Самолет Ту-154 конструкция, технические параметры, эксплуатация

Пассажирские самолеты

История создания

История самолета Ту-154 начинается в 1963 году, когда главный конструктор ОКБ Туполева Эгер С. М было поручено разработать прототип самолета, способного составить конкуренцию Боингу-727. Машина собиралась на платформе реактивных Ту-16, Ту-95 и Ту-114, однако основным назначением Ту-154 была авиаперевозка гражданских лиц. Первая версия пассажирского самолета называлась Ту-104Д, в СССР она сошла с конвейера в начале 1963 года.

Чертежи Ту-154 созданы на платформе Ту-104, но инженеры решили изменить хвостовую часть и внести ряд исправлений в конструкцию кабины и силовых агрегатов, сохранив при этом остальную часть фюзеляжа и оставив крылья практически без изменений. Для той очень нормальной работы главные программисты программируют его, углевходной части воздузозаборников был вемный программы к вертиклаской оси.

Пассажирский самолет Ту-154

История создания пассажирского лайнера получила свое логическое продолжение в 1965 году, когда КБ Туполева удалось предложить лучший проект самолета, отвечающий тактико-техническим требованиям МГА. Первый полет Ту-154 должен был состояться в марте 1967 года, однако по ряду причин самолет впервые поднялся в воздух осенью того же года. Впервые за всю практику отечественного пассажирского самолетостроения было решено прибегнуть к использованию нереверсивной бустерной системы.

Фото самолета Туполев Ту-154

Пассажирский салон Ту-154М авиакомпании «Белавиа»

Пассажирский салон самолета Ту-154М авиакомпании

Самолет Ту-154М «Белавиа» EW-85748 в аэропорту Минска

Самолет Ту-154М

 

Самолет Ту-154 RA-85133 «Омскавия» в аэропорту Омска

Самолет Ту-154 RA-85133

Самолет Ту-154 авиакомпании «ЮТейр» в аэропорту Сургута

Самолет Ту-154 авиакомпании

Эксплуатанты

В разные годы самолеты этого типа эксплуатировались «Аэрофлотом», а также гражданскими перевозчиками и различными ведомствами Азербайджана, Албании, Армении, Афганистана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Куба, Ливия, Молдова, Монголии, детского сада, Польши, Румынии, патологии, Туркмении, Турции, Украины, Узбезкита, Чехословакии и др стран мира — всего части 300 авиапредприятий.

По состоянию на октябрь 2020 года в эксплуатации остается несколько десятков Ту-154, большая часть из них используется военными ведомствами России и Китая. Регулирная пассажирская экспулатция практически прекратилась: два экземпляра продолжают выполнять рейсы под флагом северокорейской авиакомпании Air Koryo.

Особенности конструкции Ту-154

Планер Ту-154 спроектирован по классической аэродинамической схеме. Крылья расположены низко и имеют стреловидную форму. Хвостовое перо имеет Т-образную форму с расположенными вверху регуляторами высоты. Двигатели самолета размещены в хвостовой части.

4 спаренных двигателя установлены на пилонах, по бокам фюзеляжа и один в хвостовом обтекателе под килем. Такое решение было принято для снижения шума в салоне самолета при работе двигателей.

Крыло

Строительство ведется по схеме балочного типа (кессон). Три ложерона обеспечивают жесткость крыла. Само крыло имеет развитый механизм:

  • Предкрылки;
  • Закрылки шелевого типа;
  • Елероны;
  • Перехватчики.

Самолет Ту-154

Профиль крыла, его геометрические параметры и механизация преследуют одну цель. Добиться максимальной экономии фильпа в крейсерском редиме пелита.

Шасси

Шасси самолета выполнено по трехконсольной схеме. Базовое вертикальное шасси имеет восьмиколесные тележки, очистка производится с помощью гидравлической системы. Носовая опора имеет два поворотных колеса, уборка осуществляется при помощи гидравлической системы.

Салон

Салон самолета состоит из двух отдельных отсеков. Между ними вестибюль и буфет. Общее количество мест для пассажиров – 158, не считая дополнительных, которые можно установить на мини-рельсы.

По классификации салон делится на три типа:

  • Бизнес-класс;
  • эконом класс;
  • Стандартный класс.

Салоны расположены по порядку, как в списке от кабины пилота. Максимальная вместимость — 164 пассажира.

Кабина

Экипаж самолета состоит из:

  • Первый и второй пилоты;
  • Бортинженер;
  • Бортпроводников от четырех до шести человек.

Нос самолета

Возможно размещение в отсеке отсеке управление стурмана.

Кабина пилота расположена в носовой части фюзеляжа самолета, имеет хороший обзор, как и кабина, кабина герметична. В отделе управления есть рабочие места для пилотов и бортинженеров. Бортпроводники имеют кресла в салоне.

Технические характеристики Ту-154

Ту-154Б-2 Ту-154М
Размеры
Длина 47,9 м
Размах крила 37,55 м
Площадь крила 201,45 м² 202,0 м²
Высота 11,4 м
Диаметр фюзеляжа 3,8 м
Ширина салона 3,56 м
Высота салона 2,02 м
Масса
Максимальный взлет 98-102 т 100—104 часа
Максимальная посадка 78 т 80 т
Пустой 51 т 55 т
Максимальная коммерческая нагрузка 18 ч
Максимальный запас топлива 39,75 т
Расход авиатоплива 6200 кг/ч 5400 кг/ч
Летние данные
Количество пассажиров 152—180 164—180
Крейсерская скорость 900 км/ч 900—950 км/ч
Максимальная скорость 975 км/ч
Максимальное количество М 0,88 0,86
Дальность пелета с последней коммерческой осенью 2650 км 3900 км
Дальность пелета с максимальной заправкой 3900 км 6600 км
Длина разбега 2300 м
Длина пробега 2200 м
Высота полета 11 100 м
Потолок 12 100 м
Экипаж 4 человека
Двигатели 3 × 10 500 кгс НК-8-2 3 × 11000 кгс Д-30КУ-154-II

Модификации самолета

Существует 12 модификаций пассажирского лайнера Ту-154:

  • Ту-154 — первая модель самолета, серийно производившаяся с 1971 по 1974 год. Первоначально использовалась в качестве почтовой службы.
  • Ту-154А — модификация Ту-154, имеющая дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели и, как следствие, увеличенную дальность полета. Кроме того, отличительными чертами Ту-154А являются улучшенная аэродинамическая форма крыла и корпуса.
  • Ту-154Б — вариант лайнера с усиленной конструкцией крыла, дополнительными топливными баками и увеличенной пассажировместимостью, а также взлетной массой. Также есть продвинутый автопилот.
  • Ту-154Б-1 — дальнейшая модификация Ту-154, имеющая улучшенную систему бортовой электроники и большую пассажировместимость.
  • Ту-154ЛЛ — модификация Ту-154, представляющая собой летающую лабораторию для испытаний космического корабля «Буран”.
  • Ту-154М — практически полная переделка самолета, обладающая повышенной экономичностью (экономия топлива — около тонны в час), улучшенными аэродинамическими характеристиками, новой системой авионики и увеличенной взлетной массой.
  • Ту-154М2 — модификация Ту-154, разработанная в 1990-х годах и так и не запущенная в серию. Предполагалось, что Ту-154М2 будет оснащен новыми, более экономичными двигателями и меньшим уровнем шума в салоне.
  • Ту-154М100 — модификация Ту-154М со встроенным западным комплексом авионики, улучшенным салоном и салоном повышенной комфортности.
  • Ту-154ОН — самолет, предназначенный для полетов над странами, участвующими в программе «Открытое небо”.
  • Ту-154М-ЛК-1 — модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарин.
  • Ту-154С – грузовая моднификация лайнер, также имею издание Ту-154Т.
  • Ту-155 — модификация Ту-154, представляющая собой экспериментальную версию самолета, способную работать на водороде или метане в качестве топлива.

Читайте также: Самолет Ан-14 Пчелка

Производство и эксплуатация Ту-154

Начала с 1970 и по 1998 г. Всего было выпущено 918 единиц Ту-154, среди которых:

  • 604 Ту-154, в том числе 9 грузовых Ту-154С, модернизированных в конце 80-х годов;
  • 313 Ту-154М.

Его по праву называют самым распространенным пассажирским самолетом в Советском Союзе. На экспорт отправлено 150 самолетов Ту-154.

В полете

С момента первого успешного полета в 1972 году прошло более 40 лет. Оборудование самолета технически устарело, и с середины 2000-х годов его списывают с полетов. На такой шаг авиакомпаниям пришлось пойти не столько из-за добычи ресурсов или отсутствия качества комфорта в самолете, сколько из-за расчета стоимости перелета.

По сравнению с западными аналогами двигатель авиалайнера Ту-154 потребляет в два раза больше топлива при той же мощности. Это можно объяснить тем, что проектирование самолета пришлось на 60-е годы, когда цена топлива не была определяющим фактором, и, соответственно, расход топлива учитывался в меньшей степени.

Однако даже в конце 2008 г. Ту-154 занимал половину парка пассажирских самолетов российских авиакомпаний. Но мировой финансовый кризис, в который многие страны погрузились в конце 2008 — начале 2009 года, вынудил «старожилов» быстро оставить свои позиции.

Одна за другой, учитывая будущие финансовые потери, российские авиакомпании стали отказываться от эксплуатации Ту-154:

  • 17.10.2008 г. – полностью выведен из эксплуатации весь парк Ту-154 компанией «S7» – крупнейшим отечественным перевозчиком;
  • 2009 г. – отказ от эксплуатации Ту-154 компаниями ГТК «Россия» и «Аэрофлот». На последнем Ту-154 выполнял регулярные рейсы в течение 38 лет.

Поскольку в начале XXI века элементы авиалайнера морально устарели, на смену ему пришли более совершенные аналоги: «Боинг-737» и Airbus A320. Ту-154 запретили выполнять полеты в странах ЕС из-за превышения ограничений по уровню шума. Допускались только самолеты, оборудованные специальными шумопоглощающими панелями. Полностью спратиили летать Ту-154 (заэкспрессия Ту-154М) в воздушном пространстве ЕС в 2006 году. На данный момент эти лайнеры регулярно работают только в странах СНГ.

Авиакомпании «Аэрофлот», ГТК «Россия» и «Сибирь» отказались от эксплуатации Ту-154 в 2008–2009 годах.

16.10.2011 г. – последний рейс авиалайнера при поддержке «Уральских авиалиний». Эта компания эксплуатировала самый «старый» в России пассажирский Ту-154, выпущенный еще в 1977 году. Но если брать глобальные масштабы, то по данным 2012 г. В Северной Корее (авиакомпания AirKoryo) еще стояла машина 1976 года с регистрационным номером Р-552 на регулярных рейсах.

В аэропорту

В конце 2010 г. На территории Российской Федерации в полной эксплуатации находилось более 100 самолетов Ту-154. В июне 2013 года «ЮТэйр» (23 самолета) стала обладателем самого большого парка Ту-154 в России).

За пределами РФ больше всего машин Ту-154 в Казахстане — 12 шт.

На начало 2011 года самолеты Ту-154 совершали рейсы в Таджикистан (5 лайнеров), Беларусь (5), Узбекистан (3), Азербайджан (3), Киргизию (3), Китай (3), Северную Корею (2).

20.02.2010 г была ведведная запись на опрос лайнеров Ту-154 государстом Ирана.

По одному самолету остается в руках правительств Чехии, Польши, Болгарии и Словакии.

Судьба оставшихся экземпляров Ту-154 по статистике распределилась следующим образом:

  • 73 – разрушено в результате серьезных аварий и катастроф;
  • 187 – направлено в металлолом;
  • 89 – планируется порезать на металл;
  • 24 – музейные экспонаты, из них 1 – музей-ресторан;
  • 283 – в собственности авиакомпаний, из них более 100 – в полной летной годности.

К июню 2013 г. Ту-154 выполнял регулярные рейсы в следующих авиакомпаниях России:

  • ЮТэйр – 23 лайнара. Планируется до конца 2014 года полностью заменить весь парк Ту-154 на Airbus 321;
  • «Якутия» – 4 самолета;
  • «Алроса» – 7 самолетов. На будущее планируется их полная замена на Бойн-737;
  • «Космос» – 4 авиалайнера;
  • «Газпромавиа» − 2 самолета;
  • «Татарстан» — 2 лайнера, планируют купить третий. Эксплуатируюсь на продмене друга бортов.

По состоянию на начало 2014 года в мире насчитывается всего 80 лайнеров Ту-154. Однако этот самолет еще надолго останется в истории как один из самых массовых серийных авиалайнеров отечественного производства. Причиной отказа многих авиакомпаний от эксплуатации Ту-154 были не только его устаревшее оборудование и большой расход топлива, но и многочисленные аварии и катастрофы с его участием (хотя расследования чаще всего устанавливали причину авиакатастроф в человеческом факторе).

По прогнозам специалистов гражданской авиации уже в 2015 г. Ту-154 будут полностью списаны со счетов авиакомпаний и заменены более современными машинами.

На взлете

Однако есть возможность эксплуатации этих самолетов различными государственными структурами (МВД, ФСБ, МО).

Последний самолет Ту-154 выпущен 19.02.2013 на заводе «Авиакор» (бывший КуАЗ) в Самаре и получил заводской номер 998.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector