- Почему империя называлась халифат?
- Эпоха правления выборных халифов
- Переход от воинствующего сознания на мирное
- Развитие арабской империи до битвы при Пуатье
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Как достигалась основная цель – распространение ислама?
- Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата
- Распад халифата
- Третий правитель халифата
- Арабский мир от Испании до Китая
- Османская империя: последний халифат
- Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
- Самый известный арабский халиф
- Формирование
- Кордовский халифат, его расцвет и падение
- Арабский халифат сегодня
- Государственный строй Халифата
- Арабский халифат: центральные органы государственной власти
- Арабский халифат: местное управление
- Судебная система
- Вооруженные силы
- Положение арабов в Арабском халифате
- Положение неарабского населения в Арабском халифате
- Халиф — покровитель поэтов и учёных
Почему империя называлась халифат?
Формирование халифата продолжилось ускоренными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «халифат» имеет несколько значений:
- Это название государства, возглавляемого халифом, то есть наследие халифа;
- Религиозно-политическая организация, где вся власть принадлежит халифу.
Арабский халифат просуществовал с 632 по 1258 год, за время своего существования он добился огромных успехов, как в военном искусстве, так и в культуре и науке. История Халифата имеет 3 основных периода:
- Начался в 632 году. Этот период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и справедливости правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта Халифата значительно увеличилась в этот период, так как многие земли были завоеваны;
- Период династии Омейядов. Также характеризуется рядом военных кампаний;
- Взлет, взлет и падение династии Аббасидов.
Вот список исторических халифатов, имевших реальную власть:
- Арабский халифат, просуществовавший до 1258 г;
- Праведный Халифат. Существовал с 630 по 661 год;
- Омейядский халифат. Его существование длилось с 661 по 750 год;
- Халифат Кордовы. Эта империя располагалась на территории современных государств Испании и Португалии. Кордовский халифат образовался в 929 г и просуществовал до 1031 г;
- Аббасидский халифат образовался в 750 г и просуществовал до 1258 г. За эти годы этот халифат дважды попадал под власть завоевателей.
Хотя по сути все эти халифаты, за исключением Кордовы, представляют собой один и тот же арабский халифат, все же принято различать их по отдельности.
Эпоха правления выборных халифов
После смерти пророка Мухаммеда страну стали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто станет новым халифом могучей империи. Наконец, был выбран самый близкий человек из свиты Мухаммеда — Абу Бакр ас-Саддик. Ярый мусульманин, он начал свое правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда перешли на сторону лжепророка Мусайлимы.
Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячное войско неверных в битве при Аркабе, отвоевав для своей империи огромные новые территории. Следующие избранные халифы продолжали расширять границы своей империи, пока последний из них, Али ибн Абу Талиб, не пал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.
Следующий халиф, Муавия I, захватил власть силой и назначил своего сына своим преемником, положив начало наследственной монархии.
Переход от воинствующего сознания на мирное
Многие понимали, что действия правящей династии не соответствовали исламским канонам и нужно было принимать какие-то меры. В то время положение арабов на завоеванных территориях только ухудшалось, так как они должны были платить налоги, и большую часть времени находились в постоянной боевой готовности.
Важно!
Халифат, созданный для войны, — это не халифат, его главная задача — создать лучшие условия жизни для людей, проповедующих ислам.
Арабский халифат стал школой профессиональных бойцов. Главной их задачей и работой было завоевание других народов и покорение неверных. Солдатам также запрещалось иметь свои земли и вести оседлый образ жизни, это полностью ограничивало их мышление и они в любом случае должны были кочевать с армией.
Затем династия Омейядов исчезла и к власти пришли новые правители, решившие избрать мирный путь. Все запреты были сняты, и исламский народ был направлен на мирный путь.
Нужно понимать, что халифат создавался не для войны и погони за наживой, а как государство, которое может мирными средствами создать лучшие условия жизни для своего народа. Именно это пропагандировал Мухаммед, который пытался внушить своим пророкам правильные поступки по отношению к своим близким.
Для большинства читателей очень сложно простыми словами передать, что это за халифат. В истории много спорных моментов.
Развитие арабской империи до битвы при Пуатье
Халиф Муавия I, назначивший преемником своего сына, безжалостно расправился со всеми противниками ислама. Его сын Язид I расширил границы империи, но был осужден народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын находился у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.
В этот период Арабская империя захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции попала в руки арабов. В Европе только в 8 веке великому франкскому полководцу Карлу Мартелю удалось остановить завоевателей. Его войска смогли победить значительно превосходящие силы противника в битве при Пуатье.
Государственное устройство империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Хотя арабы жили на оккупированных территориях, их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения со стороны врага. Немало поспособствовал этому следующий халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Тот, кто не принял ислам, подлежал немедленному уничтожению.
К концу этого периода количество военных походов уменьшилось. Роль профессиональных воинов снижалась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Поскольку ранее существовал запрет на покупку земли воинами, они были вынуждены всю жизнь проводить в боях. После отмены запрета количество помещиков резко увеличилось.
Первые (выборные) халифы
Мухаммед сделал самое важное, что было необходимо в начале 7 века. Арабов: он объединил их, дал им учение, которое объединило их в единое целое, и указал путь, по которому нужно было направить резерв силы и энергии, не использованный после упадка торговли. Путь этот был теперь ясен: верующие должны обратить неверующих, поставить всех под знамя великого учения Святого Пророка.
Этот путь соответствовал как нормам ислама, так и стремлению к наживе и военной добыче, которая уже при Мухаммеде стала, пожалуй, первым источником доходов мусульманского общества: четыре пятых ее распределялось между солдатами, а одна пятая шла Пророку и предназначался, по крайней мере, в первую очередь для нужд бедных и одиноких.
Смерть Пророка поставила вопрос о том, кто теперь будет руководить мусульманами. При этом речь шла не столько о духовном, религиозном главе, сколько о главе сложившегося к тому времени великого вновь созданного государства, с его все возрастающей территорией и населением, с его все более сложной системой возникающих администрация. В рамках арабо-мусульманского сообщества обе высшие должности, духовные и светские, в этих условиях естественным образом сливались в одно лицо, которое под титулом халифа («наместника» пророка) должно было возглавить верующих.
Хотя самым близким к Пророку был его двоюродный брат и зять Али, отец двух любимых внуков Пророка, Хасана и Хусейна (сыновей Фатимы), первый халиф был избран не им, а Абу Бекром, старейший сподвижник Мухаммеда. Абу Бакр правил недолго (632-634), но много сделал: при нем были улажены внутренние волнения в Аравии и начались знаменитые арабские завоевания (походы на Сирию и Месопотамию, занятые сасанидским Ираном).
После смерти Абу Бекра Омар стал вторым халифом, которого Абу Бекр выбрал своим преемником. За десять лет своего правления (634–644) Омар добился огромных успехов. Воспользовавшись слабостью и междоусобицами сасанидского Ирана, он не только отвоевал у него Месопотамию, но и продвинулся дальше, присоединив к своим владениям Закавказье и территории Ирана. Арабские полководцы, активно действовавшие против Византии, завоевали Сирию и Палестину и дошли до стен Константинополя. В 639 году Египет был присоединен к Халифату.
В 644 году Омар был убит иранским рабом. Осман, тоже мухаджир (участник хиджры, т.е ближайший сподвижник Пророка), стал халифом, принадлежавшим к богатой мекканской курайшитской семье Омейядов. Сам Осман был бесцветной личностью, но арабские завоевания, продолжавшиеся при нем, были успешными.
К халифату были присоединены Армения и Малая Азия, ряд североафриканских территорий (Ливия — вплоть до Карфагена, едва расплатившегося с подошедшими к стенам арабами). При Османе Омейяды стали выходить на первый план, постепенно захватив все прибыльные должности, вызывая недовольство многих, кто чувствовал себя обделенными. В основном это были последователи Али, которых называли мусульманами-шиитами (шииты — группа, партия, секта).
Али и шииты
Шииты считали, что место халифа должен был занять не Осман, а Али, ближайший родственник и сподвижник Пророка. Выдвижение Омейядов послужило толчком к активизации их деятельности. Пропаганда шиитов, утверждавших, что халифы должны быть из рода Пророка, привлекала многих, недовольных возвышением Омейядов.
Среди них были не только арабы, но и жители более дальних стран, например, Ирана, принявшие ислам. Поддержали шиитов и многие племена арабских кочевников-бедуинов. Дело закончилось тем, что в 656 году толпы шиитов, собравшихся в Медине под видом паломников из Египта, Месопотамии и других областей халифата, ворвались во дворец Османа и убили его. Али был провозглашен халифом.
Новый халиф перенес столицу из Медины в Куфу (Месопотамия) и убрал всех назначенных Османом наместников из разных областей обширного Арабского халифата. Лишь один из наместников — Муавия из клана Омейядов — отказался подчиниться Али и фактически оторвал Сирию от халифата, которым он руководил. Муавия стал готовиться к войне с Али, а его последователи, опираясь на Коран, выступили против представления шиитов о праве на власть только потомков Али.
Перевес сил был явно на стороне Али. Но в решающий момент битвы с войсками Муавии Али заколебался и согласился разрешить спор о праве на власть в третейском порядке. Этим недостатком воспользовались противники Али и шииты. С одной стороны, приверженцы фиксированной политики были недовольны нерешительностью Али, который разочаровался в новом халифе и перестал его поддерживать; с другой стороны, в самом шиитском лагере существовала значительная группа мусульман, склонных считать, что халиф не должен быть наследственным правителем, он должен избираться «по воле Аллаха и народа». Эта группа стала известна как хариджиты (те, кто вышел).
Хариджиты выбрали своего халифа, и именно против них, его бывших сторонников, Али был вынужден направить главный удар.
Борьба с хариджитами заняла несколько лет и ослабила позиции Али, не успевшего разрешить спор с Муавией в свою пользу. В 661 году Али пал от кинжала хариджита. Шииты потеряли свою власть. Новым халифом был провозглашен Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 г.
Омейяды и суннизм
Вместе с Омейядами, перенесшими столицу в богато застроенный Дамаск с величественными мечетями, суннизм, в противовес шиизму, стал господствующим течением в исламе. Сунна – это священное предание, состоящее из рассказов (хадисов) о жизни и творчестве Пророка, его высказываниях и т д. Сформировавшаяся в течение первых двух столетий ислама, с большим историческим материалом и еще большим количеством легендарных преувеличений, шеститомная Сунна имеет стал чем-то вроде комментария и разъяснения к Корану.
Всех, кто признавал святость Сунны, стали называть суннитами. Начиная с Омейядов, защищавших суннитов и противопоставлявших их последователям Али, это направление в исламе стало считаться ортодоксальным, по отношению к которому все остальные, прежде всего шиизм, находились в открытой или скрытой оппозиции.
Это особенно ярко проявилось после того, как Муавия, в очередной раз восстановивший единство в арабо-исламском мире, выступил против шиитских заговорщиков. Первоначально, сразу после смерти Али, старший сын покойного Хасана отрекся от престола в пользу Муавии, наказав себя за это некоторыми привилегиями. Таким образом, нейтрализовав шиитов, Муавия изо всех сил атаковал восставших хариджитов. Подавив мятеж и добившись признания своей власти, Муавия назначил сына своим преемником еще при жизни, положив тем самым начало практике престолонаследия халифов.
Однако после смерти Муавии был организован заговор шиитов во главе со вторым сыном Али и Фатимы Хусейном. Хусейн погиб в бою с войсками халифа. Восстание шиитов было подавлено, но в лице Хусейна, погребенного в Кербеле (современный Ирак), шииты получили очень важного для них святого мученика, имя и память которого с тех пор стали лозунгом и знаменем шиитов в их борьбе против ненавистные сунниты. После смерти Хусейна пропасть между шиитами и суннитами увеличилась и превратилась в пропасть: представители обеих течений ислама становились непримиримыми соперниками и очень часто заклятыми врагами.
Арабские завоевания
Сложная внутренняя борьба за халифский престол не ослабила прогрессивного движения ислама. Еще при Муавии арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. В начале 7-8 вв века они подчинили себе значительную часть Византии и вновь побывали у стен Константинополя. Была завоевана часть Грузии, совершались набеги на Хазарию.
В начале VIII в наместники халифа, подавив ряд мятежей, присоединили к Халифату почти всю Среднюю Азию, дойдя до границ Индии и Китая. В Северной Африке к Халифату была присоединена Ливия, затем Тунис, Марокко. Перейдя Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где только в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.
Арабские завоевания опирались на очень прочный фундамент, позволивший халифату просуществовать много веков. Этой основой был ислам. Дело в том, что завоевание шло параллельно с исламизацией покоренных народов. И если вначале, во времена Пророка, едва ли не важнейшим стимулом завоевания была погоня за военной добычей, которая одна могла компенсировать потери, которые арабские города несли от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.
В условиях халифата, где религия была слита с политическим управлением и даже играла ведущую роль в этом симбиозе, на первый план вышла исламизация. Наместники Пророка, халифы, считали своим долгом присоединять к империи все новые земли, обращая при этом население в ислам.
Как достигалась основная цель – распространение ислама?
В районах, близких к местам, где издревле жили многие арабы или родственные им семитские племена, — в Месопотамии, Сирии, Палестине, исламизация практически сводилась к арабизации. С помощью ислама местное население относительно легко ассимилировалось и вскоре стало фактически арабским по языку, культуре и основным этническим признакам. Сложнее обстояло дело в Ливане, где христианство имело относительно сильные корни, но и там процесс шел достаточно успешно.
Примерно такая же ситуация была и в Северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским. Однако процесс постепенной ассимиляции египтян, ливийцев (берберов) и остального местного населения привел к одному и тому же результату, т.е к арабизации, к почти бесследной ассимиляции местного населения арабами, к вытеснению местные языки и культуры арабской и исламской арабской культурой.
Иначе обстояло дело с теми народами и регионами, где арабов было мало — в Иране, Афганистане, Закавказье, Средней Азии, не говоря уже об Испании. Здесь (за исключением Испании, где процесс исламизации был ограниченным) исламизация происходила не столько за счет арабизации, сколько за счет экономических привилегий, установленных для тех, кто обратился в ислам. Эти привилегии, по крайней мере первоначально (позже они были пересмотрены или отменены), играли весьма существенную роль.
Вся земля в халифате объявлялась государственной собственностью и управлялась от имени государства халифом, а на местах его наместниками на завоеванных территориях — эмирами. Как правило, вся земля оставалась за прежними владельцами (за исключением выморочной, которая поступала в казну и распределялась между новыми владельцами на правах икта, т е условной официальной собственности). В казну халифа стекались рентные налоги почти со всех стран.
Но мусульмане платили в качестве налога ушр — одну десятую часть своего дохода, а все остальное — харадж, размер которого варьировался от одной до двух третей урожая, кроме того и более; душная дань (джизия). Торговый налог для мусульман также был льготным (2,5% против 5% для остальных).
Результаты такой экономической политики были очевидны: сильные экономические меры создали безошибочный стимул для исламизации покоренных арабами народов, так что этот процесс почти поспевает за стремительными темпами завоевания и расширения границ Халифата. Принятие ислама покоренными народами, в том числе странами высокой и древней культуры (Египет, Иран), означало резкую смену исторически сложившихся культурных традиций. Исламизация преобразила и в значительной степени унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику и право на всей территории халифата.
В одних случаях это сопровождалось арабизацией (Египет, Месопотамия), в других — нет (Иран), но везде то, что противоречило учению ислама, не укладывалось в его строгие регламенты, постепенно отошло на второй план или было полностью забыл. Ислам во всех регионах Арабского халифата выдвигался на первый план, и именно его нормы определяли дальнейшее направление развития культуры исламизированных народов.
Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата
Халифат династии Аббасидов – это настоящий «золотой век» в истории развития арабского государства. Память об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на первый план вышла не политическая власть, а религиозное влияние.
Аббасиды внесли свой вклад в развитие государства, в период их правления появилось много всемирно известных ученых, полководцев, историков, врачей, поэтов и купцов. Арабские летописцы и купцы путешествовали по миру и составили множество карт.
Уже в IX веке Арабский халифат заложил основы процессов, приведших в итоге к его разрушению. Эту ошибку допустил халиф Мутасим, который еще до прихода к власти начал готовить и набирать из тюрок личную охрану. Для этого он сначала скупил всех турецких рабов в Багдаде. После прихода к власти он продолжал отделять свою тюркскую гвардию, которая с годами стала похожа на римскую преторианскую гвардию. Постепенно турецкая гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически теряли реальную власть.
В этот же период персы, почувствовав слабость Арабского халифата, начали восстание, что в итоге привело к отделению Ирана от империи. Централизованная власть была настолько ослаблена, что Египет и Сирия также получили независимость. Другие государства, входившие в состав Арабского халифата, также заявили о своих правах на независимость.
Распад халифата
Поскольку власть халифов была серьезно ослаблена, с 847 г правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те воздействовали на народ. Начался период гонений во всех отраслях науки, не исключая даже математики. Ученые были объявлены врагами ислама и безжалостно уничтожены. Ничего хорошего из этого не вышло. Из халифата ушли самые умные люди, а те, что остались, как-то не смогли повлиять на ситуацию.
Уже в начале XI века Турецкая гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя бывшие халифы по-прежнему юридически считались правителями страны.
В XI веке власть в Арабском халифате захватили турки-сельджуки, практически уничтожившие мусульманскую цивилизацию. Спустя 200 лет территория некогда могущественного государства снова была разграблена очередными захватчиками. На этот раз именно монголы окончательно разрушили Арабский халифат.
Третий правитель халифата
Еще при жизни Умар учредил совет из шести своих ближайших соратников. Именно им предстояло выбрать нового правителя государства, который продолжит победоносное шествие ислама. Им стал Усман ибн Аффан, находившийся у власти около двенадцати лет. Третий Праведный халиф был не таким деятельным, как его предшественник, но принадлежал к очень древнему и знатному роду.
Семья Усмана обратилась в ислам еще до того, как Пророк переехал в Медину. Но отношения между аристократической семьей и Мухаммедом были довольно натянутыми. Несмотря на это, Усман ибн Аффан был бы женат на дочери Пророка, а после ее смерти получил предложение жениться на его второй дочери. Многие считают, что многочисленные связи Усмана позволили распространить и укрепить ислам при жизни Мухаммеда.
Будущий халиф знал многие знатные семьи, и благодаря его активной деятельности ислам был принят большим количеством людей. Это укрепило позиции тогдашней малочисленной общины и дало мощный толчок к созданию религиозного государства.
Читайте также: Принцип действия и устройство ядерного (атомного) реактора
Арабский мир от Испании до Китая
Кстати, почему арабы смогли так относительно легко и быстро завоевать большие пространства Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы?
Потому что совпало несколько факторов. Во-первых, в 6 веке изменился климат — произошло резкое похолодание (скорее всего в результате извержения вулкана в районе Малайского архипелага), что стало одной из причин последующей арабской экспансии с территории Аравийского полуострова. Затем последовала эпидемия чумы, сильно ослабившая ранее могущественную Византию (Юстинианова чума), где сильно обострились политические и религиозные антагонизмы.
Отсюда вытекает второй фактор – значительная часть христианского населения Египта, Палестины и Сирии составляли еретики, ненавидевшие Константинополь с его православной церковной политикой. Когда халиф Омар взял Иерусалим в 637 году, Патриарх Софроний лично передал ему ключи от города. Ведь арабы изначально не стремились повсеместно распространять ислам на завоеванных землях, поэтому местное население отнеслось к их приходу достаточно спокойно, и не чувствовало в этом угрозы для себя.
В-третьих, непосредственно перед арабскими завоеваниями две ведущие сверхдержавы того времени, Иран и Византия, в течение 26 лет вели изнурительную и ожесточенную войну за господство на Ближнем Востоке, которая сильно истощила обе стороны. Поэтому неудивительно, что в следующие 20 лет арабы захватили Иран и Месопотамию, а затем и две трети византийских владений (Сирию, Палестину, Египет и всю Северную Африку), а также почти все Закавказье, Дагестан.
В-четвертых, арабы были кочевниками, а, как известно, военный потенциал кочевых народов сильнее, чем у оседлых. В-пятых, ключевую роль в их завоеваниях сыграл ислам, благодаря которому арабы не растворились среди покоренных народов, а создали новую уникальную цивилизацию. В этом их отличие от многих других кочевых народов, не менее быстро захвативших большие пространства (гунны, монголы).
Правда через сто лет закончилась арабская экспансия — на востоке в 751 году под Таласом (нынешняя Киргизия) непобедимые до того арабы были остановлены турками и китайцами, а на западе в битве при Пуатье в 732 году потерпели поражение Чарльз Мартелл, дедушка Карла Великого.
Как вы думаете, если бы арабы выиграли битву при Пуатье, исламизация угрожала бы Европе в то время?
Европа в раннем Средневековье была задворками тогдашнего цивилизованного мира, а потому, в отличие от сегодняшнего дня, не привлекала жителей Ближнего Востока и Северной Африки. Даже спустя четыре века, во время крестовых походов, арабы считали европейцев жалкими северными варварами, хотя, в отличие от нынешних исламистов, не воспринимали войны с крестоносцами как межцивилизационное столкновение. В связи с этим роли меняются.
Но даже если бы битва при Пуатье закончилась иначе, я не думаю, что исламизация угрожала бы Европе в VIII веке. Испанию, например, в основном завоевали не арабы, а гораздо менее исламизированные берберы Северной Африки. У арабов не было ресурсов для завоевания Европы; к тому времени они уже были истощены.
Халиф Умар ибн аль-Хаттаб входит в завоеванный им Иерусалим, 637 г
Изображение: Библиотека изображений Мэри Эванс / Global Look
Османская империя: последний халифат
В 1453 году султан Мехмед II захватил Константинополь и сделал турок-османов главной суннитской силой. Однако Османская империя не стала халифатом, пока не захватила основные исламские святыни (Мекку, Медину и Иерусалим) у египетских мамлюков в 1517 году. Эта военная операция была успешно проведена султаном Селимом. Египет и Аравия вошли в состав Османской империи, укрепив позиции турок.
Османы удерживали власть до тех пор, пока не были свергнуты европейскими державами. Подъем европейского империализма совпал с закатом Османской империи. Политика последних халифов была направлена на модернизацию (военные реформы Селима III) или, наоборот, на подчеркивание культурного и религиозного значения халифата (пропаганда султана Абдул-Хамида II).
Гвоздем в гроб Османской империи стало поражение в Первой мировой войне и приход к власти революционера Мустафы Кемаля Ататюрка. Подробнее об этом можно прочитать здесь .
Конфессиональные споры и завоевания новых территорий
Возникновение халифата вызвало споры о преемнике Мухаммеда после его смерти. В результате правителем и лидером секты стал близкий друг Пророка Абу Бакр ас-Саддик. Он начал свое правление с развязывания боевых действий против отступнического движения, члены которого отошли от учения Мухаммеда и стали последователями лжепророка Мусайлимы. Вся их сорокатысячная армия потерпела поражение в битве при Аркабе.
Праведные халифы, последовавшие за Абу Бакром, продолжали покорять народы и расширять границы халифата. Последним был Али ибн Абу Талиб, который пал жертвой восставших хариджитов. На этом закончились выборы правителей, так как халиф Муавия I, принявший власть, назначил своего преемника — своего сына. Это установило в государстве наследственную монархию — Омейядский халифат.
Самый известный арабский халиф
Багдадский халиф Харун ар-Рашид был самым известным халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нем Арабский халифат достиг пика своего развития. Правитель очень любил различных ученых, поэтов и писателей. Но правитель, высокоразвитый в духовной сфере, совершенно не подходил ни военачальнику, ни жесткому администратору. При его правлении страна была предоставлена чиновникам, которые были заняты набиванием собственных карманов. Достоверно известно, что Харун ар Рашид послужил прототипом халифа из всемирно известной книги сказок «Тысяча и одна ночь».
Несмотря на все недостатки правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения известных мировых культур разных эпох, и соединить их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя перестала расширяться, поэтому торговля начала процветать. Так как богатое государство нуждалось во многих различных товарах, которых не было в арабском государстве, торговля служила движущей силой развития мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера слыли лучшими оружейниками. Знаменитые дамасские сабли и другое богато украшенное оружие были на вес золота.
Формирование
Изучение исторических фактов поможет понять, что такое халифат. Определение, исходя из обстоятельств возникновения этого государства, характеризует его как территорию, находящуюся под контролем исламского правителя, который считается духовным преемником пророка Мухаммеда и лидером мировой мусульманской общины. Этот вождь, называемый халифом, обладал как духовной, так и светской властью.
Был еще один признак, характерный для этого типа государства и описанный во всех учебниках истории. Что такое халифат по определению средневековых ученых? Это транснациональная империя, включающая ряд этнических групп. Средневековая история содержит сведения о трех наиболее значительных халифатах: Праведников, Омейядов и Аббасидов. Султаны Османской империи также провозгласили себя преемниками пророка Мухаммеда и лидерами всего мусульманского мира. Как и все другие империи, халифаты постоянно стремились расширить границы своих владений.
Кордовский халифат, его расцвет и падение
Халифат Кордовы был основан одним из потомков Омейядов, которые были вынуждены покинуть Арабский халифат. Потеряв власть, в 756 г. Абд ар-Рахман I принял титул эмира. В попытке восстановить власть он подчинил себе всех мелких правителей на территории современных Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III торжественно провозгласил себя халифом в 929 году. Именно в период правления этого халифа и его сына Кордовский халифат достиг своего наивысшего расцвета.
Воины Халифата терроризировали всю средневековую Европу, а уровень жизни Халифата намного превышал европейский уровень жизни того времени. Европейцы часто смеялись над воинами халифа, соблюдавшими гигиенические процедуры, и называли их «очистителями».
В начале XI века Кордовский халифат утратил свою сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.
Арабский халифат сегодня
Сегодня можно наблюдать попытку возрождения арабского халифата. Группировка «Исламское государство Ирака и Леванта», печально известная своими террористическими актами, давно заявила на весь мир, что создает новый халифат, который своим великолепием превзойдет все достижения средневекового арабского халифата.
Воспользовавшись постоянными распрями между племенами и религиозными группировками, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Когда группа объявила о создании Исламского государства, группа провозгласила своего лидера халифом и призвала всех набожных мусульман присягнуть новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Группировка громко заявляла о своих правах терактами по всему миру, пытаясь узаконить захват иракских территорий на политической карте мира.
Однако претензии экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всем мире вызвали недовольство других бандитских и религиозных групп. Например, знаменитая «Аль-Каида» после нескольких попыток направить развитие только что созданного халифата в соответствии со своими интересами полностью сдалась «Исламскому государству».
Заявления ИГ восприняли как личное оскорбление даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия. Особенно недоволен король Саудовской Аравии, носящий титул «Хранителя двух священных мечетей», который, по мнению многих мусульман, почти эквивалентен титулу халифа.
Государственный строй Халифата
Для определения государственного устройства Арабского халифата характерны несколько характерных признаков:
- зависимость от религии как основного источника власти,
- неразделимость между административной, политической и религиозной властью,
- три вида собственности на землю, не являющуюся товаром — частная, общественная и государственная,
- налог для всего населения,
- выплата жалованья военнослужащим для поддержания боеготовности.
Арабский халифат: центральные органы государственной власти
Верховная власть в Арабском халифате принадлежала халифу, который также был религиозным главой верующих мусульман.
Халиф был также главным собственником земли в государстве, главнокомандующим, верховным государственным судьей, то есть занимал все высшие должности в государстве. При этом халиф имел исключительное право назначать всех высших должностных лиц государства.
Визирь при халифе был высшим должностным лицом и его главным советником, он обладал большой военной и светской властью: имел право управлять государством от имени халифа, а также двором халифа, но такие функции появились в визири на более поздних этапах существования халифата — сначала в Арабском халифате в компетенцию визиря входило только выполнение приказов халифа. Постепенно к компетенции визиря добавилась возможность править самостоятельно от имени халифа.
Также при дворе халифа назначались и другие высшие чины — начальник полиции, начальник телохранителей — стражи дворца, чиновник, руководивший остальными чиновниками.
В Арабском халифате центральным высшим органом управления был «диван», т.е министерство. В Арабском Халифате функционировали следующие министерства:
- Диван аль-Барид или отдел, который курировал связь, почту, тыловое обеспечение, руководил ремонтом дорог, строительством колодцев и караванов. На это же ведомство возлагались функции тайной полиции, так как под ее контролем находилась вся переписка и перевозка грузов, все важнейшие остановочные места на дорогах.
- Диван-аль-Харадж или Департамент финансов и налогов, который курирует все внутренние дела, ведет учет всех налогов, а также других поступлений в казну, собирает статистические данные по всему Халифату.
- Диван аль-Джунд или военное ведомство, контролирующее вооруженные силы государства, занимается оснащением армии и ее вооружением, учетом и выплатой жалованья за военную службу.
Структура управления страной стала значительно усложняться, когда территории Арабского халифата стали расширяться за счет завоеванных территорий.
Арабский халифат: местное управление
Первоначально в состав Арабского халифата входила Аравия, где были арабские и неарабские земли, а также Святая земля Хиджаз. Местное самоуправление в завоеванных землях осуществлялось тем же аппаратом чиновников, который управлял этими землями до завоевания, с использованием тех же методов и форм управления. В первое столетие существования Арабского халифата на завоеванных землях местные административные и государственные органы не претерпевали никаких изменений, но в дальнейшем доисламская система управления на этих территориях постепенно прекратила свое существование.
Земли, завоеванные халифатом, делились на провинции, и в эти провинции назначались местные правители — султаны или эмиры, они были военными губернаторами халифа, а на эти должности иногда назначались представители местной знати, а сам халиф занимался этими назначениями. В обязанности эмира входили сбор налогов, военное командование, а также управление полицией и администрацией. Эмиры назначали себе помощников или наибов.
Нередко существовала практика, когда мусульманская умма или религиозная община, которой руководили старшины или шейхи, и шейхи, выступала в качестве административной единицы и брала на себя функцию местного административного управления. В городах и местечках также назначались государственные служащие и государственные служащие различных рангов.
Судебная система
В Арабском халифате была правовая система, связанная с духовенством и религией, но отделенная от администрации, право Арабского халифата было основано на шариате, то есть на законах, ниспосланных в Коране, Сунне пророка Мухаммеда. ﷺ и его спутники. Сам халиф был верховным судьей, и под его юрисдикцией работала коллегия юристов-богословов, которые пользовались наибольшим авторитетом в государстве и были известны как знатоки шариата — именно эти люди владели судебной властью в государстве. Коллегия юристов-теологов назначала кади или младших судей. Коллегия также назначила специальных уполномоченных для контроля за деятельностью судей.
Кади представлял шариатский суд, в его обязанности входило рассмотрение судебных дел на местном уровне, а также контроль за исполнением судебных решений, надзор за местами содержания под стражей, удостоверение завещаний, распределение наследства, контроль законности землепользование, для содержания вакуфа – имущества, собственники которого оставили его религиозным организациям. Полномочия кади были обширны, и когда они принимали решение, они обращались к Корану и Сунне и решали вопрос в соответствии с этими двумя источниками. Если кади выносил приговор, этот приговор не подлежал обжалованию и был окончательным.
Вооруженные силы
Исламская военная доктрина гласит, что те, кто веруют, являются воинами Аллаха. Учение мусульман в основном утверждало, что мир разделился на верующих и неверующих, и обязанность халифа распространять истину единобожия среди всех народов, пытаясь мирным путем распространять исламские знания, где мусульманам противостояли неверующие, или подверглись нападению на территории, контролируемые мусульманским правлением, мусульмане должны вести «священную войну», чтобы устранить препятствия на пути распространения ислама и защитить граждан халифата от войн, грабежей и других несправедливостей. Участие в «священной войне» должны были принять все мусульмане, достигшие совершеннолетия.
Основу вооруженных сил Арабского халифата составляло сначала арабское ополчение. Во время правления Аббасидов с седьмого по восьмой век армия Халифата состояла как из постоянной армии, так и из добровольцев под командованием своих генералов. Среди постоянных войск были привилегированные воины – мусульмане, а в основном арабская армия состояла из легкой конницы. Арабская армия периодически пополнялась ополченцами.
На ранних этапах существования Арабского халифата халиф был главнокомандующим и возглавлял армию, но позже роль главнокомандующего была передана визирю. И только на более поздних этапах у мусульман появилась профессиональная армия, а также появился новый тип воинов — наемники, хотя наемничество не достигло в тот период развития больших масштабов. С развитием Арабского халифата местные власти стали иметь свои армии – султанов, эмиров и прочих наместников.
Положение арабов в Арабском халифате
Мусульмане занимали особое положение на завоеванных ими землях — по своей структуре она напоминала военный лагерь. Умар ибн аль-Хаттаб запретил арабам на завоеванных землях владеть земельной собственностью. Этот запрет был снят Усманом ибн Афваном, и после этого арабы на завоеванных ими землях стали землевладельцами, превратив их в общую массу от военных до гражданского населения. Но арабские поселения в оккупированных странах также носили характер военных гарнизонов и оставались таковыми даже во времена Омейядов.
Положение неарабского населения в Арабском халифате
В Арабском халифате неарабам разрешалось исповедовать свою религию в обмен на уплату государству налога или хараджа, подушного налога или джизьи. Арабское государство халифат также гарантировало защиту и неприкосновенность в религиозных вопросах язычникам. Халиф Умар издал указ, по которому «Люди Книги», то есть иудеи и христиане, если они платят налог, могут оставаться в своей религии, а мусульмане ведут войну только против язычников-многобожников. Исламские законы по отношению к неарабам оставались либеральными даже при халифе Умаре по сравнению с законами Византии, где любая христианская ересь подвергалась жестокому преследованию.
Христианская церковь в Палестине
Поскольку у мусульман не было технологий сложного государственного управления, для зарождающегося и развивающегося арабского государства даже халиф Умар был вынужден использовать механизмы управления, использовавшиеся в Персии и Византии, которые были хорошо организованы и проверены временем. Вся канцелярская документация в Арабском Халифате до времен Абдул-Малика не велась на арабском языке.
Это привело к тому, что многие руководящие должности стали доступны даже неверующим. И только Абду аль-Малик решил, что немусульмане должны быть смещены с государственных административных должностей, но даже при нем не удалось полностью убрать руководящие посты за немусульман — это требовало времени и последовательности.
Но наблюдалась тенденция народов, населявших завоеванные мусульманами территории, к отказу от собственных религиозных верований и переходу в ислам — это относилось как к христианам, так и к персам. Человек, принявший ислам, не мог платить налоги, приравнивался к мусульманам и получал от правительства годовой оклад, а также мог претендовать на более высокие должности в правительстве, но это было отменено Омейядами, издавшими закон в 700 г отменив это.
Халиф — покровитель поэтов и учёных
Считается, что Арабский халифат при Харуне ар-Рашиде — одном из виднейших представителей правящей династии — достиг высшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошел в историю как покровитель ученых, поэтов и писателей. Однако, целиком посвятив себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и совершенно бесполезным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в сборнике восточных сказок «Тысяча и одна ночь», пережившем века».
«Золотой век арабской культуры» — эпитет, которого больше всего заслужил Халифат во главе с Харуном ар-Рашидом. Что это такое, можно полностью понять, лишь познакомившись со наслоениями древнеперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, которые способствовали развитию научной мысли в период правления этого просветителя на Востоке. Все лучшее, что было создано творческим умом древнего мира, он сумел соединить, сделав арабский язык базовой основой для этого. Вот почему в обиход вошли такие выражения, как «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.