- История создания
- Конструкция, особенности и принцип работы
- Особенности
- Принцип действия
- Конструктивные недостатки системы
- Тактико-технические характеристики и сравнение
- Дальнейшая жизнь пулемета, его модификации и варианты
- Применение в Первой мировой войне
- Авиационный пулемет «Lewis».
- Плюсы и минусы оружия
- Дальность стрельбы
- Новые возможности и рост популярности пулемета
- Интересные факты
- Патроны к пулемёту Льюиса
- Применение
- В кинематографе
- В компьютерных играх
История создания
Схема длинного хода газового поршня принадлежит Сэмюэлю Маклину. По тем временам это был крупнокалиберный пулемет с штатным по тем временам водяным охлаждением. Но идея была реализована, в несколько измененном варианте, полковником армии США Исааком Льюисом.
Внесенные им изменения превратили посредственный станковый пулемет в революционный ручной. Внедрена новая система охлаждения, немного доработана система запирания. Но, как это часто бывало в то время в Соединенных Штатах, из-за лоббирования генерала Уильяма Крозье заявка Льюиса на участие в конкурсе была отклонена.
Полковник Льюис вышел в отставку и переехал в Европу, чтобы продавать свое оружие в довоенной Британии.
Шел 1913 год, в воздухе уже витало предвкушение будущей войны.
Оружие было принято на вооружение Бельгии и Королевских вооруженных сил Великобритании.
В Бельгии Льюис организовал свой бизнес. Однако из-за отсутствия производственных мощностей все оружие производилось на заказ в мастерских Birmingham Small Arms в Великобритании, а позже и в США, на заводах Savage Arms Company.
На 1913 год пулемет Льюиса выпускался под патрон .303 British, или 7,7x56R. В США оружие выпускалось под американский винтовочный патрон .30-06 Springfield.
После начала Великой войны пулемет Льюиса приобрел настоящую мировую известность. Его использовали все воюющие государства. В том числе и в Германии трофейные пулеметы переделывали под патрон 8 (7,92 мм) Маузера и снова воевали, только на другой стороне фронта.
Около 15 тысяч этих пулеметов было поставлено в Российскую империю. Они активно использовались как в стрелковых частях, так и в новых авиационных частях России.
Стоит отметить, что в очередной раз, но не в последний раз, часть поставленных автоматов была под российский патрон 7,62х53R.
После окончания Первой мировой войны, в 20-30-е годы, эти пулеметы активно производились в Европе, состояли на вооружении ряда стран.
Также в 1923 году в Великобритании «Льюис» прошел модернизацию, в ходе которой был несколько упрощен процесс производства и облегчен сам пулемет.
Пистолеты Льюиса применялись и во Второй мировой войне, причём отдельные образцы этого оружия воевали в 50-х годах, в Корее.
Конструкция, особенности и принцип работы
Ручной пулемет Льюис обр. 1913 — автоматическое оружие. Принцип действия автоматики основан на энергии отвода пороховых газов из ствола, с длинным ходом поршня, поворотным затвором, с 4 упорами.
Режим огня только автоматический, стрельба ведется с открытого затвора. Устройство Льюиса во многих отношениях чрезвычайно оригинально и во многом опережает свое время.
Особенности
Главной особенностью этого оружия является система охлаждения, металлический корпус с алюминиевым радиатором внутри.
Эта трубка придает ему несколько эксцентричный образ минигана, работы по облегчению этой конструкции велись постоянно, но до эксплуатации пулемета дошли совсем без них.
Срез ствола заканчивался в самом кожухе, при выстреле через радиатор отсасывался воздух, тем самым охлаждая ствол. Сейчас эту систему охлаждения часто критикуют, приводя в пример послевоенные годы и использование Льюиса без радиаторов.
Но помните, что на момент публикации это решение было полностью оправданным.
Более того, такая же схема охлаждения теперь используется на ПКП «Печенег.
Использование винтовой пружины является отличительной чертой конструкции Льюиса. Производство таких пружин было довольно дорогим, к тому же металл этих пружин быстро «уставал».
Прилавок магазина, расположенный сверху ствольной коробки. Конструкция магазина достаточно оригинальна, в нем нет пружины подачи, подача патрона осуществляется рычагом механизма оружия при вращении магазина.
Емкость магазина составляла 47 или 97 патронов. Магазин имел чрезвычайно простую форму, оборудование было организовано довольно просто. Повернул ось диска, вставил картридж в гнездо, повернул ось и вставил следующий.
Несмотря на оригинальный и простой дизайн, магазин имеет следующие недостатки:
- длительность снаряжения, каждый патрон вставлялся попеременно с вращением оси, использование стержня не сильно ускорило процесс;
- открытая снизу магазинная коробка приводила к загрязнению патронов, что могло вызвать задержки при стрельбе;
- вращение диска магазина во время стрельбы могло привести к его повреждению при неосторожном обращении с оружием.
Тем не менее, несмотря на все недостатки, устройство магазина было простым, сам магазин имел значительную емкость, кроме того, требовал от снаряжения только автоматических действий.
Принцип действия
Принцип действия пулемета был достаточно прост, при выстреле часть пороховых газов попадала в подтрубную газовую камеру.
Газовый поршень двигался, освобождая затвор и перемещая его назад, закручивая пружину и поворачивая диск магазина.
Затвор, двигаясь, вынимал из патронника стреляную гильзу и отбрасывал ее в сторону, взводя при этом задний колодец. Перемещение в крайнее заднее положение останавливало затвор. Боевая пружина крутилась, двигала ее вперед. Рычаг подачи опускал патрон из магазина вниз к затвору.
Патрон был дослан в патронник и в этот момент произошел выстрел. Цикл повторился снова.
Конструктивные недостатки системы
Ручной пулемет Льюис был хорошим оружием. Высокая скорострельность, малый вес (11,8 кг без боеприпасов) и другие характеристики обеспечивали эффективную поддержку наступающей пехоте, позволяли расчету быстро менять позицию в бою и не отставать от марширующих рот на переходах и в атаках. Но у системы все же были недостатки:
- Защитный кожух принципиальной роли не играл, увеличивая массу пулемета и его габариты.
- Магазины были неудобны в снаряжении, так как патроны размещались в два или четыре уровня по высоте. Вращение магазина может нанести травму стрелку, а принцип подачи патрона под собственным весом — перекос. Отрицательно сказалось отсутствие нижней защитной крышки магазина.
- Нерегулируемые передние сошки приподняли силуэт оружия.
- Пулемет был дорог в производстве — стоимость одной единицы в 1917 году составляла 175 фунтов стерлингов.
- Конструкция отличалась повышенной сложностью и большим количеством мелких элементов. Общее количество составных частей пулемета составляло 104 детали.
- Возвратная пружина нуждалась в частой замене и быстро деформировалась.
Тактико-технические характеристики и сравнение
В начале карьеры у Льюиса было всего три основных конкурента — немецкий MG-08/15, датский Madsen и французский пулемет Шоша. Но на практике МГ-08/15 представлял собой переделанный Максим, приспособленный под ручной, массой 18 килограммов и внешне объемный, подвижность была ниже средней.
Кое что вообще повлияло на приложение.
Система Мадсена, довольно удачная модель оружия, но с присущими ей недостатками, такими как торчащий вверх коробчатый магазин, закрывавший обзор стрелку.
Система Шоша с магазином на 20 патронов и такими недостатками, как постоянное заклинивание и засорение, тоже не является полноценным конкурентом.
Таким образом, именно английский пулемет был королем Первой мировой войны. Это было обусловлено как удачной конструкцией, так и тактико-техническими характеристиками. К тому же надо учитывать, что у него были значительные резервы для модернизации.
Это показал ряд изменений под разные патроны, как с рантовой гильзой — 7,62х53R, так и без ранта — 8 мм Маузер.
пулемет Льюиса образца 1913 года имел следующие характеристики:
- калибр .303 британский;
- вес (пустой) — 11,8 кг;
- длина ствола – 665 мм;
- общая длина – 1283 мм;
- техническая скорострельность 650 выстр/мин;
- емкость магазина 47 или 97 патронов, масса 1,8 кг (47 патронов);
- прицельная дальность 3200 метров.
По совокупности характеристик на момент начала производства этот пистолет-пулемет обогнал все аналоги. Полностью снаряженный пулемет нес заряженный 13-килограммовый пулемет «Льюис» и два магазина к нему. Остальные диски были на втором номере в расчете.
Дальнейшая жизнь пулемета, его модификации и варианты
Первое изменение коснулось авиационного пулемета. Наиболее важные изменения коснулись приклада, который был заменен на курковый, аналогичный аналогу пулемета Максим. Громоздкий кожух сняли, так как ствол на высоте очень хорошо обдувался ветром и в охлаждении не было необходимости. Также добавили специальные устройства, похожие на мешки, которые улавливали стреляные гильзы, так как при извлечении они могли повредить обшивку самолета. Примечательно, что в 1915 году пулемет Льюиса стал эталоном для установки на военные самолеты.
Для более эффективного огня емкость магазина была увеличена до 97 патронов, кроме того, он был увеличен в размерах. Для удобства замены его также оснастили ручкой, что позволяло проводить все необходимые операции одной рукой.
Применение в Первой мировой войне
Поскольку настроения в Европе предполагали вооруженный конфликт, BSA решила увеличить производственные мощности, заказав партию станков в США. С началом Первой мировой войны британская армия заказала сначала 10, чуть позже — 50, а после испытаний на поле боя — целую группу из 200 пулеметов.
Спрос на ручной пулемет Льюиса резко возрос после того, как бельгийские войска успешно отразили несколько массированных атак немецких войск. Бельгийцы были вооружены «Льюисом». Но так как BSA не справлялась с таким наплывом заказов, то заказала партию из 12 000 автоматов у американской фирмы Savage Arms Company. В 1915 году в Бирмингеме открылся новый завод, производивший около 300 пулеметов в неделю.
Любопытно, что немецкая армия прозвала пулемет «гремучей змеей» из-за характерного звука очереди. Захваченные в качестве трофеев пулеметы были переделаны под патрон 7,92 мм Маузер. В основном они использовались ударными группами.
Авиационный пулемет «Lewis».
Авиационный пулемет «Льюис».
Разработчик: А. Льюис Страна: США Год создания: 1912
Ручной пулемет, чья толстая черная «труба» на сошках многим знакома по фильмам о Гражданской войне, для своего времени был фантастическим оружием. Сочетание легкого веса, простоты и надежности конструкции со скорострельностью обеспечило его быстрое распространение во многих странах мира. Пулемет широко использовался в качестве пехотного пулемета, но не менее известны были и его авиационные варианты.
Создатель пулемета полковник Исаак Ньютон Льюис (Isaac Newton Lewis) был ведущим специалистом по оружию в армии США. Получив образование в военной академии Вест-Пойнт, он окончил ее в 1884 году. В 1911 году Льюис стал начальником Артиллерийской школы в Форт-Монро, где получил мировое признание как специалист в области машиностроения и электротехники. Когда подошёл момент увольнения из армии, полковник стал работать консультантом в AAC (Automatic Arms Company) в Огайо (на фото полковник И. Льюис).
В течение ряда лет Льюис работал над созданием ручного пулемета, автоматика которого питалась за счет энергии пороховых газов. В то время AAS приобрела права на пулемет, разработанный доктором Сэмюэлем Макклином. Технические решения Макклина Льюиса использовались при разработке его пулемета. За право производить пулемет, разработанный Льюисом, AAC передала ему контрольный пакет акций и контроль над производством и распространением.
Через два года Льюис создал пулемет с дисковым магазином и стволом с воздушным охлаждением. Автоматика пулемета работала по принципу газоотвода. При выстреле газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень. Поршень, двигаясь назад, проворачивал шестерню спиральной (как в часах) возвратной пружины с рейкой и таким образом запускал ее.
При этом подставка на стержне поворачивала затвор и вынимала выступы из кольцевого паза на затворной коробке. При дальнейшем движении поршня с затвором гильза извлекалась из казенной части, которая затем выбрасывалась из отражателя. Выступ затвора, воздействуя на подаватель, поворачивал магазин и подавал очередной патрон к приемному окну.
После перемещения деталей назад возвратная пружина расцеплялась и направляла стебель с затвором вперед. Затвор улавливал очередной патрон и досылал его в патронник. Кормушка повернула направо и перепрыгнула через соседний край лавки. Стойка стержня, двигаясь по прорези к затвору, переворачивала его, штифты входили в прорези в коробке, боек разрывал капсюль и производил следующий выстрел.
Одной из проблем любого автоматического оружия является интенсивное выделение тепла при стрельбе. Чтобы решить эту проблему, Льюис придумал оригинальную систему воздушного охлаждения. Ствол пулемета был заключен в алюминиевый радиатор, прикрытый большим цилиндрическим кожухом.
Во время стрельбы вылетающие из ствола с большой скоростью пороховые газы втягивали в кожух воздух, который, проходя через каналы радиатора, отводил от него тепло. Но несмотря на то, что такая конструкция охлаждала ствол, очереди длиннее 20 выстрелов приводили к перегреву, и приходилось делать перерыв. Дисковый магазин емкостью 47 патронов выстреливался всего за шесть секунд, но посчитали, что этого достаточно, так как пустой магазин легко заменялся.
За время службы в вооруженных силах США Льюис неоднократно представлял командованию свои изобретения, но не находил понимания. Он осознавал, что предвзятое отношение армейского начальства к изобретателям-«выскочкам» работает против него. Поэтому Льюис решил использовать другой подход.
В Колледж-Парке, штат Мэриленд, находился «разведывательный авиакорпус», укомплектованный несколькими бипланами «Райт». Им командовал старый знакомый Льюиса, капитан Де Форрест Чендлер. Льюис объяснил ему идею нового оружия и предложил принять участие в первых воздушных испытаниях пулемета. Чендлер начал с большим энтузиазмом. К испытаниям привлекался пилот лейтенант Де Витт Миллинг.
Льюис сообщил заинтересованным офицерам о своем проекте, и 2 июня 1912 г взлетел трехместный биплан. Чендлер выстрелил очередью в брезент, натянутый на траве перед ангаром. Остальными боеприпасами он выстрелил в ближайший пруд. Этот исторический полет широко освещался в прессе, но армейское командование было крайне огорчено тем, что Льюис даже не уведомил его заранее об этом событии. Однако полет получил широкую огласку и Льюису предложили провести официальные испытания своего пулемета.
Испытания прошли успешно, но пулемет снова был забракован, так как Управлением артиллерии уже был выбран французский пулемет Бене-Мерсье, который во многом уступал системе Льюиса, а также использовавший неудобную жесткую обойму ремня. К тому времени Льюис уволился из армии США и переехал в Европу.
Предложение Льюиса о демонстрации его пулемета было принято группой бельгийских бизнесменов. Пулемет оказался с хорошей стороны, в итоге было подписано соглашение, согласно которому был создан новый для производства пулеметов Льюиса в Европе. Однако единственным производителем, способным предложить необходимые производственные мощности, была британская (BSA), с которой было заключено соглашение. Завод в Бернингеме начал подготовку производственной оснастки.
С помощью отдела по связям с общественностью BSA Льюис организовал публичную демонстрацию стрельбы с воздуха из своего пулемета. Шоу проходило на стрельбище в Бизли 27 ноября 1913 года. Самолет знаменитого летчика Грэма Уайта был оборудован дополнительным местом для стрелка, которое занимал бельгиец лейтенант Стеллингверф.
Пилотирует Маркус Ментон. В оговоренное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Stellingwerf открыл огонь по 7,5-метровой цели. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.
BSA получила заказы на пробные партии пулеметов от военных ведомств Англии, Бельгии, России и ряда других стран. Специалисты по оружию из Вулиджа провели масштабные испытания. Несмотря на проблему перегрева ствола, пулемет в целом был оценен положительно и рекомендован к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят на вооружение бельгийской армии.
Большое значение для судьбы пулемета Льюиса имели воздушные испытательные стрельбы британского Королевского авиационного корпуса (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской военно-морской авиационной службы (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет Льюиса — один из лучших кандидатов на роль зенитного оружия. Однако британское военное министерство насторожилось, и BSA пришлось начать отправку уже произведенных партий пулеметов в Россию и Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA решило расширить производство и заказало новые машины в США.
Буквально накануне войны, в июне 1914 г., Военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «проснувшись», заказали 10 пулеметов «Льюис», а через две недели еще 45. Сразу же после начала боевых действий, BSA получила заказ на 200 пулеметов, где производство велось затем с темпом 25 штук в неделю. А после того, как пехота Льюиса, состоявшая на вооружении бельгийской армии, блестяще показала себя в бою (немцы, столкнувшиеся с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.
Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не справится с нарастающей волной заказов, поэтому англичане вместе с канадцами заказали 12 000 пулеметов из крупного американского арсенала. К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность, и производство пулеметов Льюиса достигло 300 единиц в неделю.
Конструкция пехотного варианта пулемета Льюиса практически не менялась до конца Первой мировой войны. Но для использования в авиации пулемет стали интенсивно модернизировать. Первым изменением стала замена приклада винтовки на рукоятку типа «Максим», более удобную при обращении с пулеметом, установленным на турели винтовки. К тому же в этом случае не нужно было упираться в плечо, чтобы парировать отдачу.
Массивная «труба» кожуха радиатора мешала наводчику прицеливаться, так как из-за большой силы ветра пулемет подвергался сильному давлению воздушного потока. Вскоре выяснилось, что из-за обдува в полете ствол менее подвержен перегреву, чем на земле, и от неуклюжего корпуса отказались, хотя сам радиатор остался.
Выяснилось также, что вылетевшие за борт отработанные гильзы повредили тканевую обшивку самолета, а в машинах с задним расположением двигателя еще и винт. В строевых частях автоматы стали самостоятельно оснащать сумками или ящиками для сбора патронов. Получив официальную жалобу, BSA приступила к производству подсумков для турельных версий пулемета «Льюис» вместимостью 94 снаряда. Но для напряженного боя боезапас оказался недостаточным и его увеличили до 330 снарядов.
Двухрядный дисковый магазин на 47 патронов также оказался маловат для стрельбы с воздуха, так как часто менять его в толстых рукавицах при пронизывающем ветре было весьма проблематично. Чтобы облегчить жизнь стрелкам в 1916 году создали новый четырехрядный магазин на 97 патронов. Магазин оснащался рукояткой, позволявшей заменять его одной рукой.
При эксплуатации пулемета «Льюис» часто возникали повреждения газового баллона на ходу. Чтобы защитить его, ствол и цилиндр были закрыты трубкой из сплава диаметром 2,5 дюйма (6,25 см). Эта доработка, как и ряд других, была произведена специалистами BSA в ноябре 1915 года. Модифицированный вариант пулемета Lewis Mk.II был запущен в серийное производство в середине 1916 года.
Принцип работы пулемета не позволял использовать его с синхронизатором. Следовательно, для стрельбы вперед линия огня должна была быть направлена за пределы зоны стреловидности винта. Как правило, на истребителях-бипланах пулемет Льюиса устанавливался на кронштейнах стоек над верхним крылом. Поначалу замена магазинов в таких установках была опасным «акробатическим трюком».
Летчик, отстегнув ремни безопасности и сняв ноги с педалей, должен был встать в кабине в полный рост, зажать между ногами рычаг управления и в этом положении вынуть пустой магазин, а в его установить более полный место. Понятно, что в условиях воздушного боя участвовать в подобных манипуляциях было просто невозможно.
В 1916 году для облегчения замены магазинов в Англии было создано специальное подразделение. Считается, что его изобретателем является сержант Фостер из 11-й дивизии RFC. Эта установка или «Фостерфогген» представляла собой дугообразный рельс, на котором крепился пулемет и по которому его можно было перемещать вверх и вниз.
Для замены магазина летчик отпирал замок обоймы на направляющей и тянул пулемет на себя до упора. В таком положении магазин легко менялся, и это можно было делать одной рукой, не уставая от кресла. Такими установками специально оснащались широко распространенные британские истребители RAF SE.5a.
В России примерно в то же время появилась аналогичная установка для истребителей «Ньюпор», разработанная инженером Джорданом. Но в нем пулемет не спускался в кабину по направляющей, а убирался на шарнире.
В 1915 году пулемет Льюиса стал штатным оборонительным вооружением самолетов Королевского авиационного корпуса и Королевских ВВС Великобритании, а также ВВС Франции. Высоко ценился пулемет и у немецких авиаторов, которые охотно снимали его с подбитых и захваченных самолетов Антанты и использовали на своих машинах.
Между тем у пулемета Льюиса, как и у любой техники, были свои недостатки. В полете при низких температурах смазка часто замерзала. Газовый баллон требовал очистки после каждых 600 выстрелов, иначе поршень заклинивал. Еще существовал риск перегрева ствола при стрельбе длинными очередями, но во время воздушных боев об этом нередко забывали наводчики, что приводило к неисправности оружия.
Королевская военно-морская авиационная служба использовала несколько иную версию пулемета Льюиса, чем RFC. Во многих дивизиях с пулеметов сняли радиаторы, а для защиты газового баллона установили стальной кожух. Доработанные таким образом пулеметы успешно эксплуатировались.
В 1917 году специалисты RFC пришли к выводу, что морская версия пулемета была намного легче и обладала меньшим лобовым сопротивлением, чем Lewis Mk.II. Доработки военно-морских специалистов, а также ряд других, позволивших уменьшить массу оружия и повысить скорострельность, решили внедрить новую модификацию пулемета Lewis Mk III.
Этот вариант получил широкое распространение в ВВС различных стран в течение последующих 20 лет. Пулеметы Льюиса, использовавшиеся Российской империей и США, использовали патрон 7,62 мм, а Франция, Италия и Япония использовали стандартный британский патрон .303 (7,7 мм).
В связи с тем, что скорострельность увеличилась до 750-850 выстрелов в минуту, у новой модификации были более частые отказы и ускоренный износ механизмов. А увеличение высоты полета усугубило проблему смазки морозильной камеры. В результате в начале тридцатых годов XX века «Льюис» уже считался устаревшим и недостаточно надежным оружием.
В 1936 году его сменил более совершенный и надежный Vickers в британских Королевских ВВС. Однако даже во время Второй мировой войны пулеметы Льюиса на зенитных турелях по-прежнему широко использовались в британских ПВО.
Турельные пулеметы Льюиса обычно оснащались обычными кольцевыми прицелами, которые позже были заменены кольцевыми прицелами с подвижной мушкой конструкции лейтенанта Нормана. Крыльевой прицел учитывал собственную скорость самолета, что позволяло точнее прицеливаться.
Пехотный вариант пулемета «Льюис».
Вариант пулемета «Льюис» для установки на самолет — «Льюис 1915».
Авиационный пулемет «Льюис» с магазином на 97 патронов.
Пулемет «Льюис» на верхнем крыле истребителя Nieuport N.11.
Пулемет «Льюис», установленный на Morane-Saulnier L.
Один из вариантов установки пулемета Льюиса на самолет Farman F.40.
Пулемет «Льюис» на самолете ВВС России Caudron G.IV.
Самолет-разведчик Voisin LA ВВС России с пулеметом «Льюис».
Пилот перезаряжает пулемет Льюиса».
Пулемет «Льюис» на лафете Фостера.
Замена магазина у пулемета «Льюис» Mk.II на установку Фостера.
Истребитель SE.5a. На установке Фостера можно увидеть прицел Алдис и пулемет Льюис.
Установка Иорданова с пулеметом «Льюис».
Тренажер для обучения стрельбе с самолета из пулемета «Льюис».
Авиационные пулеметы «Льюис» и «Виккерс» в музее.
Магазин пулемета Льюис (со снятой верхней крышкой) на 97 патронов предназначен для авиации.
Магазин пулемета Льюис (со снятой верхней крышкой) на 97 патронов предназначен для авиации.
Пособие на авиационный пулемет «Льюис».
Читайте также: Как разобрать пневматический пистолет ПМ (Макарова)
Плюсы и минусы оружия
Повторяя вышесказанное, «Льюис» был абсолютным лидером среди пехотного оружия. В первую очередь из-за того, что теперь расчет пулемета из двух человек (первый номер несет оружие и два дисковых магазина непосредственно, второй — дополнительный боезапас) стал таким же мобильным, как и большая часть пехоты, вооруженной винтовками (позднее — ПП). Также есть удачные примеры использования как в авиации на самолетах, неспособных нести более тяжелое вооружение, так и в качестве зенитных средств. До 1940-х годов ряд пулеметов оснащался специальными проволочными прицелами.
Главным минусом была малая плотность огня — стандартный магазин на 47 патронов массой почти два килограмма выпускался за три секунды. Дисковый магазин часто критиковали за постоянное вращение, которое при неосторожном обращении часто травмировало пальцы стрелков и приводило к осечкам.
Дальность стрельбы
Пулемет сыграл важную роль в этой войне. Военные учения показали, что всегда побеждала сторона, вооруженная пулеметами. В это же время к пулеметам стали присоединяться самолеты и танки. Дальность стрельбы и баллистика винтовочных патронов позволяли удерживать противника на большом расстоянии, не давая ему перейти в наступление.
Пулеметчики также могли объединяться в отряд, где, взаимно прикрывая друг друга, обеспечивали полный контроль над позициями и укрытиями противника. Наряду с артиллерийским огнем это оружие привело к огромным человеческим потерям. По сути, винтовка Льюиса представляла собой автоматическую систему стрельбы, оснащенную газовой камерой и воздушным охлаждением. Она весила около 13 кг. Пулемет снаряжался патронным барабаном 30-06 Springfield, а скорострельность составляла от 500 до 600 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы варьировалась от 800 до 3000 метров.
Отличительной особенностью пулемета Льюиса был кожух. Он предназначался для защиты стрелка от контакта с раскаленным стволом и для его лучшей очистки системой принудительного охлаждения. Эта система работала за счет отработанных пороховых газов и была инновационной и высокоэффективной для своего времени. Пулемет, имеющий принудительное воздушное охлаждение, можно сравнить со своими конкурентами с водяным охлаждением. Его не нужно было дополнительно наполнять водой, и с ним легко справился один человек (в отличие от того же Виккерса).
Когда Америка приняла на вооружение пулемет Льюиса, это оружие уже зарекомендовало себя в боях по всему миру. Америка вступила в Первую мировую войну только в 1917 году. К этому времени Льюис уже имел большую популярность и использовался практически повсеместно. Особенно часто этим пулеметом оснащались самолеты и бипланы союзных войск.
В армии США ощущалась острая нехватка огнестрельного оружия. Это вынудило Америку закупить пулеметы «Льюис» в Великобритании, и они оставались на вооружении Америки до конца Второй мировой войны, несмотря на то, что параллельно американцы закупили и чешский пулемет Bren Light Machine.
Новые возможности и рост популярности пулемета
Там перспективным вооружением заинтересовались бельгийцы. Конструктор провел ряд испытаний и демонстраций, после чего был подписан контракт с бельгийской армией и создана компания Armes Automatic Lewis, которая должна была производить пулемет. Но некоторые проблемы вынудили Льюиса закрыть компанию и передать право производства пулемета британской компании BSA. Она также испытала его на авиамоделях, где были достигнуты неплохие результаты. В 1913 году пулемет Льюиса поразил цель с воздуха на расстоянии 120 метров. При этом в него попала большая часть патронов из прилавка.
Эти впечатляющие результаты привели к тому, что в том же году компания получила несколько пробных заказов из России, Англии и Бельгии. Несмотря на проблему перегрева ствола, большинство экспертов дали пулемету высокие оценки. Бельгийская армия приняла его на вооружение. Россия также получила небольшую партию. Британские ВВС, с другой стороны, были осторожны и решили наблюдать со стороны.
Интересные факты
Этот пулемет оказался одним из первых пулеметов с вращающимся затвором, что позволило повысить точность и надежность.
Изначально он был предназначен для стрельбы через бедро с плечевым ремнем для стабилизации. Однако солдаты быстро обнаружили, что оружие точнее стреляет со штатива или сошки.
Это вооружение использовалось рядом известных исследователей, в том числе Эрнестом Шеклтоном и Робертом Фалконом Скоттом, во время их экспедиций в Антарктиду.
Это оружие вдохновило на разработку ряда других пулеметов, в том числе пулемета Bren и автоматической винтовки Browning M1918.
Браунинг М1918
Сегодня пулемет Льюиса пользуется большим спросом у коллекционеров и энтузиастов и до сих пор используется в исторических реконструкциях и выставках.
Его уникальный дизайн сделал его популярным среди солдат, так как его было легко использовать, обслуживать и транспортировать. Пулемет можно было разобрать на мелкие детали, что облегчало переноску во время длительных изнурительных маршей.
Патроны к пулемёту Льюиса
Достойных противников для «британца американского происхождения» в его нише практически не было. Например, немецкий MG 08/15 был по сути «Максимом», похудевшим по сравнению с оригиналом, но все же слишком громоздким. Французская модель Шоша была слишком ненадежной и уязвимой к заражению, а ближайший противник, датская Мадсен, при относительном успехе не имела абсолютно никакого потенциала развития из-за ряда первоначальных неудач. Такая ситуация позволила конструктору максимально использовать возможности изобретения, и автомат стал выпускаться серийно под следующие боеприпасы:
- .303 британский (7,69*57 мм);
- Винтовочный патрон Мосина (7,62*54 мм);
- .30-06 Спрингфилд (7,62*53 мм);
- .256 Маннлихер (6,5*53 мм);
- Особенно малоизвестны варианты под немецкий 8-мм патрон.
Наиболее распространены первые два варианта из этого списка.
Оригинальный магазин легко узнать по отсутствию пружины
Применение
Пик его карьеры пришелся на Первую мировую войну, где он использовался на всех фронтах. Среди пехотинцев Ландвера Льюис заслужил прозвище «гремучая змея», что в некоторой степени заслужено звуком стрельбы, но немалую роль сыграли и его мобильность и тактика применения на поле боя.
Пулемет выпускался и после окончания войны, а также активно использовался как зенитное оружие на кораблях и катерах еще в 40-х и 50-х годах.
Также известная фотография парада 7 ноября 1941 года, на которой бойцы Красной Армии идут на фронт с пулеметами «Льюис», видимо, изъятыми с долговременного хранения.
Многие исторические кадры были сделаны Льюисом на службе в Королевских войсках и флоте Ее Величества.
Британия использовала их повсеместно, но в основном на второстепенных участках фронта.
Пулемет также активно использовался в качестве башенного для авиации. Но его уже закончили использовать для ПВО в начале 40-х. Пули винтовочного калибра больше не могли с одного попадания повредить цельнометаллический самолет.
А низкая скорострельность не позволяла добиться значительного количества попаданий в скоростную цель.
В кинематографе
Наиболее известно появление Льюиса в фильме «Белое солнце пустыни», где его роль исполнил пулеметчик ДП.
Также Льюис прославился по фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих». В сериалах «Махно» и «Чапаев», где он изредка мелькает в кадре.
В зарубежных фильмах он появлялся в кадрах фильмов «На Западном фронте без перемен», «Битва при Кортесах», «Мумия» и других.
В компьютерных играх
Модель пулемета можно найти в ряде модификаций игры STALKER, кроме того, пистолет Льюиса можно увидеть в симуляторе World of Guns: Gun Disassembly».
В Battlefield I пулемет Льюиса несет группа огневой поддержки.
Кроме того, именно Льюис был взят за основу при создании внешнего вида бластера в игре Star Wars Battlefront.