стал 153-й истребительный авиаполк, действовавший в составе Воронежского фронта. Битва за Воронеж — одна из самых героических страниц в истории Р-39. Таким образом, всего за три месяца боев, с конца июня по конец сентября 1942 г., в разгар ожесточенных боев с гитлеровскими войсками, пытавшимися занять Воронеж, 153-й полк уничтожил более 60 машин противника, не потеряв ни одного более 10 машин. За высокие заслуги полку было присвоено звание гвардейского (переименован в 28-й гвардейский истребительный авиаполк).

Стоит отметить, что именно на фронтах Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись все достоинства «Аэрокобры». Во многом это было связано с тем, что советские летчики, в отличие от своих западных коллег, предпочитали вести воздушные бои преимущественно на средних и малых высотах, для чего и предназначался истребитель. Именно благодаря этому, а также тому, что на Р-39 летал второй по результативности советский ас Александр Иванович Покрышкин, самолет снискал заслуженную любовь советских летчиков.

Характеристики P-39 Аэкокобра P-39Q-5

Истребитель Р-39 «Аэрокобра»
Страна: США Тип: Фронтовой истребитель Год выпуска: 1938 г. Экипаж: 1 человек Двигатель: В-1710-85 мощностью 1200 л.с. Максимальная скорость: 602 км/ч Практический потолок: 10700 м Дальность полета: 840 км Масса пустого: 2568 кг Максимальная взлетная масса: 3778 кг Размах крыла: 10,37 м Длина: 9,20 м Высота: 3,78 м Площадь крыла: 19,81 кв.м. Вооружение: 1х 20-мм пушка, 4х 12,7-мм пулемета.

Каратические привесены для модели P-39Q-5

  • Р-39М («модель 26Д») — с двигателем В-1710-67 пачистю 1200 л.с. Освобожден с ноября 1942 г было выпущено 240 самолетов.
    • Р-39М-1 — с двигателем В-1710-83 пачистю 1200 л.с.
  • Р-39Н («модель 26С, F») — с двигателем В-1710-85 (В-1710-Е19) пачистю 1200 л.с. Отличался редуктором, винтом «Aeroprop». Изготовлено 2095 рабочих. Размещено в СССР.
    • Р-39Н — первая версия. Изготовлено 500 самолетов.
    • P-39N-1 — с новой компоновкой оборудования. Изготовлено 900 самолетов.
    • Р-39Н-5 — с уменьшенной до 88 кг массой брони. Бронезаголовник установлен бронезаголовник. Изготовлено 695 платьёв.
  • P-39Q («модель 26Е») — с 2 фюзеляжными крупнокалиберными пулеметами вместо 4 7,62-мм крыльевых. С 1942 по август 1944 г. Изготовлено 4905 рабочих (единственная массовая модификация). В больших количествах он поставлялся в СССР.
    • P-29Q-1BE — с топливным баком 330 л и броневой массой 105 кг.
    • P-29Q-5BE — с облегченной броней (88 кг). Запас топлива увеличен до 421 л.
    • P-29Q-10BE — с массой брони 103 кг и запасом топлива 455 л.
    • P-29Q-15BE — с доработанным оборудованием.
    • P-29Q-20BE — без подкрыльевых пулемётов.
    • P-29Q-21BE — с 4-лопастным винтом.
    • P-29Q-25BE — экспортный вариант P-29Q-21BE.
    • P-29Q-30BE — с 3-х лопастным винтом.
    • RP-39Q (с 1944 года TP-39Q) — учебный. Отличался двумя кабинами, развитым килевым железом и подфюзеляжным гребнем.
  • «Аэрокобра» Mk.I («модель 14», «Карибу» Mk.I) — экспортный вариант P-39D для групповой. Отличался двигателем В-1710-Э4 (В-1710-35), крылатыми пулеметами калибра 7,7 мм и 20-мм пушкой. В 1940-1941 годах использовалось 675 частов. Около 200 самолетов осталось в США, где они эксплуатировались под обозначением Р-400. 212 рабочих в СССР (прибыло 162).
  • «Кобра II» — гоночный. Отличался двигатель V-1710-135 пачистю 2000 л.с. Построен в 1946 году. Достигнутая скорость составляет 664,64 км/ч.
  • XFL-1 «Аэробонита» — палубный истребитель (опытный). Отличается подкрыльевыми радиаторами, шасси с хвостовым колесом, посадочным гаком, укороченным фюзеляжем, килевидной формой. Первый полет 13 мая 1940 г.
  • XTDL-1 (F2L-1K) — летающая мишень. В 1945 году переоборудовано 2 P-39Q для флота США.

американский самолет Р-39 Аэрокобра

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector