75 лет назад состоялись первые полеты реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15 — Газета

Военная техника

Яковлев утверждал, что советские самолеты лучше немецких

В ОКБ-115 Яковлева разработкой реактивного самолета занимались в годы войны. Государственный Комитет Обороны (ГКО) своим постановлением от 9 апреля 1945 г поручил этому предприятию спроектировать, построить и представить на испытания одноместный истребитель с одним ТРД типа ЮМО-004. Основным отличием новой машины от Як-3 стала установка ТРД вместо поршневого ВК-107А.

Первый реактивный ОКБ-115 первоначально получил обозначение Як-ЮМО. Фюзеляж конструктивно состоял из фермы, сваренной из стальных труб, к которой крепилась дюралевая обшивка. В носовой части к рее приваривались узлы крепления двигателя. Нижняя часть фюзеляжа в районе сопла прикрывалась теплозащитным экраном из жаропрочной стали. Двухсекционное цельное крыло имело передний виток, центральная часть которого представляла собой арку, закрывавшую двигатель. Крыло было оборудовано посадочными щитками и элеронами с дюралюминиевой обшивкой.

Воздухозаборники маслорадиатора, расположенные на передней кромке крыла Як-3, убрали.

Четыре топливных бака располагались в крыле, один в передней части фюзеляжа и еще один (запасной) над двигателем. Оперение в целом соответствовало Як-3, но площадь киля была несколько увеличена. Без каких-либо изменений на новый самолет была перенесена кабина пилотов вместе с приборной панелью, системой электрооборудования и многим другим. В носовой части фюзеляжа над двигателем размещалось вооружение, состоящее из двух пушек НС-23К калибром 23 мм.

«Мы построили одномоторный истребитель Як-15, в октябре 1945 года он уже был на аэродроме, бегал и взлетал. Мы собирались отправить его в ЦАГИ, чтобы он продул его в натурной аэродинамической трубе, а затем начал полет. Микоян тоже обещал вылететь к весне. Тем более что наши самолеты были легче по весу, проще в управлении, лучше по летным характеристикам и надежнее немецких. Их можно было гораздо быстрее освоить в серийном производстве», — констатировал Яковлев в своей книге Цель жизни».

МиГ-9 мог развивать скорость свыше 900 км/ч

В это же время ОКБ-155 работало над двухмоторным истребителем МиГ-9 (первоначально назывался И-300). Это был первый реактивный самолет, построенный Микояном. Это был одноместный цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Форма крыла в плане была трапециевидной. Два реактивных двигателя РД-20 тягой по 800 кг располагались рядом в нижней части фюзеляжа.

Трехколесное шасси с носовой стойкой обеспечивало хороший обзор из кабины и значительно облегчало пилотирование самолета при взлете и посадке.

Кроме того, МиГ-9 имел мощное вооружение: одну 37-мм пушку и две 23-мм пушки. При стартовой массе 5000 кг самолет развивал максимальную скорость более 900 км/ч.

Первый прототип истребителя был завершен и передан на заводские летные испытания в конце декабря 1945 года. В течение следующих четырех месяцев велись наземные испытания самолета и отработка силовой установки. 23 марта 1946 г машину перевезли в ЛИИ на собственном шасси с освобожденными консолями крыла и снятым оперением.

Вскоре МиГ-9 и Як-15 начали готовить к первому полету. Машины перевезли в аэропорт, но из-за грязи конструкторам и пилотам пришлось ждать. После спуска на воду было получено разрешение на первый полет.

Характеристики МиГ-9

Реактивный истребитель МиГ-9
Страна: СССР Тип: Истребитель Год выпуска: 1946 Экипаж: 1 человек Двигатель: 2 ТРД РД-20 Максимальная скорость: 864 км/ч Практический потолок: 13,5 км Дальность полета: до 800 км на высоте 10 000 м. Пустой масса: 3,53 т Максимальная взлетная масса: 4,98 т (нормальный взлет) Размах крыла: 10 м Длина: 9,75 м Высота: Нет данных Площадь крыла: 18,2 кв.м. Вооружение: 1х 37-мм пушка Н-37 (1х40 снарядов), 2х23-мм пушки НС-23 (2х80 снарядов)

Читайте также: Учебный самолет Як-30 конструкция, технические характеристики, эксплуатация

Первый полет советских реактивных истребителей

Утром 24 апреля 1946 года оба самолета были доставлены на аэродром. В 11:12 взлетел летчик-испытатель 1-го класса Алексей Гринчик на МиГ-9, а в 13:56 Михаил Иванов на Як-15. Первый полет МиГ-9 длился шесть минут и прошел успешно.

Этот самолет впервые в СССР развил скорость 920 км/ч и выполнил комплекс фигур высшего пилотажа.

«Конечно, запуск реактивного МиГа — это победа. Низкорослый, толстобрюхий, коротконогий самолет, с дыркой в ​​носу, хлопающей, как ноздри, немного напоминал таксу. Необычно выглядел и вел себя необычно. Первые реактивные двигатели сжигали до двадцати процентов топлива при рулении, и самолет даже не выруливал на старт самостоятельно, а тащился к взлетно-посадочной полосе, подсоединенный к самому обычному грузовику, — рассказывает в своей книге автор Михаил Арлазоров. Артем Микоян.

Второй (7 мая) и третий (11 мая) полеты также прошли без существенных замечаний, когда Гринчик вывел самолет на минимальную скорость 230-240 км/ч. На скорости 240 км/ч, при скорости 6500 об/мин, появился зуд от двигателей. В целом механизмы работали нормально, по материальной части замечаний у пилота не возникло.

А вот как главный конструктор Яковлев вспоминал исторический полет Як-15: «Двигатель работает. Характерный несвойственный слуху свистящий звук оглушает присутствующих. Испытание двигателя — все в порядке! — и Иванов после очень пробег короткий,уже в воздухе.Первый полет нашего самолета!Какой порыв счастья захлестнул всех!Машина заходит на посадку,плавно касается взлетно-посадочной полосы.Михаил Иванович подруливает к линейке и не успевает попасть из кабины, как десятки рук подхватывают его и в радостном порыве подбрасывают высоко в воздух».

Конкуренты из ОКБ Сухого и Алексеева отставали от Микояна и Яковлева на несколько месяцев. Они не успели подготовить свои машины к воздушному параду в Тушино в августе 1946 года, где МиГ-9 и Як-15 показали себя с лучшей стороны руководству СССР. На следующий день в Кремле Сталин дал личное указание Яковлеву и Микояну построить по 15 самолетов для демонстрации на параде 7 ноября 1946 года. Однако из-за плохой погоды полет был отменен.

И только 1 мая 1947 года над Красной площадью пролетели первые советские реактивные истребители.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector