- История создания
- Технические характеристики в сравнении с конкурентами
- Особенности конструкции самолета Як-42
- Схема салона
- Салон на 2 класса обслуживания
- Летно-технические характеристики Як-42
- Летные данные:
- Эксплуатация самолета в наши дни
- Шаг вперед: ЯК-42А
- Схема салона самолета на один класс обслуживания
- Лучшие и худшие места
- Основные характеристики Як-42
- Модификации Як-42
- Фото Як-42
- Эксплуатация самолета Як-42
- Интересные факты
- След в истории
- Пассажирский салон:
- Разнообразие моделей
История создания
В начале 1970-х годов в СССР было принято решение о создании нового среднемагистрального авиалайнера, призванного заменить устаревшие авиалайнеры Ту-134 и Ил-18. Разработкой машины занялись конструкторы ОКБ Яковлева; в ходе работ активно использовался опыт, полученный при создании самолета Як-40.
Конструкцию самолета выбрали аналогичную лайнерам Ту-154 и Як-40 — с тремя двигателями в задней части машины и Т-образным хвостовым оперением. За два года (1974-1976) было изготовлено четыре прототипа нового самолета, один из которых даже имел специальный парашют для штопорных испытаний.
Первый прототип будущего авиалайнера имел размах крыла 11°. Изначально конструкторы планировали почти полностью повторить конструкцию Як-40 и установить на новый самолет практически прямое крыло. Такое конструкторское решение увеличило подъемную силу самолета, что позволило сэкономить топливо и увеличить дальность полета. Однако крыло большей стреловидности (особенно с более мощными двигателями) давало самолету лучшие скоростные характеристики.
Эскиз был представлен Брежневу и получил одобрение, которое на тот момент было чуть ли не решающим. После утверждения ОКБ Яковлева приняло решение сократить сроки разработки новой машины на один год. В конце 1974 года опытная машина была готова, а в марте 1975 года она впервые поднялась в воздух.
Испытания прошли нормально, но скоростные характеристики машины оказались ниже ожидаемых — 680 км/десять на высоте 8 тысяч метров. Министерство авиации требовало, чтобы новый лайнер имел крейсерскую скорость 700-800 км/ч. Для достижения таких характеристик в ОКБ Яковлева решили увеличить стреловидность крыла.
Изменения в конструкцию были внесены очень быстро: уже через несколько месяцев Як-42 с крылом новой формы участвовал в испытательных полетах. Самолет получил отличные отзывы летчиков-испытателей, которые отметили отличную энерговооруженность новой машины, ее прекрасную управляемость, устойчивость и хорошие пилотажные характеристики.
В 1977 году Як-42 экспонировался на Международной авиационной выставке во Франции.
Серийное производство нового самолета началось в 1977 году, но сертификат летной годности он получил только в 1980 году, когда началась эксплуатация. Серьезным ударом по проекту стала катастрофа в 1982 году под Мозырем, в результате которой все находившиеся на борту погибли. После этой трагедии производство и полеты Як-42 были остановлены на два года.
В 1988 году началось производство новой модификации самолета Як-42Д, имевшей большую дальность полета и увеличенную взлетную массу. Этот автомобиль был экспортирован. В настоящее время в связи с прекращением деятельности Саратовского авиационного завода техническое обслуживание лайнеров Як-42Д больше не проводится.
Последний Як-42 был изготовлен в 2003 году. В России эксплуатация этих самолетов продолжалась до трагедии, произошедшей 7 сентября 2011 года. В этот день под Ярославлем разбился Як-42, на борту которого находилась местная хоккейная команда «Локомотив». В результате аварии погибли 44 человека. После этих событий полеты Як-42 были приостановлены.
Технические характеристики в сравнении с конкурентами
Вес пустого, кг | 28960 | 27960 | 35000 |
Разрешенная стартовая масса, кг | 53500 | 43000 | 64000 |
Длина и т д | 36380 | 37100 | 35900 |
Высота и т.д. | 9830 | 9020 | 10170 |
Диапазон и т.д. | 34880 | 29000 | 37420 |
Диаметр фюзеляжа, мм | 3600 | 2900 | 3500 |
Площадь крыла, кв.м | 150,0 | 127,3 | 140,0 |
Крейсерская скорость, км/ч | 810 | 900 | 625 |
Максимальная дальность полета, км | 2300 | 1900 г | 6500 |
Крыша, м | 9600 | 11900 | 10 000 |
Пассажировместимость, чел | 120 | 76 | 120 |
Особенности конструкции самолета Як-42
Як-42 посчастливилось стать первым отечественным пассажирским самолетом с ТРДД. ТРДД представляет собой гибрид ТРД с внешним воздушным винтом. Вал турбины приводит в движение внутренний турбонагнетатель и внешний вентилятор, увеличивая общую тягу двигателя. Только реактивный двигатель без воздушного винта малоэффективен на малых скоростях.
ТРДД имеет корпус в виде коаксиальной трубы. Воздух в пространство между трубами нагнетается внешним вентилятором, что не только увеличивает тягу, но и очень важно для охлаждения. Турбореактивные двигатели надежны, имеют высокий моторесурс.
На Як-42 установлены двигатели с большой степенью двухконтурности (Д-36). Этот параметр относится к соотношению объемов впрыскиваемого воздуха в камеру сгорания и во внешний контур охлаждения. Чем выше это отношение, тем выше КПД двигателя. На Як-42 объемный коэффициент равен 5,4, что дает самолету хорошую экономичность. Еще одним преимуществом двухконтурной схемы является низкий уровень шума за счет снижения давления газа на выходе из сопла.
Правильность использования ТРДД на пассажирских самолетах подтверждена временем. Именно этот тип двигателя является основным двигателем для самолетов Boeing и производится компанией Rolls-Royce.
Конструкция Як-42 проста, надежна и утилитарна. В нем убраны многие излишества, но не в ущерб надежности. Кстати, изначально вагонку планировалось экспортировать в значительных масштабах, поэтому цена автомобиля не могла быть слишком высокой.
Использовались простые материалы внутренней отделки. Багажные полки не имеют крышек. Шасси — трехопорное унифицированной конструкции. Каждая опора имеет по две и по 4 одинаковые шины. Общее количество колес – 12.
Перевозки на средние расстояния часто осуществляются в аэропортах с не самым лучшим техническим оснащением. Як-42 может взлетать с любого аэродрома с твердым покрытием. Ему даже не нужна лестница, так как он встроен в дверь. Требования к освещению взлетно-посадочной полосы определяются навигационной электроникой, установленной на самолете. Все электронное оборудование может быть установлено на самолет Як-42. Бортовое электропитание имеет стандартные для авиации 200 вольт переменного тока частотой 400 Гц.
Электронное навигационное и связное оборудование в значительной степени единообразно и просто в установке. Сейчас такие доработки производятся усилиями частных авиакомпаний без участия авиазавода.
Пилотирование осуществляют два пилота вместо четырех. Это также дополнительно снижает эксплуатационные расходы. Аэродинамическая схема Як-42 — низкоплан с хвостовым расположением всех трех двигателей. Крыло сильно смещено назад. В небе (вид снизу) самолет прекрасно узнаваем с большого расстояния.
Уборка шасси производится гидроцилиндрами с приводом от штатной гидросистемы. Он также питает гидравлические стабилизаторы вертикального руля направления и закрылков. Бесперебойная работа этих систем является залогом безопасности.
В случае провала давления в гидравлическом контуре самолет будет неуправляем, поэтому гидросистема имеет огромный запас прочности и полностью независимый резервный контур. Аварийная гидросистема питается от аккумуляторов и имеет два резервных гидронасоса.
Помимо системы управления дублирована топливная система. На Як-42 пошли по пути установки простой топливной системы с тремя раздельными баками. Каждый из них имеет трубопроводы для трех двигателей. При локальном повреждении тросов, баков или отказе двигателя ручное переключение и (или) сращивание тросов осуществляется с помощью электромагнитных клапанов.
Для питания бортового электрооборудования и зарядки аккумуляторов предусмотрена вспомогательная силовая установка, представляющая собой маломощный авиационный двигатель. Он расположен в хвостовой части рядом с тремя маршевыми двигателями.
Схема салона
Сегодня эксплуатируемые самолеты Як-42Д имеют две компоновки: одноклассную и две комфортных.
Вход на борт осуществляется через хвостовое отверстие, имеется шесть запасных выходов на случай непредвиденных обстоятельств.
Салон имеет два санузла, в начале и в конце. В бизнес-зале места 2/2, они шире, чем в эконом-классе. В салоне доступны два ряда, восемь мест повышенной комфортности.
эконом-класс (96 мест) выглядит так: 3/3. Лучшие места в 1-м, 3-м и 10-м рядах. Перед первым рядом нет мест, места для ног больше, впереди есть перегородка.
Третий и десятый ряды находятся сразу за аварийными выходами и перед ними больше места. Запрещено размещать багаж под их сиденьями, а билеты на эти места не будут продаваться иностранцам, инвалидам, пассажирам с детьми и пожилым людям.
Во 2 и 9 рядах спинки кресел ограничены в откидывании или заблокированы, так как сзади есть аварийные двери.
Худшими местами будут стулья в 16 ряду, за которыми туалет, а спинка зафиксирована в одном положении.
Салон на 2 класса обслуживания
Расположение кресел в пассажирском салоне для 2 класса практически такое же, как и для класса обслуживания. По крайней мере, начиная с седьмого ряда. Впереди ряды — места бизнес-класса, их всего 16, расставленных по схеме 2 на 2. Всего в салоне с двумя классами обслуживания 100 пассажирских мест.
Небольшим недостатком первого ряда в бизнес-классе является близость к туалетам. В остальном с 7 ряда все как в салоне с классом обслуживания:
- сиденья 4 ряда — спинки сидений складываются не полностью;
- места в 7 ряду, с которого начинается эконом класс, неплохие. Здесь больше места для ног, спинка соседнего стула не падает на вас впереди. Однако из-за близости аварийных выходов не все могут купить билеты и нельзя положить сумки под сиденья.
- 13 ряд неудобен из-за того, что спинки кресел не откидываются, но так как полеты на этих самолетах обычно не такие продолжительные, этим неудобством иногда можно пренебречь.
- 14 ряд считается практичным, потому что там много места для ног.
- 20-й ряд считается самым непрактичным, но не стоит забывать статистику, которая показывает, что в случае аварии выживает больше пассажиров, занимающих места сзади автомобиля.
Летно-технические характеристики Як-42
Параметр | Важность |
Продюсер компании | ОКБ А.С. Яковлева |
Тип | средняя дистанция, узкое тело |
Длина | 36,38 м |
Размах крыльев | 34,88 м |
Площадь крыла | 150 м2 |
Размах крыла по линии 1/4 хорды | 23° |
Высота хвоста | 9,83 м |
Диаметр фюзеляжа | 3,80 м |
Ширина салона | 3,60 м |
Крейсерская скорость | 700 км/ч |
Максимальная скорость | 0,75 м (810 км/ч) |
Дальность полета | 2790 км (Як-42)
4000 км (Як-42Д) |
Высота полета | 9100 — 10100 м |
Стартовый пробег | 1800 м |
Длина хода | 1670 м |
Пустой вес | 33 500 кг |
Максимальный стартовый вес | 57,5 ч |
Максимальный посадочный вес | 51,0 ч |
Потребление топлива | 3100 кг/ч |
Удельный расход топлива | 35,0 г/(пасс.км) |
Экипаж | 2 пилота и 1 бортинженер |
Количество пассажиров (эконом) | 120 |
Двигатели | 3 × 63,74 кН Прогресс Д-36 |
Летные данные:
- Максимальная дальность полета (км) — 4000
- Дальность полета с максимальной загрузкой (км) — 1700
- Максимальная крейсерская скорость (км/ч) — 700
- Потолок (максимальная высота полета) (м) — 9600
- Стартовый пробег (м) — 1800
- Беговая длина (м) — 1670
- Двигатели — Д-36, 3 х 6500 кгс
- Удельный расход топлива (г/пасс.-км) 35,0
- Расход топлива в час (кг) 3 100
Эксплуатация самолета в наши дни
В 2017 году флот ИжАвиа Як-42 пополнился девятым по счету, куда он поступил после модернизации и технического обслуживания.
За время эксплуатации этот экземпляр налетал 17 000 часов, тогда как по техническим требованиям, установленным заводом-изготовителем, он может иметь 40 000 летных часов. Самолет перекрасили и присвоили новую авиакомпанию, фото Як-42 смотрите ниже.
Кроме того, обновлен салон самолета, появилась новая обивка пассажирских кресел не только в бизнес-классе, но и в эконом-классе. Внутренняя обивка фюзеляжа выполнена из современных материалов, санузлы стали красивыми и удобными. Авиакомпания «Ижавиа» постоянно работает над повышением уровня обслуживания, чтобы каждый пассажир чувствовал себя комфортно.
Шаг вперед: ЯК-42А
Развитием идеи Як-42Д должен был стать Як-42А. Серийное производство начато в 1999 году. Улучшения по сравнению с предыдущей моделью:
- левая дверь;
- система шумопоглощения;
- высота пуска ВСУ (новый уровень — 5 км);
- система блокировки люка.
Левая дверь давала пассажирам доступ к традиционным лестницам и современным телескопическим мосткам, установленным почти во всех аэропортах. Фиксированные положения закрылков улучшили летные характеристики. Обновление навигационного и пилотажного оборудования позволило использовать самолет на внутренних и международных линиях.
Читайте также: Почему в самолете нельзя пользоваться телефоном — что случится, если включить интернет на телефоне во время полета
Схема салона самолета на один класс обслуживания
Самолет выпускается в двух компоновках, вместимость пассажиров Як-42 по классу обслуживания составляет 120 человек. Давайте посмотрим, как устроено купе и определимся с лучшими и худшими местами. Вход в самолет расположен в хвосте, на случай непредвиденной ситуации имеет еще 6 аварийных выходов. Ванные комнаты расположены в начале салона и в конце. Места для ног пассажиров первого ряда достаточно, некоторые смогут их вытянуть, но сидеть здесь не очень удобно, так как туалет расположен близко.
Дальше 6 рядов, далее перегородка и 2 запасных выхода. Спинки сидений в этом ряду не откидываются полностью. Соответственно, у сидящих в 7 ряду места для ног тоже больше, но не забывайте, что есть аварийные выходы, и места рядом с ними не продаются таким категориям пассажиров:
- инвалид;
- дети в возрасте до 12 лет;
- иностранцы, не знающие ни русского, ни английского языка;
- пассажиры с животными.
Смотрите также: Президентский Ил-96: фото
Кроме того, между 13 и 4 рядами расположены два аварийных выхода. Следовательно, спинки сидений в 13 ряду не откидываются.
Лучшие и худшие места
Исходя из особенностей обустройства салона, лучшими местами для Як-42 считаются первый, седьмой и 14-й ряды. Здесь можно отдохнуть в дороге и размять ноги. Плохими местами считаются возле туалетов, в конце самолета, в тех рядах, где кресла не откидываются. Следовательно, это все места в шестом, тринадцатом и двадцатом рядах. Места 19 C, D расположены возле туалетов. Особенно плохо сидеть в последних 20 рядах, здесь помимо того, что сиденья не откидываются назад, туалеты расположены сзади и рев моторов мешает отдыху.
Коттедж
Основные характеристики Як-42
Размеры:
- Длина (м) — 36,38
- Размах крыла (м) — 34,88
- Высота (м) — 9,83
- Площадь флигеля (кв.м) — 150
Масса:
- Максимальный взлетный вес (кг) — 57 000
- Максимальный посадочный вес (кг) — 51 000
- Снаряженная масса (кг) — 34 515
- Максимальная полезная нагрузка (кг) — 13 500 0
Модификации Як-42
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
Як-42 | Оригинальная модель. |
Як-42А (Як-142) | Модифицированный вариант Як-42Д (серийно не производится; единственный экземпляр Як-142 постройки 1993 г. № RA-42424 принадлежит авиакомпании «Лукойл»). |
Як-42Д | Модернизированный вариант Як-42 с увеличенным запасом топлива. |
Як-42Д-100 | Вариант Як-42 с западным БРЭО (авионика — БРЭО). |
Як-42Д «Росгидромет» | Летающая лаборатория, предназначенная для геофизического мониторинга атмосферы. Модифицирован на ЭМЗ им. Мясищева с Як-42Д (борт 42440). |
Як-42Э-ЛЛ | Летающая лаборатория для испытаний ТРДД Д-236, который был установлен вместо штатного Д-36. |
Як-42М | Модернизированный вариант Як-42Д с тремя двигателями Д-436М тягой по 7500 кгс каждый, цифровым пилотажно-навигационным комплексом ЦПНК-42М для автоматической посадки в метеоусловиях IIIа категории ИКАО (серийно не производится). |
Як-42Ф | Модификация для аэрофотосъемки, оснащенная двумя большими подкрыльевыми отсеками с электронно-оптическими датчиками. Резать. |
Як-242 | Глубокая модернизация Як-42, самолет с двумя двигателями ПС-90А12 тягой по 12000 кгс (разработка остановлена на стадии проектирования). Впоследствии проект Як-242 стал базой для проекта МС-21. |
Фото Як-42
Эксплуатация самолета Як-42
Поставляемые на экспорт лайнеры Як-42 имели двухместную кабину, что было новинкой для авиастроения СССР. Аналогичный результат был достигнут за счет многократного тестирования различных комбинаций приборных панелей и консолей на стойках и выбора практичных комбинаций автоматического и ручного вождения.
При разработке конструкторы постарались обеспечить минимум работ по наземному обслуживанию и плановым ремонтам, что должно сократить время простоя в полете.
Для погрузки багажа и груза можно было использовать как стандартные контейнеры, так и обычную загрузку.
Для упрощения эксплуатации с аэродромов 3 класса на Як-42 применили автономный трап.
Интересные факты
- В конструкции двигателей Як-42 нет реверсора тяги, но из-за малой посадочной скорости торможение осуществляется штатными колесными механизмами и механизацией на крыле.
- Не менее шести самолетов получили собственные имена.
След в истории
В конце 80-х годов начались работы по созданию модернизированного Як-42А на базе модели 42Д. Новый самолет должен был оснащаться удлиненным фюзеляжем и экономичными двигателями «Прогресс Д-36.
Первый прототип был построен в конце 1992 года и получил обозначение Як-142. Планировалось создать семейство автомобилей с салоном, рассчитанным на перевозку от 39 до 120 человек.
Серийное производство не было развернуто из-за банкротства Саратовского авиационного завода. Построен единственный серийный самолет, эксплуатируемый авиакомпанией «Лукойл».
В 1993 году был разработан проект самолета Як-242, оснащенного двумя двигателями ПС-90А12 и использующего элементы планера Як-42.
По своим техническим характеристикам он должен занимать промежуточное положение между ближнемагистральными и среднемагистральными автомобилями. Проект не был реализован.
На сегодняшний день самолеты Як-42 и 42Д продолжают эксплуатироваться на внутренних линиях. При этом эксплуатация части машин была приостановлена по результатам расследования аварии на борту RA-42434.
В связи с банкротством Саратовского авиационного завода (основной производитель самолетов) обслуживание техники в эксплуатации прекращено. Из-за этого дальнейшие перспективы Як-42 туманны, скорее всего самолет будет списан и списан в ближайшее время. По состоянию на 20 марта 2015 года в летном состоянии оставалось всего 38 самолетов, а по состоянию на август 2017 года — только 35.
Пассажирский салон:
- Количество мест (эконом) — 120
- Количество мест (эконом/бизнес) — 104
- Ширина кабины (м) — 3,6
0 В настоящее время приблизительный износ всего парка самолетов Як-42 составляет около пятидесяти процентов. Этот самолет так и не смог заменить Ту-134, который частично эксплуатируется и по сей день. Всего было спроектировано 183 различных серии и модификации Як-42. В то же время в период 70-х и 80-х годов этот самолет был очень современным. Однако из-за авиакатастрофы 1982 года, произошедшей в Белоруссии, и распада Советского Союза судьба Як-42 была обречена на заморозку.
Разнообразие моделей
У самолета Як-42Д характеристики несколько разнятся от сборки к сборке. В первую очередь это зависит от принадлежности к летному классу:
- VIP;
- обычный пассажир.
Основное отличие заключается в устройстве пассажирского салона. В пакете VIP есть:
- конференц-залы;
- туалет;
- салон 1 класса;
- салон сопровождения.
Для основного пассажира комната отдыха оборудована вращающимся креслом и диваном для двух человек, который можно разложить в полноценную кровать. Есть письменный стол (при необходимости раскладывающийся), шкаф для одежды и собственная ванная комната.
В специальной комнате, отведенной для совещаний, есть 4 вращающихся кресла, их можно передвигать по гостиной. Есть большой стол, два дивана, рассчитанных на 7 человек. Имеется система видеосвязи и доступ к спутниковому телефону.
Салон первого класса оборудован двумя креслами, разделенными на блоки. Всего блоков 4, между ними установлены откидные столики (две штуки). Сопровождающая группа летит в обозначенном районе, рассчитанном на одновременное размещение 18 человек.
В самолете высокого класса Як-42Д салон удобен для длительных перелетов, оборудован буфетом, установлено кухонное оборудование. VIP-оборудование включает в себя новейшее оборудование для навигации, пилотирования, а также радиосистемы последнего поколения. Летают Як-42, оснащенные отечественными системами, на борту есть машины с зарубежными системами управления.