Операция «Дуб»
Один из немецких планеров DFS 230
Не веря в верность нового итальянского правительства общему делу, уже на следующий день началась подготовка к операции по освобождению «пропавшего друга», который, по воспоминаниям министра Альберта Шпеера, звонил фюреру Муссолини: вечером 26 июля в штаб-квартире Ульвеля под Растенбургом Адольф Гитлер лично выбрал для ее выполнения 35-летнего командира специального батальона Фриденталя, гауптштурмфюрера СС Отто Скорцени, недавнего участника боевых действий на Западном и Восточном фронтах.
Разработка, непосредственная подготовка и реализация операции, получившей кодовое название «Дуб», были возложены на командующего воздушно-десантными войсками генерала Курта Штудента. При этом ни германский посол в Италии, ни главнокомандующий войсками в Юго-Западной земле Альберт Кессельринг не отметились.
Местонахождение Муссолини долгое время оставалось неизвестным. Содержался сначала на острове Понца близ Рима, затем в городе Ла Специя близ Генуи, откуда из-за отсутствия элементарных условий безопасности был переведен на остров Маддалена близ Сардинии. Благодаря работе агентов и военной разведки об этом стало известно группе Скорцени, планировавшей прилет на остров гидросамолетов Красного Креста 28 августа.
Однако операцию пришлось отменить в последний момент, когда стало известно, что Муссолини на самом деле находится в горнолыжном отеле Campo Imperatore, который находится на высоте 2130 метров в центре горного хребта Гран-Сассо в регионе Абруццо. Достоверность этой информации окончательно подтвердилась 8 сентября, в тот же день, когда Италия сложила оружие в войне против сил антигитлеровской коалиции и началась оккупация союзными и немецкими войсками.
Агент Моссада
Отто Скорцени долгое время считался «идеальным нацистом», но в 2006 году его репутация была серьезно «посрамлена». Газета «Маариф» опубликовала статью Михаила Хейфеца, в которой черным по белому указано, что легендарный Отто работал в 60-е годы на израильскую разведку. Конечно, это была сенсация!
Речь шла о вечном противостоянии Израиля и Египта, где активно развивалась военная программа. Немецкие специалисты из числа бывших нацистов работали на Египет. Усиление Египта было опасно для Израиля и Моссад начал свою операцию.
Глава секретной службы Меир Амит начал вербовку немецких военных специалистов в Египте. Операцией руководил Рафи Эйтан. Моссад искал «бывшего нациста», который мог бы получить важные документы. Этим «экс-нацистом» стал Скорценни. Он был завербован Моссадом в обмен на «свободу от страха». Убийство Эйхмана перед этим дало Скорцени понять, что он может быть следующим.
Моссад также завербовал «Валентина» — тоже бывшего нациста, знакомого Скорцени. Он руководил набором немецких специалистов Египтом и обеспечивал их безопасность. То есть он имел полный доступ ко всем документам. «Валентин» сфотографировал документы и передал их Скорцени. Скорцени к Меиру. Моссад сделал «ход конем».
Списки всех немцев, нелегально работающих в Египте, были переданы министру обороны Германии Штраусу. Чтобы избежать международного скандала, Штраус решил отозвать исследователей. Их просто «купили» — предложили компенсацию большую, чем их будущие гонорары. Разумеется, в мемуарах Отто Скорцени ни словом не обмолвился о своей «дружбе» с израильской разведкой.
Операция «Айхе»
Самой известной операцией, проведенной Отто, было освобождение Муссолини, который 25 июля 1943 года был арестован и заключен в тюрьму. Место, где он был заключен, было первой задачей Скорцени. Сбивая с толку горе-освободителей, итальянцы несколько раз меняли местонахождение ненавистного пленника.
Муссолини успел посидеть и на корвете «Персефона», и на Ла Мадалене, и на Понтийских островах. Наконец, местом заточения дуче был выбран отель «Кампо Императоре». Скорцени, каким бы предприимчивым он ни был, не мог полагаться на удачу. Ранее была проведена разведка местности, сделаны фотографии. Результат проверки оказался неутешительным – гостиница находилась в скалистой горной местности, куда было крайне сложно добраться. Действовать нужно было решительно и небольшой группой.
В качестве средства доставки диверсантов были выбраны планеры. Из-за крушения двух планеров, в том числе штурманского, который попал в воздушную воронку и разбился, Отто пришлось взять управление в свои руки. Он имел дело с «большой кровью» — 31 десантник погиб, 16 получили тяжелые ранения. То есть в ходе небоевой операции потери составили 40%. Как писал немецкий генерал Типпельскирх в своей «Истории Второй мировой войны», это была «авантюрная операция, приведшая к многочисленным жертвам». Однако уцелевшие планеры приземлились всего в 18 метрах от отеля.
Улов прошел быстро. Почти без единого выстрела итальянская гвардия была нейтрализована — привлеченный в операцию итальянский генерал Сколетти убедил своих соплеменников сложить оружие. По словам Отто, в честь капитуляции итальянцы даже принесли ему бокал красного вина.
освободить Муссолини — половина дела. Теперь перед Скорцени стояла не менее сложная задача – доставить дуче в ставку Гитлера. Было решено осуществить пересадку на двухместном самолете «Шторх». Место посадки быстро очистили от валунов.
Однако пилот отказался, Скорцени решил лично сопровождать дуче. Перегруженный самолет еле взлетел. Вскоре его приземлили в аэропорту Рима, откуда Муссолини доставили в ставку Гитлера.
Отто Скорцени — биография
Отто Скорцени — известный немецкий диверсант, оберштурмбаннфюрер СС. Во время Второй мировой войны провел ряд успешных спецопераций, в том числе по освобождению Муссолини, свергнутого итальянского диктатора.
В истории Второй мировой войны есть много легендарных фигур. При этом одни прославились своим героизмом и преданностью Родине, другие – беспринципностью и желанием работать на тех, кто платит больше. Отто Скорцени, «человек со шрамом», самый блестящий из всех разведчиков прошлого века. Его личность скрывает множество загадок, а биография полна вопросов без ответов.
Преданный Гитлеру диверсант сумел избежать обвинений во время Нюрнбергского процесса, затем работал на израильскую разведку и умер в почтенном возрасте в своей постели. Остальные нацисты об этом могли только мечтать. Был любимцем Гитлера, нравился дружелюбный нрав Муссолини, за грубое освобождение которого получил именные часы. Высокопрофессиональный разведчик, он не интересовался политикой и международными отношениями, не знал угрызений совести. Только обслуживать тех, кто платит.
Детство и юность
Отто Скорцени родился в Вене (Австро-Венгерская империя) 12 июня 1908 года. Его потомки были поляками, носили фамилию Скоженный, жили в деревне Скоженцин. По немецким правилам фамилия читалась как Скорцени. Отец работал инженером, поэтому жили довольно скромно. В 20-х годах прошлого века Отто учился в Венской высшей технической школе, был известен своим высоким ростом 196 см и вспыльчивостью.
Именно из-за своего вспыльчивости он то и дело попадал в какие-то разборки, которые выливались в серию дуэлей. Биография Скорцени содержит информацию о пятнадцати поединках на шпагах, один из которых оставил ему на всю жизнь шрам на левой щеке, простирающийся от уха до подбородка. Именно по этому шраму его везде узнавали, он как визитная карточка диверсанта.
Карьера
Обладал Скорцени и лидерскими качествами, он легко заводил знакомства с нужными людьми. Затем среди его знакомых появился Кальтенбруннер, который в 1931 году рекомендовал молодого человека в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Отто стал сторонником нацизма, а через время оказался в числе лидеров этой партии. Скорцени хотел пойти добровольцем в Люфтваффе, но его не приняли из-за высокого роста. Выяснилось, что в ВВС Германии были ограничения по физическим параметрам.
Отто не очень расстроился по этому поводу, он решил, что карьеру можно строить не только в воздухе, но и на земле. В 26 лет он организовал и участвовал в нацистском перевороте в родной Вене. На его мнение рассчитывали, он проявлял свои лучшие лидерские качества. Именно это привлекло внимание Адольфа Гитлера к Скорцени, и в дальнейшем он использовал амбициозного австрийца в своих интересах.
В 1938 году партия под руководством Адольфа Гитлера активно готовилась к борьбе против Европы. В марте того же 1938 года были арестованы канцлер Австрии Курт Шушниг и президент Вильгельм Миклас. Скорцени также лично участвовал в их задержании.
Кроме того, Отто участвовал в погромах евреев, получивших название «Кристаллнаттен». Их результатом стали десятки разрушенных магазинов, кафе и других заведений, владельцами которых оказались евреи. Скорцени не только стал лидером, он и сам принимал непосредственное участие в этом событии, плечом к плечу с нацистскими штурмовиками.
В самом начале Второй мировой войны Отто предпринял еще одну попытку вступить в Люфтваффе, но тогда ему исполнилось 30 лет, и ему снова отказали. После этого он вступил в СС.
В 1939 году амбициозный австриец попал в резервный батальон 1-й танковой дивизии, которая называлась «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». В 1940 году ему присвоили звание унтер-офицера и отправили воевать во Францию. Через год Отто Скорцени дослужился до первого офицерского звания унтерштурмфюрера. В то время он воевал в составе артиллерийского дивизиона 2-й танковой дивизии СС.
В 1941 году Скорцени оказался на Восточном фронте, в СССР. Но боролся он недолго, заболел дизентерией и попал на лечение в госпиталь. Много лет спустя Отто опубликует свои мемуары, в которых скажет, что у него воспаление желчного пузыря, и по этой причине он больше не может участвовать в боевых действиях. Он лечился в родном городе – Вене, врачи поставили Скорцени на ноги, но продолжать военную карьеру он уже не мог. После выписки из госпиталя будущий диверсант отправился в Берлин, продолжив службу в запасном полку.
В 1943 году высшие чины германского рейха предложили Гитлеру назначить Скорцени руководителем новых подразделений СС специального назначения. В их задачи входила разведывательно-диверсионная работа на территории вражеского лагеря.
Весной 1945 года, после полной капитуляции Германии, знаменитого диверсанта арестовали. Его личность быстро установили, шрам на левой щеке свидетельствовал лучше любого паспорта. Разведчика держали под усиленной охраной в лагере Оберурзель. Пять дней Кальтенбруннер просидел с ним в камере. В течение следующих двух лет Отто тесно сотрудничал с американской разведкой.
Именно это обстоятельство помогло ему добиться оправдательного приговора в августе 1947 года, после чего Скорцени начал работать на американскую разведку. Ему дали новое прозвище — «Способный». Бывший фашистский разведчик рассказал все, что знал о работе немецких спецслужб. Его перевели в лагерь для интернированных для денацификации в Дармштадте. Летом 1948 года Отто с помощью американцев бежал в США. Теперь в его обязанности входила подготовка агентов-десантников.
Прошло некоторое время, и Скорцени переехал во Францию, поселился в Париже. Однако ООН включила имя фашистского разведчика в списки военных преступников, поэтому в 1950 году ему пришлось вернуться в Германию. Отто удалось получить документы на новое имя. Теперь его звали Рольф Штайнер, он начал публиковать мемуары, написанные им ранее. В 1951 году мужчина отправляется в Италию, после чего переезжает в Испанию.
В том же году правительство Германии признало его денацифицированным, его имя было вычеркнуто из списков нацистских преступников, разыскиваемых немецкой полицией. Скорцени дали возможность вернуться в Германию, ему нужно было только признать, что его прежние убеждения были ошибочными.
Несколько лет своей бурной биографии разведчик прожил в Ирландии и даже стал владельцем недвижимости — фермы площадью 200 акров в графстве Килдэр. Затем он работал личным консультантом президента Египта Гамаля Абдель Насера и президента Аргентины Хуана Парона. Знаменитому российскому писателю, публицисту и сценаристу Юлиану Семенову довелось встретиться со Скорцени в Испании. Диверсант согласился дать интервью представителю страны-победительницы.
Секретные операции
В 1943 году Гитлер приказал Скорцени организовать операцию по спасению свергнутого итальянского диктатора Бенито Муссолини. Подготовка велась два месяца, гитлеровцы так и не смогли узнать место, где содержался пленный. Операция «Дуб» началась 12 сентября 1943 года. Группа десантников во главе со Скорцени высадилась в высокогорье Гран-Сассо и приступила к атаке отеля «Кампо Императоре», где содержался Муссолини. Им удалось освободить итальянского диктатора без единого выстрела, итальянцы совершенно не сопротивлялись. Муссолини был доставлен в Мюнхен.
Мировую известность эта операция принесла Скорцени в 60-е годы, когда в американской прессе появились публикации на эту тему. Его наградили Рыцарским крестом, Муссолини дал разведчику именную гвардию, обещал наградить его орденом Ста мушкетеров, но не сдержал своего слова. По словам немецкого генерала Типпельскирха, эта акция была авантюрной и кровавой, ведь 40% немецкой разведгруппы навсегда остались в горах.
Весной 1944 года Скорцени предстояло провести еще одну секретную операцию. Его задача — захватить лидера партизан Иосипа Броз Тито в Боснии и добиться того, чтобы сопротивление партизан на Балканах было сломлено. Эта миссия провалилась. Тито попал в плен, но ему и его сподвижникам удалось бежать по горным тропам и пещерным ходам. В воспоминаниях разведчика нет сведений об этой операции, он утверждает, что никогда не принимал в ней участия.
Летом того же года диверсант принял участие в очередной операции. Стало известно, что 20 июля 1944 года готовилось покушение на Гитлера. Его организовала группа высокопоставленных чинов вермахта. В это время Отто находился в Берлине, и силы его группы подавили мятеж. В течение следующих 36 часов, пока не было связи со штабом фюрера, он держал под контролем штаб сухопутных войск, так как его командир фон Штауффенберг также входил в группу заговорщиков.
Отто не любил проигрывать, но ему все же пришлось смириться с тем, что не все запланированные им операции были успешными. Среди них операция под названием «Длинный прыжок», целью которой было уничтожение участников конференции в Тегеране — Черчилля, Сталина, Рузвельта. Планы немецкой разведки были раскрыты советским разведчиком Николаем Кузнецовым, и тут же были приняты упреждающие меры.
Еще одна провальная операция Скорцени — «Стервятник». Группа Отто должна была захватить генерала Эйзенхауэра. Для этого было задействовано свыше двух тысяч воинов, но многие из них попали в плен и расстреляны.
Читайте также: Планета Уран — самая холодная в Солнечной системе
Личная жизнь
Несмотря на то, что Отто боролся всю свою молодость, он сумел устроить свою личную жизнь и даже трижды женился. У него была единственная дочь, хотя он всегда мечтал о сыне. Когда его жена забеременела, Скорцени решил, что это будет мальчик, и сказал, что назовет его Клаусом. Однако родилась дочь, которую назвали Вальтрудой.
Взрослая девушка никогда не стыдилась своих отношений со Скорцени, тем более что никаких проблем в ее жизни от этого не было. У нее было два мальчика, на радость дедушке, который любил своих внуков и очень ими гордился. Вальтрауда всегда говорила, что ее отец — сильная личность, настоящий офицер, умеющий отдавать приказы и требовать их неукоснительного выполнения.
Отто Скорцени стал автором не только мемуаров. Он опубликовал несколько книг, содержащих его собственные рассуждения. Самыми известными работами «человека со шрамом» стали публикации «Секретные задачи РСХА», «Неизвестная война», «Почему мы не взяли Москву». О «Диверсанте №1» снято несколько документальных фильмов, биография его до сих пор интересна не только историкам, но и простым обывателям.
«Березино». Провал
В жизни Скорцени были катастрофические ошибки. Такова была его «героическая» помощь отряду фашистов, потерявшемуся в районе реки Березина. Ошибка была в том, что фашистского отдела не было, и Отто попался на удочку советской дезинформации.
Вот как это было. 18 августа 1944 года советский разведчик Александр Демьянов, известный гитлеровцам как их агент «Макс», передал по рации: в районе Березины уцелел крупный отряд вермахта, численностью более двух тысяч человек, чудом избежавший поражения и укрылся в болотистой местности. Во главе «отряда» стоял завербованный Четвёртым управлением НКВД подполковник Шерхорн («Шубин»).
Конечно, Скорцени не был дураком. Он сразу начал проверять информацию по своим каналам. Он даже отправил в назначенный район 8 десантников, которые должны были собрать информацию и убедиться, что это не «утка». Все 8 агентов были пойманы, часть из них завербована НКВД.
В своих мемуарах Скорцени с гордостью писал: «Наше радио подхватило ответ. Сначала прошел сигнал настройки, затем специальный сигнал, что позволило нашим людям выйти на связь без помех (не дополнительная мера предосторожности: отсутствие сигнала означало бы, что радист взят в плен и силой вынужден выйти на связь). И еще хорошая новость: отряд Шерхорна существует».
Скорцени стал активно помогать «отделу Шерхорна». Оказалось, что в нем исчез талант поставщика. За 8 месяцев благодаря усилиям Отто в районе дислокации «отдела» было проведено 39 рейдов и выброшено 22 немецких разведчика (все арестованы советскими контрразведчиками), 13 радиостанций, 255 грузовых мест с оружием, обмундированием, продовольствием, боеприпасами, медикаментами и 1 777 000 руб.
Скорцени обманули, но он даже не знал об этом, и в марте 1945 года из одного из пакетов «героического ведомства» были выпущены железные кресты и пустые наградные листы, сам Гитлер был произведен в чин и награжден Рыцарским Железным крестом.