Кто такие талибы?

Новости

Кто такие талибы*?

Слово «Талибан*» происходит из арабского языка и буквально означает «студенты». Под «студентами» мы подразумеваем учащихся пакистанских медресе.

Во время войны с Советским Союзом многие пуштуны эмигрировали в Пакистан. Там они получили образование в местных мусульманских школах. Но учились они в специально созданной сети учебных заведений. Например, к ним относится «Университет Хаккани», в котором приняли участие многие известные деятели этого движения.

В 1992 году пал просоветский коммунистический режим, не выдержав ухода советского контингента. Затем к власти пришли те, кого в отечественной историографии принято называть моджахедами. По существу, существовало множество племен и групп разной степени консолидации. По мере того, как они боролись между собой за контроль над ресурсами, новое движение Талибан во главе с муллой Мухаммадом Омаром, гораздо более сплоченное и объединенное общей идеологией, начало без труда продвигаться с восточной территории Афганистана, прилегающей к Пакистану, и получило контроль по всей территории страны.

В 1996 году движение вошло в Кабул, объявило о создании Исламского Эмирата и назвало его лидера муллу Омара — Амир уль-Мууминин, то есть предводителем мусульман. Сегодня движение утверждает, что этот титул относится только к мусульманам в Афганистане, но в то время была по крайней мере широко распространена позиция, согласно которой мулла Омар должен стать лидером всех мусульман.

В целом эта история так и осталась бы очень локальной и не обеспокоила бы мировую общественность, если бы не теракт 11 сентября 2001 года, после которого Усама бен Ладен искал убежища в Афганистане. До этого момента никто особенно не интересовался «положением женщин» в Афганистане и правами человека. Но, объединившись с террористическим движением «Аль-Каида» и укрывая его лидера, Исламский Эмират Афганистан стал врагом номер один для общества, потрясенного крупнейшим террористическим актом в американской истории. Затем началась 20-летняя гражданская война, унесшая десятки тысяч жизней.

Но, как и 20 лет назад, как только иностранный контингент покинул территорию Афганистана, в течение 10 дней талибы вошли в Кабул и провозгласили эмират, свергнув правительство Ашрафа Гани.

Вот как прокомментировал это блогер Илья Варламов, находившийся в Кабуле в точное время событий: «Я много общаюсь с людьми, и люди не особо волнуются. «Ну, талибы идут, какая мне разница? Для меня ничего не изменится, самое главное, что перестали стрелять, и наступил мир», — такое мнение часто можно услышать от простых людей. Сельское население вообще не заметит, что изменилось. Закон шариата? Поэтому многие считают их высшей справедливостью. Они живут за счет них».

Сегодня талибы заявляют, что изменили ряд своих позиций: например, эта группировка ведет длительную войну с ИГИЛ, которое считает талибов неверными. Они заявляют о своей готовности к диалогу с Турцией, Америкой и Россией. Однако государства сохраняют осторожность: даже Турция до сих пор не признала новое правительство в Афганистане, несмотря на ряд заявлений, предполагающих стремление к партнерству. Пока все выглядит так, будто случившееся стало для всех неожиданностью и никто просто не понимает, что с этим делать.

Эхо восстания сипаев

Исламисты в мире делятся на разные группировки: ИГИЛ (запрещено в России), Аль-Каида (запрещено в России), Талибан и другие, менее известные. Обычно они связаны со стремлением создать собственное «справедливое» государство. Большинство мечтают о восстановлении халифата нового типа – государства, основанного в VII веке и управляемого так называемыми четырьмя праведными халифами после смерти пророка Мухаммеда.

Джихадисты объявили это время золотым веком, когда уммой (обществом) якобы правили «святые люди», а мусульмане были едины и счастливы. Но это миф — такого рая на земле никогда не было, и власть праведных халифов была не менее жестокой, чем другие силы того времени, более того, трое из четырех праведных халифов были убиты. Впрочем, миф не нуждается в доказательствах и греет души джихадистов 21 века.

В то же время радикалы в Южной Азии имеют свои идеологические корни — Талибан берет свое начало в течении, зародившемся в Британской Индии. «Студенты» учились в пакистанских медресе, принадлежащих Деобандской мусульманской школе, получившей свое название от исламского университета, основанного в 1867 году в индийском городе Деобанд богословами Мухаммадом Касимом Нанотави и Рашидом Ахмадом Гангохи, активными участниками насильственно подавленной антибританское восстание сипаев (1857–1859) год).

Школа Деобанда была ответом на колонизацию Индостана британцами и учила борьбе против колонизаторов и их влиянию любого рода, включая одежду, музыку и культуру. В таких медресе студентов учили отвергать все «неисламское» и западное.

Думаю, именно поэтому талибы после первого захвата Кабула в 1996 году (и то тоже без боя) начали с запрета. Мулла Омар всегда находил им объяснение в высказываниях древних теологов или праведных халифов. Например, запрет на телевидение объяснялся осуждением «видеть греховные вещи», а радио, по-видимому, не запрещалось, поскольку о «слушании» Мудрецы ничего не говорили. Хотя музыка также считалась греховной, как и неисламская одежда, неисламские виды досуга (даже многие виды спорта), мужчины были обязаны носить бороды, женщины одевались в паранджу, полностью закрывающую лицо и фигуру.

Ислам талибов — это ислам малообразованных мулл из внутренних районов Афганистана или Пакистана. «Черные муллы», как называли в то время талибов, концентрировались на внешних признаках «истинного ислама» и мало внимания уделяли той же экономике. Но быстро выяснилось, что если всех женщин одеть в халаты, а мужчин заставить отрастить бороды, жизнь не улучшится. Талибы «первой модели» быстро потеряли массовую популярность, а потому так легко потеряли власть в 2001 году. Но сейчас они вернулись.

Репрессии и регрессы талибов: война с женщинами

В длинных списках указов и постановлений талибов содержится особенно женоненавистническое отношение к женщинам. Школы для девочек были закрыты. Женщинам запрещалось работать или покидать свои дома без поддающегося проверке разрешения. Запрещалось носить неисламскую одежду. Было запрещено использовать косметику и западные товары, такие как сумки или обувь. Музыка, танцы, кинотеатры и все нерелигиозные передачи и развлечения были запрещены. Нарушителей избивали, пороли, расстреливали или обезглавливали.

В 1994 году Усама бен Ладен переехал в Кандагар в качестве гостя муллы Омара. В августе 23 декабря 1996 года бен Ладен объявил войну Соединенным Штатам и оказывал растущее влияние на Омара, помогая финансировать наступление талибов против других полевых командиров на севере страны. Эта щедрая финансовая поддержка сделала невозможным для муллы Омара не защищать бен Ладена, когда Саудовская Аравия, а затем Соединенные Штаты оказали давление на Талибан, чтобы тот выдал бен Ладена. Судьбы и идеологии «Аль-Каиды» и «Талибана» переплетены.

На пике своего могущества, в марте 2001 года, талибы разрушили две огромные многовековые статуи Будды в Бамиане, продемонстрировав миру, что бессмысленная резня и репрессии талибов должны были предшествовать безжалостному, извращенному пуританству толкования ислама талибами.

2. Талиб

Вот если бы кто-то составил сканворд, он бы зашифровал слово «Талиб» так:

«Исламист в Афганистане»

Фактически Талибан является членом движения «Талибан» (запрещенная в России организация), т.е исламистского движения, возникшего в Афганистане в 1994 году.

Талибы были настолько успешны, что в 1996 году им удалось захватить власть в стране и удерживать ее до прихода американской армии. Именно с исламистами в Талибане воевали американцы.

Распространение талибов летом 2020 года. Инфографика RIAFAN.RU Распространение талибов летом 2020 года. Инфографика RIAFAN.RU

А вообще исламистских течений, кроме талибов, в мире десятки. Вот лишь самые известные из них:

  • ХАМАС в Палестине
  • ИГИЛ в Ираке и Сирии
  • Братья-мусульмане в Египте
  • Аль-Каида — по всему миру
  • Хезболла в Ливане
  • Национальный конгресс Судана
  • Партия исламского возрождения Таджикистана
  • И многие другие

Да, большинство вышеперечисленных организаций запрещены в России и во всем мире (например, «Аль-Каида» давно считается террористической организацией №1).

Но я также хотел бы отметить, что исламизм и терроризм, в конце концов, не являются синонимами. Да, исламисты часто прибегают к терроризму, но это не является их обязательным качеством.

Идеология талибов

Фото © Sayed Khodaiberdi Sadat / Агентство Anadolu через Getty Images

Идеология талибов представляла собой причудливую смесь деобандизма и пуштунвалая. Деобандизм — одно из течений ислама, отличающееся особой строгостью морали. Пуштунвалай – это неписаный свод пуштунских племен, как они жили до прихода ислама. Поэтому правление талибов отличалось даже на фоне самых строгих мусульманских стран. Например, в Афганистане были запрещены абсолютно все развлечения: от телевидения до спортивных игр и музыкальных инструментов.

Что же касается специфического отношения талибов к женщинам, подвергавшегося критике, в том числе в ряде исламских стран (женщинам запрещалось работать, выходить из дома без сопровождения мужчины, учиться и лечиться), то оно, скорее, было инспирировано традиционными пуштунскими обычаями, доведенные до крайних проявлений.

Большинство талибов составляли пуштуны, и в этой среде движение пользовалось поддержкой и популярностью. Однако другие народы, населявшие Афганистан, не всегда симпатизировали им.

Религиозные убеждения талибов

В целом талибов по своим убеждениям можно сравнить с более знакомой русскоязычному читателю силой — так называемыми «басмачами», которые вели войну против советского государства в Средней Азии в начале прошлый век.

Основой верований «басмачей», как и «талибанов», был ханафитский мазхаб в самом широком смысле — то есть и как правовая школа, и как вера (матуридизм). Структурно басмачи, как и талибы, делились на более реформистских (шура-и ислам) и консервативных (шура-и улама).

Их религиозная идентичность позволяет им быть более гибкой силой в диалоге с разными группами: как с мусульманами-шиитами, включая Иран, так и с другими государствами региона. Они зависят от принятых в регионе религиозных традиций, поэтому проводить тотальные террористические акты им не придется – скорее всего, население просто воспримет нововведения.

Что касается государственного устройства, они утверждают, что государство должно быть полностью основано на исламском праве, без каких-либо светских ограничений. Шариат во многих мусульманских странах используется в гражданском, а иногда и в административном праве. По мнению талибов, шариат должен применяться и в сфере уголовного права.

Что касается женщин, талибы, скорее всего, решат, что они должны носить никаб, разновидность хиджаба, закрывающего лицо, и традиционную синюю афганскую бурку. Но недавно они даже дали интервью оппозиционному телеканалу, где интервьюером была женщина без чадры.

Вряд ли они будут мешать обучению женщин в специальных женских учебных заведениях. Ряд заявлений группы подтвердил, что они не против женского образования как такового – они против смешанного образования. Более того, они вряд ли помешают женщине выйти из дома без опекуна, хотя выезд за пределы населенного пункта будет ограничен.

Нравы в «исламском эмирате» обещают быть строгими. Речь идет не только о запрете алкоголя: ограничения, скорее всего, коснутся музыки, танцев и фильмов.

В СМИ появились сообщения о том, что талибы запретили проповедь ваххабизма на своей территории. Сами талибы могут включать в себя отдельные группы ваххабитов, но они заметно откололись от этого движения – ведь многие ваххабиты перешли на сторону ИГИЛ, когда вошли в Афганистан. Кстати, костяк ИГИЛ в Афганистане составляли группы так называемого «Исламского движения Узбекистана».

Однако заявления об этом разнятся. Ваххабиты также составляют значительную часть населения в ряде регионов, представляя религиозные меньшинства, и, скорее всего, они будут иметь там больше прав, чем в регионах с преобладанием ханафитов.

Главным вопросом, конечно же, остается сотрудничество талибов с международными джихадистскими сетями. Сегодня талибы заявляют, что разорвали связи с «Аль-Каидой»* и изменили свое отношение к ней. Талибы традиционно включали в себя экстремистскую группировку, сеть Хаккани, которая практиковала теракты смертников и характеризовалась крайними методами. То, как новое афганское правительство справится с радикализмом в своих рядах, определит, погрузится ли Талибан в еще одну иностранную интервенцию и новую гражданскую войну.

3. Моджахед

А вот с моджахедами в том же Афганистане СССР воевал более 9 лет. В нашем списке у этого слова, пожалуй, самое большое количество синонимов:

  • Моджахеды
  • Джихадист
  • Моджахеды
  • Душман
  • Басмач и так далее

Все эти слова означают примерно одно и то же, только с разными нюансами: мусульманин, участвующий в священной войне за ислам.

Такая религиозная война среди мусульман называется «джихад» (отсюда и слово «джихадистская»).

Чтобы было понятнее, можно сказать, что христианские крестовые походы — это примерно то же, что и джихад. Следовательно, моджахед – это «крестоносец». Конечно, очень грубое сравнение, но некая аналогия прослеживается.

В общем, моджахедам не обязательно участвовать в войне с помощью пулемета или танка.

Моджахедом может быть женщина, которая рожает бойцов для джихада. Мулла читает молитвы. Фермер, который кормит солдат. Учитель, врач, рабочий — все, кто помогает войне.

Есть даже такая разновидность моджахедов, как «секс-джихадисты» (джихад ан-никах). Это девушки, которые идут на войну, чтобы сексуально удовлетворить моджахедов. Я сейчас не шучу, такое явление действительно имело место (в том же ИГИЛ).

Таких моджахедов называют «невестами джихада». Многие религиозные деятели критикуют такое поведение, но у самих боевиков есть формальное оправдание: они называют его «женой на день». То есть, с их точки зрения, это не блуд, а самые настоящие сакральные узы (только не на всю жизнь, а на несколько часов).

Карикатура на невесты джихадаКарикатура на невесты джихада

«Кто был ничем, тот станет всем…»

Среди афганских и местных пуштунских парней были молодые ребята в основном из Таджикистана, но были и из Узбекистана. Они по-своему объяснили мне причину побед талибов в Афганистане в 1990-х годах и предсказали победу талибов в Афганистане в будущем: «С одной стороны армия какого-нибудь генерала Дустума или НАТО, а с другой стороны это армия Аллаха. Кто выигрывает?»

Но они больше не говорили о религии. Совсем. И еще о другом — воровстве и лжи от политиков, о невозможности выбиться в люди, если ты не принадлежишь ни к какому клану, о том, что в мусульманских странах «нет настоящего мусульманского правительства», а есть «лжемусульмане» — мунафики»; и снова про то, что вокруг царят коррупция и воровство. Кричали, что нужна социальная справедливость.

И каков рецепт «настоящего исламского государства»? У этих ребят в голове были заложены простые и ясные мысли: «Если будет настоящий ислам, то бедных не будет! Ведь сейчас богатые не будут платить закят (исламский налог на бедных. — Прим. ТАСС), а потом будут платить ,и если честно-много!Излишеств не будет-все женщины станут целомудренными и верными семье!А когда все станут мусульманками,и будет вот так(мол,посмотрите что в Европе творится))будет не будь каким-нибудь воином — ведь все будут братьями!» Мне пришло в голову, что в их революционных убеждениях было что-то от комсомольцев первых пятилеток.

Правда, они были готовы умереть и, главное, убить за такое светлое будущее. Стены их комнаты были украшены самодельными плакатами: «Исламские отряды оккупируют Среднюю Азию» и «Исламский меч рубит русскую руку, тянущуюся в Афганистан». И смотрели глазами молодых, но уже убежденных фанатиков, уверенных, что умеют «всех осчастливить» и всех «железным кулаком» довести до этого счастья».

Движение Талибан включило для них социальный лифт, который не работает для бедняков и простых фермеров в большинстве азиатских стран. О том, что тогдашний лидер талибов мулла Омар был «простым крестьянином, как и мы, а стал предводителем правоверных», говорили многие. Эти молодые ребята жили очередной социальной утопией, которых ХХ век породил немало. А религия, о которой все время говорят, это скорее фантик, в него завернута мечта о состоянии всеобщего равенства, где они смогут занять подобающее им место.

Увы, эта простая утопия привлекает в свои ряды молодых мусульман со всего мира. В начале нулевых мне довелось побывать в афганском Панджшерском ущелье, том самом, где сейчас собираются противники режима талибов «номер два».

Там, недалеко от поселка Рох, находилась тюрьма для пленных иностранцев, захваченных бойцами легендарного полевого командира Ахмад Шаха Масуда. Для меня это стало показателем того, что в нем сидели молодые ребята, приехавшие помогать талибам строить «государство истинного ислама», как из соседнего Пакистана, так и из других стран, даже из Мьянмы! Целый международный джихадист.

4. Душман

Это слово уже упоминалось выше. На афгани (пушту) это слово означает «враг».

Соответственно, во время афганской войны Советы называли моджахедов «душманами». Вот и получается, что афганские моджахеды и душманы в каком-то смысле синонимы.

Ахмад Шах Масуд — один из самых важных полевых командиров афганских моджахедов Ахмад Шах Масуд — один из самых важных полевых командиров афганских моджахедов

6. Шахид

Это слово чаще всего употребляется в значении «пояс шахида», вследствие чего возникает ошибочное мнение, что мученик — это только террорист.

По сути, мученик – это мусульманин, жертвующий собой ради своей веры, родины, чести или семьи. То есть по-нашему даже Пушкина можно назвать мучеником, потому что он погиб за честь, или Зою Косдемьянскую, т.к она погибла за свою страну.

Вообще, в христианском понимании мученик — это «мученик». Весь контекст испортили именно исламские террористы, приравнявшие себя к мученикам. Хотя многие священнослужители не считают шахидов мучениками. Истинное значение этого слова более положительное.

Мулла Омар и усиление талибов в Афганистане

Когда в Афганистане бушевала гражданская война, афганцы отчаянно нуждались в стабилизирующих противодействующих силах, чтобы положить конец насилию.

Первыми целями талибов были, как писал Ахмед Рашид, пакистанский журналист и автор книги «Талибан» (2000), «восстановить мир, разоружить население, обеспечить соблюдение законов шариата и защитить целостность и исламский характер Афганистана ».

Поскольку большинство из них были студентами заочного или дневного отделения медресе, имя, которое они выбрали для себя, было естественным. Талиб — это тот, кто ищет знания, по сравнению с муллой, который передает знания. Выбрав это название, Талибан (множественное число Талиб) дистанцировался от партийной политики моджахедов и дал понять, что они были движением за социальные чистки, а не партией, пытающейся захватить власть.

В Афганистане талибы обратились к мулле Мохаммеду Омару, странствующему проповеднику, который, вероятно, родился в 1959 году в деревне Ноде близ Кандагара на юго-востоке Афганистана. У него не было ни племени, ни вероисповедания. Он воевал на стороне Советского Союза и был четырежды ранен, в том числе один раз в глаз. У него была репутация благочестивого аскета.

Репутация Омара выросла, когда он приказал группе боевиков Талибана арестовать военачальника, похитившего и изнасиловавшего двух девочек-подростков. 30 талибов с 16 винтовками на двоих — по крайней мере, так гласит история, одна из многих почти мифических историй, выросших вокруг истории Омара — напали на базу командира, освободили девушек и повесили командира их излюбленным способом: на бочке танка на виду, что пример справедливости для талибов.

Благодаря подобным подвигам выросла репутация Талибана.

Читайте также: Россия — агрессор: почему Россию считают страной-агрессором на Украине?

Когда появились?

Корни этого подхода можно найти в 19 веке. Исламистское движение, имевшее целью борьбу с колонизаторами, тогда еще Британской империей, возникло на территории соседнего Пакистана.

«Талибан» переводится как студент. То есть это студент, изучающий каноны ислама, на которых он хочет построить правильное исламское государство. И пока контакты между талибами и Пакистаном крайне активны, в том числе и с пакистанским истеблишментом. Мы можем говорить о прямой поддержке, если не на уровне государства, то на уровне многих неправительственных организаций», — сказал Долгов.

В современном виде Талибан сформировался в период вторжения в СССР и существования в стране просоветского правительства Наджибуллы. Лидеры группировки категорически не поддерживали социалистические методы правления, против чего объявили «джихад».

Почему США ушли из Афганистана

Фото © Амель Эмрик-Пул / Getty Images

Фото © Амель Эмрик-Пул / Getty Images

Американцам удалось добиться значительных успехов в борьбе с «Аль-Каидой», но ничего поделать с талибами они не смогли. Корни талибов в пуштунском обществе позволили им в значительной степени сохранить свою структуру и лидерство. А высокая рождаемость в стране обеспечивала бесперебойное пополнение «пехоты».

После того, как присутствие США и их союзников по НАТО стало довольно номинальным, талибы постепенно начали восстанавливать контроль над некоторыми регионами. После разгрома «Аль-Каиды» и ликвидации бен Ладена американцы пришли к выводу, что дальнейшее присутствие их войск в Афганистане не имеет смысла. Постепенный процесс вывода военнослужащих начался при Обаме. В 2014 году НАТО официально прекратила наземные боевые действия в стране. Большая часть военного персонала США покинула страну. С этого момента они ограничивались авиаподдержкой действий афганских войск.

При Трампе начались переговоры с талибами. В начале 2020 года в Катаре было подписано соглашение между американцами и талибами. Талибы пообещали предотвратить деятельность «Аль-Каиды» и любых других террористических группировок в контролируемых ими регионах, которые могут представлять угрозу для Соединенных Штатов. Кроме того, талибы должны были начать переговоры с афганским правительством. Планировалось, что через 14 месяцев после заключения этого соглашения американские войска будут окончательно выведены из страны при условии договоренностей между талибами и правительством Афганистана.

Почему Талибан сейчас захватывает Афганистан? Причина в том, что их переговоры с правительством затянулись, а Байден, сменивший Трампа, принял решение о выводе войск без каких-либо условий, вне зависимости от договоренностей между талибами и афганским правительством. Уход американцев открыл талибам дорогу в Кабул, и у афганского руководства не было никакого желания воевать с такой фанатичной и организованной силой.

5. Басмач

Тоже своего рода моджахеды. Басмачество вело свою священную войну против советской власти в Средней Азии.

Наиболее активное противостояние происходило в 30-е годы, когда были подавлены почти все басмачи (героем той войны был, например, М. Фрунзе, именем которого названы улицы почти каждого города).

Во время войны с Германией басмачи снова активизировались, и 10-тысячная армия басмачей стояла на южных границах Советского Союза, готовая к наступлению. По сути, они ничего не могли сделать. По требованию СССР правительство Афганистана их разогнало, а часть посадили.

Талибан и администрация Клинтона

Следуя примеру Пакистана, администрация тогдашнего президента Билла Клинтона первоначально поддержала подъем Талибана. Решение Клинтон было омрачено вопросом, который часто вводил в заблуждение политику США в регионе: кто лучше всего может сдерживать влияние Ирана? В 1980-е годы администрация тогдашнего президента Рональда Рейгана вооружала и финансировала иракского диктатора Саддама Хусейна, считая, что тоталитарный Ирак более приемлем, чем безудержный исламский Иран. Эта политика обернулась двумя войнами.

В 1980-х администрация Рейгана также финансировала моджахедов в Афганистане, а также их сторонников-исламистов в Пакистане. Эта ответная атака приняла форму «Аль-Каиды». С уходом Советского Союза и окончанием холодной войны американская поддержка афганских моджахедов резко прекратилась, но военная и дипломатическая поддержка Афганистана — нет. Под влиянием Беназир Бхутто администрация Клинтона в середине 1990-х заявила о желании начать диалог с талибами, тем более что талибы были единственной силой в Афганистане, которая могла гарантировать еще один интерес Америки в регионе — потенциальные нефтепроводы.

27 сентября 1996 года официальный представитель Государственного департамента США Глин Дэвис выразил надежду, что талибы «предпримут быстрые шаги для восстановления порядка и безопасности и сформируют представительное временное правительство, которое сможет начать процесс примирения по всей стране. »

Дэвис назвал казнь талибами бывшего президента Афганистана Мохаммада Наджибуллы просто «прискорбной» и заявил, что Соединенные Штаты отправят дипломатов в Афганистан для встречи с талибами, возможно, для восстановления полных дипломатических отношений.Однако заигрывание администрации Клинтона с талибами длилось недолго долго, когда Мадлен Олбрайт, возмущенная обращением талибов с женщинами, среди прочих регрессивных мер, остановила это, став госсекретарем США в январе 1997 года.

Террористы захватили Афганистан

Фото © Спенсер Платт/Getty Images

Фото © Спенсер Платт/Getty Images

В 1996 году Усама бен Ладен переехал из Судана в Афганистан. С этого момента страна стала основной базой террористической группировки «Аль-Каида»*. Между ней и талибами фактически был заключен союз. Однако отношения между бен Ладеном и лидером талибов Мохаммедом Омаром были натянутыми.

Бен Ладен был медийной личностью, любил фотографироваться, позировать с оружием, давать интервью и записывать видео. Омар был его полной противоположностью: никогда не снимал видео и не фотографировал (его единственное фото в юном возрасте было опубликовано талибами уже после его смерти), не встречался с иностранцами, не давал интервью. Несмотря на то, что его искали все спецслужбы мира, никто из них не знал, как он выглядит на самом деле.

Омар был недоволен тем, что бен Ладен часто делал публичные заявления без его согласия. Более того, талибы не были заинтересованы в экспансии за пределы Афганистана, а Бен Ладен вообще не интересовался этим государством, его вдохновляла война цивилизаций. Однако Омару пришлось это вытерпеть. Саудовский миллионер, во-первых, привез обученные истребители, а во-вторых, дал денег.

После прихода к власти талибов афганская экономика окончательно вернулась к своему средневековому формату. Население кормили как могли, а верхушке талибов хватало из трех финансовых источников: налога на выращивание опиума и финансовой поддержки со стороны Пакистана и (до определенного момента) Саудовской Аравии, а также из Бен Ладен.

С конца 90-х американцы настаивали на экстрадиции бен Ладена и закрытии лагерей подготовки террористов, но Омар отверг эти предложения. Стоит отметить, что часть талибов выступала за экстрадицию бен Ладена, но сам Омар категорически противился этому, утверждая, что это будет грубым нарушением пуштунского кодекса, предписывающего заботиться о госте и защищать его.

Окончательно терпение американцев лопнуло после терактов 11 сентября, когда они решили избавиться от талибов военным путем. После начала афганской войны во многих странах мира талибы были объявлены террористической организацией.

Кто стоял за «Талибаном»

В ноябре 1994 года талибы взяли Кандагар. В течение нескольких месяцев им присягнули еще 12 провинций. В начале 1996 года они контролировали большую часть страны, а в сентябре того же года вошли в Кабул, где провозгласили создание Исламского Эмирата Афганистан.

Но как «студентам» удалось так быстро захватить Афганистан? Ведь у многих полевых командиров были целые мини-армии. Ответ прост: пакистанские спецслужбы. Пакистанские военные занимались планированием операций, поставляли оружие и боеприпасы, офицеры выполняли не только функции военных советников, но и полевых командиров. По оценкам экспертов, в первый период существования талибов пакистанцы составляли в нем до 40%. Из-за этого противники талибов часто называли их «пакистанскими марионетками».

Демиург талибов — генерал Насрулла Бабар — министр внутренних дел Пакистана в середине 90-х. Генерал не скрывал своей роли и называл талибов «моими мальчиками». Первоначально США довольно благосклонно относились к талибам, видя в них противовес шиитскому Ирану. Но в конце 90-х все изменилось.

Беназир Бхутто, Пакистан Разведывательные службы и «Талибан»

Религиозная обработка в медресе Пакистана и кампания Омара против насильников сами по себе не были тем светом, который зажег отвратительное пакистанское разведывательное управление талибов, известное как Управление межведомственной разведки (ISI); пакистанские военные; и Беназир Бхутто, которая была премьер-министром Пакистана в самые политические и военные годы Талибана (1993-96), все видели в Талибане марионеточную армию, которой они могли манипулировать в интересах Пакистана.

В 1994 году правительство Бхутто поручило талибам защищать пакистанские конвои, проходящие через Афганистан. Контроль над торговыми путями и прибыль, которую они приносят в Афганистане, является важным источником прибыли и власти. Талибы доказали свою уникальную эффективность, быстро разгромив других полевых командиров и захватив крупные афганские города..

Начиная с 1994 года к власти пришли талибы и установили свою жестокую тоталитарную власть на 90% территории страны, частично возглавив кампанию геноцида против афганских шиитов или хазарейцев.

ИГИЛ* и «Талибан»*

Фото © Даррен МакКоллестер/Getty Images

Фото © Даррен МакКоллестер/Getty Images

После вторжения войск НАТО и Северного альянса в Афганистан талибы ушли в подполье. Большинство лидеров искали убежища в Вазиристане, пакистанском регионе с преимущественно пуштунским населением. Мохаммед Омар оставил бразды правления Талибаном своему помощнику и провел остаток дней в изоляции в секретном убежище в одном из афганских городов. Он умер от туберкулёза в 2013 году. В настоящее время его сын является одним из лидеров талибов, курирующих проведение военных операций.

Пока талибы скрывались, на Ближнем Востоке появилась новая сила — ИГИЛ. Талибы крайне неодобрительно относились к конкурентам, особенно после того, как они попытались закрепиться в Афганистане и начали вербовку из числа пуштунов. От имени руководства движения «Талибан» была издана фетва, категорически запрещающая сотрудничество с ИГИЛ, а его лидер аль-Багдади объявлен самозванцем, пытающимся паразитировать «на достижениях истинных джихадистов». После этого между двумя фракциями началась беспощадная война.

Расхождения между ними объясняются не только религиозными различиями. Талибы выступают за создание исламского государства в Афганистане, им важен традиционный пуштунский образ жизни. ИГ претендует на создание всемирного халифата и требует, чтобы все мусульмане присягнули лидеру организации как халифу.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector