История создания
История самолета Ту-154 начинается в 1963 году, когда главный конструктор ОКБ Туполева Эгер С. М было поручено разработать прототип самолета, способного составить конкуренцию Боингу-727. Машина собиралась на платформе реактивных Ту-16, Ту-95 и Ту-114, однако основным назначением Ту-154 была авиаперевозка гражданских лиц. Первая версия пассажирского самолета называлась Ту-104Д, в СССР она сошла с конвейера в начале 1963 года.
Чертежи Ту-154 созданы на платформе Ту-104, но инженеры решили изменить хвостовую часть и внести ряд исправлений в конструкцию кабины и силовых агрегатов, сохранив при этом остальную часть фюзеляжа и оставив крылья практически без изменений. Для той очень нормальной работы главные программисты программируют его, углевходной части воздузозаборников был вемный программы к вертиклаской оси.
История создания пассажирского лайнера получила свое логическое продолжение в 1965 году, когда КБ Туполева удалось предложить лучший проект самолета, отвечающий тактико-техническим требованиям МГА. Первый полет Ту-154 должен был состояться в марте 1967 года, однако по ряду причин самолет впервые поднялся в воздух осенью того же года. Впервые за всю практику отечественного пассажирского самолетостроения было решено прибегнуть к использованию нереверсивной бустерной системы.
Фото самолета Туполев Ту-154
Пассажирский салон Ту-154М авиакомпании «Белавиа»
Самолет Ту-154М «Белавиа» EW-85748 в аэропорту Минска
Самолет Ту-154 RA-85133 «Омскавия» в аэропорту Омска
Самолет Ту-154 авиакомпании «ЮТейр» в аэропорту Сургута
Эксплуатанты
В разные годы самолеты этого типа эксплуатировались «Аэрофлотом», а также гражданскими перевозчиками и различными ведомствами Азербайджана, Албании, Армении, Афганистана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Куба, Ливия, Молдова, Монголии, детского сада, Польши, Румынии, патологии, Туркмении, Турции, Украины, Узбезкита, Чехословакии и др стран мира — всего части 300 авиапредприятий.
По состоянию на октябрь 2020 года в эксплуатации остается несколько десятков Ту-154, большая часть из них используется военными ведомствами России и Китая. Регулирная пассажирская экспулатция практически прекратилась: два экземпляра продолжают выполнять рейсы под флагом северокорейской авиакомпании Air Koryo.
Особенности конструкции Ту-154
Планер Ту-154 спроектирован по классической аэродинамической схеме. Крылья расположены низко и имеют стреловидную форму. Хвостовое перо имеет Т-образную форму с расположенными вверху регуляторами высоты. Двигатели самолета размещены в хвостовой части.
4 спаренных двигателя установлены на пилонах, по бокам фюзеляжа и один в хвостовом обтекателе под килем. Такое решение было принято для снижения шума в салоне самолета при работе двигателей.
Крыло
Строительство ведется по схеме балочного типа (кессон). Три ложерона обеспечивают жесткость крыла. Само крыло имеет развитый механизм:
- Предкрылки;
- Закрылки шелевого типа;
- Елероны;
- Перехватчики.
Профиль крыла, его геометрические параметры и механизация преследуют одну цель. Добиться максимальной экономии фильпа в крейсерском редиме пелита.
Шасси
Шасси самолета выполнено по трехконсольной схеме. Базовое вертикальное шасси имеет восьмиколесные тележки, очистка производится с помощью гидравлической системы. Носовая опора имеет два поворотных колеса, уборка осуществляется при помощи гидравлической системы.
Салон
Салон самолета состоит из двух отдельных отсеков. Между ними вестибюль и буфет. Общее количество мест для пассажиров – 158, не считая дополнительных, которые можно установить на мини-рельсы.
По классификации салон делится на три типа:
- Бизнес-класс;
- эконом класс;
- Стандартный класс.
Салоны расположены по порядку, как в списке от кабины пилота. Максимальная вместимость — 164 пассажира.
Кабина
Экипаж самолета состоит из:
- Первый и второй пилоты;
- Бортинженер;
- Бортпроводников от четырех до шести человек.
Возможно размещение в отсеке отсеке управление стурмана.
Кабина пилота расположена в носовой части фюзеляжа самолета, имеет хороший обзор, как и кабина, кабина герметична. В отделе управления есть рабочие места для пилотов и бортинженеров. Бортпроводники имеют кресла в салоне.
