Анатолий Папанов на войне — “Там я научился ценить Жизнь”

Новости

Мечты и реальность

Анатолий Папанов родился в 1922 году. С ранних лет мечтал сниматься в кино, и все свободное время проводил в Доме культуры, где показывали новые фильмы. В школе он играл в театральном кружке, а став старше, даже выступал в массовке на «Мосфильме», мечтая, что однажды получит заветную главную роль. И только тогда мечты юноши были прерваны войной.

«Я тогда мало читал, плохо учился… Но очень любил кино. Ближайшей «культурной точкой» был дом культуры «Гумми». Ходил туда смотреть фильмы, на концерты и спектакли местного драмкрупа», — вспоминает Анатолий Папанов

В 1940 году Папанова призвали на службу. Его отправили в Саратов, а затем перевели в Оренбург. Именно там Анатолий Дмитриевич застал начало Великой Отечественной войны. После непродолжительной подготовки девятнадцатилетний солдат вместе с товарищами отправился на фронт. Вряд ли юные энтузиасты представляли, что их ждет на вершине. Сам Папанов вспоминал:

«Я, как и большинство моих сверстников, верил в победу, жил этой верой, испытывал ненависть к врагу. Передо мной столько раз был пример Павки Корчагина, Чапаева, героев фильмов «Семь отважных» и «Мы из Кронштадта»”.

Анатолий Папанов
Анатолий Папанов

Страшные потери

Уже в первые дни юным бойцам пришлось столкнуться со всеми ужасами войны, но постепенно им удалось освоиться, узнать, что к чему. Зенитной батареей командовал старший сержант Анатолий Папанов. В 1942 году его группу отправили на Юго-Западный фронт. Именно там Папанов ощутил горечь величайшей утраты.

Когда немцы перешли в контрнаступление, советским войскам пришлось отступать к Сталинграду. В ходе ожесточенных боев погиб верный друг Анатолия Алик Рафаевич. Он, как и Папанов, мечтал связать свою жизнь с кинематографом, перед войной учился во ВГИКе. И хотя сам Анатолий Дмитриевич не любил говорить о войне, он часто вспоминал о смерти Алика — уж слишком горькой оказалась эта потеря. Актер признался:

«Я видел, как люди полностью изменились после боя. Я видела, как они поседели за одну ночь… Говорят, ко всему можно привыкнуть. Я не уверен. Я никогда не мог привыкнуть к ежедневным потерям. И время не смягчает всего этого в памяти…”

Фильм Анатолия Папанова
Фильм Анатолия Папанова «Приходи завтра», 1962 г

«Честно говоря, до этого я два раза делала аборт»

Единственной женой Папанова была однокурсница по ГИТИСу Надежда Каратаева. Оба почти всю свою творческую жизнь прослужили в Театре Сатиры. Дочь Елена родилась в актерской семье, когда ее голове было уже 30.

Надежда Каратьева в фильме «В плену времени»
Надежда Каратьева в фильме «В плену времени»

«Честно говоря, до этого у меня было два аборта. Мы с Толей не были заселены, жили в жуткой тесноте, а главное, я слишком любила театр! Но когда я забеременела в третий раз, Толя проявил настойчивость», — поделилась вдова артиста с изданием «7 дней». Роды были настолько тяжелыми, что на второго ребенка Папановы так и не решились.


Елена Папанова

Помешала война

Мальчиком Папанов ходил в Театр рабочей молодежи. Ему повезло: там ему понравились преподаватели. Они взялись за воспитание простоватого, но искреннего и веселого юноши.

В конце 30-х актеру даже довелось сыграть эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре», полагая, что он станет настоящим артистом. Но планы мечтательного юноши нарушила война.

Он одним из первых был призван на фронт. Сначала изучал премудрости зенитно-ракетных войск, потом его бросили на первую линию фронта. Позже в своих интервью актер вспоминал, через какие кошмары ему пришлось пережить…

Однажды весь его отдел погиб под беспощадным фашистским огнем.

Папанов чудом выжил, но потерял в боевых действиях несколько пальцев на ногах. Раненого солдата доставили в госпиталь, откуда его выписали. Но уходить с фронта он не собирался. Он собрал творческий коллектив и ездил с ним по госпиталям для поднятия боевого духа раненых. Реакция его новых зрителей показала его актерский успех. Теперь он ждал окончания войны и твердо решил посвятить себя драматическому искусству.

Предметы эпохи

Адидас в СССР

Адидас в СССР

Советские устройства для выжигания. «Узор-1»

Советские устройства для выжигания. «Узор-1»

Фотоархив



Анатолий Папанов — биография

Анатолий Папанов остался очень доволен публикой. Он сыграл множество ролей в кино и на сцене. Но почему то остается щемящее чувство недосказанности, какой-то незавершенности в его судьбе. Кажется, он мог и хотел сказать гораздо больше, что-то самое важное, но не мог, просто не успел. Ушел.

Большой успех пришел к артисту после съемок в картине «Живые и мертвые», хотя до этого в его фильмографии было немало успешных проектов.

Детство и юность

Родной город Анатолия Папанова Вязьма, под Смоленском. Именно здесь, в семье военного Дмитрия Папанова и мельника Елены Росковской, 31 октября 1922 года родился Анатолий Папанов. Отец мальчика был обычным военным, мать работала на фабрике по пошиву одежды и дамских шляп, по национальности она была полькой, сменившей католичество на православие. Родители Толи были интеллигентными людьми, им не нравилось многое из того, что происходило в те годы в стране. Они были глубоко религиозными людьми, и эту веру они прививали своим детям.

Анатолий Папанов в детстве
Анатолий Папанов в детстве

Толик очень любил своих родителей, особенно его тянуло к отцу и во всем ему подражал. Дмитрий Папанов обладал прекрасными актерскими способностями, участвовал в любительских театрализованных представлениях в гарнизоне, которым руководила актриса Лучезарская. Она была бывшей актрисой Императорского театра и женой тогдашнего командующего гарнизоном в Вязьме. Старший Папанов часто привлекался к самодеятельности, а сына и дочь брал с собой, когда по сценарию требовалось присутствие детей.

В 1930 году семья Папановых поселилась в Москве, где получила квартиру на улице Малые Кочки. Анатолия отдали в школу, но учеба мальчика не интересовала. Он был постоянным хулиганом, высшая оценка для него была тройка. Едва закончив учебу в школе, парень даже не должен был поступать в колледж, ведь с такими оценками путь в университет закрыт.

 

После школы Папанов устроился литейщиком в заводскую ремонтную мастерскую, а по вечерам посещал театральную студию при заводе Каучук. Азам актерского мастерства Анатолий постиг под руководством актеров Вахтанговского театра, а заведовал студией Василий Куза, которого Папанов всегда считал своим самым первым и самым главным наставником.

Анатолий Папанов в молодости
На фото Анатолий Папанов в молодости

Однажды друг Анатолия пригласил его на пробы в Театр рабочей молодежи. Папанов не был уверен в своих силах, но все же согласился. Приемная комиссия оценила его актерские способности и дала добро. Анатолий быстро освоился, стал одним из ведущих художников и мечтал о карьере художника.

Война

Очень скоро им пришлось забыть свои мечты, потому что началась война. Буквально с первых дней Папанов отправился на фронт. Три месяца он осваивал зенитные орудия, а потом оказался на фронте вместе с такими же новобранцами. В его памяти на всю жизнь остались воспоминания о страшной войне, о том, как в одном из боев погибла почти вся рота, а он каким-то чудом был спасен. Под Харьковом был тяжело ранен, ему ампутировали два пальца на ноге, получили третью группу и выписали.

Анатолий Папанов в военное время
Анатолий Папанов в военное время

Однако Папанов не спешил отставать, вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, объездил бесчисленное количество фронтовых госпиталей. Своими выступлениями артисты старались поддержать своих товарищей по оружию, читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки и получали за это шквал аплодисментов благодарных зрителей. Тогда-то Папанову и пришла в голову мысль, что, может быть, это и есть его судьба. Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов решил осуществить свою мечту – стать художником.

Театр

Он поступил в ГИТИС, когда вступительные экзамены были уже далеко позади. Но в тот год университет не набрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия был шанс поступить. Он попал на прием к директору школы Михаилу Тарханову, который прямо сейчас пригласил упорного юношу продемонстрировать свои способности. Папанов читал стихи, и Тарханову они очень нравились. После небольшого собеседования Анатолий Папанов был принят в университет, причем на второй курс.Юный Анатолий Папанов в театре

Поначалу Папанов ничем не выделялся из общей массы одноклассников, но буквально с первой практики показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги единодушно говорили о его незаурядном таланте. Диплом вуза Анатолий получил в 1946 году, получив сразу несколько приглашений в лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре и ряде других, но он отказался. Он взял с собой жену и уехал с другими одноклассниками в Литву, хотя пробыл там всего два года.

В 1948 году Папанов с женой получили приглашение от Андрея Гончарова, который пригласил их в Театр Сатиры. Пара не стала долго раздумывать и отправилась обратно в столицу. Сначала Папанов исполнял на сцене этого театра только эпизоды или роли второго плана. Первая заметная роль досталась артисту в 1954 году, когда его поставили на место больного артиста.

После того, как состоялась премьера этого спектакля, режиссеры наконец поняли, какой потенциал скрыт в этом актере. Но должно было пройти еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был просто невероятным, у артиста появилась своя публика, которая «шла к Папанову». Его Китти Воробьянинов перестал быть несчастным и вызывающим насмешки. В исполнении Папанова он получил глубину и трагизм, а зрители совсем по-другому отнеслись к этому персонажу.Анатолий Папанов в театре
Анатолий Папанов в театре

В 1962 году Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б. Шоу. Это довольно сложная пьеса, мало кому из режиссеров удается ее поставить. Но артисты Театра Сатиры с этой задачей справились, и даже сняли телевизионную версию этой постановки. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием было поставлено множество спектаклей, получивших достаточно высокую оценку зрителей и театральных критиков.

Анатолий Папанов попробовал себя в режиссуре. В 1987 году на сцене родного театра поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

Фильмы

Анатолий Папанов был выдающимся художником, но успех пришел к нему не сразу. Так было в театре, точно такая же ситуация сложилась и в кино. Сначала Папанов просто замер перед камерой, не в силах ни пошевелиться, ни заговорить. Преодолеть этот вид гипноза он не смог, поэтому поначалу мог рассчитывать только на роли второго плана.

Анатолий Папанов в фильме
Анатолий Папанов в фильме «Ленин в октябре»

Дебютной киноработой Папанова стал фильм «Ленин в октябре», который вышел в прокат еще до войны. Через два года после этого артист появился в картине «Подкидыш». Талант Папанова по-настоящему раскрылся гораздо позже, спустя десятилетия, когда он получил приглашение на съемки фильмов «Приходи завтра…», «Человек идет за солнцем», «Яблоко раздора».

В 1963 году режиссер Александр Столпер позвонил Папанову, который набирал артистов для съемок фильма «Живые и мертвые». Он предложил Анатолию роль генерала Федора Серпилина, но Папанов настолько усомнился в его способностях, что наотрез отказался от этой работы.Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»
Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»

Настойчивость режиссера победила, и буквально на следующий день после выхода всем стало ясно, что он сделал правильный выбор. Папанов получил известность во всем Союзе, лента побила все рекорды просмотров, количество зрителей, посетивших кинотеатры, превысило сорок один миллион. Фотография артиста в образе Серпилина красовалась на обложке советского экрана и на марке, выпущенной в 1966 году. Эта работа получила награду Первого Всесоюзного кинофестиваля как лучшая мужская роль.

У режиссеров словно открылись глаза, и они стали наперегонки предлагать Папанову роли в своих фильмах. Иногда Папанов отказывался, ссылаясь на занятость в театре. Но изначально он согласился, и вскоре публика смогла оценить ряд картин с его участием. В эти годы были выпущены ленты «Стежки-дорожки». «Родная кровь», «Дети Дон Кихота» и «Дайте мне плачущую книгу». В образах главных героев Папанов предстал в фильмах «Возмездие» и «Наш дом».

По приглашению Эльдара Рязанова Анатолий Папанов вошел в комедию «Берегись автомобиля», где его партнерами стали блестящие советские актеры.

Затем были съемки на «Белорусском вокзале», «12 стульях» и «Джентльменах удачи», где очень ярко и сильно проявился драматический и комический талант артиста.

В фильмографии Анатолия Папанова две картины, пользующиеся большой популярностью у зрителей. Первая – комедия «Бриллиантовая рука», где Папанову довелось перевоплотиться в контрабандиста Лелика. Художественный совет Советского Союза воспринял эту ленту негативно, а вот зрители были от нее просто без ума. Многие выражения папановского героя ушли в народ, их цитируют и по сей день. После публикации этого снимка Папанов не мог спокойно ходить по улицам — его везде узнавали.

Вторая картина называлась «Холодное лето 53-го…» и именно она показала всем силу драматического таланта Анатолия Папанова. Его герой, политический ссыльный Копалыч, понравился не только публике, но и взыскательным критикам. Жаль, что сам артист не дожил до выхода фильма на экраны.

Вспомните Анатолия Папанова и как мастера дубляжа. Его голос звучал в самых любимых советских мультфильмах — «Паровозик из Ромашкова», «Рикки-Тикки-Тави», «Золотой мальчик».

Однако известность к Папанову пришла после того, как он озвучил Волка в мультфильме «Ну, ты ждешь!». Его партнершей стала Клара Румянова — ее тонким голоском говорит мультяшный Заяц. После выхода мультфильм буквально покорил сердца не только детей, но и взрослых. Малыши забрасывали Папанова мешками с письмами, а Папанов всегда говорил, что его волк вовсе не страшный и коварный, просто ему немножко не повезло.

Личная жизнь

С личной жизнью у Анатолия Папанова все было просто отлично. 20 мая 1945 года женился на актрисе Надежде Каратаевой, с которой учился в ГИТИСе. Она тоже была бывшим фронтовиком, многое повидала в годы войны, которые прошла санитаркой. Они прожили вместе более четырех десятков лет и за это время практически не ссорились. Они умели выходить из конфликтов без громких сцен и расчетов, в семье царили любовь и уважение до самой смерти супруга.

Анатолий Папанов и его жена Надежда Каратаева
Анатолий Папанов и его жена Надежда Каратаева

В 1954 году супруги стали родителями единственной дочери Елены, которая продолжила семейную династию. В 1976 году поступила на службу в Театр имени Ермоловой и служит там до сих пор. У нее было две дочери — Мария и Надежда, которые сами уже стали мамами. На сегодняшний день у Анатолия Папанова трое правнуков.

Смерть

Резко и внезапно ушел Анатолий Папанов. Произошло это 5 августа 1987 года, после возвращения из Карелии, где заканчивались съемки фильма «Холодное лето 53 года…». У него было свободное время, и артист хотел отправиться в Ригу, где в тот момент гастролировала его жена со своим театром. Папанов решил отмыть дорогу, но в то время в доме не было горячей воды.

Он принял холодный душ, что стало толчком к сбою в работе сердца. У Папанова случился сердечный приступ, приведший к его смерти. В это время артист находился дома совершенно один и остался без медицинской помощи. Буквально через несколько дней его тело было обнаружено. Даже точную дату смерти пришлось установить судмедэкспертам.

Местом вечного упокоения художника стало Новодевичье кладбище. Прошло всего несколько дней после его похорон, и Андрей Миронов, его коллега и лучший друг, скончался. Все это время он подменял Папанова во время гастролей Театра Сатиры.

Памятник на могиле Анатолия Папанова появился в 1992 году, его создателями были скульптор Д. Народицкий и архитектор Ю. Воскресенский.

Чудом выжил на войне

С 1940 года Папанов пошел служить в армию. Когда началась война, он попал вместе с частью на передовую. В первом же бою большая часть бойцов погибла. К счастью, Анатолий выжил.

Позже Папанов снова попал под обстрел. Ему чудом удалось выжить, ведь все остальные в гробнице отправились в мир иной. Анатолий был тяжело ранен, после чего больничная комиссия признала его негодным к службе.

Папанов вернулся в Москву в 1942 году и снова стал участвовать в спектаклях театральной студии. Тогда он решил, что его призвание – актерство, и поступил в театральный институт.

Выступление Анатолия понравилось ректору института, и он предложил зачислить талантливого парня на второй курс. Уже на пробах стало понятно, что у молодого актера несомненный талант.

После окончания учебы Папанова приглашали во многие театры, но он вместе с молодой женой уехал в Литву. В 1948 году супруги вернулись в Москву, и Анатолий начал работать в Театре Сатиры.

В 60-е годы актер наконец стал играть главные роли в театре и успешно снимался в кино. Всесоюзную известность Папанову принесла роль в фильме «Живые и мертвые.

Актера часто приглашали другие режиссеры. Всего он сыграл роли более чем в 70 фильмах. Он полюбился зрителям за комические роли в таких известных фильмах, как «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука». Участвовал в озвучке более ста мультфильмов.

Свой драматический талант актер раскрыл в последней роли в фильме «Холодное лето 53 года…». К сожалению, Папанов не дожил до премьеры фильма.

Читайте также: Луна – это планета или нет?

«Да ну этого Волка! Он перегрыз всю мою биографию»

В августе 1941 года Анатолия призвали. Папанову было 19 лет. На фронте в звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. «Однажды бомба попала в их зенитные орудия. Толя проснулся, почувствовал, что с ногой что-то не так. Я огляделся — все погибли, — сказала жена народного артиста.

Анатолий получил задание — осколком изувечила ему ступню и оторвала на ноге два пальца. С палкой Папанов пришел поступать в ГИТИС. «Даю вам слово — вы не заметите моей хромоты», — заверил он приемную комиссию и сдержал свое слово.

Мальчиков после войны отчаянно не хватало повсюду. Анатолий был принят. Из-за заблуждения ему пришлось столкнуться и с речевой ошибкой, которую педагоги назвали «ужасным шипением».

Интересно, что Папанов успел блеснуть в кино в 1930-е годы — в небольших эпизодах в фильмах «Ленин в Октябре» и «Подкидыш». В титрах он впервые появился в 1950-х годах, а в 1962 году сыграл первую главную роль. Ей доверили сниматься в фильме «Приходи завтра», который прославил практически всех, кто в нем сыграл.

Анатолий Папанов в фильме
Анатолий Папанов в фильме «Приходи завтра»

В послужном списке артиста более 80 фильмов, среди которых «Берегись автомобиля», «Служили два товарища», «Белорусский вокзал» и множество других потрясающих фильмов.

Анатолий Папанов в фильме «Берегись автомобиля»
Анатолий Папанов в фильме «Берегись автомобиля»

Папанов озвучивал бесчисленное количество анимационных фильмов. Чего стоил один только волк в «Ну, погоди!» Однако именно этот персонаж не понравился Анатолию Дмитриевичу. Папанова постоянно тыкали пальцем: «Смотрите, идет волк!» «Да ну, этот волк! Он прогрыз всю мою биографию, — расстроился Анатолий Дмитриевич.

Кино и страх камеры

Одиннадцать надежд (1975)

Оригинального актера часто звали в кино. В итоге на его счету около сотни фильмов, но почему мы видим его в основном на второстепенных ролях? Возможно дело в том, что Папанов. боялся камеры!

Режиссеры вспоминают, что талантливый артист, так щедро отдающий свое мастерство на сцене, на съемках просто впадал в ступор. Его движения стали ограниченными, куда-то исчезла знакомая зрителю феноменальная папановская пластика, мимика стала скудной… Однако с этим страхом актер все же справился. Причем роли второго плана часто бывают не менее блестящими, чем первого. В случае с Папановым это было правдой на сто процентов.

Нажмите и посмотрите

А главные роли у него были еще, многие из них запомнились и полностью раскрыли его талант. Незабываемый Лёлик из «Бриллиантовой руки» — над забавным и неуклюжим злодеем смеялся весь СССР, а фразы Папанова разбирали на кавычки. Киса Воробьянинова — смешная, дерзкая, грустная в исполнении Папанова — из фильма «12 стульев».

В фильме «Белорусский вокзал» Папанов сыграл радиста, который долгое время работал бухгалтером на гражданке, но как же ему забыть войну, свой десятый батальон…

Нажмите и посмотрите

В «Холодном лете 1953 года» Анатолий Дмитриевич выступил как глубокий драматург, но аплодисментов в свой адрес и теплых слов критиков и зрителей ему не удалось услышать.

Ранение на всю жизнь

После нападения фашистской Германии на Советский Союз 18-летний Анатолий Папанов ушел на фронт. В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. Однако пребывание Папанова на передовой было недолгим. 22 марта 1942 года попал в окружение под Харьковом. Взрыв снаряда изуродовал правую ногу актера.

По свидетельству Олега Смыслова, автора книги «Окопная правда войны», Анатолий Дмитриевич любил не без иронии повторять: «Немец отрезал мне половину пятки». Кроме того, в результате взрыва Папанову оторвало два пальца на той же ноге. Полгода он провел в больнице, но врачи не смогли восстановить его здоровье. Художнику было чуть больше двадцати, когда он стал инвалидом и был отправлен домой.

Ранение, полученное им на войне, преследовало его всю оставшуюся жизнь. Кости в стопе были настолько сломаны, что оторванные частицы иногда выходили наружу и причиняли невероятную боль. Кроме того, под каблук, которого фактически уже не было, постоянно приходилось что-то подкладывать.

 

В первые годы после возвращения с фронта Папанов фактически не расставался с тростью. Как ни странно, Анатолию Дмитриевичу помогли отказаться от трости, когда он поступил в ГИТИС в 1943 году. Преподаватель сценического движения Иван Иванов разработал для своего ученика комплекс специальных упражнений, благодаря которым Папанов после окончания школы смог играть в футбол и танцевать.

Студент в шинели

«Женитьба Бальзаминова»

f905a6c97eb6a149a477068fca675f8a60d534b876bec926833877b85984bc96-320x_.jpg?токен=65a5659ed996c922650134231f
Как актеры страдали на съемках

Этот богатый театральный и киноопыт позволил Анатолию Папанову, полностью демобилизованному из армии по ранению, в 1943 году сразу поступить на второй курс ГИТИСа. Он пришел в институт, когда вступительные экзамены уже закончились. Но так как студентов в университете явно не хватало, для молодого инвалида третьей группы было сделано исключение. Его согласился выслушать директор Михаил Тарханов, который был откровенно удивлен актерским профессионализмом старшего сержанта в отставке Анатолия Папанова.

Ему предложили записаться сразу на второй курс в мастерскую актеров МХТ Василия и Марии Орловых, и мечтавший о театре пенсионер с радостью согласился. От этого решения выиграли все. Если ученик Папанов не выделялся среди одноклассников по общеобразовательным предметам, то на репетициях и театральных занятиях он проявлял яркий талант. И хотя среди одноклассников было достаточно тех, кто успел понюхать порох, мало кто знал, что случилось с их слегка застенчивым другом за кулисами с характерным вытянутым лицом.

19-летний Анатолий Папанов был призван в Красную Армию 12 августа 1941 года. Актер говорил: «Я, как и большинство моих сверстников, верил в победу, жил этой верой, испытывал ненависть к врагу пример Павки Корчагина, Чапаева, героев фильмов «Семь смельчаков» и «Мы из Кронштадта» видели по нескольку раз.Но военная действительность оказалась далека от кинематографической.

Папанова направили в 73-й запасной стрелковый полк, где он попал в школу младшего командирского штаба. До выпуска оставалось совсем немного времени, когда Анатолий вместе со своим другом ушел в самоволку. Нет, он не собирался бежать с войны, но перед отъездом хотел поболтать с хорошенькими девушками.

Это закончилось большими неприятностями. Отсутствие двух боевиков было обнаружено, и в декабре 1941 года военный суд приговорил Папанова к шести годам лишения свободы. Исполнение приговора было отложено в обмен на немедленную отправку на фронт: 3 января 1942 года красноармеец Папанов уже выдвинулся на передовую в составе походной роты 92-го запасного стрелкового полка.

Анатолию Папанову довелось драться всего девять месяцев. Но за это время он успел повидать многое. «Как можно забыть двухчасовой бой, в котором погибло двадцать девять человек из сорока двух? — сказал он много лет спустя. — Мы мечтали, строили планы, спорили, но большинство моих товарищей погибло у меня на глазах… Я до сих пор ясно вижу, как пал мой друг Алик. Он хотел стать кинооператором, учился во ВГИКе, но не стал…

Из уцелевших сформировали новый полк — и снова на те же места, и снова бой… Я видел, как люди после боя совсем изменились . Я видел, как они поседели за одну ночь. Я думал, что это литературный прием, а оказался боевой прием… Говорят, что человек ко всему может привыкнуть. Я не уверен. Я никогда не мог привыкнуть к ежедневным потерям».

В сентябре 1942 года рядом с командиром зенитной батареи старшим сержантом Папановым разорвалась граната. Зенитчик был весь в грязи, а осколок сильно ранил ногу. Буквально выкопанного молодого солдата отправили в госпиталь, где ему ампутировали три пальца на правой ноге — и тут же выписали, несмотря на все просьбы покинуть армию.

Военный суд, тяжелое ранение и любовь к жизни: непростая судьба Анатолия Папанова
ТАСС

Советские бренды

Подарок Ипполиту. Шейвер Харьков

Подарок Ипполиту. Электробритва Харьков

Никита Сергеевич Хрущев путешествовал по Европе и привез оттуда электробритву Phillips. Бритва хороша, но для первого секретаря это слишком

Дым отечества. Сигареты Java Tobacco Factory

Дым отечества. Сигареты табачной фабрики Ява

После войны в Советском Союзе началась активная борьба с курением. В это время почти все курят: привычка появилась в первые годы революции и

Путь на московскую сцену

«Не нужно превращать войну в игру «Зарница»6abacdc1fcccfb190c56a672922daf3e5b1cc8b28c91312f7432c2337dcd293d.jpg
Кинокритики — о старом и новом кино о войне

После демобилизации Анатолий Папанов не сразу вернулся домой. Из таких же молодых раненых, как и он сам, будущий народный артист собрал летучую концертную бригаду, с которой некоторое время ездил по фронтовым госпиталям. Именно тогда он окончательно понял, что актерство – это не прихоть, а настоящее призвание. И я поступил в ГИТИС.

Анатолий Папанов окончил институт в 1946 году. На тот момент он уже год был женат: они с Надеждой Каратаевой расписались 19 мая 1945 года. И мы вместе поехали создавать новый театр в освободившейся от оккупации Клайпеде. Вместе с ними в мастерскую Орлова отправился и весь выпускной класс. Но если для других выпускников это был просто вариант практического трудоустройства, то для Папанова – осознанный выбор. Ради него он жертвовал более чем солидными предложениями: талантливого молодого актера приглашали и во МХАТ, и в Малый театр.

Провинциальная сцена оказалась слишком мала для таланта Папана, и в 1948 году он с женой вернулся в Москву. Анатолий Папанов ждал в Театре сатиры, куда его пригласил режиссер Андрей Гончаров. Но прошло еще шесть лет, прежде чем молодой актер, наконец, получил главную роль — и заговорил о нем весь московский театр. У столичных театралов быстро вошла мода «ходить на Папанова», и аудитория преданных поклонников артиста стремительно росла.

А настоящая всесоюзная слава пришла к Анатолию Папанову в 1964 году, когда на экраны вышел фильм Александра Столпера «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова. Папанову доверили сыграть роль комбрига Серпилина — одного из двух, наряду с военным журналистом Синцовым, центральных персонажей эпопеи.

Эта киноработа принесла артисту первую крупную премию: в том же 1964 году на первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде ему была присуждена первая премия среди актеров. А через два года за ту же работу Анатолий Папанов был удостоен вновь учрежденной Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Ходили «на Папанова»

12 стульев (1976)

Еще будучи студентом, Папанова заметили лучшие театральные режиссеры. Талантливого ученика после обучения ждали во МХАТе и Малом театре. Он также получил другие предложения. Однако сразу же после конфирмации поманил с женой в Литву, хотя и задержался там недолго.

Уже в самом конце сороковых годов режиссер Театра сатиры Андрей Гончаров буквально перехватил актера из другой профсоюзной республики, предложив и ему, и его супруге место в труппе театра. И Папановы согласились.

Тем не менее для Папанова, за которым гонялись многие режиссеры, главных ролей в театре как будто и не было. Первую значительную он сыграл по чистой случайности – когда центральный актер внезапно заболел. Но после этого его окончательно «рассмотрели». Спустя три года театральная столица стала уходить не только в Театр Сатиры, но и в обязательном порядке — «на Папанова».

Со временем раскрылся еще один его талант – Папанова стали звать озвучивать мультфильмы, а сколько ярких персонажей мы нашли! Волк из «Ну погоди!» говорит своим неповторимым голосом. («Они надоели мне и волку так, что он прогрыз всю мою биографию», — говорил Папанов), Водяный из «Летучего корабля», Шерхан из «Маугли» и многие другие.

Как же он будет играть?

Трековые стежки (1963)

Он пришел в ГИТИС, когда экзамен уже был позади. Жуткая нехватка студентов давала начинающему артисту шанс попробовать сдать экзамены «прямо сейчас». Он читал стихи, играл что-то из репертуара своей самодеятельной группы, созданной на войне, и профессионализмом обыгрывал директора вуза. Он выслушал рассказ о фронтовых перипетиях Папанова и, подумав, сразу же поступил на второй курс.

В театральном институте Анатолий Дмитриевич выделялся — ходил в линялом гимнастерке, с палкой, прихрамывая. Таким видела его будущая жена, внутренне сожалея: как он будет играть? Но Папанов поставил себе цель избавиться от палки, стал усиленно заниматься гимнастикой и танцами, а через полгода палку выбросил. Но Папанов тоже заметил чуткого одноклассника, и началось сопровождение на трамвае до общежития.

Надежда Каратаева понравилась актрисе своей искренностью. Как и Папанов, она прошла войну — несколько военных лет служила санитаркой, видела зверства, работала в госпиталях. Анатолий Дмитриевич вскоре сделал предложение своей возлюбленной. Они поженились, и в середине пятидесятых у них родилась единственная дочь Елена, которая тоже стала актрисой.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector