Трагедии СССР, которые скрывали от народа

Новости
Содержание
  1. Трагедии СССР, о которых никто не знал
  2. Взрыв ядерных отходов в Челябинске
  3. Взрыв на Байконуре
  4. Пожар в Чувашской школе (Эльбарусово)
  5. Новочеркасская трагедия: расстрел митингующих
  6. Падение военного самолёта в Светлогорске
  7. Угон гражданского самолёта в Новосибирске
  8. Столкновение самолётов над Днепродзержинском
  9. Крушение самолёта с командованием Тихоокеанского Флота
  10. Обрушение эскалатора в московском метрополитене
  11. Давка в Лужниках
  12. Крушение круизного лайнера «Александр Суворов»
  13. Погибший космонавт, который мог стать первым
  14. Пилот-смертник протаранил пятиэтажку из ревности
  15. 2. Взрыв на Байконуре
  16. Таран жилого дома в Новосибирске
  17. 3. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском
  18. «Взбесившийся» эскалатор
  19. Обрушение эскалатора в московском метро, 17 февраля 1982 года, скрывали 9 месяцев
  20. Катастрофа на Байконуре, 24 октября 1960 года, скрывали 30 лет
  21. 3. Столкновение теплохода «Александр Суворов» с железнодорожным мостом
  22. 2. Кыштымская авария
  23. 4. Гибель самолета командного состава Тихоокеанского флота
  24. 4. Куреневка
  25. Массовая давка в «Лужниках», 20 октября 1982 года, скрывали 7 лет

Трагедии СССР, о которых никто не знал

Засекречивание той или иной информации является обычной практикой государств с древности до наших дней. Особенно информацию, которая может подорвать авторитет действующей власти, спровоцировать массовую панику и хаос, подорвать устоявшуюся идеологию. По этим причинам были скрыты многие страшные трагедии в СССР, о которых многие до сих пор не знают.

Взрыв ядерных отходов в Челябинске

В 1957 году на химкомбинате «Маяк» произошла первая в истории страны радиационная авария. В резервуаре для ядерных отходов произошел взрыв, вызвавший выброс радиоактивных веществ в количестве 20 миллионов кюри. Погибших при взрыве нет, но зона радиоактивного поражения распространилась на Челябинскую, Тюменскую и Свердловскую области.

Химический завод «Маяк»

Первой радиационной аварией в нашей стране стал взрыв на ПО «Маяк

В первые сутки после аварии людей эвакуировали из ближайших к эпицентру населенных пунктов, воинских частей и колоний. В течение недели — жители населенных пунктов, пострадавших от взрывной волны. Дальнейшей огласки произошедшее не было: информация о ЧП тщательно скрывалась от населения страны, и особенно от жителей Урала.

Взрыв на Байконуре

24 октября 1960 года трагедия унесла жизни около 126 человек. Запуск межконтинентальной ракеты был приурочен к 43-й годовщине Октябрьской социалистической революции. При запуске двигателя топливные баки разрушились, что спровоцировало выброс ракетного топлива и вызвало пожар.

Взрыв ракеты

Взрыв на Байконуре в 1960 году стал первой и единственной аварией на космодроме

Информация о случившемся была засекречена, человеческие жертвы скрыты или списаны на несчастные случаи, не связанные с космодромом. Данные были обнародованы только после 1989 года.

Пожар в Чувашской школе (Эльбарусово)

В ноябре 1961 года во время школьного концерта вспыхнул пожар. Причиной инцидента стали неумелые действия учителя физики во время ремонта бензинового двигателя в помещении рядом с импровизированным актовым залом. В результате пожара погибли 4 учителя и 106 детей.

Школа в Эльбарусово

Из-за ошибки учителя физики погибли 3 его коллеги и 106 детей

Новочеркасская трагедия: расстрел митингующих

С 1 по 2 июня 1962 года в Новочеркасске развернулась страшная драма, унесшая множество жизней. Измученные нехваткой продовольствия, ростом цен и увеличением объемов производства, рабочие электровозостроительного завода остановили производство и объявили забастовку. Число забастовщиков быстро росло, обстановка накалилась.

Власти в лице Хрущева отдавали приказы всячески подавлять сопротивление. Мирным путем разогнать агрессивную толпу забастовщиков не удалось. Тогда представители властей открыли огонь на поражение. В результате действий погибли 26 человек. Еще 45 человек госпитализированы с огнестрельными ранениями. За участие в демонстрации осуждено 112 человек, из них 7 приговорены к смертной казни.

Ударять

Требование повысить зарплату привело к массовому расстрелу

Падение военного самолёта в Светлогорске

16 мая 1972 г., несмотря на плохие метеоусловия и густой туман, Ан-24Т Балтийского флота совершил плановый облет. Маловысотный самолет задел крону дерева, в результате чего снес второй этаж детского сада и разбился неподалеку. Разлив топлива в результате падения спровоцировал пожар.

Крушение самолета

Военный самолет снес второй этаж детского сада во время планового облета

В результате аварии погибли все члены экипажа (8 человек), 3 учителя и 24 ребенка. По неофициальным данным, помимо плохой видимости, решающим фактором стало пьянство пилотов. Сразу после крушения территория была оцеплена властями. В городе были отключены телефоны и электричество, на улицах дежурили патрули.На следующее утро после трагедии от детского сада не осталось и следа: вместо него появился сквер.

Угон гражданского самолёта в Новосибирске

26 сентября 1976 г. Ан-2 был угнан пилотом гражданской авиации. Совершив несколько кругов над городом, угонщик направил початок кукурузы к жилому дому. Позже выяснилось, что действия пилота были продиктованы жаждой мести бывшей жене. Последняя ушла от него и забрала ребенка. В результате аварии погибли 4 человека: пилот и женщина с двумя пятилетними детьми, приехавшие навестить злосчастный дом.

Василек врезался в дом

Пилот гражданской авиации угнал самолет ради мести

Столкновение самолётов над Днепродзержинском

В 1979 году над территорией Днепродзержинска столкнулись два самолета Ту-134. В результате аварии погибли 178 человек. Причиной аварии считают действия неопытного клерка. Ситуация осложнялась тем, что они одновременно удерживали третий коридор для Черненко. Когда диспетчер увидел, что самолеты движутся по сходящейся траектории, один из них получил команду на набор высоты. Затем последовало подтверждение. По жестокой иронии судьбы пилот третьего самолета принял на себя командование.

Крушение самолета

В 1979 году над Днепродзержинском столкнулись пассажирские самолеты

Крушение самолёта с командованием Тихоокеанского Флота

В 1981 году в Ленинградской области разбился Ту-104. В результате аварии погибли 52 человека, 16 из которых были адмиралами Тихоокеанского флота. Официальной версией падения считается перегрузка: на борту самолета, кроме людей, находилась мебель, бытовая техника, продукты и сейфы с военными документами, которых в то время не хватало.

Крушение самолета

При крушении Ту-104 погибли 16 адмиралов Тихоокеанского флота

Обрушение эскалатора в московском метрополитене

17 февраля 1982 года в вечерний час пик на станции «Авиамоторная» обрушился эскалатор. Возникшая массовая паника и штормовой нагон привели к катастрофическим результатам: 8 человек погибли, 30 получили ранения различной степени тяжести.

Эскалатор метро

Обрушение эскалатора на станции «Авиамоторная» произошло в вечерний час пик

Давка в Лужниках

20 октября 1982 года состоялся матч Кубка УЕФА: московский «Спартак» против голландского «Гарлема». Незадолго до конца матча счет был 1:0 в пользу «Спартака». Замершие болельщики не ожидали никаких перемен и бросились к выходу, когда спартаковец неожиданно забил гол. Обезумевшие толпы болельщиков ринулись к трибунам.

По официальным данным, в результате штормового нагона погибли 66 человек, по неофициальным — около 350.

Давка в Сокольниках

В давке в Лужниках погибли 66 человек

Крушение круизного лайнера «Александр Суворов»

В 1983 году круизный лайнер «Александр Суворов» потерпел крушение. На скорости 25 км/ч корабль вошел в несудоходный пролет Ульяновского моста. Мостовая конструкция отсекает верхнюю часть вкладыша. Проходивший в то же время по мосту товарный поезд сильно ухудшил ситуацию: вагоны перевернулись, а груз (уголь, дрова, зерно) упал на корабль.

Смерть «Александра Суворова»

Круизный теплоход «Александр Суворов» потерпел крушение в 1983 году

Число жертв достигло от 176 до 600 человек.

Погибший космонавт, который мог стать первым

Валентин Бондаренко, летчик-испытатель, входил в состав первого отряда советских космонавтов. В списке кандидатов на первый полет человека в космос имя Бондаренко было четвертым после Юрия Гагарина. Вместе с другими кандидатами прошел подготовку к полетам на космическом корабле «Восток». Одна из тренировок предполагала 10-дневное пребывание в барокамере: будущие космонавты были погружены в полную тишину, у них не было возможности общаться с окружающими. Концентрация кислорода в барокамере была увеличена до 40%. Поэтому, когда Бондаренко снял датчики, высушил кожу и выбросил проспиртованную вату, произошло непоправимое: вата упала на раскаленную электроплиту.

Конечно, барокамеру тут же бросились открывать, но прошло какое-то время, и Валентин получил серьезные ожоги. Восемь часов боролись за его жизнь, почти все это время Юрий Гагарин и другие товарищи Бондаренко находились в больнице. Но спасти его не удалось — он умер от ожогов. Это произошло за 19 дней до первого полета в космос. У Валентина остались жена Анна и маленький сын Саша. Смерть космонавта не просто засекретили — его изображение убрали даже с групповых фотографий первого отдела.

Это послужило причиной распространения слухов о том, что до Гагарина в СССР запускали в космос десятки космонавтов, но все они погибли либо при старте, либо во время полета. На Западе такие слухи ходят и сегодня. Официально о смерти Бондаренко сообщили лишь спустя 27 лет — в 1987 году. Мы говорили о другом космонавте, погибшем на орбите: Владимире Комарове.

Пилот-смертник протаранил пятиэтажку из ревности

Воскресенье 26 сентября 1976 года стало судьбоносным для нескольких ничего не подозревающих новосибирцев. Рано утром пилот в местном аэропорту сел за штурвал «кукурузника», поднял его в воздух и направил самолет в пятиэтажный жилой дом. Машина АН-2 врезалась в дом на скорости 150 км/ч, пробила дыру между этажами и разбилась на куски.

Сам пилот погиб при ударе. Из самолета вылилось топливо, и начался пожар. В ужасе жители дома выпрыгивали из окон, сбрасывали детей, которые пытались поймать собравшихся внизу. Но не все были успешными. В тот день в страшном пожаре погибли молодая женщина и трое детей, совсем маленьких, от 4 до 6 лет.

Целью 23-летнего летчика Владимира Серкова была квартира на третьем этаже, точнее кухня в этой квартире. Там жил его тесть, а после очередного скандала туда уехала его жена с двухлетним сыном, уставшая от ревнивого мужа: все четверо, по расчетам Серкова, должны были завтракать на кухне в 10 часов утра в это воскресенье и получить от него «возмездие». Но вся семья вышла из дома рано утром, поэтому никто из них не пострадал. Говорили, что тесть Серкова знал о грядущем баране, но ничего не сделал для спасения ближних: только увел тех, кто был ему близок.

Неизвестно, так ли это. Семья сменила не один десяток мест жительства, скрываясь от посторонних глаз, а может, опасаясь расправы. Происшествие тут же засекретили, «хрущевку» тут же отремонтировали. Конечно, слухи о трагедии еще ходили, но документации не было. Лишь спустя 33 года, когда были рассекречены архивы, все стало достоверно известно.

2. Взрыв на Байконуре

полный размер.jpg

Многие ученые погибли.

Самая крупная (и не единственная) катастрофа на космодроме Байконур произошла 24 октября 1960 года. При пуске взорвалась баллистическая ракета нового поколения Р-16. Проведенное после инцидента расследование позволило установить, что при подготовке к пуску был допущен ряд грубых ошибок. Инженеры также пренебрегли мерами безопасности. Информация об инциденте была засекречена.

Последствия: от 96 до 126 инженеров и ученых погибли в результате взрыва и получили ожоги в результате инцидента. Среди них был маршал артиллерии М. И. Неделин.

Таран жилого дома в Новосибирске

Фото: 5 страшных трагедий, о которых замолчали советские СМИ #13 - BigPicture.ru
Рано утром 26 сентября 1976 года 23-летний летчик гражданской авиации Владимир Серков угнал с местного аэродрома самолет Ан-2, совершил облет города на малой высоте и внезапно направил его прямо в жилой пятиэтажный дом. Выяснилось, что целью психопата была квартира на третьем этаже, где жили родители его жены и где она оставила его, забрав с собой двухлетнего сына. К счастью, в квартире никого не было.
Фото: 5 страшных трагедий, о которых замолчали советские СМИ #14 - BigPicture.ru
«Кукуруза» врезалась в дом на скорости более 150 километров в час, пробила дыру между третьим и четвертым этажами в районе лестничной клетки, ее передняя часть с винтом и двигателем влетела в одну из квартир. Серков погиб, но больше от удара никто не пострадал. В огне погибли женщина и трое детей.
Фото: 5 страшных трагедий, о которых замолчали советские СМИ #15 - BigPicture.ru
Хрущева быстро восстановили, а само происшествие засекретили. Официально об этом нигде не сообщалось, вместо этого по городу поползли зловещие слухи – то ли это невиданные в СССР террористы, то ли страшный политический акт. В конце концов, эта история превратилась бы в велосипед, а очевидцев сочли бы сумасшедшими, если бы не рассекреченные в начале 2000-х архивы КГБ.

3. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском

полный размер.jpg

Какая трагедия.

Одна из крупнейших авиакатастроф в истории произошла в Советском Союзе в 1979 году. В небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета Ту-134 рейсов Челябинск — Кишинев и Ташкент — Минск. Расследование позволило установить, что в харьковском центре управления был допущен ряд ошибок из-за повышенного напряжения в авиационной сфере. Диспетчеры заметили, что самолеты идут навстречу друг другу, и потребовали, чтобы один из бортов поднялся выше. Через минуту случилась трагедия. Оказалось, что сигнал был отправлен не на тот самолет.

Последствия: 178 пассажиров и членов экипажа погибли. Среди них 17 игроков узбекского футбольного клуба «Пахтакор».

«Взбесившийся» эскалатор

Эта авария до сих пор считается самой страшной в истории Московского метрополитена. Вечером 17 февраля 1982 года, в час пик, на одном из эскалаторов соскочило поручень — видимо, из-за какой-то конструктивной недоработки. На лестнице было много людей. Все они были поражены, поскольку их несли вниз все быстрее и быстрее.

Двигатель в это время был заглушен под воздействием аварийного автомата, но тормоза не работали как надо, из-за ошибки в настройке. Паника заставила часть пассажиров броситься к эскалатору – вверх. Это была давка и свалка. Услышав отчаянные крики снизу, те, кто был наверху, попытались спастись, запрыгнув на соседний эскалатор. Но тонкая пластиковая крышка перил сломалась под их тяжестью.

Люди падали, падали и травмировались об острые углы разбитых конструкций. Эскалатор словно «взбесился»: ступени трещали под давлением, ломались, выпирали острыми краями. Сумки и края одежды были затянуты под его расческу. Весь этот ужас длился две минуты. Затем механизм был остановлен вручную.

Выяснилось, что в этом шторме погибло 8 человек. Три десятка пассажиров получили переломы, серьезные порезы и травмы головы. «Вечерняя Москва» сообщала о трагедии довольно скупо: авария на эскалаторе, есть пострадавшие. Трагедия быстро обросла домыслами, став «страшилкой» в городе: говорили о лужах крови, намертво вросших в ступеньки, о сотнях покалеченных и мертвых, потерявших руки и ноги в «кровавой мясорубке.

Обрушение эскалатора в московском метро, 17 февраля 1982 года, скрывали 9 месяцев

Самая страшная авария в истории Московского метрополитена произошла на Авиамоторной в вечерний час пик, когда люди только начинали возвращаться с работы. На одном из эскалаторов соскочил правый поручень (видимо, из-за несовершенства конструкции). В момент, когда перила почти остановились, сама лестница, разогнавшись под тяжестью пассажиров, рухнула вниз. Аварийная блокировка отключила двигатель, но ни рабочий тормоз, ни аварийный тормоз не работали должным образом из-за неправильной настройки и обслуживания.
4c601edfde.jpg
Эскалатор на Авиамоторной сегодня. Трагедия случилась четвертого — на снимке крайний справа, повернутый вниз.

Часть пассажиров в панике бросилась вверх по лестнице, против движения эскалатора, врезаясь в тех, кто пытался удержаться на ногах стоя. Люди падали, летели вниз, где образовался завал. Услышав внизу крики, верхние в испуге вскочили на перила, попытались перебраться на соседний эскалатор, но пластиковое покрытие толщиной всего 3 мм лопнуло под тяжестью, они провалились под перила.

Но вопреки страшным слухам, в механизмы никого не втаскивали, конечности не отрезали — люди гибли и получали травмы из-за раздавливания, падения с высоты и соприкосновения с острыми краями разбитых и разрушенных конструкций.
1d3e2b7a65.jpg

При этом под металлическую гребенку «бешеного» эскалатора потянулась обувь, одежда, сумки. Ступени трещали и ломались, «поднявшись на дыбы». Люди получали порезы, открытые переломы – отсюда и «лужи крови», которые, по страшилкам, так въелись в пол, что уборщицы не могли их вытереть, как ни старались. Все это продолжалось почти 2 минуты, пока, наконец, механизмы эскалатора не были отключены вручную в машинном отделении.

В шторме погибли 8 человек, 30 получили ранения, некоторые стали инвалидами. Один из пострадавших, чья нога застряла между выходной площадкой и ступенькой, прождал еще 2 часа, пока не были найдены инструменты для его освобождения, и из-за столь длительного промедления лишился ноги. Короткое сообщение будто бы напечатано на следующий день той же «Вечеркой», и даже не под рубрикой «Событие», а просто и безлико — «Информация».
93d05ff819.jpg

Поскольку трагедия не освещалась в СМИ, она быстро обрастала мифическими подробностями и стала городской легендой. Люди рассказывали страшные подробности «кровавой мясорубки», которой на самом деле не существовало, а некоторые СМИ позже сообщали о «десятках» и даже «сотнях» жертв. К счастью, людей было не так много, как сегодня, даже в час пик в метро.
2e0c307f00.jpg

Катастрофа на Байконуре, 24 октября 1960 года, скрывали 30 лет

Взрыв новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошел на космодроме при подготовке к первому испытательному пуску. Советское руководство оказало давление на разработчиков в связи с обострением Холодной войны, плюс по традиции нужно было похвастаться очередным достижением к годовщине Октябрьской революции. Хрущев и Брежнев лично проверяли ход работ. В этих условиях военные на свой страх и риск привезли на полигон недоработанную ракету.
cb42dc15a8.jpg

Скорость привела к серьезному нарушению техники безопасности и большим потерям. От 78 до 126 человек сгорели заживо и позже скончались от ожогов, в том числе командующий РВСН Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, сидевший в бункере в нескольких метрах от подножия ракеты, фактически ближе всех.
7ecad795e1.jpg

Кинокамеры запечатлели ужасающую картину: волны пламени распространялись от ракеты кругами, охватывая все на своем пути, люди, горящие, как факелы, выскакивали из огня и разлетались во все стороны. Некоторые бежали к забору из колючей проволоки и безжизненно висели на нем.
6fd308ca6b.jpg
1a1098b701.jpg
1d2c9a7089.jpg

Выжившие получили страшные ожоги, тела были изуродованы до неузнаваемости. Согласно документам, найденным в архивах 55 лет спустя, обгоревший труп маршала Неделина был идентифицирован «по телосложению и росту», а также по найденной рядом золотой звезде героя, его наручным часам и «остаткам обгоревшего маршальского гимнастерка с генеральской кнопки».

Как всегда, трагедия была строго засекречена, но чтобы хоть как-то объяснить гибель главкома РВСН, придумали некую авиакатастрофу, в которой якобы погиб Неделин почести у кремлевской стены, остальных погибших — тайно на кладбищах разных городов и в братской могиле на Байконуре.
28caaa61bd.jpg

3. Столкновение теплохода «Александр Суворов» с железнодорожным мостом

В июне 1983 г теплоход, следовавший из Ростова-на-Дону в Москву по Волге, на полном ходу врезался в пролет Ульяновского моста. Ошибка штурмана, отправившая корабль в несудоходный пролет, обернулась катастрофой, хотя экипаж был предупрежден с берега о вероятности столкновения.

В этот момент многие пассажиры «Александра Суворова» смотрели фильм в кинозале на верхней части — их всех придавила крыша мостика, а также каюта капитана. По официальным данным погибло 176 человек, однако исследователи предполагают, что число жертв было намного больше. В какой-то момент, когда корабль находился под мостом, по нему проехал поезд с зерном, рухнув на крышу корабля. Алексей Чулков, заведующий травматологическим отделением, позже вспоминал:

Для нас были открыты все аварийные запасы лекарств. Медицинскому персоналу требовалось большое мужество, чтобы вынести физические и психологические нагрузки: больные кричали, искали родных, мать потеряла дочь. У многих были психические расстройства…

Читайте также: Решать задание 3 ВПР 8 класс

2. Кыштымская авария

29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40, недалеко от поселка Кыштым, из-за поломки системы охлаждения взорвался контейнер с радиоактивными отходами объемом 30 литров. Сила взрыва была такой, что в сторону отлетело 160-тонное бетонное перекрытие метровой толщины. В воздух поднялось радиоактивное облако диаметром почти 400 километров, мощность излучения которого составила 20 миллионов кюри.

Эта радиоактивная пыль распространилась на территории в 23 000 километров, на которой проживает 270 000 человек из Челябинска, Свердловска и Тюмени.

Сотни тысяч людей были брошены на ликвидацию последствий аварии. Многие жители близлежащих деревень были выселены, а их дома и имущество уничтожены. О последствиях аварии стало известно лишь спустя три десятилетия.

4. Гибель самолета командного состава Тихоокеанского флота

 

Как-то совсем глупо получилось.

Катастрофа, которая в свое время унесла жизни всего командования Тихоокеанского флота Советского Союза в 1981 году. Самолет Ту-104 разбился сразу после взлета. Оторвавшись от земли на 50 метров, он покатился на хвост, после чего произошла трагедия. Выездная проверка помогла установить причину аварии. Она стала серьезной перегрузкой на доске. Выяснилось, что офицеры привезли из Ленинграда большое количество дефицитных товаров.

Последствия: 52 человека погибли. Среди них 16 адмиралов. Для сравнения, СССР за всю Вторую мировую войну потерял 4 адмиралов.

4. Куреневка

В 1961 году в Киеве произошла Куреневская трагедия. В Бабий Яр, где фашисты расстреливали евреев во время Великой Отечественной войны, было решено засыпать отходы (массу) с соседних кирпичных заводов. Строительство шло полным ходом, производство материалов не прекращалось ни днем, ни ночью. Глиняную массу, непригодную для производства кирпича, нужно было куда-то убрать.

Сначала предлагалось вывести ее в пойму Днепра, но все решили деньги — победил другой проект, который оказался более выгодным с финансовой точки зрения.

В результате массовых сбросов за 10 лет в Бабьем Яру земляная плотина обрушилась и 13 марта прорвалась. Сошел сель шириной 20 метров и высотой около 14 метров. По официальным данным, в Куреневском районе погибло 150 человек, по неофициальным — более полутора тысяч. На протяжении всех советских лет трагедия была засекречена, а случайно выкопанные из-под завалов тела в свидетельствах о смерти фигурировали по ряду причин смерти.

Массовая давка в «Лужниках», 20 октября 1982 года, скрывали 7 лет

В конце матча между московским «Спартаком» и голландским «Харлемом» в рамках 1/16 финала Кубка УЕФА на Центральном стадионе имени Ленина разразилась самая страшная трагедия в истории советского спорта, но игроки, находившиеся на поле, не даже подозревать. Наши узнали только на следующий день от тренера-голландца — как и большинство, спустя 7 лет, что их шокировало.
046b1e8605.jpg

В тот октябрьский день был необычно сильный мороз, минус 10, трибуны были покрыты мокрым снегом, скамейки обледенели.
d3e4d9034a.jpg

Из-за непогоды на столь знаменательный матч была распродана лишь пятая часть билетов, поэтому для зрителей были расчищены и открыты только 2 трибуны из 4 – мест для них хватило. Но опять же из-за холода фанаты в основном занимали стенд С, который был ближе к метро. На этом фото 1982 года показана центральная трибуна (А), самая дальняя от метро, ​​где сидело меньшинство болельщиков. Наиболее занята южная трибуна © напротив.
fba1e2cc2c.jpg

«Спартак» рано повел в счете 1:0, но потом игра пошла под откос. Минуты за две до финала, решив, что моментов больше не будет, продрогшие зрители ринулись к выходу. Очевидцы рассказывают, что полиция, не ладившая с несовершеннолетними болельщиками, открыла лишь один из четырех выходов, чтобы контролировать толпу, не слишком заботясь о ней.

В какой-то момент на последних ступенях упала девушка, передние остановились, чтобы помочь ей, но люди сзади протолкнулись сильным потоком. Стоящих внизу рвали и топтали, началась цепная реакция, люди спотыкались о препятствия, падали и давили друг друга, гора тел росла. Под натиском толпы прогибались металлические перила на лестнице, люди падали на бетонный пол.
8a21c88f36.jpg

Так совпало, что увлечение началось именно в этот момент, буквально на последних секундах Сергей Швецов забил второй гол голландцев. Герой драки много лет сожалел о голе, считая, что стал невольным виновником трагедии. Из-за недостатка информации была популярна ложная версия, что именно гол стал причиной людской неразберихи, так как покидавшие стадион зрители резко переместились обратно на трибуны и столкнулись с набегающим потоком.
a99c06f3ba.jpg

В шторме погибли 66 болельщиков «Спартака», большинство из них подростки и юноши от 14 до 19 лет. Тела были свалены в кучу возле памятника Ленину. Газеты сообщали о ходе матча, но не упоминали о трагедии, только в «Вечерней Москве» на последней странице в паре строк сообщалось о «несчастном случае» на стадионе, в результате которого «есть пострадавшие». «. Информацию скрывали даже от родителей погибших подростков, которые сами разыскивали их в больницах и моргах и говорили, что опознать их не удалось.
acc08976b4.jpg

Впервые пресса сообщила о давке только с началом горбачевской «гласности», но к тому времени правда уже полностью затмилась слухами и домыслами. Очевидцы этих событий и родственники погибших по-прежнему убеждены, что погибших было намного больше, возможно, сотни. Этими же «данными» до сих пор оперируют многие западные СМИ. Памятник погибшим на стадионах мира на территории Лужников сделан на пожертвования Фратрии к 10-летию трагедии.
ec89f9d595.jpg

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector