- История создания
- Самый большой пассажирский самолет в мире
- Ил-96
- Boeing 777
- 7 Airbus A350-900
- Производство
- 5 Airbus A340-600
- Салон
- Boeing 747 – первый в мире широкофюзеляжный самолёт
- Airbus A340
- Современные широкофюзеляжные самолёты
- Серия -100, -200 и -300
- Airbus A330
- 8 Airbus A340-500
- Наиболее успешные версии 747-400 и новая 747-8
- Широкофюзеляжный самолет — Wide-body aircraft
История создания
Необходимость в разработке Boeing 747 возникла во время бума авиаперевозок в 1960-х годах. Boeing 707, доминировавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом успевал за растущим пассажиропотоком. До этого Boeing уже разрабатывал большой транспортный самолет для армии США, но затем компания проиграла проекту Lockheed и их самолету C-5 Galaxy.
В 1965 году инженер-конструктор Джо Саттер, работавший в то время над Boeing 737, был назначен главным конструктором Boeing 747. Он начал работу по определению потребностей авиакомпаний. В то время считалось, что огромные самолеты вскоре будут заменены сверхзвуковыми самолетами. Поэтому Боинг-747 изначально проектировался как грузопассажирский самолет. Со временем планировалось даже полностью переоборудовать все самолеты под грузовые. Кабину пилотов разместили на верхней палубе специально для того, чтобы носовую часть самолета можно было превратить в погрузочную рампу.
В 1966 году корпорация «Боинг» завершила проектирование и представила конфигурацию нового самолета, получившего обозначение 747. Первоначальный проект представлял собой полноценный двухэтажный самолет, но с этой конфигурацией возникли некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горбатый» вариант. Первым заказчиком стала компания Pan Am, заказавшая 25 самолетов Boeing 747-100.
Более того, благодаря рекомендациям Pan Am в конструкцию самолета были внесены важные изменения, в частности: увеличен размах крыла, изменено расположение стоек шасси, увеличена максимальная взлетная масса с 272155 кг до 308443 кг.
Неудивительно, что первые пресс-релизы, которые последовали за официальным заявлением Boeing, были перегружены прилагательными, обозначающими смысл. Все в Боинге 747 было в гигантских масштабах, и очень скоро его стали называть громоздким самолетом («джамбо-сайз»), что привело к прозвищу «Джамбо Джет» (громоздкий реактивный лайнер).
Считалось, что рынку не нужно более 400 самолетов этого типа, но, несмотря на критику и жесткую конкуренцию, в 1993 году был построен тысячный самолет. Только в первом десятилетии 21 века продажи 747 начали снижаться.
Самый большой пассажирский самолет в мире
Самый большой пассажирский самолет в мире — Airbus A380. За счет второй полноразмерной палубы габаритная высота А380 составила 24,08 м. Строители пошли по новаторскому пути в плане компоновки силовой установки. Четыре турбовентиляторных двигателя обеспечивают суммарную тягу более 120 000 даН. Их производит консорциум Engine Alliance, в который входят четыре крупных производителя:
- GE Авиация.
- Пратт и Уитни.
- СНЕКМА.
- Двигатели МТУ Аэро.
- Для трех модификаций (код 841, 842 и 843F) двигатели Trent 977 поставляет компания Rolls Royce.
Емкость полета:
- по трехклассной схеме — 525.
- по одноклассной схеме — 853.
Самолет больше похож на пятизвездочный отель, чем на обычный самолет.
Уровень комфорта в салонах самый высокий. Следовательно, затраты на строительство также высоки — почти 490 миллионов евро. 232 уже построенных регулярных самолета эксплуатируются 15 авиакомпаниями по всему миру.
Ил-96
Ил-96
Было бы неправильно умолчать о вкладе отечественных авиаконструкторов в развитие широкофюзеляжных самолетов. Крупнейшая авиакомпания Советского Союза и России — Ил-96. Он был разработан в ОКБ им. ГВ Ильюшин. Первый в воздухе в 1988 году. Дальнейшее развитие проекта Ил-86 привело к созданию нового лайнера (модификация 96-400), обладающего очень хорошими характеристиками:
- Дальность полета — 13 000 км.
- Пассажировместимость – 435 человек.
Ил-96 — уникальный самолет. За весь период эксплуатации они не подверглись ни одной крупной аварии. Один из бортов Ил-96-400 носит неофициальное название «первый лайнер штата». Проще говоря, он входит в состав спецотряда «Россия». Экипаж осуществляет воздушную перевозку Президента России. Оборудование и отделка самолета выполнены на самом высоком уровне. По удобству и комфорту исполнительному столу на даче нет равных.
проектирование тяжелых самолетов — очень долгий и сложный процесс. Научный прогресс не стоит на месте: авиация летит дальше и быстрее. Потолки по скорости и высоте полета трудноуправляемые. Основных «китов» два — экономия и комфорт. Именно на этих фронтах в ближайшие годы будут конкурировать основные производители широкофюзеляжных пассажирских лайнеров. Не сомневаюсь, будет очень интересно!
Boeing 777
Боинг 777
Американская авиастроительная корпорация за четверть века показала выдающийся результат. Количество сошедших со складов ультрасовременных широкофюзеляжных самолетов Boeing 777 составило более полутора тысяч единиц. На одной палубе лайнера с комфортом могут разместиться до 550 пассажиров. Новый лайнер превзошел результат А340 по дальности полета (17 500 км).
Уникальность самолета в том, что силовая установка состоит не из четырех, а из двух двигателей. Boeing 777 — самый большой в мире пассажирский самолет с двумя турбовентиляторными двигателями. Их тяга варьируется от 330 до 470 кН в зависимости от модификации и производителя. С финансовой точки зрения самолет оказался очень удачным. Производство и продажи никогда не снижались с 1995 года. Заказы на конец 2019 года на 427 единиц превышают фактическое производство.
7 Airbus A350-900
Седьмое место присуждено пассажирскому самолету Airbus A350-900. Модель также относится к семейству дальнобойщиков с широким кузовом.
Коммерческая эксплуатация таких самолетов началась сравнительно недавно – всего в 2015 году. С тех пор темпы производства увеличились.
Размеры «небесного гиганта» ошеломляют. Так длина составляет 66,9 метра, размах крыльев соответствует величине 64 метра, а высота 16,9 метра. Дальность полета при максимальной загрузке — 15 400 км. При этом ширина самой кабины составляет 5,96 метра. Это самый высокий показатель среди подобных самолетов. Технически возможна установка до 9 сидений в ряд. Неудивительно, что на борту одновременно может находиться до 380 пассажиров. Для сверхширокого фюзеляжа создатели придумали название — Extra Wide Body.
В производстве использованы новейшие материалы композиционного происхождения (52% от общей массы компонентов).
Примечательно, что среди эксплуатантов модели А350-900 есть, в том числе, и отечественная компания «Аэрофлот».
Производство
Завод корпорации Boeing не был предназначен для сборки таких гигантских авиалайнеров, поэтому пришлось быстро построить новый завод. Параллельно с новым лайнером проходила подготовка пилотов, которая проходила на специальном тренажере, предназначенном для обучения пилотов управлению и рулению из достаточно высокой кабины.
Специально для Boeing 747 компания Pratt & Whitney разработала огромный ТРД с большой степенью двухконтурности — JT9D.
Для повышения уровня безопасности и летно-технических характеристик самолета на 747 были установлены 4 резервные гидросистемы и щелевые закрылки, что позволило использовать самолет на относительно коротких взлетно-посадочных полосах.
Посадочные щитки Боинг 747 представляет собой широкофюзеляжный низкоплан с аэродинамической конструкцией. Силовая установка самолета представлена 4 ТРДД. Оперение — одинарный киль 0
5 Airbus A340-600
Пятое место в рейтинге занимает Airbus A340-600. Модель является «самой длинной» в семействе А340 (73,36 метра). Также здесь установлены более мощные двигатели («Rolls-Royce Group plc» — Trent-556), а топливные баки отличаются максимальной вместимостью. Четырехколесное шасси помогает справиться с повышенной нагрузкой. Основное предназначение судна – перелеты с континента на континент.
Несмотря на то, что разработка проекта началась в 1997 году, в коммерческий оборот такие платы начали поступать только в 2002 году. Серийное производство длилось 9 лет. За это время с конвейера сошло 97 таких аэробусов.
Операторы в этом случае:
- Люфтганза.
- Иберия.
- Южноафриканские авиалинии.
- Махан Эйр.
Размах крыльев «гиганта» составляет 63,4 метра, а высота конструкции — 17,9 метра. Поскольку самолеты Airbus в основном загружены, они могут преодолеть расстояние до 14 450 км.
Доступно до 475 мест на борту. Во многом это связано с внушительной шириной салона — 5,28 метра. Основным конкурентом модели считается Boeing 747, в то время как вместимость A340-600 выше.
Салон
В зависимости от модели и компоновки пассажирский салон Боинга 747 может вместить от 366 до 581 пассажира. На данный момент самым распространенным вариантом оформления салона является лайнер, предусматривающий наличие двух классов (бизнес и эконом), именно поэтому есть смысл его рассмотреть.
0 Салон бизнес-класса в самолете Боинг 747 расположен на верхней палубе (ряды 72-80) и в передней части нижней палубы (ряды 1-4). По компоновке пассажирского салона бизнес-класс лайнера имеет 44 посадочных места, есть только проход, места расставлены по схеме «2-2». Сиденья в этом классе удобные и мягкие кресла, которые можно раскладывать (в некоторых вариантах Боинга 747) на 180 градусов, превращая таким образом в удобные и уютные кровати.
Кроме того, в зависимости от самолета места бизнес-класса могут выглядеть как полузакрытые комнаты и располагаться елочкой, что дает больше места для ног. Пассажирам бизнес-класса предлагается изысканное меню с широким выбором блюд и напитков, а также набор свежей прессы. Некоторые модели (в основном выпущенные в течение последних 10 лет) имеют встроенную мультимедийную развлекательную систему, способную скрасить время полета.
За креслами бизнес-класса на нижней палубе находится салон эконом-класса. Эконом-класс представлен креслами, которые занимают ряды с 9 по 69 и имеют два прохода. Сиденья в этом классе обычно располагаются по схеме «3-4-3». Сиденья эконом-класса мягкие, удобные, а расстояние между ними составляет около 80 сантиметров, что соответствует требуемым нормам.
Складные столы для обеда и видео/аудио развлекательная система для каждого стула обычно монтируются за предыдущим. Исключение составляют только места, перед которыми нет других мест (например, как показано на схеме, это места 9, 21, 35 и 51 ряда). Для них все необходимые системы смонтированы в подлокотниках.
Boeing 747 – первый в мире широкофюзеляжный самолёт
Боинг 747
Любой человек, имеющий хоть малейшее представление о пассажирской авиации, не задумываясь ответит на вопрос, какой пассажирский маршрут самый популярный — Боинг 747. 1969 год ознаменовал собой новую эру в развитии пассажирской авиации. Впервые на дальнемагистральные маршруты вышел широкофюзеляжный самолет. Кресла в нем расставлены не в два, а в три ряда. Салон бизнес-класса и кокпит расположены на второй палубе. Количество пассажиров в модификации самолета 747-400 просто невероятное – 524 человека.
За сорок лет эксплуатации со складов завода в Эверетте сошло более полутора тысяч самолетов серии 747 различных модификаций. Однако достойной замены им на межконтинентальных авиалиниях не предвидится. Конкурентов можно пересчитать по пальцам одной руки. Немногие из них способны перевезти пять тысяч пассажиров на расстояние более 15 тысяч километров.
Airbus A340
Аэробус А340
Практически одновременно с А330 инженеры Airbus Industry разработали еще один дальнемагистральный пассажирский самолет — А340. Оба корабля очень похожи друг на друга. 340 до ввода в эксплуатацию Boeing 747-8 был самым длинным самолетом в мире. Модификация 340-600 показала уникальный результат по дальности полета – 16 670 км.
Похоже, судьба самолета будет очень счастливой. Но в 2011 году производство А340 было прекращено по финансовым причинам. В 2009-2010 годах продажи самолетов упали до нуля. Прямую конкуренцию он проиграл американскому Boeing 777. Общий парк бортов за 19 лет выпуска составил 380 единиц. Только четыре авиакомпании в разное время стали эксплуатантами А340:
- Люфтганза — 32 шт.
- Иберия — 25 шт.
- Южноафриканские авиалинии — 16 шт.
- Махан Эйр — 14 шт.
Современные широкофюзеляжные самолёты
В настоящее время в эксплуатации находятся следующие широкофюзеляжные самолеты:
-
Боинг 747 (1970 г)
-
Макдоннелл Дуглас DS-10 (1971)
-
Локхид L-1011 (1972 г)
-
Аэробус А300 (1978 г)
-
Ил-86 (1980 г)
-
Аэробус А310 (1982 г)
-
Боинг 767 (1982 г)
-
Макдоннелл Дуглас MD-11 (1990)
-
Аэробус А340 (1991 г)
-
Ил-96 (1992 г)
-
Аэробус А330 (1992 г)
-
Боинг 777 (1994 г)
-
Аэробус А380 (2007 г)
-
Боинг 787 (2009 г)
В разработке находятся следующие широкофюзеляжные самолеты:
-
Аэробус А350 (2012–2013 гг)
Читайте также: Ан32
Серия -100, -200 и -300
Первая модификация, 747-100, имеет длину около 70 метров и высоту 20 метров при размахе крыла 60 метров. Вес составлял 162 тонны. Чтобы преодолеть расстояние полета около десяти тысяч километров, для него Праттом и Уитни были разработаны специальные двигатели. Позже стали использовать двигатели General Electric и Rolls Royce. В состав версии «Сотня» входит усовершенствованная модель 747-100В, а также ближнемагистральный вариант вместимостью до 550 человек — 747-100SR (Short Range), разработанный специально для коротких перелетов между Японскими островами.
Боинг 747-200 был представлен в 1971 году и имел более мощные двигатели и увеличенный взлетный вес, что позволило увеличить дальность полета. У первых 747-200 на верхней палубе было всего по 3 иллюминатора с каждой стороны, но позже Боинг отказался от такой компоновки и новые авиалайнеры уже имели по десять иллюминаторов с обеих сторон. Последняя модификация 747-200Б, выпускавшаяся с 1980-х годов, была увеличена до 10 800 км. На базе планера Боинга 747-200 строились модификации для ВВС США: Е-4А — военный командный пункт, VC-25А — лайнер для перевозки президента США.
Boeing 747-200B — это модернизированная версия 747-200 с более мощными двигателями и большим количеством топлива.
Boeing 747-200C и 747-200F предназначались для перевозки грузов. 747-200F — чисто грузовой самолет, а 747-200C — конвертируемая версия, самолет можно легко преобразовать из пассажирского в грузовой.
Модификация 747-200М Combi может одновременно перевозить пассажиров и грузы. Соотношение меняется перестановкой шотландцев.
Как и 747-100, многие пассажирские 747-200 позже были переоборудованы в грузовые.
В 1983 году в небо поднялся Боинг 747-300. Основные характеристики Эго были увеличены. Дальность полета теперь составляла 12 300 километров. Верхняя палуба расширена. В результате увеличилось количество пассажирских мест. В серию также входят грузопассажирские варианты — 747-300М и 747-300SR, разработанные как -200SR для внутренних рейсов в Японии.
Airbus A330
Аэробус А330
В Европе есть только один производитель самолетов, Airbus Industry, который может сдержать экспансию Boeing. Только его самолетов в аэропортах мира не меньше. Из простого и надежного А320 в 1992 году французские авиастроители вывели на пассажирские линии отличный самолет А330. Его основные особенности:
- пассажировместимость – до 400 человек;
- дальность полета — 13400 км.
За 26 лет сертифицировано 16 модификаций А330. Отличительной чертой самолета является большое количество поставщиков двигателей. В разное время лайнер оснащался силовыми установками трех фирм:
- Дженерал Электрик.
- Пратт и Уитни.
- Rolls-Royce.
8 Airbus A340-500
восьмое место в рейтинге самых больших пассажирских самолетов занимает Airbus A340-500. По сути, это улучшенная версия предыдущего представителя списка. Так вот фюзеляж здесь на 4,2 метра длиннее, чем на А340-300. Примечательно, что на момент своего официального запуска самолет мог похвастаться самой большой дальностью полета среди аналогов.
Коммерческая эксплуатация началась в 2003 г., производство продолжалось до 2011 г. Всего было изготовлено 34 самолета. Основными компаниями, эксплуатирующими A340-500, являются:
- Он летит.
- Азербайджан Эйр.
Лайнер имеет следующие параметры: длина — 67,9 метра, размах крыла — 63,5 метра, высота — 17,1 метра. Поскольку самолет в основном загружен, он способен пролететь до 16 400 км.
Установленные ТРДТ Trent-553 в количестве 4 штук смогли повысить крейсерскую скорость конструкции и безопасность полета.
Интересен тот факт, что первой компанией, которая бросилась покупать Airbus A340-500, стала авиакомпания Arab Emirates. Затем корабль начал курсировать по маршруту «Дубай-Нью-Йорк».
Наиболее успешные версии 747-400 и новая 747-8
Модель 747-400 – самая популярная модификация. У этого самолета добавлены вертикальные законцовки крыла (крылышки). Кабину доработали новой авионикой, поэтому необходимость в бортинженере отпала. Были установлены: дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели. Кроме того, самолет отличается повышенным уровнем комфорта. Внешне он отличается от других самолетов семейства тем, что имеет вертикальные законцовки крыла.
Boeing 747-400 на 25% эффективнее 747-300 и вдвое тише.
Существуют следующие варианты этой модификации: 747-400М (грузовой), 747-400Ф и 747-400СФ (грузовой). Самолет 747-400D, специально разработанный для внутренних рейсов Японии, до 2005 года удерживал мировой рекорд по вместимости, вмещая до 594 человек. Впоследствии его заменил Airbus A380, который в одноклассной конфигурации вмещает 853 пассажира.
Модификация 747-400ЭР — самолет с увеличенной дальностью полета.
747-8 Intercontinental или просто 747-8I начал постройку 14 ноября 2005 года. Самолет способен перевозить до 467 пассажиров в трехклассной компоновке, на дальность до 15 000 км, со скоростью 0,855 М. По сравнению с 747-400, 747-8I имеет на 51 пассажира и 2 грузовых поддона больше, а грузовое пространство увеличилось на 26 %.
Несмотря на первоначальные планы сделать пассажирский вариант короче грузового, обе модификации имеют одинаковую длину, что позволяет легко преобразовать 747-8I в грузовую версию (конвертируемый вариант, позволяющий переходить из одного варианта в другой и наоборот). Верхняя палуба 747-8I расширена. Boeing заявил, что 747-8I на 30% тише, на 16% экономичнее и на 13% дешевле, чем 747-400 по сравнению с 747-400.
В 747-8 есть некоторые изменения в шинах. Наиболее примечательной является изогнутая лестница, соединяющая палубы и большой главный вход для пассажиров. Интерьер основного салона 747-8 аналогичен усовершенствованному интерьеру Боинга 787. Верхние багажные полки изогнуты, а средний ряд кажется прикрепленным к изогнутой крыше, а не интегрированным в изгиб крыши как на Боинге 777. Окна имеют такой же размер, как у 777, т.е на 8% больше, чем у 747-400.
Боинг 747-8 оборудован светодиодной системой освещения, способной создать психологически приятное пребывание на борту самолета. Светодиодная система также обеспечивает большую надежность и более низкие эксплуатационные расходы.
Широкофюзеляжный самолет — Wide-body aircraft
Широкофюзеляжный самолет, также известный как самолет с двойным проходом, представляет собой авиалайнер с достаточно широким фюзеляжем, чтобы вместить два пассажирских прохода с семью или более сиденьями в ряд.
Типичный диаметр фюзеляжа составляет от 5 до 6 м (от 16 до 20 футов). В типичном широкофюзеляжном салоне эконом-класса пассажиры сидят от семи до десяти человек в ряд, что дает возможность разместить от 200 до 850 пассажиров. Самый большой широкофюзеляжный самолет имеет ширину более 6 м (20 футов) и вмещает до одиннадцати пассажиров в ряд в конфигурациях с высокой плотностью размещения.
Для сравнения, типичный узкофюзеляжный самолет имеет диаметр от 3 до 4 м (от 10 до 13 футов) с одним проходом и вмещает от двух до шести человек в ряд.
Изначально широкофюзеляжные самолеты проектировались для сочетания экономичности и комфорта пассажиров, а также для увеличения грузового пространства. Однако авиакомпании быстро уступили экономическим факторам и сократили дополнительные пассажирские места, чтобы максимизировать доход и прибыль.
Широкофюзеляжные самолеты также используются для перевозки коммерческих грузов и для других специальных целей, описанных ниже.
Термин « гигантский реактивный самолет» обычно относится к самому большому широкофюзеляжному самолету из-за его очень большого размера; Примеры включают Boeing 747 (первый широкофюзеляжный и оригинальный «джамбоджет»), Airbus A380 («суперджумбоджет») и Boeing 777X («мини-джамбоджет»). Термин «гигантский реактивный самолет» происходит от Джамбо, циркового слона 19 века.
Самолеты, расположенные в семь рядов, обычно вмещают от 160 до 260 пассажиров, восемь в ряд — от 250 до 380, девять и десять в ряд — от 350 до 480.
К концу 2017 года с 1969 года было поставлено около 8800 широкофюзеляжных самолетов, а в 2015 году было поставлено 412 самолетов.