Передача Крыма – нарушение Конституции СССР
«По советскому законодательству решение о передаче территории и изменении границ относилось к компетенции Верховных Советов СССР и союзных республик — высших органов государственной власти, а не президиумов и правительств. Об этом говорится в статье 49 Конституции СССР, 33 Конституции РСФСР, 30 Конституции Украинской ССР», — сказал Константинов в интервью парламентской газете. Так, по его словам, указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г.
«О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», изданное неуполномоченным органом и в нарушение установленного Конституцией СССР порядка, как и все другие акты, посвященные этому вопросу, президиумы союзных республик, отметил председатель Госсовета Крыма.Кроме того, решения об изменении границ РСФСР и УССР вообще не принимались ни Президиумами, ни Верховными Советами, хотя это юридически Важнейшую и прямо предусмотренную конституциями СССР и союзных республик неотъемлемую часть вопроса о передаче и включении территории в границы другой республики, добавил он.
Чей Крым и что ждет Украину: пророчества сына Хрущева >> Константинов также указал, что в актах о передаче Крыма нет гарантий языковых, культурных, конфессиональных и других прав Крыма со стороны принимающей Союзной республики. «Это еще в советское время позволяло киевским властям проводить разного рода культурные эксперименты на полуострове. Ну а после обретения Украиной независимости началась настоящая культурная экспансия», — сказал политик.
Как Крым защищался от украинизации
Спикер парламента республики подчеркнул, что те же самые люди, которые сегодня осуществляют культурный геноцид на подконтрольных им украинских территориях, проводили политику «скрытой украинизации» в отношении Крыма. Они постепенно ограничивали сферу применения русского языка и пытались убрать русскую культуру из образования и быта крымчан, отметил политик.
При этом никаких обязательств со стороны Украины по защите жителей полуострова от попыток такой культурной ассимиляции не было.Именно для защиты их прав Крым организовал 20 января 1991 года референдум о восстановлении республиканского статуса на полуострове . Когда в 2014 году Украина погрузилась в «правовой хаос и политический произвол», жители полуострова путем референдума сами решали свою судьбу и отстаивали собственную идентичность.
«Таким образом, наш выход из состава Украины был предельно легитимным и демократичным, в отличие от того, как мы оказались в ее составе», — резюмировал председатель Госсовета РК.
Нелегитимная процедура
25 января 1954 г на заседании Президиума ЦК КПСС был оглашен и одобрен проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР.
«Первый секретарь Крымского обкома КПРФ Павел Титов открыто выступал против изменения статуса Крыма. Однако решение «наверху», видимо, уже принято. Поэтому в силу занимаемой должности Титов был снят с занимаемой должности и лишенный самостоятельного статуса, был переведен на работу в Москву, где стал заместителем министра совхозов СССР по кадрам, «академиком АПН РФ, заведующим отделом РЭУ им.Плеханова Андрей Кошкин.
«Рекордное число за все постсоветские годы»: в 2018 году Крым посетили 6,8 млн человек Об этом заявил глава региона Сергей Аксенов. Он…
Позже, 5 февраля 1954 г., Совет Министров РСФСР издал постановление о целесообразности оставления Крымской области.
«По советскому законодательству все инициативы по территориальным вопросам изначально должны были исходить от республик. В ведении союзных властей было лишь утверждение соответствующих решений, принятых на республиканском уровне. В данном случае инициатива исходила от Президиума ЦК, что было грубым нарушением самих принципов государственного устройства, считает Валентина Гойденко.
Эксперт подчеркнул, что в дальнейшем республиканские и федеральные власти продолжали действовать по вопросу принадлежности Крыма с явными нарушениями закона. В соответствии с решением Совета Министров РСФСР от 5 февраля Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о передаче Крымской области в состав УССР и направил документ на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР. Правительство. Совет СССР. 19 февраля Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР».
«Нелегитимность была заложена в самой процедуре. Вместо соответствующих советов решения принимались президиумами – небольшими группами людей. Все это не имело ничего общего с законностью, подчеркнул Гойденко.
26 апреля 1954 года Верховный Совет СССР, не имевший необходимых решений республиканских советов, принял закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», утвердив декрет Президиум от 19 февраля. Соответствующие изменения были внесены в Конституцию СССР относительно нового административно-территориального деления РСФСР и УССР.
Послевоенная ситуация в Крыму
Однако политическая версия также имеет много нестыковок. Например, Полянский посчитал это диким бредом, когда впервые услышал предложение Хрущева о передаче Крыма Украине. И выступал против этого не менее активно, чем Титов.
Разница в подходе к этому вопросу между «русским» и «украинцем» оказалась незначительной. Но если посмотреть, чьими кандидатурами были оба партийных лидера, то разница колоссальная. Полянский, прежде чем возглавить Крымскую область, занимал очень низкие посты в структуре местной партийной иерархии. Это Хрущев заметил и приблизил. Но Титов был выдвиженцем Сталина. После 1945 года занимался тотальной русификацией полуострова, когда более 2300 топонимов сменили названия с татарских и немецких на русские в течение нескольких лет.
По слухам, во время XIX съезда Титов впервые предложил Сталину изменить название области с Крымской на Таврическую. А во-вторых, имелись хорошие перспективы восстановления края до размеров дореволюционной Таврической губернии. К последним относились части территорий Херсонской и Запорожской областей Украинской ССР. Титов даже распространял слухи, что люди из сталинского аппарата даже передали ему записку, в которой вождь писал, что он подумает над этой идеей. Однако Сталин вскоре умер, так и не успев решить крымский вопрос.
Титов, конечно, в штыки отнесся к предложению Хрущева о передаче Крыма Украине. По воспоминаниям современников, региональный лидер был человеком прямым и непреклонным. Его сняли с поста во время областной конференции, с делегатами которой работал Хрущев. Полянский был поставлен во главе Крыма, что, хотя и не сразу, изменило отношение к передаче Крыма.
Читайте также: Что такое арийская внешность девушки: признаки и особенности
Поддержка Украины в борьбе за власть
Но есть и другая версия, политическая, в основе которой лежат противоречия предыдущей. Во-первых, экономически не было разницы, где и кому будет подчинен Крым. Дело в том, что уже при Иосифе Сталине полуостров стал территорией союзного, а не республиканского подчинения, так как это был Севастополь, база Черноморского флота. Полуостров имел и большое военное значение — он обеспечивал прикрытие остальных черноморских портов союза.
Во-вторых, ничто не мешало превратить северный Крымский канал в предприятие союзного подчинения. Таким образом, он был выведен из-под контроля региональной бюрократии.
В пользу версии о том, что таким территориальным подарком Хрущев хотел расположить к себе украинские партийные организации, свидетельствует то, как была оформлена передача Крыма. Его вручили именно по случаю 300-летия Переяславской Рады. Как, из братского русского народа, вот украинские братья Крым. Это обоснование было дано 19 февраля 1954 года на заседании Президиума Верховного Совета СССР.
Эту версию поддерживает и решение о замене с подачи Хрущева русского Титова украинцем Полянским на посту главы Крыма.
Экономическая причина передачи Крыма
Историки до сих пор спорят, что послужило основанием для передачи полуострова Украине. Одной из самых популярных была версия экономической целесообразности.
Хрущев видел, что Россия явно не справляется со снабжением Крыма, тем более что полуостров экономически и географически связан с Украиной. Об этом будет сказано в дальнейшем в официальном решении о передаче Крыма Украине, принятом Советским правительством в феврале 1954 г.: «учитывая общность хозяйства, территориальную близость и тесные экономические и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР».
Еще одна причина в этом ряду – строительство Северо-Крымского канала. Госплан планировал строительство в 1953-1955 годах, но объект должен был располагаться на территории сразу двух республик — УССР и РСФСР, а это означало вдвое больше согласований и конструкторско-бюрократических решений. На этом фоне возможность передачи Крыма Украине казалась руководству Советского Союза разумной. Кроме того, в тот момент никто не верил, что Союз когда-нибудь развалится и что бывшим республикам придется делить свои страны.
Хрущев тоже во время поездки в Киев в 1953 году активно продвигал тезис о том, что Крыму нужны украинцы. Они, говорят, южные люди, и смогут вести хозяйство на полуострове.