- Разработка
- Служба и боевое применение
- Война с Японией
- Великая Отечественная Война
- БА-10 в Вермахте
- БА-10 в Финской армии
- Завершение службы
- Конструкция
- Технические характеристики БА-10
- Модификации
- Использование в бою
- Какой можно сделать вывод?
- Советско-финляндская война
- Польский поход Красной Армии
- Присоединение Бессарабии
- Боевой опыт
- Характеристики среднего бронеавтомобиля БА-10
- Эксплуатация и модификации БА-10
Разработка
В 1927 году началась разработка перспективной бронемашины поддержки пехоты. Модель получила название БА-27. Он был оснащен приличной по тем временам защитой и 37-мм пушкой во вращающейся башне.
Но в 1934 году стало ясно, что, хотя устройство и имело ряд положительных особенностей, вооружение уже не могло полностью удовлетворить потребности армии. Тем не менее именно БА-27 стал первенцем в ряду массовых разведывательных машин СССР.
Следующими образцами стали трехосные бронеавтомобили БА-I, БА-3 и БА-6, вооруженные танковой длинноствольной 45-мм пушкой 20К.
Он размещается во вращающейся цилиндрической башне с развитой кормовой нишей. Базой для машин послужил автомобиль ГАЗ-ААА; эти бронемашины хорошо зарекомендовали себя во время службы.
Но и эти машины не устраивали военных, слишком слаба была рама, кроме того, внутренняя компоновка была слишком опасна в эксплуатации. Были предприняты следующие попытки создания бронеавтомобиля.
Заказ на новую бронемашину получили конструкторы Ижорского завода. Разработка бронеавтомобиля БА-10 была завершена в 1938 году. В основу шасси легла укороченная рама от БА-6 (ГАЗ-ААА), передняя часть рамы была усилена, на передней направляющей балке установлены амортизаторы шасси были введены для улучшения плавности хода.
В ходе испытаний в машину вносились дальнейшие изменения, в основном связанные с технологичностью и надежностью ходовой части. В серию поступил вариант с индексом БА-10А. Производство велось с 1938 по 1941 год. Выпущено 3400 единиц.
Состав:
- БА-10А, первые серийные автомобили этой модели;
- БА-10М — усовершенствованная версия линейной машины. В первую очередь изменения коснулись топливной системы: бензобаки были перемещены вглубь корпуса, топливопроводы были бронированы. Кроме того, заменили шаровую опору в лобовом бронелисте кабины и усовершенствовали механизм поворота башни. Установлены дополнительные топливные баки на крыльях задних колес;
- БА-10ЖД — модель бронеавтомобиля, предназначенная для действий на железной дороге, для этого штатные колеса были заменены на колесные пары для железнодорожных операций. Это была армированная резина. Поступил в части Красной Армии и НКВД.
Служба и боевое применение
Война с Японией
Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол. На начало боев в этом районе БА-10 составляли примерно половину всего парка средних бронемашин (203 единицы). Они вступили в бой уже на ранней стадии конфликта. Затем 20-25 июня 3-й батальон 149-го стрелкового полка при поддержке роты броневиков 234-го танкового батальона 8-й мотоброневой бригады и батареи 175-го артиллерийского полка вел бой северо-восточнее Халхина с японо-маньчжурскими частями. Гол в Халхин-Суме и Дебден-Суме районах. Причем последний уже находился на территории Маньчжурии.
В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, где находилось до японского батальона, Маньчжурского кавалерийского полка и двух артиллерийских батарей (75-мм полевых и 37-мм противотанковых орудий). Завязался бой, в котором японцы, сидя на крыше казармы, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.
Однако командир бронероты ушел в тыл врага, подставил броневики и два 76-мм орудия под огонь прямой наводкой и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городе возникла паника, которой воспользовалась наша пехота, чтобы выйти из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 были повреждены огнем артиллерии противника.
Тяжелое вооружение советских бронемашин позволяло им сражаться практически наравне с японскими танками. В этом плане наиболее успешно действовали БА-10 9-й мотоброневой бригады. В 12:00 3 июля 1939 года позиции советских искателей на восточном побережье были атакованы частями 3-го и 4-го японских танковых полков, в составе которых было более 70 танков. Одновременно на позиции роты бронебатальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которая первой начала отступление, вышло до 40 японских боевых машин.
Но на помощь пришел командир бригады полковник С. Олейников и рота была остановлена и «выведена на позицию с передовой башней» (бронемашины стояли за барханом, над которым были видны только их башни). К этому времени японские танки подошли на расстояние 800-1000 м и бронетехника открыла огонь. В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом они получили повреждения, но в строю осталось шесть бронеавтомобилей БА-10.
В результате боев выяснилось:
- 1. Бронеавтомобили — отличное броневое оружие при обороне на земле, имеющей полузакрытые позиции.
- 2. Стрельба японскими танками 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке, составляли танки Тип 89, вооруженные 57-мм пушкой Тип 90 с длиной ствола 14,9 калибра) по броневикам не поразила их и не оправдал себя.
- 3. Атака японских танков без подготовки пехоты и артиллерии не принесла им никаких результатов, кроме потери танков.
- 4. Бронебойный 45-мм снаряд легко пробивает 22-мм броню японских танков.
- 5. Если пехота с бронетехникой обороняется и есть вероятность массированной атаки танков, важно подготовить часть бронетехники для ведения огня с полузакрытых позиций».
К 20 июля в частях 1-й группы армий имелось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.
В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери от противотанковой артиллерии и «бутылменов» (вооружённых бутылками с бензином японских солдат) несли бронеавтомобили — до 90 %. От бутылок с бензином и попаданий снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и после этого не восстанавливаются.
Великая Отечественная Война
Во время летней кампании 1941 года средние бронеавтомобили применялись очень активно, причем нередко, наряду с задачами разведки, связи и застав, нередко применялись для нападения вместе с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что привело к неоправданно высоким потерям. Однако при правильном использовании советские бронеавтомобили могли побеждать немецкие танки. Вот один пример.
В 05:00 22 июня 1941 г командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса полковник Богданов поставил задачу провести разведку взводу из 6 бронеавтомобилей БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины выехали из части в 6.25 утра. Подъезжая к городку Л., командир взвода устроил засаду в лесу, по обеим сторонам шоссе. Машины замаскированы таким образом, что их было трудно увидеть на расстоянии 200 метров.
В 10:00 появился отряд немецких мотоциклистов, который был уничтожен огнем БА-10 с дистанции 200–300 м. Через 40 минут на дороге появился легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег ее. Через 7 минут к засаде подошел днище танка, который также был уничтожен огнем БА-10. Через десять минут к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклов.
Внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, вынудив остальные немецкие машины развернуться. С подходом к городу Л главные силы 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев взвод старшего лейтенанта Суровцева отходил к своим. В результате хорошо организованной засады 6 бронеавтомобилей БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.
Однако, несмотря на отдельные случаи успешного применения, большая часть средних бронемашин в приграничных округах была потеряна в первые два месяца войны.
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, в сентябре 1941 года производство бронеавтомобилей БА-10 было передано на Балтийский завод в Ленинграде. На этом предприятии из остатков Ижорского завода было изготовлено несколько десятков бронеавтомобилей, компенсировавших потери БА-10 и сыгравших большую роль в обороне Ленинграда. Они также активно использовались для прорыва блокады.
Южный фронт, район Ростова-на-Дону, начало марта 1943 г. Утром 18 января 1943 г отдельный разведывательный батальон под командованием Л. Легеза вместе с пехотой двинулся на штурм Шлиссельбурга. Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 рванули вперед, раскрашивая снег широкими траверсами, установленными на задних колесах. В 10 часов утра огнем броневиков были уничтожены три пушки, несколько пулеметов и более 120 немецких солдат. К полудню город был взят.
В небольших количествах средние бронеавтомобили применялись на центральных фронтах в решающих боях кампаний 1943 года. Например, во вновь сформированной 5-й гвардейской танковой армии к 30 марта 1943 г в составе 38-го танкового батальона имелось 12 БА-10 (помимо них в батальоне имелось 7 Т-70 и 10 БА-64) и 17 БА-10 в составе 38-го танкового батальона. 53-я мотострелковая бригада.
К 10 июня 1943 года, когда 5-я гвардейская танковая армия уже входила в состав Степного фронта, в составе 38-го танкового батальона насчитывалось всего 12 БА-10. Эти машины применялись в боях на белгородском направлении и под Харьковом в июле-августе 1943 года.
Накануне Курской битвы — 1 июля 1943 г. — в танковых частях Воронежского фронта имелось 8 бронеавтомобилей БА-10 — по 3 в 6-й гвардейской армии и 6-м танковом корпусе и 2 в «других частях фронта»
Отдельные экземпляры средних бронемашин находились в войсках до конца войны в Европе. Как правило, они использовались в охранных ротах штабов фронтов и армий, а также в качестве командирских машин и машин связи в некоторых танковых и стрелковых частях. Например, по состоянию на 15 декабря 1944 г в войсках 18-й армии имелось всего 6 бронеавтомобилей — 5 БА-64 и 1 БА-10.
А в частях 2-го Белорусского фронта к 14 апреля 1945 г оставалось еще 14 пушечных бронеавтомобилей — 1 БА-10 в 65-й армии и 13 в 19-й армии (3 БА-10 и 3 БА-ЗМ в 97-й роте штаба гв, 3 БА-10 в 132-м и 1 БА-10 в 40-м гвардейском стрелковом корпусе).
Колонна бронеавтомобилей БА-10 в 1941 году, СССР.
БА-10 в Вермахте
В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203. Немцы довольно охотно эксплуатировали железнодорожный вариант БА-10, так как при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не играл роли роль. В составе немецкого бронепоезда №102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 г имелось четыре железнодорожных бронеавтомобиля БА-10.
Полностью сгоревший БА-10. Украина, июнь 1941 г
БА-10 в Финской армии
В ходе Зимней войны финны захватили десять бронеавтомобилей БА-10. После начала так называемой долгой войны (так в Финляндии официально называют боевые действия против Советского Союза в 1941-1944 гг.) численность увеличилась — с 1 июля 1943 г в войсках имелось 24 машины этого типа. В 1943 году бронеавтомобили были модернизированы — на них были установлены двигатели Ford V-8 мощностью 95 л.с.
В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии до 1959 года. В 1962 году один из списанных бронеавтомобилей был переоборудован в автокран и под обозначением БА-10Н использовался в Техническом центре танковой Войска до 1978 года.
Бронеавтомобили БА-10 в Выборге в конце войны
Завершение службы
Окончательным соглашением БА-10 стала советско-японская война 1945 года — в войсках, дислоцированных на Дальнем Востоке, было много танков Т-26, БТ-7 и бронеавтомобилей БА-10. Вся эта техника была успешно использована против японцев, а по окончании боевых действий передана в дар китайским коммунистам, которые использовали ее против войск Чан Кай-ши. Он также использовался во время Корейской войны.
Конструкция
Бронеавтомобиль БА-10 выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя и задними ведущими мостами, мощность на мосты передается через карданный вал, расположенный под днищем БА.
Моторный отсек расположен в передней части машины, полностью закрыт броневой сталью, для охлаждения спереди имеются две сдвижные бронированные двери, которые во время боя могли закрываться изнутри кабины БА.
Доступ для обслуживания осуществлялся через съемные боковые панели. Двигатель 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 50 л.с. Коробка передач механическая, пятиступенчатая.
Ходовая часть заимствована от бронеавтомобиля БА-6 с внесением технологических и прочностных изменений. По сути, это укороченная рама автомобиля ГАЗ ААА, с усиленными мостами и усиленными передними балками.
Для улучшения прозрачности на задние колеса автомобиля можно навесить цепные траки, состоящие из сомкнутых в два ряда цепей и размещенных между ними редких ушек, они известны как «перекатного» типа».
Стоит отметить интересное решение инженеров, на бронированном корпусе машины перед постом управления установлены два свободно вращающихся запасных колеса. Они могли помочь БА-10 преодолеть гребень или помочь выбраться из кювета. Сегодня это решение, хотя и технически отработанное, используется на БРДМ-2.
Экипаж БА-10 состоял из 4 человек: механика, стрелка-радиста, командира и стрелка.
В диспетчерской предусмотрены места для механика-водителя и стрелка-радиста. Место стрелка-радиста оборудовано шаровой установкой для пулемета ДТ. Для посадочного и водительского обзора двери расположены по бокам кабины, с бронированными створками и смотровыми дорожками.
За диспетчерской идет бой (БО).
Он оборудован стойками и ящиками для гранат с 45-мм орудиями и стопками для дисков пулеметов ДТ. Поверх БО установлена башня округлой формы, в которой установлена 45-мм пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ.
Прицеливание производилось с помощью телескопа и перископического прицела.
В башне были места для командира (он же заряжает пушку) и наводчика. Ближе к днищу автомобиля установлены герметичные топливные баки по 50 литров каждый.
Связь между членами экипажа осуществлялась через танковое переговорное устройство. На некоторых машинах устанавливались радиостанции, антенна была просто штыревого типа.
Основные характеристики:
Длина и т д | 4450 | 4450 |
Ширина и т д | 2100 | 2100 |
Высота и т.д. | 2470 | 2510 |
Клиренс и т.д. | 230 | 240 |
экипаж | 4 | 4 |
вооружение | 1х45мм 20К, 2х7,62мм ДТ | 1х45мм 20К, 2х7,62мм ДТ |
Скорость, км/ч | 52/20 на бездорожье | 52/20 |
Дальность, км | 200 | 280 |
Броня корпуса и т.д. | 10.10.8 | 10.10.10 |
Технические характеристики БА-10
Основные характеристики:
Характеристики | БА-10 | БА-10М |
Длина и т д | 4450 | 4450 |
Ширина и т д | 2100 | 2100 |
Высота и т.д. | 2470 | 2510 |
Клиренс и т.д. | 230 | 240 |
экипаж | 4 | 4 |
вооружение | 1х45мм 20К, 2х7,62мм ДТ | 1х45мм 20К, 2х7,62мм ДТ |
Скорость, км/ч | 52/20 на бездорожье | 52/20 |
Дальность, км | 200 | 280 |
Броня корпуса и т.д. | 10.10.8 | 10.10.10 |
Модификации
Было две массовые модификации:
- БА-10А — базовая модификация. Серийное производство велось с января 1938 по декабрь 1939 года. Было выпущено около 1350 машин.
- БА-10М — топливные баки перенесены из боевого отделения на колесные полки, в корме расположена специальная полка для гусениц. С декабря 1939 г по сентябрь 1941 г было изготовлено около 1950 штук. Кроме того, весной 1940 г., после завершения модернизации БАИ и БА-3, было принято решение о начале производства «100 комплектов ЗИП для переоборудования газгольдеров БА-10 в по типу БА-10М». Но так как Ижорский завод был перегружен другими заказами, то реализация этой программы началась только в 1941 году. Сколько БА-10А прошли модернизацию — неизвестно, но мы Можно с уверенностью сказать, что их было очень мало.
- В сентябре — ноябре 1941 года из имеющегося задела на заводе № 189 в Ленинграде собрали 81 машину, 6 из них получили двухосные шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5.
Также на базе бронеавтомобиля был создан разведывательный бронированный палубный железнодорожный БА-10; Было выпущено 37 машин, из них 7 поступило в НКВД и 30 в Красную Армию.
Использование в бою
БА-10 применялся в бою как средство огневой поддержки пехоты. На начальных этапах Великой Отечественной войны бронеавтомобиль мог эффективно бороться с легкой бронетехникой противника. Благодаря высокой подвижности часто служил разведывательной машиной.
Партия БА-10 была передана монгольской армии. Они сформировали танковую дивизию 6-й кавалерийской дивизии.
Эти машины использовались войсками Красной Армии в операции на Халхин-Голе, участвовали в Зимней войне 1939-1940 годов в Финляндии. В ходе боев финской стороной было захвачено несколько бронемашин. Их использовали как учебные машины для обучения экипажей.
После окончания Великой Отечественной войны установка была продана шведам, где прошла модернизацию, после чего использовалась для обучения экипажей.
Отдельного упоминания заслуживает факт применения немцами трофейных (трофейных) БА-10. Эти БА применялись достаточно много: в охранных частях, для противоборства, в частях и подразделениях СС для разведки, в частях вермахта, как средство охраны и сопровождения.
Как и большая часть техники, созданной в советский период, бронеавтомобиль БА-10 был простой и надежной боевой машиной. Она неплохо сражалась на полях сражений того времени, нанося противнику значительный урон. Сейчас броневик занимает почетное место в музеях страны.
Читайте также: Атомные подводные лодки проекта 949а, АПЛ Омск, Томск, Челябинск, Иркутск, Орел, Смоленск, Воронеж и Тверь
Какой можно сделать вывод?
Бронеавтомобиль БА-10 пригодился Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Транспорт послужил основой для разработки будущих поколений средней и легкой бронетехники.
Из 3,5 тысяч собранных машин, по официальным данным, уцелело четыре. Их можно найти в танковом музее в Финляндии, на Украине в Полтавской области на месте гибели М.П. Кирпоно, в частной коллекции в Московской области и в Музее боевой славы Урала в Верхней Пышме.
Если у вас остались вопросы, оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители будем рады ответить на них
Советско-финляндская война
Гораздо более серьезное испытание ожидало советскую бронетехнику в ходе советско-финляндской войны. При этом БА-10 применялись на всех направлениях от Карельского перешейка до Арктики.
Ба-10 в Выборге, 1940 г. (war-book.ru)
Использование бронетехники с противопульным бронированием при атаке заранее подготовленной и насыщенной противотанковыми средствами финской обороны привело к значительным потерям. Неблагоприятно сказался и ряд других факторов — трудности с подвозом горючего и боеприпасов, а также эвакуация поврежденных машин.
Польский поход Красной Армии
В сентябре 1939 года БА-10 активно использовались в ходе Польской кампании Красной Армии и участвовали в боевых столкновениях как с польскими, так и с немецкими войсками. Затем, 18 сентября 1939 г., в бою под городом Домбров БА-10 совместной атакой с легкими танками разгромили колонну польских войск.
При этом потери поляков составили 300 человек убитыми и 500 пленными, а также один танк, подбитый БА-10. Одной из самых тяжелых операций были бои в Гродно, где Красная Армия столкнулась с организованной обороной, а в ходе боестолкновений на узких улочках города бронетехника оказалась очень уязвимой для пехоты противника.
Присоединение Бессарабии
Еще одним боевым походом с участием БА-10 стал поход советских войск в Бессарабию в июне 1940 года. И если боевые действия носили весьма ограниченный характер в плане отдельных стычек и стычек, то движение больших масс бронетехники в сложных погодных условиях и крайне Плохое состояние было гораздо большим препятствием для дорожной сети в Румынской империи. И снова БА-10 показали высокую надежность и хорошую проходимость, хотя прямого участия в боях с румынскими войсками эти бронемашины не принимали.
Боевой опыт
Советский бронеавтомобиль имел тактико-технические характеристики, во многом схожие с тактическими характеристиками современных советских танков. С 45-мм пушкой экипаж машины мог противостоять бронетехнике противника, в том числе танкам и САУ. В ходе эксплуатации выяснилось, что колесная машина не обладает достаточной проходимостью, недостаточен и запас хода. Результатом модернизации конструкции стало появление новой модификации БА 10М. В этой модели уже можно увидеть гусеницы, которые при необходимости можно установить на задние ведущие колеса.
За счет установки дополнительных топливных баков увеличился запас хода, который у новой машины составлял уже 300-400 км.
В ходе военного конфликта с японскими войсками на реке Халхин-Гол и в ходе Зимней войны советский бронеавтомобиль справлялся с возложенными на него задачами. В ходе ожесточенных боев с немецкими войсками советская бронетехника, даже вооруженная 45-мм пушкой, не могла конкурировать с противником на поле боя. В дальнейшем оставшиеся в армейских частях бронеавтомобили БА 10 использовались для поддержки кавалерийских частей и для командно-штабной работы.
Характеристики среднего бронеавтомобиля БА-10
Страна: СССР Тип: Средний бронеавтомобиль Дата выпуска: 1938 г. Длина: 4,45 м Ширина: 2,1 м Высота: 2,47 м Броня, лоб: 10 мм Броня, борт: 10 мм Броня, башня: 10 мм Экипаж: 4 человека Двигатель: 50 л.с. Дальность: 260 км Максимальная скорость: 52 км/ч Масса: 5100 кг Вооружение: 1х 45-мм пушка обр.1938 г. 20-К, 2х 7,62-мм пулемета ДТ
Эксплуатация и модификации БА-10
Средний бронеавтомобиль БА-10 выпускался с 1938 по 1941 год. Всего было выпущено 3291-3311 единиц этого бронеавтомобиля — больше, чем любой другой советской бронетехники.
Существует две модификации бронеавтомобиля БА-10:
- БА-10 ЖД. Железнодорожный вариант — на колеса автомобиля надевались металлические бандажи с ребордами (на задние — двойные колеса надо было надеть бандаж только на одно колесо с каждой стороны), центральная ось возвышалась над полотном, руль фиксировался в нейтральном положении.
- БА-10М. Модернизированный вариант бронеавтомобиля, выпускавшийся с 1940 года. Машина отличалась внешним расположением бензобаков, усиленной бронезащитой передней пулеметной установки и радиатора, а также новой радиостанцией 71-ТК-З.
Средний бронеавтомобиль БА-10
Средний бронеавтомобиль БА-10, кроме армии СССР, использовался армией МНР, а также в качестве трофея, в армиях Германии (по немецкой классификации это были Panzerspahwagen BA 203 (r)) , Румыния и Финляндия.
Также БА-10 довольно поздно попали в финскую армию — несмотря на то, что у финнов было в лучшем случае 24 бронеавтомобиля, Финляндия в настоящее время является единственной страной в мире, имеющей 1 настоящий БА-10, сохранившийся до нашего времени. Неудивительно, учитывая, что последний из БА-10 у них был выведен в 1959 году. Заботливые финны модернизировали даже свои бронеавтомобили — в 1943 году их оснастили двигателями Ford V-8 мощностью 95 л.с.
Один из финских БА-10