- Путь генерального
- Перспективные разработки
- За дело берётся Антонов
- Минимизация себестоимости
- «Аннушка»
- Достойная замена Ан-12 и С-160
- Погром 1952-го
- Два мотора вместо четырех
- Ан-8, Ан-10 и Ан-12
- Преимущества
- Линейка Ан-24
- Военно-транспортная модификация
- Область использования
- Конкуренты
- Гигантские транспортные самолеты Антонова, фото которых потрясли весь мир
- Транспортник нового поколения
- КБ им. О. К. Антонова сегодня
Путь генерального
Олег Константинович родился в Троице, пригороде Москвы, в 1906 году. Сын потомственного дворянина, он получил такое же образование, как и многие мальчишки после Гражданской войны, сначала в ремесленном училище и училище, затем в университете города Саратова. Он увлекся авиастроением в восемнадцать лет, занимался проектированием и постройкой планеров. В 1933 году Антонов был назначен главным конструктором Тушинского авиационного завода, а в 1938 году — главным инженером КБ Яковлева.
К началу войны он уже главный конструктор Ленинградского авиазавода, затем становится первым заместителем «короля истребителей» Яковлева. В первый послевоенный год Антонову поручили возглавить филиал КБ в Новосибирске. Вскоре там был образован отдельный офис, который в 1952 году был переведен в Киев. Все самолеты Антонова будут создаваться в столице Советской Украины, хотя первые из них поднялись в небо еще в Новосибирске. Выдающийся конструктор умер в 1984 году.
Перспективные разработки
Гражданская авиация остро нуждается в перспективных моделях, отвечающих повышенным экологическим стандартам, низкой стоимости эксплуатации, с оптимальным соотношением цены и качества, комфорта и безопасности. И если зарубежные партнеры уже перешли на новый модельный райд, российские и украинские авиапредприятия вынуждены быстро наверстывать упущенное.
В 2000-е годы ГП «Антонов» активно приступило к разработке новых и модернизации старых моделей самолетов Ан:
- Узкофузеляжный ближнемагистральный пассажирский Ан-148 и его усовершенствованная версия Ан-158.
- Среднемагистральный военно-транспортный и грузовой Ан-70, на который возлагаются большие надежды.
- Модернизированный Ан-124 «Руслан».
- Совершенно новый транспортный двухмоторный Ан-178, который, по замыслу конструкторов, должен заменить морально устаревший и физически изношенный самолет Ан-12.
За дело берётся Антонов
Конфигурация самолета, аналогичная СХ-1, пришла в 1940 году в голову Олегу Антонову. Его модель называлась «Самолёт №4». Антонову повезло больше. В трудные военные годы не до «везения», но в конце Великой Отечественной войны, когда уже начался подъем экономики, Антонову удалось разместить заказ на свой самолет через Никиту Хрущева. Будущий генсек еще не был любителем кукурузы, но уже считал себя крупным специалистом в сельском хозяйстве.
Ведь поддержка Хрущева помогла Антонову только создать опытные самолеты и подготовить документацию. Резолюции, полученные от институтов гражданской и военной авиации, впечатляли. Самолет был назван слишком дорогим и непригодным для обслуживания вне аэродромов. Грузоподъёмность в 1,5 тонны была признана слишком малой.
Антонов не сдавался. Он убедил своего непосредственного начальника Александра Яковлева (Антонов был его заместителем) отпустить его в Новосибирск, где находился филиал Яковлевского бюро. Там конструктор быстро привлек к своей идее нескольких коллег и в январе 1946 года убедил Яковлева в необходимости создания будущего Ан-2. Постановление Яковлевой стало решающим – 31 мая 1946 г специальным постановлением ОКБ Антонова было создано Политбюро и одобрено строительство самолета, названного пока просто «Т» – транспортный. Так Антонов стал самостоятельным Главным конструктором.
Минимизация себестоимости
Для удешевления новые транспортные самолеты «Ан» унифицированы с уже разработанными и выпускаемыми моделями. Какими бы выдающимися характеристиками ни обладал самолет, важнейшим показателем для гражданской авиации является «цена вопроса». При схожих показателях покупатель отдавал предпочтение более дешевой модели на момент покупки и более экономичной в эксплуатации.
По составу планера и бортового оборудования Ан-178 на 50-60% унифицирован с региональными пассажирскими самолетами нового поколения Ан-148 и Ан-158, уже подтвердившими на практике все заявленные характеристики. Помимо снижения технических рисков, унификация позволит сократить сроки создания самолетов до 2-2,5 лет. Сегодня работы по строительству Ан-178 ведутся очень интенсивно. В ближайшее время планируется завершить строительство первой летней модели. В 2014 году фюзеляж был построен, осталось смонтировать крылья и установить оборудование.
«Аннушка»
Нужен был разу же после войны народному хозяйтузытузы летательный парпарат, и это прекрасно понимал О. К. Антонов. Самолет (вертолеты еще не получили достаточного распространения) должен был осуществлять перевозку грузов, почты и производить воздушные сельскохозяйственные работы. О пассажирском транспорте речи не шло, хотя, как показали дальнейшие события, этот биплан оказался способным перевозить миллионы советских людей.
Машину проектировал в Новосибирске коллектив энтузиастов во главе с молодым руководителем, и первый блин так и не вышел ни у кого. Проект встретил сопротивление со стороны руководства отрасли, считавшего его анахронизмом в середине 20 века. Отстаивал в выходных кабинетах идею сам О. К. Антонов.
Самолет Ан-2 пережил своих критиков на многие десятилетия, на его базе было создано несколько модификаций, в том числе гидроплан (Ан-4), метеорологический (Ан-6) и вариант, оснащенный турбодвигателем (Ан-3). Биплан (кстати, самый крупный из серийно выпускаемых в мире) может перевозить до 1,6 т груза (или 10-12 пассажиров) со скоростью 180 км/ч на расстояние до 990 км.
Достойная замена Ан-12 и С-160
178-й задумывался как высокотехнологичная замена средним турбовинтовым четырехмоторным транспортным самолетам модели Ан-12, которых за последнее десятилетие было выпущено около 1400 экземпляров. «Старичков» до сих пор активно эксплуатируют в странах СНГ, Азии, Африки. Разработанный в 1960-х годах Ан-12 фактически не имеет достойной замены по техническим характеристикам и коммерческой выгоде.
Хотя Ан-178 конструктивно отличается от Ан-12 и его эксплуатационные характеристики не заменяют на 100% возможностей двенадцатой модели, 178-й по-прежнему остается оптимальным вариантом для замены старого транспортного парка отечественных компаний.
Для заказчиков, ориентированных на западную технику, Ан-178 предлагается в качестве альтернативы устаревшей франко-германской модели «Трансаль» С-160 — двухмоторный турбовинтовой транспортный самолет, которых в 70-80-х годах было выпущено 214 штук.
Погром 1952-го
В конце 1952 года Правительство СССР приняло решение наладить в Киеве производство деталей фюзеляжа Ил-28. Легендарный бомбардировщик (он спечел даже повоевать в Афганистане против талибов) перешёл дорогу Ан-2. Из сборочных цехов вышвырнули не только оборудование, но и недостроенные корпуса Ан-2. Отчаяние самого Антонова и его сотрудников было безгранично…
Хрущев снова стал спасителем. Захватив власть в стане после меретьна, Никита Сергеевич не ставил быз очень своего любимого авиаконструктора. Киевский завод снова получил заказы на Ан-2, и к 1963 году завод собрал более 3000 машин.
Два мотора вместо четырех
Создатели гордятся новой концепцией Ан-178. Фото самолета наглядно демонстрирует его главное принципиальное отличие от Ан-12 — всего два винта вместо четырех. Переход с четырехмоторной компоновки компоновки на двухмоторную не случаен. Построение основано на оценке потребностей мирового рынка. Хорошо видна современная тенденция развития рамповых транспортных самолетов, когда при проектировании и производстве транспортных самолетов среднего класса производители заменяют четырехдвигательные турбовинтовые самолеты двухдвигательными турбореактивными.
Расчеты показывают, что при примерно одинаковом часовом расходе топлива турбореактивные двухдвигательные модели имеют более высокие характеристики благодаря значительно большей крейсерской скорости.
Ан-8, Ан-10 и Ан-12
Эти самолеты Антонова положили начало его деятельности в области транспортной авиации и сформировали общий стиль КБ. В дальнейшем проекты, построенные в Киеве, имели примерно аналогичную схему моноплана с высоко расположенным крылом. Первым из них стал двухмоторный Ан-8 (1954 г.), ехидно названный А. Н. «Хороший сарай» Туполева.
Фюзеляж был действительно просторным, в нем помещалось много полезного негабаритного груза, перевозка которого стала актуальной задачей советской авиации в период массового строительства и освоения труднодоступных районов. Дальнейшим развитием проекта стали четырехмоторный пассажирский лайнер Ан-10 и транспортник Ан-12. Самолеты Антонова появились на шоссе в 1955 г и имели схожие характеристики: грузоподъемность — до 20 т, скорость — около 570 км/ч, дальность полета — 5,5 тыс км.
Преимущества
Модель планируется оснастить двумя турбовинтовыми двигателями, которые обеспечат высокую скорость полета, летно-технические характеристики и снизят уровень шума. Особенностью самолета являются увеличенные габариты грузового салона, что позволяет перевозить практически все виды тарно-штучных грузов, существующих в мире. В частности, в морских контейнерах и на поддонах.
Как и все самолеты «Антонов», Ан-178 обладает такими качествами, которые необходимы транспортнику, такими как всеаэродромность, автономность, высокая надежность, непредсказуемость, отказоустойчивость.
Линейка Ан-24
По истечении полусотни рабочих лошадей «Аэрофлота» Ил-14 и Ли-2 требовали замены. В 1958 году КБ О. К. Антонова предложила новый авиалайнер для средних дорог — Ан-24, который, в отличие от большинства предыдущих моделей пассажирских самолетов, не был конверсией бомбардировщика, а с самого начала разрабатывался как гражданский самолет. Это говорило о комфорте, очень хорошем для того времени.
Такие качества, как удивительная надежность, экономичность и неприхотливость как в обслуживании, так и по отношению к взлетно-посадочным полосам, обусловили огромную популярность лайнера (он перевез треть всего пассажиропотока) и его высокий экспортный потенциал.
На базе Ан-24 было создано множество модификаций, например, такие как транспортный вариант с аппарелью (Ан-26), высокогорный (Ан-38), самолет для аэрофотосъемки (Ан-30) и военный (Ан-34), не считая ледовых разведчиков, штабных бортов и многих других вариаций на заданную тему. В начале третьего тысячелетия самолет производился по лицензии в Китае под индексом Y-7. Замену найти очень сложно, особенно в полярной авиации, поэтому в эксплуатации до сих пор находится около сотни экземпляров.
Военно-транспортная модификация
Инициатором создания и основным заказчиком Ан-178 является Военное ведомство Украины. Решение о том, что армии нужен новый военно-транспортный самолет среднего класса, было предсказано временем. Ресурс Ан-12 и С-160 частично исчерпан. Между тем, во многих странах мира сформировался целый спектр задач, идеально адаптированных к автомобилям именно такого размера.
Средняя грузоподъемность таких самолетов составляет 11-13 тонн (более 70% транспортных задач), дальность полета 2000-3000 км. Опыт эксплуатации самолетов Ан-12 и С-160 показывает, что перевозки самоходной и несамоходной колесной техники, а также бронетехники на них осуществляется редко, а более тяжелые самолеты – Ил-76 и С-17А – обычно используются для решения таких задач. Основной задачей средних ВТС является материально-техническое обеспечение войск, парашютное десантирование малых подразделений или грузов на платформы, транспортировка раненых и транспортировка легкой техники, доставка двигателей, снаряжения и т д
Также такие самолеты чаще всего используются для доставки (в том числе в труднодоступные регионы мира) грузов на стандартных паллетах и в контейнерах. Ширина решаемых задач определяется оптимальными размерами поперечного сечения и габаритами такого транспортного средства.
Область использования
Любой самолет предназначен для конкретных задач. 178-й задумывался как многоцелевой транспортник, который можно легко переоборудовать как для гражданских, так и для военных транспортных целей, а также для специальных структур (МЧС, медслужбы и т.п).
Первый заказ на Ан-178 подал Минобороны Украины. Впрочем, в ГП «Антонов» рассчитывают и на значимые заказы от гражданской авиации, компаний, занимающихся грузоперевозками.
Уникальной особенностью модели является возможность доставки всех видов пакетированных грузов (в контейнерах и на паллетах), в том числе крупногабаритных грузовых контейнеров 1С (морской контейнер) шириной 2,44 х 2,44 м. Это делает Ан-178 незаменимым транспортным средством для тылового обеспечения в коммерческой эксплуатации, в войсках, для использования в чрезвычайных ситуациях.
Читайте также: Боинг 737-800: boeing самолёт (Победа), салон, кабина, вес, крейсерская скорость, технические характеристики
Конкуренты
Фактически потенциальных конкурентов на европейском рынке у разрабатываемого Ан-178 всего два. Украинский самолет близок по классу и возможностям к новому реактивному среднемагистральному транспортному самолету Embraer KC-390, который призван заменить С-130. Аналогичные характеристики имеет российско-индийский проект МТА.
Ведь у Embraer и MTA разные философии разработки и применения. Прежде всего, самолет Ан-178 имеет меньшие габариты и взлетную массу, а также создан на базе уже существующей платформы — проверенного регионального самолета семейства Ан-148. Это позволяет сделать его значительно дешевле конкурентов и со значительно меньшим расходом топлива, что сказывается на стоимости жизненного цикла самолета.
Гигантские транспортные самолеты Антонова, фото которых потрясли весь мир
КБ Антонова тоже умело создавать небольшие самолеты, типа «Пчелы» Ан-14 (следующая современная версия — Ан-28) с кабиной как у маршрутного такси, но раскачиваться могла в поистине циклопических масштабах. Первый фурор произошел в Ле-Бурже в 1960 году, когда над головами ошеломленной публики на малой высоте пролетел «Антей» Ан-22. Никто не видел такой огромной машины в тот момент. Взлетная масса этого гиганта составляет двести и более тонн, в полете он развивает скорость 560 км/ч и может доставлять грузы на расстояние до 5,5 тыс км.
Но прогресс движется постоянно, и в 1982 году в производство запускается самый большой и до сих пор серийно выпускаемый транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Его взлетная масса достигает почти 400 тонн, скорость превышает 800 км/ч. Но это еще не предел. В 1986 году успешно прошли испытания самолета Ан-225 «Мрия» взлетной массой до 640 тонн.
Всего было построено два экземпляра — это штучный товар, спрос на который нерегулярный, поэтому в серию такой гигант не пошел. При перевозке особо крупногабаритных и тяжеловесных грузов иностранные компании и госструктуры арендуют самолет «Антонов», фото и размеры которого шокируют.
Транспортник нового поколения
По замыслу конструкторов, 178-я модель в майнышие год-два пополнит семью транспортных летательных аппаратов Ан. Грузовые самолеты нового поколения уже с интересом ждут потенциальных заказчиков. Первый полет запланирован на 2015 год.
Опыт эксплуатации грузопассажирских и транспортных самолетов показывает, что на первый план выходят многоцелевые модели. Заменить такую миссию станет повторной работой украинских конструкторов — самолета Ан-178. Характеристики соответствуют самым современным нормам.
Развитие этого самолета в линейке транспортных «Анов» сегодня является одной из основных программ компании. Перед командой стоит задача создать достойную замену ветерану Ан-12, который долгие годы был одним из лучших транспортных самолетов планеты. Тенденции развития мирового рынка позволяют надеяться, что Ан-178 будет востребован как в военной, так и в гражданской отраслях.
КБ им. О. К. Антонова сегодня
После распада СССР авиационная промышленность, ранее единая, оказалась раздробленной и разделенной между государствами, образовавшимися на просторах огромной страны. Конструкторское бюро имени Антонова стало украинским и имело все шансы заполнить объемный сегмент рынка среднемагистральных лайнеров и транспортеров. Но случилось иначе.
Политические возмутители спокойствия свели кооперацию российских и украинских авиастроителей к минимуму, а модели, разработанные еще в советские годы, по разным причинам не раскрыли своего модификационного потенциала. Новый самолет «Антонов-140», который по замыслу конструкторов должен был вытеснить «отслуживших пенсионеров союзного звания» санитарных Ан-24, не дошел до потребителей, по крайней мере, в необходимых количествах.
Печальная судьба ближнемагистрального пассажирского самолета Ан-148 и военного транспортника Ан-178. Пойдет ли новый широкофюзеляжный лайнер Ан-218 — пока неизвестно, но обычно экономическое состояние страны о надежде не внушает.