Технические характеристики Ту-154
Ту-154Б-2 | Ту-154М | |
Размеры | ||
Длина | 47,9 м | |
Размах крила | 37,55 м | |
Площадь крила | 201,45 м² | 202,0 м² |
Высота | 11,4 м | |
Диаметр фюзеляжа | 3,8 м | |
Ширина салона | 3,56 м | |
Высота салона | 2,02 м | |
Масса | ||
Максимальный взлет | 98-102 т | 100—104 часа |
Максимальная посадка | 78 т | 80 т |
Пустой | 51 т | 55 т |
Максимальная коммерческая нагрузка | 18 ч | |
Максимальный запас топлива | 39,75 т | |
Расход авиатоплива | 6200 кг/ч | 5400 кг/ч |
Летние данные | ||
Количество пассажиров | 152—180 | 164—180 |
Крейсерская скорость | 900 км/ч | 900—950 км/ч |
Максимальная скорость | 975 км/ч | |
Максимальное количество М | 0,88 | 0,86 |
Дальность пелета с последней коммерческой осенью | 2650 км | 3900 км |
Дальность пелета с максимальной заправкой | 3900 км | 6600 км |
Длина разбега | 2300 м | |
Длина пробега | 2200 м | |
Высота полета | 11 100 м | |
Потолок | 12 100 м | |
Экипаж | 4 человека | |
Двигатели | 3 × 10 500 кгс НК-8-2 | 3 × 11000 кгс Д-30КУ-154-II |
Модификации самолета
Существует 12 модификаций пассажирского лайнера Ту-154:
- Ту-154 — первая модель самолета, серийно производившаяся с 1971 по 1974 год. Первоначально использовалась в качестве почтовой службы.
- Ту-154А — модификация Ту-154, имеющая дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели и, как следствие, увеличенную дальность полета. Кроме того, отличительными чертами Ту-154А являются улучшенная аэродинамическая форма крыла и корпуса.
- Ту-154Б — вариант лайнера с усиленной конструкцией крыла, дополнительными топливными баками и увеличенной пассажировместимостью, а также взлетной массой. Также есть продвинутый автопилот.
- Ту-154Б-1 — дальнейшая модификация Ту-154, имеющая улучшенную систему бортовой электроники и большую пассажировместимость.
- Ту-154ЛЛ — модификация Ту-154, представляющая собой летающую лабораторию для испытаний космического корабля «Буран”.
- Ту-154М — практически полная переделка самолета, обладающая повышенной экономичностью (экономия топлива — около тонны в час), улучшенными аэродинамическими характеристиками, новой системой авионики и увеличенной взлетной массой.
- Ту-154М2 — модификация Ту-154, разработанная в 1990-х годах и так и не запущенная в серию. Предполагалось, что Ту-154М2 будет оснащен новыми, более экономичными двигателями и меньшим уровнем шума в салоне.
- Ту-154М100 — модификация Ту-154М со встроенным западным комплексом авионики, улучшенным салоном и салоном повышенной комфортности.
- Ту-154ОН — самолет, предназначенный для полетов над странами, участвующими в программе «Открытое небо”.
- Ту-154М-ЛК-1 — модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарин.
- Ту-154С – грузовая моднификация лайнер, также имею издание Ту-154Т.
- Ту-155 — модификация Ту-154, представляющая собой экспериментальную версию самолета, способную работать на водороде или метане в качестве топлива.
Читайте также: Самолет Ан-14 Пчелка
Производство и эксплуатация Ту-154
Начала с 1970 и по 1998 г. Всего было выпущено 918 единиц Ту-154, среди которых:
- 604 Ту-154, в том числе 9 грузовых Ту-154С, модернизированных в конце 80-х годов;
- 313 Ту-154М.
Его по праву называют самым распространенным пассажирским самолетом в Советском Союзе. На экспорт отправлено 150 самолетов Ту-154.
С момента первого успешного полета в 1972 году прошло более 40 лет. Оборудование самолета технически устарело, и с середины 2000-х годов его списывают с полетов. На такой шаг авиакомпаниям пришлось пойти не столько из-за добычи ресурсов или отсутствия качества комфорта в самолете, сколько из-за расчета стоимости перелета.
По сравнению с западными аналогами двигатель авиалайнера Ту-154 потребляет в два раза больше топлива при той же мощности. Это можно объяснить тем, что проектирование самолета пришлось на 60-е годы, когда цена топлива не была определяющим фактором, и, соответственно, расход топлива учитывался в меньшей степени.
Однако даже в конце 2008 г. Ту-154 занимал половину парка пассажирских самолетов российских авиакомпаний. Но мировой финансовый кризис, в который многие страны погрузились в конце 2008 — начале 2009 года, вынудил «старожилов» быстро оставить свои позиции.
Одна за другой, учитывая будущие финансовые потери, российские авиакомпании стали отказываться от эксплуатации Ту-154:
- 17.10.2008 г. – полностью выведен из эксплуатации весь парк Ту-154 компанией «S7» – крупнейшим отечественным перевозчиком;
- 2009 г. – отказ от эксплуатации Ту-154 компаниями ГТК «Россия» и «Аэрофлот». На последнем Ту-154 выполнял регулярные рейсы в течение 38 лет.
Поскольку в начале XXI века элементы авиалайнера морально устарели, на смену ему пришли более совершенные аналоги: «Боинг-737» и Airbus A320. Ту-154 запретили выполнять полеты в странах ЕС из-за превышения ограничений по уровню шума. Допускались только самолеты, оборудованные специальными шумопоглощающими панелями. Полностью спратиили летать Ту-154 (заэкспрессия Ту-154М) в воздушном пространстве ЕС в 2006 году. На данный момент эти лайнеры регулярно работают только в странах СНГ.
Авиакомпании «Аэрофлот», ГТК «Россия» и «Сибирь» отказались от эксплуатации Ту-154 в 2008–2009 годах.
16.10.2011 г. – последний рейс авиалайнера при поддержке «Уральских авиалиний». Эта компания эксплуатировала самый «старый» в России пассажирский Ту-154, выпущенный еще в 1977 году. Но если брать глобальные масштабы, то по данным 2012 г. В Северной Корее (авиакомпания AirKoryo) еще стояла машина 1976 года с регистрационным номером Р-552 на регулярных рейсах.
В конце 2010 г. На территории Российской Федерации в полной эксплуатации находилось более 100 самолетов Ту-154. В июне 2013 года «ЮТэйр» (23 самолета) стала обладателем самого большого парка Ту-154 в России).
За пределами РФ больше всего машин Ту-154 в Казахстане — 12 шт.
На начало 2011 года самолеты Ту-154 совершали рейсы в Таджикистан (5 лайнеров), Беларусь (5), Узбекистан (3), Азербайджан (3), Киргизию (3), Китай (3), Северную Корею (2).
20.02.2010 г была ведведная запись на опрос лайнеров Ту-154 государстом Ирана.
По одному самолету остается в руках правительств Чехии, Польши, Болгарии и Словакии.
Судьба оставшихся экземпляров Ту-154 по статистике распределилась следующим образом:
- 73 – разрушено в результате серьезных аварий и катастроф;
- 187 – направлено в металлолом;
- 89 – планируется порезать на металл;
- 24 – музейные экспонаты, из них 1 – музей-ресторан;
- 283 – в собственности авиакомпаний, из них более 100 – в полной летной годности.
К июню 2013 г. Ту-154 выполнял регулярные рейсы в следующих авиакомпаниях России:
- ЮТэйр – 23 лайнара. Планируется до конца 2014 года полностью заменить весь парк Ту-154 на Airbus 321;
- «Якутия» – 4 самолета;
- «Алроса» – 7 самолетов. На будущее планируется их полная замена на Бойн-737;
- «Космос» – 4 авиалайнера;
- «Газпромавиа» − 2 самолета;
- «Татарстан» — 2 лайнера, планируют купить третий. Эксплуатируюсь на продмене друга бортов.
По состоянию на начало 2014 года в мире насчитывается всего 80 лайнеров Ту-154. Однако этот самолет еще надолго останется в истории как один из самых массовых серийных авиалайнеров отечественного производства. Причиной отказа многих авиакомпаний от эксплуатации Ту-154 были не только его устаревшее оборудование и большой расход топлива, но и многочисленные аварии и катастрофы с его участием (хотя расследования чаще всего устанавливали причину авиакатастроф в человеческом факторе).
По прогнозам специалистов гражданской авиации уже в 2015 г. Ту-154 будут полностью списаны со счетов авиакомпаний и заменены более современными машинами.
Однако есть возможность эксплуатации этих самолетов различными государственными структурами (МВД, ФСБ, МО).
Последний самолет Ту-154 выпущен 19.02.2013 на заводе «Авиакор» (бывший КуАЗ) в Самаре и получил заводской номер 998.