- История создания
- Занимательные факты о МЛ-20
- Послесловие к Кировской весне 1931-1935
- Тактико-технические характеристики советской гаубицы-пушки МЛ-20
- Гаубица Д-1 — видео
- Боевое применение
- Оценка проекта
- Производство
- Гаубица-пушка МЛ-20 (образца 1937 года)
- Конструкция и ТТХ
- Организационно-штатная структура
- Модификации
- Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20
- Варианты
- Боевое применение
- «Кабриолеты» для гор в России и США
- Сохранившиеся экземпляры
- След в истории
История создания
В начале Первой мировой войны армия Императорской России имела значительный, но разнообразный парк осадной артиллерии. В состав артиллерийских частей РИА входили 6-дюймовые гаубицы Шнейдера и Круппа, минометы и орудия Мотовилихинского завода.
В пушках использовались снаряды разного калибра и веса, и в морских частях наблюдался не меньший хаос. Часто снаряды береговых орудий отличались от калибра корабля. Вес пороха в разных зарядах может различаться на порядок.
Когда они вступили в войну, они попытались систематизировать парк за счет заказов на французские гаубицы Schneider обр.
1910 г. Такое же оружие было запущено в производство в России, а также налажено производство гранат для него.
Гражданская война принесла разрушения. Но тем не менее постепенно производство было восстановлено, налажен выпуск нового оружия. Одной из них была гаубица-пушка МЛ-20. Разработка орудия велась на базе ствола от 152-мм осадного орудия Шнейдера обр. 1910 г., после модернизации 1930 г называлась 152-мм пушка обр. 1910/30
В ходе модернизации удлинили патронник и установили щелевой дульный тормоз, также доставшийся в наследство от МЛ-20.
Разработка лафета для установки орудия, а также изменения казенной части для увеличения скорострельности проводились под руководством оружейника Ф. Ф. Петрова. Стоит отметить, что предположение В. Грабина о создании нового вида оружия в виде пушки-гаубицы, упоминаемое в ряде источников, является, скорее всего, саморекламой конструктора или инженеров, работавших с ним.
Осадное орудие Шнайдера изначально имело ствол и большие углы возвышения, размещенные в гаубице.
МЛ-20 — аналогичная артиллерийская система, но с улучшенными параметрами подвижности.
В 1936 году конструкторское бюро Петрова Ф.Ф взяло на себя разработку усовершенствованного орудия, расположенного на заводе № 174 в Мотовилихе, этот завод служит колыбелью артиллерии России, именно оттуда все знаменитые русские орудия новой эпохи вышел из. На испытания были представлены два варианта гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20.
Оба варианта представляли интерес с точки зрения конструкции, что довольно интересно, гаубица-пушка МЛ-15 выиграла по своим характеристикам, но на вооружение была принята МЛ-20, это было обусловлено экономическими соображениями.
Следует отметить, что для стрельбы планировалось использовать существующий 152-мм гаубичный снаряд и половинный заряд, также рассчитывались новые типы боеприпасов для существующих артиллерийских систем. В результате испытаний вооружения гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 год.
Занимательные факты о МЛ-20
- Первый пушечный выстрел на территории Германии во второй половине Великой Отечественной войны произвела гаубица МЛ-20 № 3922 2 августа 1944 года.
- Работа над заряжающим для этого оружия была очень сложной — приходилось в одиночку таскать снаряды весом более 40 кг.
- Вышеупомянутая 41-я артиллерийская пушечно-артиллерийская бригада поражения после ряда переименований и реорганизаций стала действующим центром подготовки рядового и сержантского состава ракетных войск и артиллерии Российской армии. На территории одного из парков МЛ-20 служит мемориальным оружием.
- Небольшое количество боеспособных МЛ-20 в настоящее время находится на вооружении Российской Армии.
- Снаряды ОФ-540, изначально разработанные для МЛ-20, до сих пор состоят на вооружении Российской Армии и подходят для стрельбы из более современного оружия.
- Для перевозки МЛ-20 использовались тяжелые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34 и оснащались тем же двигателем В-2, что и тридцать -четыре».
Послесловие к Кировской весне 1931-1935
По сравнению с нашей действительностью ситуация в альтернативной истории «Кировская весна» в связи с убийством И.В. Сталина в 1931 году и назначением С.М. Кирова Генеральным секретарем ЦК КПСС изменилась как следует:
Главное, что ущерб народам СССР от массового голода, охватившего огромные территории СССР в 1932-1933 годах, значительно уменьшен. Официальная оценка масштабов голода дана Государственной Думой Российской Федерации в заявлении от 2 апреля 2008 г. «В память о жертвах голода 30-х годов на территории Советского Союза»: «Как в результате голода, вызванного насильственной коллективизацией, пострадали многие районы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстана, Украины и Белоруссии.От голода и болезней, связанных с недоедания», в 1932-1933 годах там умерло около 7 миллионов человек».
Также важно: пионерская организация сохраняет свои типичные черты, присущие ей при ее формировании в середине 20-х годов. Пионерские отделения не сливаются со школой, и всех без исключения детей в пионеры не берут. Наоборот, пионерское движение сочетает в себе различные виды досуга и сознательно формирует кадровый резерв комсомола (меньшинство молодежи) и коммунистической партии (меньшинство взрослых).
Масштабы репрессий в период 1931-1936 гг несколько уменьшились.
Часть высланных мигрантов была возвращена на постоянное место жительства.
Иная судьба постигла гениального (по мнению автора) советского авиаконструктора Александра Сергеевича Москалева, чей легкий транспортный самолет САМ-5 уступает место самолету У-2 в качестве учебного самолета и постепенно занимает нишу самолета У-2 в Условия перевозки и санитарной авиации.
Словом, в СССР строится «социализм с человеческим лицом». Оставив автора этого лозунга в нашей действительности за рамками произведения, автор относится к этой идее с симпатией.
Тактико-технические характеристики советской гаубицы-пушки МЛ-20
- Расчет — 9 человек.
- Боевая масса – 7,27 тонны.
- Загрузка отдельного рукава.
- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда 655 м/с.
- Угол наведения по вертикали: от — 3 до +65 градусов, угол наведения по горизонтали — 58 градусов.
- Скорострельность: 3-4 выстр/мин.
- Максимальная дальность стрельбы составляет 17230 м.
- Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные, гаубичные, осколочные.
- Масса осколочно-фугасного снаряда 43,6 кг.
- Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 минут.
- Способ транспортировки: перевозится тракторами Я-12, тракторами различных модификаций.
Гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года массово использовалась в ходе вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол, в советско-финляндскую войну 1939-40 гг и на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Артиллерийский стол МЛ-20 использовался в 1942-44 годах для установки новой артустановки на советские САУ, которые строились для борьбы со средними и тяжелыми немецкими танками.
Гаубица Д-1 — видео
Сдвоенный лафет, щит и противооткатный механизм 122-мм гаубицы М-30 были объединены со стволом 152-мм гаубицы М-10 (обр. 1938 г.), что позволило использовать семейство М-10 с переменным порохом боеприпасы. При необходимости ходовая часть М-30 была усилена, чтобы выдерживать дополнительную нагрузку.
В результате получилась очень хорошо спроектированная гаубица, почти на 1000 кг легче чрезмерно тяжелой 152-мм гаубицы М-10, которую Д-1 заменила на нескольких артиллерийских заводах. Более легкая Д-1 проще в обращении, но сохраняет ту же максимальную дальность (12 400 метров) и бронепробиваемость, что и прототип.
Причем Д-1 оказался настолько удачным, что до сих пор состоит на вооружении армий стран СНГ и государств бывших участников Варшавского договора, хотя в основном используется в учебных целях и находится в резерве, а широко используется и в других странах, в том числе в Китае (который выпускает практически полностью идентичную модификацию 152-мм Type 54). Ирак, Куба и Египет (среди прочих).
Основным типом используемых боеприпасов Д-1 является 40-килограммовый осколочно-фугасный снаряд большой мощности, содержащий почти 6 кг тротила, хотя с годами были разработаны и другие типы боеприпасов, в том числе дымовые гранаты и химические снаряды, снаряженные люизитом (в настоящее время не используется).
Среди других видов боеприпасов выделяются специальные бетонобойные, применяемые для разрушения оборонительных сооружений и во время боевых действий в городских поселениях, а также противотанковые кумулятивные, которые в настоящее время вывозятся повсеместно, кроме Румынии, где кумулятивный снаряд со стабилизирующим оперением собственный дизайн.
Боевое применение
Гаубицы Д-1 активно применялись на завершающем этапе войны, в 1944-1945 гг. Орудие использовалось для ведения огня с закрытых позиций по окопавшейся и открыто расположенной живой силе противника, его укреплениям и заграждениям, для контрбатарейной борьбы и поражения важных объектов в ближнем тылу противника. Для поражения вражеских танков и САУ в целях самообороны с успехом применялся бетонобойный снаряд. Gunners D-1 заслужил репутацию надежного и точного в стрельбе оружия.
Оценка проекта
Гаубица Д-1 как минимум не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам оружия этого класса. Он полностью отвечал требованиям Красной Армии по подвижности, мощности и дальности стрельбы. Достаточным тому подтверждением служит широкое распространение Д-1 по странам мира и его долгая служба в их национальных армиях.
Для сравнения, самая массовая немецкая 15-см тяжелая полевая гаубица sFH18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, почти на километр превосходя Д-1; но в то же время он был почти на 2 тонны тяжелее (походный вес 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу sFH36, имеющую отличные характеристики (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3 500 кг), немцы не смогли запустить в крупносерийное производство.
Чешская 150-мм гаубица Škoda K4 (немецкое название sFH37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5 730 кг, значительно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом значительно уступая по подвижности (это пушка ближе к мощным гаубицам — оружию). То же самое можно сказать об итальянской 150-мм гаубице образца 1937 года (итал. Obice da 149/19 modello 37) (14 250 м, 5500 кг) и американской 155-мм гаубице М114 (14 600 м, 5800 кг).
Французские 155-мм гаубицы Schneider обр. 1917 г. (фр. Canon de 155 C modèle 1917 Schneider) уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4 300 кг), и к началу ВОВ явно устарели, как, например, британские 6-дюймовые гаубицы Vickers (англ. BL 6-inch 26 cwt Howitzers), созданные в 1915 г.
Производство
Производство МЛ-20 осуществлялось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 год. Помимо производства буксируемых орудий, было изготовлено около 4000 стволов МЛ-20С для установки на самоходно-артиллерийские установки (САУ) СУ. -152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное количество разнится в разных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм гаубица-пушка Д-20, серийно производившаяся с 1956 года. Эта пушка имела идентичную баллистику МЛ-20.
Производство МЛ-20 | |||||||||||
год | 1937 г | 1938 г | 1939 г | 1940 г | 1941 г | 1942 г | 1943 г | 1944 г | 1945 г | 1946 г | Общий |
Произведено, шт. | 148 | 500 | 567 | 901 | 1342 | 1809 г | 1002 | 275 | 325 | 15 | 6884 |
Судя по всему, значительное снижение производства буксируемых гаубиц МЛ-20 в 20-м году было обусловлено двумя причинами. Первым из них стало начало производства тяжелых самоходных артиллерийских установок СУ-152 и ИСУ-152 — значительная доля выпускаемых в то время стволов шла на их вооружение. Вторым фактором стало появление у противника тяжелых танков, и в рамках программы повышения мощи танковой и противотанковой артиллерии Красной Армии заводу № 172 было приказано увеличить выпуск 122-мм А -19 орудий за счет плана по выпуску гаубиц МЛ-20
Гаубица-пушка МЛ-20 (образца 1937 года)
Когда меня спрашивают, какой вид артиллерийского огня предъявляет самые высокие требования к искусству личного состава, — говорит маршал артиллерии Г. Одинцов, — я отвечаю: контрбатарейный бой. Проводится обычно на дальних дистанциях и обычно выливается в дуэль с противником, который ведет ответный огонь и угрожает стрелку. У кого выше мастерство, а точнее оружие, более мощный снаряд, тот имеет больше шансов на победу в дуэли.
Опыт фронтов показал, что лучшим советским оружием для контрбатарейной борьбы оказалась 152-мм гаубица образца 1937 года — МЛ-20».
История создания МЛ-20 восходит к 1932 году, когда группа конструкторов Всесоюзного оружейно-арсенального объединения — В. Грабин, К. Комаров и В. Дроздов — предложила создать мощную 152-мм корпусную пушку путем наложения ствола 152-мм осадной пушки Шнейдера на лафет 122-мм орудия А-19. Расчеты показали, что такая идея при установке дульного тормоза, забирающего часть энергии отдачи, реальна.
Испытания прототипа подтвердили обоснованность допущенного технического риска, и корпусная 152-мм пушка образца 1910/34 г была принята на вооружение. В середине 30-х годов было принято решение о модернизации этого орудия. Работы по модернизации возглавил молодой конструктор Ф. Петров.
Изучив характеристики лафета орудия А-19, он выделил основные недостатки этого орудия: отсутствие подвески на переднем конце ограничивало скорость движения; подъемно-балансировочный механизм плохо поддавался регулировке и обеспечивал недостаточно высокую вертикальную скорость наводки; требовалось много сил и времени для перевода ствола из походного положения в боевое и обратно; люлька с противооткатными устройствами была сложна в изготовлении.
Разработав литой верхний станок, разделили комбинированный подъемно-уравновешивающий механизм на два независимых — секторный подъемно-уравновешивающий механизм, сконструировав передок с подвеской, прицел с независимой линией визирования и люльку с литой штифтовой обоймой вместо горна конструкторы создали впервые в мировой практике орудие среднего типа с характеристиками и вооружением и гаубицей. Угол возвышения, увеличенный до 65°, и 13 переменных зарядов позволили получить орудие, имеющее, как у гаубицы, навесные траектории и, как у пушки, высокие начальные скорости снаряда.
В разработке и создании гаубицы активное участие принимали А. Булашев, С. Гуренко, М. Бурнышев, А. Ильин и многие другие.
«МЛ-20, разработанная нами за 1,5 месяца, была представлена на госиспытания после первых 10 выстрелов, произведенных на заводском полигоне», — вспоминает Ленин и лауреат государственной премии, Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерно-технической службы , д.т.н. Ф. Петров. — Эти испытания были завершены в начале 1937 года, в том же году пушка была принята на вооружение и запущена в серийное производство.
Сначала все шло хорошо, но вдруг ход одной, потом другой, потом третьей гаубицы от выстрелов на малых углах возвышения стал «давать свечку» — самопроизвольно задираться на максимальный угол. Выяснилось, что червячная передача недостаточно тормозила по нескольким причинам. Для нас, а особенно для меня, это явление доставляло нема
ло хлопот, пока после утомительных дней и бессонных ночей не было найдено достаточно простое решение. В резьбовую крышку, фиксирующую червяк в картере, мы предложили поставить подпружиненную стальную шайбу с небольшим регулируемым зазором. В момент выстрела конец червяка соприкасается с диском, что создает большое дополнительное трение и препятствует вращению червяка.
Какое же облегчение я испытал, когда, найдя такое решение и быстро набросав эскизы, представил его директору и главному инженеру завода, а также начальнику военной приемки. Все они в ту ночь оказались в сборочном цеху, что, впрочем, случалось довольно часто, особенно когда дело касалось выполнения оборонных заказов в сжатые сроки. Немедленно был отдан приказ к утру подготовить детали части.
При разработке этого инструмента мы уделили особое внимание повышению технологичности и снижению затрат. Именно с производством гаубиц в артиллерийской технике стали широко применяться стальные фасонные отливки. Многие узлы — верхние и нижние станки, навесные и ствольные части станин, ступицы колес — изготавливались из дешевой углеродистой стали».
Первоначально предназначенная для «надежных действий против артиллерии, штабов, учреждений и полевых сооружений», 152-мм гаубица оказалась гораздо более гибким, мощным и эффективным оружием, чем считалось ранее. Боевой опыт сражений Великой Отечественной войны постоянно расширял круг задач, возлагаемых на это удивительное оружие. А в «Руководстве по эксплуатации», изданном в конце войны, МЛ-20 предписывалось бороться с артиллерией противника, подавлять дальние цели, уничтожать доты и мощные дзоты, бороться с танками и бронепоездами и даже уничтожать аэростаты.
В годы Великой Отечественной войны 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года всегда принимала участие во всех крупных артподготовках, в контрбатарейной борьбе и в наступлении укрепрайонов. Но особо почетная роль принадлежала этому орудию в уничтожении тяжелых фашистских танков. Тяжелый снаряд, выпущенный с большой начальной скоростью, легко сорвал с погона башню «тигра». Были бои, когда эти башни буквально летали в воздухе с безвольно болтающимися стволами орудий. И не случайно МЛ-20 стала основой для знаменитой ИСУ-152.
Но, пожалуй, самым главным признанием превосходных качеств этого оружия следует считать то, что МЛ-20 состояла на вооружении советской артиллерии не только в годы Великой Отечественной войны, но и в послевоенные годы.
Технические характеристики гаубицы-пушки МЛ-20 | |
Калибр | 152,4 мм. |
Расчет | 9 человек |
Скорость автострады | 20 км/ч |
Высота линии огня | 1613 мм. |
Длина ствола (без дульного тормоза), мм/клб. | 4412/29 |
Длина ствола, мм./клб. | 4240/27,9 |
Вес в сохраненном положении | 7930 кг. |
Вес в боевом положении | 7140 кг. |
Длина в памяти | 8180 мм. |
Ширина | 2345 мм. |
Высота | 2270 мм. |
Распродажа | 315 мм. |
Угол ВН | от -2 до +65° |
Угол ГН | 58° |
Начальная скорость снаряда | 655 м/с |
Стрельбище | 17230 м.н.у.м |
Скорострельность | 3-4 выстрела/мин |
Конструкция и ТТХ
Из канона обр. Гаубица 1910/30 г получила только ствол, все остальные элементы конструкции разрабатывались с нуля. В первую очередь стоит отметить введение характерного дульного тормоза, щелевая конструкция с отражением ударной волны пороховых газов назад компенсировала отдачу орудия и придавала выстрелу неповторимый звук, знакомый всем стрелкам.
Затвор классической конструкции, поршневого типа. Патронник высверлен для более прочных снарядов. Заряжание раздельное, в ствол вставлялся сначала снаряд, затем полузаряд, при больших углах возвышения гильза удерживалась от выпадения из канала ствола специальным механизмом. Это давало высокую боевую скорость.
Тактико-технические характеристики МЛ-20
Калибр и т.д. | 152 |
Длина ствола, калибр | 32,4 |
Масса в боевом положении, кг | 7270 |
Масса осколочно-фугасного снаряда, кг | 44 |
Начальная скорость пули, м/с | 655 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 17235 |
Чтобы произвести выстрел, необходимо было натянуть спусковой шнур. Открывать затвор можно было только после выстрела, так как в конструкции ружья был установлен предохранительный механизм. После открытия затвора автоматический механизм выбрасывал кожух.
Орудие обладало отличной маневренностью при ведении огня. Длинный ствол и углы наведения гаубицы придавали снаряду высокую скорость и настильную, а при необходимости навесную траекторию полета.
Прицелы состояли из панорамы Hertz для стрельбы из фонаря и оптического прицела для стрельбы прямой наводкой. В боекомплект орудия входили как традиционные гаубицы ОФС и бетонобойные гранаты, так и гранаты, предназначенные для борьбы с бронированными целями: морская полубронебойная граната обр. 1915/28 например или более поздние остроголовые и кумулятивные бронебойные снаряды.
Отдельно стоит отметить конструкцию лафета.
Для увеличения скорости буксировки лафет оснащался листовыми рессорами, ход колес представлялся штампованными дисками со сплошным резиновым бандажом.
Это увеличило скорость буксировки по шоссе до 20 км/ч. Для артиллерии такого калибра и массы это довольно хороший показатель. Орудие орудия при транспортировке откатывалось в крайнее положение, это уменьшало габариты при движении.
Ложа пушки скользит, это придавало орудию быстрый перенос выстрелов на другую цель, а также большую устойчивость при стрельбе. Для защиты экипажа при стрельбе орудие оснащалось щитовым кожухом. Кроме того, впервые для гаубичной артиллерии каждое орудие было снабжено счетным механизмом — гадюкой. Он использовался для расчета параметров стрельбы.
Организационно-штатная структура
Первоначально МЛ-20 предназначалась для корпусной артиллерии. Вместе со 122-мм пушкой образца 1931/37 г. (А-19) она образовывала так называемый «корпусной дуплекс». В 1940-1941 годах имелось три вида корпусных артиллерийских полков
- два дивизиона МЛ-20 и один дивизион А-19 или 107-мм орудий (24 гаубицы);
- два дивизиона МЛ-20 и два дивизиона А-19 или 107-мм орудий (24 гаубичных орудия);
- три дивизиона МЛ-20 (36 гаубичных орудий).
Вскоре после начала Второй мировой войны корпусная артиллерия была упразднена вместе со стрелковыми корпусами. Снова возродился во второй половине войны. По штату полки корпусной артиллерии во второй половине войны имели 122-мм орудия или 152-мм гаубицы, но некоторые мемуарные источники свидетельствуют об использовании в них МЛ-20. Предполагалось, что корпусная артиллерия должна быть оснащена более мобильными орудиями, чем МЛ-20. В 1943 году на вооружение поступила 152-мм гаубица Д-1, ставшая основой корпусной артиллерии, а более мощная и менее подвижная МЛ-20 со временем была передана армейской артиллерии
С 1943 года МЛ-20 использовались в артиллерийских полках более крупной организационной единицы — общевойсковой армии. В общевойсковой армии имелся артиллерийский полк из 18 МЛ-20. С начала 1945 года в Гвардейской Армии имелась артиллерийская бригада численностью 36 МЛ-20
Помимо стрелковых и механизированных частей, МЛ-20 состояли на вооружении чисто артиллерийских бригад и резервных полков Верховного Главнокомандования (РВГК). В артиллерийском полку РВГК было 24 МЛ-20. С 1943 года артиллерийские бригады формировались РВГК, в пушечной бригаде было 36 МЛ-20. Артиллерийские бригады РВГК могут входить в состав более крупных артиллерийских соединений — пионерных артиллерийских дивизионов и пушечно-артиллерийских дивизионов
Модификации
В процессе серийного производства пистолет существенно не менялся. Пистолет выпускался в двух вариантах — фиксированном и моноблочном (в некоторых источниках упоминается третий вариант — со свободным стволом). Ранние модели орудия имели колеса со спицами и резиновые грузики от 152-мм орудия обр. 1910/34
- МЛ-20С. Для установки на САУ выпускался вариант МЛ-20С (индекс ГАУ — 52-ПС-544С), у которого длина нарезной части составляла 3467,1 мм, а длина ствола с дульным тормозом — 32,3 калибра/4925 мм с иным расположением органов управления, более удобным для наводчика в стесненных условиях боевого пространства САУ. Было несколько опытных версий МЛ-20, не пошедших в серию:
- МЛ-20. В 1937 году ГАУ приняло решение из сомнительной экономической целесообразности перевести пушки среднего калибра на капсюльное заряжание. В 1939 г с таким нагружением был изготовлен опытный образец МЛ-20, испытания которого не увенчались успехом. Экономия металла на гильзы компенсируется меньшей скорострельностью и высотой патронника орудия, отсутствующей при раздельном заряжании патронов.
- МЛ-20СМ. Модернизированный вариант варианта самоходной артиллерийской установки. При идентичной с МЛ-20С баллистике это орудие не имело дульного тормоза. МЛ-20СМ была установлена на опытную самоходку ИСУ-152 образца 1945 года на базе тяжелого танка ИС-3, построенную в единственном экземпляре и ныне экспонирующуюся в Танковом музее в Кубинке.
- БЛ-29. Орудие было изготовлено в ОКБ-172 («шарага» НКВД) в 1946 году и представляло собой МЛ-20 с литым затвором и клиновым портом.
- МЛ-20. С перемещением лафета и передка по образцу 130-мм пушки М-46. В 1950 году был изготовлен и испытан прототип.
- МЛ-20М. Модификация орудия для береговой артиллерии ВМФ. Они характеризовались изменениями в щите, наличием специальных приемных устройств систем вертикального и горизонтального наведения и т д. Опытная серия из трех орудий была изготовлена в 1940 г., но испытания орудий не увенчались успехом, и в строй они не были приняты услуга. Произведенное оружие было отправлено на фронт, где было потеряно. После войны индекс МЛ-20М получило модернизированное оружие.
Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20
Идея создания нового и мощного оружия, способного вести огонь вверх и по пологой траектории, возникла у командования Красной Армии в середине 30-х годов. Для этого ГАУ поручило группе советских конструкторов под руководством Ф. Ф. Петрова разработать новый тип мощной гаубицы-пушки, используя технические наработки по 152-мм орудию 1910/34 гг.
Основные работы проводились в конструкторском бюро завода № 172, расположенного в городе Мотовилиха Пермского края. В 1936 году новое орудие было в основном готово. Основными особенностями конструкции были длинный ствол с полуавтоматическим затвором, мощный и устойчивый лафет с двойной колесной базой.
После успешных стрельб и буксировки новое орудие было принято на вооружение. Она была запущена в производство в 1937 году под наименованием 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 года.
Читайте также: Мнение о том, что советская армия в годы Великой Отечественной войны была плохо оснащена, ошибочно
Изделие выпускалось только на одном предприятии на номерном заводе в городе Мотовилиха. За годы производства с 1937 по 1946 год с конвейера сошло 6884 орудия.
Варианты
Ствол выпускался в двух вариантах — моноблочный и сборный. В некоторых источниках указывается, что существовал и третий тип — со свободным вкладышем.
За исключением базового варианта, единственным вариантом, дошедшим до серийного производства, была МЛ-20С, предназначенная для использования в САУ, с другим расположением органов управления для облегчения эксплуатации в ограниченном пространстве.
- МЛ-20 с загрузкой из мешков. В 1937 году Главное артиллерийское управление по экономическим соображениям приняло решение о модификации орудий среднего калибра для использования казнозарядных патронов вместо гильз. Опытный образец МЛ-20 был построен в 1939 г. Испытания прошли неудачно.
- МЛ-20СМ — модифицированный МЛ-20С с идентичной баллистикой удален дульный тормоз. Орудие было установлено на опытную ИСУ-152 образца 1945 года, которых было построено всего одна единица.
Польская 152-мм гаубица wz. 37/85 Любушский военный музей
- БЛ-20 — МЛ-20 с литой казенной частью и фасонкой. Разработан ОКБ-172 (Шарашка НКВД) в 1946 году.
- МЛ-20 с лафетом типа М-46 — МЛ-20 с доработанным лафетом, аналогичным по конструкции лафету 130-мм орудия М-46. В 1950 году был построен и испытан опытный образец.
- 152 H 88-37 — финская программа модернизации
- 152-мм гаубица армата wz. 37/85 — Польская модернизация, шины от КрАЗ-255 Truck B, новый баллон сжатого воздуха и автомобильное освещение увеличили скорость буксируемого орудия с 20 до 50 км/ч и позволили буксировать орудие по дорогам общего пользования.
Боевое применение
Впервые гаубица-пушка МЛ-20 воевала в Монголии, во время боев на реке Халхин-Гол, снося ее укрепления японскими пехотными частями и артиллерийскими батареями. Потом была зимняя война и доты-«миллионеры» линии Маннергейма.
Именно там эта гаубица впервые опробовала себя в качестве пушки, стреляя прямо по замаскированным и непробиваемым бетонным укреплениям. Уже тогда было выпущено полторы тысячи гаубиц МЛ-20, а потом началась Великая Отечественная война.
В годы Великой Отечественной войны МЛ-20 использовались в корпусной артиллерии для обеспечения артиллерийской подготовки в районах прорыва, для поражения важных или трудноподавляемых целей. Для контрбатарейной стрельбы.
Это одно из самых сложных направлений стрельбы, требующее качественных расчетов и точности стрельбы. Поправка в этом случае производится по данным звуковой артиллерийской разведки.
В артиллерии РГК гаубичные орудия обеспечивали все стратегически важные операции, уничтожали расчеты противника, осуществляли артиллерийскую подготовку и уничтожали крепости и укрепления противника.
Кроме того, МЛ-20 использовались для береговой обороны, эти орудия устанавливались на опасных направлениях для предотвращения высадки десантов.
Кроме того, захваченные немцами МЛ-20 обеспечивали оборону их Атлантического вала».
«Кабриолеты» для гор в России и США
Екатеринбургский артиллерийский завод №1. 9 (предприятие входит в состав Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод») изготовлены и закуплены три новых буксируемых противотанковых орудия (индекс Д-420). Орудие, согласно появившейся в сети закупочной документации завода, представляет собой качающуюся часть (т.е ствол, люльку — элемент конструкции, соединяющий лафет со стволом, и противооткатные устройства) танковой пушки 2А83, наложенную на колесный лафет советской 152-мм гаубицы Д-20 или на лафете 203-мм гаубицы Д-4 на гусеничном ходу.
Эта пушка создавалась специально для «истребителя танков» Т-95. В 2010 году эта программа была закрыта в пользу Т-14 «Армата». Тяжелое орудие теоретически может уничтожить любую бронетехнику на расстоянии до пяти километров с первого выстрела.
Ранее Минобороны сообщило о создании завода №9 новой буксируемой 152-мм гаубицы Д-400 на базе артсистемы 2А88, устанавливаемой на САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Буксируемое орудие дешевле, легче и компактнее самоходного. Хотя российское военное ведомство не пояснило, зачем нужна Д-400, ряд экспертов предполагали, что «кабриолет» будет использоваться для боевых действий в труднодоступной горной местности. Для этого вооружение, предположительно, может быть переброшено военно-транспортными вертолетами.
В США и некоторых других странах НАТО для аналогичных целей используется 155-мм гаубица M777 производства BAE Systems. Орудие поступило на вооружение сухопутных войск и морской пехоты в 2005 году, и сейчас в распоряжении американских военных имеется более 900 единиц.
Для облегчения конструкции при изготовлении гаубицы использовались титановые и алюминиевые сплавы — благодаря этому орудие массой чуть более 4 тонн можно перевозить на вертолетах CH-47 Chinook и конвертируемых самолетах MV-22 Osprey. Он также допускает парашютное десантирование с самолетов, что позволяет развертывать гаубицу в труднодоступных районах, где не могут пройти самоходные артиллерийские установки и тягачи. M777 активно используется военными США в Сирии, Ираке и Афганистане.
Вооруженные силы США и их союзников также используют 105-мм гаубицы М119, которые способны эффективно уничтожать легкобронированную технику и укрепленные объекты противника на дальности до 19 км, ведя огонь как с навеса, так и прямой наводкой. Пистолет поступил в войска в 1989 году и успел послужить американским военным во многих горячих точках.
Пентагон не собирается отказываться от обеих гаубиц и планомерно модернизирует их, включая разработку новых дальнобойных и управляемых снарядов. При этом в 2021 году источники в Министерстве обороны США сообщали, что военные рассматривают возможность замены M777 и M119 на новую буксируемую гаубицу, но еще не определились с требованиями к характеристикам.
Сохранившиеся экземпляры
МЛ-20 представлена в экспозициях многих военных музеев, а также служит элементом ряда мемориалов. В Москве его можно увидеть в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и Центральном музее Вооруженных Сил, в Санкт-Петербурге — в Музее артиллерии и инженерных войск и во дворе Нарышкина бастиона Петровской и Павловской крепости, в Перми — в Музее Мотовилихинских заводов.
В Финляндии это орудие выставлено в музее Хямеэнлинна, в Белоруссии — в Брестской крепости на месте артиллерийских орудий, в Польше — в Познаньской цитадели, в Израиле — в музее Батей ха-Осефа, в Украине — в Киевский музей Великой Отечественной войны, в Крыму (Севастополь) — диорама «Мыльная гора», Запорожье — рядом с мемориальным комплексом у дамбы. Шостка — возле городского музея. Трасса Псков — Гдов, как памятник
След в истории
У МЛ-20 довольно удачная конструкция. Орудия-гаубицы, несмотря на некоторые недостатки и тяжелую конструкцию, отлично зарекомендовали себя в качестве универсального оружия, но в то же время по некоторым параметрам уступали специализированному оружию.
Именно поэтому он был выведен из эксплуатации. Современные гаубицы превосходят МЛ-20 по всем параметрам, в том числе и по дальности навесного огня, но в то же время ни одна гаубица не сможет поддержать наступление стрелковых подразделений прямой наводкой, недостаточная длина ствола и соответственно малая дальность при стрельбе прямой наводкой этому мешает.
Помимо буксируемых орудий, МЛ-20 устанавливались в САУ на базе танков: КВ-1, ИС-1. Эти самоходки, известные как «Св.
Интересный! В Санкт-Петербурге в период 2002-2009 гг этот инструмент использовался ежедневно