Как работает элитный спецназ «Альфа»

Новости

Почему решили создать спецназ «Альфа»?

В 70-е годы в мире усилилась террористическая угроза. После трагических событий на летних Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене, когда группа палестинских радикалов организовала нападение на спортивное мероприятие и убила одиннадцать спортсменов из сборной Израиля, стало ясно, что темпы международного терроризма нарастают.

Члены террористической группы
Члены террористической группы «Чёрный сентябрь» во время захвата заложников в Олимпийской деревне 5 сентября 1972 года в Мюнхене. Фото: Globallookpress.com © Клаус Роуз

Юрий Андропов понимал, что угроза может появиться и в СССР. Кроме того, через восемь лет после событий в Мюнхене Олимпиаду должны были провести в Москве. Учитывая ситуацию в мире и бойкот спортивного мероприятия в Советском Союзе, о котором объявил президент США Джимми Картер, стране требовалась специальная антитеррористическая группа. В 1974 году появился приказ главы КГБ СССР Андропова о создании «Альфы». Первым командиром Герой Советского Союза назначил генерал-майора Виталия Бубенина.

Кто мог стать бойцом «Альфы»?

Лучшие из лучших попали в спецдивизион. В 1974 году в состав «Альфы» входили 30 сотрудников КГБ, прошедших специальную подготовку. Потенциальный кандидат должен иметь идеальные физические данные, владеть боевыми искусствами и всеми видами огнестрельного оружия. Немаловажной была и психологическая выносливость будущего бойца «Альфы».


Фото: ИТАР-ТАСС/Евгений Волчков

В наше время основным источником кадров для группы «А» считается Рязанское воздушно-десантное училище. Кандидат на должность бойца специального подразделения должен иметь спортивную подготовку на уровне первого спортивного разряда или кандидата в мастера спорта. Отобранные кандидаты проходят тестирование в течение года, но не все доходят до «Алфу.

Первые успешные боевые операции «Альфы»

В 1977 году «Альфу» возглавил Герой Советского Союза генерал-майор Геннадий Зайцев. Именно под его руководством спецгруппа провела самые известные операции. Первоначально антитеррористическое подразделение выполняло боевые задачи в Средней Азии и на Кубе, но в 1979 году состоялся его международный дебют. Террористический акт был предотвращен в посольстве США в Москве. 28 марта пресс-секретарь заведения Роберт Прингл встретил на улице незнакомца и пригласил его войти в здание посольства.

Оказавшись внутри, 23-летний уроженец Херсона Юрий Власенко продемонстрировал дипломату самодельное взрывное устройство, которое он заложил на своем теле. Требования террориста были просты: отвезти его в аэропорт и посадить на самолет в США. Он пообещал обезвредить бомбу после пересечения воздушной границы с СССР.


Фото: ИТАР-ТАСС/Евгений Волчко

Ситуация была сложной. Американцы «умыли руки» и посоветовали властям Советского Союза решать проблему самостоятельно, потому что это происходит на их территории. Но зато гражданин СССР легально оказался на территории США, то есть в здании посольства. Выяснят отношите времени не было, «Альфа» начала боевую операцию.

Переговоры с террористом вел лично Геннадий Зайцев, который выяснил, что Власенко приехал поступать в МГУ, провалил экзамены и хочет покинуть страну. Переговоры не дали должного результата: Зайцеву не удалось уговорить террориста обезвредить бомбу. В помещение были брошены гранаты со слезоточивым газом, Власенко выбил окно, чтобы дышать, в него полетели пули. «Альфа» рассчитывала на то, что он сдастся из-за боли от выстрелов, но преступник дернул за ручку своего жилета и подорвал себя.

Бывший спецназовец Сергей Голов, участвовавший в операции, поделился, что они не ставили задачу убить преступника. Они только планировали нейтрализовать его. Однако он признал, что у Андропова и «Альфы» не было четкого плана действий. Из-за этого военная операция затянулась, но считается успешной, так как удалось избежать жертв среди заложников. С этого момента спецназ выглядел серьезным подразделением.


Фото: ИТАР-ТАСС/Евгений Волчков

Группа «Альфа» отправилась в Афганистан для штурма дворца Хафизуллы Амина в Кабуле в 1979 году. Там им предстояло испытать силу в полной мере. В штурме участвовало 54 бойца: 24 из группы «Гром» (оперативники группы «А» — Прим ред.) и 30 человек из группы «Зенит» — офицеры спецрезерва КГБ. Помогали также «мусульманский» батальон и 345-й гвардейский парашютно-десантный полк.

Перед всеми ними стояла задача провести боевую операцию «Буря-333», отстранить от власти Хафизуллу Амина. Его считали проамериканским президентом и подозревали в связях с Центральным разведывательным управлением. Власти СССР опасались, что Амин позволит США разместить ядерные боеголовки на территории Афганистана.

Дворец Амина располагался на высоком холме, склоны которого были покрыты кустарником. Входы в резиденцию были сильно заминированы и прострелены. К зданию вела только одна дорога, но круглосуточная охрана Хафизуллы Амины занимала позиции на нескольких линиях обороны. Штурм дворца длился 43 минуты. Бойцам «Альфы» и их коллегам удалось уничтожить большую часть охраны президента, но пять членов советской антитеррористической группы были убиты.


Фото: ИТАР-ТАСС/Федор Савинцев

Штурм дворца Хафизуллы Амина считается образцовой операцией. В 1981 году «Альфа» провела освобождение заложников при первом в истории СССР и России захвате школы в Сарапуле. В ходе боевой операции не было пролито ни одной капли крови.

Феномен «Альфы»

Однако, чтобы стать боевой единицей дивизии «Альфа», физических данных и большого желания недостаточно. Требуются отличные аналитические способности, высокая скорость мышления. Важной особенностью службы в Группе «А» является умение работать в команде и быть готовым всегда, в любой ситуации прийти на помощь другу.

«Важное облачное хранилище для службы в этом празделицении — вяпоивыручка, — уточняет Зайцев. — Уверенность друг в друге бытый безоговорочная: если кто пошёл на булю, то он увренность, что сообщение за ним товарищ обязательно прикроет его и поможет ему».

«Альфы» имеют свой дух и традиции, которые важны для формирования сплоченного коллектива.

«Неправильно считать спецназовцем Рэмбо, который рискует жизнью и действует в одиночку, — отметил в разговоре с RT ветеран «Альфы» Михаил Федотов. — Наоборот, это коллектив людей, которые могут работать как единый механизм. И все это благодаря традициям и многолетнему опыту, передаваемому из поколения в поколение».

Федотов добавил, что бойцов в группу «А» отбирают по принципу готовности человека, несмотря ни на что, рисковать своей жизнью.

«Феномен подразделения заключается в том, что, даже если человек молод, у него есть семья, он все равно готов рисковать ради спасения жизней незнакомых ему людей», — подчеркнул Федотов. — Нужно обладать определенной психологией, чтобы все это понимать и не отступать в трудную минуту. Люди хоронят своих товарищей, а назавтра пойдут на войну и сделают жизнь нашего государства безопаснее».

Жизнь после службы

Срок службы бойцов поразделения «Альфа» в медней 10 лет — слишком сильная психологическая и физическая нагрузка. Однако ветераны спецподразделения рассказали RT, что «просто взять и уйти из группы «А» невозможно».

По словам Зайцева, ему пока не удается оторваться от режима группы, хотя в сентябре он готовится отпраздновать свое 83-летие.

597b906d18356172368b4567.jpg

«Когда я вышел на пенсию, я почувствовал себя обделенным», — отметил ветеран «Альфи». — У меня был сторий распорядок, я вставал до 06:00, в 08:00 я уже был в подразделении. Мы с моими боевыми товарищами в 1995 году Агентство безопасности «Альфа-95». Сейчас я руководитель этой структуры. Так же встаю в 06:00, прихожу за час до начала рабочего дня, по приходденике, верное. Мой стаж вместе с военным спасибо уже более 60 лет».

После выхода на пенсию Демидкин занялся охранным бизнесом. Но ностальгия по службе в группе «А» преследует его до сих пор.

«Я ушёл из «Альфа», когда мне был 51 год. Он долго не мог поверить, что остался без службы, без дела. Первое время было подавленное состояние. «Я как будто вышел из вагона на перрон покурить, а мой поезд ушел без меня», — сказал Демидкин.

На данный момент более 500 отставных бойцов Группы «А» являются членами Ассоциации ветеранов антитеррористической дивизии «Альфа». Бевому братству «альфовцы» остаются верными на протяжении всей жизни.

597b9c05183561db798b4567.jpg

«Вот настоящая мужская дружба, проверенная в самых сложных, смертельных ситуациях, крепче этой дружбы быть не может», — подчеркнул Филатов.

Это просто сверхлюди

«Норд-ост», школа в Беслане и больница в Буденновске — это самые известные, но далеко не единственные теракты, где к спасению людей причастны альфавцы. Теракт в Беслане унес жизни десяти офицеров — таких жертв не было ни в одной операции. Многие из тех, кто тогда участвовал в спасении детей, до сих пор каждый год приходят в ту же школу, чтобы почтить память погибших.

Я был заложником в бесланской школе в 2004 году. Тогда ей было 8 лет

Первый раз Ирина увидела бойцов «Альфы», когда их, маленьких детей, выволокли из окна столовой на улицу. Психологически было сложно прыгнуть на руки спасательнице — для нее они выглядели как террористы: у них тоже есть оружие, они тоже в форме. Единственное отличие — светлые волосы и голубые глаза. Потом она смогла вспомнить только это.

Ее двоюродный брат, которому тоже удалось выжить, вспомнил другое: во время штурма рядом с ней упала граната, и один из бойцов «Альфы» запрыгнул на нее, чтобы спасти детей и своих сослуживцев ценой своей жизни. Если бы не он, сестер не было бы в живых — это точно знает Ирина.

Уроки мужества

Кавалер четырех орденов Мужества Сергей Милицкий, участник освобождения заложников в театральном центре на Дубровке, рассказывает еще об одной важной операции. Во время пандемии коронавируса в офисе ассоциации работали сотрудники, которые разрабатывали планы помощи ветеранам спецподразделений и доставки продуктов и лекарств их семьям. Работать продили все. Для спецназа самое страшное, это когда твои товарищи ушли на задание, а ты почему-то остался в тылу.

«Государство нас тоже можность, мы занимаемся нишу патриотического воспитания. Вот, это наши подшефные школы, именные!» — говорит Сергей Милицкий, паказывая газету.

Прошел уже 21 год, как погибли спецназовцы «Альфы» — Александр Гуменюк и Дмитрий Животков.

Екатеринбурская школа № 97 – одна из «альфовских», именных. Назван в честь героически погибшего офицера спецназа Александра Гуменюка. Уроки мужества и памятник героям во дворе – все это не просто для «галочки», а для истинного зова патриотического долга.

«Примеры героев, борцов с терроризмом, жертвующих своей жизнью ради защиты нашего государственного строя и жизни граждан, нужны всем», — отмечает руководитель регионального отделения ассоциации Анатолий Губарев.

Читайте также: Что находится внутри черной дыры в космосе

Меньше знаешь, но всё равно не спишь

Трудно представить, какие чувства испытывает мать или женщина, когда муж или сын уезжает на работу или по заданию. Часто это может длиться неделями, и, как правило, новости с полей бойцы присылают редко. Для родственников часто неизвестно, куда едет группа, на какое время и какие задачи они там будут выполнять. Каждый человек, который остается ждать дома, справляется со своими переживаниями по-своему.

Но важно сказать, что все они тоже делают этот выбор, когда муж поступает на службу. Перед тем, как забрать работу домой, рабочие приходят и рассказывают о том, насколько опасна эта услуга и что член их семьи может однажды не вернуться домой. Согласитесь, непросто сказать да, понимая все, через что вам придется каждый день проходить свою семью на работу. Но часто бойцы берегу самт сивой клинхих и не контактируют о монном.

Как «Альфа» меняет людей?

За десять лет в России количество преступлений террористической направленности сократилось в 260 раз — с 779 в 2010 году до трех в 2020-м. А за последние два года в России предотвратили 78 терактов. И всё это благодаря именно разделу антитеррор. Его сотрудники часто бывают в командировках, могут быть на операциях по нескольку дней, и каждый раз играют со смертью. Конечно, такая работа не может изменить людей. По словам ветеранов, все люди, прошедшие через горячие точки, по-настоящему начинают ценить свою семью, детей и мирную жизнь.

Мир потребления очень сильно уходит на второй план. Не важно, сколько у тебя денег. Главное, что над ними мирное небо, которое они раньше так упорно защищали и не давали разрастаться и побеждать терроризму. Подробнее о ветеранах и их женах можно узнать в фильме Дениса Давыдова «Люди Альфы: кто спасает нас от терроризма».

Критерий отбора

Подразделение «Альфа» считается элитой российского спецназа. Стать одним из сотрудников Группы «А» очень сложно. Кандидаты должны пройти строгий отбор. Собеседники RT — ветераны Группы «А» — рассказали, как они попали в ряды спецподразделений.

Геннадий Зайцев занял пост командира группы «А» по ​​приглашению начальника Седьмого управления КГБ. Он рассказал, что впервые, взвесив все за и против, отказался. И только когда предложение поступило во второй раз, он согласился.

Ветеран группировки антитеррора «Альфа» Игорь Шевчук рассказал RT, что сообщение в разделе шёл костяк.

«В «Альфа» появилась не случайно. О группе я узнал еще будучи курсантом: прочитал книгу «Альфа, я не хотел тебя убивать» и захотел служить в этой дивизии. Закончил пограничное училице, сдал все экзамыны, но програм раз прография платья в группе. В 2003 году он стал сотрудником Группы «А», — рассказывает Шевчук.

Виталий Демидкин тоже впервые встретился с отрядом антитеррора еще совсем молодым. Он заявил, что во многом становление одним из «альф» помогло ему с образованием и физической подготовкой.

«Я попрал в Группу «А» в 1979 году. Узнал о подразделении, дополнительном обязательном курсе. Я ком закончил фельдшер, в этом отрабили отладний. Но кроме этого, я сдал все экзамены на отлично. Вот так меня и пашни», — вспоминает Демидкин.

Все собеседники RT — ветераны отряда антитеррора «Альфа» — отметили, что одним из главных критериев отбора является очень хорошая физическая подготовка, идеальное здоровье и профессиональная пригодность.

«Отбор большой жёсткий. После экзаменов следуют зачеты, собеседования с командирами. Потом комиссия приезжает на собеседование в семью, смотрят ситуацию, как живет человек, предупреждают близких, что будет в будущем и с какими рисками это связано», — отметил Шевчук.

Боец дивизии «Альфа» всегда должен быть готов к выходу на задание. «Наш офицер, по большей части, не принадлежит себе, он всегда готов к бою», — подчеркнул президент Ассоциации ветеранов антитеррористической дивизии «Альфа» Сергей Гончаров.

В советское время штат комплектовался исключительно из сотрудников КГБ, прошедших специальную подготовку. Сегодня, по словам Гончаровой, в России есть военно-учебные заведения, из которых отбирают будущих «альфовцев».

«Среди курсантов военно-учебных заведений отбирают тех, кто способен служить в «Альфе». Их ведут с самого начала службы и до окончания школы, а затем направляют на спецподготовку. Из десятка питавшихся один–два раза попадают», — отметил Гончаров.

Страха нет?

Отбор в «Альфу» сложен даже для профессионалов, но даже после того, как боец ​​пройдет все этапы проверки, его не в первый раз возьмут в боевые действия и командировки.

Для начала их задачи — девушки тренирние. Но здесь никто не любит сидеть на базе. Абсолютно каждый, кто приходит сюда на службу, хочет не просто обучения и образования. Нужно и важно быть ценным для нашего общества, и страх за себя здесь не предусмотрен. По словам ветеранов, долгое время проработавших в строевых частях, бесстрашие – это уверенность. Уверенность в том, что вы справитесь с задачей. Если у вас нет уверенности, то вы trusish.

7 лет служил в боевом отделе Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России

Сергей Патласов прослужил в строевой части «Альфы» семь лет. За это время он побывал на многих операциях, но подробно рассказывать не любит. Боится выдать лишнее, но об одном часть всё же поведал.

При штурме «Норд-оста» в группе Сергей шёл первым, сошитом. Далеко не все террористы уснули от газа, поэтому предполагалось, что враги могут начать забрасывать гранатами и вести прицельный огонь. Но еще до начала штурма, перед дверями здания, Сергей понял, что если он увидит упавшую гранату, то ему придется лечь на нее, чтобы его коллеги остались целыми и смогли завершить операцию . При входе в здание он молился о себе, чтобы, если это случится, он не задумываясь прыгнул на гранату.

Среди сотрудников нет страха, и в этом солидарны все ветераны группы, но все мужчины боятся того, что в момент ответственности их одолеет трусость и они не смогут сделать что-то для спасения другие. Струсить — самое страшное в этой работе. Если струсил, значит, повёл всех.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector