- Почему союзники охотились на «Тирпица»
- Технически продвинутое пугало
- Посмертная слава
- «Атакую “Тирпиц”!»
- О названии
- Операции с участием «Тирпица»
- Гонки за лесовозом
- «Источник»
- Бесспорные факты
- Гигантский охотник за транспортами
- Судьба заманчивой мишени
- Оружие
- Из пушек по шахтам
- Символическая гроза арктических конвоев
- Гитлер послал линкор топить грузы для Советского Союза
- Как капитан Лунин атаковал плавучую крепость
- Канцлер и адмирал
- Другие попытки
- Обстановка в Атлантике
- Описание
- Капитан Лунин и атака на «Тирпиц»
- Простые методы заговора на неуязвимость
- Борьба продолжается: «Тирпиц» вывели из строя на шесть месяцев
- Кончина исполина
- Система приписок по-немецки
- Напрасный ход конем
Почему союзники охотились на «Тирпица»
Линейные крейсера типа «Бисмарк» были построены на немецких верфях в 1939 году с нарушением лимита водоизмещения Вашингтонского соглашения, имели необычайно тяжелое бронирование и были настоящей гордостью германского флота (кригсмарине). Несмотря на милитаристскую направленность своего режима, нацистам удалось создать всего два таких суперкорабля: собственно «Бисмарк», названный в честь первого канцлера Германской империи, и «Тирпиц», названный в честь адмирала — основателя современного германского флота. Это были самые мощные линкоры и самые большие военные корабли, когда-либо построенные в Германии. Их вооружение превосходило боевое оснащение кораблей союзных стран.
Тип «Бисмарк» рассматривался как преемник «карманных линкоров» и в основном предназначался для проведения рейдерских операций против торговых судов.
Когда первый из линкоров «Бисмарк» был спущен на воду, присутствовали Адольф Гитлер и внук Бисмарка. Однако «карьера» гигантского броненосца оказалась совсем недолгой. В начале своего первого похода 24 мая 1941 года корабль-гигант потопил флагман британского флота «Худ». После этого британский флот при поддержке американцев преследовал Бисмарка.
Через три дня эскадра союзников заметила противника, атаковала и отправила на дно. Их следующей целью был Тирпиц. Охота длилась более двух с половиной лет: союзникам удавалось догнать суперлинкор и даже нанести ему значительный урон, но «Тирпиц» каждый раз ремонтировали и принимали на вооружение. Немцы ценили корабль, старались использовать его со всей осторожностью и, как следствие, редко.
Технически продвинутое пугало
«Тирпиц» спустили на воду в 1939 году, и свою первую задачу сразу выполнили — англичане еще боялись. У них была привычка держать по 2 своих в резерве против каждого немецкого корабля того же класса (на войне нет дуэльного кодекса). Линкор требовался против линкора. Но англичанам не хватало уверенности, что у них есть подобный резерв против Тирпица и Бисмарка».
Линкоры серии «Кинг Джордж» работали не лучшим образом, и тут немцы представили действительно мощный линкор. Немецкий линкор «Тирпиц» не был совершенен, но его мощь впечатляла.
Тактико-технические характеристики (линейные, бронированные, ходовые, стрелковые) Тирпица были не рекордными, но хорошими. Здесь можно просто сослаться на цифры.
- Размеры — длина общая 253,6м, высота общая 15м (от киля), ширина 36м.
- Толщина брони — от 145 до 320 мм, на башнях главного калибра и рубке — 360 мм.
- Максимальная скорость более 30 узлов.
- Главный калибр — 380 мм (8 орудий); плюс еще 12 150-мм орудий и 116 зенитных орудий разного калибра.
- Дальность автономного плавания составляет до 16 500 км.
- Палубная авиация — самолеты Arado 4 шт.
Корабль был оснащен 12 котлами и 3 турбинами. Он имел радиолокационную станцию и помимо артиллерии нес торпедные аппараты. За время эксплуатации несколько раз модернизировался; в частности, увеличилось количество зенитных установок.
Но при этом Тирпиц изначально планировалось использовать не для боев с равным противником, а для охоты на транспортные корабли. Причудой нацистов была английская морская торговля, и они хотели ее остановить. Корабль предполагалось использовать не как линкор, а как крейсер.
Вот его и отправили в Северное море — и безопаснее, и добыча под рукой (транспортные конвои, которые по ленд-лизу везли технику, вооружение и материалы в северные порты СССР).
Явное превосходство англичан на западе и судьба «Бисмарка» заставили фашистское командование спасти второе морское чудо.
Линкор готовился к приятной синекуре — ковылять с арктическими конвоями. Командование опасалось, что с любимой морской игрушкой фюрера случится что-то непредвиденное. И уберёг её от греха подальше.
Посмертная слава
Во время проведения операции «Катехизис» 12 ноября 1944 года британцы выпустили несколько Tallboys на Тирпице. Один достиг цели; попадание вызвало возгорание и детонацию боеприпасов. Линкор перевернулся и затонул.
Искать место гибели на карте не пришлось — корпус линкора был виден в заливе Хоккейботн над поверхностью. Там он дождался окончания войны.
После мирного договора Норвегия резала Тирпиц до 1957 года. Значительная часть металла. была продана в Германию. Многие фрагменты украшают музеи, из некоторых из них изготовлены сувенирные украшения. Несколько частей линкора использовались для ремонта дорог. Арка еще внизу.
Недалеко от места последнего упокоения «Тирпица» установлен памятник погибшим членам экипажа. Памятник сомнительный, но не для борьбы с мертвецами…
Судьба линкора повлияла и на окружающую природу.
После войны в Хоккейботнбукте появились новые озера. Они образовались, когда воронки с «Толлбоев» наполнились водой — меткие англичане умудрились разминуться с кораблем на мили.
После гибели броненосца для него была придумана новая, блестящая биография. Британцы гордились разрушениями, как будто Тирпиц лично отправил на дно половину их флота. В современных компьютерных играх «уничтожить Тирпица» — обычная задача для супергероя.
Ну хоть драться на экране. В реальности «Тирпиц» не окупил и десятой части вложенных в него средств, и чего опасались англичане, так это их отсутствия, а не достоинства корабля. Пусть работает сейчас.
«Атакую “Тирпиц”!»
Николай Лунин решился на атаку, несмотря на все риски. К-21 незаметно прошла заслон эсминцев и оказалась в центре немецкого ордера. Командир рассчитал оптимальный угол и курс торпед и отдал приказ подготовить к пуску носовые аппараты.
Но через пару минут немцы вдруг изменили курс. Атака из носового аппарата оказалась невозможной. Однако Лунин решил торпедировать корабли из кормовых торпедных аппаратов. Подлодка совершила очень опасный маневр. В центре строя эсминцев она повернула назад, рискуя быть обнаруженной. Расстояние было экстремальным.
В 18:01 «Тирпиц» подошел к углу, и командир отдал приказ: «Приборы! Молись!». К-21 произвела залп из четырех кормовых торпед, после чего погрузилась на глубину 30 метров.
Герой Советского Союза и командир К-21 Николай Лунин у перископа прошло 2 минуты 15 секунд, и акустик сообщил о двух взрывах. Николай Лунин также сообщил, что головной эсминец совершил довольно странный маневр: развернулся в сторону линкора. По его мнению, эсминец решил спасти линкор от обнаруженных торпед, пожертвовав собой. Через полчаса после торпедной атаки подводники услышали три огненных взрыва неизвестного происхождения.
Командир подлодки решил, что атака удалась. К-21 оставил немецкий ордер на арест. Лунин немедленно телеграфировал об атаке линкора «Тирпиц» в штаб Северного флота.
Николай Лунин (третий справа) докладывает о результатах атаки линкора «Тирпиц» После доклада Лунина советская авиация засекла немецкую эскадру. По данным разведки, скорость ордера составляла всего 10 узлов, а эскорт состоял всего из 7 эсминцев. По данным разведки, командующий Северным флотом Николай Лунин счел атаку успешной.
Весь мир узнал об отважных подводниках, в одиночку спасших конвой союзников от полного уничтожения. В трудные времена Николай Лунин стал тем героем, который был нужен советскому народу.
О названии
Корабль был назван в честь Альфреда фон Тирпица, выдающегося деятеля немецкой политики и видного морского деятеля. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в возрасте 50 лет, в награду за многие труды на благо Родины. Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германского флота, не предполагавший, однако, чрезмерного его наращивания. В начале Первой мировой войны силы Кригсмарине, помимо других кораблей, имели семь дредноутов, двадцать пять крейсеров, двадцать линкоров и четыре десятка подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у британского флота, но достаточно, чтобы активно ему противостоять .).
Именно на подводные лодки автор плана возлагал особые надежды, но так и не смог убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте. По иронии судьбы, линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлениям покойного контр-адмирала о будущем военно-морских сил и характере предстоящих сражений. Следует также отметить, что выдающийся во всех отношениях деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Несмотря на свои милитаристские убеждения (вполне естественные для военного человека), фон Тирпиц не был фашистом.
Операции с участием «Тирпица»
После потери «Бисмарка» Гитлер несколько разочаровался в надводном флоте. Немцы не хотели терять последний настоящий броненосец и использовали его крайне редко. Превосходство английского флота в Атлантике было почти подавляющим, поэтому «Тирпиц» отправили в Норвегию, где она простояла практически бездействующей до момента своей гибели.
Однако, несмотря на столь пассивное поведение флагмана германского флота, англичане не давали ему покоя и приложили большие усилия для его уничтожения.
20 сентября 1941 г. Гитлер приказал сформировать в Балтийском море группу кораблей (Балтенфлотте) для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота Советского Союза в нейтральную Швецию. «Тирпиц» был назван флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство королевства приняло решение направить в Норвегию линкор для обеспечения большей безопасности.
В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух конвоях союзников: PQ-12 и QP-8. PQ-12 прибыл из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей. QP-8 вылетел первого марта из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» вышел из Фаттенфьорда и отправился с тремя эсминцами на перехват конвоев. Через Северный Ледовитый океан линкор взял курс на Медвежий остров.
В то же время в море находились значительные силы британского флота, в том числе главные силы Флота метрополии под командованием адмирала Тови, потопившего «Бисмарк». Они искали Тирпица».
Плохие погодные условия не позволили вести воздушную разведку с обеих сторон. Из-за этого англичане не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев заметил советский лесовоз «Ижора» и потопил его. 9 марта английскому самолету-разведчику удалось обнаружить «Тирпиц», после чего немцы решили вернуть корабль на базу.
Именно «Тирпиц» сыграл драматическую роль в судьбе конвоя PQ-17. Летом 1942 года немцы решили провести стремительную операцию с привлечением большого количества тяжелых кораблей, чтобы полностью уничтожить этот конвой. Операция получила название Rösselsprung («Ход конем»). Помимо «Тирпица», в нем должны были принять участие крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер». Немецким кораблям запрещалось вступать в бой с равными или превосходящими силами противника.
Узнав о потере «Тирпица» с его постоянной якорной стоянки, британское военно-морское руководство приказало расформировать конвой и отозвать крейсера и эсминцы из его эскорта на запад.
1 июля линкор заметила британская подводная лодка HMS Unshaken, которая передала данные руководству. Немцы перехватили это сообщение и смогли его расшифровать. Поняв, что «Тирпиц» обнаружен, немцы решили остановить операцию и вернуть линкор на базу. Конвой PQ-17, оставшийся без прикрытия, сильно пострадал от действий подводных лодок и авиации.
С этим выходом «Тирпица» в море связана еще одна история, а именно атака на броненосец советской подводной лодки К-21 под командованием капитана 2 ранга Лунина. Катер выпустил по «Тирпицу» залп из четырех торпед. Результата атаки они не увидели, но услышали несколько сильных и слабых взрывов. Лунин считал, что в результате его атаки был поврежден «Тирпиц» и потоплен один из эскортных миноносцев.
Сведения о повреждениях линкора в результате атаки К-21 можно найти в советской и отечественной литературе; в немецких источниках о нем вообще нет сведений. Немцы просто не заметили этой атаки. Некоторые из современных специалистов считают, что в этих условиях (дальность стрельбы, ее угол) советская подводная лодка не могла поразить немецкие корабли, а взрывы были результатом детонации торпед на морском дне.
Еще одной операцией, в которой участвовал «Тирпиц», была атака немецких войск на Шпицберген. Он начался в сентябре 1943 года и получил название Sizilien («Сицилия»). Немцы подошли к острову и, обстреляв его с линкоров и эсминцев, высадили десант. Это была единственная операция, в которой Тирпиц использовал свою артиллерию. Следует отметить, что этот корабль не выпустил ни одного снаряда ни по одному вражескому кораблю.
Гонки за лесовозом
Среди его подвигов — попытка перехвата одновременно двух конвоев в марте 1942 года. Первый из них, PQ-12, шел из Исландии в Мурманск, второй (QP-8) — против него, из Мурманска.
Немецкая эскадра, в составе которой плыл грозный «Тирпиц», умудрилась проскочить прямо перед носом одного и за кормой другого каравана. Потом все оправдывались, ссылаясь на погоду — мол туман, видимость нулевая, воздушная разведка не удалась.
Единственной жертвой погони за конвоем стал советский лесовоз «Ижора», который случайно отстал от своего в тумане. Командир «Тирпица» имел здравый смысл не тратить на него дорогостоящие заряды — один из эсминцев эскадры вот-вот настигнет и потопит несчастное судно. И все же Ижора, практически безоружная, полтора часа продержалась против тяжеловооруженного морского волка! При этом он успел предупредить остальных о нападении.
«Источник»
В сентябре 1943 года операция, получившая название Source («Источник»), прошла гораздо успешнее. Три мини-субмарины, имевшие шифры «Х» от 5 до 7, были отбуксированы обычными субмаринами на базу Тирпиц (Альтенфьорден). Первую из них немцам удалось обнаружить и потопить, две другие выполнили задачу: под днище линкора уложили мины весом в 2 тонны. Результаты взрывов оказались для корабля плачевными, он получил большие повреждения. Третья башня, получив колоссальный импульс, потеряла способность вращаться, с станины сорвалась турбина, погнулись шпангоуты.
Перестали работать многие важные приборы управления огнем и навигации. После осмотра стала очевидной практическая неремонтопригодность корабля. Немецкие технические службы потратили немало сил и средств, пытаясь восстановить линкор «Тирпиц». Характеристики уже не могли быть прежними. Британцы об этом не знали.
Бесспорные факты
5 июля 1942 года, примерно в 18:00, советский К-21 под командованием капитана 3-го ранга Николая Лунина осуществил торпедную атаку линкора германского флота «Тирпиц». Этот набор фактов не вызывает сомнений. Контекст произошедших тогда событий также хорошо известен: нападение произошло в ходе охраны конвоя крупного конвоя PQ-17 с грузом для Советского Союза в арктических водах. Был еще один (PQ-16 вышел в мае) арктический конвой, в который входили 35 грузовых судов, три спасательных корабля и танкер. Его прикрывали один авианосец, два линкора, 21 эсминец и шесть крейсеров.
Со своей стороны, командование Кригсмарине (военно-морских сил нацистской Германии) планировало атаку на PQ-17 своими крупными надводными кораблями во главе с сильнейшим на тот момент линкором «Тирпиц». Операция получила название Rösselsprung («Россельшпрунг») — «Ход конем».
Сопровождение и торговые суда в Хвальфьорде перед отплытием конвоя PQ 17, май 1942 г. © Imperial War Museums/Public Domain/Wikimedia Commons
Упор на противодействие конвоям был сделан по приказу Адольфа Гитлера еще в начале 1942 года, когда в Норвегию были переброшены крупные нацистские военные корабли. Помимо проведения операции надводными кораблями, конвой PQ-17 подвергся атаке немецкой авиации и подводных лодок, которая осуществлялась и планировалась независимо от «Хода конем».
Гигантский охотник за транспортами
Известно, что в отношении оружия Гитлеру была присуща гигантомания. Он был очарован большими и страшными на вид устройствами. На самом деле гиганты не оправдали затраченных на их постройку ресурсов (пример — гигантская пушка «Дора», так и не успевшая толком обстрелять 30-ю Севастопольскую батарею).
То же самое произошло с Бисмарком и Тирпицем. А вот характеристики кораблей уступили уважение. В войне участвовали линкоры с лучшими характеристиками (тот же японский Ямато), но и немецкие корабли представляли значительную силу.
Судьба заманчивой мишени
Англия Тирпица в действии не видела, но боялась его — видимо, из-за отсутствия уверенности, что в нужный момент у нее не окажется под рукой 2 и более линкоров против «немца».
Британские военные сделали все возможное, чтобы уничтожить немецкий линкор.
Применялись бомбы всех калибров (включая сверхмощные Tallboys), обычные и управляемые торпеды. Но почти на 3 года линкор как будто заколдовали.
Оружие
По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство своих мировых аналогов. На четырех башнях, расположенных на носу и корме, попарно устанавливались орудия главного калибра (380 мм). Кроме них артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150-мм орудиями, восемью 105-мм, столько же зенитных орудий (37-мм). Вооружение менялось несколько раз, этому способствовала значительная степень унификации присоединительных размеров.
Линкор «Тирпиц» также имел авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми с двухместной катапультной платформы. Самолеты вели морскую разведку, искали подводные лодки противника и при необходимости могли атаковать их глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если подводная лодка находилась в надводном положении).
По вооружению корабль мог составить конкуренцию любому кораблю антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что ему довелось вести огонь главным калибром довольно много и только по береговым целям.
Из пушек по шахтам
Довелось «Тирпицу» поучаствовать и в стрельбах по берегу. В сентябре 1943 года он выдвинулся к побережью Шпицбергена. Там остались здания шахтерского городка (до войны уголь добывали СССР и Норвегия) и какое-то время работали немецкие метеорологи. Их обстреляли англичане, которые преследовали свои цели во время высадки на Шпицберген.
Местью за «чудовищное нападение» (жертвой которого стал уже 1 человек) стал визит «Тирпица». Операция получила красивое название «Цитронелла» (иначе «Сицилия»).
Огромный линкор привел с собой несколько сотен морских пехотинцев и испытал свой главный калибр в реальном бою, обстреляв казармы мин. Выглядело это страшно, но практический результат был бы больше при стрельбе по воробьям.
Этими тремя операциями боевая биография линкора исчерпывается. Остальное время он стоял на якоре, чиня и портя нервы англичанам.
Символическая гроза арктических конвоев
С января 1942 года «Тирпиц» служил в Северном море. В норвежских фьордах можно было найти практичную стоянку для линкора, малозаметную для противника. Немецкое командование хотело спасти единственный оставшийся новомодный корабль и надеялось, что само его существование деморализует англичан.
Кроме того, гитлеровцы ожидали скорого падения Ленинграда и почему-то решили, что в этом случае Балтийский флот СССР гарантированно устремится бежать в Швецию.
Ленинград устоял, Балтийский флот никуда не уходил, даже арктические конвои страдали в основном от самолетов и других кораблей, но не от Тирпица».
По сути, он попробовал тактику «хватай и тикай» — всплывает на мгновение, а затем возвращается на базу.
Но все же линкору довелось поучаствовать в нескольких реальных операциях. Масштабы их таковы, что позволяют поверить, что Тирпиц выехал со стоянки только для того, чтобы у фюрера вообще не возникало вопросов о том, чем он занимается.
Читайте также: Т-34-57 Танк
Гитлер послал линкор топить грузы для Советского Союза
В ночь на 16 января 1942 года «Тирпиц» навсегда покинул свой порт приписки в Вильгельмсхафене. Командование Кригсмарине отправило его в норвежские воды для обнаружения арктических конвоев в СССР и противодействия операции британских коммандос на острове Вогсей. Соответствующее решение было принято лично Гитлером на встрече с командующим Кригсмарине Эрихом Редером, начальником Верховного главнокомандования вермахта Вильгельмом Кейтелем и начальником штаба Альфредом Йодлем. Тому было две причины:
во-первых, фюрера беспокоила возможность высадки союзного десанта в северной Норвегии, а во-вторых, нехватка дизеля и отсутствие поддержки авианосцев позволяли не отправлять «Тирпиц» в море.
«Потеря «Бисмарка» ознаменовала конец эпохи рейдов крупных немецких надводных кораблей, которые в ходе этих рейдов отправляли на дно торговые суда, а «Тирпиц» уже не имел возможностей карманных линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также «Хиппера» ,- отмечается в книге американского историка Дэвида Вудворда Тирпица «Боевые действия линкора в 1942-1944 гг.»Большинство моряков этого корабля, плывшего в Норвегию, должно быть, прекрасно понимали это, но такие мрачные мысли не могли погасить их радость от познания что «Тирпиц» наконец-то стал полноценным боевым кораблем».
Как капитан Лунин атаковал плавучую крепость
В извилистых бухтах со скалистыми берегами линкор простоял почти весь период Второй мировой войны.
Это была настоящая плавучая крепость с экипажем в 2,5 тысячи человек, ее общее зенитное вооружение составляло 84 ствола, а бортовая броня достигала 15 дюймов, не имевшая аналогов в мире. Она была способна выдержать удар бомбы любой мощности и защитить корабль от нападения с воздуха. Достижением немецкой оптической промышленности стал усовершенствованный дальномер, способный измерять расстояния до 100 км.
Из-за своих размеров линкору приходилось постоянно прятаться в различных фьордах Норвегии, так как его было легко обнаружить, а в стране находились отряды сопротивления, которые охотно передавали расположение Тирпица союзникам. Экипаж корабля был вынужден с их помощью рубить деревья и маскировать палубу. Кроме того, гитлеровцы использовали искусственную дымовую завесу на основе ядовитого сульфонилхлорида, которая могла скрыть местонахождение корабля от авиации и флота противника.
В июле 1942 года группа немецких кораблей во главе с Тирпицем начала поиск для атаки арктического конвоя PQ-17, направлявшегося в СССР со стратегическими грузами и боевой техникой из США, Канады и Великобритании. Из 35 транспортов до Архангельска дошли только 11: два корабля вернулись в Исландию, еще 22 общим водоизмещением более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и другие грузы. В день миссии «Тирпиц» атаковала советская подводная лодка К-21 под командованием капитана 2-го ранга, а позднее контр-адмирала Николая Лунина.
«После фазы активного маневрирования лодка находилась в не самом выгодном положении — на расходящемся курсе, на расстоянии 18–20 кабельтовых от немецкой эскадры», — говорится в статье Олега Капцова «Атака на Тирпиц». Обстоятельства подвига К-21. — В этот момент из кормовых аппаратов был выпущен залп из четырех торпед. Скорость цели была определена в 22 узла, ее истинный курс — 60° (по немецким данным, эскадра двигалась в этот момент со скоростью 24 узла по курсу 90°).
Акустика подводной лодки К-21 зафиксировала два отдельных взрыва, а затем, когда немецкая эскадра уже скрылась вдали, серию более слабых взрывов.
Лунин предположил, что одна из торпед попала в линкор, другая — в эсминец, а последовавшая позже серия взрывов — это подрыв глубинных бомб на тонущем корабле.
Согласно немецким документам, «Тирпиц» и корабли сопровождения не заметили факта торпедной атаки и даже не видели следов выпущенных торпед. Эскадрилья вернулась на базу без потерь».
Канцлер и адмирал
В 1935 году военные приказали построить два линкора. Гитлер, придя к власти, сразу стал игнорировать условия Версальского договора, ограничивавшего германский военный потенциал, и это оказалось проблемой, где немцы действительно были с ним единым целым (победители оказались в унизительных условиях).
Было принято решение строить в стране корабли, способные заменить британские дредноуты. Один из них получил имя «Бисмарк», а другому выпала честь стать «Тирпицем».
Что-то с ними было не так в начале. Линкор «Бисмарк» вышел в единственный в своей жизни рейс, и англичане его потопили (не без ущерба для себя, но все же).
«Тирпиц» дожил до 1944 года, но его боевая эффективность была ничтожно мала. Основным занятием линкора была игра в прятки с британскими военными. Корабль повторил судьбу адмирала — ему не довелось поучаствовать ни в одном заметном сражении.
Другие попытки
Попытки достроить крупнейший немецкий корабль продолжались до 1944 года. В ходе операции «Вольфрам» («Вольфрам») были задействованы военно-морские силы. Скоординированный с ними авиаудар привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но не достиг конечной цели. Еще несколько кампаний с устрашающими названиями («Когти тигра», «Талисман» и другие) оказались еще менее эффективными. План Гудвуда в целом оказался неудачным из-за плохой видимости в районе боевых действий.
Использование авиабазы Ягодник (Архангельская область), а также применение специальных пятитонных бомб «Толлбой» (Tallboy) увеличили возможности британской авиации. В то время «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавбатарею, занимавшую незначительную позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль часто бомбили, что, наконец, закончилось 12 ноября. Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, где он затонул. Из 1700 членов экипажа спаслись семьсот, остальные пошли ко дну.
Обстановка в Атлантике
Весной 1941 года немецкое командование предприняло большие усилия (не безуспешные) для блокады Британских островов с моря. 24 мая стало черной датой в истории Королевского флота. Линкор «Бисмарк» метким огнем (возможно, случайно) сумел уничтожить крейсер «Худ» — гордость английского флота.
В бою немецкий рейдер также получил повреждения, ухудшившие управляемость, в результате того, что он был захвачен британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен. Успех следовал за англичанами, но понимая опасность, исходящую от немецких линкоров, они стали опасаться их, избегая прямых столкновений, но постоянно пытаясь их уничтожить.
Немцы, потеряв Бисмарка, тоже испытали некий оцепенение. Боясь потерять последний дредноут, они позаботились о линкоре «Тирпиц» и спрятали его в норвежских фьордах. Но оружие создавалось для войны, и рано или поздно исход должен был прийти.
Описание
Линкор «Тирпиц» имел максимальное водоизмещение 53 500 тонн, общую длину 253,6 метра и ширину 36 метров. Корабль был отлично защищен: броневой пояс покрывал 70% его длины. Толщина брони варьировалась от 170 до 320 мм, рубка и башни главного калибра имели еще более серьезную защиту — 360 мм.
Каждая башня главного калибра имела свое название. Кроме того, следует отметить прекрасную систему управления огнем корабельной артиллерии, великолепную немецкую оптику и прекрасную подготовку артиллеристов. Пушки «Тирпица» могли поражать 350-мм броню на расстоянии до двадцати километров.
Энергетическая установка корабля состояла из двенадцати паровых котлов Wagner и трех турбин Brown Boveri & Cie. Она развивала мощность более 163 тыс л с., что позволяло кораблю развивать скорость свыше 30 узлов.
Дальность плавания «Тирпица» (при скорости 19 узлов) составляла 8870 морских миль.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что «Тирпиц» мог противостоять любому кораблю союзников и представлял для них серьезную угрозу. Единственная проблема заключалась в том, что количество вымпелов в американских и английских флотах было намного больше, чем в германских, а тактика ведения боевых действий на море исключала дуэли «один на один».
Англичане боялись немецких линкоров и внимательно следили за их передвижениями. После того, как весной 1941 года линкор «Бисмарк» вышел в море, на его перехват были брошены основные силы британского флота, и англичанам, наконец, удалось его потопить, хотя это и стоило им потери первоклассного линкора «Худ».
Капитан Лунин и атака на «Тирпиц»
Вопрос о том, кто потопил «Тирпиц», закрыт. Это сделали британские бомбардировщики 12 ноября 1944 года. Но и СССР претендует на заслуги в охоте на линкоры.
Капитан подводной лодки К-21 Н. А. Лунин в ходе противодействия «ходу конем» выпустил торпеды по «Тирпицу» и следовавшему за ним эсминцу. Затем в отчете он сообщил об услышанных им взрывах и предположил, что повредил «Тирпиц» и потопил другой корабль.
Но таких потерь у немцев зафиксировано не было.
Почти наверняка торпеды Лунина промахнулись и взорвались от падения на дно. Данные о его курсе указывали на то, что его шансы поразить линкор минимальны. Это не умаляет честности капитана — по крайней мере, он пытался и утверждал, что не наблюдал попадания. Но Тирпиц не его добыча.
Простые методы заговора на неуязвимость
На самом деле все было просто. Линкор был неуязвим в силу собственных преимуществ, особенностей северной природы, но еще больше — грубят англичане.
- Видимость в Норвегии плохая. Линкор сменил окраску в июне 1942 г. — окраска получила северный камуфляж. Так что англичане бомбили беспорядочно.
- ПВО у Тирпица было хорошее — редкий налет не стоил англичанам нескольких самолетов.
- Команда линкора добилась отличных результатов в установке дымовых завес.
- Английских летчиков учили бомбить площади. Он взорвался в Дрездене, но площадь линкора гораздо меньше. Так что бомбы в основном сократили рыбные запасы в Северном море.
- Несколько управляемых торпед по необъяснимым причинам заблудились по пути.
- Одна из бронебойных бомб, повредивших «Тирпиц», по результатам испытания (его проводили немцы) содержала вдвое меньше взрывчатки, чем положено по нормативу.
Понятно, что бороться с такими «заговорами» непросто. Но некоторые бои достигли цели — перед окончательным затоплением «Тирпиц» несколько раз был поврежден, кроме самостоятельного хода (в сентябре 1943 и апреле 1944).
Некоторые бомбардировки и минирование мини-подводными лодками дали свои результаты. В итоге это уничтожило линкор – он не смог полностью защититься от последней атаки.
Борьба продолжается: «Тирпиц» вывели из строя на шесть месяцев
Британцы, со своей стороны, не оставляли попыток открыть и уничтожить красоту Кригсмарине. Так что попытка в октябре 1942 года потопить «Тирпиц» с помощью катеров с управляемыми торпедами закончилась неудачей: тогда линкор спас сильный встречный ветер. Через 11 месяцев мини-ПЛ установили мины под Тирпиц. Произошел взрыв, и кораблю были нанесены серьезные повреждения, в результате чего он был отправлен на полугодовой ремонт, при этом его скорость значительно снизилась.
Когда в апреле 1944 года линейный крейсер снова бороздил воды у берегов Норвегии, англичане разработали еще одну спецоперацию, получившую кодовое название «Вольфрам». Атака началась до выхода «Тирпица» на испытания после ремонта.
Самолеты RAF обстреляли немецкое судно различными типами бомб.
Экипаж «Тирпица» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Атакующие потеряли три бомбардировщика.
Атаки продолжались и в 1944 году. 15 сентября, несмотря на установку немцами дымовых завес и зенитный огонь, одна из пятитонных авиабомб Верзилы, предназначенная для уничтожения подземных бункеров, попала в нос Тирпица. Корабль вышел из строя. Однако немцы не теряли надежды использовать линкор хотя бы в качестве плавбатареи. Поэтому «Тирпиц» направили в южную Норвегию, где ожидалась высадка англичан и американцев.
Кончина исполина
И если 28 октября обездвиженный «Тирпиц» был скрыт от британских самолетов густыми облаками, то 12 ноября не было ни их, ни дымовой завесы. Решающая операция союзников получила название «Катехизис». Три бомбы «Большого человека» попали в цель. Один отскочил от брони башни, но два других прорвали защиту и проделали примерно 200-футовую (60-метровую) дыру в левом борту корабля, вызвав пожар и последующий взрыв в пороховом погребе.
«Тирпиц» упал за борт, затем перевернулся и затонул примерно через 10 минут после атаки к западу от Тромсё, в районе Хокейботнбукта.
Жертвами катастрофы стали 950 человек, в том числе капитан линкора Роберт Вебер. Около 750 моряков удалось спастись. Остается загадкой истории — почему истребители Люфтваффе не мешали атаке британской авиации, ведь сохранение «Тирпица» было для Германии задачей без преувеличения национального масштаба.
Немецким зенитчикам удалось повредить только один самолет. Как следствие, командир эскадрильи люфтваффе, отвечавшей за прикрытие района Тромсё, был обвинен в преступном пренебрежении служебным положением и приговорен к смертной казни, замененной тремя годами колонии-поселения, с предварительной отправкой на фронт в полевой карцер до конца войны.
Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю крупную надводную угрозу коммуникациям союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перебросить основные надводные силы британского флота — эскадренные корабли, быстроходные легкие авианосцы, линкоры и линейный крейсер «Ринаун» — с атлантического театра военных действий, где они находились как «сила сдерживания», на индийский и Тихий океан для боевых действий против Японии.
Система приписок по-немецки
Она (система) следовала за кораблем уже на стадии проектирования. Но это было противоположно тому, что использовали советские бюрократы.
С целью удовлетворения требований Версальского договора, ограничивавшего германский военный потенциал, данные по кораблям были не завышены, а занижены.
Таким образом, официально заявленное водоизмещение «Тирпица» должно составлять 35 тысяч тонн. Но уже в проекте «для внутреннего пользования» был показатель 45,5 тыс тонн. Кроме того, при реконструкции водоизмещение линкора было дополнительно увеличено (до 53 тысяч тонн), но этого никто не скрывал — началась война.
Аналогичное чудо произошло и с вооружением «Тирпица» — официально главный калибр должен был быть 350 мм, но на деле почему-то оказался 380 мм.
Напрасный ход конем
Еще одна противоэскортная операция (под кодовым названием «Ход конем») была проведена в июле того же года. Для конвоя PQ-17 это закончилось плачевно — затонуло более половины кораблей. Но Тирпиц их не трогал.
Он просто вышел в море, и этого было достаточно, чтобы в британском Адмиралтействе началась паника.
Получив данные разведки о проведении немецкой «наводки», конвою было приказано рассредоточиться, а кораблям охранения отстать. Выяснилось, что британское командование сознательно жертвовало транспортами, спасая крейсера.
Конвой выполнил приказ. Никаких изменений для линкора не произошло. Командование решило, что малые немецкие корабли должны взять на себя задачу захвата кораблей конвоя по одному. Так оно и было. И Тирпиц ушел обратно на стоянку — подальше от британской авиации и подводных лодок. Это была славная победа — для ее завоевания линкору не нужно было раскрывать орудия.