Автомобиль ЗИС-6 с 37-мм зенитным орудием 61-К

Военная техника

Реактивный снаряд М-30 на шасси ЗИС-6

В августе 1942 года Московское конструкторское бюро разработало 4-ствольную боевую машину на шасси автомобиля ЗИС-6 под реактивный снаряд специального назначения М-30. Боевая машина разрабатывалась по предложению ГУВ ГМЧ КА и предназначалась для запуска специальной ракеты М-30 увеличить дальность его полета за счет использования давления выхлопных газов снаряда на днище. Для этого направляющие, выполненные в виде трубок, демпфировались при запуске ракеты в казенную часть.

Боевая машина, установленная на шасси автомобиля ЗИС-6, состояла из 4-х направляющих, соединенных рамой, закрепленной сзади основания с осью шкворня, а спереди — с винтом подъемного механизма. Основание крепилось к балкам шасси автомобиля и имело горизонтальную раму с двумя домкратами и опорной плитой. Поворотное устройство отсутствовало. На шасси автомобиля монтировалась бронезащита кабины и электрооборудования, что обеспечивало пуск реактивных снарядов с установки.

Направляющие были выполнены в виде гладких просверленных труб длиной 4 м. В казенной части имелся специальный затвор в виде круглой пластины с шарниром и запорной защелкой. С помощью опорной плиты усилие при пуске ракеты М-30, передаваемое выхлопными газами основания, передавалось на грунтовую площадку. С помощью винта подъемного механизма угол возвышения направляющих менялся от +15 до +45.

Старт снаряда М-30 осуществлялся подачей импульса электрического тока от аккумуляторной батареи через выключатель-ПУО и электрический контакт направляющей пиропатрона снаряда.

В октябре 1942 года боевая машина была изготовлена ​​в Москве. Проведенные в октябре полигонные испытания показали, что дальность полета гранат М-30 при стрельбе из 4-тонной установки на 700-800 м больше дальности полета штатных гранат М-30 при стрельбе из серийных боевых установок М30.

Применение надбавок для увеличения дальности не дало эффекта. Повреждений боевой машины и деформации стабилизаторов снарядов М-30 при испытаниях не обнаружено. Давление в направляющих не превышало 50 кг/см2. Поскольку боевая машина и ракета М-30 не дали ожидаемых результатов, дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.

В феврале 1943 г с этой же целью были проведены испытания стрельбой из боевой машины опытной фугасной ТРД МК-30 крупного калибра — 304 мм, производства опытного завода НИИ-1 НКМВ. Испытания показали хорошие результаты. Дальность полета составляла 6400 м. Полет был корректным, боевая машина сохраняла устойчивость при стрельбе. В ходе окончательных испытаний приваренная к нему проушина для крепления затвора была вырвана из направляющей.

В августе 1942 г. СКБ разработало специальную 304-мм ракету М-30 с двумя токопроводящими поясками и восемью хвостовыми стабилизаторами. Разработка снаряда велась по инициативе Особого конструкторского бюро и была вызвана стремлением создать для Красной Армии осколочно-фугасный снаряд, который обеспечивал бы поражение укрепленных сооружений противника с дальностью стрельбы более 5 км.

В октябре 1942 года были изготовлены и испытаны опытные образцы снаряда М-30 стрельбой из 4-ствольной боевой машины на шасси автомобиля ЗИС-6. Испытания не дали ожидаемых результатов, и реактивный снаряд М-30 на вооружение не предъявлялся.

изображение ЗИС-6

Фотография ЗИС-6 авиационный заправщик

изображение ЗИС-6

Модификации: В 1935 году на удлинённом шасси ЗИС-6 были собраны два опытных 28-местных автобуса ЗИС-6 Люкс, в 1939 году на шасси ЗИС-34 был создан опытный бронеавтомобиль БА, укороченный на 350 мм (на базе ЗИС-6). 6). -одиннадцать. Серия БА-11 должна была пойти в 1941 году, но была изготовлена ​​только партия из 10 бронемашин.

Автомобиль радиостанции, автоцистерна БЗ-35, использовавшаяся в основном в авиации, передвижная 30-киловаттная силовая установка АЭС-4, прожектор ПО-15-8, звукоизвещатель ЗТ-5 и 3-тонный автокран АК также устанавливались на шасси ЗиС-6.-3, автокран «Январь» и тд

 

Установки БМ-13-16 на шасси ЗИС-6

Соответственно, первые 5 опытных образцов БМ-13-16 были изготовлены на шасси ЗИС-6. На 21 июня 1941 года в Красной Армии имелось 10 опытных единиц БМ-13. С началом ВОВ, летом-осенью 1941 года, на заводе было организовано серийное производство гвардейских минометов (установок систем залпового огня) БМ-13-16 (М-13), позже получивших название «Катюша» шасси ЗИС-6.

Осенью 1941 года автомобили ЗИС-6 пришлось реквизировать (в том числе с бортовыми платформами и другими кузовами, которые затем демонтировались) из автопарков различных гражданских организаций и воинских частей для комплектации гвардейских минометов М-13 в Осенью 1941 г по особому мобилизационному приказу.

В связи с приближением фронта к Москве в октябре 1941 г и эвакуацией большей части мощностей ЗиС на восток страны производство столь необходимого шасси ЗИС-6 было вынуждено сократить — установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 снят с производства по приказу Комитета обороны Норвегии в ноябре 1941 г.

изображение ЗИС-6

Фото ЗИС-6 реактивный миномёт «катюша»

Зимой 1941/42 года из состава флота были выведены последние ЗИС-6, на которые была установлена ​​менее мощная реактивная установка

М-8-36 и М-8-48. Затем гвардейские реактивные установки «Катюша» стали устанавливать на гусеничный тягач СТЗ-5-НАТИ и легкий танк Т-60, а с весны 1942 г в основном на английские и американские полноприводные шасси, ввозимые по ленд-лизу. Самым известным среди них был Studebaker US-6. Поэтому в настоящее время почти все «Катюши» на шасси ЗИС-6, оснащенные угловатыми крыльями, выставленные в различных музеях, не являются подлинными — такие крылья серийно на ЗИС-6 не устанавливались и могли быть показаны только в результате последующих капитальный ремонт.

Кроме того, оснащенный полностью деревянной кабиной и такими же гнутыми крыльями из некачественного кровельного железа, эрзац-вариант ЗИС-5В выпускался в 1942-1944 годах только с задними тормозами и единственной фарой, получив второй лишь в 1945 году.

Механизированная установка первого образца МУ-1 на шасси ЗИС-6 (до этого была разработка этого типа, на шасси ЗИС-5). 24 коротких направляющих, для пуска реактивных снарядов калибром 132 мм, располагались перпендикулярно оси машины. Объявлен провалом. Установка МУ-2 (с 8 продольными удлиненными направляющими и двумя задними домкратами, ставшая прототипом БМ-13(39-40) выпускалась только на базе ЗИС-6.

До 12 августа 1941 г. (два заводов в Воронеже «им. Коминтерна» и Московского компрессорного, построено 53 установки БМ-13-16. К ноябрю 1941г. (три завода им. Коминтерна, Компрессор и Красная Пресня) построено 456 установок БМ-13 осень 1941 г. Было сформировано 45 минометных дивизий, по 12 машин в каждой. Последние ЗИС-6 использовались для сборки БМ-13 зимой 1942 г. На шасси ЗИС-5 осенью 1941 г было смонтировано 15 эжекторов БМ-13, которые оказались непригодными для передвижения по местности и перевозки достаточно тяжелого вооружения.

37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К образца 1939 года. СССР

В 1930-е годы командование Красной Армии приняло решение о создании войсковой системы ПВО и принятии на вооружение сухопутных войск малокалиберных автоматических зенитных средств с высокой скорострельностью. Уже в конце 1937 года на заводе № 8 им. Калинина (д. Подлипки Московской области) был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической пушки ЗИК-45 (впоследствии получившей индекс «49-К»). Новое орудие было спроектировано по типу шведской 40-мм зенитной установки Bofors.

В 1938-1939 годах это орудие прошло повторные заводские и полигонные испытания. В 1939 г она была принята на вооружение под наименованием «45-мм автоматическая зенитная установка образца 1939 г.», и завод носил ее имя. Калинин получил заказ на производство в 1940 году 190 орудий. Однако руководство Артиллерийского управления Красной Армии, посчитавшее калибр 45 мм слишком большим для зенитных средств полкового тактического звена, при работах над этим орудием поручило еще в январе 1938 года КБ завода № 1 создать на базе 49-К новую 37-мм автоматическую зенитную установку.

37-мм зенитная установка, получившая индекс «ЗИК-37» (впоследствии замененная на «61-К»), была разработана в короткие сроки конструкторами И.А. Ляминым и Л.В. Люльевым под руководством главного конструктора завода. №8 Логинова М.Н. Орудие 61-К отличалось от орудия 49-К в основном размерами качающейся части, при этом лафеты обеих систем были полностью идентичными.

Уже в октябре 1938 года опытная 37-мм пушка вышла на полигонные испытания, а в следующем, 1939 году, была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К образца 1939 года». Вскоре ее запустили в крупносерийное производство, и пушка 49-К осталась прежней — только в опытных образцах.

37-мм автоматическая зенитная установка образца 1939 года представляла собой малокалиберную одноствольную пушку на четырехбалочном лафете со встроенным полным приводом. Конструкция орудия состояла из пулемета; автоматический зенитный прицел; станки с механизмами вертикальной и горизонтальной наводки; механизм уравновешивания кожуха щита и каретки. Автоматика орудия работала за счет отдачи при коротком стволе.

Затвор открывался во время отдачи, а закрывался — после закатывания ствола и досылания очередного патрона.

Механизм автоматического заряжания предназначался для непрерывной подачи патронов в патронник и состоял из магазина и лотка с досылателем. Питание пулемета осуществлялось металлическими обоймами вместимостью 5 патронов, вручную подаваемых в магазин сверху заряжающим, причем новая обойма могла подаваться до того, как предыдущая израсходуется, что позволяло вести непрерывный огонь. Автоматика орудия обеспечивала скорострельность – 180 выстр/мин, практическая скорострельность составляла – 60, а непрерывной очередью – 80 – 100.

Быстросменный ствол представлял собой свободную трубку, вставленную в кожух. На стволе был установлен пламегаситель, предназначенный для защиты стрелков от ослепления при выстреле и глушения резкого звука выстрела. На корпус навинчивался наконечник. Затвор представляет собой вертикальный клин, его автоматическое открывание осуществлялось копиром, размещенным на люльке слева. Затвор открывался вручную — ручкой.

Тормоз отката гидравлический, шпиндельного типа, крепится снизу к горловине люльки. Перьевой нож собирался на стебле и помещался внутрь горловины люльки. Наведение пушки на цель осуществлялось с помощью подъемно-поворотных механизмов, с ручными приводами, в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Механизмы подъема и поворота обеспечивали выполнение круговой стрельбы с углами вертикального наведения от -5° до +85°, причем оба механизма имели две скорости наведения: выше и ниже. Меньшая скорость применялась для плавного наведения при стрельбе по целям, летящим на средних и больших высотах и ​​дальностях, большая скорость применялась при стрельбе по целям, быстро движущимся на малой высоте.

Для управления стрельбой на орудии устанавливался автоматический зенитный прицел АЗП-37-1, производивший вертикальное и боковое упреждение и позволявший наводить орудие непосредственно на цель на дальностях до 4000 м при скорости цели 1,6 до 140 м/с и максимальным углом пикирования или набора высоты 70°. Дальность до цели определялась метровым стереодальномером или на глаз, остальные параметры движения цели определялись на глаз, что было достаточно эффективно при стрельбе по целям, летящим со скоростью до 540 км/ч .

Станок состоял из верхней и нижней частей. Верхняя часть станка — поворотная, обеспечивалась горизонтальная наводка пушки. В то же время она являлась основой для качающейся части орудия. Нижняя часть машины крепилась к лафету и служила основанием для верхней части. На зенитках 61-К с 1943 года на станок устанавливался щитовой кожух, защищавший экипаж от пуль и осколков.

Как в походном, так и в боевом положении лафет находился на четырехколесном лафете ЗУ-7, который имел колеса автомобильного типа и давал скорость до 60 км/ч соединялся с продольной балкой лафета, а передний редуктор мог поворачиваться, что обеспечивало хорошую устойчивость орудия на марше. Перевод орудия из походного положения в боевое и обратно занимал у хорошо подготовленного экипажа 25-30 секунд. При переводе в боевое положение орудие опускалось на четырех опорах путем поворота осей на прямую и обратную тягу.

Выравнивание орудия осуществлялось с помощью уровней из четырех домкратов, размещенных на концах четырех крестообразных станин лафета. В качестве боеприпасов использовались штучные выстрелы с осколочно-трассирующими, бронебойно-трассирующими и подкалиберными бронебойными снарядами. При стрельбе по наземным бронированным целям бронебойно-трассирующий снаряд на дальности 500 ми под углом 60° пробивал броню толщиной 38 мм, а на дальности 1000 м — 31 мм .

37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 г предназначалась для ведения огня по воздушным целям на дальностях до 3500 м и высотах до 2500 м, самолетам со скоростью до 250 м/с. Она обладала высокой маневренностью, легко и быстро переводилась из походного положения в боевое и обратно, а в случае внезапного появления воздушного противника позволяла вести огонь с ходу и с коротких остановок, т.е без перевода орудия в боевое положение боевое положение.

Конструкция орудия позволяла использовать его в аварийных ситуациях для стрельбы по наземным целям: расчетам, огневым точкам, танкам, САУ, БТР, бронеавтомобилям и автомобилям. Вместе с 85-мм зенитной пушкой образца 1939 года это орудие в годы войны было основным средством ПВО Красной Армии для прикрытия войск от низколетящих и пикирующих самолетов противника.

На 22 июня 1941 г в Красной Армии на вооружении находилось 1214 37-мм зенитных орудий образца 1939 г., еще 44 — в составе ВМФ. По штату 1939 г стрелковая дивизия имела зенитно-артиллерийский дивизион, который состоял из одной батареи 76-мм (4 шт.) и двух батарей 37-мм орудий (8 шт.). В декабре 1941 г в штат стрелковой дивизии вместо дивизии была введена зенитно-артиллерийская батарея (6 — 37-мм орудий), исключенная в декабре 1942 г.

В декабре 1944 г в штате гвардейских стрелковых дивизий вновь появился зенитно-артиллерийский дивизион (12-37-мм орудия), а в июне 1945 г все стрелковые дивизии были переведены в этот штат. В штатах с горнострелковыми дивизиями зенитно-артиллерийский дивизион (8 — 37-мм орудий) появился в 1941 г., в начале 1942 г был исключен, но в 1944 г восстановлен, но уже имел 6 37-мм орудий и 6 пулеметов ДШК.

С 1943 года в танковых и мехкорпусах появился зенитно-артиллерийский полк (12 37-мм орудий), а в кавалерийских корпусах — 16 37-мм орудий. Общевойсковые армии имели с 1943 г зенитно-артиллерийский полк (16 — 37-мм орудий), а гвардейские общевойсковые и танковые армии с начала 1945 г. — зенитно-артиллерийский дивизион (16 — 85-мм и 72 — 37-мм пушки) пушки мм). В состав артиллерии РГК входили отдельные зенитно-артиллерийские полки (имевшие в разные годы 12, 16 или 24 орудия 61-К). Большой вклад в победу над противником внесли 37-мм автоматические пушки 61-К.

Если за годы Великой Отечественной войны наземными средствами ПВО сухопутных войск было сбито 21 645 самолетов противника, то 14 657 из них пришлось на долю малокалиберной зенитной артиллерии (25 и 37 мм). При этом средний расход боеприпасов на один сбитый самолет составлял 905 снарядов. Помимо борьбы с авиацией противника, 37-мм зенитки 61-К применялись и в качестве противотанковых орудий. Они находились на вооружении Советской Армии до 1980-х годов.

Серийное производство оружия 61-К было освоено заводом № Калинина в 1939 г. С 1941 г их производство переведено на завод № 4 им. Ворошилова (Коломна Московской области), эвакуированного в Красноярск в июле того же года. С 1942 г все производство 61-К было сосредоточено на заводе № 4, закончившемся в 1945 г. (хотя производство зенитных автоматов для ЗСУ продолжалось и в 1946 г.). Всего в 1939-1945 годах было выпущено 18 872 орудия 61-К, кроме того, еще 300 орудий было изготовлено в 1944-1945 годах для зенитных самоходных установок ЗСУ-37.

Для повышения плотности зенитного огня в 1944 г в КБ завода № 1944 г был разработан вагон. Установка может вести круговой огонь с углами вертикальной наводки от -5° до +87°. Ее вес составлял 2830 кг. В 1945 году была изготовлена ​​только опытная партия из пяти установок, их полигонные и войсковые испытания продолжались до 1948 года, когда эта артиллерийская система была принята на вооружение Советской Армии под официальным наименованием «37-мм автоматическая зенитная пушка В-47».

В 1949 году завод № 4 выпустил 78 таких орудий, после чего их серийное производство было прекращено. Кроме того, на завершающем этапе войны в войска стали поступать зенитные самоходные установки СУ-37, созданные на базе САУ СУ-76М и вооруженные 37-мм пушкой 61-К зенитная пушка. Зенитное орудие монтировалось в открытой сверху круглой поворотной башне. 37-мм автоматические зенитные орудия образца 1939 г также активно использовались для вооружения бронепоездов, особенно с середины 1942 г.

Их устанавливали на специальные зенитные бронеплатформы, по одной-две пушки на бронеплатформу. В 1942 — 1944 годах в производстве находилась бронеплатформа ПВО-4, штатно вооруженная двумя 37-мм зенитными автоматами 61-К. При активном участии и под руководством Л. А. Локтева на базе 37-мм зенитки образца 1939 г было создано несколько вариантов 37-мм одно- и двухпалубных и башенных автоматических зенитных автоматов, находившихся в служба в ВМФ СССР в 1940-х — 1980-х гг.

Конструкция 37-мм зенитки образца 1939 года оказалась весьма удачной, о чем свидетельствует большой срок службы орудия и создание большого количества его модификаций.

В Центральном музее Великой Отечественной войны вместе с образцами орудия 61-К экспонируется 37-мм зенитное орудие образца 1939 года, прошедшее боевую дорогу от Курска до Берлина в составе экипажа 303-й гвардейский зенитно-артиллерийский полк. Командир вооружения — старший сержант Азаров Михаил Иванович (участник Парада Победы 24 июня 1945 г.). Всего за годы войны расчетом этого орудия было сбито 11 самолетов противника.

Мир и война Захара Ивановича: армейская техника на трёхосных грузовиках ЗИС-6

ЗиС-6 на бездорожье при обзоре новой техники.
Внедорожник ЗИС-6 на смотре новой техники ноябрь 1939 г. (из архива НАТИ)

73-сильный трехосный ЗИС-6, объединенный с ЗИС-5, изначально создавался как военный седельный тягач грузоподъемностью четыре тонны при движении по шоссе и 2,5 тонны по грунтовым дорогам и бездорожью. Благодаря относительно высокой грузоподъемности, надежности, неприхотливости, неприхотливости в обслуживании и способности работать в сложных дорожных условиях он получил достаточно широкое распространение в Красной Армии, а также стал первым советским трехосным автомобилем, поставляемым в армии соседних страны.

Одна из 60 экспортных машин ЗИС-6 в литовской армии (из архива Л. Суславичуса)
Одна из 60 экспортных машин ЗИС-6 в литовской армии (из архива Л. Суславичуса)

В октябре 1941 года в связи с эвакуацией завода производство ЗИС-6 пришлось остановить, но в годы Великой Отечественной войны они продолжали эксплуатироваться в Красной Армии. Всего было собрано более 21 тысячи таких грузовиков.

Военные исполнения грузовиков ЗИС-6

В Красной Армии этот автомобиль был основным большегрузным автомобилем, который использовался для перевозки грузов и личного состава, буксировки орудий, доставки переносной артиллерии, установки армейских и инженерных надстроек.

Грузовики ЗИС-6

См также: Выбор настроек прицела, точек прицеливания и определение боковых поправок

На параде платформы с переносными 122-мм орудиями
Автомобили ЗИС-6 для доставки пехоты и буксировки зенитных орудий (кинокадры) На параде платформы с переносными 122-мм орудиями (кадр из фильма)

Одной из немногих специальных модификаций трехосного ЗИС-6 был вариант повышенной проходимости с ремнем или цепями, надетыми на задние двускатные колеса, и съемными лыжами спереди.

Грузовики ЗИС-6 Грузовики ЗИС-6
Опытный ЗИС-6 для перевозки легкого танка Т-38 (из архива на полигон Красной Армии) Грузовик с цепями сзади и лыжами спереди (из архива НАМИ)

Не меньшей популярностью пользовались трофейные тройки ЗИС-6 в войсках противника, где они использовались буквально во всех грузовых и специализированных модификациях.

Радиотехнические средства

В разное время на автомобили ЗИС-6 монтировались армейские радиостанции разной мощности и назначения, которые устанавливались параллельно на шасси ЗИС-5 и ГАЗ-ААА. В 1940 году в Красной Армии появилась мощная коротковолновая дуплексная радиостанция РСБ-Ф, смонтированная в металлическом экранированном фургоне обтекаемой формы на шасси ЗИС-6.

С конца 1930-х годов самым совершенным радиооборудованием на ЗИС-6 стали секретные импульсные радиолокационные станции РУС-2 под кодовым названием «Редут». Основой первых десяти образцов «Редут-40» было шасси с вращающимся излучающим пунктом управления с двумя антеннами на крыше, которые передавали информацию в синхронно вращающиеся приемные кабины на базе ГАЗ-ААА.

РУС-2 «Редут-40» на поворотной платформе РУС-2 «Редут-42» в фургоне на шасси ЗИС-6
Радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» на поворотной платформе Одноантенная станция РУС-2 «Редут-42» в фургоне на шасси ЗИС-6

Затем их заменили упрощенными одноантенными станциями серии «Редут-41/43» на одной машине. Первоначально их приемопередающее оборудование монтировалось в деревянных фургонах на ЗИС-6 с вращающейся антенной, которая питалась от автономных агрегатов, работающих на газе.

Автомастерские

При создании трехосной ЗИС-6 конструкторам удалось сохранить размеры грузовой платформы трехтонной ЗИС-5 с точностью до миллиметра, что позволило установить на них точно такие же военные надстройки.

Наибольшей популярностью пользовалась передвижная автомобильная мастерская ПМ-5-6 с армейским индексом ПАРМ-1Б, изготовленная специально для ЗИС-6 и принятая на вооружение в 1938 году. Это был наиболее укомплектованный многоцелевой самолет типа Б с простыми деревянными фюзеляжами с подъемными бортами и характерным козырьком над кабиной.

Перед войной самый совершенный и практичный цех на этой базе построил Кременчугский Крюковский вагоностроительный завод. Вместительный автобус трехметаллического типа без внутренней перегородки был оснащен почти всем необходимым рабочим инвентарем от токарного станка до хронометра и аптечки и позволял работать в нем в полный рост.

Автомастерская на Крюковском заводе в кузове автобусного типа
Автомастерская на Крюковском заводе в кузове автобусного типа

Автомобили службы горючего

ЗИС-6 послужил базой для нескольких военных автоцистерн с увеличенной до 3500 литров вместимостью и собственными ручными насосами или автономными системами с приводом от автомобильного редуктора и специальной диспетчерской.

Простой военный бензовоз при заправке лёгких танков
Простой военный бензовоз при заправке лёгких танков

Наиболее распространенным стал бензовоз БЗ-35 с баком эллиптической формы емкостью 3200 литров, шестеренчатым насосом центрального расположения и шланговым отсеком, который может одновременно заправлять несколько автомобилей и самолетов. Для работы с ним выпускался двухосный бензиновый прицеп БП-35. С начала войны применялся упрощенный вариант БЗ-41 с размещением гильз сверху танка.

Основной довоенный заправщик БЗ-35 при заправке истребителя Як-9
Основной довоенный заправщик БЗ-35 при заправке истребителя Як-9
Специальный танкер БЗ-35 Северного флота с задним постом управления

Смотрите также: Истребитель-бомбардировщик SEPECAT Jaguar (Великобритания)

Специальный танкер БЗ-35 Северного флота с задним постом управления

Первый советский водонефтевоз ВМЗ-34 использовался для заправки различной военной техники в полевых условиях горячей водой и техническими маслами. Это была довольно сложная машина с двумя отдельными теплоизолированными баками для воды и масла, котлом с камерой сгорания и отдельными насосно-механизированными баковыми системами.

Водно-масляные баки ВМЗ-34 с баками для горячих масел и воды
Водно-масляные баки ВМЗ-34 с баками для горячих масел и воды

Инженерная техника

Линейку инженерных машин возглавляла мощная силовая установка АЭС-4 на двух автомобилях ЗИС-6 со специальными кузовами. Первый был оснащен автономным электрогенератором на 30 киловатт, второй снабжал переносными прожекторами и кабелями. В отличие от предыдущих моделей, эта станция использовалась для питания зенитных орудий, мощной аппаратуры связи, военных объектов, госпиталей и электрификации колючей проволоки.

Вспомогательная машина для силовой установки АЭС-4 (из фондов Санкт-Петербургского музея артиллерии)
Вспомогательная машина для силовой установки АЭС-4 (из фондов Санкт-Петербургского музея артиллерии)

В конце 1930-х годов для инженерно-строительных частей Красной Армии были собраны пробные партии трехтонных автокранов двух типов на шасси ЗИС-6. Особенностями модели АК-3 «Ленинградский» были удлиненная решетчатая стрела, приводившаяся в движение основными агрегатами от встроенных электродвигателей, гидроопоры и кабина на полноповоротной платформе.

Первые советские армейские автокраны АК-3 (слева) и АКМ (из архива М. Соколова)
Первые советские армейские автокраны АК-3 (слева) и АКМ (из архива М. Соколова)

Одесский завод имени Январского восстания разработал свой вариант АКМ «Январец» с массивной двухсекционной стрелой и механическим приводом рабочих органов. Оператор стоял на поворотной платформе и управлял краном с открытой консоли.

Автокран АКМ
Автокран АКМ «Январец» с механическим приводом в Красной Армии
Трехтонный одесский военный автокран «Январь» в армии противника
Трехтонный одесский военный автокран «Январь» в армии противника

Зимой 1941 года после сравнительных испытаний вариант АК-3 был рекомендован к принятию на вооружение, но блокада Ленинграда не позволила запустить его. Одесские краны использовались в Красной Армии до начала войны, а затем служили в немецких инженерных частях.

Читайте также: Гаубица Д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ТТХ)

Автомобили химической службы

Среди тяжелых машин химической службы на стенде ЗИС-6 были представлены мелкосерийные образцы автоматических заправочных станций АРС-УГ, автодегазаторов хлорной извести АХИ и парогенераторов АГВ-2 для очистки обмундирования и снаряжения струей горячего воздуха.

Дегазатор АГВ-2 для чистки обмундирования горячим воздухом или паром (из архива Н. Маркова)
Дегазатор АГВ-2 для чистки обмундирования горячим воздухом или паром (из архива Н. Маркова)

В середине 1930-х годов сверхсекретная химическая бронемашина КС-18 заняла лидирующие позиции в этой категории по заражению местности, расчистке больших площадей и постановке дымовых завес. На него поставили 1000-литровый бак и комплект специального оборудования и бронезащиты Выксунского завода. Он был оснащен пулеметом, радиостанцией и съемными гусеницами для задних колес. Машина оказалась слишком тяжелой, ненадежной и непригодной для работы на земле, но поступила на вооружение батальонов химзащиты.

Химическая бронемашина КС-18 на шасси ЗИС-6 (из архива полигона Красной Армии)
Химическая бронемашина КС-18 на шасси ЗИС-6 (из архива полигона Красной Армии)

По разным данным, до 1939 года было собрано от 52 до 94 машин КС-18. Они участвовали в большинстве военных конфликтов, но ни разу не применяли свое летальное вооружение.

Мобильные средства ПВО

Основным историческим предназначением автомобилей ЗИС-6 было их использование в качестве первой практической базы для нового ракетного оружия — реактивных систем залпового огня, известных как «Катюши». Им будет посвящена специальная статья, а здесь мы поговорим о малоизвестном применении этих грузовиков в системе ПВО (ПВО).

В середине 1930-х годов была создана передвижная световая станция ПО-15-8 для обнаружения самолетов противника ночью и наведения на цели зенитной артиллерии. Основой стал бортовой ЗИС-6, приспособленный для перевозки вагонов с мощными 1,5-метровыми дуговыми прожекторами.

Прожекторные световые станции ПО-15-8 на параде Автомобили ЗИС-6 с авиационными акустическими радиолокаторами ЗТ-5
Прожекторные световые станции ПО-15-8 на параде 1938 г. (кадр из фильма) Автомобили ЗИС-6 с авиационными акустическими радиолокаторами ЗТ-5 (видеосъемка)

Не менее важным направлением в эти годы было создание акустических авиационных радиолокаторов или звуковых детекторов — прообразов будущих радиолокационных систем. На ЗИС-6 была возложена самая мощная и точная система ЗТ-5 с четырьмя подвижными колоколами и акустическим оборудованием для поиска и обнаружения двигателей самолетов противника по звуку в любое время суток и при любой погоде. Звукосборники с местом для боевого расчета и звукопроводы монтировались на полноповоротных стойках, закрепленных в центре обычных бортовых корпусов.

Звуковой детектор ЗТ-5 для обнаружения и сопровождения самолетов противника Установка ЗТ-5
Звуковой детектор ЗТ-5 для обнаружения и сопровождения самолетов противника Установка ЗТ-5 с четырьмя вахтами и боевым расчетом на грузовой платформе ЗИС-6

Среди других военных занятий ЗИС-6 были специальные машины скорой помощи, кино- и звуковозы, полевые фотолаборатории и принтеры. Обычные пожарные лестницы состояли на вооружении службы ПВО, а после войны использовались при обслуживании первых советских ракетных комплексов.

Автомобиль медицинской службы в специальном кузове на ЗИС-6 (из архива Х. Хоппе)
Автомобиль медицинской службы в специальном кузове на ЗИС-6 (из архива Х. Хоппе)

Бронеавтомобили на шасси ЗИС-6

Важным направлением боевого применения «Московской тройки» стало создание на ее базе более тяжелых и совершенных пушечно-бронированных машин. Первым из них в 1935 году стал вариант БА-5, разработанный на ЗИСе и собранный на Ижорском заводе. Он получил корпус башни с 45-мм пушкой от танка Т-26, три пулемета и задний пост управления.

Первый советский тяжелый бронеавтомобиль БА-5 на шасси ЗИС-6
Первый советский тяжелый бронеавтомобиль БА-5 на шасси ЗИС-6

Спустя три года появился новый тяжелый бронеавтомобиль БА-11, собранный Ижорским заводом на усиленном специальном шасси с короткой базой ЗИС-34 с форсированными «алюминиевыми» вариантами двигателя ЗИС-5 мощностью от 73,5 до 86 л.с, блокируемые дифференциалы на задних мостах, колеса, которые могут крутиться вбок, радио и пуленепробиваемые шины. Такую же пушку со спаренным пулеметом разместили в башне, другой пулемет установили в лобовом листе бронекорпуса.

Бронеавтомобиль БА-11 с 45-мм пушкой на специальном шасси ЗИС-34
Бронеавтомобиль БА-11 с 45-мм пушкой на специальном шасси ЗИС-34
Бронеавтомобиль БА-11 с боковой запаской и съемными ремнями
Бронеавтомобиль БА-11 с боковой запаской и съемными ремнями

Осенью 1940 года путем замены штатного бензинового двигателя в автомобиле БА-11 на опытный двигатель Д-7 мощностью 97,5 л.с был создан единственный довоенный дизельный бронеавтомобиль БА-11Д, который оказался быть слишком тяжелым и медленным.

Испытания мощного дизельного бронеавтомобиля БА-11Д (из архива М. Соколова)
Испытания мощного дизельного бронеавтомобиля БА-11Д (из архива М. Соколова)

В начале войны было собрано 16 бронеавтомобилей БА-11, участвовавших в финской кампании и в обороне Ленинграда. Никто из них не выжил.

На заглавном снимке — Грузовик с цепными лезвиями сзади и лыжами спереди (из архива НАМИ)

В статье использованы только аутентичные иллюстрации

Боевое применение

Когда началась Великая Отечественная война, в Красной Армии было более 1200 орудий 61-К. Но по штатному расписанию требовалось еще почти 4 тыс стволов, ситуация с боекомплектом была такой же — запасы составляли всего 17% от регламентированной потребности.

37-мм зенитная установка 61 обр. 1939 г

Западные военные округа, которые первыми попали под удары немецких войск, понесли большие потери, лишившись большей части своего материального обеспечения. Параметры снарядов позволяли бороться с помощью зенитки 61-К с легкой и средней бронетехникой вермахта, эта практика прекратилась только весной 1942 года.

Рост производства оружия в 1942 г частично компенсировал потери 61-К, но в связи с увеличением количества стволов и изменением тактики немецкой авиации расход боеприпасов стал резко возрастать. Например, количество использованных в 1943 г. 37-мм снарядов в 2 раза превышает стоимость в 1942 г. Ситуация компенсировалась поставками 40-мм пушек Бофорси с боеприпасами из США (в рамках ленд-лиза).

Из-за схожих характеристик статистика американского и советского оружия не разделялась, что затрудняет определение количества потерянных орудий 61-К и расхода снарядов.

По этой же причине отсутствует официальная статистика побед, одержанных 37-мм системой образца 1939 года.

В 1944 году орудия 61-К стали передаваться воинским частям, укомплектованным выходцами из государств Восточной Европы. В их число входили чешские и югославские части, а также Войско Польское.

Пушки 61-К были захвачены в ходе летней и осенней кампаний 1941 года и активно использовались немецкими частями. От новых владельцев система получила обозначение 3,7 cmFlak 39(r). О количестве трофейных стволов свидетельствует тот факт, что на начало 1944 года немецкая армия имела на балансе 390 орудий. Некоторое количество трофейных орудий 61-К имелось в финской армии, но в бою они не были приняты из-за нехватки снарядов.

Зенитная установка 37 мм 61к

После Второй мировой войны начались поставки 61-К в Китай и Северную Корею. Полученное оружие активно использовалось во время Корейской войны, хотя и были жалобы на недостаточную дальность полета по высоте. Затем зенитка 61-К применялась во Вьетнамской войне, прославилась в арабо-израильском противостоянии и многих конфликтах между африканскими государствами.

Описание конструкции

Пушка 61-К имеет автоматическую перезарядку, которая осуществляется за счет короткого отката ствола и использования подвижного затвора. Узел движется в другом направлении, чем линия отката. В момент прохождения крайней задней точки отдачи затвор отпирается и гильза выбрасывается; при обратном движении из обоймы подается новый патрон и происходит запирание затвора. Орудийному расчету нужно только наводить оружие на цель и вовремя устанавливать новые обоймы.

Для обеспечения стрельбы из 61-К требуется расчет из 7 человек, из которых 5 размещаются на шасси и осуществляют наведение и удержание цели в прицеле, а также смену обойм.

Щит используется для защиты личного состава от осколков и пуль; экземпляры сборки до 1943 года такого узла не имели.

Для перевозки орудия 61-К используется 4-колесное шасси с индивидуальными рессорами. Диски позаимствованы у коммерческого грузовика ГАЗ ММ, шины размером 32х6″ имеют губчатое наполнение, обеспечивающее подвижность в случае повреждения или прострела. Технические характеристики шасси рассчитаны на максимальную скорость 60 км/ч, которая достигается на шоссе с твердым покрытием. Для движения требуется тяговое усилие более 150 кг; передвигать зенитную установку 61-К силами расчетов затруднительно.

Задний мост жестко закреплен на поперечной силовой балке шасси, передний мост установлен на балансировочной опоре, обеспечивающей колебание моста в направлении, перпендикулярном балке. Такая конструкция давала повышенную устойчивость при движении по неровным дорогам и пересеченной местности. Также предусмотрен поворот переднего моста посредством буксировочного дышла и шарнирного шкворня.

В боевом положении шкворень останавливается специальной стойкой, размещенной на тяге. Кроме того, установлены 4 опоры, обеспечивающие повышенную устойчивость при стрельбе. В конструкции опор предусмотрены винтовые домкраты, обеспечивающие выравнивание площадки по горизонту. Имеются встроенные уровни для определения точности позиционирования.

Ствол 61-К имеет 16 нарезов постоянной высоты и оснащен пламегасителем. Охлаждение осуществляется окружающим воздухом, что вместе с повышенной скорострельностью приводит к быстрому износу. Конструкция пистолета 61-К позволяет производить замену ствола в полевых условиях. Клиновой затвор движется вертикально, позволяя вести одиночный или автоматический огонь. Механизм заряжания позволяет подавать новую обойму еще до полного выстрела предыдущей.

Такая конструкция позволяла вести непрерывный огонь по цели, но требовала аккуратной работы, так как перекос обоймы приводил к ошибкам при перезарядке.

В конструкции пушки 61-К применен тормоз отката гидравлического типа, снабженный компенсатором на случай нагрева рабочей жидкости. Имеется корректор скорости крена, механизм возврата ствола в исходное положение снабжен пружиной.

Редукторы вертикального и горизонтального изменения направления ствола орудия снабжены 2-мя скоростями, которые переключаются в зависимости от высоты и скорости цели. Вертикальный механизм снабжен педалью выбора скорости, горизонтальный механизм оснащен отдельными приводами для высокой и низшей передачи. Для обеспечения стрельбы на максимальных углах возвышения использовался балансирный механизм.

Для расчета координат линии используется автоматический прицел модели АЗП-37-1. Устройство использует информацию о скорости и направлении цели, а также другие параметры для расчета. Расстояние измеряется визуально или дальномером, остальные параметры задает стрелок в зависимости от его опыта. Характеристики прицела позволяют наводиться на цели, находящиеся на расстоянии до 4000 м и движущиеся со скоростью не более 140 м/с.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector