- Поначалу в кабине будет присутствовать водитель
- Тестирование на трассе
- Избранный герой
- Технологии «умной дороги»
- На каких трассах беспилотные КамАЗы появятся в 2024 году
- Какие беспилотники допустят к перевозкам
- Прогресс в цифрах
- Заезд с препятствиями
- Нужно ли бояться беспилотных автомобилей
- Насколько самостоятелен автопилот КамАЗа
- Другие грузовики-беспилотники
Поначалу в кабине будет присутствовать водитель
Беспилотный автомобиль КамАЗ во время тестовых испытаний на въезде на Крымский мост
Пресс-служба Росавтодора/ТАСС Первые беспилотные автомобили КамАЗ начнут перевозить грузы по трассе М-11 Москва-Петербург 14 июня, сообщили в Минтрансе. Беспилотная доставка грузов запущена в рамках программы экспериментального правового режима. Пока речь идет о запуске автомобилей на четвертом уровне автономности: в кабине КамАЗа будет присутствовать водитель. После прохождения сертификации к перевозке могут быть допущены и дроны других российских производителей.
Беспилотные автомобили КамАЗ запустят по трассе М-11 «Нева» 14 июня. Они будут перевозить коммерческие грузы из Санкт-Петербурга в Москву, сообщает пресс-служба Минтранса РФ.
«В рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» 14 июня беспилотные автомобили КамАЗ будут перевозить коммерческие грузы из Санкт-Петербурга в Москву. В проекте участвуют крупнейшие перевозчики: ПЭК, Globaltruck, «Газпромнефть-Снабжение», сообщили в министерстве.
В проекте, который курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов, примут участие компании «Камаз», Globaltruck Logistic, Starline, «Магнит» и дорожный оператор «Автодор».
Минтранс сообщил, что впервые в мире российские перевозчики запустят грузовые перевозки беспилотными автомобилями в сотрудничестве с умными дорожными службами».
Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов пообещал, что ведомство также будет поддерживать отечественные компании, разрабатывающие подобные технологии, без привлечения бюджетных средств.
При этом, подчеркнул Баканов, решающее значение при реализации проекта будет иметь безопасность участников дорожного движения.
«Эксплуатация беспилотных транспортных средств, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в рамках правовых режимов, недопустима», — заявил замглавы Минтранса.
Он также отметил, что присоединение к программе максимально широкого круга участников, представляющих различные технологии беспилотного движения, сделает такую доставку более эффективной и рентабельной.
Тестирование на трассе
Испытания уникальных автомобилей на трассе М-11 должны занять ок. 2,5 года. За это время дроны наберут необходимый «опыт», чтобы ездить по трассе без водителей. Отказ от живых наблюдателей в беспилотных аппаратах планируется в 2025-26 годах, когда будет пройден уже упомянутый участок маршрута вокруг Твери. До тех пор будут дорабатываться программы и устройства для дронов, чтобы они были полностью адаптированы к автономному вождению.
Еще раньше, в 2024 году, планируется достроить трассу М-12, по которой дроны смогут отправляться в более дальние путешествия: от Казани до Санкт-Петербурга. Дороги, по которым планируется движение грузовых дронов, оборудованы специальными устройствами радиосвязи ближнего действия, выполняющими роль ориентирных информаторов для «умных» автомобилей.
Путь «собратьев» накануне старта был проложен во время последнего испытания беспилотного КамАЗа, прошедшего 684 км по трассе М-11 со скоростью 65 км/ч без груза. Но с 14 июня не все беспилотные КамАЗы выходят на дороги с пустыми прицепами: основная цель испытаний как раз и состоит в том, чтобы проанализировать возможности беспилотного коммерческого грузового транспорта.
Как пишет «Коммерсантъ» на основе данных Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», в 2023 году беспилотные КамАЗы должны совершить 2500 проходов по трассе, а в 2024 году — уже 11 000! По словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, объем грузов, перевозимых дронами, в 2023 году составит более 50 000 тонн. В 2024 году эта цифра, по планам, увеличится в четыре раза.
Пока же роботизированные КАМАЗы будут работать в паре с обычными тягачами: на специальных перевалочных пунктах с классических грузовиков переустановят прицепы на беспилотные автомобили.
Планируется, что с 2024 года беспилотные грузовики смогут совершать полеты по другим маршрутам.
К 2030 году общая протяженность «коридоров» для беспилотных автомобилей в России должна составить не менее 19 500 км!
Избранный герой
Пока точно неизвестно, какой КАМАЗ первым отправится в полет. Сначала сообщалось, что это будет КАМАЗ-54901 последнего поколения К5. Он оснащен дизельным двигателем, полуприцепом и системой автономного вождения класса 3+ на основе адаптивного круиз-контроля.
Более вероятным вариантом называют модель под названием «Одиссей». Создан на базе дизельного грузовика КАМАЗ-Z43083. «Одиссей» оснащен камерами, радарами, лидарами и гидролокаторами, системой высокоточной навигации, промышленным WI-FI, связью 4G и аварийным УКВ-каналом.
По словам представителей компании, почти все автомобили из линейки КАМАЗ можно сделать беспилотными. При этом производителя мало беспокоят введенные санкции и заявленный дефицит микроэлектроники. Специалисты находят отечественные аналоги или поставщиков из дружественных стран и продолжают работу. Если автопроизводитель продолжит развиваться такими же темпами в ближайшее десятилетие, он не будет уступать западным конкурентам в плане разработки и качества продукции. За последние годы компания уже сделала большой качественный скачок.
Могли ли вы поверить 8 лет назад, что КАМАЗ будет выпускать беспилотные автомобили собственной разработки на дорогах общего пользования?
Технологии «умной дороги»
Неординарный компьютерный «ум», основанный на работе нейронных сетей, помогает тяжелой машине передвигаться самостоятельно. В машине-дроне все поставлено под компьютерное управление: руль, тормоза, двигатель, коробка передач. Грузовик в пути ориентируется по виртуальной «копии» маршрута, загруженной в программу, созданную НПО «СтарЛайн».
Интересно, что запуск роботов КамАЗ на М-11 — это первый в мире беспилотный грузовой транспорт на базе технологии «умных дорог».
Перемещаться по трассе дронам помогают многочисленные устройства: устройства связи (LTE, 4G, Wi-Fi) и навигации (в том числе 2 приемника, принимающие сигналы со спутников), системы «технического зрения», собирающие данные с помощью видеокамер, радаров, гидролокаторов и лидаров. (устройства, измеряющие расстояние с помощью луча света).
Данные с устройств обрабатываются несколькими компьютерами, встроенными в грузовик. В результате беспилотный автомобиль получает гораздо больший обзор ситуации на дороге, чем живой водитель — недаром на приметном ярко-красном цвете тракторов написано: «Устранено нарушение движения на 360 градусов».
На основе показаний датчиков и виртуальной «карты» грузовик принимает решения о маневрировании, ускорении, переключении передач, выборе полосы движения, учитывает дорожные знаки и ограничения.
Беспилотные КамАЗы созданы с учетом безопасности других участников дорожного движения. Тракторы не способны разгоняться выше разрешенной скорости и выходить за пределы разметки, а в случае неожиданностей просто притормаживают.
Читайте также: Планета Юпитер — описание, характеристики, интересные факты
На каких трассах беспилотные КамАЗы появятся в 2024 году
В настоящее время доставить товар из Москвы в Санкт-Петербург без участия человека не получится. КамАЗы ездят автономно только в тех местах, где нет пересечений с другими дорогами, нет светофоров и пешеходных переходов. Тверской участок М-11, который проходит через город, пропускает машины в ручном режиме: автопилот отключается и управление берет на себя человек. Сама концепция беспилотного транспорта, который называется hub-to-hub, не предполагает движения грузовиков по улицам городов.
Скоро построят объезд вокруг Твери. К 2024 году трасса Москва-Казань также будет готова к приему беспилотных автомобилей. «Учитывая завершение строительства трассы М-12, такие грузовики смогут проехать из Казани в Санкт-Петербург через ЦКАД уже в 2024 году. Часть ЦКАД на их маршруте оборудована ДСКД приемники для движения подключенных транспортных средств, — говорит Вячеслав Петушенко, председатель государственной компании «Автодор». К 2030 году беспилотный транспорт планируется организовать на 19,5 тыс км федеральных дорог.
Если не обращать внимания на надписи по бокам, внешне беспилотные машины почти ничем не отличаются от стандартных грузовых тягачей КамАЗ-54901. А если присмотреться, то можно увидеть радары на крыше, которые сканируют дорожную обстановку. Да и салон здесь почти стандартный, хотя беспилотная модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения, обработки поступающей информации и так далее.
Беспилотный автомобиль не передвигается по шоссе быстро — средняя скорость автомобилей составляет 60-70 км/ч, а в идеальных условиях он может разогнаться до 80-90 км/ч. Пока коммерческими перевозками занимаются только три автомобиля, но скоро их станет намного больше.
«Сегодня стартуем с тремя КамАЗами, в начале июля добавятся еще три машины, а со следующего года — еще 12 машин», — сказал на церемонии запуска министр транспорта РФ Виталий Савельев.
Какие беспилотники допустят к перевозкам
Для перевозки грузов по трассе М-11 допущен беспилотный автомобиль, который прошел испытания в лаборатории ФГУП «НАМИ» на соответствие требованиям безопасности и зарегистрирован в МВД как беспилотный. Пока всем критериям соответствуют только автомобили КамАЗ, сообщили в Минтрансе.
Вскоре на месторождение выйдут и беспилотные грузовики другого российского разработчика — «Сберавтотеха». Они также сертифицированы НАМИ.
Другие компании также разрабатывают аналогичные беспилотники, но транспорт еще не сертифицирован, уточнили в Минтрансе.
Прогресс в цифрах
По данным Минтранса, появление беспилотных автомобилей повысит безопасность движения, смертность на дорогах снизится на 8%. Нововведение также принесет финансовую выгоду. К 2025 году затраты на оплату труда водителей сократятся на 30 %, затраты на топливо — на 28 %, а общие транспортные расходы — на 10 %. Коммерческая скорость грузовых перевозок увеличится примерно на 25%.
В 2023 году КАМАЗ выпустит 5 машин на М-11, в 2024 году количество увеличится до 50. По планам Минтранса, в первые полгода после старта проекта общий пробег дронов составит около 1 млн км, через два года пробег за 6 месяцев достигнет 16 млн км, через 3 года — 20 млн км.
Технологии, опробованные на Невском шоссе, станут основой для расширения проекта «Беспилотный логистический коридор». К 2030 году планируется включить 19,5 тыс км дорог. Благодаря этому Россия станет одним из мировых лидеров коммерческих перевозок грузов беспилотными автомобилями. В настоящее время грузовики КАМАЗ проходят испытания на полигоне в г
Набережные Челны. Выезд на главную дорогу запланирован на весну 2023 года, когда будут заключены все договоренности с дилерами.
Заезд с препятствиями
По закону водителю запрещено управлять автомобилем более 4,5 часов подряд. Либо увеличивается время в пути из-за частых остановок для отдыха, либо увеличивается стоимость доставки из-за оплаты двух штурманов. Для недобросовестных перевозчиков нормы закона не могут быть соблюдены, а это крайне негативно сказывается на безопасности движения. Беспилотные грузовики постепенно решат эту проблему.
Самой большой трудностью на пути автомобилей с автопилотом были правовые нормы, которые сейчас регулируются введением ЭУЗ. Сейчас главный вопрос — недостроенный участок М-11 в обход Твери. Теперь этот участок дороги необходимо проехать по трассе М-10. Однако на первом этапе работы это не будет иметь значения. Водитель в кабине сможет взять на себя управление.
Нужно ли бояться беспилотных автомобилей
По словам создателей автомобилей КамАЗ с автопилотом, такие автомобили намного безопаснее стандартных автомобилей. Фактически, когда речь идет о беспилотных транспортных средствах, исключается человеческий фактор: дрон не может уснуть или превысить скоростной режим, не может пропустить поворот или о чем-либо подумать, он не ездит пьяным и не разговаривает по телефону.
— Будет намного меньше аварий с беспилотными автомобилями. Водителям обычных автомобилей точно не стоит бояться беспилотных грузовиков. Такие машины умеют видеть опасность и тормозить заранее, и такие машины останавливаются лучше, чем если за рулем находится человек», — пояснил Сергей Назаренко.
Насколько самостоятелен автопилот КамАЗа
Представители КамАЗа уверяют, что автомобили соответствуют так называемому уровню автономности 3+. Что это значит?
- Уровень 0: Помощников водителя нет.
- Уровень 1: имеет адаптивный круиз-контроль, системы помощи при парковке, предупреждение о выходе из полосы движения и т д. Присутствует на многих современных легковых автомобилях.
- Уровень 2: Существуют системы помощи при рулевом управлении, которые могут сами управлять и тормозить, но водитель должен держать руки на рулевом колесе.
- Уровень 3: Автомобиль способен двигаться без участия водителя в идеальных условиях. Человек имеет возможность вмешиваться в процесс управления на любой стадии.
- Уровень 4: Автомобиль способен добраться из пункта А в пункт Б без человека, но только при идеальных условиях. Человек берет на себя ответственность в сложных делах.
- Уровень 5: машина все время движется самостоятельно, место для человека и органов управления не требуется.
«Сейчас мы на продвинутом третьем уровне, наши грузовики могут самостоятельно передвигаться по трассе, но в городских условиях по-прежнему требуется внимание человека. Но мы работаем над этим проектом уже несколько лет. И вы можете видеть результаты нашей работы. При этом наша цель на ближайшее время — представить модель с четвертым уровнем автономности. Мы должны показать ее в 2026 году, и речь идет о коммерческом продукте, — Сергей Назаренко, главный конструктор Инновационные автомобили ПАО «КамАЗ», рассказал корреспондент NEWS.ru.
Другие грузовики-беспилотники
В одиночку КамАЗы точно не будут скучать: в ближайшее время их на Невском шоссе будут сопровождать уже прошедшие необходимую сертификацию беспилотные автомобили от Сберавтотеха.
Для развития отрасли Минтранс РФ также планирует поддерживать частных разработчиков беспилотных грузовиков, не зависящих от средств государственного бюджета. Разработка беспилотных тягачей различными российскими компаниями уже ведется, но их детище еще не получило законного одобрения.