B-52: самолёт boeing stratofortress, стратегический бомбардировщик Б-52, технические характеристики (ТТХ)

Военная техника

История создания

Боинг начал работу над перспективным стратегическим бомбардировщиком в начале 1946 года. Получили задание создать машину с боевым радиусом до 8000 км и максимальной скоростью не менее 724 км/ч. Первым вариантом силовой установки считались турбовинтовые двигатели, установленные на крыле с прямой передней кромкой.

Б-52 в небе

Машина под обозначением Model 462 имела внешний вид, похожий на поршневой самолет В-50. Из-за неудовлетворительной дальности полета от идеи отказались. Варианты модели 462-16/17 с уменьшенной стартовой массой дальнейшего развития не получили.

В конце лета 1947 года появилась концепция стреловидного крыла с установкой турбовинтовых двигателей.

Проект получил обозначение Модель 462-29 и практически полностью соответствовал требованиям заказчика, а в конце года они были скорректированы. Продолжение финансирования проекта позволило создать еще один вариант модели 462-35 с соосными винтами. Параллельно разрабатывался самолет модели 462-40, имевший восемь ТРД. Оба варианта бомбардировщика были отклонены заказчиком.

Боинг, потративший много сил и средств на создание проектов, не сдался. На базе модели 462-40 ускоренными темпами создавалась модель 462-49. Особенностью проекта была двухэтажная кабина и отдельный отсек для бортстрелка, расположенный в хвостовой части машины.

Проект был одобрен заказчиком, но с замечаниями, которые были устранены до начала 1950 года. В результате на свет появился еще один вариант Модели 462-67, которому суждено было стать будущим В-52. Два опытных самолета под обозначением ХВ-52 и YB-52 были собраны в 1951-52 гг.

Боевое применение

Боевое крещение бомбардировщики В-52 получили во Вьетнаме, где их участие не прекращалось на протяжении всей этой войны — с 1965 по 1973 год. Под дуговым светом (так назывались все боевые операции, в которых участвовали В-52 на территориях Юго-Восточной Азии) было проведено сто двадцать шесть сортировок. Здесь следует отметить, что один полет обошелся американскому бюджету в сорок тысяч долларов. Была также операция Linebacker II в 1972 году, когда массированные бомбардировки велись без перерыва в течение двенадцати дней.

Было совершено семьсот двадцать девять самолето-вылетов и сброшено почти шестнадцать тысяч тонн бомб на Хайфон и Ханой. Но иногда вьетнамские американские бомбардировщики все же достигали своей почти недосягаемой высоты. Северный Вьетнам был особенно хорош. Только в ходе этой операции было сбито 15 зенитных батарей Б-52. По данным США, за всю войну погибло всего тридцать таких самолетов, большая часть этих потерь не была боевой.

Серийные модификации

Первая партия из трех предсерийных машин В-52А (модель 462-201) была построена в 1954 году. Самолет несколько отличался от прототипов компоновкой кабины, которая располагалась бок о бок. Дополнительное электронное оборудование привело к увеличению длины носовой части.

Для защиты задней полусферы использовалась установка из четырех 12,7-мм пулеметов Browning M2.

Один из самолетов был переоборудован в носитель перспективного ракетоплана Х-15 разработки компании North American.

На базе В-52А была построена небольшая серия самолетов-разведчиков РБ-52Б. Оборудование размещалось в быстросъемном контейнере в бомбоотсеке. После его удаления самолет можно было использовать как бомбардировщик.

ВВС США заказали 13 самолетов в разведывательном варианте и параллельно 10 самолетов в виде бомбардировщика (под обозначением B-52B). Часть машин снабдили кормовой пулеметной установкой, а для частей использовалась орудийная башня, в состав которой входили две 20-мм пушки. РБ-52Б и В-52Б просуществовали недолго — только до 1965-66 гг.

Боинг Б-52

Следующей версией стал B-52C, основанный на опыте постройки предыдущей серии. На машинах применялась пулеметная установка и подвесные баки повышенной емкости. Дальнейшая модернизация привела к созданию серии B-52D, приспособленных для полетов на малых высотах. Машины находились на вооружении до 1983 года, пройдя несколько программ модернизации и усиления.

Модификация самолета B-52E могла нести ракетное вооружение, вариант B-52F отличался улучшенной силовой установкой. Версия B-52G получила уменьшенную высоту киля и измененную конструкцию крыла, что позволило увеличить запас топлива. Наводчик, ранее находившийся в индивидуальной герметической кабине в хвостовой части, переехал в общую кабину.

Последней модификацией стал B-52H, оснащенный кормовой установкой пушки.

Изменена система привода тормозных щитков, что улучшило управляемость самолета при заправке воздухом. Раньше этот процесс был очень утомительным. Силовая установка оснащена новыми турбинами, с уменьшенным шумом и выбросом выхлопных газов.

Помимо перечисленных серийных вариантов, имелся ряд опытных самолетов, построенных в единичных экземплярах. Машины использовались для испытаний новых видов вооружения и техники.

История разработки

В 1946 году правительство США подготовило задание на проектирование новой модели воздушного бомбардировщика. Были выдвинуты следующие требования:

  • самолет должен лететь со скоростью не менее 480 км/ч;
  • дальность полета в этом случае должна достигать 8050 км;
  • обеспечить возможность перевозки 4,5 т бомб.

Компания Боинг сразу приступила к созданию проекта будущего бомбардировщика. Она выиграла конкурс, получив необходимую финансовую поддержку от государства.

Интересные факты! После завершения проекта эта компания стала известна во всем мире.

В 1948 году проект самолета был готов. По основной задумке стратегический бомбардировщик должен был пролететь расстояние 4930 км со скоростью до 910 км/ч. На борту он может нести 4,5 тонны бомб и иметь максимальную взлетную массу 150 тонн. Планировалось оснастить самолет 6-ю ТРД.

В это время началась Корейская война. Это послужило поводом для ускоренных работ по сборке самолета В-52. Уже в 1951 году был готов первый экземпляр. Испытания технических характеристик и летных характеристик проводились в 1952 г. Самолет соответствовал установленным параметрам.

Уже в 1954 году была готова первая предсерийная партия стратегических бомбардировщиков. ВВС начали эксплуатировать самолеты военного назначения с февраля 1955 года. На их вооружении находилось более 500 единиц такой техники.

Двигатели и навигация

Силовая установка В-52 имеет восемь двигателей, которые расположены на подкрыльевых пилонах в сдвоенных мотогондолах. Двигатели на этих самолетах разных модификаций, в зависимости от серии, но это всегда один и тот же производитель — ТРДД Pratt & Whitney J57. Двухвальный двигатель с семиступенчатым компрессором высокого давления, девятиступенчатым компрессором низкого давления, двухступенчатой ​​турбиной низкого давления, одноступенчатой ​​турбиной высокого давления и трубчато-кольцевой камерой сгорания.

Два подвесных топливных бака и десять мягких фюзеляжных баков, которые расположены в кессонах крыла. Кроме того, имеется приемник для дозаправки В-52 в воздухе, он расположен непосредственно за кабиной.

Системы навигации и бомбометания этого самолета аналогичны его предшественникам. Первые модификации имели дальномер, РЛС АПС-23, оптический прицел для бомбометания (впоследствии его убрали за ненадобностью). На более поздних модификациях В-52 устанавливалась оптико-электронная система обзора — AN/ASQ-151, с ее помощью самолет мог обходить все препятствия на малой высоте.

Кроме того, есть такая полезная вещь, как ИК-система обзора передней полусферы. ИК-система «Периметр» является приемником и передатчиком оптического излучения, и в случае прерывания лучей пилоты предупреждаются детектором о возможном повреждении самолета.

B-52 также имеет камеру для съемки при слабом освещении. Boeing B-52 Stratofortress действительно оправдывает свое название: это стратосферная летающая крепость, оснащенная одной из самых мощных систем радиоэлектронной борьбы. Здесь расставлено оборудование — для дезинформации, для шумовых помех, а также дипольные отражатели и тепловые ловушки.

Бомбардировщики B-52G и B-52H также оснащены системами радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-122, которые могут бороться с радаром противника. Эти самолеты оборудованы передатчиками помех, на них есть специальное оборудование, предупреждающее о радиолокационном облучении. Импульсная доплеровская станция защиты хвоста — AN / ALQ-153, а постановщики помех — AN / ALT-28. Весь этот полезный арсенал весит около трех тонн — только средства РЭБ.

Тактико-технические характеристики Б-52

  • — Первый полет: 15 апреля 1952 г
  • — В строю: 65, в резерве 9
  • — Единиц произведено: 744

Стоимость Б-52

  • – B-52B: 14,43 миллиона долларов
  • — B-52H (1962 г.): 9,28 млн долларов
  • – B-52H (1998 г.): 53,4 млн долларов
  • Экипаж Б-52- 5 человек (командир, летчик, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ)

Размеры Б-52

  • — Длина: 49,05 м
  • — Размах крыла: 56,39 м
  • — Высота: 12,4 м
  • — Площадь крыла: 371,6 м²

– Угол стреловидности по линии 1/4 хорды: 35°

  • — Нагрузка на крыло: 616 кг/м²
  • — Удлинение крыла: 8,56
  • — Профиль крыла: NACA 63A219.3 по направлению к основанию крыла, NACA 65A209.5 законцовка крыла
  • Вес Б-52
  • — Масса пустого: 83 250 кг
  • — Масса нетто: 120 000 кг
  • — Максимальный взлетный вес: 229 065 кг
  • — Максимальный взлетный вес: 256 735 кг
  • — Максимальная боевая нагрузка в отделении вооружения: 22 680 кг
  • — Запас топлива: 181 725 л

Двигатели В-52

  • — 8 ТРДД Pratt & Whitney TF33-P / 103
  • — Тяга: 7710 кгс (75,6 кН)
  • — Тяговооружённость: 0,51

Скорость Б-52

  • — Максимальная скорость на большой высоте: 957 км/ч (М=0,86)
  • — Максимальная крейсерская скорость: указана 819 км/ч (М=0,84)
  • — Нормальная крейсерская скорость: истинная 723 км/ч (М=0,77)
  • — Максимальная скорость на малой высоте: 652-676 км/ч (М=0,53-0,55) (при преодолении ПВО)
  • — Скорость набора высоты: 31,85 м/с
  • — Стартовый забег: 2900 м

Дальность полета Б-52

  • – Перегоночная дальность: 16 090 км
  • — Боевой радиус: 7210 км

Практический потолок Б-52

  • – 16 765 м над уровнем моря

Вооружение Б-52

  • — Пушечное вооружение: 1 автоматическая шестиствольная 20-мм пушка M61 Vulcan в хвостовой части самолета, демонтирована в 1994 г
  • — Бомбовая нагрузка: до 31 500 кг различного вооружения. На пилонах AGM-28 бомбардировщик мог нести до 51 выстрела. Пилоны Heavy Stores Adapter Beam (HSAB) могут нести только до 9 бомб, всего не более 45 патронов. В таблице приведены данные для обоих вариантов.

Бомбардировщик второго поколения

в 1958 и 1959 годах было произведено 89 B-52F, которые принимали участие в боевых действиях во время войны во Вьетнаме. Их двигатели J57-PW-43WA имели улучшенную систему впрыска топлива и новейшие генераторы. Но самой массовой модификацией до сих пор считаются B-52G, их было изготовлено в количестве ста девяноста трех экземпляров. Эта модель отличается уменьшенным килем и измененной конструкцией крыла.

Кабина тоже стала выглядеть иначе. Командир, второй пилот и бомбардировщики теперь смотрели вперед, а оператор РЭБ и стрелок смотрели назад. В семидесятые годы B-52G также получил оптико-электронную систему ANASQ-151 и новое оборудование с ракетами AGM-69 SRAM. А в восьмидесятые годы вооружение пополнили крылатые ракеты AGM-86B.

Следующая модификация не вносила конструктивных изменений, но оснащалась двигателями особой экономичности — TF33-P-3. Кроме того, усовершенствовали бортовое оборудование и систему РЭБ и установили другую систему управления вооружением. В 1996 году началась реализация проекта переоборудования В-52. На этой модификации практически появились четыре английских двигателя RB211 534E-4 (Rolls Royce) тягой по 19400 кгс. Это не работает.

Однако в 2007 году на этих единственных бомбардировщиках серии, оставшихся на вооружении ВВС США, установили подвесной контейнер с тепловизионной системой лазерного наведения марки «Лайтнинг». Модификация B-52H получила двигатели TF33-PW-3/103, таких самолетов было выпущено 102 штуки. А последний бомбардировщик этой серии покинул заводские цеха в 1960 году.

Технические характеристики Б-52

Описание конструкции

Фюзеляж В-52 имеет цельнометаллическую конструкцию с алюминиевой обшивкой. Носовая часть автомобиля покрыта плащом, прозрачным для радиоволн. Под обшивкой установлены антенны бортовой радиостанции, РЛС и навигационных систем.

Дизайн Б-52

За приборным отсеком расположена двухслойная гермокабина, под которой расположены ниши для передней стойки шасси. Топливные баки проходят вдоль верхней части фюзеляжа. В хвостовой части фюзеляжа имеется дополнительное оборудование, тормозной экран и одиночная огневая точка.

Очень удлиненное стреловидное крыло В-52 крепится сверху фюзеляжа. В хвостовой части установлено оперение с одной клеткой. Аэродинамика машины оптимизирована для полета на скоростях, близких к звуковым. Механизация крыла включает тормозные щитки с гидравлическим приводом.

Особенностью плана полета более поздних выпусков является отсутствие элеронов.

Электрозакрылки установлены на задней кромке крыла. Закрылки имеют два фиксированных положения, соответствующих взлету и посадке машины. На верхней плоскости крыла В-52 выполнены специальные гребни для стабилизации воздушного потока.

Силовая установка состоит из восьми ТРДД. В зависимости от модификации самолета тяга каждого варьируется от 5080 до 7710 кг. Двигатели размещены попарно на пилонах, установленных под крылом машины. Конструктивно все двигатели на самолетах разные, что значительно усложняет ремонт и обслуживание. Каждый двигатель имеет индивидуальный канал подачи воздуха к компрессору.

Каждый двигатель самолета В-52 оснащен генератором (способным работать во взлетном режиме), питающим бортовую электрическую сеть. Часть двигателей оборудована насосами, обеспечивающими работу гидравлики (под давлением до 215 атм.). Гидравлическая система на Б-52 разделена на левую и правую ветви. Хвостовой стабилизатор, шасси, тормоза (механические и аэродинамические), створки бомбоотсеков и хвостовая турель работают от гидравлики.

Фото самолета В-52Н

Бомбардировщик B-52 использовал велосипедное шасси. Четыре основные стойки, расположенные на фюзеляже по концам бомбоотсека, имеют спаренные колеса. На концах крыла имеются дополнительные опоры, препятствующие касанию самолета взлетно-посадочной полосы. При движении самолета по взлетно-посадочной полосе вспомогательные колеса не касаются земли.

Управление стойками в штатном режиме — гидравлическое, в аварийных ситуациях — пневматическое. Для облегчения процедуры посадки при порывах ветра колеса основных стоек могут поворачиваться в сторону относительно оси машины. Остановка самолета В-52 осуществляется дисковыми гидравлическими тормозами, установленными на колесах основных стоек.

Экипаж самолета состоит из пяти человек, сидящих в кабине.

На ранних B-52 в команду входил наводчик, который дистанционно управлял наводчиком. Для аварийного покидания бомбардировщика используются катапультные кресла, причем направление выброса зависит от номера палубы. Кабина герметична, а микроклимат поддерживается сжатым воздухом от компрессоров двигателей.

На борту новейшего самолета В-52 установлены две навигационные системы, дополненные высокоточными средствами измерения скорости, высоты полета и работы машины. Кроме того, в состав комплекса входит радионавигационный блок. Впоследствии в состав техники внедрили GPS-навигацию. Навигационная система связана с прицелом и пусковым комплексом ракет.

Кабина Б-52

В носовой части машины установлена ​​радиолокационная станция, предназначенная для прицельного сброса бомб и полета в режиме охвата местности. Бортовой электронно-оптический комплекс позволяет экипажу следить за местностью в любых условиях освещенности. Информация выводится на экраны, установленные перед членами летного экипажа.

Запас топлива на борту В-52 осуществляется в фюзеляжных и крыльевых кессонных баках. Ранние самолеты имели баки с резиновыми крыльями. На нижней поверхности крыльев есть две точки для подвешивания дополнительных контейнеров. Особенностью последних модификаций является использование в качестве средства борьбы с флаттером подвесных баков. После опорожнения баки не сбрасываются.

Баки Б-52 объединены в единую систему, обеспечивающую равномерный расход топлива и изменение центровки. Для снижения концентрации паров в баках была установлена ​​система давления инертного газа. Суммарная вместимость 186905 литров, заправка осуществляется централизованно. Для увеличения дальности используется бортовая система дозаправки, горловина топливоприемника расположена над фонарями кабины.

В состав бортового стрелкового вооружения В-52 входит хвостовая установка, в которую входят 4 задних пулемета М2 или 20-мм шестиствольная пушка М61 «Вулкан».

На некоторых машинах применялась модернизированная установка с пушкой Т171, обеспечивающая повышенную скорострельность. В начале 90-х огневые точки были демонтированы, поскольку боевой ценности они не имели.

В состав бомбовой нагрузки Б-52 входят осколочно-фугасные или ядерные бомбы различной массы и мощности. Количество бомб на борту зависит от массы и типа подвески. Для стандартных и атомных бомб используются пилоны разной конструкции. В максимальном варианте в нагрузку входит 51 бомба Mk.82 (каждая весом 227 кг). Бомбовый отсек имеет длину 8660 мм, ширину 1850 мм и глубину 2350 мм. Внутри установлена ​​вращающаяся пусковая установка, предназначенная для подвески ракет.

Вооружение Б-52

Ниже представлено наглядное сравнение основных технических характеристик В-52 последней модификации с другим долгожителем стратегической авиации — советским Ту-95. При компактных габаритах американская машина имеет большую боевую нагрузку и высокую скорость полета.

Длина и т д 49050 49090
Размах крыльев и т.д. 56390 50040
Максимальный вес, кг 229065 185 000
Боевая нагрузка, кг 31500 20800
Скорость полета, км/ч 957 830
Дальность, км 7210 не менее 6340
Крыша, м 16765 10500

Также обращает на себя внимание малая высота полета отечественной машины. К достоинствам Ту-95 можно отнести улучшенное бронирование кабины и мощное стрелковое вооружение.

Конструкция B-52: технические характеристики

Конструкция бомбардировщика продолжена по нормальной аэродинамической схеме, соответственно расположение крыльев высокое. Самолет был оснащен восемью двигателями, которые располагались в двухмоторных мотогондолах. Металлокессонное крыло имеет два лонжерона, с углом установки восемь градусов и стреловидностью по передней кромке тридцать семь градусов. Он механизирован с двумя щелевыми закрылками Фаулера, а на других модификациях (вплоть до B-52F) имеются интерцепторы и крюки.

В корневой части B-52G имеется провисание, что является отличительной чертой этой модификации. Длина самолета почти пятьдесят метров, а размах крыльев целых пятьдесят шесть. Высота Б-52 тоже не обидела — она возвышается до двенадцати с половиной метров. Максимальный вес в полете — 256 735 килограммов. Тип фюзеляжа — полумонокок с плоскими бортами и овальным сечением, спереди — кабина на шесть членов экипажа, состоящая из двух палуб.

На этом бомбардировщике впервые в мире появилась абсолютно герметичная кабина. Верхняя кабина низкая, там сидят командир, второй пилот и оператор РЭБ. Они катапультируются вверх.

Бомбардир и штурман сидят в нижней кабине, их сбрасывают вниз, если высота полета не менее семидесяти шести метров. В передней и нижней части фюзеляжа находится вход для пилотов. Ранее на всех модификациях до B-52F в задней части хвостового отсека находился стрелок-наблюдатель, который опознавал вражеские и свои самолеты, оповещал командира о зенитных ракетах, если они приближались, о проблемах с двигателем или топливом утечки.

В более поздних модификациях В-52 место наводчика определялось в основной кабине, так как стрелок мог попасть к остальной команде через узкий люк, а сама кабина должна была быть опущена.

Горизонтальное оперение: стабилизатор стреловидностью сорок два градуса и киль с сорокаградусным рулем направления. Киль можно сложить, чтобы самолет можно было легко разместить в ангаре. Шасси стратегического бомбардировщика В-52 имеет велосипедную компоновку: четыре основных стойки на двух колесах и две опорные стойки на концах крыльев.

Шасси убирается, поворачиваясь почти на девяносто градусов, в ниши, расположенные впереди и позади отсека вооружения. На максимальной скорости и на больших высотах В-52 способен двигаться со скоростью девятьсот пятьдесят семь километров в час, а крейсерская скорость составляет «всего» восемьсот девятнадцать. Боевой радиус этого бомбардировщика составляет семь тысяч двести десять, а перегоночная дальность — семнадцать тысяч километров.

стратегический бомбардировщик В 52

Читайте также: Самолет Ил-112 конструкция, технические параметры, модификации

Конструкция и оснащение В-52

Самолет выполнен по схеме высокоплана. Он оснащен 8 двигателями, размещенными в мотогондолах. Они обеспечивают достаточную мощность самолета.

Фюзеляж овальной формы с плоскими боковинами. Это цельнометаллическая конструкция. В носовой части расположена каюта экипажа с двумя палубами: верхней и нижней. Высота первого отсека не позволяет летчикам встать в полный рост. Нижняя комната более просторная. Вход в него осуществляется по специальной лестнице, которая находится внизу передней части фюзеляжа.

Крыло установлено под углом 8º. Эта конструктивная особенность позволяет оставлять фюзеляж в горизонтальном положении при взлете. Это было дано специально, чтобы не повредить перевозимое вооружение. Крыло оснащено балочными лонжеронами.

Шасси бомбардировщика выполнено по велосипедной схеме. Они оснащены гидравлической системой уборки спускового крючка. Они представлены в виде четырех двухколесных стоек. Два из них расположены внизу фюзеляжа, остальные — под крыльями.

Вооружение

Для перевозки боеприпасов бомбардировщик имеет пилоны под крыльями и отсек вооружения. Пилоны в зависимости от модификации могли нести до 51 бомбы, иногда меньше. Пилоны HSAB (Heavy Stores Adapter Beam) обеспечивают место только для девяти бомб каждая, то есть всего сорок пять, а пилоны AGM-28 — пятьдесят одну. Помимо пилонов есть оружейная, где размещено гораздо больше наступательного вооружения.

Необходимо помнить, что самолет создавался исключительно для перевозки ядерного оружия. Первые модификации вооружались свободнопадающими бомбами разных типов, располагавшимися в отсеке вооружения. Максимальный отсек загружался до 22 680 кг, а вместе с пилонами бомбовая нагрузка составляла тридцать одну с половиной тонну.

С 1961 по 1976 год бомбардировщик В-52 был вооружен управляемыми ракетами с ядерной боевой частью AGM-28. Это давало самолету возможность не заходить в зону поражения ПВО противника и поражать даже очень хорошо защищенные цели. Середина восьмидесятых принесла бомбардировщику еще одну модернизацию, целью которой было приспособить самолет для перевозки двенадцати крылатых ракет AGM-86B.

При этом шестьдесят девять B-52G Barbers были переоборудованы под неядерное вооружение. Семь из них были оснащены противокорабельными ракетами «Гарпун», остальные — высокоточными управляемыми ракетами разработки израильских конструкторов — AGM-142 («Раптор»). До 1994 года в хвостовой части бомбардировщика также находилась шестиствольная двадцатимиллиметровая пушка М61 («Вулкан»), в модификациях последующих лет она уже отсутствовала, а пушки были демонтированы со старых бомбардировщиков.

Летные характеристики В-52

Применение самолетов

Во время войны во Вьетнаме использовались машины B-52D, специально модернизированные для доставки к месту сброса 84 бомб массой 227 кг. Программа разработки машины получила название «Большой живот». По официальным данным, в ходе боев было потеряно 30 самолетов.

Стратегические бомбардировщики Б-52

Следующим местом эксплуатации B-52 стал Ирак. Во время войны 1991 года машины применялись для бомбометания промышленных и гражданских объектов и укрепрайонов. Американские машины базировались в Европе, Индийском океане и Саудовской Аравии. Был сбит только один самолет, еще один самолет разбился в результате боевых повреждений вне зоны боевых действий.

Бомбардировщики использовались в Персидском заливе и позже. Затем в 1996 году пара автомобилей нанесла ракетный удар по объектам электроснабжения и узлам связи в столице Ирака. Самолеты находились в воздухе более 34 часов. Были случаи использования B-52 в Югославии и Афганистане. В 2016-18 годах в боях в Сирии использовались единичные самолеты.

Из-за спецификаций, связанных с использованием самолетов B-52 в начале 60-х годов, полеты выполнялись с ядерным оружием на борту.

Целью полетов было постоянное патрулирование воздушного пространства, экипажи были готовы атаковать цели, находящиеся на территории Советского Союза. Первые инциденты произошли в 1961 году, когда на разбившиеся самолеты сбросили термоядерные бомбы. Оружие быстро нашли поисковики.

В 1966 году в похожей ситуации поиск одной бомбы занял несколько месяцев. Самый мощный скандал разгорелся в 1968 году, когда одна из бомб не была найдена. Катастрофа произошла над Гренландией и привела к ухудшению отношений между США и Данией.

Последний самолет В-52Н покинул сборочные цеха осенью 1962 года. Многие машины были выведены из боевого состава и размещены на базах хранения. В 1993 году началось массовое уничтожение самолетов, работы велись в соответствии с договором СНВ. Остальные бомбардировщики постепенно выводились из эксплуатации.

На сегодняшний день в летно-готовом состоянии находится не менее 53 экземпляров, часть из которых находится в резерве. Существующая программа модернизации обеспечивает сохранение существующего автопарка до 2040 года. Дальнейшее поддержание бомбардировщика в летном состоянии невозможно.

Начало и развитие

Задача конструкторам была поставлена ​​в 1946 году, когда В-36 еще не испытывали. Американские военные понимали, что существует острая необходимость в другой модели, гораздо более удаленной, представляющей собой бомбардировщик второго поколения, с дальностью полета более восьми тысяч километров и способный нести до тридцати тонн бомб. Разумеется, скорость полета также требовала гораздо большего. Компания Boeing сразу же взяла на себя проект Boeing B-52 Stratofortress, выиграла конкурс и получила финансирование для продолжения проекта.

Победа этого производителя самолетов была вполне естественной; на протяжении многих десятилетий ей удавалось работать вместе в тесном сотрудничестве с ВВС США. Первые самолеты были изготовлены ею в 1917 г., после чего были созданы истребители для авиации США — Р-26, Р-12, МВ-3. По окончании этой работы Боинг занимался разработкой бомбардировщиков, но никому в мире еще не приходилось проектировать такое детище, как Боинг B-52 Stratofortress.

В 1948 году был готов окончательный проект этого самолета. Правда, дальность была не восемь, а неполные пять тысяч километров, а скорость девятьсот десять километров в час. Он мог брать на борт заказанное количество бомб — двадцать четыре с половиной тонны, и имел взлетную массу порядка ста пятидесяти тонн. На бомбардировщик B-52 Stratofortress планировалось установить четыре ТРД.

Вскоре началась война в Корее, в которой США хотели участвовать как можно эффективнее, и это значительно ускорило работы над новым самолетом. Первый прототип был готов в 1951 г., но требовал множества доработок, в связи с чем испытания могли начаться только к концу 1952 г. Первая предсерийная группа B-52 Stratofortress была выпущена в 1954 г., и американцы смогли ее серьезно эксплуатировать новой машины в 1955 году. А уже в 1956 году тихим майским утром стратегический бомбардировщик В-52 сбросил первую водородную бомбу, после чего начались длительные беспосадочные полеты.

B52 Стратофортресс

Холодная война

В 1957 году три самолета Boeing B-52 Stratofortress совершили беспосадочный облет Земли. Это был не предел возможностей. Американский бомбардировщик B-52 установил рекорд в 1962 году. Полет длился двадцать два часа и девять минут, что позволило преодолеть расстояние, недоступное другим самолетам.

Полет, который совершил бомбардировщик В-52, продемонстрировал просто невиданную по тем временам дальность полета: расстояние составляло двадцать тысяч сто шестьдесят восемь километров. После этого поистине великого достижения Соединенные Штаты почувствовали себя намного увереннее среди остального мира. В годы холодной войны каждая ее минута могла привести к гибели и разрушениям в любой точке мира. Много где и привезли.

Бомбардировщики, полностью оснащенные ядерным оружием, несли круглосуточное дежурство на аэродромах. Для уменьшения вероятности поразить всех сразу было тридцать шесть аэродромов с дежурными Б-52, то есть самолеты были рассредоточены. Пока некоторые из них ждали приказа на аэродроме, десять таких монстров, как бомбардировщики В-52, США держали в воздухе, наготове, и началось это уже в шестидесятые годы.

Они были готовы нанести удар в любой момент. А в конце восьмидесятых на боевой службе уже состояло сорок таких машин. Только в 1991 году перестали держать самолеты в воздухе — США выиграли холодную войну у СССР. За прошедшие годы семьдесят один из этих сверхдальних стратегических бомбардировщиков был потерян по разным причинам, в основном сбиты или потеряны из-за неисправностей и ошибок пилотов в боевых действиях, несмотря на все прекрасные летно-технические характеристики этого самолета.

b 52 характеристики бомбардировщика

Лётные качества

До использования B-52 лучшим и самым устрашающим бомбардировщиком в Соединенных Штатах был Super Fortress, B-29. Это, безусловно, выдающийся тяжелый бомбардировщик времен Второй мировой войны, сыгравший самую большую роль в войне с Японией (от них пострадали Хиросима и Нагасаки).

Однако это не скрывает его прекрасных особенностей – в производство были внедрены первые серийные самолеты, оснащенные дистанционно управляемым вооружением, и много других уникальных вещей: полностью герметизированные кабины, централизованное управление огнем, например. Но все это не идет ни в какое сравнение с новыми технологиями, которые использовались для оснащения В-52.

Летные характеристики различаются буквально во всем. B-52 летит на треть выше по высоте, чем поршневой B-29, а скорость нового самолета более чем в два раза выше, чем у Super Fortress. Если бы высота полета могла гарантировать безопасность… Американцы недолго радовались.

Примерно в середине пятидесятых годов зенитные ракеты Советского Союза могли поражать цель на высоте двадцать пять и более километров. А в шестидесятом году советские ВВС сбили американский высотный самолет-разведчик — У-2. Затем ВВС США поняли, что ракета — гораздо более надежное средство доставки их ядерного оружия, поскольку высота больше не является защитой для бомбардировщика.

А с 1972 года В-52 получили различное вооружение. Он был оснащен аэробаллистическими ракетами, которые поражали стационарные цели в радиусе ста шестидесяти километров. На борту B-52 находилось до восьми ракет SRAM с ядерной боеголовкой.

В восьмидесятых годах это уже были крылатые ракеты ALCM, которые наносили удары без принуждения бомбардировщика к посещению зоны действия ПВО. В шестидесятых годах в американской авиации было более шестисот В-52, но затем старые модификации стали постепенно сниматься с вооружения, так как им на смену приходил ракетный бомбардировщик. В 1993 году было утилизировано сразу триста пятьдесят самолетов. В настоящее время в ВВС США имеется девяносто пять B-52H.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector