- История бомбы
- Полевые испытания
- Боевое применение
- «Доказали высокую эффективность»
- Основные типоразмеры бомб в сравнении
- БЕТАБ-500: фото, характеристики, мощность
- «Корректируемые боеприпасы доказали эффективность»: какие новейшие авиабомбы поступят на вооружение ВКС России
- Необычная конструкция
- Модификации
- УПАБ: характеристики, фото, мощность
- Расшифровка названия
- Типы бомб
- Авиационные бомбы (Россия)
- Технические характеристики ФАБ-250
- Современные авиабомбы ФАБ-5000М-54
- КАБ-1500: характеристики, фото, мощность
- Модели и типы бомб
- Межтиповые виды бомб
- Фугасные
- Осколочно-фугасные
- Бетонобойные и противолодочные
- Зажигательные и объемно-детонирующие
- Принцип действия
- Испытания пятитонной бомбы ФАБ-5000НГ с бомбардировщика Пе-8
- Боевое применение авиабомбы ФАБ-5000
История бомбы
Меткие бомбовые удары всегда считались основным средством поражения стратегических объектов. Большая масса взрывчатого вещества обеспечивала колоссальные разрушения, навсегда или навсегда вышедшие из строя железнодорожные узлы, береговые укрепления, заводы.
Авиационные обеприпасы разработки от предложения с возможностью фелатных апаратаров, как грузоподъемность элементов образовила их вес. Во время Второй мировой войны применялись бомбы разного веса, масса самых тяжелых составляла 1-2 тонны. Почти 70% бомб, использовавшихся советскими ВВС, состояли из взрывчатки весом 100 кг.
Разряд нескольких боеприпасов всегда имел значительный разброс, поэтому часто фатального поражения целей не происходило. Задача советского командования изготовить авиабомбу массой 5 тонн стала настоящим испытанием для конструкторов. С задачей справилась группа инженеров во главе с профессором Нисоном Гелперином.
К 1943 году была создана ФАБ-5000НГ — фугасное орудие массой 5400 килограммов, несущее 3 тонны взрывчатого вещества. Работа была сложной, так как фронтовой самолет был слишком тяжелым и не мог взять на борт большой боезапас. Пришлось приспосабливать бомбидировщики, производить соподы соборки общественного питания на борту.
От первоначальной идеи использования бомбардировщика ТБ-3 в качестве радиоуправляемой летающей бомбы пришлось отказаться из-за технических сложностей. Другое решение предложил Нисон Гельперин, доктор технических наук, который в начале войны руководил работами по созданию авиабомб.
Полевые испытания
Идеи Гельперина были немедленно проверены на полигоне. Главной задачей конструкторов было снижение веса снаряда боеприпаса, который в то время изготавливался из стали, был дорогим и тянул ценный материал из других отраслей промышленности. При этом тяжелая сталь составляла 2/3 всего веса бомбы.
Инженеры предложили использовать для корпуса железобетонную оболочку. В ходе испытаний на полигоне установили, что конструкция из железобетона не снижает фугасного действия и не дает деформироваться заряду. Сила взрыва не уменьшается.
Для бомб разработали сварные корпуса, позволившие снизить вес снаряда до 35% от общей массы боекомплекта. Это был настоящий прорыв офиса Гельперина.
Огромное минное поле с тонкими стенками отличалось от обычных только размерами — 5,2 метра. В ходе испытаний стало ясно, что бомбардировщики ТБ-3 не смогут нести гиганта. ФАБ-5000 было решено установить на Пе-8, имеющий грузоподъемность 4 тонны. Бомба, наполненная песком для испытаний, была отправлена на передовой аэродром, самолет совершил успешный бомбометание.
Затем были проведены испытания с зарядом — боекомплект сбрасывался в лесу. Результат впечатлил всех – стометровая воронка и около 6 сотен поваленных деревьев.
В феврале 1973 года ФАБ-5000НГ (с инициалами Гельперина) была принята на вооружение.
Боевое применение
28 апреля 1943 года фашистские войска впервые испытали на себе удар страшной сверхбомбы. Вооруженный ФАБ-5000 Пе-8 смог долететь до Кенигсберга и сбросить боеприпасы на береговые укрепления. Появление бомбардировщика не ожидалось, удар был точен, разрушения катастрофичны.
Но планы советского командования, рассчитывавшего поразить важные объекты в тылу, реализовать не удалось.
Bombardier значительно потерял скорость из-за перегрузок, превратился в легкую добычу штурмовиков. Массовое пенимение и полеты стратегический профайл нереализуемыми.
Изменили концепцию применения — бомбу сбрасывали вблизи линии фронта в местах главных ударов, где были большие скопления техники и живой силы противника. ФАБ-5000 применялись во время наступления на Орлу и Курск, а затем при освобождении Украины и Западной Европы.
Сверхтяжелая бомба наводила ужас на немцев, после удара железнодорожные узлы были полностью парализованы, техника разбита.
В феврале 1944 года на Хельсинки были сброшены две бомбы, что, по мнению некоторых историков, ускорило капитуляцию Финляндии. При освобождении Кёнигсберга в 1945 г скрывавшиеся в крепости фашисты вновь сбросили ФАБ-5000, что вызвало панику у врагов и способствовало освобождению города.
Интересно: тяжелые бомбы (ФАБ-9000 М54) применялись советскими войсками в Афганистане, потом началась эра управляемых реактивных снарядов.
«Доказали высокую эффективность»
УПАБ-1500Б предназначена для разрушения укрепленных наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, масса боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.
В состав оборудования модели УПАБ-1500Б, которая будет поставляться на экспорт, входят приемник спутниковой навигации, источник электроэнергии (тепловые батареи), фугасная бетонобойная боевая часть, контактное взрывное устройство с тремя видами замедления, а также система управления (инерционный комплекс, рулевой газовый привод и аэростат).
УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию 1500-килограммового «родственника». Бомба применяется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса расхода — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.
Бомба может быть сброшена с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, абрия от цели — не более 10 м. Полет боеприпасов корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостового оперения.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что в последние годы в России активно совершенствуются корректируемые (управляемые) авиабомбы, постепенно вытесняя свободнопадающие (неуправляемые) аналоги. Оба типа боеприпасов использовались в сирийской кампании.
«Опыт боевого применения позволил Минобороны и конструкторам определить дальнейшие направления развития авиационных средств поражения. Корректирующие планирующие боеприпасы доказали свою высокую эффективность. «Свободнопадающие бомбы, наверное, не уйдут в прошлое, но вкладывать деньги в их модернизацию не имеет смысла», — сказал Корнев.
Эксперт пояснил, что выброс планирующих боеприпасов, как правило, производится вне зоны действия ПВО противника. При этом метание свободнопадающих бомы описание либо над значением отражения, либо следствием кабрирования — особый маневр, позволяющий летчику сбрасывать боеприпасы на расстоянии до 15 км от цели.
По некоторым характеристикам корректируемая бомба превосходит не только свободнопадающий аналог, но и крылатую ракету класса «воздух — поверхность».
Планирующий боеприпас значительно дешевле и имеет более мощную боевую часть, чем ракета класса «воздух-поверхность». По словам Корнева, запуск одной крылатой ракеты может стоить сотни тысяч долларов из-за наличия реактивного двигателя и высокотехнологичного оборудования. При этом корректируемя авиабомба личена сложные агрегаты и системы.
«Авиационная крылатая ракета необходима для поражения объектов, защищенных самыми современными средствами ПВО, в том числе комплексами большой дальности. Во всех остальных случаях допустимо применение авиабомб. Недорог, надежен, эффективен и безопасен для экипажей ВКС. Неразумно, если цена потребления егистрация цена пчелоприпаса игрушка цена опражаемого объекта», — подчеркнул Корнев.
УПАБ-1500Б и УПАБ-500Б — не единственные отечественные корректируемые боеприпасы нового поколения. В июне 2019 года на форуме «Армия-2019» концерн «Техмаш» представил публике ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель». Боеприпасы должны быть приняты на вооружение до конца 2019 года. Масса бомбы 540 кг, длина 3,1 м, отклонение от цели не более 3-5 м.
«Аналога в мире нет. Бомба без двигателя. Дальность при отходе от носия — за 30 км. То есть самолет не входит в зону поражения ПВО, бросает аппарат, и он самостоятельно находит цель. Навигация осуществляется с помощью ГЛОНАСС», — заявил ранее журналистам генеральный директор НПО «Базальт» (входит в концерн «Техмаш») Владимир Порхачев.
Помимо навигационной системы, «Бур» может использовать лазерное и телевизионное наведение. Бомба может использоваться практически всеми боевыми самолетами ВКС, в том числе дальними и стратегическими бомбардировщиками.
Основные типоразмеры бомб в сравнении
БЕТАБ-500: фото, характеристики, мощность
Бетонобойная авиационная бомба БЕТАБ-500. Фото © roe.ru
БЕТАБ-500 — высокоточное оружие для поражения железобетонного оружия противника. Боеприпас массой 500 килограммов представляет собой бетонобойную бомбу с устройством для пробивания отверстий в твердых материалах с последующим взрывом заряда внутри.
Бомба способна с высокой точностью поражать объекты на расстоянии до 30 километров, что позволяет использовать ее как эффективное оружие для разрушения подземных укреплений и бункеров. Внутренний объем бомбы содержит 76 килограммов взрывчатого вещества и специальный донный детонатор, активирующийся при контакте с целью. Благодаря своей форме и прочному корпусу боеприпас способен пробить до полутора метров бетона.
«Корректируемые боеприпасы доказали эффективность»: какие новейшие авиабомбы поступят на вооружение ВКС России
Корпорация «Тактическое ракетное размение» (КТРВ) впервые продемонстрировала публике новые корректируемые авиабомбы УПАБ-1500Б-Э (К029Б-Э) и УПАБ-500Б-Э (К08БЭ). Полноразмерные макеты этих боеприпасов представлены на Международном авиационно-космическом салоне — 2019 в подмосковном Жуковском.
Оба боеприпаса являются высокоточным оружием благодаря установленной на них инерциально-спутниковой системе наведения. Авиабомбы прошли весь цикл испытаний и уже поступают в Воздушно-космические силы Российской Федерации. В 2020 году Россия начнет экспортировать УПАБ-1500Б и УПАБ-500Б.
Корректируемые авиабомбы были разработаны специалистами АО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» (Москва), входящего в состав КТРВ. В этом году компания отмечает свое 50-летие.
Необычная конструкция
Разработка вооружения во время войны шла в авральном режиме, технические детали приходилось отрабатывать не за тупиками, а непосредственно на полигонах. Задача создания тяжелой бомбы должна быть решена в кратчайшие сроки.
Первым шагом к увеличению мощности бомб без увеличения веса стала замена стальных тяжелых корпусов тонкостенными железобетонными конструкциями. КБ удалось доказать, что легкие тела не приводят к ранней детонации взрывчатой смеси. В результате боеприпас, имея прежнюю массу, стал нести больший заряд.
Инженер-полковник Кравец предложил ставить сверхмощные боеприпасы на устаревшие модели бомбардировщиков ТБ-3 и управлять самолетом дистанционно по радио. Была создана 6-метровая бомба с массой взрывчатого вещества 4,2 тонны. Его собирали непосредственно в корпусе самолета из 6 цилиндрических деталей. Внутри каждой секции разместили детонирующие гранаты.
Создание большого объема взрывчатой смеси также оказалось сложной и опасной задачей. Взрывчатку готовили паритами по хорошему графику, земат соединили. Но конструкторы не смогли установить радиоуправление, от проекта отказались.
Инженеры приступили к реализации очередного плана, полученный опыт помог им быстро проработать детали. Носителем боеприпасов решили сделать Пе-8 — тяжелый бомбардировщик с четырьмя двигателями и большим радиусом действия. Исходя из размеров самолета рассчитали допустимые параметры бомбы — длина 5 метров, диаметр 1 метр.
Но Пе-8 мог брать на борт только груз массой 4 тонны, а бомбоотсек не закрывался после установки ФАБ-5000. Проведенные испытания показали, что фронтовой бомбардировщик даже с нагрузкой до тонны способен подняться, долететь до цели и сбросить боекомплект.
Модификации
В середине 1930-х началось серийное производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была развита недостаточно и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии средств КБ №35 предложило изготавливать корпус из так называемого тонкостенного железобетона. Так появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941 году их приняли на вооружение.
В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпуска стали выпускать авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого стального чугуна, механическая обработка сводилась к минимуму. Из-за отсутствия станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезались только для предохранителей, а на менее ответственных позициях формировалась грубая резьба методом литья.
Незадолго до окончания войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиабомб. Им был присвоен индекс ОфАБ. При падении с 2 км ОфАБ-100 образовывал воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом даже пробивали 30-40-миллиметровую броню находящейся рядом техники.
Эти типы бомб сегодня широко распространены. Применяются марки Типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.
УПАБ: характеристики, фото, мощность
УПАБ-1500 — относительно новая бомба на вооружении ВВС России. Боеприпас К08БЭ (УПАБ-500Б-Э) оснащен инерциальной навигационной системой наведения, позволяющей корректировать траекторию полета. Авиабомба предназначена для поражения стационарных наземных и надводных объектов, таких как мосты, военно-промышленные комплексы, корабли и транспортные суда. Благодаря улучшению аэродинамики и другим техническим решениям удалось добиться дальности полета до пятидесяти километров.
Это позволяет сбрасывать бомбу далеко за пределы зоны поражения системы ПВО противника, что значительно снижает риски для авианосца. По данным из открытых источников, самый мощный вариант бомбы имеет обозначение УПАБ-1500. Боеприпасы с боеголовкой более тонны могут быть сброшены с высоты до пятнадцати километров и способны улететь на расстояние до пятидесяти километров. Отклонение от цели при таком броске не договаривается на десять метров.
Расшифровка названия
Наименование бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ-250-М46), ее калибра (ФАБ-250-М46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250-М46 — модификация 1946 г.) или указание его массы (ФАБ-250-270), или оскольность бомбы или производства (ФАБ-100СЧ — серый чугун, ФАБ-1000СЛ — стальное литё, ФАБ-500Т — термостойкая).
Типы бомб
- ФАБ — фугасная
- ОфАБ — осколочно-фугасная
- ОАБ, АО — осколочная
- БЕТАБ — бетонобойная
- БрАБ — бронебойная
- ЗАБ — зажигательная
- ЗБ — зажигательный бак
- ОФЗАБ — осколочно-фугасная зажигательная
- ОДАБ — объемно-детонирующая
- PLAB — антишиппинг
- МГАБ — малокалиберная грубівная
- ПТАБ — противотанковый
- ХБ — химическая
- КАБ — исправимый
- РБК — одиночный бомбовый патрон
- РБС — разовая бомбовая связка
Вспомогательные и специальные
- САБ — светящаяся
- ДАБ — дымовая
- ИАБ — имитационная
- АСК — спасательная кассета
- АСП — средства пожаротушения
- АгИТАБ — агитационная
- П, ПАБ — практический
- М — цель
- УПЛАБ — учебная противолодочная
- ФОТАБ — фотографическая
- ОМАБ — оригентная морская
- НОСАБ — ночной опорный сигнал
- ДОСАБ — суточный опорный сигнал
Авиационные бомбы (Россия)
Авиабомбы (Россия) — авиабомбы, созданные и эксплуатируемые на территории СССР или России.
Технические характеристики ФАБ-250
Этот тип бомбы имеет следующие характеристики:
- Общий вес – 250 кг.
- Масса ВВ – 99 кг.
- Длина- 1589 мм.
- Диаметр – 285 мм.
- Зона поражения – 28 м (сильная), 56 м (плита) и 112 м (легкая).
Современные авиабомбы ФАБ-5000М-54
Всего за войну было выпущено 98 авиабомб ФАБ-5000НГ — с одной стороны, потому что боеприпасы были весьма специфичны — не каждый день Красной Армии приходилось штурмовать крепости, а с другой — Пе-8 был носитель сверхмощных бомб, а сами построили 93 штуки. По этим причинам после окончания Великой Отечественной войны авиабомбы ФАБ-5000НГ больше не выпускались.
Но, в начале 1950-х годов вновь ощущается потребность в боеприпасах, способных одним ударом с воздуха разрушить крупные военно-промышленные объекты противника — капониры аэродромов, заводов, укреплений, железнодорожных узлов, дамб и так далее , к тому же, армия была принята новыми прочными бомбировщиками, нахом Ту-4.
Поскольку одновременное сбрасывание нескольких бомб среднего калибра не приводило к желаемому результату из-за их неизбежного разброса, а делать дешевые управляемые авиабомбы еще не представлялось возможным, требовалось мощное сосредоточенное воздействие на цель.
Так появилась фугасная авиационная бомба ФАБ-5000М-54, представлявшая собой проверенную конструкцию, в новом корпусе и с тремя взрывчатыми веществами. В 1954 году на вооружение была принята новая «пятитонка.
Основное назначение ФАБ-5000 М-54 — уничтожение военно-промышленных объектов и заводских корпусов при бомбометании с высоты до 16 000 м при скорости полета самолета до 1200 км/час. При этом, как и его предшественник в годы войны, ФАБ-5000 М-54 не предназначена для поражения живой силы противника — она эффективна только против защищенных и относительно крупных укрепленных целей.
Бомба ФАБ-5000 М-54 может быть оснащена АВПЗ на минирование, с самоликвидацией в течение нескольких суток.
Читайте также: Дымовая шашка (граната) : военная, армейская, плавучая, как выглядит, как пользоваться
КАБ-1500: характеристики, фото, мощность
Корректируемая авиабомба КАБ-1500ЛГ-Ф-Э с осколочно-фугасной боевой частью — МАКС-2009. Фото © Википедия / Виталий Владимирович Кузьмин
КАБ-1500 — бомба большой мощности, способная поражать цели на расстоянии до 30 километров от места выброса как на суше, так и на воде. Бомба массой 1500 килограммов способна разрушать железобетонные конструкции, а также наносить урон технике и живой силе противника. Боеприпас оснащен лазерно-телевизионной системой наведения, благодаря которой КАБ-1500 способна пробить трехметровый железобетон или разрушить защищенный бункер на глубине до 20 метров.
Модели и типы бомб
Межтиповые виды бомб
Межтиповые типы бомб — Типы бомб, очень честный корохом, могут иметь все виды бомб.
- Штурмовые (Индекс Ш) — бомбы, имеющие раскрывающийся тормозной парашют, что обеспечивает маловысотное (штурмовое) бомбометание без риска повреждения вашего самолета осколками (как при использовании обычных бомб с детонатором мгновенного действия) и исключает возможность рикошета (как и при использовании обычных бомб с фугасным штурмовым (10-240 с) замедлением) печечивая выход бомбометания. Также для ФАБ и ОФАБ предусмотрен больший разброс осколков, так как бомба падает под большим углом. 1 Штурмовые бомбы могут иметь встроенную или навесную версию.
- Термостойкие (индекс Т) — бомбы с термостойкой конструкцией или термостойкой оболочкой, предназначенные для подвески на высотных сверхзвуковых перехватчиках, таких как МиГ-25 и МиГ-31.
Фугасные
Фугасные авиабомбы (ФАБ) — авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугасной бомбы. Обладают самым мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения. Масса взрывчатого вещества в бомбе составляет примерно 50%, а бомба имеет относительно прочный корпус для проникновения в землю или препятствия, такие как многоэтажные здания и сооружения.
Основные поражающие действия
- Взрывоопасные газовые продукты с большим избыточным давлением
- Ударные волны в воздухе или на земле и сейсмические волны
- Осколки при разрушении корпуса бомбы
- Объекты позади и коммуникации
- Военно-промышленные и энергетические объекты
- Боевая техника
- Живая сила
Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения:
- Тупоконечная — предназначена для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Сброс обеспечивается на около- и дозвуковых скоростях и на высоте 15-16 км.
- Большая обеспеченность — имеющая обдекачиваемую головную часть, предлаганы обности для автомобилей с внешней трансмиссией, в том числе сверхзвуковых. Они имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивы.
- Толстостенные (индекс ТС) — Предназначаны для действия по особо прочным нагрузкам (ж/б шкалы армейния, стоянок техники, ВПП, плотин). Отличаются более массивной и прочной головной частью, большим толстым корпусом, отсутствием головной проушины под взрыватель и зажигательную чашку.
Осколочно-фугасные
ОФАБ — фугасная фугасная авиабомба — обычная фугасная бомба, но с меньшей начинкой ВВ около 30-35%, и специальными средствами организованного осколочного действия корпуса, такими как пилообразный внутренний борт корпус или систему продольных и поперечных выступов (хотя на старых моделях их быть не могло)
Бетонобойные и противолодочные
БетАБ — бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного отражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делится на 2 типа:
- Свободное падение — предназначен для бомбометания с большей высоты. Конструктивно похож на толстостенную фугасную авиабомбу.
- С парашютом и реактивным ускорителем — предназначен для бомбометания с любых (в том числе малых) высот. Бомба за счёт парашюта наколяется до 60°, пашют отстёгивается и оснащается ракетным оксплейтелем (см напр. Бомба Диснея)
ПЛАБ — противолодочная авиационная бомба. Предназначен для уничтожения подводных лодок. Можно эмить разное исполнение. Бомбы большого калибра обычно имеют неконтактный (гидроакустический, дистанционный или секундный) взрыватель и поражают цель фугасным действием на расстоянии. Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный детонатор и кумулятивное бомбовое исполнение.
Зажигательные и объемно-детонирующие
ЗАБ — зажигательная авиабомба. Предназначен для уничтожения боевой стрельбы и боевой техники. Калибр зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа: 1
- С пиротехническим зажигательным составом — используются во всех бомбах менее 100 кг, а в некоторых и калибром более 100. Пиротехнический состав, как правило, представляет собой термит со связующим веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрона (сплав алюминия с магнием). 1
- С вязкой огнесмесю — используется для авиабомб калибром от 100 до 500 кг. Огнесмесю – органические горючие вещества, загущенные до вязкого состояния специальными веществами (резина, жидкое стекло, полистирол). Огнесмесь в газченном состоянии распадается при взрыве на крупные куски, которые горят в течение нескольких минут при температуре около 1000°С. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации фосфор в воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь.
- ФЗАБ — осколочно-зажигательная авиационная бомба. Они представляют собой сочетание ФАБ и ЗАБ в одном корпусе. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная часть, а затем фугасная.
- ЗБ — зажигательный бак. Представляют собой ЗАБ в тонкостенном корпусе без стабилизатора и без заряда взрывчатого вещества ВВ. Разброс и хробление размещения в гидродаре, смешивание при даре о обраду. Возможен пожар только с низкими программами высот.
ОДАБ — обёмно-детонирующая авиабомба требуется большая эфективность по военной силе и легковременной технике (в том числе в открытых укрытиях), чем FAB. При встрече с преградой срабатывает рассеивающий заряд, разрушается корпус, разбивается и выбрасывается горючее. Огонь испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливно-воздушной смеси. Через время, необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ взрывает топливно-воздушную смесь.
Принцип действия
Фугасные бомбы срабатывают контактным мгновенным или замедленным действием. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются для поражения объектов, находящихся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если нужно поразить цель изнутри (например, внутри зданий) или зарытый в грунт объект (бункеры, дзоты, склады боеприпасов и т.п.). Если заряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, что увеличивает энергию взрыва.
Кстати, ФАБ может задерживаться не только на минуты, но даже на часы и дни. В данном случае они выполняют роль моего замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы взорвутся только после определенных событий. Например, вибродатчики отслеживают сильные вибрации. Если она достигнет порогового значения при приближении поезда или бронетранспортера, произойдет детонация и произойдет взрыв боеприпаса. Чтобы было сложнее нейтрализовать ФАБ, они оснащены противосъемными устройствами.
Испытания пятитонной бомбы ФАБ-5000НГ с бомбардировщика Пе-8
После пробной рулежки самолета на аэродроме специалисты осмотрели замки и систему подвески, убедившись, что они выдержали удар. В ходе летных испытаний было установлено, что бомбардировщик с ФАБ-5000 взлетает нормально, а его пилотирование ничем не отличается от обычного. Правда, максимальная скорость машины на крейсерском режиме из-за ухудшения аэродинамики снизилась до 10-15 км/ч.
В ходе испытаний сбросили две авиабомбы — с высоты 4000 и 3300 м. Первый упал на поляну и дал полный взрыв, образовав воронку диаметром шесть и глубиной три метра. Трава вокруг воронки была вырвана с корнем и сожжена в радиусе 40-150 м на общей площади около 13 000 м2. Пни, перемещенные на поляне, 6ыли обожены, а земение из них горелиси.
Вторая бомба упала в густом строительном лесу. В результате образовалась воронка диаметром восемь и глубиной три метра. В радиусе 55-70 м взрывной волной полностью сдуло и отбросило около 600 деревьев диаметром ствола 150-500 мм. Около 30% деревьев упало за пределами этого участка в радиусе 86-135 м, хотя вдалеке также были видны сломанные и упавшие деревья.
Вот такую воронку оставлять авиабомбу ФАБ-3000. ФАБ-5000НГ о количени идет речь, на 2 тонны тяжелее…
Для сравнения, в этом же лесу бросили ФАБ-1000, снаряженную смесью ТГА и ВВ АПУВ, в головную и нижнюю точки, настроенные на задержку 0,3 с и мгновенное действие соответственно. В результате взрыва образовалась воронка диаметром 12 м и глубиной 4 м. В радиусе 14-21 м повалены деревья, а в радиусе 24-34 м срезаны верхушки деревьев диаметром 80-150 мм.
Исходя из размеров воронки от взрыва ФАБ-1000, испытатели предположили, что ее действие происходило с задержкой 0,3 с, что обеспечивало более глубокое проникновение бомбы в грунт. Небольшой размер воронок от действия ФАБ-5000 они объясняли тем, что для мгновенного действия было установлено пять детонаторов, а кроме того, большое сечение бомб препятствовало большему заделыванию новых боеприпасов в грунт.
Чуть позже также было отмечено, что наличие боковых детонаторов и развитая система дополнительных детонаторов обеспечивает уровень взрывной волны, что крайне важно при бомбометании больших населенных пунктов.
По результатам испытаний военные пришли к выводу, что боевое применение ФАБ-5000 с самолетом Пе-8 вполне допустимо. Все агрегаты бомбардировочной установки, система подвески и система подъема авиабомб работали без нареканий, кроме единственного случая отказа аварийной пусковой установки.
По-видимому, с учетом политической значимости события, на этот раз боеприпасы такого калибра были приняты на вооружение ВВС отдельным Приказом НКО № 0340 от 6 мая 1943 г.
Для серийного производства ФАБ-5000 в КБ-35 НКБ разработаны рабочие чертежи, утвержденные Научно-техническим журналом № 063 от 1943 г и присвоили ФАБ-5000 номер чертежа 3-01234 и индекс ВВС – 7-Ф-419. Правда, в рабочей документации количество боковых взрывателей увеличено до шести для большей надежности, полноты и скорости подрыва.
Авиатехника подготовки авиабомбы ФАБ-5000НГ к применению.
Боевое применение авиабомбы ФАБ-5000
Беевое крещение ФАБ-5000 получил летом 1943 года в районе Курска. Ранее в прессе упоминалось, что первые «пятитонки» были применены 28 апреля 1943 года для бросания на ожидаемые оценки Конигсберга, но тут что то не так: либо ошибка с датой (вдь 28.04.1943 ФАБ-5000 еще только ходорола пустана), либо для бомбариковся какие-то другие аналоги фаб-5000. Однако ничего подобного неизвестно.
19 июля 1943 года во время Курской битвы два Пе-8 сбросили бомбы на железнодорожную станцию под Орлом, уничтожив 100-метровый участок железной дороги и десятки немецких железнодорожных вагонов и платформ с техникой. Железные дороги и склады горючего в районе Орлы также пострадали от одной бомбы 4 июня и двух бомб 3 июля.
12 июля 1943 г. ФАБ-5000 сбрасывались на наступающие немецкие войска, но очень ограниченно, все же задачей ФАБ-5000 было разрушение долговременных укреплений, а не уничтожение живой силы противника. Есть упоминания о применении тяжелых бомб и в Могилевской области (Белоруссия) 26 мая 1943 г для уничтожения зданий, занятых высокопоставленными немецкими офицерами .
7 февраля 1944 г. 2 бомбы ФАБ-5000 были сброшены в районе г. Хельсинки, где были разрушены военный завод и железнодорожные мастерские, позже на военные объекты было сброшено еще 2 бомбы.
Еще один ФАБ-5000 был сбит 9 марта 1944 г во время наступления советских войск на Каменец-Подольский плацдарм, что на несколько дней остановило железнодорожное движение в районе Н.П. Браилов (Украина).