- История создания
- В чем главная причина успеха
- Расход топлива
- Операторы
- Способ наведения и подрыва ракеты
- Описание конструкции
- Новое прицельное устройство
- Назначение и основные особенности ПЗРК Стингер
- Распространенность в мире
- Боевое применение
- Насколько эффективны «Стингеры»?
- Технические характеристики ПЗРК FIM 92 Stinger
- Привод и шасси
- Примечания
- Разведка боем
- Варианты ПЗРК “Стингер”
- Способы борьбы с ПЗРК «Стингер»
- Модернизации и модификации
История создания
Разработка зенитно-ракетной установки, которую могли бы использовать пехотинцы, началась в США еще в 50-х годах. Результатом работ стал ПЗРК FIM-43 Red Eye. Первый пуск переносной зенитной ракеты состоялся в 1961 году. «Красный глаз» доказал жизнеспособность переносного зенитного комплекса, но его характеристики были далеко не впечатляющими.
Низкая чувствительность инфракрасной головки самонаведения не позволяла вести огонь по целям на встречном курсе. Тепловые ловушки эффективно отвлекали «внимание» от ракеты. А низкая маневренность означала, что самолет мог только уйти. Попытки повысить эффективность ПЗРК привели к тому, что «Красный глаз» третьей модификации серьезно отличался от предыдущих серий, а с прототипом имел общее только название.
Работы над новым ПЗРК, тогда известным как Red Eye 2, начались в 1969 году.
В конкурсе победил проект General Dynamics. В 1971 году был проведен новый конкурс по выбору конструкции головки мишени. Ну а в 1972 году компания General Dynamics получила контракт на дальнейшее совершенствование ПЗРК, который теперь носит название «Стингер».
Неожиданно такой подход был встречен в штыки Конгрессом, который потребовал сохранить комитет по конкуренции. Требования были выполнены, и в конце года был проведен масштабный конкурс, в котором участвовали не только американские, но и европейские разработки.
Однако в финал вышли «Стингер» и проект «Филко», оставшийся в истории как «альтернативный Стингер». Но о нем позже. На доводку «Стингера» ушло еще 4 года. В 1978 году было запущено серийное производство, а с 1981 года ПЗРК стали поступать в войска.
В чем главная причина успеха
В то время американские стингеры уже не считались новинкой на оружейном рынке. Однако с технической точки зрения боевое применение ПЗРК «Стингер» подняло уровень вооруженного сопротивления на качественно новый уровень. Обученный оператор может самостоятельно произвести точный выстрел, находясь в совершенно неожиданном месте или спрятавшись в скрытом положении. Получив примерное направление полета, ракета совершала последующий полет к цели самостоятельно, используя собственную систему теплового управления. Основной целью для зенитной ракеты был раскаленный двигатель самолета или вертолета, который излучал тепловые волны в инфракрасном диапазоне.
Стрельба по воздушным целям могла вестись на дальности до 4,5 км, а высота фактического поражения воздушных целей варьировалась в пределах 200-3500 метров.
Надо ли говорить, что афганская оппозиция первой применила в боевой обстановке американские «Стингеры». Первый случай боевого применения нового переносного зенитно-ракетного комплекса был отмечен во время Фолклендской войны в 1982 году. Вооруженный американскими средствами ПРО британский спецназ успешно отражал атаки аргентинских войск при захвате Порт-Стэнли главный административный центр Фолклендских островов.
Британскому спецназу тогда удалось из переносного комплекса сбить поршневой штурмовик Pucara ВВС Аргентины. Через некоторое время вслед за аргентинским штурмовиком в результате попадания зенитной ракеты, выпущенной из «Стингера», на землю пошел десантный ударный вертолет аргентинского спецназа «Пума».
Ограниченное использование авиации для наземных операций в ходе англо-аргентинского вооруженного конфликта не позволило в полной мере раскрыть боевые возможности нового оружия. Бои происходили в основном на море, где друг другу противостояла авиация и боевые корабли.
Относительно поставок новых ПЗРК «Стингер» афганской оппозиции в США четкой позиции не было. Новые зенитно-ракетные комплексы считались дорогостоящей и сложной военной техникой, которую полулегитимные подразделения афганских моджахедов могли освоить и использовать в деле. Кроме того, попадание нового оружия в качестве трофеев в руки советских солдат может стать лучшим свидетельством прямого участия США в вооруженном конфликте на стороне афганской оппозиции.
Несмотря на опасения и опасения, Пентагон решил начать поставки пусковых установок в Афганистан в 1986 году. Первая партия состояла из 240 пусковых установок и более тысячи зенитных ракет. Последствия этого шага хорошо известны и заслуживают отдельного исследования.
Единственное отступление, которое следует подчеркнуть. После вывода советских войск из ДРА американцам пришлось выкупить оставшиеся на вооружении оппозиции неиспользуемые зенитные комплексы по цене втрое дороже, чем стоили «Стингеры» на момент поставки.
Расход топлива
Модификации с «младшим» 2,0-литровым агрегатом потребляют в среднем 8,8 л/100 км (задний привод) или 9,2 л/100 км (полный привод). Топовая версия Kia Stinger GT с 370-сильной «шестеркой» в смешанном цикле потребляет 9,9 или 11 литров в зависимости от режима вождения.
Полные технические характеристики Киа Стингер:
Параметр | Киа Стингер 2.0 T-GDI 197 л.с | Киа Стингер 2.0 T-GDI 247 л.с | Киа Оптима 3.3 T-GDI 370 л.с | |||
Двигатель | ||||||
Заводской код | G4KL | G6DP | ||||
Серия двигателя | Тета II | Лямбда II | ||||
Тип двигателя | бензин | |||||
Тип впрыска | прямой | |||||
Наддув | да | |||||
Количество цилиндров | 4 | 6 | ||||
Расположение цилиндров | совет | V-образный | ||||
Количество клапанов на цилиндр | 4 | |||||
Объем, куб см. | 1998 г | 3342 | ||||
Диаметр поршня/ход поршня, мм | 86,0 х 86,0 | 92,0 х 83,8 | ||||
Мощность, л.с. (при об/мин) | 197 (6200) | 247 (6200) | 370 (6000) | |||
Крутящий момент, Н*м (при об/мин) | 353 (1400-3900) | 353 (1400–4000) | 510 (1300-4500) | |||
Передача | ||||||
Водить машину | позади | полный | позади | полный | позади | полный |
Передача | 8 АКПП | |||||
Приостановка | ||||||
Тип передней подвески | независимый, McPherson | |||||
Тип задней подвески | независимая, многозвенная | |||||
Система торможения | ||||||
Передние тормоза | диск вентилируемый | |||||
Задние тормоза | диск вентилируемый | |||||
Рулевое управление | ||||||
Тип усилителя | электрический | |||||
Шины и диски | ||||||
Размер шин | 225/45 R18 / 225/40 R19 (перед) 255/35 R19 (зад) | |||||
Размер диска | 8.0Jx18 / 8.0Jx19 (спереди) 8.5Jx19 (сзади) | |||||
Топливо | ||||||
Тип топлива | АИ-95 | |||||
Экологический класс | 6 евро | |||||
Объем бака, л | 60 | |||||
Потребление топлива | ||||||
Городской велосипед, л/100 км | 12,9 | 12,7 | 12,9 | 12,7 | 13,6 | 15,7 |
Сухопутный цикл, л/100 км | 6,5 | 7.2 | 6,5 | 7.2 | 7,8 | 8.4 |
Комбинированный цикл, л/100 км | 8,8 | 9.2 | 8,8 | 9.2 | 9,9 | 11,0 |
Размеры | ||||||
Количество мест | 5 | |||||
Количество дверей | 5 | |||||
Длина и т д | 4830 | |||||
Ширина и т д | 1870 г | |||||
Высота и т.д. | 1420 | 1400 | ||||
Колесная база и т.д. | 2905 | |||||
Колея передних колес и т д | 1596 | |||||
Колея задних колес и т д | 1619-1647 гг | |||||
Передний свес и т.д. | 830 | |||||
Задний свес и т.д. | 1095 | |||||
Объем багажника (мин/макс), л | 406/1114 | |||||
Дорожный просвет (клиренс) и т.д. | 150 | 130 | ||||
Масса | ||||||
Снаряженная (мин/макс), кг | 1717/1833 | 1781/1898 | 1717/1833 | 1781/1898 | 1855/1907 | 1909/1971 |
Полный, кг | 2185 | 2250 | 2185 | 2250 | 2260 | 2325 |
Максимальная масса прицепа (с тормозами), кг | 1500 | |||||
Максимальная масса прицепа (без тормозов), кг | 750 | |||||
Динамические свойства | ||||||
Максимальная скорость, км/ч | 224 | 240 | 270 | |||
Время разгона до 100 км/ч, с | 8,0 | 8,5 | 6.2 | 6.7 | 4.9 | 5.3 |
Операторы
Карта с операторами FIM-92 синим цветом
- Афганские моджахеды
- Бангладеш
- Босния и Герцеговина
- Хорватия
- Чад
- Чили
- Колумбия
- Египет
- Финляндия
- Грузия
- Германия: Стингеры, изготовленные по лицензии EADS .
- Греция
- Иран
- Ирак
- Израиль
- Индия
- Италия 150 пусковых установок, 450 ракет BTF-92A, поставленных в 1986–1988 годах на сумму 51 миллион долларов, 50 ракет, поставленных в 2000–2002 годах на сумму 10 миллионов долларов, с двигателями A-129 Mangusta и 200 ракет, поставленных в 2003–2002 годах (SIPRI).
- Япония
- Южная Корея
- Северная Корея
- Латвия
- Литва
- Нидерланды
- Норвегия
- Пакистан : 350 на вооружении пакистанской армии .
- Португалия
- Китайская Республика (Тайвань): Корпус морской пехоты Китайской Республики, Армия Китайской Республики
- Словения
- Швейцария
- Türkiye: Stingers, произведенные по лицензии компанией Roketsan .
- УНИТА
- Великобритания
- Соединенные Штаты
Способ наведения и подрыва ракеты
Продолжим рассматривать самые известные американские ПЗРК. Stinger использует пассивную инфракрасную бортовую ГСН. Он не излучает излучение, которое может обнаружить самолет, а вместо этого улавливает инфракрасную энергию (тепло), излучаемую воздушной целью.
Поскольку ПЗРК «Стингер» работает в режиме пассивного самонаведения, это оружие соответствует принципу «выстрелил и забыл», что не требует никаких указаний от оператора после выстрела, в отличие от других ракет, которым необходимо корректировать траекторию с земли. Это позволяет оператору Stinger начать поражение других целей сразу после выстрела.
Осколочно-фугасная боевая часть имеет массу 3 кг с взрывателем ударного типа и таймером самоликвидации. Боевая часть состоит из инфракрасной головки самонаведения, взрывателя и одного фунта взрывчатого вещества, заключенного в цилиндр из пирофорного титана. Взрыватель крайне безопасен и не позволяет взорвать ракету любым видом электромагнитного излучения в боевых условиях. Боеголовки могут быть взорваны только при столкновении с целью или в результате самоуничтожения, которое происходит между 15 и 19 секундами после пуска.
Описание конструкции
ПЗРК Fim-92 Stinger — легкий переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей: самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Поражение воздушных целей может осуществляться как на встречном, так и на догонном курсе. Официально расчет ПЗРК состоит из двух человек, но стрелять может и один оператор.
Первоначально было изготовлено три модификации «Стингера»: базовая, «Стингер-ПОСТ» и «Стингер-РМП». Пусковые установки этих модификаций полностью идентичны, различаются только головки-мишени ракет. Базовая модификация оснащена ракетой с инфракрасной ГСН, которая наводится по тепловому излучению работающего двигателя.
Модификация ГСН Stinger-POST работает в двух диапазонах: инфракрасном и ультрафиолетовом, это позволяет ракете избегать помех и более безопасно поражать воздушные цели. Модификация Fim-92 Stinger-RMP является самой современной и имеет самые передовые характеристики, ее разработка была завершена в 1987 году.
ПЗРК всех модификаций состоят из следующих элементов:
- зенитная управляемая ракета (ЗУР) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК);
- спусковой механизм;
- прицельный блок для поиска и сопровождения цели;
- блок питания и охлаждения;
- система обнаружения «свой-чужой», антенна имеет характерный решетчатый вид.
ЗРК ПЗРК «Стингер» выполнен по аэродинамической схеме «утка», с четырьмя передними аэродинамическими поверхностями, две из которых управляемые. В полете ЗУР стабилизируется вращением; для придания ей вращательного движения сопла стартового ускорителя расположены под углом к центральной оси ракеты. Задние стабилизаторы также размещены под углом, которые раскрываются сразу после выхода ракеты из пускового контейнера.
Ракета оснащена твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем, который разгоняет ракету до скорости 2,2 Маха и поддерживает ее высокую скорость на протяжении всего полета.
Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью, ударным взрывателем и предохранительным приводом, обеспечивающим самоликвидацию системы ПРО в случае промаха.
ЗРК находится в одноразовом контейнере из стеклопластика, заполненном инертным газом. Передняя крышка прозрачная, что обеспечивает управление ракетой по ИК и УФ излучению непосредственно в пусковом контейнере. Срок хранения ракеты в контейнере без обслуживания десять лет.
К ТПК с помощью специальных защелок крепится ударно-спусковой механизм, а для подготовки к стрельбе в него устанавливается электробатарея. Перед использованием к пусковому судну также подсоединяется емкость с жидким азотом, необходимая для охлаждения детекторов ГСН. После нажатия на спусковой крючок происходит срабатывание гироскопов ракеты и охлаждение ее ГСН, после чего включается батарея ракеты и начинает работать стартер.
Захват воздушной цели сопровождается звуковым сигналом, который дает понять оператору, что можно произвести выстрел.
Последние версии ПЗРК оснащены тепловизионным прицелом AN/PAS-18, что позволяет использовать комплекс в любое время суток. Кроме того, он работает в том же ИК-диапазоне, что и обнаружитель ГСН, поэтому идеально подходит для обнаружения воздушных целей за пределами максимальной дальности полета ракеты (до 30 км).
Новое прицельное устройство
Последние версии ПЗРК оснащены стандартным прицелом AN/PAS-18. Это прочный и легкий тепловизионный прицел, который крепится к пусковому контейнеру и позволяет запускать ракеты в любое время суток. Прибор предназначен для обнаружения самолетов и вертолетов за пределами максимальной дальности полета ракеты.
Основной функцией AN/PAS-18 является повышение эффективности ПЗРК. Он работает в той же области электромагнитного спектра, что и инфракрасный искатель ракеты, и обнаруживает все источники инфракрасного излучения, которые может обнаружить ракета. Эта функция также позволяет использовать дополнительные функции для ночного наблюдения.
Работая пассивно в инфракрасном спектре, AN/PAS-18 позволяет наводчику выдавать целеуказания для стрельбы из ПЗРК в полной темноте и в условиях ограниченной видимости (например, туман, пыль и дым). Днем и ночью AN/PAS-18 может обнаруживать самолеты на большой высоте. В оптимальных условиях обнаружение может быть на расстоянии от 20 до 30 километров. AN / PAS-18 наименее эффективен при обнаружении низколетящих самолетов, летящих непосредственно на оператора.
Когда выхлопной шлейф скрыт фюзеляжем, его невозможно обнаружить, пока он находится вне зоны 8-10 километров от оператора. Дальность обнаружения увеличивается, когда дрон меняет направление, чтобы показать собственный выхлоп. AN/PAS-18 готов к использованию через 10 секунд после запуска. Он питается от литиевой батареи, которая обеспечивает 6-12 часов автономной работы. AN/PAS-18 является дополнительным прибором ночного видения и не имеет разрешения, необходимого для идентификации самолетов.
Назначение и основные особенности ПЗРК Стингер
Переносной зенитно-ракетный комплекс FIM-92 Stinger предназначен для поражения низколетящих воздушных целей, будь то самолет, вертолет или беспилотный летательный аппарат. Кроме того, он также имеет возможность поражать небронированные наземные и надводные цели противника.
Конструктивно «Стингер» состоит из пусковой установки, где находится прицел для сопровождения цели, ударно-спусковой механизм и система охлаждения. Также этот ПЗРК имеет систему распознавания «свой-чужой», в основе которой лежит ремень наводчика.
Данным зенитно-ракетным комплексом могут управлять 2 бойца, один из которых выполняет функции командира, являющегося своеобразным целеуказателем, а также наводчика, непосредственно производящего выстрел нажатием на спусковой крючок. Но как показала практика, с этой установкой может справиться и обученный солдат. Ведь этот зенитно-ракетный комплекс работает по принципу «выстрелил-забыл”.
Сама ракета ПЗРК FIM-92 Stinger состоит из самонаводящейся боевой части, работающей в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении. А также осколочно-фугасная боевая часть массой 3 кг.
Так ракета, выпущенная из «Стингера», реагирует на тепло, исходящее от работающего двигателя самолета и вертолета. Дальность действия до 4,5 километров. И способна уничтожать летающие цели на высоте от 200 до 3500 метров. Также ракета ПЗРК FIM-92 Stinger может атаковать как цели, летящие во встречном направлении, так и выпускать ракету в хвост самолета.
Распространенность в мире
Как было сказано выше, ПЗРК Stinger стал преемником системы ПЗРК Red Eye. Его ракеты являются эффективным средством борьбы с маловысотными воздушными целями. В настоящее время комплексы этого типа используются вооруженными силами США и 29 других стран, производятся компанией Raytheon Missile Systems и по лицензии EADS в Германии.
Комплекс вооружения «Стингер» обеспечивает надежную противовоздушную оборону современных наземных подвижных воинских формирований. Его боевая эффективность доказана в четырех крупных конфликтах, где с его помощью было уничтожено более 270 боевых самолетов и вертолетов.
Боевое применение
Первое применение ПЗРК Stinger произошло в 1982 году. Во время конфликта на Фолклендских островах отряду британского спецназа — SAS — было тайно присвоено 6 ракет. 21 мая с помощью комплекса был сбит легкий аргентинский штурмовик Pucara, а 30 мая удалось поразить транспортный вертолет Puma. На этом участие Стингера в той войне закончилось.
В 1985 году президент Пакистана Зия-уль-Хак заявил, что не может поддерживать афганских моджахедов, не спровоцировав советских войск на вторжение, без более активного участия Америки. Зия-уль-Хак был близок к конгрессмену Чарли Уилсону — с его помощью было принято решение о поставке афганцам современных ПЗРК.
Переносные зенитно-ракетные комплексы использовались моджахедами и раньше.
Это были устаревшие американские FIM-43 Red Eyes, британские Bluepipes, а КНР охотно поставляла свои копии советских «Стрелок» (но о китайской поддержке моджахедов вспоминают реже).
Они не оказали существенного влияния на ход войны и считались чем-то вроде «других опасностей». А ракеты Блюпайп имели мощный заряд, от цели с помехами не сбивались — но требовали высокой подготовки стрелка.
С приходом FIM-92 картина изменилась. Уже в сентябре 1986 года из нового ПЗРК было сбито 3 ударных вертолета, в следующем году за 2 недели применения «Стингеров» было уничтожено 3 штурмовика Су-25. В то же время оказалось, что Советский Союз, сам пионер и лидер в разработке ПЗРК, не был готов к такому противодействию.
Например, системы экранирования выхлопных газов для вертолетных турбин приходилось строить на месте. Эффективным средством оказалась только станция помех «Липа». Однако в 1987 г. «Стингеры» сбили 19 вертолетов, а в 1988 г. — еще 7. Стоит уточнить, что в начале войны вертолеты чаще всего несли потери стрелкового оружия и были менее защищены.
Бесспорно, что применение ПЗРК «Стингер» заставило советскую авиацию резко изменить тактику и снизить ее эффективность.
А вот оценка их вклада в ускорение вывода войск оценивается по-разному — вплоть до совершенно противоположных точек зрения. Поставки ПЗРК прекратились в 1988 году. После вывода советских войск ЦРУ предприняло попытку найти и выкупить оставшиеся ракеты. Некоторые из них «появились» в Иране и Северной Корее.
Однако стоит помнить, что если срок годности ракеты 10 лет, то блок питания и охлаждения можно хранить максимум 5 лет. В Иране (как и в Северной Корее), по слухам, «Стингеры» введены в строй и стараются держать в боевой готовности.
Пока шла война в Афганистане, 310 экземпляров FIM-92 были отправлены в Анголу движением УНИТА. После окончания боевых действий ЦРУ вновь попыталось закупить неиспользованные ПЗРК. Во время ливийского вторжения в Чад «Стингеры» использовали силы Чада и поддерживающие их французские войска. Зенитные ракеты сбили 2 ливийских истребителя и транспортный самолет «Геркулес».
После распада Советского Союза часть «Стингеров», «оставленных» афганцами, «утекла» на его бывшие территории. Во время гражданской войны в Таджикистане таким ПЗРК был сбит российский бомбардировщик Су-24. Считается, что некоторые российские самолеты во время чеченской войны были сбиты «Стингерами». Косвенно это подтверждают фотографии боевиков с пусковыми установками, но их происхождение остается неизвестным, как и боеспособны ли ПЗРК.
FIM-92 также появился в бывшей Югославии. Также с его помощью боснийские мусульмане уничтожили итальянский транспортный самолет, перевозивший гуманитарную помощь только для боснийских мусульман. В конце 90-х «Стингеры» были замечены на Шри-Ланке от рук «Тигров Тамил Илама». Они сбили вертолет Ми-24 правительственных войск.
Наконец, во время собственного вторжения в Афганистан американцы тоже столкнулись со «Стингерами». В 2012 году именно такой ракетой был сбит вертолет «Чинук». При этом расследование показало, что это были не остатки поставок 80-х годов, а комплексы последних модификаций.
Предположительно, партия ПЗРК, проданных Катару по инициативе тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон, ушла из Катара не в Ливию, а к талибам.
В Сирии также было замечено наличие ПЗРК FIM-92. Считается, что Türkiye поставляет их антиправительственным группировкам.
Стоит упомянуть об одном таком инциденте — в 2003 году иракский перехватчик МиГ-25 столкнулся с беспилотником MQ-1, вооруженным ракетами AIM-82. Вместо уклонения БПЛА выпустил одну из ракет по МиГу.
Головка самонаведения «Стингера» перехватила одну из ответно выпущенных иракских ракет, выйдя победителем из первого в истории воздушного боя с участием беспилотника МиГ.
Читайте также: ПТУР Малютка, описание ракетного комплекса
Насколько эффективны «Стингеры»?
С февраля 1981 года «Стингеры» стали поступать на вооружение армии США. Стоили они в разные годы, в зависимости от объема заказов и экономической ситуации, в пределах 70-100 тысяч долларов за ракету. Устаревшие модификации стоят еще дешевле – около 40 тысяч. Но в 1981 году сумма в 100 тысяч выглядела значительной, поэтому к стрельбе допускались только лучшие выпускники училища ПВО, каждый десятый курсант. Остальное было в спортзале. И это не было случайностью.
Если посмотреть на статистику, то окажется, что «Стингеры» в руках афганских бойцов, как и у других партизан, не были таким смертоносным оружием. США регулярно поставляли их моджахедам, и общее количество ракет за три года достигло примерно 4000. Но в первый год появления «Стингеров» в Афганистане, в 1986 году, они сбили всего 28 наших самолетов и вертолетов.
Кроме того, часто пострадавшие самолеты могут продолжать полеты и совершать аварийные посадки. Судя по всему, боевое осколочно-фугасное устройство массой 2,3 кг все же недостаточно мощное. Все-таки из 450 советских самолетов и вертолетов, сбитых в Афганской войне, 270 приходится на «Стингеры». Судя по всему, моджахеды постепенно научились с ними бороться.
Четыре лопасти на носу ракеты — складные
Технические характеристики ПЗРК FIM 92 Stinger
Важнейшей технической деталью конструкции является схема «утка», использованная для создания корпуса зенитной ракеты. В носовой части четыре стабилизатора, два из которых подвижные и выполняют роль рулей. Ракета вращается во время полета вокруг собственной оси. За счет вращения ракета сохраняет устойчивость в полете, что обеспечивается наличием хвостовых стабилизаторов, раскрывающихся при выходе ракеты из пускового контейнера.
Благодаря использованию в конструкции ракеты всего двух рулей отпала необходимость в установке сложной системы управления полетом. Следовательно, упала и стоимость зенитной ракеты. Старт и последующий полет обеспечивается работой твердотопливного ракетного двигателя Atlantic Research Mk27. Двигатель работает на протяжении всего полета ракеты, обеспечивая высокую скорость полета, до 700 м/с. Основной двигатель запускается не сразу, а с задержкой. Это техническое новшество вызвано стремлением защитить стрелка от непредвиденных ситуаций.
Вес боевой части ракеты не превышает 3 кг. Основной тип заряда – осколочно-фугасный. Ракеты оснащались ударными взрывателями и взрывателями, что позволяло самоликвидироваться ракете в случае удара. Для перевозки зенитных ракет использовался транспортно-пусковой контейнер, наполненный аргоном. При пуске газовая смесь разрушает защитные кожухи, позволяя вступить в работу тепловизионным датчикам ракеты и осуществлять поиск цели с помощью инфракрасных и ультрафиолетовых лучей.
Общий вес ПЗРК Stinger в укомплектованном состоянии составляет 15,7 кг. Сама зенитная ракета весит более 10 кг при длине корпуса 1,5 метра и диаметре 70 мм. Такая конструкция зенитного комплекса позволяет оператору справиться с переноской и пуском зенитной ракеты в одиночку. Обычно расчеты ПЗРК состоят из двух человек, но по штату ПЗРК должен использоваться в составе батареи, где командир управляет всеми действиями, а оператор только выполняет команды.
Привод и шасси
Лифтбек Киа Стингер может быть заднеприводным или полноприводным. В первом случае машина оснащается самоблокирующимся задним дифференциалом. Модификации с полным приводом получают многодисковую муфту подключения передней оси и динамическую систему управления вектором тяги DTVC, имитирующую блокировку.
Подвеска автомобиля полностью независимая: спереди — МакФерсон, сзади — многорычажка. На версии с двигателем V6 установлены амортизаторы с электронным управлением, которые адаптируются к дорожной ситуации и стилю вождения.
Рулевое управление Kia Stinger оснащено электроусилителем руля, установленным прямо на рейке. Мощность механизма меняется в зависимости от выбранного режима вождения системы Drive Mode Select (доступны настройки Comfort, Sport, Eco, Smart и Custom). В самой мощной версии GT рулевая рейка выполнена с изменяемым шагом зубьев.
Примечания
- США // Зарубежное военное обозрение, № 5, 1979.
- Мистер Карнавал.
Ракеты класса «воздух-поверхность» (AGM) АГМ-12 • АГМ-22 • АГМ-28 • АГМ-45 • АГМ-48 • АГМ-53 • АГМ-65 • АГМ-69 • АГМ-78 • АГМ-79 • АГМ-80 • АГМ-83 • АГМ- 84 • АГМ-87 • АГМ-88 • АГМ-109 • АГМ-114 • АГМ-119 • АГМ-123 • АГМ-124 • АГМ-129 • АГМ-129 • АГМ-130 • АГМ-142 • АГМ-154 • АГМ-158 Крылатые ракеты МГМ-1 • МГМ-13 • РГМ-6 • РГМ-15 • СМ-62 • СМ-64 • АГМ-86 • БГМ-109 Зенитные ракеты и комплексы, противоракеты РИМ-2 • МИМ-3 • РИМ-7 • РИМ-8 • МИМ-10 • МИМ-14 • МИМ-23 • РИМ-24 • МИМ-43 • МИМ-46 • МИМ-49 • РИМ-59 • РИМ- 55 • РИМ-66 • РИМ-67 • МИМ-72 • РИМ-92 • МИМ-104 • МИМ-115 • РИМ-116 • МИМ-146 • РИМ-161 • РИМ-162 • РИМ-174 Баллистические ракеты MGM-5 • PGM-11 • HGM-16 • PGM-17 • MGM-18 • PGM-19 • LGM-25 • UGM-27 • MGM-29 • LGM-30 • MGM-31 • MGM-52 • UGM- 73 • УГМ-96 • ЛГМ-118 • УГМ-133 • МГМ-134 • МГМ-140 Противотанковые управляемые ракеты БГМ-71 • ФГМ-77 • ФГМ-148 • МГМ-21 • МГМ-32 • МГМ-51 • МГМ-166 Противокорабельные ракеты АГМ/РГМ/УГМ-84 • АГМ-119 Противолодочные ракеты (РУМ) РУБ-5 КОМНАТА-139 Противоспутниковые ракеты АСМ-135 Ракеты, управляемые бомбы МГР-1 • АИР-2 • АГМ-62 • ГБУ-15 Экспериментальные ракеты AAWS-M • IMAAWS • • • Assault Breaker • Tank Breaker (HAC MD/RCA RIC ·) С 1986 года в индексе стали использоваться буквы для обозначения среды/цели запуска. «ОДИН» для воздушных транспортных средств
«Б»
— несколько сред запуска,
«Р»
для надводных кораблей
U
для подводных лодок и т.д. Например индекс
УГМ
можно расшифровать как
U
под водой к
Г
круглый
М
сито для льда.Винтовки и пулеметы M1 и Mark 2 • M1918 • • M14 • M15 • M16 • XM22/E1 • XM106 • XM70 • FN SCAR • HK416/M27 Карабины M1/M2 • XM177/E1/E2 и GAU-5/A • Colt Model 653 • M231 • M4/A1/E2 • GUU-5/P • Mark 18 Снайперские винтовки M14SE • M21 • M24 • M25 • M39 • M40 • M82 и M107 • M88 и Mark 15 • M110 • Mark 11 • Mark 12 • Mark 14 • DMR • RC-50 • SAM-R • SDM-R • M2010 Пулеметы Томпсон • • Смит и Вессон M76 • MP5/K Ружья Итака М37 • Ремингтон 870 • Моссберг 500/590 • М1014 • ХМ26 Пулемет Серия M60 и Mark 43 • XM207/E1 и Mark 23 • M73/M219 • M85 • M240 • Stoner 63 • Серия M249 и Mark 46 • XM262 • XM312 • Mk 21 • EX 27 • Mark 48 • Browning M2 • GAU-19 M134 Миниган • LW50MG • LWMMG Ручные гранатометы M79 • XM148 • M203 • M234 • M320 • M32 • EX 41 • Марк 13 Автоматические гранатометы M75/M129 • XM174 • Марк 19 • Марк 47 • XM109 • XM307 Другое оружие XM25 • M20A1/A1B1 • M67 • Серия M72 • M136 (AT4) • M141 • M202/A1 • Mark 153 • FIM-43 Redeye • FIM-92 Stinger • FGM-172 SRAW • Боеприпасы 7,62×33 мм • 5,56×45 мм НАТО • 7,62×51 мм НАТО • .30-06 Springfield • 12,7×99 мм НАТО • .300 Winchester Magnum • 9×19 мм Parabellum • .45 ACP • 12-й калибр
Разведка боем
Охота на «Стингер» продолжалась в течение всего года. Лишь 5 января 1987 года в ходе боевой операции разведчиков был захвачен первый экземпляр этого оружия.
Разведывательная группа лейтенантов Владимира Ковтуна и Василия Чебоксарова 186-го отдельного отряда специального назначения провела воздушную разведку. Внезапно из-под управления вертолета спецназовцы заметили нескольких моджахедов, которые на большой скорости мчались по дну ущелья Мелтакай на мотоциклах. Ми-24 с отрядом спецназа начали преследование предполагаемых террористов.
Разведка разведчиков не подвела. Как только они заметили, что их преследуют с воздуха, мотоциклисты остановились и открыли огонь из стрелкового оружия. Однако, очевидно понимая, что большого ущерба вертолету это не нанесет, моджахеды вынули два комплекта «колющих» и запустили ракеты. К счастью, ракеты прошли мимо, и одна из «вертушек» приземлилась в ущелье и высадила разведчиков на берег. За ней последовала еще одна группа советских вертолетов, и спецназ принял бой на земле.
Совместными усилиями моджахеды были уничтожены. Когда Владимир Ковтун осматривал трофеи, он обнаружил не только пусковую установку ПЗРК «Стингер», но и полный комплект технической документации на нее. Это открытие выглядело как большой успех.
Товарищи Ковтуна тем временем обнаружили рядом с мотоциклами еще один неповрежденный ПЗРК «Стингер». От попадания вертолеты спасло то, что под интенсивным огнем призраки не успевали развернуть антенны на комплексах и фактически вели огонь из них, как из обычных гранатометов.
Спустя сутки во всех воинских частях советских войск, дислоцированных в Афганистане, началось настоящее ликование по поводу захваченных спецназом «Стингеров».
Всего в ходе охоты за установками ПЗРК «Стингер» советские военные захватили восемь комплексов этого оружия, но ни один не получил обещанную звезду героя. Прошли менее значимые ордена и медали.
Варианты ПЗРК “Стингер”
FIM-92A: первая версия.
FIM-92C: перепрограммируемая микропроцессорная ракета. Воздействие внешних помех было компенсировано добавлением более мощных компонентов цифрового компьютера. Кроме того, программное обеспечение ракеты теперь перенастроено таким образом, чтобы быстро и эффективно реагировать на новые виды противодействия (постановка помех и ложных целей) в короткие сроки. До 1991 года только для армии США было произведено около 20 000 единиц.
- FIM-92D: В этой версии применены различные модификации для повышения устойчивости к помехам.
- FIM-92E: Перепрограммируемая микропроцессорная ракета Block I. Добавление нового датчика крена, доработки программного обеспечения и управления привели к значительному улучшению управления полетом ракеты. Кроме того, повышена эффективность поражения малоразмерных целей, таких как беспилотные самолеты, крылатые ракеты и легкие разведывательные вертолеты. Первые поставки начались в 1995 году. Этой версией был заменен почти весь арсенал ракет Stinger в США.
- FIM-92F: дальнейшее улучшение версии E и текущей серийной версии.
- FIM-92G: неизвестное обновление для варианта D.
- FIM-92H: вариант D обновлен до версии E.
- FIM-92I: перепрограммируемая микропроцессорная ракета Block II. Этот вариант планировался на основе версии E. Усовершенствования включали инфракрасную головку наведения. В этой модификации значительно увеличены дистанции обнаружения целей и возможности преодоления помех. Кроме того, изменения в конструкции позволяют значительно увеличить дальность полета. Хотя работа достигла стадии испытаний, программа была прекращена в 2002 году по бюджетным причинам.
- FIM-92J: Перепрограммируемые микропроцессорные ракеты Block I модернизировали устаревшие компоненты, чтобы продлить срок их службы еще на 10 лет. Боевая часть также оснащена неконтактной трубкой для повышения эффективности против
- ADSM, подавление противовоздушной обороны: вариант с дополнительной пассивной радиолокационной головкой цели, этот вариант также может использоваться против радиолокационных установок.
Способы борьбы с ПЗРК «Стингер»
Появление в Афганистане ПЗРК Fim-92 Stinger стало серьезной проблемой для советской авиации. Пытались решить ее разными способами. Изменена тактика применения авиации, это касалось как штурмовых машин, так и транспортных вертолетов и самолетов.
Полеты на транспортных самолетах стали выполняться на больших высотах, где их не могла достать ракета «Стингер». Посадка и взлет с аэродрома происходили по спирали с резким набором высоты или потерей высоты. Вертолеты, наоборот, стали цепляться за землю, используя сверхмалые высоты.
Вскоре появились системы, работавшие по ИК-детекторам ГСН ракеты. Обычно это источники инфракрасного излучения. Традиционный способ обмануть ракету — запустить тепловые ложные цели (TLS) с самолета или вертолета. Однако у тепловых ловушек есть много недостатков (например, они достаточно легко воспламеняются), и обмануть современные ПЗРК с помощью ТЛК достаточно сложно.
Сразу после стрельбы ТПК самолет должен выполнить противоракетный маневр иначе он все равно будет поражен ракетой.
Еще одним способом защиты самолетов от поражения ПЗРК могло бы стать усиление брони. По этому пути пошли создатели российского ударного вертолета Ка-50 «Черная акула».
Модернизации и модификации
ПЗРК «Стингер» второй модели — FIM-92B — получил усовершенствованную головку-мишень. Кроме инфракрасного приемника на ГСП имелся второй, работающий в ультрафиолетовом спектре. Благодаря этому повысилась устойчивость к помехам, как к «естественным», так и к тепловым ловушкам (которые не воспринимаются в УФ-диапазоне).
Кроме того, на последнем участке подхода к цели ракета начинает наводиться не на тепловое излучение двигателей, а на контур самолета в целом. ПЗРК FIM-92B выпускается с 1982 года. Он также известен как «POST Stinger» — «Passive Optical Seeker Technique» («пассивная оптическая ГСН»).
Комплекс FIM-92C, также известный как «Stinger RPM» — «Перепрограммируемый микропроцессор», выпускался во второй половине 80-х годов. От предыдущих версий он отличался, на что указывает индекс, процессором системы наведения ракеты с возможностью перепрограммирования. Таким образом, при появлении новых самолетов противника достаточно ввести их параметры в память ракеты.
Модификация FIM-92D незначительно отличалась от предыдущей версии — при ее создании преследовалось лишь повышение помехозащищенности «Стингера.
ПЗРК FIM-92E разрабатывались для повышения эффективности поражения малоразмерных маневренных целей — крылатых ракет, беспилотников и легких вертолетов.
Он начал поступать в войска в 1995 году, вскоре заменив «Стингеры» предыдущих модификаций. Комплексы серии -Д, доработанные по стандарту серии -Е, получили обозначение FIM-92H.
В настоящее время в производстве находится модель ПЗРК с индексом FIM-92E, подробные характеристики которой не разглашаются. «Стингеры» серий E и H были модернизированы до нового стандарта FIM-92J с середины 2010-х годов. Изменения включают взрыватель ближнего боя, не требующий прямого попадания, и новый двигатель.
Кроме переносной установки имеется ДМС — башня, где установлены 2 пусковых контейнера. В башню встроены системы питания и охлаждения ГСН, она может получать данные о целях от внешних источников.
Для подготовки расчетов была разработана учебная ракета М134. Она стреляет учебной ракетой без боевой части и разгонного двигателя. Вместо реального опросчика системы «свой-чужой» в обучающей установке используется его тренажер, выдающий случайные «ответы».
Вместо блока питания и охлаждения используется специальный аккумулятор, емкости которого хватает на 16 тренировочных установок. В дополнение к М134 производится массогабаритный макет Стингер М60 для ознакомления с материальной частью.
На базе ПЗРК «Стингер» также создана ракета класса «воздух-воздух» AIM-92.
Ею для самообороны от воздушных целей вооружены вертолеты и беспилотники. На базе «воздушного Стингера» также была разработана легкая противорадиолокационная ракета ADSM, которая должна позволить вертолетам самостоятельно подавлять радары ПВО.