- Крылатая ракета «Фау-1»
- Принцип действия ракеты
- Конструкция ракет ФАУ 1 и ФАУ 2
- По германскому образцу
- Ракеты были выгоднее танков
- Новые идеи
- Баллистическая ракета «Фау-2»
- Применение
- Достоинства и недостатки таких ракет
- Два неудачных пуска новой «Фау-2»
- Технические характеристики
- Технические характеристики ракеты ФАУ 1
- Технические характеристики ракеты ФАУ 2
- Фау-2 не списана со счетов
Крылатая ракета «Фау-1»
Первым «оружием возмездия» стал снаряд Fi 103, который разрабатывался с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим импульсным реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот Фау-1 удерживал ракету на заданном курсе и высоте с помощью гироскопов и магнитного компаса.
Дальность полета «Фау-1» задавалась механическим счетчиком, который обнулялся аэродинамическим коком на носовой части снаряда. Когда счетчик обнулился, «гул» ушел в пик.
Боевая часть Фау-1 содержала до тонны аммотола.
Ракета была запущена с паровой катапульты длиной около 50 метров. Такая пусковая установка была маломобильна и легко обнаруживалась воздушной разведкой.
Принцип действия ракеты
Фау-1 — первая крылатая ракета, запущенная в серийное производство. Запускается с земли с помощью специальной пусковой установки. После взлета ракета летела на маршевом двигателе. При полном истощении запаса топлива в моторном отсеке маршевый двигатель выключался, и ракета пикировала к цели.
FAA 2 имел несколько иной принцип работы. Дело в том, что ФАУ 2 была первой в мире ракетой, которая пролетела на высоте 188 километров, практически вышла в космос. После пуска ракета вышла на высоту полета, и на этих высотах прошла большую часть пути. Достигнув нужных координат, FAA 2 взял курс на землю и поразил цель.
Он управлялся системой специализированных подразделений FAA.
Конструкция ракет ФАУ 1 и ФАУ 2
V 1 был очень прост по конструкции и дешев в производстве. Фюзеляж имел сигарообразную форму, изготавливался путем сварки обычных стальных листов.
ФАУ дизайн 1:
1. Компас. 2. Опустить детонатор. 3. Детонатор. 4. Боеголовка. 5. Крыло. 6. Топливные баки. 7. Баллоны со сжатым воздухом. 8. Счетчик пройденных километров. 9. Регулятор подачи топлива. 10. Гироскопический автопилот
В середине тела были крылья. За крыльями на специальной подставке находился пульсирующий реактивный двигатель. Конструкция двигателя также проста. Он состоял из сопла и камеры сгорания, причем сопло имело меньший диаметр, чем камера. Основными преимуществами этого двигателя были простота конструкции и невысокая цена.
Для старта требовалась стартовая скорость порядка 240 километров в час. Для этого использовались специализированные стартовые катапульты и ускорители.
Электронная «начинка» FAA 1 — три гироскопа и датчик высоты. Один — основной и два дополнительных гироскопа обеспечивали прекрасную стабилизацию в полете.
Рулевая машина управлялась с помощью воздуха высокого давления. Дальность полета измерялась с помощью простейшего механического счетчика, оснащенного лопастями, которые вращались с помощью противоточного воздушного потока. Достигнув нужного количества километров по счетчику, блок управления вводил ракету сверху, и ракета поражала цель.
На этой схеме хорошо видно внутреннее устройство FAA 2, особенно хорошо видны топливные баки, моторный отсек и модуль управления
FAA 2 имел более сложную конструкцию. Форма корпуса ракеты осталась прежней веретенообразной. В днище корпуса добавлено 4 стабилизатора.
ФАУ 2 оснащалась жидкостным двигателем. В качестве топлива использовался этиловый спирт, а в качестве окислителя – жидкий кислород.
Весь корпус ракеты делился на четыре отсека: приборный, боевой, топливный и хвостовой.
Боевая часть ракеты содержала аммотол, взрыватель представлял собой контактный взрыватель.
В центральной части находился топливный отсек, а под ним устанавливались двигатель и два турбонасоса. Ниже боевой комнаты находилась диспетчерская, в которой размещалось оборудование управления полетом.
По германскому образцу
К концу Второй мировой войны немецкая Фау-2 была образцом единственной в мире управляемой баллистической ракеты. Он был разработан в 1937 году Вернером фон Брауном, использовавшим идеи основоположника современной ракетной техники и пилотируемой космонавтики Германа Оберта.
Именно Фау-2 суждено было первым взлететь в космос. В современном представлении предел космоса начинается на высоте 100 километров, по так называемой линии Кармана, где аэродинамическая авиация становится невозможной. 17 февраля 1943 года Фау-2 с приборами на борту преодолел планку высоты в 190 километров! И уже в начале 1944 года фон Браун вместе со своими коллегами Гельмутом Греттрупом и Вальтером Риделем произвел расчеты, позволившие их детищу вывести на орбиту Земли искусственный спутник. Однако Гитлеру нужно было не завоевание космоса, а инструмент возмездия.
К сожалению, Советский Союз, в отличие от США, получил лишь незначительные части Фау-2. Технологию ракеты пришлось восстанавливать практически с нуля по сохранившимся чертежам. В ряде случаев советским и немецким специалистам приходилось собирать очень сложные агрегаты из множества фрагментов, уничтоженных союзниками во время многочисленных бомбардировок Германии.
До середины 1950-х годов советские ракетчики выполняли расчеты на немецких компьютерах. Однако вскоре с трофейной техникой возникли серьезные проблемы: она быстро вышла из строя, а запчастей не было. Именно здесь появились домашние умельцы, которые начали производство запчастей, продавая их только за наличный расчет. Королеве пришлось придумать вариант с премиями для «доверенных лиц»: эти деньги шли на покупку дефицитных товаров.
Один из самых талантливых советских авиаконструкторов Виктор Болховитинов поначалу не верил, что Германия сможет создать такой мощный двигатель в военных условиях. Советские ученые в своих экспериментальных жидкостных ракетных двигателях достигли тяги всего в несколько сотен килограммов, а немцы достигли отметки в полторы тонны. Ознакомившись с немецкой разработкой, конструктор очень удивился, что она не использовала известные в СССР азотную кислоту и керосин. Топливом для Фау-2 служили этиловый спирт и жидкий кислород.
Главным инициатором копирования Фау-2 является министр вооружений СССР Дмитрий Устинов. Именно он убедил Сталина сделать первую советскую ракету по немецкому образцу. В свое время он получил много критики. Его противники настаивали на том, что технология Фау-2 уже устарела, а также имеет множество уязвимых мест.
Но, как показало время, с организационно-производственной точки зрения решение Устинова оказалось правильным. СССР, не имевший еще в первые послевоенные годы развитой ракетной промышленности, не смог бы в кратчайшие сроки создать и запустить собственную ракету без адаптации немецкого опыта. Да и сам Королев неоднократно говорил, что для начала решения задач покорения космоса нужно освоить самые простые ракеты, какими были Фау-2.
Ракеты были выгоднее танков
Фон Браун убедил фюрера. «Спасибо! Почему я до сих пор не верил в успех вашей работы? Я просто был плохо информирован, — сказал Гитлер, прочитав доклад. — Реконструкция центра Пенемюнде началась удвоенными темпами объясняется экономически: крылатая ракета Фау-1 стоила в серийном производстве 50 000 рейхсмарок, а ракета Фау-2 — до 120 000 рейхсмарок (в семь раз дешевле танка «Тигр-I», который стоил около 800 000 рейхсмарок).
Стартовая катапульта Фау-1.
8 сентября по приказу Гитлера по Лондону были запущены баллистические ракеты Фау-2. Первый из них упал в жилой район и образовал посреди улицы воронку глубиной десять метров. Этот взрыв вызвал бурю негодования у жителей столицы Англии — во время полета Фау-1 издал характерный звук работающего пульсирующего реактивного двигателя (британцы называли его «buzz bomb» — жужжащая бомба). Но в этот день не было ни сигнала воздушной тревоги, ни характерного «жужжания». Стало ясно, что немцы применили какое-то новое оружие.
Последствия применения Фау-2, Антверпен.
Из 12 000 произведенных немцами Фау-2 более тысячи было выпущено в Англии и около пятисот в оккупированном союзными войсками Антверпене. Общее число погибших от использования «мозгового ребенка фон Брауна» составило около 3000 человек. Последний Фау-2 упал на Лондон 27 марта 1945 года.
Новые идеи
Сразу после войны, в 1946 году, идея посадить человека на Фау-2 в космос серьезно рассматривалась в трех странах. Штурмбаннфюрер СС Вернер фон Браун, переехавший в Соединенные Штаты, отклонил просьбы добровольцев армии США о полетах Фау-2 в космос. По какой причине — можно только догадываться. Может быть, он был добрым, и ему было жаль людей. А может, он просто понял, что технически это очень сложно сделать.
В Великобритании также предлагалась значительная модификация Фау-2, но в конечном итоге она была отклонена для достижения той же цели.
Тоже в СССР были подобные мысли. Михаил Клавдиевич Тихонравов, советский инженер-ракетчик, предложил к 1948 году запустить в космос пилотируемую капсулу с помощью ракеты Фау-2. Однако эта идея не была поддержана советским руководством. Считалось, что в первую очередь необходимо перенести производство Фау-2 из Германии в Советский Союз. А потом думать, что делать со всем этим хозяйством.
До запуска капсулы с космонавтами в 40-х годах прошлого века дело так и не дошло. Фау-2 и его модификации советского производства использовались с 1954 года для запуска в космос простых собак. Но в капсулах слишком мало для человека.
Баллистическая ракета «Фау-2»
Семейство баллистических ракет, создаваемое с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, имело индекс «А» — «Агрегат». Самый известный из них — А-4, несмотря на цифровое обозначение, был пятым в серии проектов и впервые поднялся в воздух весной 1942 года.
Блок дома «В-2» включал в себя четыре комнаты. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда достигала 830 кг. В рубке управления имелась гироскопическая система наведения. Центральное и самое большое помещение занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, окислителем – жидкий кислород. Наконец, хвост ракеты занял жидкостный ракетный двигатель.
Первоначально ракеты Фау-2 должны были запускаться из защищенных бункеров, но господство в воздухе, которое завоевала авиация союзников, не позволяло даже построить укрепленные позиции. В результате ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.
Для подготовки такого стартового стола достаточно было найти ровный участок местности и установить на нем стартовый стол.
Применение
Первое крупное соединение ракетных войск — 65-й армейский корпус — было сформировано в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был запускать Фау-1, но в целях конспирации его называли «авиационной артиллерией». Через неделю после высадки десанта в Нормандии начались «ответные удары» по Великобритании.
По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было атаковать Лондон, были потеряны, а «беспилотники» стали использоваться для бомбардировки стратегически важных портов Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадежными — до четверти выпущенных ракет падало сразу после пуска. Столь же велика была доля ракет, двигатели которых выходили из строя в полете.
Фау-1, летевшие в Британию, столкнулись с воздушными шарами, были сбиты истребителями и уничтожены зенитным огнем.
Чтобы продолжить бомбардировку Лондона и снизить риск встречи с перехватчиками Фау-1, с самолета предприняли попытку запуска Не.111Н-22. Исследования показали, что в ходе таких атак было потеряно до 40 % «Фау-1», уничтожена почти треть самолетов-носителей.
«Фау-2» вступила в строй лишь осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения Фау-2 было несравненный. Баллистическая ракета не была обнаружена радаром, и перехватить ее истребителям также не удалось.
Некоторое время считалось, что Фау-2 управляется радаром — это привело к работам по созданию глушителей.
Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полета. Но хорошим средством противодействия Фау-2 оказались ложные донесения британской разведки. Они сообщили, что немецкие ракеты постоянно промахивались мимо Лондона и ускользали.
Ракетчики скорректировали наведение, и Фау-2 начали наносить удары по малонаселенным пригородам. Разведка, разумеется, стала докладывать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски Фау-2 в Лондоне (обозначенном лично Гитлером как приоритетная цель) и в Антверпене продолжались до весны 1945 года.
Во время битвы за Ремаген предпринимались попытки использовать Фау-2 в качестве тактического оружия. Фюрер приказал с их помощью разрушить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет не попала в мост, а одна отклонилась от цели на 60 километров.
Читайте также: Ракета «томагавк» ☆ тактико-технические характеристики (ттх: скорость и дальность полета), стоимость крылатых ракет сша ⭐ doblest
Достоинства и недостатки таких ракет
FAU 2 стала супероружием Третьего рейха. Главным преимуществом было то, что эти ракеты опережали свое время, а у противников гитлеровской Германии не было эффективных средств для уничтожения такого класса вооружений.
В любой армии самый дорогой ресурс — военнослужащие со сложными специальностями. Пилоты они такие. А каждый вылет на бомбежку цели на вражеской территории — это неизбежный риск потерять пилота и его машину.
В случае семейства FAA этот риск был сведен к нулю. Ведь боеприпас все-таки одноразовый, и не требует регулярного ремонта, обслуживания и обслуживания экипажа. Кроме того, новое оружие было намного сложнее обнаружить, а затем и перехватить.
Нельзя исключать такой важный момент, как психологический фактор. Применение против англичан нового супероружия Третьего рейха — ракет FAA.
Несмотря на то, что ракеты действительно опережали свое время, как и все, даже самое современное оружие, они не были лишены недостатков.
Например, у FAA 1 был один существенный недостаток. Дело в том, что она не двигалась на маршевом двигателе в течение всего полета. Это создавало достаточно существенные проблемы для применения этого вида оружия.
Основное применение ракет FAA было против британцев, и вскоре они развернули большое количество радаров, наблюдательных пунктов и других систем противоракетной обороны для их обнаружения.
После обнаружения FAA 1 на его перехват поднималась эскадрилья истребителей или активировались зенитные системы.
Пилоты Королевских ВВС использовали довольно интересный прием: они подлетали к ракете и толкали ее в сторону своим крылом или «сдували» ее в сторону потоком воздуха своего винта.
Во втором случае ФАУ может быть сбит зенитными комплексами, как и обычный самолет.
У FAA 2 был один сбой, за которым последовали еще два. Оружие было очень дорогим, а эффективность и точность используемых систем управления FAA 2 были довольно низкими.На этом фото можно увидеть отсеки ракеты FAU 1 и убедиться в простоте ее конструкции. Немецким инженерам удалось создать дешевое и достаточно эффективное оружие для борьбы с противником на большом расстоянии
Поэтому уничтожать цели ракетами этого типа было просто не выгодно, их производство было сравнимо по себестоимости с производством всей бронетехники Третьего рейха в 1940 году.
Два неудачных пуска новой «Фау-2»
К 24 октября 1944 года было построено пять таких машин. Первый полет новинки состоялся 27 декабря 1944 года. Однако он закончился неудачей. Ракета разбилась почти сразу после старта из-за отказа рулевого управления. Вторая ракета была запущена в небо 24 января 1945 года. Она достигла высоты 80 км. Затем он вошел в установившийся полет со скоростью 1200 м/с. Однако одно крыло на ракете не выдержало нагрузки и отломилось. Рейс отменен. По техническим причинам.
Быстрое наступление союзных армий и хаос с поставками в конечном итоге остановили эту программу.
В 90-е годы прошлого века, во времена расцвета легенд о нацистах на Луне и всей такой чепухи, последним испытанием А4b энтузиасты считали полет человека. И это был вовсе не рейс A4b, по их мнению! И настоящая межконтинентальная баллистическая ракета А9/А10, нацеленная на Нью-Йорк! Энтузиасты утверждали, что на борту находился пилот Люфтваффе Рудольф Магнус Шредер.
И что когда эта идея провалилась, он покончил жизнь самоубийством. После прокусывания капсулы с мышьяком. Говорят, что обломки ракеты затонули где-то в Северной Атлантике. Конечно, это все ерунда. Однако эта легенда поместила Шредера в виртуальный пантеон неких «призрачных астронавтов».
Технические характеристики
Поскольку характеристики ФАУ 1 и ФАУ 2 несколько отличались друг от друга, приведем их отдельно.
Технические характеристики ракеты ФАУ 1
- Максимальная скорость полета особенно от 550 до 660 километров;
- Максимальная дальность полета: 240 километров;
- Практический потолок: 2700 метров;
- Вес нетто: 2160 кг;
- Масса боевой части: 830 кг;
- Точность попадания (КВО), км: 0,9;
- Длина ракеты: 8 325 метров;
- Размах крыла: 5,37 метра.
Технические характеристики ракеты ФАУ 2
- Стартовая масса ракеты: 12 800 кг;
- Несущая масса топлива: 8760 кг;
- Масса боевой части: 980 кг;
- Длина: 14,3 метра;
- Наибольший диаметр: 1,65 метра;
- Размах стабилизаторов: 3,52 метра;
- Максимальная скорость: 1560 метров в секунду;
- Наибольшая дальность полета: 260-320 километров;
- Максимальная высота полета: 188 километров;
- Количество двигателей: 1;
- Тяга: 25 400 кгс в секунду;
- Удельная тяга: 100 килограммов в секунду;
- Полная тяга: 27 250 килограммов в секунду.
Фау-2 не списана со счетов
Осенью 1943 года Гитлер, обеспокоенный тревожной обстановкой на Восточном фронте, а также возможной высадкой союзников в Европе, вновь вспомнил о «чудо-оружии».
Вернера фон Брауна вызвали в штаб. Он показал видеокадры пусков А-4 и фотографии разрушений, причиненных боеголовкой баллистической ракеты. «Ракетный барон» также представил фюреру план, согласно которому при надлежащем финансировании можно было бы произвести сотни Фау-2 в течение шести месяцев.