Ан-124-100 Руслан

Военная техника

Перспективы

Производство самолетов Ан-124 закончилось на Ульяновском заводе в 2004 году. В Киеве сборка завершилась еще раньше. Всего заводы отправили заказчикам 56 машин. Часть машин, находящихся на вооружении Российской Армии, прошла модернизацию с заменой элементов конструкции планера и радионавигационного оборудования. Модифицированный самолет соответствует спецификации Ан-124-100М.

Проблемой дальнейшей модернизации было ухудшение отношений между Россией и Украиной.

Конструкторское бюро Антонова, расположенное в Украине, периодически публикует материалы о планируемом запрете полетов «Русланов» за пределы России в случае отказа в обслуживании.

В вооруженных силах России имеется 24 самолета Ан-124. Еще 12 машин эксплуатирует транспортная авиакомпания «Волга-Днепр». В Украине 7 автомобилей. По некоторым данным, в Киеве и Триполи находится по одному самолету из парка гражданской авиации Ливии.

Автомобиль используется в авиации Арабских Эмиратов и Азербайджана. Машина используется Организацией Объединенных Наций на условиях аренды. При необходимости организация может задействовать до шести самолетов Ан-124 «Руслан» для перевозки грузов или проведения аварийно-спасательных работ».

Особенности конструкции Ан-124

Транспортный самолет Ан-124 выполнен по классической аэродинамической схеме, это высокоплан с четырьмя двигателями. Машина оснащена многоопорным убирающимся шасси и одноконтурным хвостовым оперением. Композитные материалы широко используются в авиастроении. Экипаж состоит из восьми человек.

Фюзеляж Ан-124 разделен на две палубы. Впереди верхней палубы находится кабина пилота, а также помещение для вахтенного персонала. В задней части есть место для людей, сопровождающих груз или технику. Нижнюю палубу занимает грузовая кабина, ее общий объем составляет 1,05 м3.

Отображение страницы

Грузовая кабина герметична, позволяет перевозить грузы общей массой до 120 тонн. Он оснащен различными видами погрузочной техники: двумя мощными кранами, лебедками и роликовой системой. Пол кабины, изготовленный из титана, позволяет загружать транспортные средства с колесами и гусеницами.

Ан-124 имеет два грузовых люка: задний и передний (откидывающийся носовой). Это позволяет быстро загружать и выгружать грузы, в том числе нестандартные.

Силовая установка самолета состоит из четырех двигателей Д-18Т, каждый из которых имеет мощность 23400 кгс. Кроме того, эти ТВД имеют относительно небольшой вес, низкий уровень шума и низкий расход топлива. У Ан-124 дальность полета почти в два раза больше, чем у Ан-22 или Ил-76, а у «Руслана» почти в три раза меньше топлива на тонно-километр.

Помимо основной, на Ан-124 имеется и дополнительная силовая установка, состоящая из двух газотурбинных двигателей ТА-12.

Отдельно следует отметить уникальное многоколесное шасси самолета. Он состоит из 24 колес. Основная стойка шасси Ан-124 состоит из пяти независимых двухколесных стоек, а передняя стойка шасси состоит из двух двухколесных стоек. Раскачивая носовые стойки, самолет может развернуться на взлетно-посадочной полосе шириной 50 м, используя несимметричную тягу двигателей. Для демонстрации своих максимальных возможностей «Руслану» необходима бетонная взлетно-посадочная полоса протяженностью более 3000 м. Однако, несмотря на свои гигантские размеры, Ан-124 может взлетать и садиться и с грунтовых взлетно-посадочных полос.

Шасси самолета имеет систему приседания, благодаря которой можно изменять угол наклона фюзеляжа, что значительно облегчает процесс разгрузки и погрузки.

На ходу

Управление самолетом осуществляется с помощью автоматической системы ЭДСУ, четырехканального гидравлического комплекса и автоматизированной системы управления рулями направления. В управлении Ан-124 задействовано более тридцати компьютеров.

В комплекс пилотажно-навигационного и пилотажного оборудования входят навигационная РЛС, инерциальная система, пилотажно-навигационный комплекс PNPC-124, система радиосвязи ТИП-15, навигационное оборудование «Омега» и «Лоран».

Разработка проекта

У украинских авиаконструкторов было много наработок в этом направлении, поэтому они сразу взялись за работу. Перед ними стояла непростая задача, так как до этого никто не строил таких гигантских самолетов. Им нужно было разработать целый комплекс технологий и оборудования для работы с такими огромными узлами и деталями.

В 1971 году инженеры конструкторского бюро представили два эскизных чертежа. По одной из них, самолет «Руслан» был оснащен четырьмя двигателями, по другой — шестью. Их грузоподъемность составляла 120 и 140 тонн соответственно. Два года спустя на основе этих конструкций был построен прототип авиалайнера в натуральную величину. Как показали испытания, для того, чтобы он превратился в серийную версию, потребовалась доработка почти всех технических характеристик новинки.

Для улучшения аэродинамических характеристик, безопасности и долговечности машины была создана специальная группа. В его состав вошли специалисты лучших научных центров и институтов Советского Союза. Группа ученых и инженеров одновременно изучала возможность использования новых технологий и материалов для облицовки. Во многом благодаря их применению конструкторам удалось создать самый большой самолет — «Руслан», который можно назвать венцом советской инженерной и авиастроительной техники.

Сравнение самолетов Мрия и Руслан

Ан-225 «Мрия» — двухкилевой транспортный самолет, созданный на базе «Руслана», но по ряду технических характеристик значительно превосходящий его.

У Мрии больше, чем у Руслана»:

  • Размах крыла – 14,9 м.
  • Площадь крыла составляет 277 квадратных метров.
  • Вес пустого самолета составляет 71,6 тонны.
  • Максимальная стартовая масса составляет 248 тонн.
  • Масса топлива — 81,65 тонны.
  • Длина грузового отсека 7,5 м.

При сопоставимых характеристиках силовой установки, оснащенной теми же двигателями Д-18Т, транспортно-эксплуатационные параметры Ан-225 значительно превосходят Ан-124.

«Мрия» создавалась как основной транспортный элемент советского космического корабля «Буран».

Сравнение Ан-124 и Ан-225

Ан-124 (русский)

Бортовые системы

Всего в системах управления самолетом используется 34 компьютера. Среди бортового оборудования следует отметить систему рулевого управления, автоматическую ЭДСУ, четырехканальный гидрокомплекс, а также высокий уровень энергообеспечения и жизнеобеспечения экипажа. Кроме того, на самолете установлена ​​навигационная радиолокационная система, программа повышения инерциальной надежности, прицельный комплекс типа PNPC-124, а также радионавигационное оборудование «Омега» и «Лоран», не теряющие своей актуальности и в наше время».

транспортный самолет Руслан

Фото Ан-124 Руслан

Двигатель Ан-124 Руслан. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Взлет Ан-124 «Руслан”

Двигатель Ан-124 Руслан. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Двигатель Ан-124 Руслан. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Двигатель Ан-124 Руслан. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Двигатель Ан-124 Руслан. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Кабина Ан-124 Руслан

Двигатель Ан-124 Руслан. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Двигатель Ан-124 Руслан. Масса. История. Дальность полета практически потолочная

Интересные факты

Для названия самолета было предложено несколько названий, в том числе «Тарас Бульба». Имя «Руслан» было предложено О. К. Антоновым в числе прочих заимствованных из греческой мифологии.

В 1985…87 годах на самолетах Ан-124 был установлен ряд мировых рекордов авиации.

Во время беспосадочного полета общей протяженностью 20 151 км, проходившего вдоль границ Советского Союза, взлетная масса машины достигла 455 000 кг.

При создании самолета Ан-124 предполагалось разместить на борту ударную группу, состоящую из 440 десантников или 880 военнослужащих пехотных частей, оснащенных полным боевым снаряжением. В ходе испытаний использовалась посадка манекенов.

Кабина Ан-124

Испытательные посадки выявили ряд ограничений по посадке людей через хвостовой люк в фюзеляже. Одна из машин была оборудована дополнительными дверями в бортах фюзеляжа, предназначенными для посадки. Такая доработка была проведена на Ан-124 Руслан, остальные самолеты не имели дверей.

Катастрофа в Иркутске

За весь период эксплуатации самолетов Ан-124 в результате авиационных происшествий было потеряно 4 самолета.

Одним из самых тяжелых стало падение военного самолета в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 г. Общий налет самолета на конец 1997 г составил 1034 часа, или 576 взлетно-посадочных циклов».

6 декабря 1997 года произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории военно-транспортной авиации. Рейс RA-82005 вылетел из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — два истребителя Су-27УБТ сборки Иркутского авиационного завода, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 14:42 самолет вылетел из аэропорта Иркутска.

Катастрофа в Иркутске

Дальнейшая хронология событий была восстановлена ​​специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы с кропотливой точностью:

  • через 3 секунды после старта, высота 5 м — помпаж и остановка двигателя № 3.
  • 9 секунд после взлета, высота 22 м — штатное выключение двигателя №2.
  • 11 секунд после взлета, высота 66 м — волна двигателя №1.

Увеличение угловой скорости и угла атаки не превышало допустимых значений, но из-за резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.

Экипаж не смог стабилизировать и удержать самолет в полете, у него был один работающий двигатель.

Гигантский самолет рухнул на расстоянии 1,6 км от аэропорта Иркутск-2 в микрорайоне города Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом № 45 по ул. Гражданский. Киль самолета уперся в стену дома №120 по улице Мира, а другие крупные обломки — в здание детского дома.

Общее количество погибших в авиакатастрофе – 72 человека:

  • из них 49 — стали жертвами стихийного бедствия на Земле жители Иркутска, из них 15 — дети.;
  • 15 — пассажиры «Руслана»;
  • 8 — члены экипажа.

70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы участвовали сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.

Расследование государственной комиссии официальной причиной авиакатастрофы назвало отказ 3-х из 4-х двигателей силовой установки.

Ситуация осложнялась тем, что при пожаре очень серьезно пострадали бортовые записывающие устройства переговоров экипажа и технические параметры самолета. В частном порядке после завершения официального расследования появились интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали разные мнения о причинах отказа двигателей «Руслана» после взлета.

Следующие факты являются неофициальными и не могут быть использованы в качестве выводов о степени вины изготовителя, экипажа или технического персонала:

  • перегрузка самолета перед вылетом из аэропорта Иркутска.
  • неисправность одной из систем на борту из-за использования запрещенных электронных устройств одним из пассажиров.
  • превышение количества воды 9 в авиакеросине и, как следствие, появление льда и выход из строя топливных фильтров ТРД.

В 1999 году на месте крушения «Руслана» в Иркутске был освящен храм Рождества Христова, возведенный в память о жертвах страшной катастрофы.

Читайте также: Истребитель МиГ-3: тест-драйв современным летчиком, характеристики

Рекорды и интересные факты

За годы эксплуатации Руслан более 30 раз заносил свое имя в Книгу мировых авиационных рекордов:

  • рекорд по подъему груза в воздух был установлен самолетом Ан-124 26 июля 1985 года. Руслан поднял коммерческий груз массой 171,219 тонны на высоту 10,75 км.
  • достижения в дальности прямых полетов увенчались уникальным рекордом — без дозаправки самолет пролетел 20 151 км за 25 часов 30 минут.
  • рекорды по перевозке самой крупной партии грузов за один рейс, перевозке самого тяжелого авиагруза и многие другие.

Десятки выполненных Русланами коммерческих заказов не стали рекордами, но поражают воображение разнообразием и массогабаритными характеристиками перевозимых грузов.

В чреве великана летают карьерные самосвалы и гидротурбины, гигантские египетские древности и истребители.

«Русланам» приходилось перевозить такие эксклюзивные грузы, как золото и валюта, концертное оборудование легендарной рок-группы Pink Floyd и зенитно-ракетные комплексы.

Технические характеристики

Уже первые испытательные полеты показали, что ОКБ Антонова спроектировало и построило уникальный самолет, который по десяткам технических параметров не смог превзойти ни один иностранный тяжелый самолет и по сей день.

Подтверждением тому служат сотни авиационных мировых рекордов, установленных Русланом на самых популярных зарубежных авиавыставках и в дни тяжелых трудовых будней.

Основная модификация самолета проектировалась по следующему техническому заданию:

  • Численность и состав экипажа — 8
    • 2 пилота, штурман, 2 бортинженера, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных систем;
  • количество пассажиров — 28
    • 7 — сменная бригада, 21 — обслуживающий персонал. В зависимости от модификации и назначения самолета состав экипажа может меняться.
  • Планер: длина — 69,1 м, высота — 21,08 м, размах крыла — 73,3 м, площадь крыла 628 кв.м.
  • Главная энергетическая установка — 4 ТРД Д-18Т двухконтурной разработки Запорожского конструкторского бюро «Прогресс». Главный конструктор — В.А. Лотарев. Суммарная стартовая тяга 4 х 23430 кгс.
  • Вспомогательная энергетическая установка для воздушного старта главной двигательной установки — 2 газотурбинных двигателя ТА-12 разработки ОАО «НПП «Аэросила».

Летные характеристики:

  • максимальная скорость — 865 км/ч, крейсерская скорость — 800-850 км/ч.
  • дальность полета с максимальной нагрузкой — 4800 км, с нагрузкой 80 тонн — 7500 км.
  • практический потолок — 11 600 м.

Ан-124 Руслан характеристики

Шасси самолета многоопорное по конструкции и состоит из 24 колес. Ан-124 — единственный в мире тяжелый транспортный самолет, способный взлетать и садиться с грунтовых аэродромов.

технические характеристики Руслан

Ан-124 Руслан

Грузоподъемность, вес самолета

Самолет рассчитан на экстремальные нагрузки.

Снаряженный Ан-124 весит 178,4 тонны. Максимальная масса топлива в баках, расположенных в крыльях, составляет 212,35 кг. В грузовом отсеке длиной 36,5 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м и общим объемом 1050 кубометров «Руслан» может перевозить по воздуху максимальный груз 120 тонн. Два одинаковых грузовых люка — задний и передний, имеют длину 6,4 м, высоту 4,4 м.

Взлетная масса полностью загруженного и заправленного самолета огромна — 392 тонны. По массогабаритным показателям «Руслан» превзошел только один самолет — Ан-225 «Мрия», созданный на его базе».

Шасси

В состав каждой основной стойки шасси входят пять независимых двухколесных стоек. Что касается передней опоры, то она состоит из двух стоек, каждая из которых имеет по два колеса. Кроме того, шасси самолета оборудовано системой приседания, позволяющей уменьшить наклон аппарелей. Это, в свою очередь, упрощает процесс погрузки и разгрузки.

За счет специальной технологии управления поворотом передних стоек самолет «Руслан» может разворачиваться на взлетно-посадочных полосах, ширина которых составляет 50 метров. Для обеспечения полного использования боевых возможностей самолета его необходимо эксплуатировать в условиях взлетно-посадочных полос, длина которых превышает три километра. В любом случае модель способна взлететь с грунтовых поверхностей, даже несмотря на большой вес.

Фюзеляж

Конструкция фюзеляжа предусматривает разделение на две палубы. Кроме того, салон транспортера разделен на ряд самостоятельных герметичных отсеков, каждый из которых имеет свое назначение. Это сделано для упрощения процесса ремонта и обслуживания, а также увеличения ресурса. В частности, самолеты «Руслан» имеют грузовой отсек, верхнюю переднюю палубу для членов экипажа (в том числе сменного), а также верхнюю заднюю палубу для персонала, сопровождающего перевозимый груз (80 человек).

За счет наддува трюма в нем обеспечен перепад давления не менее 25 кПа. Благодаря этому на этом самолете можно перевозить людей на высоте восьми тысяч метров без использования кислородного оборудования.

летать на 124 руслан

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
«Продукт 400» Рабочий код самолета при проектировании и производстве
Ан-124 Базовая модель военно-транспортного самолета.
Ан-124-100 Гражданский транспортный самолет, часть боевой техники демонтирована, модифицирована ПНК «Купол-124», заменены радиостанции связи, приборное оборудование с градуировкой в ​​футах и ​​узлах.
Ан-124-100М Модификация самолета Ан-124-100 с модернизированным радиоэлектронным оборудованием на борту и уменьшенным экипажем (с 6 до 4 человек).
Ан-124-100М-150 Модификация самолета Ан-124-100 с модернизированным радиоэлектронным оборудованием на борту и уменьшенным экипажем (с 6 до 4 человек). Увеличена нагрузка до 150 тонн и увеличена дальность полета, в том числе с нагрузкой 120 тонн до 5400 км.
Ан-124-100-150 Модификация самолета Ан-124-100 с повышенной нагрузкой до 150 т и увеличенной дальностью полета, в том числе с нагрузкой 120 т до 5400 км

Краткая предыстория

В 1965 году ОКБ Антонова создало тяжелый транспортный самолет Ан-22. С этого момента Советский Союз получил самый большой грузовой самолет на планете. Наша страна недолго оставалась триумфатором, ведь в США разработка модели Lockheed C-5 Galaxy вышла на финишную прямую. Он отличался большей мощностью по сравнению со своим советским аналогом.

В результате правительство Советского Союза приняло решение о необходимости создания транспортного самолета, грузоподъемность которого могла достигать 140 тонн. Поскольку речь шла о престиже государства, соответствующая задача была возложена на КБ Антонова.

руслан с высоты птичьего полета

Силовая установка

Одним из главных преимуществ, которыми может похвастаться самолет «Руслан», являются технические характеристики силовой установки. В частности, в состав установки входят четыре двигателя типа Д-18Т, конструкция которых разработана В.А. Лотаревым. Суммарная развиваемая ими мощность составляет 23,4 тыс кгс. Но это не единственное их преимущество перед конкурентами. Двигатели также характеризуются относительно низким расходом топлива, низким уровнем шума и малой массой для агрегатов, используемых в самолетах этого типа.

Первые достижения

Дебютный полет самолета был успешно осуществлен в Киеве 24 декабря 1982 года. С этого момента началось серийное производство машины. Всего через три года его впервые официально продемонстрировали отечественным журналистам, а затем и широкой публике. После успешного дебюта на Международной авиационной выставке, проходившей в столице Франции в 1985 году, самолет Ан-124 «Руслан» установил 21 мировой рекорд по таким показателям, как грузоподъемность и дальность полета по замкнутому маршруту.

летать на руслане

Погрузка и выгрузка

Транспортный самолет «Руслан» позволяет перевозить не только тяжеловесные, но и нестандартные грузы. Для обеспечения загрузки и выгрузки модель имеет передний и задний люк. При этом первый из них открывается за счет откидывания носовой части вверх. Объем грузового отсека самолета превышает тысячу кубометров. За счет плотности отсека возможна не только перевозка грузов массой до 120 тонн, но и парашютное десантирование боевой техники общим весом до 100 тонн.

Пол грузового отсека изготовлен из высокопрочного титанового сплава, поэтому вероятность его повреждения гусеничной техникой практически нулевая. Для оперативной погрузки и разгрузки внутри установлены два бортовых крана, а также несколько электрических лебедок, каждая из которых имеет тяговое усилие 4,5 тонны.

Лётные характеристики AN-124 Ruslan

  • Максимальная скорость: 865 км/ч
  • Крейсерская скорость: 800 км/ч
  • Дальность перегона: 16 500 км
  • Дальность: 5000 км
  • Дальность полета с запасом топлива:
  1. — с нагрузкой 120 т: 4800 км;
  2. — с нагрузкой 40 т: 12 000 км;
  3. — перегонка: 15700 км;
  • Практический потолок: 12000 м
  • Стартовый разбег с нормальным стартовым весом: 2520 м

Двигатели

4 ТРД Д-18Т или РБ-211-524Н-Т

Размеры

  • Размах крыла: 73,3 м
  • Длина полета: 69,1 м
  • Высота полета: 20,8 м
  • Площадь крыла: 628,5 кв.м

Число мест

  • Экипаж: 4-6 человек в зависимости от модификации.
  • Компаньоны: до 88 человек

Вес и размеры самолета

Сколько весит самолет Руслан при такой грузоподъемности? На самом деле меньше, чем вы думаете. Вес самолета «Руслан» (полностью пустой, без топлива и груза с экипажем на борту) составляет около 180 тонн. При этом максимальный вес топлива, который может находиться в бензобаке, составляет 230 тонн.

Мы уже упоминали, что Ан-124 входит в список самых больших самолетов мира. Размеры самолета Руслан:

  1. Длина судна составляет 69 метров.
  2. Размах крыла Ан-124 составляет чуть более 73 метров.
  3. Вверху самолет чуть меньше — 21 метр.

Самолет может развивать скорость до 865 км/ч. При этом стандартная крейсерская скорость судна находится в районе 750-800 км/ч.

Согласно мировым рекордам, о которых мы упоминали ранее, самолет может нести груз массой более 170 тонн на высоту 10 км (крейсерская высота судна). А самая дальняя дальность полета по замкнутому маршруту составила более 20 000 км.

По сравнению со временем разработки и запуска модели сегодняшние показатели продаж упали до предела. Правительство планировало запустить серийное производство, но пока без явных результатов. Стоимость самолета Ан-124 «Руслан» достигает 100 миллионов долларов.

Другие характеристики

Параметры модели по длине и высоте составляют 69,1 х 20,78 метра. При этом размах крыла составляет 73,3 метра. Без нагрузки авиалайнер весит 173 тонны. Что касается максимальной взлетной массы, то она установлена ​​на уровне 405 тонн. Скорость полета находится в пределах от 750 до 800 км/ч, несмотря на то, что его наибольшая высота составляет 9500 метров. Экипаж состоит из шести человек. Грузоподъемность самолета и дальность полета почти в три раза выше, чем у других удачных советских моделей — Ил-76 и Ан-22.

При этом по сравнению с ними «Руслану» требуется в 2-3 раза меньше топлива на каждый тонно-километр перевозимого груза. Что касается практической дальности полета, то при максимальной нагрузке 120 тонн она составляет 5600 километров, а при нагрузке 40 тонн этот показатель возрастает до 11 тысяч километров. По этим параметрам грузовой самолет «Руслан» превосходит своего основного конкурента — американский тяжелый самолет C-5B Galaxy.

грузовой самолет руслан

Достоинства и недостатки Ан-124

Главным преимуществом «Руслана» была и остается его уникальная грузоподъемность в сочетании с возможностью перевозки крупногабаритных предметов.

Есть и другие преимущества:

  1. Простое пилотирование. Для такой большой машины это очень ценная функция. Пилоты особенно отмечают «мягкость» при посадке на массивное шасси;
  2. Продуманная внутренняя планировка, наличие удобных для загрузки и выгрузки люков;
  3. Наличие системы «сгибания» шасси;
  4. Высокий уровень надежности всех бортовых систем.

Эксплуатация самолетов

Во многих случаях только Руслан может предложить быструю доставку товара. Неслучайно этот самолет привлекли для выполнения миссий ООН.

У Ан-124 есть два недостатка. Первая из них — высокая стоимость перевозки, по сравнению с транспортными вариантами Боинга 747. Из-за этого «Русланы» используются только в тех случаях, когда требуется погрузка с использованием аппарели: «Боинги» этого просто не могут. Другим недостатком является явно устаревшее оборудование пилотской кабины, не отвечающее сегодняшним требованиям.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector