Cамолет Ил-96 300, 400: характеристики, с двумя двигателями, президентский

Пассажирские самолеты

История создания

Работы по созданию отечественного широкофюзеляжного самолета, предназначенного для пассажирских авиаперевозок, велись в начале 70-х годов прошлого века.

В то время самолет Ил-62 использовался для дальних перелетов.

Его существенным недостатком была малая грузоподъемность, что увеличивало нагрузку на взлетно-посадочные полосы. Кроме того, он был значительно хуже зарубежных аналогов по уровню комфорта и безопасности. Это и послужило основной причиной начала работ над проектируемыми моделями следующего поколения.

ОКБ им. Ильюшин осуществил разработку современного пассажирского самолета большой вместимости на базе Ил-86. Было принято решение создать новый проект для дальних перевозок, получивший обозначение 86Д, он практически не отличался от базовой версии, но на конвейер не попал. В конце десятилетия стоит задача разработать новую модель, выгодно превосходящую аналоги.

Две модели авиалайнеров Ил-96 с трагическими судьбами

Конструкция самолета была существенно изменена, что обусловило повышенное техническое превосходство над ранними моделями отечественного производства.

Однако технологии того времени развивались настолько быстро, что после каждого завершения работ конструкторы начинали проект заново, так как только что созданный ими проект уже отставал от своих зарубежных конкурентов.

Первая модель Ил-96 300 совершила первый полет осенью 1988 года и получила сертифицированное признание после четырех лет испытаний.

Краткое описание

Фюзеляж самолета Ил-96 300 диаметром 6,08 м, вместимостью, в зависимости от расположения пассажирских мест, от 235 до 300 человек. В стандартной версии на 300 мест купе разделено на 2 салона. В одном 234 сидячих места, в другом впереди — 234.

Модели с меньшей пассажировместимостью имеют салон, разделенный на 3 части: первый, бизнес-класс и эконом. Сравнивая уровень комфорта с зарубежными аналогами, отечественная версия ничем не уступает.

60-метровый размах крыла модели с подкрылками, занимающими часть нижней кромки, и двухщелевыми закрылками превышает размеры раннего Ил-86. Нижнюю часть занимают погрузочные площадки для перевозки авиаконтейнеров и генеральных грузов.

3 основные опоры шасси под средней частью самолета и передняя стойка того же диаметра удерживают машину на взлетно-посадочной полосе и разгоняют ее при взлете.

Две модели авиалайнеров Ил-96 с трагическими судьбами
Спальное место в самолете

Описание характеристик пилотажно-навигационного комплекса Ил-96 300 поражало своей интеллигентностью. С его помощью можно управлять моделью самолета втроем, без штурмана.

Впервые установлена ​​электронная система управления полетом ВСУП 85 4, новые электронные табло и индикаторы, ЭДСУ, противообледенительная электроимпульсная система.

Модификации

Ил-96-300

Базовая версия с двигателями ПС-90А (4×16 000 кгс). Самолет совершил свой первый полет 28 сентября 1988 года и получил сертификат летной годности 29 декабря 1992 года. Первый Ил-96-300 поступил на вооружение Аэрофлота в 1993 году. В настоящее время, кроме Аэрофлота, в качестве VIP-транспорта используется только ГТК России и кубинская Кубана, в том числе в качестве транспорта президента Кубы. Выпускается серийно на заводе ВАСО в Воронеже. Единственный пассажирский самолет серии в эксплуатации.

Было выпущено 20 самолетов, в том числе опытных. 11 августа 2009 г было объявлено о снятии с производства самолетов Ил-96-300 как «бесперспективных». По состоянию на ноябрь 2015 года производство не сокращалось. Максимальная взлетная масса — 250 тонн, полезная нагрузка — 40 тонн. Дальность полета при максимальной загрузке составляет 9 000 км, при количестве пассажиров 269 человек и с полным запасом топлива — 13 500 км. Пассажировместимость в трехклассном салоне — 235 человек, в двухклассной компоновке — 262, в экономическом классе — 300 человек.

Ил-96-300ПУ/ПУ(М1)

Специальная версия Ил-96-300, предназначенная для перевозки Президента России. Ил-96-300ПУ («пункт управления») был построен в четырех экземплярах. Практически не имеет отличий по летно-техническим характеристикам от базовой версии, за исключением увеличенной за счет некоторых доработок дальности полета. Самолет оснащен оборудованием, позволяющим управлять вооруженными силами в случае ядерного конфликта.

Внешне самолет также не имеет отличий от базовой версии, за исключением характерного паза в верхней части фюзеляжа. Первый самолет этой версии был собран в 1995 году для Бориса Ельцина. Второй, для Владимира Путина, Ил-96 взлетел 21 апреля 2003 года. Третий первый поднялся в воздух в августе 2012 года. Четвертый — в августе 2013 года. Пятый — в ноябре 2015 года.

Ил-96 - пассажирский самолет

Ил-96-400

Получен как модификация Ил-96М — унаследован фюзеляж (длиннее, чем у Ил-96-300), двигатели ПВ заменены на ПС-90А-1 (тяга больше, чем у двигателей ПВ). Самолет Ил-96-400 представляет собой глубокую модернизацию самолета Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-136 тягой 17 400 кгс и улучшенным БРЭО. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. По состоянию на 2013 год имелся заказ на поставку на Кубу трех самолетов. Максимальная взлетная масса – 270 тонн, полезная нагрузка – 58 тонн. Максимальная пассажировместимость — 435 человек. Максимальная дальность полета составляет 13 000 км.

Ил-96-400Т

Это грузовая версия Ил-96-400. Летные характеристики не изменились. Производится на заводе ВАСО в Воронеже. Первый Ил-96-400Т был создан путем реконструкции Ил-96Т, собранного в 1997 году. В 2007 году был собран совершенно новый самолет. Оба самолета были проданы «Атлант-Союз» в 2007 году, а в 2009 году перешли в «Полет». По состоянию на май 2011 года в парке успешно эксплуатировались три самолета, а их эксплуатация в авиакомпании была завершена к июлю 2013 года.

Четвертый самолет для полета (RA-96104) был построен и совершил полеты, но не был передан авиакомпании в связи с финансовые проблемы с Flight. По состоянию на 2014 год перестраивается в пост управления воздушным движением по приказу ФСБ РФ с обозначением Ил-96-400ВПУ с установкой иллюминаторов, дополнительных выходов, в том числе выход в нижней части фюзеляжа, характерного для Ил-96-300ВКП и Ил-86, которые позволяют производить посадку пассажиров, не прибегая к запасным трапам.

В начале 2015 года Минобороны объявило о закупке опытной партии из 2 самолетов Ил-96-400Т в модификации «стратегический заправщик». Кроме того, в случае успешной эксплуатации рассматривается возможность закупки около 30 самолетов этой модификации.

Ил-96-300

Ил-96-400ТЗ

Как сообщили 6 января 2015 года в управлении пресс-службы и информации Минобороны России, Минобороны подписало контракт с АО «Объединенная авиастроительная корпорация» на строительство 2 самолетов-заправщиков Ил-96-400ТЗ. Новый самолет-заправщик Ил-96-400ТЗ сможет перебрасывать свыше 65 тонн (40 тонн на Ил-78М) топлива на расстояние до 3,5 тыс км. (на Ил-78М 3 тыс км.). На самолете будут установлены универсальные топливные баки УПАЗ-1, хорошо зарекомендовавшие себя на существующих самолетах-заправщиках Ил-78/78М.

Ил-96ВКП

Эта модификация заменит Ил-86ВКП. В настоящий момент (декабрь 2015 г.) в Объединенной приборостроительной корпорации ведутся работы по созданию перспективного комплекса стратегического авиадиспетчерского пункта третьего поколения.

Ил-96М

Модифицированный Ил-96-300 — удлиненный фюзеляж, двигатели PW, приборы Collins. Это первый российский самолет, разработанный совместно с западными компаниями. Был изготовлен только один прототип. В марте 1993 г фюзеляж опытного Ил-96-300 был удлинен, двигатели ПС-90 заменены на Pratt & Whitney PW2337 (впервые в истории российской авиации на самолете были установлены американские двигатели) с тяга 17030 кгс, установлена ​​западная авионика. Самолет совершил первый полет 6 апреля 1993 г. В 1997 г. Ил-96М прошел сертификацию в США.

Неоднократно демонстрировался на различных авиасалонах, на МАКС-2003 демонстрировался под обозначением Ил-96-400 с двигателями НК-86. В мае 2009 года его вырезали. По всем основным показателям Ил-96М стал «рекордсменом» среди советских пассажирских самолетов: он способен взять на борт до 435 пассажиров, максимальная грузоподъемность — 58 тонн, максимальная взлетная масса — 270 тонн, а практическая дальность полета 12 800 км.

Ил-96 - пассажирский самолет

Ил-96МД

Самолет оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney PW4082 (в настоящее время эти двигатели используются на Boeing 777).

Ил-96МК

Самолет с четырьмя ТРД НК-92 тягой по 20 000 кгс. На базе Ил-96М был разработан грузовой вариант Ил-96Т. В 1997 году был построен единственный экземпляр (номер RA-96101), 16 мая он взлетел. Он также неоднократно демонстрировался на авиасалонах в фирменной ливрее Аэрофлота, хотя авиакомпания его никогда не использовала, заказов на этот тип не поступало, опытный образец был переоборудован в Ил-96-400Т.

Ил-96Т

Самолет предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Является дальнейшим развитием пассажирского самолета Ил-96-300 и создан в соответствии с российско-американской программой. Первый полет прототипа Ил-96Т, построенного на авиазаводе в Воронеже, состоялся 16 мая 1997 года.

Ил-96-300

Фото самолета Ильюшин Ил-96

Самолет Ил-96-300 Аэрофлота в аэропорту Шереметьево

Самолет Ил-96-300 Аэрофлота в аэропорту Шереметьево

Салон самолета Ил-96-300 Аэрофлот

Салон самолета Ил-96-300 Аэрофлот

Ил-96-300 RA-96009 Домодедовские авиалинии в аэропорту Домодедово

Ил-96-300 RA-96009 Домодедовские авиалинии в аэропорту Домодедово

Паспортные данные

Самолет с двумя двигателями в каждом крыле имел длину 55 346 м, высоту 17 457 м, размах крыла 60 106 м, диаметр фюзеляжа 6 079 м. И, как было сказано ранее, 4 ТРДД ПС-90А с максимальной тягой 16 000 и т д.

Максимальный разрешенный для взлета вес этой модели самолета составляет 250 тонн, а полезная нагрузка не более 40. Объем топливных баков самолета составляет 150 000 литров.

Две модели авиалайнеров Ил-96 с трагическими судьбами

По летно-техническим характеристикам модель характеризуется оптимальной скоростью 860 км/ч, рекомендуемой высотой полета от 9 100 до 13 100 м и максимальной дальностью полета полезной нагрузки не более 9 800 км.

По результатам испытаний срок службы самолета Ил 96-300, как и Ил-96 400, выдерживает 25 лет эксплуатации или 10 000 полетов, что в переводе на время нахождения в воздухе составляет 70 000 часов.

Такой срок эксплуатации самолета регламентировал разработчик: ОКБ Ильюшина.

Модельный ряд

Самолеты Ил-96 300-й и последующей 400-й серий изначально проектировались как пассажирские. Они предназначались для полетов средней дальности.

Две модели авиалайнеров Ил-96 с трагическими судьбами
Кабина Ил-96

Однако судьба распорядилась иначе, на данный момент ранняя версия самолета практически не состоит на вооружении, а следующая, более модернизированная и оснащенная электроникой, полностью перешла в руки военных.

Однако на их платформе было разработано и выпущено несколько модификаций, которые летают и сегодня.

Модели 300-й серии

С момента первоначального признания выпущено 22 самолета Ил-96-300.

Две модели авиалайнеров Ил-96 с трагическими судьбами

Многие из них используются сегодня:

  • Ил-96 300ПУ — это спецпроект, предназначенный для перевозки Президента Российской Федерации, всего было собрано 5 экземпляров. Внешне он практически не отличается от легковых собратьев, если не считать небольшого водостока в верхней части. Имеет оборудование, позволяющее управлять вооруженными силами страны, оснащенными «ядерным чемоданчиком».
  • Ил-96 300 96 Т — разработан на базе своего предшественника в 1997 году. Неоднократно демонстрировался как грузовой самолет компании «Аэрофлот», хотя к авиакомпании никогда не имел никакого отношения. Единственный экземпляр поднялся в воздух один раз, в ходе испытаний заказов не поступало, поэтому самолет переоборудовали в Ил-96 400 Т.

На сегодняшний день производство 300-й серии продолжается, в связи с тем, что она используется для перевозки первого лица в штате.

Последнюю доску Воронежский завод сдал в 2015 году, примерно в это же время поступил еще один госзаказ с распиской в ​​​​конце 2018 года.

Читайте также: Самолет Ан-26 конструкция, технические характеристики, особенности

Кабина Ил-96

Кабина Ил-96

Кабина Ил-96

Модели 400-й серии

Модернизированные, более совершенные «Ильюшки»-96 400 получили большее признание. Их успешно эксплуатируют Минобороны, Аэрофлот».

Однако не все модификации самолета пользовались спросом. Некоторые из них так и не стали популярными, и не было выпущено ни одного тестового образца.

Модификации, отмеченные этой серией, представлены ниже:

  • Ил-96 400 — признан улучшенной модернизированной версией своего предшественника. Получил новую силовую установку ПС-90А-1 с соответственно улучшенной тягой. У него длинный фюзеляж, меньший расход топлива, новая авионика.
  • Ил-96 400Т — грузовой вариант прототипа, сохранивший летно-технические характеристики. Производство осуществляется с 2007 года в Воронеже. Первые 3 экземпляра успешно эксплуатировались местной авиакомпанией «Полет», выполняющей международные грузовые рейсы. В июле 2014 года вывезен и разобран для лечения. На данный момент планируется возобновление серийного производства по госзаказу, полученному от Минобороны РФ.
  • Ил-96 400ТЗ — Минобороны РФ заключило договор на поставку 2-х штук, оснащенных универсальными установками дозаправки в воздухе УПАЗ-1, устанавливаемыми на ранние модификации самолетов Ил-78. Их планируется использовать для перевозки топлива в радиусе 3500 км.
  • Ил-96 400 ВКП — замена устаревшего Ил-86 ВКП (стратегический пункт управления воздушным движением 3-го поколения) для ВС Швеции.
  • Ил-96 400 М — первая отечественная разработка самолета совместно с зарубежными представителями. Серийное производство не велось, единственный созданный в 1993 г отличался от прототипа удлиненным фюзеляжем, силовой установкой Pratt&Whitney, зарубежной авионикой. В 1997 году он получил сертификат в Америке, неоднократно демонстрировался на мировых авиасалонах как самолет с маркировкой Ил-96 400 с новой силовой установкой.
  • Ил-96 400МД — оснащен американскими двигателями, используемыми в настоящее время на «Боингах 777».
  • Ил-96 400МК — 4 ТРД НК-92.

По состоянию на 2017 год всего произведено 30 самолетов. Причем наиболее востребованной была продукция Воронежского акционерного авиастроительного общества в период с 2004 по 2009 год.

В это время было собрано 6 плановых самолетов.

Самые известные факты

Так называемый двухэтажный отечественный самолет – действующая легенда российского и советского авиапрома, с его эксплуатацией связано много историй и интересных фактов.

Одни из них противоречивы и характеризуют самолет отрицательно, другие, наоборот, положительны, превознося модели Ил-96 над зарубежными аналогами.

Наиболее распространенные из них представлены ниже:

Модель Ил-96М, являющаяся совместной разработкой с американскими конструкторами, считается безоговорочным лидером среди отечественных пассажирских самолетов за последнее десятилетие.

Это самый большой самолет Ил, пассажировместимость достигает 435 человек, максимальная взлетная масса — 270 тонн, дальность полета — 12 800 км на заправке.

Борт Президента имеет маркировку «Ил-96 300ПУ», расшифровывается как «Пункт управления». Отсюда можно следить за обстановкой в ​​мире, самолет оснащен зенитным комплексом, тепловой пушкой, фюзеляж покрыт материалами, обеспечивающими отражение радиосигналов от систем слежения.

Внутри модели есть все необходимое для комфортного передвижения и, при необходимости, жизни на некоторое время. Несмотря на повышенные меры безопасности самолета, с ним связаны 2 из 3 негативных инцидентов за его многолетнюю историю.

Две модели авиалайнеров Ил-96 с трагическими судьбами

Первый инцидент с самолетом произошел 05.10.2004 в аэропорту Лиссабона. Во время взлета произошло столкновение со стаей голубей, что привело к неожиданной отмене рейса. После осмотра технического состояния модели было обнаружено скопление конденсата на трубках SCR, которые попали на приборную панель самолета.

Это повлияло на показания датчиков и вызвало остановку двигателя. Тогда последняя версия была признана официальной.
Португальский инцидент произошел без присутствия президента на борту самолета, но 2 августа 2005 года в Турку (Финляндия) он был вынужден уйти в запас.

Причиной стала ошибка в системе управления. Последующие процедуры привели к введению запрета на полеты всех модификаций Ил-96 300, который продлился 42 дня. Одна из деталей тормозного механизма самолета оказалась неисправной, в связи с чем систематически выходила из строя вся тормозная система.

Произошло это из-за несоответствия конструкции модели оригинальным чертежам.

Большие убытки авиакомпании привели к тому, что генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов ушел в отставку.

3 июня 2014 года загорелся неиспользуемый самолет Ил-96 300, стоявший на технической стоянке аэропорта Шереметьево. В кабине произошло самовозгорание, пострадавших нет, остов распилили на металлолом.

Две модели авиалайнеров Ил-96 с трагическими судьбами

Более негативных ситуаций за долгую историю использования платы не наблюдалось.

Основная причина, по которой модели Ил-96 не получили своего всемирного признания, — неудачные сроки разработки. Основная работа проходила в то время, когда страна находилась на рубеже веков и находилась в нестабильном положении.

Именно это не позволило самолету занять лидирующие позиции на мировом рынке и уступить место американскому самолету Boeing 777, отличающемуся своей аварийностью.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector