Какие бомбы Германия использовала в ходе войны
В 1941 г на вооружении ВВС Германии (люфтваффе) находилась очень широкая номенклатура авиабомб, начиная с малокалиберных (2-10 кг.) и заканчивая тяжелыми авиационными боеприпасами — весом в одну тонну, 2 и даже 2,5 тонны. Они были разного назначения — фугасные, осколочные, зажигательные и т.д. Фугасные бомбы были самыми большими по калибру — именно среди этого класса авиационных боеприпасов чаще всего встречались самые тяжелые бомбы в королевстве — даже 2,5 тонны в масса. Такие боеприпасы чаще всего применялись для ударов по зданиям, инженерным сооружениям и предприятиям — для их вывода из строя и для сеяния паники среди мирного населения.
Немецкие инженеры постоянно работали над новыми типами бомб. Так, например, специалистам компании «Хейнкель» удалось создать планирующую управляемую бомбу для борьбы с кораблями противника, и она, кстати, довольно успешно применялась в Европе. Шло время, экономика стран антигитлеровской коалиции тоже не стояла на месте. В 1945 году война пришла на территорию Германии. И здесь впервые были продемонстрированы немецкие новинки.
Система управления
Аэродинамические органы управления располагались в хвостовой части, а регулировка производилась с помощью системы Kehl-Strasbourg 203/230. Она, в свою очередь, основывалась на методе MCLOS (Manual Command to Line Of Sight) — ручном наведении бомбы или ракеты в зоне прямой видимости оператора.
Система радиоуправления, как следует из названия, состояла из двух блоков — «Кель» и «Страсбург». Блок «Кел» представлял собой джойстик и передатчик серии FuG 203, который устанавливался на транспортный самолет и использовался для передачи команд на бомбу. Сам боеприпас был оснащен приемником Strasbourg серии FuG 230, крепление антенны которого было встроено в заднюю часть боеприпаса. Радиосвязь FuG 203/230 осуществлялась в диапазоне 48-50 МГц.
Одним из серьезных недостатков немецкой системы управления бомбами была ее высокая чувствительность к радиопомехам. Поэтому после первых атак с применением новых противокорабельных боеприпасов союзники приложили значительные усилия для разработки средств противодействия такому оружию. С начала 1944 года британские корабли были оснащены новыми глушителями, имевшими определенный успех.
Бомба FX-1400 на заводе Ruhrstahl
Изменение траектории полета боеприпаса обеспечивалось подвижными интерцепторами в хвостовой части. Спойлеры имели три системы управления: две позволяли регулировать движение по вертикальной оси (ось тангажа), одна — по горизонтальной (ось рыскания). Их положение регулировалось по радиоканалу, где оператор посылал сигналы на элементы оперения.
Какие новинки техники Германия продемонстрировала на Восточном фронте в 1945-м году
Предыдущий, 1944 год, был очень успешным для немецких конструкторов и инженеров. Им удалось ввести в эксплуатацию сразу несколько новых видов боевой техники. Например, «В-1» и «В-2», ставшие после войны прообразами крылатых и баллистических ракет, реактивный истребитель МЭ-262 и т д
А еще немцы стали применять на Восточном фронте (против СССР) так называемые мистельские «звенья», состоящие из начиненного взрывчаткой бомбардировщика и лежащего прямо на нем истребителя управления. Достигнув цели, летчик-истребитель направлял мощную бомбу – бомбардировщик, начиненный взрывчаткой, – в сторону бомбовой точки, а сам расцеплялся и уходил на базу.
Появление нового вида оружия поначалу немного смутило советских летчиков, но ненадолго. Вскоре они легко сбили Мистель, не дав им возможности достичь своих целей — например, переправиться через Одер, где немцы были наиболее активны. Этому также способствовала достаточно низкая скорость «сцепки» — чуть более 300 км/ч. В то время истребители уже летали в два раза быстрее.
Читайте также: Кто создал динамит?
Процедура сброса и наведения
Бомба Fritz-X в первую очередь предназначалась для поражения тяжелобронированных целей — линкоров и тяжелых крейсеров. В связи с этим вес бомбы длиной 3,3 метра и шириной 1,4 метра превышал 1300 кг. Боевая часть, весившая 320 кг, была снаряжена аматолом — смесью тротила и аммиачной селитры. При скорости сброса бомб 280 м/с максимальная толщина брони, которую мог пробить FX-1400, составляла 130-150 мм.
Самолет сбрасывает Hs 293. Виден след из сигнальных трассеров, что помогло оператору проследить траекторию бомбы
Минимальная высота сброса составляла 4 км, рекомендуемая — 5,5 км. FX-1400 сбрасывался исключительно в ясную погоду, так как наведение было невозможно в условиях облачности ниже 4 км. За несколько секунд до выброса самолет-носитель резко набрал высоту с дальнейшей корректировкой, тем самым «выбросив» бомбу. Это также было сделано для снижения скорости самолета, чтобы оператор не потерял бомбу из виду. При наведении, которое осуществлялось при планировании бомбы, носитель маневров не выполнял и был крайне уязвим для истребителей.
Метод наведения MCLOS, хотя и основан на простом принципе радиоуправления, чрезвычайно сложен в исполнении. Оператор должен был одновременно отслеживать бомбу и наводить ее на цель. В связи с этим он должен был иметь высокую степень подготовки, так как малейшее нарушение концентрации приводило к промаху.
С учетом нестабильной траектории полета, требующей своевременной ручной коррекции, точность при высокой квалификации оператора составляла порядка 15-30 метров от точки прицеливания. При наличии возмущений (например, обстрелов или турбулентности) точность значительно снижалась.