Крылатые ракеты Х-32 — особенности, применение и характеристики новых сверхзвуковых ракет — 19

Боеприпасы

История создания

Новая крылатая ракета Х-32 была разработана для замены Х-22 «Буря». От своего предшественника ракета унаследовала несколько измененный планер. Она получила модернизированный двигатель с увеличенной тягой, новое цифровое электронное оборудование, включая вычислительную систему, активно-пассивную радиолокационную станцию, защищенную от помех, и системы радиоэлектронного противодействия.

Первые опытные образцы ракеты были изготовлены на дубненском машиностроительном заводе «Радуга» в конце 1980-х годов, но первые испытания изделия состоялись только в 1998 году. Работы несколько раз останавливались из-за кризиса в стране и недостаточное финансирование.

Следующий этап разработки ракеты относится к 2008 году, когда был заключен контракт на испытания прототипов ракеты. В 2012-2013 годах проводились работы по переоборудованию бомбардировщика Ту-22М3 для проведения испытаний ракет. Летные испытания самолета с ракетами были проведены в июле 2013 г. Х-32 официально принята на вооружение в конце 2016 г. В 2020 г переоборудованный Ту-22М3 провел серию пусков ракет Х-32 по военный полигон, где заявляли возможности, пока не подтвердили ракету.

Конструкция, принцип работы и предназначение ракеты

Ракета Х-32 выполнена в корпусе Х-22 с идентичными геометрическими размерами, но с более мощным двигателем. В новой ракете увеличен объем баков за счет уменьшения боевой части, установлена ​​новая помехозащищенная радиолокационная инерциальная система управления с радиокомандной коррекцией и привязкой к местности, вместо автопилота установлена ​​система автоматического управления.

Главное отличие ракеты — не совсем обычный маневр. После отделения от самолета-носителя и включения маршевого двигателя Х-32 не прижимается к поверхности, а начинает активный набор высоты.

Основное назначение ракеты — уничтожение надводных кораблей и авианосных ударных групп. Но сегодня Х-32 — это уже не специализированная ПКР, а универсальный ракетный комплекс, способный с равной эффективностью поражать как надводные, так и малоразмерные наземные цели.

Отличия Х-32 от Х-22

Новая ракета разработки ОКБ «Радуга» была принята на вооружение в 2016 году. От предшественницы ракета унаследовала несколько измененный планер. По открытым данным, она получила модернизированный двигатель с увеличенной тягой, новое цифровое электронное оборудование, в том числе вычислительный комплекс, активно-пассивную радиолокационную станцию ​​с защитой от помех и системы радиоэлектронного противодействия. Максимальная скорость ракеты близка к гиперзвуковой, она составляет около 5 Махов, увеличилась и дальность ее применения — тысяча километров.

 

«Х-22 имела автономную систему управления с гироскопами, что позволяет ракете оставаться на траектории. Благодаря тому, что она контролирует еще и высоту полета, ракета, думая, что достигла цели, уходит в пикирование и попадает в цель, — пояснил Дмитрий Корнев, военный эксперт, главный редактор портала «Военная Россия» RTVI.- На Х-32 принципиально другая система наведения.Она такая же, как на крылатых ракетах большой дальности .

То есть ракета может двигаться по сложному маршруту, корректируя его в определенных точках на местности.Ракета понимает насколько ее маршрут отклоняется от идеального в точках коррекции и соответственно выполняет корректирующий маневр и движется к следующей точке коррекции Таким образом, обеспечивается достаточно высокая точность наведения».

Траектория полета ракеты состоит из трех участков: стартового, на котором достигается крейсерская высота полета; маршевый, когда ракета летит к цели на высоте 40 км; и последний, который ракета атакует в крутом пикировании.

По словам доктора военных наук Константина Сивкова, сравнение тактико-технических характеристик Х-32 и американской зенитной управляемой ракеты Standard Missile 6 (SM-6) показывает, что крылатая часть нашей ракеты составляет почти семь километров выше верхнего предела для зоны ПРО США и почти вдвое превышает максимально допустимую скорость по аэродинамическим целям: 1500 против 800 метров в секунду.

«Вывод: американцы не смогут поразить российскую ракету», — сказал он. «Однако это не означает, что они не будут стрелять по гиперзвуковым ракетам. БИУС (Боевая информационно-управляющая система) «Иджис» способна их обнаруживать и выдавать целеуказание, так как обеспечивает возможность решения задач ПРО и даже борьбы со спутниками, если скорость намного выше».

Характеристики крылатой ракеты

  • носитель — дальний бомбардировщик Ту-22М3М;
  • вес — 5780 кг;
  • длина — 12 м;
  • размах крыла — 3 м;
  • тип боевой части — специальная/фугасно-кумулятивная;
  • дальность пуска — 600-1000 км;
  • дальность захвата РЛС ГСН — 200-300 км;
  • максимальная высота полета – 40 км;
  • максимальная скорость полета – более 5000 км/ч.


Читайте также: ТОП-10 биноклей для охоты, цены и характеристики, преимущества и недостатки

Перспективы использования

Ракета Х-32 выполнена в корпусе предшественницы, массогабаритные характеристики практически не изменились: масса — около 5800 килограммов, длина — около 12 метров при диаметре около метра и размахе крыла три метра. Изделие крепится на те же держатели, что и Х-22. Судя по открытым данным, вес боевой части несколько уменьшен: у Х-22 она весила около 900 килограммов, у новой боевой части — около 500 килограммов. Освободившийся объем используется для размещения дополнительного топлива.

«Да, увеличилось количество топлива. Возможно, это связано с тем, что электроника стала более компактной. Только в 60-е годы электроника занимала очень большие места. А современная электроника может занимать примерно в 10 раз меньше места, а это вполне серьезные объемы. Ну, боевые части сейчас делают более компактными, в том числе и ядерными», — пояснил Корнев.

Отдельной проблемой является обеспечение целеуказания для ракет Х-32 при стрельбе на большие дальности. При «рабочей» высоте полета Ту-22М3 около 10 километров радиогоризонт бортовой поисковой РЛС составит около 360 километров. При этом для стрельбы на максимальную дальность полета требуется достаточно точное целеуказание, чего можно добиться только другими средствами, говорится в обзоре журнала НОЗС.

«Однако возможности современных систем управления и обмена данными позволяют значительно упростить процесс приема и передачи целеуказания ударной группе. Кроме того, высота полета Х-32 обеспечивает гигантский радиогоризонт для ГСН (самонаведения) головы), что составляет более 700 километров, что превышает дальность обнаружения целей ГСН ракеты. Таким образом, Х-32 может успешно находить цель даже при предельно «грубом» целеуказании».

В дальнейшем планируется использовать ракету Х-32 от модернизированных дальних бомбардировщиков Ту-22М3М, но пока для использования переоборудовано несколько боевых самолетов.

Дальний бомбардировщик Ту-22М3. Архивное изображение
Вадим Савицкий / ТАСС

Модернизированный бомбардировщик Ту-22М3М до сих пор существует в единственном экземпляре, основные изменения в проекте связаны с бортовым комплексом оборудования. Сообщалось о замене около 80% систем различного назначения, применении новых блоков навигации, связи, управления вооружением.

«Х-32 запускается только с Ту-22М3, но самолет должен быть с некоторыми модернизациями. Конечно, Ту-22М3М может нести и Х-32, но этот самолет создавался не для этого, а для более совершенных ракет, которые она также может нести , — пояснил Корнев. — Я думаю, что эта ракета использует новую боевую часть, как обычную, так и, возможно, ядерную. Боевая часть должна быть обновлена».

Уникальность ракеты

Долгое время Х-32 оставался одним из самых секретных и интересных проектов российского ВПК. «Стратегическая культура» писала, что новая российская ракета способна превратить американские авианосцы «в груду металла». Дальность действия Х-32 вполне достаточна для атаки авианосной ударной группировки противника и находится за пределами досягаемости его корабельных средств ПВО и палубных истребителей.

Уникальность новой ракеты заключается в том, что она обладает сильными средствами прорыва корабельной системы ПВО и ПРО НАТО, оснащенной противоракетами Standard Missile 6 — скорость Х-32 вдвое выше как максимальная скорость, разрешенная СМ-6.

Российская крылатая ракета способна пробить борт авианосца и оставить дыру площадью 20-30 квадратных метров. У него отличный запас прочности: корпус способен выдержать не только артиллерийский огонь, но и прямые попадания ракет.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector