- Суть различий легкого и тяжелого истребителей
- Основные характеристики Су-27 и МиГ-29
- Вооружение
- Маневренные машины
- Технические показатели
- Какой лучше — легкий или тяжелый?
- Военный самолёт Су-57
- Характеристики (ТТХ) самолёта Су-57
- Что лучше – МиГ или Сухой? Лучше Сухой, но ставку делают на МиГ
- Стоп-машина
- Балансы противоборствующих сторон
- Лучик надежды для «мигарей»
- Гордость и беда «Сухого»
- Шанс для «МиГ», который нельзя упустить
- Функциональные различия и сходства
- Военный самолёт Су-75
- Подробнее о самолетах
- Случаи реальных боев между самолетами
- Высотные разведчики
- Война в Африке
- Оборудование
- Противоперегрузочный костюм
- Причины поражения эритрейских летчиков
- МиГ-35
- Янки наконец признали, что их лучший боевой самолёт F-35 уступает МИГ-29 и Су-27?
- Наша вечная борьба хорошего с еще лучшим
Суть различий легкого и тяжелого истребителей
Во-первых, различия между самолетами многочисленны. Масса пустого МиГ-29 составляет 10 900 кг, а Су-27 — 16 300 кг. Несмотря на массу, габариты самолета не сильно отличаются. МиГ-29 быстрее набирает высоту и имеет более простую конструкцию. В первую очередь это касается бортового радиоэлектронного оборудования.
Синий — МиГ-29 Черный — Су-27
У этих истребителей разные цели. МиГ разрабатывался как серийный самолет для использования над своей территорией или на окраинах вражеской земли. Отличие Су заключается в том, что он создавался для работы в тылу врага. Он имеет гораздо большую дальность полета и расширенный боекомплект, а также более совершенную авионику.
Основные характеристики Су-27 и МиГ-29
К летно-техническим характеристикам самолетов относятся:
Характеристика | Су-27 | МиГ-29 |
Экипаж | В зависимости от модификации 1 или 2 человека | 1 или 2 человека |
Длина | 21,9 м | 17,32 м |
Размах крыльев | 14,6 м | 11,36 м |
Высота | 5,9 м | 4,73 м |
Максимальный стартовый вес | 30 000 кг | 18480 кг |
Максимальная скорость на высоте | 2500 километров в час | 2450 километров в час |
Практичный потолок | 18 000 метров | 18 000 метров |
Практический диапазон по высоте | 3900 километров | 1430 километров |
При сравнении характеристик самолетов можно понять, для каких целей предназначен каждый истребитель. Взлетная масса и габариты МиГ-29 меньше. Стоит отметить, что Су-27 имеет множество модификаций, различающихся по параметрам. Сравниваются две основные модели массового производства.
По характеристикам Су-27 превосходит МиГ-29, но при этом за все время было выпущено в 2 раза меньше сушек. МиГ начал работать на 2 года раньше Сухого в 1983 году.
Вооружение
Вооружение МиГ-29
Легкий истребитель оснащен 30-мм пушкой и подвесным вооружением на выбор. На самолет могут устанавливаться ракеты класса «воздух-воздух» и авиабомбы. Узел подвески МиГ-29 позволяет разместить 7 единиц с различным вооружением.
Тяжелый истребитель оснащен 30-мм пушкой. В качестве подвесного вооружения устанавливаются ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», авиабомбы и неуправляемые реактивные снаряды. Су-27 имеет десять точек подвески для вооружения.
Вооружение Су-27
Благодаря более высокому максимальному взлетному весу «Сухой» лучше вооружен и может поразить больше целей при выполнении задания. Оба истребителя поддерживают модифицированное вооружение. Управляемая ракета средней дальности Р-77 может быть установлена на МиГ и Су.
Маневренные машины
В спецоперации на территории Украины также задействованы новейшие российские самолеты Су-35 и Су-30СМ. Пилоты говорят: украинские летчики, увидев наши истребители, даже не пытаются воевать, просто бегут к черту. Наши самолеты сначала пытались сбивать с земли, но быстро поняли, что это бесполезно.
«Это самолеты поколения 4++, машины очень эффективные в небе. Они могут за себя постоять. Они легко воюют с любыми самолетами мира — это Еврофайтер, Ф-22, Ф-35 Поэтому с наши самолеты,они стараются не встречать.Потому что это очень маневренные самолеты,они легко могут совершить противоракетный маневр,уйти от преследования и поразить встречную цель.Поэтому они очень опасны для американской авиации и для блока НАТО в генерал», — поясняет Юрий Сытник.
Аппаратура позволяет улавливать излучение, исходящее от зенитных установок на земле. Даже если оборудование быстро отключить, система на борту самолета запоминает координаты и поражает позиции противника.
«Самолет в воздухе — цель: если она опознана, то наводится. И наземные зенитные комплексы пытаются ее сбить. В кабине пилота загорается специальный дисплей, который говорит о том, что он цель.В этот же момент система автоматически решает откуда исходит это излучение определяет координаты.И пилоту нужно только нажать кнопку «старт» после того как загорится соответствующий дисплей что цель захвачена.И он спокойно выполняет маневр и оставляет оторвавшуюся от земли ракету. Но ответная реакция уже пошла обратно, поэтому сбивать наши самолеты им самим дороже», — уверен заслуженный летчик России Юрий Сытник.
Технические показатели
Попробуем более внимательно проанализировать, чем Су-27 отличается от МиГ-29, учитывая мнение специалистов. Решение о разделении боевых самолетов на тяжелые и легкие рассматривалось еще в начале 60-х годов. По мнению экспертов, легкие перехватчики смогут вести маневренные воздушные бои, называемые пилотами «каруселями». Таким моделям гораздо проще вести маневренный бой за счет увеличенной площади крыла и малой массы самого корабля.
Тяжелая авиация, по замыслу конструкторов, должна успешно бороться с бомбардировщиками и уничтожать ракеты, запускаемые противником с большой дистанции. Для выполнения основного назначения нужна была такая военная техника, которая имела отличную скорость, дальнобойное мощное вооружение, хорошо оснащенную РЛС. Именно эти качества были присущи тяжелым перехватчикам, позволяя им легко захватывать вражескую цель и наносить удары по противнику с большой дистанции.
Проанализировав сравнение характеристик военных кораблей, несложно понять, что на сборку тяжелых перехватчиков требуется гораздо больше средств. Вероятно, именно по этой причине единиц такой боевой техники на флоте намного меньше. И, кроме того, это состояние можно объяснить следующим образом:
- большие боевые самолеты не всегда требуются для выполнения сложных боевых задач;
- воздушный транспорт, который дороже в разработке и обслуживании, сложнее в обслуживании;
- многие страны мира приобретают военную авиатехнику по статусным соображениям, а не для защиты от реальной ядерной угрозы.
Подводя предварительные итоги, можно прийти к следующему выводу: МиГ-29 на фоне Су-27 проигрывает по габаритам и уровню оснащения, но опережает своего «собрата» по маневренности и востребованности».
Су-27
Какой лучше — легкий или тяжелый?
Но все это не означало, что этим двум классам истребителей не пришлось встретиться в небе. Наоборот. Например, в небе Вьетнама встретились два очень разных противника, легкий и маневренный МиГ-21 и тяжелый F-4 «Фантом», и пилоты каждого пытались реализовать конструктивные преимущества своего самолета в зависимости от ситуации.
Соотношение тяжелых и легких истребителей в арсенале ВВС ведущих стран обычно 3 к 7. Бывает, что 2 к 8, и даже 1 к 9. А вот более дорогие и технологичные машины, т.е тяжелые перехватчики, составляют количественное меньшинство парка боевой авиации. Этому есть вполне логичное объяснение. Во-первых, большинство боевых задач не требуют чрезмерного технического превосходства. Во-вторых, на дешевый и производительный самолет найти иностранного покупателя проще, чем на дорогой и сложный.
Не все государства мира озабочены ограничением ядерной угрозы, и им нужен военный воздушный флот, иногда даже просто по статусным соображениям, как, например, Швейцария. Да и не у всех стран есть оборонный бюджет, позволяющий покупать дорогие «игрушки», которые к тому же требуют специальной подготовки пилотов и дорогого обслуживания.
Учитывая, что не каждому государству нужен тяжелый перехватчик, и зная общую статистику, можно сделать вывод, что из каждой сотни перехватчиков, летающих в настоящее время в атмосфере Земли, девяносто три являются легкими.
Даже поверхностное сравнение МиГ-29 и Су-27 приводит к выводу, что у микояновского истребителя экспортный потенциал выше, чем у Сухого».
Военный самолёт Су-57
В 2022 году на авиасалоне МАКС-2019 был показан первый экспортный вариант Су-57Э и других новейших российских военных самолетов. Многие страны мира признали самолет привлекательным по ТТХ и стоимости.
Первый полноценный прототип появился еще в 2004 году. Тогда инженеры работали над созданием самолета 5-го поколения. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 впервые поднял в воздух летчик-испытатель С.Л. Богдан. Потом он провел в воздухе немного часа.
В 2022 году президент России Владимир Путин дал указание закупить пока 76 единиц истребителей этого класса. К настоящему времени все государственные испытания завершены, самолет пошел в серийное производство и постепенно поступает в воинские части ВКС России.
Характеристики (ТТХ) самолёта Су-57
О тактико-технических характеристиках этой модели судить очень сложно, так как большинство из них относятся к разряду секретных. Однако если сравнивать боевой комплекс с другими моделями, то можно сказать, что Су-57 немного меньше по размаху крыла, чем другие Су-27, но определенно шире своего вероятного противника F-22.
В качестве силовой установки используется двухконтурный ТРД АЛ41-Ф1 «первой ступени» с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (изделие 117). Зимой 2022 года успешно прошли испытания ПАК ФА Т-50 с новым двигателем под названием «Изделие 30».
В авионике это самые современные образцы радиолокационного оборудования. Например, РЛС самолета Су-57 имеет пять антенн, которые обеспечивают летчику хорошие информативные данные.
Сама конструкция планера и обшивки придает самолету Су-57 малозаметность для радаров противника. Фюзеляж имеет плавные формы без прямых углов, а защитные материалы хорошо поглощают электронные сигналы.
В кабине установлены два универсальных многофункциональных индикатора МФИ-35. Дополнительную информацию о полете, воздушных целях и т д пилот может получать на широкоугольную коллимационную систему, а также на забрало шлема.
Новый российский военный самолет 2021 года Су-57 оснащен 30-мм авиационной пушкой 9-А1-4071К, являющейся модификацией одноствольной авиационной пушки ГШ-301. Это изделие разработано Конструкторским бюро приборостроения академика А.Г. Шипунова» в городе-герое Туле еще в 80-х годах прошлого века.
Что лучше – МиГ или Сухой? Лучше Сухой, но ставку делают на МиГ
Есть несколько отраслей народного хозяйства, где мы можем противостоять западным производителям. После развала Союза мы потеряли передовую экспертизу почти во всех сегментах рынка, особенно в технологиях. По пальцам одной руки я могу пересчитать отрасли, где у нас еще есть приоритет, и то только на базе колоссального советского фонда, разработанного поколениями советских инженеров и ученых, доставшегося нам в наследство от СССР.
Среди них военное авиастроение далеко не на последнем месте.
Чтобы снять возможные вопросы, сразу скажу, что пятерка этих отраслей такова: 1) Росатом, 2) газонефтедобыча, 3) военное авиастроение, 4) военная (особенно в случае с подводными лодками) и ледокольная кораблестроение и 5) Роскосмос, который скатывается, доедает остатки советского пирога.
Сегодня мы поговорим о военном авиастроении. Сразу скажу, что лидирующие позиции на этом высококонкурентном рынке мы сохранили только благодаря великолепному советскому наследию и наличию двух конкурирующих друг с другом передовых конструкторских групп — ПАО «Компания Сухой» и АО «РСК «МиГ». И их успехи последних лет в основном базируются на пионерных советских разработках, опередивших свое время, — легком истребителе МиГ-29 и тяжелом Су-27.
В постсоветские годы Сухой вырвался вперед. Дошло до того, что год назад Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) решила их объединить, объединив в Объединенный дивизион военной авиации. Голы были хорошие:
Структура должна была заниматься разработкой, производством, продажей и обслуживанием всей линейки нынешних и будущих боевых самолетов ОАК. Консолидация основного научно-производственного потенциала военного авиастроения была призвана служить задаче более эффективной реализации действующих программ и разработки перспективных проектов.
Но это не сработало. А через год слияние было приостановлено. О причинах этого и перспективах развития отечественного военного авиастроения мы и поговорим сегодня.
Стоп-машина
причиной паузы в объединении компаний, скорее всего, стало отсутствие комплексной схемы объединения «Сухого» и «МиГ», включающей в себя объединение конструкторских планов в единый план перспективного развития номенклатуры изделий, единая стратегия развития, а также финансовый план оздоровления предприятия, в первую очередь очередь ОАО РСК «МиГ».
Алгоритм слияния предполагает выстраивание баланса во взаимоотношениях соединяющихся сторон. Это тонкий механизм, который в России, особенно в авиационной отрасли, еще не перестроен. Из-за этого слияние обычно означает «съедание» более сильной стороной (в нашем случае, несомненно, «Сухой») более слабой. Конечно, такая перспектива вряд ли устраивала «переселенцев».
В то же время очевидно, что ОАК не в полной мере справилась с возложенной на нее ролью судьи в сложившейся ситуации. Напомню, что единственный положительный опыт создания дивизиона — транспортной авиации — в компании не был замечен и использован, а сам дивизион как структура прекратил свое существование с уходом Алексея Рогозина с должности генерального директора компания. Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина.
В целом проблема управления подразделениями в ОАК до сих пор остается нерешенной. Готовых шаблонов по данной теме не создано, а имеющийся положительный опыт не используется. Это вызывает все больше вопросов о роли и месте ОАК как важнейшей управляющей организации в реформировании и развитии авиационной отрасли. Судя по всему, задачи по созданию эффективных подразделений будет решать авиационный кластер Ростеха».
Балансы противоборствующих сторон
При этом следует отметить, что отрасль военного авиастроения в России — единственная, которая смогла продемонстрировать выдающиеся конкурентные качества. С 1990-х годов она динамично развивалась, выдержала высокую серийность производства, а в ряде случаев вывела на рынок уникальные предложения. С другой стороны, рынок военных самолетов сам по себе является одним из самых конкурентных в 21 веке и в настоящее время претерпевает глобальные преобразования.
В общем, задача объединения Сухого и МиГа, двух совершенно разных компаний, объективно имела свои подводные камни. По одной шкале
— ПАО «Сухой», которое долгие годы выступало донором для всего отечественного авиастроения. Ни ближнемагистральный Sukhoi Superjet, ни среднемагистральный МС-21 не появились бы без реализуемых компанией экспортных контрактов. Потребность рынка позволила «Сухому» обновить линейку самолетов на платформе 27 (в четвертом поколении — 4+, 4++), а также создать истребитель пятого поколения Су-57, который поступил в серийное производство в 2022 году и начал поступать в российский космос сил. За годы работы компания накопила колоссальный конструкторский и производственный опыт, которого нет больше нигде.
На другой стороне шкалы
— менее успешное ОАО «РСК «МиГ», которое своим основным продуктом — легким истребителем МиГ-29 не смогло добиться результатов, аналогичных успехам «Сухого» и его серии тяжелых машин на базе платформы Су-27. Значительная часть ответственности за это лежит на руководстве МиГа, которое не в полной мере использовало очевидные преимущества «двадцать девятого»: относительную дешевизну, создание палубного варианта машины, крупные экспортные контракты.
Кстати, отсутствие эффективного менеджмента «Мигарс» пагубно сказалось не только на работе компании, но и на исполнении вышеупомянутых контрактов. Крупные поставки «двадцать девятых» в Индию и Алжир не стали локомотивом развития «МиГа». Более того, поставка в Алжир обернулась скандалом — верный партнер России, который должен был получить 34 единицы МиГ-29СМТ/29УБТ по контракту на 1,1 млрд долларов, настаивал на отзыве уже поставленных самолетов из-за выявленных грубых производственных дефектов опознали (это такой факт -ап, который может закопать кого угодно).
Хотя косвенно это сказалось и на том, что МиГ так и не смог выиграть контракт на создание национального истребителя в Индии, а проекты модернизации уже поставленных индусам машин не были полностью реализованы.
В начале 2000-х были попытки перезапуска предприятия, осуществлялись ограниченные поставки МиГ-29 в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Но все это не привело к быстрому взлету ОАО «РСК «МиГ». Сейчас идет речь о дальнейшем развитии основной модели компании — последнего легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35, явившегося результатом развития самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, еще не нашел своего покупателя.
Лучик надежды для «мигарей»
Но удача пришла оттуда, откуда не ждали. На вооружении ВКС России в 2018 году появился гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал» — копатель авианосцев даже одним своим видом ставит крест на понятии АУГ, делая 11 американских авианосных ударных групп не более чем чем плавучий мусор, потенциальное коллективное кладбище для размещенных там экипажей, пилотов авиакрыла и морских пехотинцев США, которые путешествуют с ними по всему миру.
А носителем этого грозного оружия стал созданный еще в советское время сверхзвуковой всепогодный дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 в его модификации МиГ-31К, переделанный в грозный «Кинжал».
Сейчас КБ МиГ вплотную работает над созданием на базе МиГ-31К перспективного дальнего перехватчика пятого поколения — перехватчика под названием МиГ-41. Сейчас учреждение находится на стадии ОКР (опытно-конструкторских работ). Но это долгосрочная задача.
Потому что имеющегося парка МиГ-31 достаточно, чтобы перевооружить их в МиГ-31К, а потребности инозаказчиков, типа Венесуэлы или Алжира, равны нулю, так как Кинжалов у них нет, а мы вряд ли поделимся их. Это стратегическое оружие для обеспечения безопасности Российской Федерации. Поэтому МиГ-41 — машина с исключительно отечественным нишевым спросом; с ними невозможно выйти на внешний рынок.
Гордость и беда «Сухого»
Надо отдать должное ПАО «Сухой» — они по максимуму использовали все доставшиеся им по наследству достоинства Су-27. Его сверхудачная платформа, позволившая создать широкую номенклатуру тяжелых многоцелевых истребителей (и даже многоцелевой сверхзвуковой истребитель Су-34), не только принесла отечественному оборонному комплексу неплохую прибыль, но и создала своего рода «Сухого» круто», благодаря чему Сушки покупали даже страны, объективно не имевшие спроса на такую тяжелую машину.
Свежий тому пример — Су-30СМ. Иногда закупка современных российских тяжелых истребителей увеличивала потенциал ВВС стран-покупателей до такой степени, что в ряде регионов приводила даже к геополитическим изменениям. В частности, по мнению аналитиков, именно благодаря наличию эффективных ЗРК российского производства, а также состоящих на вооружении 19 Су-30МКВ Венесуэла после смерти президента Уго Чавеса смогла избежать вторжения иностранной «демократизации» из соседних стран, подстрекаемой одной соседней страной (имя которой мы все знаем).
Однако проблемы подкрались незаметно. Нельзя все время доить одну и ту же корову. Потенциал рынка себя исчерпал. Результатом работы Сухого и ряда его зарубежных конкурентов является то, что ниша тяжелых многофункциональных машин сейчас заполнена почти повсеместно. Более того, в связи с глобальным технологическим обновлением — переходом ведущих держав на истребители пятого поколения — на рынке многократно увеличится количество предложений модернизированных самолетов четвертого поколения, куда естественным образом добавятся экспортные варианты самолетов пятого поколения.
Таким образом, рынок тяжелой техники в ближайшие 20 лет будет перенасыщен и крайне конкурентен. Отвоевать на ней место под солнцем можно будет только за счет сохранения лидерства в «гонке модернизаций» машин четвертого поколения и скорейшего внедрения экспортных версий машин пятого поколения.
Поэтому для ПАО «Компания Сухой» начинается период сложной и жесткой конкуренции. При этом рынок ударной пилотируемой авиации будет по-прежнему замещаться ударными БПЛА. А это значит, что разрабатываемый компанией «Сухой» проект тяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник» с каждым днем становится все более актуальным. Ведь в самом сложном сегменте БПЛА, тяжелых ударных реактивных машинах, конкурировать с «Охотником» смогут только беспилотники американского производства.
Читайте также: Что такое облако Оорта: самый край Солнечной системы
Шанс для «МиГ», который нельзя упустить
Так уж получилось, что глобальные акторы, готовясь к противостоянию друг с другом, пошли по пути создания тяжелых истребителей, действующих исключительно в логике глобальной войны и потенциального столкновения великих держав на протяженных театрах военных действий. В современном мире часто происходят локальные конфликты малой и средней интенсивности, где тяжелым истребителям негде разгуляться.
Там их ТТХ оказываются преувеличенными, а их стоимость завышена. Проще говоря, в таких случаях требуется машина, во-первых, более легкого класса, во-вторых, многофункциональная, способная выполнять как ударные задачи, так и обеспечивать ПВО.
Прогрессивные страны третьего мира: Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии — экономические лидеры мирового развития, имеют стратегическую потребность в создании «национальных» многофункциональных самолетов.
Конфликты, в которые вовлечена Россия, также показывают потребность в компактной, маневренной, многофункциональной машине средней дальности с функциями удара и ПВО (особенно в противостоянии с БПЛА), чтобы ее можно было использовать совместно с собственными беспилотниками и ЗРК.
Таким образом, одним из самых перспективных направлений на внутреннем и экспортном рынках сейчас становится ниша среднего (по российской классификации — легкого) многофункционального истребителя. И вот наступает время РСК «МиГ», поскольку именно он, а не ПАО «Сухой», обладает ключевыми компетенциями и опытом создания самолетов в этой нише.
Функциональные различия и сходства
Оба истребителя создавались под конкретные задачи. Самолеты имеют некоторые сходства, в том числе:
- маневренность;
- возможность многоцелевого применения;
- наличие электрической системы дистанционного управления станциями.
Радиолокационная станция обоих самолетов позволяет сопровождать более 10 целей и стрелять по 1-2 одновременно. Дальность обнаружения целей МиГ-29 составляет 50 километров.
Несмотря на некоторое сходство, Су-27 технически совершеннее. Он способен преодолевать большие расстояния и нести более серьезное вооружение, сохраняя при этом маневренность и высокую скорость. На нем установлен усовершенствованный радар, позволяющий находить цели на большом расстоянии.
Какой самолет сильнее?
МиГ-29Су-27
Все сходства и различия можно найти при детальном изучении технических характеристик истребителей. Стоит отметить, что задачей легкого истребителя МиГ-29 является достижение превосходства в воздухе, в том числе за счет количества самолетов. Производство этого истребителя дешевле модели Сухого.
Во всех ведущих армиях мира около 50-70% истребителей составляют легкие истребители. Тяжелые истребители более автономны. Они могут выполнять задачу без управления с наземных постов.
Военный самолёт Су-75
На Международном авиасалоне в Дубае в 2022 году Россия взорвала публику, представив самолеты будущего — Су-75 «Шахмат» затмил даже раскрученные бренды Boeing и Airbus. Государственная компания «Ростех» позиционирует новейший самолет как легкий тактический самолет.
ПО ТЕМЕ — Владимир Путин ознакомился с новейшим однодвигательным истребителем Ростеха на МАКС-2021
Конструкция планера аналогична уже запущенному в серийное производство Су-57. По неподтвержденным данным, Су-75 Checkmate сможет развивать максимальную скорость 2,2 тыс км/ч, а боевой радиус будет равен 1,5 тыс км, что на 350 км больше, чем у его потенциального противника F-35.
Одно из главных нововведений Су-75 — совершенно новая система наведения и управления огнем. Благодаря этому самолет способен одновременно сопровождать несколько десятков целей, «отстреливаться», оказывать поддержку беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) и обмениваться данными о ведении боя с другими подразделениями. Сообщается, что Су-75 будет выпускаться в нескольких модификациях для решения различных задач.
Подробнее о самолетах
Один из самых наглядных примеров — создание превосходных воздушных перехватчиков, пополнивших боевое вооружение примерно в то же время — в начале 80-х годов прошлого века. В частности, речь идет о самолетах Су-27 и МиГ-29. Если проанализировать фотографии военной техники, то модели очень похожи. Но на самом деле это суждение ошибочно, поскольку рассматриваемые модели относятся к разным классам и имеют много отличий. В первую очередь стоит отметить, что Су-27 — тяжелый перехватчик, а МиГ-29 — легкий ВВС.
Су-27
Случаи реальных боев между самолетами
Самолеты Су и МиГ поставлялись во многие страны, поэтому зафиксированы случаи реальных боев между самолетами. Истребители, столкнувшиеся в эфиопско-эритрейском конфликте. В 1998 году в ходе перевооружения ВВС Эритреи они закупили у Белоруссии 3 единицы МиГ-29. В ответ ВВС Эфиопии закупили в РФ Су-27СК (специализированная экспортная модификация). В ходе боестолкновения с МиГ-29 Су-27 продемонстрировали большую эффективность и уничтожили три единицы техники. В конце концов эфиопской стороне удалось установить контроль в воздухе.
Улучшенные характеристики Су-27 дали ему преимущество в реальном бою. Однако на момент создания у Мига были совсем другие цели и задачи. Незадолго до распада Советского Союза на вооружении находилось 653 МиГ-29 и 326 Су-27. Задачей легкого истребителя было достижение превосходства в воздухе за счет численности и управления с наземных постов. Именно в ВВС СССР МиГ-29 в полной мере раскрыл свои возможности.
Высотные разведчики
Таких самолетов у нас нет ни на вооружении, ни в разработке. Другое дело американцы. Правда, знаменитый SR-71 Blackbird американцы уже списали, зато вовсю разрабатывают беспилотный SR-72. Причем, по имеющимся данным, речь идет о высотном и гиперзвуковом самолете — заявлялось, что скорость SR-72 могла достигать 6М.
Таким образом, получается, что РФ сохраняет в составе ВКС МиГ-31, доставшиеся ей от СССР, и это выглядит вполне разумно и рационально — не оставлять десятки вполне боеспособных боевых единиц с имеющейся инфраструктурой на объединить композицию! А ещё мы с американцами проектируем высотный, скоростной самолёт, только мы в виде перехватчика, они в виде самолёта-разведчика. Другими словами, у нас нет большой разницы в этой области с США.
Война в Африке
Как и ожидалось, МиГ-29 нашел зарубежных покупателей. Он поступил в ряды ВВС Ирака, Индии, Эфиопии, Югославии и многих других стран, которым довелось его опробовать. Политическая ситуация в мире менялась стремительно, и иногда однотипные самолеты находились на вооружении противоборствующих сторон.
После отделения Эритреи от Эфиопии между двумя странами возник конфликт на территориальной основе. Затем, в 1999 году, Су-27 пришлось сражаться с МиГ-29. Известно о трех воздушных боях, состоявшихся 21, 25 и 26 февраля и закончившихся победой эфиопских летчиков, сбивших три эритрейских МиГа (один не засчитан, но, получив повреждения, не вернулся на базу, по данным разведки).
Оборудование
Истребитель оборудован инерциальной навигацией, принимающей спутниковый сигнал системы ГЛОНАСС. Благодаря этому достигается высочайшая точность следования по заданному маршруту. Автоматический полет Су-30СМ может выполняться в различных режимах: заход на посадку, полет на малой высоте, атака наземных или надводных целей. Аппаратура автоматического управления находится в постоянной связи с навигационной системой. При необходимости истребитель может быть оснащен подвесными контейнерами с прицельным оборудованием (инфракрасным и лазерным).
Говоря о характеристиках Су-30СМ, также стоит отметить, что при его проектировании использовалась концепция «открытой бортовой архитектуры». Это позволяет наиболее экономично включать в состав бортового радиоэлектронного оборудования новые отечественные или зарубежные системы. Именно благодаря этой особенности самолет считается универсальным, и в кратчайшие сроки его можно переквалифицировать из перехватчика в ударный истребитель.
Противоперегрузочный костюм
Специалисты утверждают, что уровень развития современной авиационной техники настолько высок, что для того, чтобы использовать ее в полной мере, возможностей человеческого организма уже недостаточно.
«Наличие у самолетов очень хорошей летной аппаратуры не удовлетворяет физическим возможностям человека. Боковые перегрузки, длительные вертикальные перегрузки. Раньше самолеты этого делать не позволяли. Возросла тяговооруженность, уменьшился радиус разворота. А это дополнительные перегрузки. Даже такие, с которыми летчики раньше не сталкивались», — поясняет Андрей Гусев.
При перегрузке кровь течет из головы, человек может потерять сознание или погибнуть. Костюм в этом случае спасет жизнь пилоту. Внутри костюма есть полости, которые заполнены воздухом. Она набухает, плотно сдавливает тело. Благодаря этому давление человека приходит в норму. Подача воздуха в костюм регулируется автоматически. Датчики считывают информацию о состоянии пилота и при необходимости надувают костюм или, наоборот, выкачивают из него воздух. Сейчас такие костюмы являются незаменимым элементом экипировки пилотов, летающих на больших скоростях. Но так было не всегда.
«Десять лет назад летчик потерял зрение. Это физиология: многое зависит от состояния глазного дна, от состояния сосудов, от внутричерепного давления. Это длилось всего несколько секунд, но этого хватило, чтобы разбиться в землю, — говорит заслуженный военный летчик России Андрей Гусев.
Причины поражения эритрейских летчиков
Можно было бы сделать вывод о полном превосходстве Су-27, если бы не два существенных обстоятельства. В двух случаях рабы эритрейских пар после запуска ракет эфиопскими самолетами повернулись и решили бежать. И во всех трех эпизодах победителей отделяли от смерти считанные секунды. Эфиопы, прошедшие обучение в советских летных школах и обладающие более высокой квалификацией, смогли реализовать конструктивные преимущества своих перехватчиков в большей степени, чем эритрейские пилоты.
Кроме того, они оказались более смелыми. Насколько объективным оказалось практическое боевое сравнение МиГ-29 и Су-27, судить сложно. Характеристики самолета не всегда напрямую влияют на результат, в истории известны случаи, когда храбрый враг побеждал хорошо вооруженного врага.
МиГ-35
Изначально этот истребитель разрабатывался как новая модель пятого поколения. Однако из-за распада Советского Союза разработка этой программы развития значительно замедлилась. Вскоре после этого проект был закрыт. С тех пор обозначение «35» закрепилось за всеми новыми модификациями модели «29». Стали появляться самолеты МиГ-29, в названии которых в скобках указывалось «35». Имя «35» в итоге получил самолет, участвовавший в тендере ВС Индии. Эта программа предусматривала закупку более 125 истребителей этой модификации. Но тендер так и не выиграл.
Возникает вопрос: зачем ВКС России еще один аналогичный истребитель? МиГ-35 — выгодная покупка для стран, которым необходимо купить модель поколения 4++, но по более низкой цене, чем аналогичные истребители западного производства. Это самый доступный самолет этого поколения на мировом рынке.
Таким образом, разработка этой модификации стала отличной попыткой «расшевелить» потенциальных покупателей. Самолеты Су-27 успешно продаются с момента разработки модели Су-27. На данном этапе все, кто может позволить себе купить эти самолеты, уже сделали это. Чтобы продажи не останавливались, нужен был новый продукт, но со схожими свойствами.
Презентация этого истребителя состоялась только в начале этого года. По сравнению с предыдущей моделью «29» новый истребитель имеет ряд отличий. Он способен выдерживать большую боевую нагрузку. Кроме того, разработчики увеличили доступ к топливу. Предусмотрена качественная антикоррозийная защита и трехканальная ЭДСУ с 4-кратным резервированием. Эта модификация самолета также оснащена новой системой управления двигателем. Разработчики увеличили возможности автономного базирования. В частности, истребитель оснастили кислородной станцией.
Самолет Су-27
Янки наконец признали, что их лучший боевой самолёт F-35 уступает МИГ-29 и Су-27?
Советские истребители МиГ-29 и Су-27, разработанные еще в СССР, технически превосходят F-35, разработанные в США, согласно отчету американской организации National Security Network).
Смотрите также: Гладкоствольные полуавтоматы импортного производства BENELLI, FABARM, BROWNING, FRANCHI, BERETTA, MOSSBERG. Самый надежный и качественный ВАШЕ МНЕНИЕ…
МОСКВА, 14 авг — РИА Новости. Советские истребители МиГ-29 и Су-27 превосходят по техническим характеристикам новый американский истребитель F-35. К таким выводам пришел американский аналитик Билл Френч, работающий в некоммерческой организации National Security Network. Френч является автором статьи под названием «Гром без молнии: высокие затраты и ограниченные преимущества программы разработки F-35».
В документе говорится, что по техническим показателям F-35 проигрывает уже задействованным истребителям четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, разработанным в России и эксплуатируемым ВВС всего мира.
F-35 значительно уступает Су-27 и МиГ-29 по нагрузке на крыло (за исключением F35C), трансзвуковому ускорению и тяговооруженности (отношению тяги к весу самолета), отмечает аналитик дальше поясняет. Кроме того, добавляет он, все модели F-35 имеют значительно более низкие максимальные скорости по сравнению с самолетами советской разработки.
По словам Френча, симуляции воздушных боев рисуют еще более мрачную картину. По его словам, в 2009 году аналитики ВВС США и Lockheed Martin, разрабатывающей новый американский истребитель, отметили, что, несмотря на превосходство F-35 в плане технологий малозаметности и бортовой электроники, по сравнению с Су -27 и МиГ -29 можно ожидать соотношение потерь 3:1. То есть на каждый уничтоженный Су-27 или МиГ-29 будет уничтожено три F-35.
Френч также сравнил F-35 с уже находящимися на вооружении американскими самолетами, отметив, что он лишь незначительно лучше, чем самолеты F-16, F-18 и Harrier 2, которые он заменит.
Ранее проблемы, связанные с F-35, привлекли внимание в Австралии. News.com.au сравнил его с новейшим российским истребителем пятого поколения Т-50. Автор статьи особо отметил, что российский самолет значительно превосходит американский по маневренности.
Наша вечная борьба хорошего с еще лучшим
В конце 1970-х годов два советских авиационных конструкторских бюро боролись за получение своих истребителей по оборонному заказу. У каждого из них были свои преимущества и, конечно же, недостатки. Су-27 отличался лучшими летными характеристиками, мощной бортовой РЛС и большой грузоподъемностью. МиГ-29 отличался меньшей стоимостью, неприхотливостью, возможностью взлета и посадки на неподготовленных аэродромах, обладая при этом очень хорошими ТТХ.
Логично было бы запустить в серию оба самолета, дав микоянам количественное преимущество, но советское министерство обороны решило строить больше «Сухих». Сравнение МиГ-29 и Су-27 проводилось формально, без учета практического опыта использования машин разных классов. Генеральному конструктору Михаилу Петровичу Симонову удалось убедить руководство Минобороны СССР в безусловном превосходстве своего самолета.
Потом была общая реструктуризация, и денег в казне стало меньше, что вынудило правительство значительно урезать расходы на оборону. МиГ отошел на второй план; в 90-х программа получила вдвое меньше финансирования, чем Су. Микояновцам нужно было что-то делать, чтобы спасти свое детище от полного забвения.