Точка У: ракета, баллистическая, тактико-технические характеристики (ТТХ), радиус поражения, история создания

Боеприпасы
Содержание
  1. История создания
  2. Описание конструкции
  3. Модификации и модернизации
  4. Дальнейшая работа
  5. Автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения регламентных работ с ракетной и боевой частями
  6. Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса «Точка-У»
  7. Прочие технические решения
  8. Машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  9. Пусковая установка 9П129М-1 комплекса «Точка-У»
  10. Боевое применение
  11. Работа над пусковой установкой
  12. Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:
  13. Готовность к любой войне
  14. От «Точки» к «Точке-У»
  15. Подготовка к боевому применению, предпусковые работы
  16. Стартовый комплекс
  17. Новые варианты баллистических ракет
  18. Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»
  19. Основные характеристики ракетной части
  20. Тактико-технические характеристики
  21. Работы над созданием самоходного шасси
  22. Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина
  23. Дальность прочие характеристики
  24. Характеристика системы наведения

История создания

Одной из первых советских тактических ракет, батареи которых были приданы мотострелковым и танковым дивизиям, стала «Луна». Эта достаточно простая неуправляемая ракета, оснащенная твердотопливным двигателем, могла выбрасывать осколочно-фугасный заряд массой 350 кг на расстояние свыше 45 км. Точность при этом разочаровала — допускалось километровое отклонение от цели. Частично проблема решается нейлерной боевой частью.

Комплекс точек У

Комплекс «Луна» был принят на вооружение в 1960 году, а работы по созданию нового, более современного ТРК начались в 1968 году. Изделие получило кодовое наименование «Точка» и индекс ГРАУ 9К79.

Производство началось в 1973 году, а через 10 лет после начала боевого дежурства «Точек» появилась модернизированная ракета «Точка-У» (9К79-1) с увеличенной дальностью полета.

В этом комплексе НАТО присвоили издание SS-21 Scarab («Скарабей» — скарабей, «СС» — красный, от «поверхность-поверхность» — «поверхность-поверхность»).

Описание конструкции

Основная часть комплекса «Точка-У» – ракета 9М79-1. Она 1-ступенчатая, состоит из ракетной части, включающей в себя двигатель и приборы управления, и головной части — непосредственно боевой части. Двигатель – твердотопливный, с одной композитной форсункой. Топливный зарад пристрате воспламеняется пиропатронами, подключенными к запальнику.

В хвостовой части, служащей обтекателем сопла, находится турбогенератор, питающий аппараты электроэнергией во время полета. Там же размещено оперение — складывающиеся крылья, газовые форсунки и аэродинамические рули. По сравнению с более ранними моделями двигатель «Точки-У» имел новую конструкцию форсунки и использовал второй заряд топлива.

Перед двигательной установкой найти производный остекл. В ней есть система управления с цифровым вычислителем. Используется инерционное наведение, устойчивое к средствам противодействия, а коррекция траектории полета осуществляется не до выключения двигателя, а до достижения точки прицеливания. Кстати, ракета не считается баллистической. Аэродинамические рули управляются с помощью гидроприводов, газоструйные рули служат вспомогательным средством и используются только при наборе скорости ракеты.

Головные части соединяются с ракетной гайкой, питание на ГЧ подается через кабель.

Основний тип боевой части – осколочно-фугасный 9Н123Ф. Она снаряжена 162 кг смеси гексана и тротила. Для максимальной эффективности осколочного действия заряд подрывается в воздухе, а ракета перед его активацией разворачивается в угол встречи, ближе к правому. Из-за этого основная масса осколков равномерно разлетается в стороны. Площадь, накрываемая осколками, может доходить до 3 Га. Основная часть осколков имеет массу до 20 г, а самые легкие – до 5 г.

Кассетная головная часть 9Н123К содержит 50 боевых элементов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент оснащен 1,5 кг гексала и дает до 316 осколков весом в среднем 7 г. Общая площадь разрушения достигает 7 Га.

Точка У конструкции ракеты

Ракеты с казетной боевой частью считаются более эффективными, чем осколочно-фугасные. Так, предполагалось, что одна ракета с БЧ 9Н123К могла уничтожить артиллерийскую батарею (в том числе и самоходную). Для поражения одной и той же цели осколочно-фугасными зарядами требовалось две ракеты. Если координаты цели определялись с меньшей точностью (до 150 м), то штатный расход состоял из двух кассетных и четырех осколочных ракет.

Имеется вариант осколочно-фугасной боевой части, оснащенной радиолокационной головкой самонаведения. Такие ракеты предполагалось использовать против радиолокационных установок, на излучение которых они будут направлены.

Адерные боевые части для «Точки-У» необходимо зараз очищаю до 100 (по другим данным — до 200) килотонн.

Ракеты с химическим зарадиом несут 65 суббоеприпасов, снаряженных зоманом или газом ВР в головной части.

Торпортно-пусковой установки для комплекса «Точка-У» марки 6-колесный вздеход-амфибия марки БАЗ-5921. Машина комплектуется 6-цилиндровым дизелем, механической 5-ступенчатой ​​коробкой передач. Передвижение по воде с водомётами, выходно-моневненость программы производительный осевой оси. Машина оснащалась средствами защиты от оружия массового поражения. Ракета была приведена в исходное положение за 15 секунд.

Поскольку все необходимое прицельное и пусковое оборудование размещено на борту машины, даже одна пусковая установка может осуществлять автономный запуск и выполнение боевой задачи.

Тактический ракетный комплекс

В состав ракетных батарей входили также транспортно-заряжающие машины на шасси БАЗ-5922 и транспортные поезда в составе тягача ЗиЛ-131 и активного полуприцепа. Перезарядка ракеты от зарядной машины к пусковой установке занимала от 15 до 30 минут. Все машины, входящие в состав комплекса (кроме автопоездов), обычно перевозились тяжелыми самолетами Ан-22 или Ил-76.

Модификации и модернизации

Результатом работ стало принятие на вооружение в 1983 году комплекса «Точка-Р». В принципе, от старой системы она отличается только новым способом наведения ракеты на цель. Точнее, конструкторы вновь вернулись к идее радиолокационной системы наведения. Новый комплекс может автоматически захватывать цель на расстоянии до 15 километров, после чего в дело вступают штатные механизмы управления, унаследованные от старых «Точек». Ведь новая установка вполне может использовать весь ассортимент ракет, выпущенных в предыдущие годы.

место установки у фото
С 1984 года начался новый виток работ, так как даже характеристики установки «Точка-У» нового поколения недостаточно удовлетворяли военных. Испытания проходили уже в 1986 году. Спустя три года обновленный комплекс был принят на вооружение и начался его серийный выпуск. Как и в предыдущем случае, основные изменения коснулись непосредственно ракетной части. В результате масса «Точки» выросла примерно на 250 килограммов.

Но не только это характеризует новую инсталляцию «Точка-У». Радиус поражения также был увеличен. Новая ракета получила твердотопливный двигатель массой в одну тонну. После этого дальность полета возросла сразу до 120 километров, что позволило создать и ядерные варианты снарядов.

Дальнейшая работа

Все проекты «Факела» дальше чертежей и эскизов не пошли. Примерно в 1966 году все разработки были переданы в Коломенское КБ, и проект сразу же курировал С. П. Непобедимый. Ведь коломенские инженеры полностью согласились с точкой зрения своих коллег из «Факела»: действительно, оптимальной будет инерциальная система наведения. Справедливости ради нужно отметить, что позже проект был полностью переработан. По сути, от нее осталось только название — «Точка-У». Установка была значительно усовершенствована, ее конструкция уменьшена.

ракетный комплекс точка у
В целом активная стадия работ началась только в 1968 году. На этот раз проект поддержали около 120 самых разных научно-технических предприятий, создавших «Точка-У». Такой подход был продиктован тем, что в кратчайшие сроки требовалось создать не только саму ракету, но и механическое шасси, а также установку для запуска и огромное количество электронной «начинки». Огромный вклад внесли волгоградские «Баррикады», создавшие стартовый комплекс с нуля, а также Брянский автомобильный завод, на мощностях которого разрабатывались и создавались все элементы нового шасси.

Автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения регламентных работ с ракетной и боевой частями

Автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения регламентных работ с ракетой и боевой частью

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса «Точка-У»

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса 'Точка-У

Помимо транспортной машины 9Т238, в состав комплекса также входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень программны и могут быть реализованы по причине их возникновения. Обеспечьте размещение активным автопоездом — т.е мосты полуприцепа для размещения домашних. Принципиальное отличие этих агрегатов в способе передачи крутящего момента от тягача на оси полуприцепа — в одном случае трансмиссия гидравлическая, а в другом — механическая

В состав организационно-штатного комплекса входят МСД или ТД, а также отдельные бригады (из 2-3 РДН), в дивизионе — 2-3 пусковые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. Боевая работа ведется расчетом из 3 человек в минимальное время. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при воздействии на зараженную местность расчет ПУ может осуществлять пуск ракет из кабины.

Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может перевозиться на самолетах АН-22, ИЛ-76 и т.д.

Прочие технические решения

Поскольку боевая и двигательная части комплекса были неразрывно связаны на протяжении всего полета, инженеры сосредоточились на разработке системы коррекции, которая начинала бы работать сразу же при подлете к цели. На этом этапе чувствительный гироскоп должен был удерживать снаряд под углом 80° к линии горизонта. В целом баллистическая ракета «Точка-У», несмотря на относительную простоту и дешевизну, показывает отличные результаты по точности.

Ввод данных о местонахождении цели осуществлялся еще до подъема ракеты в вертикальное положение на пусковой установке. Аппаратура управления и преобразователь «Аргон» автоматически рассчитывали и формировали полетное задание, после чего оно передавалось на ракету.

баллистическая ракета точка у
Очень интересен был метод проверки системы гироскопической стабилизации, которая применялась на баллистической ракете «Точка-У». В частности, в его конструкции была специальная многогранная призма, связанная с оптической системой распознавания курса. В корпусе ракеты было небольшое окошко, свет из которого падал на этот полигон и точно отражался на досмотровой аппаратуре.

Машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ

Машина техническое бесплатно МТО 9В844 — для прокеры пултовой апаратуры ПУ и АКИМ

Пусковая установка 9П129М-1 комплекса «Точка-У»

Пусковая установка 9П129М-1 комплекса

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей с боекомплектом для нанесения ракетных ударов. В его герметичном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с прикрепленными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидравлический привод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют произвести зарядку пусковой установки примерно за 19 минут.

Эту операцию можно произвести на любой неинженерно подготовленной площадке, размеры которой позволяют разместить рядом с бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах также могут храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждый из них способен вместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-развязывающая машина с осмотрным на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса назначаются, шины с регулируемой вероятностью большой централизованной стистем предложем входям 1200 х 500 х 508. Шасси мяжение клиренс 400 мм.

Для движения по воде предусмотрены водометные движители гребного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пары — управляемые. На воде ходовая часть управляется заслонками водораспределителей и встроенными каналами. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Боевое применение

Две-три пусковые установки составляли батарею, а три батареи – дивизион. До трех дивизий, в свою очередь, составляли бригаду. Тактические ракетные комплексы «Точка» состояли на вооружении Советского Союза и стран Варшавского договора.

После 1991 года в странах ОВД их стали снимать с вооружения, но в большинстве постсоветских стран они до сих пор состоят на вооружении.

«Очки» экспортировались не очень активно — они есть только у некоторых арабских стран, конкретно — Сирии и Йемена. Кроме того, в КНДР выпускалась местная копия под названием КН-02.

Именно Йемен, кстати, стал первой страной, испытавшей советские установки в бою. В 1994 году «Точки» участвовали в гражданской войне, а с 2018 года используются против сил Саудовской Аравии. Гражданские войны стали основной областью применения этих тактических комплексов. Так, в конце 90-х российские войска применяли это оружие во второй чеченской кампании.

Точка У на параде

По некоторым данным, украинские силы использовали как минимум одну батарею пусковых установок на Донбассе. С 2014 года «Точки» также используются сирийскими войсками.

Работа над пусковой установкой

Вообще изначально рассматривались сразу два варианта пусковой установки, с которой должна была стартовать баллистическая ракета «Точка-У». Первый из них создали инженеры из Коломны, но использовали его исключительно на полевых испытаниях. В частности, именно эта пусковая установка была продемонстрирована в ходе испытаний 1971 года, проходивших в Капустино-Яру. Практически главную роль сыграла конструкция, разработанная заводом «Баррикада».

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

  • АА-60 — ядерная мощность от 10 до 100кт,
  • АА-86 — ядерная особой важности,
  • АА-92 — ядерный
  • 9Н123Ф — осколочно-фугасная сосредоточенного действия,
  • 9Н123К — кассетная,
  • 9Н123Ф-Р — осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и бевой частей высология 6-ю откидными болтами с самотрящимыся гайками по цевому комплекту, электрическая связь БЧ с ракетной частью в кабеле через ш45 зехот. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и повышает его эффективность. Ракеты в обуви снаряжения допускают хранение в окончательно собранном виде сроком на 10 лет. Монтажные работы с ракетами в войсках не требуются.

При проведении регламентных работ извлекать инструменты из корпуса ракеты не требуется.
В расчечах плоётного дания, при наведении «Точки» на цель, выполнительные карты доставки, проблемные по результатам созмической и эрофотосъемки простые.

«Точка-У» (9К79-1) — тактический ракетный комплекс дивизионного звена

Готовность к любой войне

Комплекс «Точка-У» — «универсальный солдат», готовый сражаться и побеждать в любой войне. Его ракеты 9М79М и 9М79-1 «заточены» одновременно под несколько типов боевых частей — ядерные (до 100 кт), осколочно-фугасные, кассетные, а также БЧ с отравляющими веществами. В любом из перечисленных вариантов при попадании объект подвергается полному и гарантированному разрушению. По сравнению с исходным вариантом дальность полета ракеты увеличилась до 120 км.

От «Точки» к «Точке-У»

Испытания «Точки» продолжались 5 лет, и в 1976 году комплекс был принят на вооружение. Он мог поражать цели на расстоянии до 70 км с возможным отклонением от него в пределах 250 метров. В то же время в КБ приступили к созданию модифицированного варианта комплекса — «Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения для борьбы с РЛС противника.

Точка-У

Однако вскоре от «Точки-Р» пришлось отказаться, а работы по обновлению элементов комплекса продолжались до 1989 года, когда в войска начали поступать первые «Точки-У».

Подготовка к боевому применению, предпусковые работы

Норматив на подготовку к распунку с ходом с супуспал полную беогопотность в другом максимум 20 минут. При этом львиная доля времени уходила на то, чтобы обеспечить максимальную устойчивость шасси. Все остальные процедуры выполнялись обученным расчетом во много раз быстрее. Таким образом, только установка «Точка-У» (фото есть в статье) представляет настоящую сложность.

На передачу команд в систему управления уходило буквально пару секунд, подъем пусковой установки в вертикальное положение занимал ровно 15 секунд, после чего можно было сразу начинать пуск. Возвышение пусковых стапелей сложилось добагать 78°. Таким образом, комплекс «Точка-У» представляет собой грозное оружие, развертывание которого в благоприятных условиях занимает менее двух минут.

точка у характеристики
В горизонтальной плоскости механизм наведения позволял поворачивать пусковую установку на 15° вправо и влево относительно центральной оси самоходного шасси. При стрельбе на максимальную дальность 70 километров ракета преодолевала это расстояние всего за пару минут. За это время пусковую установку «Точка-У» нужно было перевести в походное положение и начать отход из «зажженного» положения. Перезарядка комплекса занимала около 19-20 минут.

Стартовый комплекс

Полноприводная самоходная увановка

«Точка-У» очень мобильна, благодаря 6-колесной полноприводной самоходной установке 9П129 с 300-сильным дизелем. По шоссе с полной боевой загрупкой установка разгоняется до 60 км/ч. Не помеха ей бездорожье и водные грады, которые со скоростью 10 км/ч.

Пусковые ракеты 9М79М
Пусковые ракеты 9М79М

Для производства пуска из готовности экипажа №1 из 4 человек достаточно всего 2 минут, а для расчета марша эта норма увеличивается до 16 минут.

Читайте также: ЗРК «Бук-M3» конструкция, технические характеристики, вооружение

Новые варианты баллистических ракет

Перед модернизацией комплексы получили боевые части новых типов. В целом на сегодняшний день существуют следующие виды снарядов для «Точек»:

  • 9М79. Эта модель ракеты первая, она появилась вместе с самой установкой.
  • 9М79М. Первый вариант модернизации. При этом они серьезно изменили саму технологию производства. Кроме того, была обеспечена полная совместимость с новой системой автоматического наведения. Модернизированная ракета имеет индекс 9М79Р.
  • 9М79-1. Снаряд с таким названием отличается значительно увеличенной дальностью полета.
  • 9М79-ГВМ. Это учебная модель боевой ракеты, которая используется при обучении боевых расчетов. По внешнему виду они практически идеально воспроизводят своих боевых «предков».

Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»

Ракета 9М79 (9М79-1) — одноступенчатая, управляемая, состоящая из ракеты и боевой части.
Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает в себя:
1. Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ — силовой элемент, воспринимающий нагрузки, действующие на ракету в полевых условиях и при работе на земле, состоит из:

Корпус приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической оболочки с ребрами жесткости. В передней части имеать спангоут с 6-ю откидными больами с самотреющимися какми и 3-мя грайевыми спилками. В передней части корпуса крышка закрывается герметично.

В нижней части КПО имеется разъемный разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной аппаратурой управления ПУ, а также имеется транспортировочная планка (для крепления ракета по траектории на направляющей ПУ). С правой стороны КПО находится осветитель (см фото), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления 9П129 или АКИМ 9В819.

Слева люк №2 (в люке №2 в УТР ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); Рядом с люком №2 находится люк №3, в котором находится штекерный разъем ШР37, к которому подсоединяется кабель №27 для измерения температуры внутри специального БЧ на ТЗМ.

«Точка-У» (9К79-1) — тактический ракетный комплекс дивизионного звена

Внутри КПО расположены:

  • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
  • дискретно-аналоговая вычислительная машина ДАВУ 9Б65 (9Б638)
  • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
  • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
  • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В..

Корпус двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и блока воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет сообщение стали лучи из высокопрочной, иметь 3 шпангоута – предний, медний, задний. К передней раме крепятся два транспортировочных болта, а к нижней части передней рамы привариваются 3 пусковых болта. На средней раме имеется 4 узла крепления и фиксации авиакрыльев.

На задней раме вверху крепится транспортировочная стропа, в нижней части — 2 пусковые стропы и один фиксатор для крепления ракеты к ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

«Точка-У» (9К79-1) — тактический ракетный комплекс дивизионного звена

Корпус хвойного отсека (КХО). КХО предназначен для размещения орудия СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в виде конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на кормовой части корпуса имеются 4 точки крепления. На КХО в нижней части крепится датчик шагов (закрыт красной съемной крышкой, снимается перед погрузкой).

Датчик снижения предназначен для включения рулевого привода (запуска расчета программы полета). В верхней части корпуса имеются два люка №11 и №13 для подсоединения шлангов с целью подачи масла в маслобак, питающий гидроустановку, состоящую из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении штатных работ с помощью АКИМ.

В нижней части КХО имеются два отверстия для выпуска газов от рабочего источника питания турбогенератора (ТГИП). На наружную коническую поверхность и в задней части корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. В составе КХО находится:

  • питающая гидравлическая установка 9Б67 (со стороны руля) (9Б639)
  • газотурбинный блок 9Б152 (от перемещения к ТГИП) (9Б186)
  • блок сопротивлений 9Б151 (от смещения к ТГИП) (9Б189)
  • блок регулировок 9Б242 (от регулировки к ТГИП) (9Б242-1)
  • 4 рулевые машины: 9Б69 – верхние – 2шт, 9Б68 – нижние – 2шт (9Б89 – 4 шт.)

«Точка-У» (9К79-1) — тактический ракетный комплекс дивизионного звена

Аэродинамические поверхности. Аэродинамические поверхности – 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в поле на всей траектории. На одном валу с ними расположены газоструйные рули из вольфрамового сплава, выполняющие также функцию управления ракетой при работающем двигателе.

Кабельные магистрали. Две кабельные магистрали предназначены для размещения кабелей с целью подключения устройств СУ, расположенных в ПО и ХО.
Установка двигателя.
Система контроля. Ракета управляется на всей траектории, что обеспечивает высокую точность поражения.

При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета вечеромт менёвр (разворот на угол тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью, близкий к 90°. С этой целью ось заряда осколочно-фугасного снаряда БЧ 9Н123Ф повернута вниз относительно оси головной части корпуса на определенный угол. БЧ 9Н123Ф на автомобиле 20 метров.

«Точка-У» (9К79-1) — тактический ракетный комплекс дивизионного звена

Основные характеристики ракетной части

В 1973 году на заводе Воткиных в Удмуртии началась сборка ракет. Затем стартовали первые этапы государственных испытаний, по результатам которых «Точка-У» была принята на вооружение. Установка в войсках более знамение под индексом 9К79.

Основой всего комплекса является одноступенчатая ракета на твердом топливе 9М79. Общая длина боеприпаса составляла 6,4 метра, диаметр равнялся 650 мм. Для корректуриков курсов размехом в 1350-1400 мм. Ракета стартует с боевой массой около двух тонн, из которых непосредственно на ракетную часть приходилось не менее полутора тонн. Остальные 482 килограмма разделяли между собой заряд взрывчатого вещества и электронную систему управления.

Множество сложностей вылилось в правильный рецепт твердого ракетного топлива, отвечавшего за разгон ракеты и доведение ее до цели. В итоге остановились на составе, включавшем каучук, алюминиевую пудру и значительное количество перхлората аммония. Запас топлива выгорал примерно за 18-28 секунд. Ракета получила инерционный импульс, которого хватило на полет продолжительностью 235 секунд. Из-за этого ракетный комплекс «Точка-У» получился относительно дешевым, так как в конструкции использовалось минимальное количество горючего и взрывчатых веществ.

Тактико-технические характеристики

Тактический ракетный комплекс «Точка-У» можно сравнить с двумя американскими аналогами. Первый – комплекс «Линза», разрабатываемый одновременно с ранними модификациями «Точки». Второй – современная ракета ATACMS, запускаемая с пусковой установки РСЗО РСЗО.

Массаракеты, т 2 1,5 1,6
Масса боевой части, кг 482 454 227
Дальность стрельбы, км 120 70-120 270
Возможное отклонение, м 95 450 20

Рекеты «Ленс», служившие, прежде всего, средством доставки ядерных зарядов, имели относительно невысокую точность, а дальность сильно зависела от массы устанавливаемой боевой части. Оружие MGM-52 было снято вскоре после распада СССР.

Ракетный комплекс Точка-У

Пришедшие на смену «Линзе» представители семейства ATACMS имеют меньшую массу боевых частей по сравнению с «Точкой», но большую дальность полета, а высокая точность обеспечивает им возможность навигации по данным спутниковой навигации. Исключение составляет ранняя (без спутникового наведения) модификация MGM-140A — ее кассетная боевая часть имела массу 560 кг и дальность полета 165 км. Ядерные и химические заряды для семейства ATACMS не разработаны.

Несмотря на разработку и запуск в производство новых ракетных комплексов «Искандер», «Точка-У» остается грозной боевой силой.

Он сочетал в себе большую мощность, достаточно высокую точность, относительно невысокую стоимость и традиционную для советской техники неприхотливость в эксплуатации. Если вспомнить, что разработка комплекса началась еще в 60-е годы, то можно признать, что «Точка-У» какое-то время была лучшей в своем классе.

Работы над созданием самоходного шасси

На первом этапе инженеры считали, что шасси будет делаться на базе какой-нибудь машины, разработанной на харьковском заводе. Однако после сравнения характеристик всех предложенных образцов предпочтение было отдано образцу, изготовленному на Брянском автомобильном заводе. На базе этого плавающего шасси была создана машина 9П129. Как ни странно, но по документам работа по проектив «комплекс «Точка-У»» курировалась на вологодском заводе «Баррикады». Серийно же пусковые установки и многие другие угранные элементы шасси обочнее продавидил Петропавловский завод.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

Основные боевые машины комплекса 9К79-1 «Точка-У» — пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1
Пусковая установка 9П129М-1 решает все задачи по закреплению точки пуска, расчету полетного задания и наведению ракеты. Не требуется топографическая и инженерная подготовка стартовых позиций и прогноз погоды при пусках ракет.

При необходимости через 16-20 минут после окончания марша и прибытия на позицию ракета может начать движение к цели, а через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить возможность ее поражения контратака. При прицеливании, несении боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций стартового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 с до старта.

Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки атаки от средств наблюдения противника. В грузовом отсеке пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может перевозиться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой устанавливается горизонтально, при этом грузовая кабина закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты, а направляющая установлена ​​на угол возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

Дальность прочие характеристики

«Точка-У» получила обозначение НАТО — SS-21 Scarab B. Это одноступенчатая твердотопливная ракета, управляемая бортовой инерциальной системой (БСУ). Что это значит? БСУ работает на основе терминального навигационного алгоритма. То есть входящая траектория ракеты рассчитывается и корректируется на протяжении всего полета.

Для этого в состав БСУ входят командно-гироскопическое устройство, дискретно-аналоговое вычислительное устройство, датчики угловой скорости, датчики ускорения и другое оборудование, обеспечивающее контроль положения ракеты, расчет траектории и ее коррекцию.

Дальность полета ракеты «Точка У» — 120 км

Скорость ракеты «Точка У» составляет 1100 м/с, а дальность полета увеличена до 120 км. Время подлета к цели, разложенной на ожидаемую далонность, не обежду 136 секунд. Пусковая установка комплекса смонтирована на платформе трехосного автомобиля-амфибии БАЗ-5921. Благодаря тому, что передняя и задняя пары колес поворачиваются, радиус поворота сравнительно небольшой, всего 7 метров.

Характеристика системы наведения

В составе комплекса имеется большое количество электронного и механического оборудования, отвечающего за целеуказание: командно-гироскопический прибор, аналоговый вычислитель курса, множество датчиков скорости и т д. Основой комплекса являлся командно-гироскопический прибор Марка 9Б64. Он отвечал за стабилизацию платформы во время полета. В целом ракетный комплекс «Точка-У» уже на испытаниях обеспечивал попадание снаряда в цель на расстоянии 50 километров и с разбросом не более 30-40 метров, что на тот момент граничило с фантастикой.

точечный комплекс у
Со всех приборов данные оперативно передавались на вычислитель 9Б65, отвечавший за автоматическую прокладку курса полета. Делалось это достаточно просто: аппарат сравнивал полученную информацию со стандартными показателями, которые были включены в него при запуске, и при необходимости корректировал полет. Как мы уже упоминали, это делалось с помощью решетчатых рулей, расположенных на конце снаряда. Если на момент коррекции запас топлива еще не выгорел, применялись также газодинамические рули, использовавшие энергию, выделяемую горячим составом газов.

Этим ракетный комплекс «Точка-У» также существенно отличался от своих немногочисленных зарубежных аналогов, в которых система управления и коррекции курса была во много раз сложнее.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector