- История создания
- Летные происшествия и катастрофы
- ТТХ в сравнении с зарубежными аналогами
- Конструкция и оснащение
- Технические характеристики
- История разработки
- Конструкция
- Модификации и след в истории
- Статья 72 Расписания болезней
- Эффект Коанда
- Интересные факты
- Описание самолета Ан-72 и его особенности
- Шасси
- Фото Ан-72
- Операторы
- Гражданские операторы
- Военные операторы
- Бывшие военные операторы
История создания
Чебурашка — персонаж книги детского писателя Эдуарда Успенского. По произведению «Крокодил Гена и его друзья» в 1969 году был снят фильм режиссера Романа Качанова. Герой книги получил известность после выхода ленты в свет.
Чебурашка — необычное существо. У него два огромных круглых уха, его тело покрыто коричневой шерстью и непонятно, женского или мужского пола это животное. Его появление на свет произошло благодаря художнику-постановщику Леониду Шварцману. После того, как мультфильм был переведен для просмотра в других странах, Чебурашку узнали дети во всех уголках планеты. По-английски его звали Топль, по-немецки Куллерхен или Пумпс, Дриттен по-шведски и Муксис по-фински. При этом дети не знали, кто был создателем персонажа.
Несмотря на опубликованную в предисловии легенду о появлении Чебурашки, Эдуард Успенский уверял читателей, что это вовсе не детская игрушка. В интервью газете в Нижнем Новгороде автор признался, что как-то присматривался к маленькой дочке друга. Девушка продолжала падать, наряженная в чужой длинный мех.
Ее отец, заметив эти действия, прокомментировал случившееся словом «чебурахна». Странное слово, высеченное в памяти Успенского. Позднее автор узнал, что в словаре В. И. Даля «чебурашка» является синонимом «неваляшка», он же неваляшка. Чебурашками называли небольшие деревянные плоты, которые рыболовы делали для заманивания улова.
Летные происшествия и катастрофы
Это достаточно надежный самолет, который более 30 лет находится на вооружении как в военной, так и в гражданской авиации. Но были и аварии Ан-72, в том числе с гибелью экипажа и пассажиров:
- Осенью 1971 года под городом Ленск из-за перегрузки и разрушения механизации столкнулся с горкой. Все 13 человек на борту погибли.
- Лето 1994 года. Аварийная посадка в аэропорту Кургана. Из-за отключения питания оборудования превышена посадочная скорость — уход с ВПП.
- Осень 1994 года, Воркута. Скатился с взлетно-посадочной полосы из-за неисправности гидравлики.
- Зима 1995 года, под Гостомлем. Самолет, принадлежавший Украине, столкнулся с Ан-70. Совершил аварийную посадку.
- Зима 1996 г. При взлете из аэропорта Мирный самопроизвольно включился реверс второго двигателя, самолет столкнулся с препятствием и сгорел.
- Зима 1996 года. Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке.
- Зима 1996 г. Пропал без вести при перелете через Атлантику у берегов Анголы (возможно, сбит). Самолет принадлежал Республике Молдова.
- Осень 1994 года. Самолет из Центральноафриканской Республики приземлился на брюхо в аэропорту Лусамба (Ангола). Пилот забыл, что это шасси.
- Лето 2000 г. Из-за разгерметизации салона самолета у пилотов и пассажиров развилась гипоксия, и они потеряли трудоспособность. Вместо катастрофического падения с высоты 8 километров самолет приземлился в Ростове-на-Дону.
- Весна 2002 г. Грубая посадка в аэропорту Вамены. При посадке сломалась носовая стойка, после чего возник пожар.
- Зимой 2012 года при посадке в аэропорту Шымкент в сложных метеоусловиях самолет с пограничниками врезался в близлежащий карьер (гибель всего экипажа).
ТТХ в сравнении с зарубежными аналогами
Ошибочно считается, что Ан-72 был скопирован с американского Boeing YC-14 из-за их очень похожей конструкции. Напомню, что между Советским Союзом и Америкой вовсю шла холодная война».
Кроме того, шла информационная война. Судите сами, как конструкторы ОКБ им. Антонов мог скопировать идею «самолета 200» с американского образца, когда в США только в 1972 году додумались сделать самолет КВП на ТРД? То есть в то время, когда двигатели Чебурашки уже проходили испытания в аэродинамических трубах в Советском Союзе.
Если следовать логике американских СМИ, то исследователи из КБ им. Антонов действительно гений. Ведь у них где-то была спрятана машина времени, с помощью которой они выбрались на дорогу на два года вперед, заглянули в то, что замышляют американские инженеры, и благополучно вернулись в 1970 год.
Длина | 28 м | 40,13 м |
Высота | 8,75 м. | 14,75 м |
Пустой вес | 19:05 | 53,2 тонны |
Максимальный стартовый вес | 34,5 тонны | 107,5 тонн |
Максимальная скорость на высоте | 705 км/ч | 800 км/ч |
Крейсерская скорость | 550-600 км/ч | 700 км/ч |
Максимальный вес | 32 солдата в полной экипировке, 68 солдат с личным оружием и вещмешком, 57 десантников, 24 носилки с фельдшерами, 12 тонн груза | 150 десантников или 36 тонн груза |
Дальность полета (туда и обратно) | 5000 км. | 4100 км. |
Диапазон (полная загрузка, туда и обратно) | 1150 км. | 980 км. |
Двигатель | 2 ед. ТРД Д-36 | 2 ТРДД General Electric CF6-50D |
Несмотря на то, что американский аналог крупнее по габаритам, эффективность у самолета с такими характеристиками меньше, чем у Ан-72.
В военное время в конструкции «Чебурашки» предусмотрены кронштейны для крепления 23-мм пушки Грязева-Шипунова (ГШ-23Л), две точки подвески, на каждой из которых Ан-72 может нести до 100 кг бомбовой нагрузки.
Конструкция и оснащение
Фюзеляж самолета представляет собой свободнонесущий моноплан. Имеет цельнометаллическую конструкцию. Крылья стреловидные. Они оснащены однокилевым оперением.
Силовая установка Ан-74 представлена двумя турбовентиляторными двухконтурными двигателями модификации Д-34 1-А. Они установлены на центральной секции.
Примечание. Как и в модели Ан-72, конструкторы использовали эффект Коанда.
Двигатели установлены на крыльях таким образом, что обдуваются реактивными струями. Это дает дополнительную подъемную силу. Поскольку двигатели самолета установлены над верхней поверхностью каждого крыла, возможность попадания в них посторонних предметов практически исключена.
Мощная ВСУ отличается от базовой модели Ан-74. Аналогичная система установлена на Ту-204 и Ан-124. Конструкторы установили три батареи вместо обычных двух.
Существенный недостаток! На самолете нет станции предупреждения об облучении головы.
Благодаря малым габаритам, короткой взлетно-посадочной длине самолет хорошо ведет себя на крутых взлетно-посадочных полосах.
Технические характеристики
Вес ГАЗ 3307 составляет 7,85 тонны, а вес техники – 3,2. Грузовик способен перевозить грузы массой до 4,5 тонн.
Отличным рабочим тандемом станет вилочный погрузчик грузоподъемностью 5 тонн (максимальная грузоподъемность).
Технические характеристики автомобиля ГАЗ 3307 представлены рессорной подвеской на колесах, передняя часть которой включает гидравлические амортизаторы.
Рулевой механизм характеризуется типом «винт — шариковая гайка», что позволяет снизить нагрузку на рулевое колесо. Он включает гидроусилитель руля.
Грузовик может разогнаться до 90 км/ч (примерно как МКЗТ 500200 и ЗИЛ-5301), скорость 80 км/ч он достигает за 1 минуту. Расход бензина на 100 км у ГАЗ 3307 при 80 км/ч составляет 26,4 л, при 60 км/ч – 19,6.
Для сравнения вы также можете ознакомиться с техническими характеристиками МАЗ 5337.
Топливный бак рассчитан на 105 литров.
Такси
Сиденье водителя можно регулировать по отношению к горизонтальной плоскости и углу наклона спинки. Кабина имеет теплоизоляцию.
Расход газа на 100 км у ГАЗ 3307 составляет 240 г/л.с.*ч.
История разработки
В 1956 году Военно-транспортная авиация (ВТА) получила статус отдельного рода ВВС. В том же году глава ВТА также сформулировал характеристики, которыми должен обладать самолет, отвечающий требованиям стандартов того времени. Взлет и посадка должны были осуществляться, в том числе и с земли, с мест ограниченных размеров.
Самолету пришлось лететь в сложных метеоусловиях как днем, так и ночью. Самолет должен был иметь грузовую кабину, оборудованную лебедкой и вилочным погрузчиком, широкий люк в хвостовой части и погрузочную рампу. Характерной особенностью бортов ВТА стало высокорасположенное крыло.
В начале 70-х высшие чины соединений ВВС стали осознавать, что Ан-26, отслуживший верой и правдой, уже не справляется с объемом нарастающих в то время задач. Эта машина была, по сути, небольшой модификацией турбовинтового Ан-24, поступившего на вооружение СССР в 1959 году.
Работа конструкторского бюро закипела в конце 1970-х годов, после того как их первый проект был одобрен командованием ВВС. Чуть позже ВВС убедили Генерального секретаря ЦК КПСС и Совета Министров СССР подписать постановление о выделении из бюджета страны довольно больших денег на его создание. Ан-72 должен был стать мобильным самолетом, пригодным для решения широкого круга задач. Он также должен быть пригоден для перевозки личного состава и техники, сбрасывания грузов и припасов, при посадке и взлете из неподходящих мест и иметь высокую грузоподъемность.
Ан-72 в ОКБ получили условное наименование «самолет 200» и назначили одного из перспективных конструкторов того времени Я. Г. Орлов, как зав. Он довольно четко обозначил пределы инструкции по воздушной сборке. Исходя из требований штаба ВВС, за основу было взято применение эффекта Коанда (для достижения максимального КПД от пробы.
Установлены турбореактивные двигатели. Румынский ученый Анри Коанде открыл закономерность движения струи из сопла еще в 1932 году. В авиации учитывают атмосферное давление и разность плотностей струи естественных воздушных потоков и струи, выходящей из сопла ТРД счет. Благодаря выбору оптимальных режимов работы, по сравнению с турбовинтовыми испытаниями, в разы подскочила не только подъемная сила, но и положение «самолета 200» стало намного стабильнее. Это прекрасно продемонстрировали первые испытания моделей Ан-72 в аэродинамических трубах.
Конструкция
Фюзеляж полностью герметичен. Он выполнен в виде полубублика круглого сечения. Крыло конструкции трапециевидное со значительным расширением. Он оснащен механизированными устройствами — интерцепторами. Также в конструкции присутствуют предкрылки, трехгусеничные консоли и двухгусеничные закрылки. Последний расположен на средней части крыла.
Грузовой отсек расположен в хвостовой части фюзеляжа. Открытие и закрытие обеспечивается пандусом. Он опускается на землю или перемещается ниже дна. Грузовая кабина оборудована кран-балками и швартовными устройствами. Также внутри него установлены стулья с откидными спинками. Они предназначены для перевозки десантных войск.
Шасси самолета установлено на пяти опорах. Они хранятся в специальной комнате. Силовые установки представлены двумя ТРДД Д-36 и ВСУ ТА-12. Они установлены над крыльями. Это позволило в полной мере использовать эффект Коанда, а также повысить летно-технические характеристики боевой машины. Установлены новые системы навигации и авионики.
Модификации и след в истории
Ан-72 имеет множество различных модификаций. Это самолеты, предназначенные для патрулирования прибрежных рубежей моряками и пограничниками (Ан-72П), и самолеты для ведения радиотехнической разведки в военное время (Ан-72Р), и для поисково-спасательных работ, находящиеся в распоряжении МЧС (Ан-72ПС), и транспортный самолет, приспособленный для международных перевозок (Ан-72В).
«Чебурашка-угольщик» является обладателем двух мировых рекордов. В 1983 г максимальная высота полета для самолетов этой категории составляла 13 410 м. А через 2 года был установлен рекорд скорости на 2000-километровой трассе (681,8 км/ч).
Этот самолет был тепло встречен летчиками как гражданской, так и военной авиации. Самолет прост в управлении, системы и приборы работают четко и надежно, как швейцарские часы.
Ан-72 активно используется в различных видах авиации зарубежных стран, несмотря на то, что самолеты, выпущенные с заводских авианосцев более 30 лет назад, скоро исчерпают свой летный ресурс. Эти факты показывают нам, что наш «Чебурашка» вовсе не сказочный персонаж.
Статья 72 Расписания болезней
Нарушение уродинамики верхних мочевыводящих путей (гидронефроз), пиелонефрит (вторичный), мочекаменная болезнь, другие заболевания почек и мочеточников, цистит, другие заболевания мочевого пузыря, невенерический уретрит, стриктуры уретры, другие заболевания уретры
Статья о плане болезни | Наименование заболеваний, степень функциональных нарушений | Категория годности к военной службе | |
1 счет | Я считаю | III Подсчет | |
72 | Нарушение уродинамики верхних мочевыводящих путей (гидронефроз), пиелонефрит (вторичный), мочекаменная болезнь, другие заболевания почек и мочеточников, цистит, другие заболевания мочевого пузыря, невенерический уретрит, стриктуры уретры, другие заболевания уретры: | ||
а) со значительной дисфункцией | Д | Д | Д |
б) с умеренными нарушениями | В | В | Б
(СВЯЗЫВАТЬ) |
в) с легкой дисфункцией | В | В | Б |
г) при наличии объективных данных без нарушения функций | Б-3 | Б | Б |
Пункт «а» включает в себя:
- заболевания, сопровождающиеся значительным снижением выделительной функции почек или хронической почечной недостаточностью с уровнем креатинина в крови более 176 мкмоль/л и клиренсом креатинина менее 60 мл/мин. (формула Кокрофта-Голта);
- мочевые свищи в брюшной полости и влагалище;
- функционирующие нефростомы, эпицистостомы и уретеростомы (за исключением головчатой и ножковой);
- мочекаменная болезнь с поражением обеих почек с неудовлетворительными результатами лечения (камни, гидронефроз, пионефроз, хронический вторичный пиелонефрит, не поддающийся лечению и др.);
- двусторонний нефроптоз III стадии;
- тазовая дистопия почек;
- отсутствие почки, удаленной в связи с заболеваниями, при наличии любой степени дисфункции оставшейся почки;
- врожденное отсутствие почки или ее функция, противоречащая функции оставшейся почки, вне зависимости от степени тяжести;
- поликистоз почек со значительным нарушением выделительной функции или при хронической почечной недостаточности;
- аномалии почечных сосудов (подтвержденные ангиографией) с реноваскулярной гипертензией и (или) почечными кровотечениями;
- склероз шейки мочевого пузыря, сопровождающийся пузырно-мочеточниковым рефлюксом и вторичным двусторонним хроническим пиелонефритом или гидронефрозом;
- стриктура уретры, требующая систематического бужирования.
Пункт «б» включает в себя:
- заболевания, сопровождающиеся умеренно выраженными нарушениями выделительной функции, концентрационной способности почек, а также при уровне креатинина в крови, превышающем нормальные значения, но не более 176 мкмоль/л, клиренс креатинина 89 — 59 мл/мин . (формула Кокрофта-Голта);
- мочекаменная болезнь с частыми (3 и более раз в год) приступами почечной колики, отхождением камней, умеренными нарушениями выделительной функции почек;
- нефункционирующая почка или отсутствие почки, удаленной по причине заболевания, без нарушения функции другой почки;
- двусторонний нефроптоз II стадии с упорными болями, вторичным пиелонефритом или реноваскулярной гипертензией;
- односторонний нефроптоз III стадии;
- односторонняя тазовая дистопия почек;
- врожденное отсутствие почки или ее функции при нормальной функции оставшейся почки;
- поликистоз почек;
- дисплазия, удвоение почек и их элементов, подковообразная почка, аномалии мочеточников или мочевого пузыря с умеренным нарушением выделительной функции;
- склероз шейки мочевого пузыря с вторичными односторонними изменениями мочевыделительной системы (односторонний гидроуретер, гидронефроз, вторичный пиелонефрит и др.);
- стриктуры уретры, требующие бужирования не чаще 2 раз в год при удовлетворительных результатах лечения.
При наличии стойкой симптоматической (почечной) артериальной гипертензии, требующей медикаментозной коррекции, заключение делается по разделу «б» вне зависимости от степени нарушения функции почек.
Пункт «в» включает в себя:
- солитарные (до 0,5 см) камни в почках и мочеточниках при редких (реже 3 раз в год) приступах почечной колики, подтвержденных данными УЗИ, при наличии патологических изменений в моче;
- единичные (0,5 см и более) камни в почках и мочеточниках без нарушения выделительной функции почек;
- двусторонний нефроптоз II стадии с незначительными клиническими проявлениями и небольшим нарушением выделительной функции почек;
- односторонний нефроптоз II стадии с вторичным пиелонефритом;
- хронические заболевания мочевыделительной системы (цистит, уретрит) с частыми (3 и более раз в год) обострениями, требующими стационарного лечения;
- поясничная дистопия почек с небольшим нарушением выделительной функции;
- солитарные солитарные кисты в почках с незначительной дисфункцией.
Пункт «д» включает в себя:
- последствия инструментального удаления или самостоятельного отхождения одиночного камня из мочевыводящих путей (лоханки, мочеточника, мочевого пузыря) без повторного камнеобразования и дисфункции;
- последствия дробления камней в мочевыделительной системе (для обследованных по III графе плана болезни) без нарушения функции;
- мелкие (до 0,5 см) простые конкременты почек и мочеточников, подтвержденные только УЗИ, без патологических изменений в моче;
- односторонний или двусторонний нефроптоз I стадии;
- односторонний нефроптоз II стадии без нарушения выделительной функции почек и при отсутствии патологических изменений в моче;
- хронический пиелонефрит без нарушения выделительной функции почек и при отсутствии патологических изменений мочи и рентгенологических нарушений;
- врожденные аномалии почек без нарушения функции.
Нарушение общей выделительной функции почек должно быть подтверждено данными лабораторных исследований крови и мочи, рентгенологических (экскреторная урография, компьютерная томография, ангиография), ультразвуковых или радионуклидных методов (ренография, динамическая нефросцинтиграфия, непрямая ангиография).
Стадию нефроптоза определяет врач-рентгенолог по рентгенограммам, сделанным в положении обследуемого в вертикальном положении: I стадия — опущение нижнего полюса почки на 2 позвонка, II стадия — на 3 позвонка, III стадия — более чем на 3 позвонки.
Эффект Коанда
Главной «изюминкой» проекта главный дизайнер выбрал реализацию эффекта Коанда. Не вдаваясь в теорию аэродинамики и технические подробности, достаточно сказать, что двигатели, размещенные особым образом над крыльями, создавали дополнительный (до 20%) импульс и тягу от встречи газовой струи с поверхностью крыла. Стремясь максимально сократить посадочный пробег, в систему торможения ввели парашют, а для уменьшения неустойчивости изменили форму хвостового оперения и киля. Грузовой люк также был перенесен в хвост.
Испытатели отзывались о прототипе только положительно, все характеристики были на высоте:
- Эргономика салона, надежность и актуальность оборудования.
- Пониженный уровень шума.
- Простое управление и хорошая маневренность.
- Применяемые композитные материалы: стекло и углеродное волокно.
Всех настолько поразили результаты незавершенных испытаний Ан-72, что его запустили в серийное производство в 1977 году, даже не дождавшись его завершения (зарубежный аналог — Boeing YC-14 — в серию так и не пошел). Гражданская авиация тоже была заинтересована в таком самолете, но ей требовалось нечто иное как по грузоподъемности, так и по дальности полета. В результате оба увеличились.
На изготовление практически новой машины ушло время, и первый образец был выпущен в 1985 году. Наконец, в 1989 году Ан-72 полностью взлетел. Первые экземпляры «оседлали» штабисты (в армии этот борт назывался генеральским), но у десантников он не прижился (командирская машина вошла в состав Ан-72, а десантная — нет) . В суровой работе как военных, так и гражданских эта машина показала себя работягой, за что получила дополнительное прозвище — Верблюд.
Читайте также: Зачем в СССР создавали самолеты «Антей», «Руслан» и «Мрия»
Интересные факты
Еще во время испытательных полетов, а также в самом начале его эксплуатации было установлено три мировых рекорда высоты и скорости полета.
В 1986 году удалось спасти экспедицию к полярному полюсу планеты. Благодаря короткой взлетно-посадочной полосе из снега и льда (300 м) Ан-72 взлетел с 27 пассажирами — участниками экспедиции.
В 1987 году в условиях полярной ночи самолет пролетел более двадцати тысяч километров от Чукотки до Антарктиды и приземлился в коряво подготовленном учеными месте.
Описание самолета Ан-72 и его особенности
Где был сделан этот самолет? Изготовитель Ан-72 — ОКБ Антонова. «Чебурашка», как его называют в просторечии по двум возвышающимся над крыльями двигателям, представляет собой высокоплан со стреловидным крылом. Он уникальный авианосец, который до сих пор служит в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Ан-72 полностью отвечал требованиям, предъявляемым к машинам укороченного взлета и посадки (далее КВП):
- Небольшой вес и приличная скорость.
- Не длинный разгонный трек — качество среднее и ниже.
- Плавный, при соблюдении заданной посадочной скорости и своей неординарной траектории.
- Он буквально, а не фигурально, «прыгает» вверх.
При посадке нужно было соблюдать правило пониженной скорости (до 165 км/ч) и тогда Чебурашка, или, как его называли в Европе, угольщик, мог приземлиться на поле с неровностями площадью равной один квадратный километр (17 стандартных садовых участков площадью шесть соток), а радиус действия по земле не превышал четырехсот метров. Ему хватило полукилометра, чтобы взлететь.
Шасси
Рассмотрим шасси Ан-72. При проектировании было проработано более трех десятков схем, в том числе и «экзотических». Шасси обеспечивает выполнение «угольщиком» своей основной функции — приземляться практически в любом месте (поле с кочками, грунтовая дорога, снежный покров и даже льдины в Антарктиде) с запасом хода до полукилометра.
Убирающееся шасси с пятью опорами выпускалось механически при отказе гидравлики (соответствующих замков нет). Ан-72 может без особых неудобств приземлиться на три основные и носовую стойки в случае поломки одной из них. По нагрузке на одно колесо «бинокль» уступал даже более совершенному и современному Ил-76.
Арктический вариант Ан-72 или, как его позже называли, чтобы не путать, Ан-74 (название точное, так как отличий от модели 72А практически не было) стал незаменимым для применения во всех областях жизнь на сибирских просторах и в суровом климате крайнего севера России и Антарктиды. Также были оборудованы места для штурмана и гидролога.
На концах хвоста и крыльев появились красные полосы для большей заметности, плюс специальный цвет для контроля обледенения. Оснащен выпуклым обтекаемым иллюминатором (улучшился клиренс) и соответствующим опрокидывателем для груза, если посадка не предусмотрена.
Фото Ан-72
Ан-72П — патрульный самолёт
Ан-74ТК-100 авиакомпании «Чавок»
Ан-71 — самолет ДРЛО
Ан-72 из Казахстана
Ан-72 ВВС России
Операторы
Ан-72 из состава ВМФ России. Вид спереди напоминает Чебурашку. Ан-72 Национальной гвардии Украины в аэропорту Жуляны Погранслужба Казахстана Антонов Ан-72-100
Гражданские операторы
В августе 2006 года в эксплуатации авиакомпании находился 51 самолет Ан-72 и Антонов Ан-74. Основные операторы включают Badr Airlines (три) и Shar Ink (8). Около 17 других авиакомпаний эксплуатируют меньше самолетов этого типа.
Судан
- Бадр Эйрлайнз
- Авиакомпания Грин Флаг
Украина
- Авиакомпания Мотор Сич
- Антоновские авиалинии
Военные операторы
По состоянию на декабрь 2021 г на военной службе находится 42 самолета:
Ангола
- ВВС Анголы: 6
Экваториальная Гвинея
- ВВС Экваториальной Гвинеи: 1
Казахстан
- ВВС Казахстана: 1
Ливия
- Ливийские ВВС: 1
Россия
- ВВС России: 28
- ВМФ России: 5
Бывшие военные операторы
Армения
- ВВС Армении
Грузия
- Грузинские ВВС
Ливия
- Ливийские ВВС
Молдова
- ВВС Молдовы: два
Перу
- ВВС Перу — два (служили до конца 1990-х и проданы на гражданский рынок)
Советский Союз
- Советские ВВС