- История проекта 955 «Борей»
- «Ясень-М»
- «Кондор»
- Конструкция подводной лодки типа «Борей»
- Силовая установка подводного ракетоносца
- Технические характеристики подводных лодок проекта 955 «Борей»
- «Лошарик»
- «Лада»
- Модификации
- «Антей»
- Корабль проекта 955а апкр «Князь Владимир»
- Основные технические и тактические преимущества субмарины
- Вооружен ракетами «Булава»
История проекта 955 «Борей»
История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦБР «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Долгорукий» или «Борей») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая субмарина должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, длину корпуса 170 метров, скорость подводного хода 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.
АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли проекта 941 «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировалось вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели была специально разработана ракета «Барк», но довести ее до стадии серийного производства не удалось, и вместо нее было принято решение вооружить новые катера с ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переоборудовали под новый ракетный комплекс.
В целом следует сказать, что судьба проекта «Борей» сложилась непросто. Изначально АПЛ проектировалась под одну ракету определенных габаритов, затем был заменен ракетный комплекс. Главное оружие подводного ракетного крейсера стратегического назначения — межконтинентальные баллистические ракеты, а без них он был бы как оружие без снарядов. В 1998 году от создания ракеты «Барк» решили отказаться и объявили конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.
Неудачи с ракетной налаглисией в стране в конце 90-х. Бюджетное финансирование практически закончилось, строительство первого корабля проекта было практически заморожено. «Юрий Долгорукий» в этот момент представлял собой отдельные части корпуса. Часть материалов и комплектующих поставлялась из других республик СССР, после его распада поставки были прекращены.
Например, специальные виды металлопроката производил Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки были прекращены.
Но, несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабли ходили на разные ухищрения, даже части недостроенных многоцелевых АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрий Долгорукий» планировалось сдать в 2006 году, а в 2004 году была заложена вторая АПЛ этого проекта — «Александр Невский». Параллельно со строительством катеров велись работы по созданию их вооружения — новой твердотопливной ракеты.
В 2005 г был достроен корпус подводной лодки, а в 2006 г заложен третий ракетоносец этого проекта «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, спущен на воду его ректор, а в следующем году начались швартовные и ходовые испытания. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.
С 2003 года полным ходом идет подготовка двух экипажей первой АПЛ проекта 955.
По состоянию на май 2011 г было известно, что, начиная с 4-го корпуса ПЛ проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменена форма корпуса лодки, которая станет ближе к первоначально задуманной форма подводной лодки. Вероятно, эти лодки будут строиться без использования задела, оставшегося от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказать от двухкорпусности.
Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться удлиненные корпусные антенны ГАК. Торпедные устройства планируется перенести ближе к центру корпуса и сделать бортовыми. Передние рули губловы ловят переместить на рубку. Количество пусковых стволов планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе стволов. Подвергнется усовершенствованию и энергетической установке, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.
«Ясень-М»
Новейшие атомные подводные лодки, которые сейчас строятся для ВМФ России, — корабли проекта 885М «Ясень-М». Всего в постройке, в том числе главный катер проекта 885, девять атомоходов проекта 885М. В этом году планируется передать флоту третью подводную лодку проекта 885М и четвертую лодку семейства «Ясень» — Б-571 «Красноярск», которые уже два года проходят испытания. Пока лодки проекта равномерно распределены между Северным и Тихоокеанским флотами.
«Ясень-М» — одна из самых совершенных подводных лодок в мире — уникальное сочетание малошумности, современных средств обнаружения других лодок и мощных комплексов вооружения.
Торжественная церемония спуска атомного ракетного крейсера четвертого поколения «Красноярск» по усовершенствованному проекту «Ясень-М» в Северодвинске
Катер оснащен торпедным аппаратом и универсальной пусковой установкой ракетного комплекса. После испытаний модификации ракетного комплекса «Циркон» с подводным пуском первыми подводными носителями этих гиперзвуковых ракет станут катера «Ясень-М».
А к концу десятилетия каждый из океанских флотов России будет иметь по четыре катера типа «Ясень» с «Цирконами» на борту. При этом комплексы могут применяться как по надводным кораблям, так и по наземным целям, и сбить такую ракету в современной системе ПВО будет крайне сложно.
В помощь сверхсовременной «Ясении» полным ходом идет модернизация АПЛ проекта 971 «Щука-Б» постройки 1990-х годов. На сегодняшний день в составе российского флота находится десять атомных подводных лодок этого проекта в разной степени готовности. Все эти локтивы или прошли или печать медицинский ремонт с моделированием оборудования и систем использования.
На них появился ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» с применением торпед и восстанавливается их техническая готовность. Собственно катера проекта 971 являются рабочими лошадками противолодочных и противокорабельных сил флота и, разумеется, представлены как на Севере, так и на Тихом океане.
«Кондор»
Наряду с катерами проекта 971 в строю находятся два титановых катера проекта 945А «Кондор» — планы модернизации катеров проекта с оснащением их и «Калибры» и с кардинальным обновлением всех комплексов радиосвязи -Обсуждается техническое вооружение. После такой модернизации они могли бы прослужить и меньше десяти лет, хотя и поступили на вооружение в начале 1990-х годов.
Конструкция подводной лодки типа «Борей»
Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся подводных лодок.
Прочный корпус состоит из 8 секций:
- В 1-ом оделении размены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
- Центральный пост и жилые помещения расположены во втором модуле. Его называют командным. Кроме того, в нем размещена большая часть существующего оборудования.
- В третьей части находятся боевые посты, где члены экипажа несут круглосуточное дежурство.
- Четвертый и пятый модули заняты ракетами.
- Шестой отсек занимает паропроизводящая установка.
- «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, размещены в семи и восьми отсеках. Оба они называются энергетическими.
Капсула строится из блоков. Внешний (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что позволяет подводной лодке быть малозаметной для противника. Прочный и внешний кожух отделены друг от друга специальными амортизаторами, снижающими шум работающих турбин и реактора.
Внутри подлодки на совый амортизировать установны все агрегаты контакты продукты вибрация и просто шум.
Силовая установка подводного ракетоносца
На современных подводных лодках устанавливаются атомные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Их конструкция, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора составляет около 190 мегаватт. Кроме того, на лодке установлены паропроизводящая и паротурбинная установки.
Для движения подлодки установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, работающая от паровой турбины.
Есть еще гребные винты, которые вращаются от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве движителей. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном положении – 29 узлов (54 км/час). Это точно несравнимо с самой быстрой лодкой АПЛ К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.
Тип корабля | РПКСН |
Наименование проекта | 955 «Борей |
Разработчик проекта | ЦБ «Рубин» |
Классификация НАТО | Борей |
Скорость (надводная) | 15 узлов |
Скорость (подводная) | 29 узлов |
Рабочая глубина погружения | 400 м |
Ограничение глубины погружения | 480 м |
Автономность плавания | 90 дней |
Экипаж | 107 человек, в том числе 55 офицеров |
Атомные реакторы появились на флоте, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того, как построили первую в СССР АЭС. Строительство АПЛ набирает обороты, потому что альтернатив пока нет. Необходимо срочно заменить ими подводные лодки прошлого, работающие на ДВС, которые до сих пор в большом количестве находятся на вооружении ВМФ России.
За такими проектами, как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия снова обрела статус непобедимого государства, способного дать отпор любому врагу, если потребуется.
Технические характеристики подводных лодок проекта 955 «Борей»
Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».
Основные показатели | |
Тип корабля | РПКСН |
Наименование проекта | 955 «Борей |
Разработчик проекта | ЦБ «Рубин» |
Классификация НАТО | Борей |
Скорость (надводная) | 15 узлов |
Скорость (подводная) | 29 узлов |
Рабочая глубина погружения | 400 м |
Ограничение глубины погружения | 480 м |
Автономность плавания | 90 дней |
Экипаж | 107 человек, в том числе 55 офицеров |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 14 720 т |
Водоизмещение подовное | 24 000 т |
Длина наибольшая | 170 м |
Ширина корпуса наиб. | 13,5 м |
Средняя осадка | 10 м |
Электростанция | |
|
|
Вооружение | |
Торпедно-миное вооружение | 8 ТА: 4 х 650 мм, 4 х 533 мм, торпеды, торпедные ракеты, крылатые ракеты. |
Ракетное вооружение | 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава |
На днях один из руководителей известного ЦБ «Рубин» сообщил, что специалисты компании приступят к разработке очередной, пятого поколения подводной лодки в 2020 году. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главком ВМФ России заявлял, что строительство подводных лодок следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.
«Лошарик»
И несколько слов о специальных подводных лодках. Самый секретный катер России — АС-31 проекта 10831, носящий неофициальное название «Лошарик», завершает ремонт в центре верфи «Звездочка» в Северодвинске. 1 июля 2019 года на АС-31 произошел пожар, унесший жизни 14 подводников.
После этой трагедии ремонт и, возможно, модернизация глубоководной специальной подводной лодки, прочный корпус которой состоит из титановых шариков, — отсюда и название «Лошарик». Катер будет восстановлен и по-прежнему будет использоваться для выполнения специальных задач Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны РФ.
«Лада»
В строительстве находятся и более совершенные, но и более дорогие неатомные подводные лодки проекта 677 «Лада». Теперь это модернизированный проект 677М. Новейшие полуторакорпусные «Дамы» с уникальным гидроакустическим комплексом и революционным одноместным малошумным электродвигателем разработаны тем же морским конструкторским бюро «Рубин», которое создало в пора.
В 2023 году ожидается поступление в состав флота первой серийной лодки проекта Б-586 «Кронштадт», которая сейчас проходит государственные испытания. Далее строятся еще три катера проекта для Северного флота.
Считается, что «Леди» на равных может противостоять ударным атомным катерам с той лишь разницей, что у них меньше время непрерывного нахождения под водой. По своим шумовым характеристикам, по возможностям гидроакустического комплекса и системы вооружения «Леди» может бороться с любым современным противником. Катера также могут использовать реактивные снаряды «Калибр» от торпедных аппаратов. И в этом смысле это уже некая унификация всех современных российских подводных лодок — неатомных и атомных.
«Лада» полярная: осенью достроят новейшую субмарину
Читайте также: Танк Т-IV
Модификации
пр.955 «Борей-1» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования — середина 1980-х гг.
пр.955/09550 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования — цена 1980-х годов (1995 г по др.данным), разработка проекта в 1998 г. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) — до общинась по пр.09551.
пр.955/955(А)/09551 «Борей» — ПЛАРБ подракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве задел по ПЛА использовались проекты 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования — сентябрь 1998 г. (завершен в 1999 г).
Заложено и построено три корабля:
- К-535 «Юрий Долгорукий», (заводской № 201)
- К-550 «Александр Невский», (заводской № 202)
- К-551 «Владимир Мономах», (заводской № 203)
пр.955А/955У/955М/09552 «Борей-А» — ПЛАРБ, в составе Ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, катера проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели меньшим уровнем физических полей, соответственно лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управления вооружением.
В них будут улучшены обитаемость и живучесть экипажа. Информация о 20 ракетах «Булава» на катерах этого усовершенствованного проекта первоначально сообщалась в СМИ, но позже была опровергнута. Задел для противый локтив «Борей-А» вероятно на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в другом 2009 г., строительство фактивно стратовало 22 декабря 2009 г.
Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» передана Минобороны России в 2010 году. Лодки будут строиться без использования старых частей корпусов. Потенциал проекта АПЛ четвертого поколения будет полностью использован на подводных лодках «Борей-А.
Заложено четыре корабля:
- «Князь Владимир» (заводской № 204);
- «Князь Олег» (заводской № 205);
- «Генералиссимус Суворов» (заводской № 206);
- «Император Александр III»» (заводской № 207).
«Антей»
На сегодняшний день в составе флота семь зенитных подводных крейсеров проекта 949А «Антей». Все они либо ожидают, либо проходят модернизацию по современному проекту 949АМ с кардинальным обновлением оборудования и системы вооружения. В старой конфигурации корабль серии 949А нес 24 мощные сверхзвуковые ракеты «Гранит», и считалось, что одним залпом такая лодка могла гарантировать уничтожение любого авианосца вне зависимости от возможностей сопровождающих ее сил.
В новом виде катера проекта 949АМ, видимо, станут еще мощнее и смогут нести до 72 ракет типа «Калибр», «Оникс», а в перспективе и «Циркон». Это уникальные возможности, которых сегодня нет ни у одной отдельной подводной лодки, ни у какой другой страны мира. Модернизация проекта 949АМ идет полным ходом и, скорее всего, в ближайшие несколько лет мы увидим первые переоборудованные ракетные крейсера этого проекта.
Корабль проекта 955а апкр «Князь Владимир»
12 июня 2020 года, в День России, подводный ракетный крейсер «Князь Владимир» официально принят в состав ВМФ России. Подводную лодку стратегического назначения можно без преувеличения назвать уникальным подводным кораблем.
Основные технические и тактические преимущества субмарины
«Князь Владимир» — первый модернизированный «Борей». Проще говоря, это именно тот корабль, который хотели видеть конструкторы и военные. Почему это? Ответ прост. Для простройки трех привозов плодоножек из изображения заделы от других плодоножек; например, прочное жилье и оборудование, которое было собрано со складов.
На основной ракете проекта «Борей-А» — все по-другому: все новое и самое современное. От первых трех 955-х — подводных крейсеров «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — новый ракетоносец отличается меньшей шумностью, более совершенными системами маневрирования и удержания на глубине, а также управления вооружением.
Атомная подводная лодка «Князь Владимир» построена по проекту 955А «Борей-А» и названа в честь князя Владимира, крестившего Русь. Лодку строили долго: еще в 2009 году начались работы по строительству корпуса подлодки, но официальная церемония закладки лодки состоялась 30 июля 2012 года с участием президента России Владимира Путина. 17 ноября 2017 года «Князь Владимир» был спущен на воду и вот, спустя три года, принят в состав Военно-Морского Флота, а точнее — Северного флота России.
Подводный ракетный крейсер «Князь Владимир» — четвертая атомная подводная лодка проекта «Борей». Понятно, что с каждым новым кораблем происходит определенное улучшение за счет внедрения технологий, которых нет на месте.
Таким образом, к безусловным достоинствам АПЛ «Князь Владимир» можно отнести хорошие маневренные качества, эффективную систему управления вооружением и, что очень важно для подводной лодки, низкий уровень шума. Лодка может загружаться на глубине до 400 метров, а автономное плавание может продолжаться в течение трех месяцев.
Читаете эти технические часы, продаете подводную длука и противновой официальную противной противной простой. Низкий уровень шума, специфические обводы корпуса, низкий уровень физических полей и маневренность делают движения подводного крейсера более скрытными, что, в свою очередь, помогает незаметно добраться до нужной позиции и произвести пуск ракет.
Экипаж подлодки, несмотря на внушительные размеры, состоит всего из 107 человек. Впрочем, управлять крейсером не составит труда (по крайней мере, так считают командиры): на «Князь Владимир» установлена бортовая информационно-управляющая система, значительно облегчающая выполнение любых задач в области подводного корабля управление.
Вооружен ракетами «Булава»
Отдельно стоит сказать о вооружении «Князя Владимира». В его состав входят 6 торпед калибра 533 мм и 16 баллистических ракет «Булава». Последние, в свою очередь, несут 6 ядерных боеголовок индивидуального наведения, они могут поразить цель на расстоянии до 10 тысяч километров при вероятном отклонении всего 120-350 метров. Для простых ракетных даров стантичной полной онзовностью.
Появление в составе Северного флота подводного крейсера «Князь Владимир» значительно повысит обороноспособность России на наших северных рубежах. Причем подлодке предстоит решать важные задачи не только в Арктике, но и в любой точке мира, куда она может быть направлена по решению вышестоящего командования.