Подводные лодки третьего Рейха

Интересные факты

Великая стройка

До начала войны, то есть до 1 сентября 1939 года, Третий рейх имел 57 подводных лодок. Разрешение на строительство подводных лодок страна получила только в 1935 году. До этого действовал Версальский договор, одним из условий был запрет Германии строить подводные лодки. Однако нацистский режим постепенно восстанавливал свои позиции, и одним из таких дипломатических успехов стало заключение англо-германского морского соглашения. По нему подводные лодки были признаны устаревшим оружием, а запреты на их производство исчезли.

В июне 1939 года немецкий подводный флот возглавил Карл Дениц, выдающийся военный специалист, разработавший концепцию подводной войны. В его распоряжении была огромная сила. Во время Второй мировой войны в Кригсмарине каждые 2 дня появлялась новая подводная лодка.

Проверенное средство спасения

Карл Дениц не сомневался, что в случае войны с Великобританией важнейшим средством борьбы с ней станут подводные лодки. К 1939 году Империи необходимо было импортировать 55 миллионов тонн товаров, и в результате она содержала крупнейший в мире торговый флот, состоящий из 3000 океанских и 1000 крупных каботажных судов. По мнению Дёница, чтобы поставить Британию на колени, необходимо было установить морскую блокаду и потопить больше кораблей, чем она могла построить. Поэтому полководец возлагал большие надежды на тактику «волчьей стаи».

Почему накануне Второй мировой войны Британия не была готова воевать с немецкими подводными лодками

Усвоив уроки Первой мировой войны, британское адмиралтейство уже в сентябре 1939 года ввело систему конвоев. Конвой обычно состоял из 30–40 торговых судов, безопасность которых обеспечивали силы безопасности. Самым оживленным местом для судоходства была Северная Атлантика, где плыли конвои с буквами HX и SC, доставлявшие в Великобританию товары из Канады и США. Не менее важным был маршрут, соединяющий мегаполис с Гибралтаром, который стал перевалочной базой для грузов из средиземноморских и африканских портов.

Однако у конвойной системы были и свои недостатки. Введение сократило импорт из Великобритании на четверть. Кроме того, в начале войны британский флот не имел достаточного количества противолодочных кораблей для обеспечения безопасности конвоев на всем пути следования. Поэтому Адмиралтейство использовало установленные группы сопровождения только на начальном и конечном этапах плавания. В результате эскорт только провожал и встречал конвои, а те уже переходили море на свой страх и риск. Однако англичанам поначалу повезло, ведь у немцев не хватило подводных лодок для реализации своих планов.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радиолокаторами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок — радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Улучшенная тактика, улучшенное взаимодействие.

Затонувшая немецкая подводная лодка U-9

Асы Kriegsmarine

Немецкие подводники отличались мужеством и высоким профессионализмом, поэтому каждая победа над ними давалась дорогой ценой. Среди самых известных подводников Третьего рейха самыми известными капитанами были Отто Кречмер, Вольфганг Лют (у каждого потоплено 47 кораблей) и Эрих Топп — 36.

уничтожение немецкой подводной лодки

«Конвойная битва»

Из 57 германских подводных лодок только 26 были пригодны для действий в Атлантике, но и этого количества хватило, чтобы уже в сентябре 1939 года потопить 41 вражеский корабль общим весом 153 879 тонн. Первыми жертвами «волчьей стаи» стали англичане корабли — лайнер «Атения» и авианосец «Корейджес». Другой авианосец, «Арк-Ройал», избежал печальной участи, когда заранее сдетонировали торпеды с магнитными взрывателями, выпущенные немецкой подводной лодкой U-39.

Позже U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина проникла в рейд британской военной базы Скапа-Флоу и потопила линкор «Ройял Оук». Эти события вынудили британское правительство убрать из Атлантики авианосцы и ограничить движение других крупных боевых кораблей.
Успехи германского подводного флота заставили Гитлера, до этого скептически относившегося к подводной войне, изменить свое мнение. Фюрер дал добро на массовое строительство подводных лодок. В течение следующих 5 лет в состав Кригсмарине вошли еще 1108 подводных лодок.

1943 год стал звездным часом для немецкого подводного флота. В этот период дно океана бороздили одновременно 116 «волчьих стай». Самый крупный «конвойный бой» произошел в марте 1943 года, когда немецкие подводные лодки нанесли тяжелые повреждения четырем конвоям союзников: было потоплено 38 кораблей общим водоизмещением 226 432 брт.

Подводная сила

Самым большим преимуществом подводных лодок является их скрытность. Подводные лодки могут пересекать моря незамеченными, появляться неожиданно и наносить огромный урон без значительных затрат на оборону. В Германии эта часть военно-морского флота во многом компенсировала ограниченные возможности надводного флота.

podvodnye-lodki-tretego-rejha-1.jpg

Ключевым достижением Карла Деница стало создание концепции, согласно которой подводные лодки действовали стабильными группами. Их стали называть «волчьими стаями», а сами операции — «охотами». Немецкие подводные лодки охотились на транспортные корабли противников, нарушая снабжение войск. Их цель — топить вражеские корабли быстрее, чем они их строят.

«Волчья стая» в придорожном дворе выстроилась таким образом, чтобы охватить как можно больший фарватер в ожидании эскорта с противоположной стороны. Когда одна из подводных лодок обнаружила, что корабль приближается, она отправила сообщение в центр, а сама продолжила следовать за ним на безопасном расстоянии в надводном положении. Оставшиеся «волки» в это время окружили колонну и начали атаку.

Подводные лодки обычно действовали ночью и с численным преимуществом, поэтому результаты атак для них были весьма успешными.

По разным оценкам, немецкие подводные лодки отправили на дно от 2000 до 2800 судов торгового флота. Вместе со своими кораблями погибло более 100 000 моряков.

Имели место и отдельные диверсионные акты. Самая высокая из них — гибель британского линкора «Ройал Оук». Большой военный корабль стоял в гавани Скапа-Флоу (Шотландия), пролив перекрыт тремя блоками. Катер U-47 (нумерация немецких подводных лодок была сплошной от U-1 до U-3530) успешно проникла на стоянку линкора, дала три торпедных залпа и вернулась на базу.

podvodnye-lodki-tretego-rejha-3.jpg

Однако подводные лодки отнюдь не были неуязвимыми. Статистика их потерь говорит о том, что немецкое командование считало их практически бесполезными. Из походов не вернулось почти 800 подводных лодок, т е. 70 процентов всего подводного флота. Вместе с ними на дно ушли 30 000 членов экипажа. Среди российских кригсмариноведов гитлеровские подводные лодки иногда называли «стальными гробами Рейха».

Со временем участники антигитлеровской коалиции разработали приемы противолодочной обороны, и немецким подводникам пришлось забыть о былых успехах. У Карла Деница двое сыновей и племянник погибли в составе экипажей подводных лодок.

Хронические пьяницы

На побережье немецкие подводники приобрели репутацию хронических пьяниц. Когда они возвращались из рейда раз в два-три месяца, то были совершенно пьяными. Однако это была, пожалуй, единственная мера, позволившая смягчить чудовищный стресс, накопившийся за время пребывания под водой.
Среди этих пьяниц были настоящие асы. Например, упомянутый выше Гюнтер Прин, на счету которого 30 кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны.

Он стал первым немецким офицером, награжденным Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Однако герою Рейха не суждено было стать самой результативной немецкой подводной лодкой: 7 марта 1941 года его лодка затонула под атакой конвоя союзников.
В итоге список немецких асов подводных лодок возглавил Отто Кречмер, уничтоживший 44 корабля общим водоизмещением 266 629 тонн.

За ним последовали Вольфганг Лют с 43 кораблями водоизмещением 225 712 тонн и Эрих Топп, потопивший 34 корабля водоизмещением 193 684 тонны.
Отдельно в этом ряду стоит имя капитана Макса-Мартина Тейхерта, который на своей лодке U-456 в апреле 1942 года устроил настоящую охоту на британский крейсер «Эдинбург», перевозивший из Мурманска 10 тонн советского золота в качестве платы за Ленд-Ли запасы. Тейхерт, умерший год спустя, так и не узнал, какой груз он потопил.

Наследник Гитлера

В 1944 году было установлено господство союзников на атлантических коммуникациях. Дёниц ничего не мог сделать, но сохранил доверие Гитлера и командовал флотом до конца войны.

Последней его крупной операцией стала эвакуация гражданского населения и военных из Восточной Пруссии, где в январе 1945 года начала наступление Красная Армия. Дёниц вывез оттуда морем в западные районы Германии более двух миллионов человек. Они бежали, опасаясь мести за преступления Гитлера на советской земле.

Дёница не было в Берлине, когда 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством. Перед смертью фюрер назначил его своим преемником на посту рейхспрезидента. Адмирал не пытался вернуться в Берлин, занятый советскими войсками, а остался в городе Фленсбург на берегу Балтийского моря под охраной морского батальона.

Его единственной заботой как главы государства было официальное оформление капитуляции. 7 и 8 мая были подписаны необходимые документы, а 23-го он был арестован. Нюрнбергский трибунал приговорил его к десяти годам тюрьмы. Весь срок адмирал провел в тюрьме, вышел на свободу в 1956 году и умер в 1980 году от сердечного приступа, незадолго до своего 90-летия. В мемуарах он вспомнил не только войну, но и то, как три недели был наследником фюрера.

Алеманны — внешний вид, история народа

Несколько столетий римляне пытались их завоевать: побеждали в битвах, брали в плен, убивали, заключали мир… Но прошло некоторое время, и снова с севера двинулись полчища варваров. В конце концов, римляне не смогли этого сделать и стали строить укрепления, или липы, вдоль всей северной границы германцев. Но и это мало помогло! Варварские лидеры вырезали римские гарнизоны и двинулись на юг. Это беспокойное племя называлось, вернее, союз племен — алеманны.

Ввод войск в Чехословакию: Танки для пражской весны

В ночь на 21 августа 1968 года советский самолет запросил аварийную посадку в аэропорту Рузине в Праге. Из приземляющегося самолета выскочили вооруженные десантники и захватили аэродром. Так началась операция «Дунай», известная как советское вторжение в Чехословакию.

«Первая кровь»

20 сентября 1940 года Дениц получил сообщение от аса подводной лодки U-47 Гюнтера Прина об обнаружении конвоя в Атлантике. Поскольку у Прина не было торпед, ему было приказано наблюдать за целью и сообщить ее координаты. Тем временем командир начал привлекать к «нахождению» U-47 другие субмарины, формируя из них «волчью стаю». Обнаруженный конвой оказался НХ-72, состоящим из сорока кораблей, направлявшихся в Ливерпуль.

Он пересек Атлантику без происшествий и должен был встретиться с группой сопровождения 21 сентября, чтобы сопроводить его в порт. Однако «волчья стая» успела нанести удар до того, как НХ-72 оказался под защитой противолодочных кораблей.

Могли ли немцы выиграть Вторую мировую войну с 300 подводными лодками?

В ночь на 21 сентября, помимо U-47, в районе конвоя сосредоточилось несколько подводных лодок. Первым из них атаковал U-99 Otto Kretschmer. Ей удалось торпедировать три корабля, два из которых затонули. Третий оказался раненым и позже был добит Прином, выстрелившим в него из палубного ружья. U-48 Генриха Бляйхордта поразила и потопила еще одну цель, торговое судно Блаиренгу. На этом ночные успехи «стаи» закончились, так как Кречмер и Прин израсходовали боезапас, а у Блайхордта осталась только одна торпеда.

Похоже, НХ-72 удалось пережить эту тяжелую ночь, так как на рассвете он столкнулся с группой сопровождения. Но «волчья стая» не собиралась отпускать свою жертву и готовилась к новой атаке. Вечером к конвою подошла подводная лодка U-100, не имевшая проблем с торпедами. Ее командир капитан-лейтенант Иоахим Шепке оценил обстановку – теперь HX-72 охраняли эсминец, шлюп и три корвета. Но это не остановило Шепке. Он решил войти в строй конвоя и прошел в надводном положении незамеченным кораблями охранения.

Смелый план командира U-100 завершился успехом. Подлодке удалось пробить противолодочный экран и оказаться между двумя колоннами кораблей. Теперь ее положение можно было сравнить с лисой, забравшейся в курятник. Выбрав цель, Шепке начал уничтожение конвоя изнутри. До полуночи U-100 потопила три корабля. Командир группы сопровождения коммандер Артур Кнапп был в замешательстве. Его корабли искали подводную лодку рядом с конвоем, и она была внутри него. Сумятицы англичанам добавила и U-48, которая последней торпедой успешно атаковала один из кораблей.

Тем временем Иоахим Шепке продолжал стрелять по кораблям, словно на полигоне. Он израсходовал все торпеды, отправив на дно еще четыре корабля. Его атака длилась три часа, за это время U-100 потопила семь пароходов общим тоннажем более пятидесяти тысяч брутто-тонн. Не выдержав такой атаки, порядок конвоя распался, и его корабли были вынуждены в одиночку добраться до Ливерпуля.

Конвой союзников WS-12 на пути в Кейптаун, ноябрь 1941 г

Читайте также: Как разбить бутылку об голову — любимый фокус дембелей вдв, хитрости и способы осуществления, забавные случаи, разбивание досок и кирпичей

От неудач к «золотому времени»

Германия начала войну с 57 подводными лодками, половина из которых не предназначалась для плавания в океане. В сентябре 1939 г немецким подводным лодкам удалось потопить множество отдельных кораблей. Но с появлением в море первых британских конвоев использовать против них тактику группового нападения не представлялось возможным.

Только в октябре Дениц решил создать первую «волчью стаю» для проверки теории на практике. Первый блин вышел комом. Из шести выделенных для этой цели лодок две были потеряны при движении к позиции. А остальным подлодкам так и не удалось собраться в группу для целенаправленной атаки на тот или иной конвой.

Последний бой за Норвегию: немецкие линкоры против английского авианосца

Сделав выводы, командующий подводными силами решил отложить реализацию мечты до лучших времен. Они прибыли летом 1940 года, когда военная ситуация складывалась не в пользу Британии: сначала были разгромлены англо-французские войска в Норвегии, а затем и Франция. После капитуляции последнего в распоряжении военно-морских сил рейха оказались французские базы в Бискайском заливе. Используя их, немецкие подводные лодки значительно сокращали путь к местам формирования и выхода в море британских конвоев.

Кроме того, Великобритания потеряла ряд эсминцев и других противолодочных кораблей. Это серьезно сказалось на безопасности судоходства. Пользуясь возникшим преимуществом, подводные лодки Деница начали активные действия севернее Ирландии, ключевого пункта на британских судоходных путях. Подводные лодки атаковали без устали, не неся потерь. В этой ситуации Карл Дениц решил вновь вернуться к тактике «волчьих стай». Сосредоточив свои немногочисленные силы на пути следования конвоев, он смог добиться успеха. Первой жертвой его «серых волков» стал конвой НХ-72.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Кригсмарине — подводного флота Третьего рейха — составляли подводные лодки нескольких серий — 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23. При этом стоит выделить лодки 7-й серии, которые отличались надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особенно успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них впервые установили шноркель — воздухозаборное устройство, позволяющее лодке заряжать аккумуляторы в погруженном состоянии.

«Волчьи стаи» в океане

После завоевания Франции в июне 1940 года Германия также получила свои порты. Теперь все коммуникации в Атлантике были легко доступны для немецких подводных лодок. Адмирал Карл Дёниц, перенесший свою штаб-квартиру в Париж, использовал в море тактику «волчьих стай» — когда подводные лодки совершали групповые атаки на конвои. Для их защиты не хватало кораблей, поэтому Черчилль уговорил президента США Рузвельта передать британскому флоту 50 старых эсминцев.

Они воевали еще в Первую мировую войну, но выбора не было. Сами сухогрузы вышли в море с глубинными зарядами на борту. Позднее на их палубах появились противолодочные бомбардировщики. Однако потери увеличились. В 1941 г до Великобритании не дошло 432 корабля, в следующем – 1200 кораблей.

После объявления войны Соединенным Штатам в декабре 1941 года Гитлер через месяц приказал отправить к их берегам пять подводных лодок. В ходе этой кампании они легко потопили 23 корабля, ведь у американцев еще не было противолодочной обороны восточного побережья. Ночью подводные лодки стреляли торпедами в надводном положении. Цели были хорошо видны: американские моряки, не имевшие военного опыта, покидали порты на кораблях с включенными навигационными огнями.

Блэкаута не соблюдали и на берегу. Через три недели, когда боезапас был израсходован, а горючее оставалось только на обратный путь, немецкие подводники без потерь вернулись на свои базы во Франции.

К 1942 году немецкие верфи освоили строительство подводных танкеров. Они доставляли топливо, торпеды и продовольствие из Европы через Атлантику вплоть до США. Заправка производилась даже под водой. Теперь подводные лодки могут находиться в движении два-три месяца. Подлодки действовали не только в прибрежных водах США от канадской границы до Флориды, но даже в Карибском море и Мексиканском заливе.

Критическая ситуация для англо-американского союза в Атлантике сложилась в начале 1943 года. Уничтожив более сотни кораблей в январе и феврале, немецкие подводные лодки установили рекорд в марте, когда в море собралась огромная «стая» из 43 субмарин море. За один месяц было потоплено 120 кораблей.

Во Франции сам Карл Дёниц встречал подводников с почестями и отличиями. Их ждал оздоровительный отдых в специальных домах отдыха. Там после долгого опасного плавания в диких пределах подводной лодки они оказывались в раю с медицинским и сексуальным лечением в любое время. «Папа Карл», как называли его матросы адмирала, знал, что им предложить на берегу.Немецкий подводный флот быстро рос. В 1941 г на базах появилось 200 новых лодок, в 1942 и 1943 гг. – более 300 в каждой. Всего за время войны в боевых действиях приняло участие почти тысяча подводных лодок.

Дирижабли против подводных лодок

Несмотря на неудачи, понесенные союзниками зимой и ранней весной, 1943 год стал поворотным моментом в битве за Атлантику. Сказывалось военно-промышленное превосходство США и Великобритании над Германией.

Первые действенные меры были предприняты Уинстоном Черчиллем, который успел побывать министром военно-морского флота в Первую мировую войну. Он ввел систему охраняемых конвоев. При этом караван из 40-50 торговых судов сопровождали несколько боевых кораблей с противолодочным вооружением и оборудованием. Запрещалось выходить в море в одиночку.

Началось постоянное воздушное патрулирование. Береговая и дальняя авиация занималась поиском и уничтожением немецких подводных лодок. Бомбардировки их баз во Франции стали регулярными, хотя они оставались в безопасности в бетонных бункерах, пока британцы не разработали пятитонные бетонобойные бомбы.

Британской разведке удалось разгадать кодовую систему главной шифровальной машины немецкого подводного флота «Энигма». Появилась возможность круглосуточно быть в курсе переговоров о подводных лодках между собой и со штабом. Карл Дёниц только подозревал в конце войны, что противник узнает о его планах заранее.

В свою очередь, американцы начали создавать противолодочные группы из авианосцев и эсминцев. Они были очень эффективными. Дирижабли оказались очень полезными в борьбе с подводными лодками. Эти тихоходные (скорости до 100 км) дирижабли с дальностью полета до 15 000 км были надежной охраной конвоев.

Дирижабли вели разведку на малых (до 30 метров) высотах, когда перископы и масляные пятна на воде были видны даже невооруженным глазом, и, оснащенные магнитометрами и радарами, обнаруживали подводные лодки и наводили против них боевые корабли и самолеты. Они даже использовали изменения глубины. Только один американский дирижабль был потерян в бою во время войны. Затопленный катер обстрелял его из зенитного пулемета. Девять из десяти членов экипажа были спасены.

В мае 1943 г ситуация на атлантическом фронте стала меняться. За один месяц Дёниц потерял 41 лодку и более тысячи подводных лодок. Он хотел вывести свои корабли из моря, но Гитлер не позволил ему. «Атлантика — моя первая линия обороны на Западе», — сказал он. На этом фронте Германия потеряла за время войны 435 подводных лодок.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector